ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИРОВАНИЯ

Бизнес-план

Бизнес — план — это стержень бизнеса, он включает разработку целей и задач, в нем даётся оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции и т.п.

Бизнес — план отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесёт ли он доход, который окупит все затраты?

Наличие бизнес — плана — это обязательное требование со стороны цивилизованного рынка, а отсутствие такового начинает восприниматься как нечто абсурдное и может вызвать настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов.

Бизнес-план это документ, который описывает все основные аспекты коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Овладение искусства составления бизнес-планов сегодня становится актуальным по нескольким причинам: в экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике; хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу — борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей; для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь руководству предприятия решить основные задачи, как:

  • — изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;
  • — оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
  • — обнаружить возможные препятствия в реализации продукта или услуг;
  • — определить контрольные показатели, по которым можно будет регулярно определять подъем и спад производства.

Бизнес-план — специальный инструмент управления, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. При всем многообразии форм предпринимательства планирование применяется практически во всех областях коммерческой деятельности и для различных предприятий; это необходимо для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и опасности.

2 стр., 942 слов

Бизнес-план: Степень экономического риска бизнес плана оценивается при помощи

... Риск отказов, поломок технологического оборудования. 3. Риск ущерба материальным затратам. 4. Риск нарушений технологического процесса. 5. Риск освоения новой техники, технологии. 6. Экологические риски. 7. Риск при ... Глубина анализа уровня рисков бизнеса зависит от ... необходимо сделать следующее: 1. Выявить полный перечень возможных рисков. ... проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок. ...

В отличие от западных стран деловое планирование России имеет ряд особенностей. Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес — планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий.

Рассмотрим основные этапы бизнес-планирования:

Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:

  • — на основе рыночной саморегуляции;
  • — системой адекватных плановых механизмов;
  • — путем одновременного использования рыночных и плановых начал.

Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено — предприятия и их объединения. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Не разделительная дизъюнкция «план или рынок», а интегративная формула «и рынок и план» по своей сути более полно отвечает как личным интересам предпринимателей, так и общим региональным и государственным задачам.

Бизнес-планирование дает возможность:

  • — определить пути и способы достижения поставленных целей;
  • — максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
  • — предотвратить ошибочные действия;
  • — отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
  • — доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
  • — смягчить влияние слабых сторон предприятия;
  • — определить потребность в капитале и денежных средствах;
  • — своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  • — полнее использовать инновации в своей деятельности;
  • — объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
  • — обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

В самом общем случае план — это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

  • — рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
  • — развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
  • — документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
  • — результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке;
  • — функции и принципы бизнес-планирования.

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

6 стр., 2548 слов

Бизнес-план: Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта

... может быть расширена для больших и сложных бизнес проектов. В чем отличие технико-экономического обоснования (ТЭО) от бизнес-плана? В современном бизнесе и делопроизводстве термины бизнес-план и технико-экономическое обоснование прочно вошли в лексикон терминов предпринимателей ...

  • — инициирование — активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  • — прогнозирование — предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  • — оптимизация — обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  • — координация и интеграция — учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  • — безопасность управления — обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  • — упорядочение — создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  • — контроль — возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  • — воспитание и обучение — благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  • — документирование — представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Структура бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и содержание бизнес-плана зависят от характера создаваемого организации — относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если организация производственная, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют характер товара и ориентация товара по потребителям: товар народного потребления или производственного назначения.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого организации.

Примерное содержание бизнес-плана:

  • 1 Вводная часть:

    • — название и адрес организации;
    • — учредители;
    • — суть и цель проекта;
    • — стоимость проекта;
    • — потребность в финансах;
    • — ссылка на секретность.
  • 2 Анализ положения дел в отрасли:

    • — текущая ситуация и тенденции развития отрасли;
    • — направление и задачи деятельности проекта.
  • 3 Существо предлагаемого проекта:

    3 стр., 1312 слов

    Бизнес-план: «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Технико-экономическое обоснование ИКТ проектов Лекция 5 «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ …»

    ... Искусство управления ИТ-проектами. – СПб.: Питер, 2007. 6. Каппелс Т. Финансово-ориентированное управление проектами. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 ... от влияния организации учета (в части амортизации). Это позволяет успешно сравнивать показатели различные проектов. Данный ... бизнес-плана проекта: учебное пособие. – М.: Альфа-Инфра-М, 2014. – 24 с. 4. Ильина О.Н. Методология управления проектами ...

    • — продукция (услуги или работы);
    • — технология;
    • — лицензии;
    • — патентные права.
  • 4 Анализ рынка:

    • — потенциальные потребители продукции;
    • — потенциальные конкуренты;
    • — размер рынка и его рост;
    • — оценочная доля на рынке.
  • 5 План маркетинга:

    • — цены;
    • — ценовая политика;
    • — каналы сбыта;
    • — реклама;
    • — прогноз новой продукции.
  • 6 Производственный план:

    • — производственный процесс;
    • — производственные помещения;
    • — оборудование;
    • — источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров;
    • — субподрядчики.
  • 7 Организационный план:

    • — форма собственности;
    • — сведения о партнерах, владельцах организации;
    • — сведения о руководящем составе;
    • — организационная структура.
  • 8 Степень риска:

    • — слабые стороны организации;
    • — изменение рыночной ситуации;
    • — инфляция;
    • — макроэкономические процессы;
    • — вероятность появления новых технологий;