Вопросы и ответы к экзамену «Социология»

Шпаргалка

Для студентов 2 курса специальностей 061000 – «Государственное и муниципальное управление»; 061100 – «Менеджмент организации»; 061500 – «Маркетинг»; 350300 – «Регионоведение»

Составитель вопросов: Ульяновский В.И., д.с.н., профессор кафедры общего и специального менеджмента

Составитель ответов: Михайленко А. В.


Вопросы

1. Социология как наука. Предмет и функции социологии.

Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова зос1е1а5 — общество и греческого 1о§о — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дас. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

24 стр., 11826 слов

Реферат: Методические указания и планы семинарских занятий «Социология». Маи, 2007 с

... социологии как науки, методах конкретно-социологических исследований, использовании социологических знаний в профессиональной деятельности и межличностных отношениях; знать специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных ... Социальное действие и взаимодействие», «Социальные институты», «Социальные общности и группы», «Социальная стратифика­ция и мобильность» и др. Планы ...

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.

6 стр., 2730 слов

Реферат: Социальная стратификация общества: особенности и причины

... уровень неравенства в обществе колеблется. Таким образом, все методы изучения социальной стратификации сводятся к выбору критериев выделения групп населения в обществе и собственно проведению исследования по выделению данных групп ...

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное основание для подразделения социологии на след. составные части:

1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;

2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей соц. системы;

3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования делятся на:

— теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области соц. жизни);

— эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения).

Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

7 стр., 3383 слов

Курсовая работа: Роль транспорта в жизни общества

... итог, надо отметить, что транспорт играет огромную роль в жизни общества. Он обеспечивает мобильность людей, что является одной ... , что задачей транспортной системы в таких условиях должно стать наилучшее удовлетворение потребностей потребителей транспортных услуг. А этого ... выбор и обоснование эффективных маршрутов и проведение экономической оценки взаимодействия различных видов транспорта при ...

В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями различают

— фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки) и

— прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области) социологию.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.

Социология и социальная философия.

Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.

Но философскими законами, отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.

Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.

Социология и история.

Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

7 стр., 3290 слов

Реферат: История и пути развития экономической социологии

... становления экономической социологии. Так, уже в 1904 г. в Москве выходит перевод первой монографии по экономической социологии ... экономическую теорию экономическую социологию как ее составную часть, то наш экономический "mainstream" стоит далеко в стороне от социологии. Внимание к социальным моментам экономической жизни ... экономическая социология вступает в этап ... "Экономика и общество" ("Economy ... человека. ...

Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.

Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология.

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:

— во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;

— во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;

— в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;

— и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.

4 стр., 1846 слов

Реферат: Тематика ов «Экономическая социология»

... пути его решения. 36. Социальный конфликт в обществе. 8. Вопросы для самоконтроля при подготовке к экзамену/зачёту по курсу «Экономическая социология» 1. Становление экономической социологии в первой половине XIX в ... 21. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. – Новосибирск: Наука, 1991. – 448 с. 22. История социологии в Западной Европе и США. – М.: НОРМА:ИНФРА ...

Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений.

Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений.

Социология и специальные науки.

И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.

В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

5 стр., 2410 слов

Реферат: Тема 1. Предмет экономической социологии

... и функции экономической социологии. Основные проблемы экономической социологии. Сущность поведенческого подхода в экономической социологии. Социальное регулирование экономики. Литература: Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. М. 1998. с. 8-45. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы ...

Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Д.Вико попытался создать основу новой науки об обществе. Но в основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, не систематичностью. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Отставание в изучении общественных явлений можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным проведением. Таким образом, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать существующий порядок.

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, способностью к обучению. Делался вывод о том, что самое главное – научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества и люди смогут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие.

Такие наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и так далее. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.

45 стр., 22444 слов

Шпаргалка: Основы социологии и политологии

... и институтов в силу их соответствия общим интересам. Различие интересов социальных общностей создает многообразие возможностей развития общества. Таким образом, социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о действии социальных общностей и форм их ...

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах прошлого столетия в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. «В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Философия О.Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Контом и на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации.»

Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки определенной науки, которую назвал социологией. Хотя он не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.

М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

Э.Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»

8 стр., 3609 слов

Курсовая работа: Экономическая социология

... ; - Раскрыть логику развития экономической социологии; - Понять суть влияния друг на друга социальных явлений и явлений экономических ; - Определить в глобальном масштабе значение и место экономической социологии, ее важность для человеческого общества; - Проанализировать ...

Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.

Таким образом, название науки «социология», столь удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука).

Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную).

Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие — это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию).

Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.).

Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и, следовательно — эволюции.

Классический тип научности социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918).

В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания).

Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.

Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:

1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;

2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.

2 признака социального действия:

— субъективно подразумеваемый смысл и

— ориентация на поведение других людей.

Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

— целерациональные,

— ценностно-рациональные,

— аффективные и

— традиционные.

Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.

Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.

Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.

В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:

— «О разделении общественного труда»;

— «Правила социологического метода»,

— «Самоубийство»;

— «Элементарные формы религиозной жизни».

Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и др.

Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.

Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь — всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.

Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Соц. факты Д. подразделял на:

— морфологические (плотность населения);

— образующие материальный субстрат общественной жизни,

— духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.

Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на индивида:

— эгоистическое,

— альтруистическое и

— аномическое.

Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.

Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.

В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно связанных с дарвинским учением:

1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и развития.

2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление неорганического, органического и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.

Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его эволюционизма в социологии.

Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – интеграция вещества и рассеяние движения.

Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял общества на:

— простые,

— сложные,

— вдвойне,

— втройне сложные,

исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.

Другая классификация общества связана с разграничением их общественной организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. Спенсер различал:

— воинственные и

— индустриальные типы обществ.

В первых общественная организация основана на жесткой иерархической структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил против революционных общественных перемен, был сторонником общественного развития, сохранения существующей общественной системы как естественного состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он был противником принципов социализма, считая ненужным устранение конкуренции, неравенства.

Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального направления в социологии, получившего позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).

Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии—множество натуралистических теорий, признающих ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социол. анализа обществ, бытия, порядка, организации географическую среду. Хотя трактовка последней как единственной детерминанты, однозначно направляющей эволюцию данного об-ва или культуры, встречается редко, для Г. н. обычна недооценка масштабов исторической деятельности человечества по преобразованию природной среды в культурную и потенциала изменений, заложенного во внутр. взаимодействии социальных и духовных факторов. Филос. опорой теорий Г. н., тяготевших к географическому детерминизму, т. е. к методологической установке, что психологические и культурные процессы однозначно определяются физическими факторами внешней среды, было механистическое миропонимание, физический монизм. В философии истории 18—19 вв. (Монтескье, К. Риттер, Бокль, Л. И. Мечников и др.) преимущественное внимание обращалось на роль географической среды (напр., длины береговой линии, особенностей речного половодья и т. д.) в формировании цивилизаций, в генезисе первых исторических форм общественности. Однако признавалось, что на высших ступенях цивилизации постепенно приобретают перевес умственные факторы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 — начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,— стремление искать ключ к объяснению всех обществ. явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс).

Развитие об-ва рассматривалось как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо “сознание рода”, “коллективный телезис”, делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ. жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли “народный дух”, выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) — анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и “иррациональной толпы” и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ. факт в подражании одного индивида др. Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках “первичных групп”, Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.

Основные труды:

— «Капитал»,

— «Немецкая идеология»,

— «Манифест Коммунистической партии».

Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:

1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.

2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.

3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической — представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.

4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.

6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.

Ограниченность социологии марксизма:

1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.

2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.

3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.

4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем).

Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике.

Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу 19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории.

Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского освободительного движения.

Уже на том этапе выявилось, как и в зарубежной социологии, многообразие различных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже противоположные позиции. Основными из них были:

— географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);

— органическое (Стронин, Лилиенфельд);

— субъективистское (Лавров, Михайловский);

— психологическое (Петражицкий, Кареев);

— многофакторное (Ковалевский);

— марксистское (Плеханов, Ленин).

Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории.

Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс.

Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени между биологией и социологией, как подлинной основы последней.

Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к изучению общества. Главные труды Ковалевского:

— «Современная социология»;

— «Очерк развития социологических учений»;

— «Социология» (2 тома).

Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные закономерности и общественный прогресс.

Крупнейший социолог мирового уровня 20в. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи. Разработал теорию соц. стратификации и соц. мобильности в своей теории он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт обществ, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Проще говоря в обществе одни люди занимают более высокое положение, чем другие и это безошибочно определяется и ощущается всеми. Оснований для такого неравенства несколько. Один из первых к этой проблеме обратился П.А. Сорокин. Он считал, что таким основанием неравенства могут быть богатства, размеры богатства, образование, род занятий, партийная принадлежность и др.

В сорокинской социологии более типичным (до последнего десятилетия) характерным была традиционная, уходившая в 19в принцип стратификации. В его основе лежит теория классов, больших групп людей, главным основанием в различиях соц. положения которых являются доходы и род занятий и еще 2-3, имеющих дополняющий характер. Выделяли страты: владельцев капиталов, рабочие, чиновники, крестьяне, люди свободных профессий (актеры, художники).

Западная концепция социальной стратификации 20в основывается на принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих:

естественную (биологическую, физическую и психическую) особенность людей;

социальную (разделение труда, доход, власть, собственность, уклад жизни, статусно-ролевые позиции) природу.

А социальная структура трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная порядочность:

они занимают разное положение в системе социального неравенства данного общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж, собственность);

они связаны между собой экономическими, политическими и культурными отношениями;

они являются субъектами функционирования всех социальных институтов данного общества и прежде всего экономических.

В советской социология вместо термина стратификация использовался термин классовая структура общества, где применительно к советскому обществу выделялись класс рабочих, крестьян и слой интеллигенции. Считалось, что интеллигенция не имеет своего особенного отличного от других отношения к собственности. Она работает либо на госпредприятиях как рабочие, либо в колхозах как крестьяне. Третьего класса не было.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук «, где специальным пунктом было записано «… одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах». В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее — выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксисткой социология М. — 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса » История ВКПб » И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово» социология » оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц — профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука — нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на » позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет «застоя» носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований ( с 1972 — институт социологических исследований, а с 1978 — Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал » Соц иссл «. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период «застоя». А после выхода в свет «Лекций по социологии » Ю. Левады, институт социологических исследований был обвинен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие «социология» оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был отменен в 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. повышение роли марксистско-ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества).

В настоящее время существует ряд социологических, вузовских и независимых социологических центров, едущих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Социологическое исследование начинается с разработки его программы, состоящей из двух разделов — методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка проблемы (социальная проблема — это «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей);

б) определение объекта и предмета социологического исследования (Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению);

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего, определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось «изобретать велосипед».

Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными. В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Дополнительные задачи целесообразнее решать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главный вопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под иным углом зрения.

К исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы. Их число предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных на ЭВМ.

Относится группа методов социологических исследований, позволяющих получить количественные хар-ки объекта:

1. Социальное наблюдение — это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Виды наблюдения:

-включенное и невкл.(участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

-полевое и лабораторное

-структурированное и неструктурированное

2. Контент – анализ. Это метод сбора колич. данных об изучаемом явлении или процессе, котор. содержатся в документах

Контент – анализ направлен на выработку колич описания, смыслового ( слово, тема, предложения, идеи, автор, соц. ситуация ), и символического содержания.

3. Опросный метод – социологический опрос, включающий информацию людей. Различают: а) анкетированный опрос – проводится заочно, нет прямого контакта. б) интервью. в) экспериментный опрос – инсочник информации – компитентные люди.

4. Метод повторных экспериментных оценок или метод «дэльфи». Это многократный опрос одной и той же группе по одной и той же проблеме.

5. Метод очного проведения опроса. «face to face». Различают:

а) Стандартизированное интервью – есть жесткая заданность вопросов и варианты ответов.

б) Полустандартизированное интервью – проводится на основе памятки, включ. перечень обязат. вопросов, не иск обсуждения.

в) Фокусированное интервью – стандартным явл. первый вопрос.

Опросы одних и тех же креспондентов через определ. промежуток времен явл. панельным.

Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.

Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.

Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.

Репрезентативность (представительность) — свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Опрос — метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

  • письменные (анкеты, тесты)
  • устные (интервью)
  • очные
  • заочные

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос — это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса;

ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

  • открытые
  • закрытые (с перечнем вариантов ответов)
  • прямые, личные
  • косвенные, безличные

проблема достоверности информации.

качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Задача опросов в обществе — обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке).

Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Социальное наблюдение — это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования)

Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек, обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно — это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку — психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть — блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку — социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме — это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.