к работе
Проблемы поиска путей финансового оздоровления несостоятельных предприятий, банкротов, относятся к наиболее актуальным вопросам экономической теории и занимают центральное место в современной хозяйственной практике.
Поиском продолжительной стабилизации в феврале 1995г. начался новый этап умеренного промышленного спада, соответствующий снижению индекса промышленного производства за год примерно на 15 процентов. Количество предприятий — банкротов неуклонно растет и по состоянию на 1 июня 1995г. превысило 1600 предприятий. Продолжающийся спад производства и увеличение количества обанкротившихся предприятий сопровождаются резким ростом безработицы. Ее уровень приблизился к 8% экономически активного населения. Продолжается тенденция к усилению застойного характера безработицы. Кризисное экономическое и социальное положение усугубляет трудности поиска путей финансового оздоровления.
В реализации государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией неплатежеспособных предприятий в случае признания их несостоятельными большое значение придается теоретическим рекомендациям по совершенствованию финансовых отношений. Поиск практических путей финансового оздоровления предприятий — потенциальных банкротов осложняется следующим:
- проблемы банкротства предприятий не имеют достаточной научной разработки;
- в экономической литературе данная тема применительно к экономическим условиям переходного периода к рыночной экономике почти не представлена;
- опыт хозяйственной практики банкротства предприятий недостаточен;
- законодательство по банкротству несовершенно.
Цель данной диссертации состоит в обобщении результатов исследования путей оздоровления несостоятельных предприятий посредством анализа причин возникновения банкротств и разработки составления бизнес —плана как формы реализации программы финансового оздоровления предприятий, финансового обеспечения социальной защиты их работников. В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы и решались следующие основные задачи:
- выявить и исследовать основные причины возникновения
банкротств предприятий в условиях экономического кризиса;
Банкротство и финансовое оздоровление организации
... банкротства; изучить пути и способы финансового оздоровления предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе; проанализировать конкретное предприятие-банкрот и методы его финансового оздоровления. Предметом исследования стали банкротство предприятия и методы его финансового оздоровления. Объект исследования – промышленное предприятие региона, осуществляющее финансовое оздоровление. ...
- обосновать предложения по методическому обеспечению
состояния бизнес —плана как формы реализации плана
финансового оздоровления предприятия;
- выработать и обосновать практические предложения по финансовому обеспечению социальной защиты работников несостоятельных предприятий;
-разработать предложения по практической реализации финансовых гарантий обеспечения защиты прав акционеров. Объектом исследования выступают финансовые отношения предприятий нефтегазодобывающей промышленности в контексте современных экономических и социальных преобразований в России, их место, роЛЬ и взаимодействие с другими субъектами финансово — кредитной системы страны.
Для достижения намеченных результатов исследования в диссертации использованы статистические методы анализа отчетных
материалов предприятий, фактические статистические данные о банкротствах предприятий и методах их предотвращения, опубликованные отечественные и зарубежные разработки по данной проблеме. Кроме того, был проведен анализ действующего российского законодательства по банкротствам предприятий и практика его применения в современных экономических условиях.
Непременной предпосылкой формирования научно — обоснованных предложений по финансовому оздоровлению несостоятельных предприятий представляется их разработка, исходя из достижений мировой науки и практики ведущих стран с развитой рыночной экономикой, а также с учетом исторических и экономико — социальных особенностей России. Поэтому в своем исследовании автор опирался на труды классиков западной политэкономии и финансов, в том числе А. Смита, К. Маркса, Д. Кейнса, современные учебники и монографии Д. Гелбрейта, П. Самуэльсона, К.Р. Макконнелла и др.
Использовались публикации по общим проблемам экономики и финансов следующих авторов: Абалкина Л.И., Дробозиной Л.А., Ковалевой А.М., Коломина Е.В., Корнеевой Р.В., Лушина СИ., Молякова Д.С., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Родионовой В.М., Сенчагова В.К., Ситаряна С.А., Сычева Н. Г., Черника Д.Г. и др.
Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что впервые в отечественной науке проведена анализ, систематизация и обобщение результатов по выходу несостоятельных российских предприятий (банкротов) из кризисного состояния путем поиска путей финансового оздоровлейия. Полученные результаты частично были использованы в практике крупных акционерных обществ нефтяной промышленности, апробированы на научных конференциях и опубликованы в печати.
Проблемы финансового оздоровления предприятий в условиях кризиса экономики России.
Банкротство. До настоящего времени многие руководители производства не верят, либо не хотят верить, что этот экономический термин «банкротство» стал реальностью, а их предприятие может быть объявлено банкротом. Такое отношение к банкротству объясняется проводимой государством в течение десятков лет экономической политики отрицания возможности банкротства государственных предприятий в социалистической системе хозяйствования. Так, например, в Финансово — кредитном словаре банкротство определяется как «несостоятельность только капиталистического предприятия в связи с такими явлениями капиталистической экономики как экономические кризисы, концентрация и централизация капитала, конкуренция.»1
Банкротство предприятия
... по поддержке несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" категории «несостоятельность» и «банкротство» ... экономики и при минимальных параметрах инфляции. Поскольку достижения указанных условий на сегодняшний день в России ... рублей, а просрочка должна превысить три месяца (статья 6 Закона). Применительно к отдельным хозяйствующим субъектам ...
Экономический, политический и социальный кризисы в России изменили наше понимание сути банкротства предприятий. По данным Госкомстата РФ по состоянию на 1 января 1995 года в стране насчитывается уже 140 банкротств. Сейчас в 82 регионах России созданы и действуют территориальные агентства по банкротству, более 700 специалистов, которые готовят документы об экономическом состоянии предприятий. Составляются и уточняются списки неплатежеспособных предприятий, количество которых быстро растет. Затем, в зависимости от перспективы их выживания в условиях перехода к рынку, по каждому в отдельности будет принято решение: от продажи заводов целиком как юридического лица до полной их ликвидации. По программе территориальных агентств количество неплатежеспособных предприятий колеблется в регионах от 40 до 70 процентов.
Итак, в ближайшей перспективе, если не предпринимать предупредительных мер, значительная часть российских предприятий может быть объявлена банкротами.
Чтобы этого не случилось, важно выяснить, что приводит к банкротству.
Причины банкротств предприятий различны и многочисленны. Но есть для них нечто общее, что можно определенным образом сгруппировать, классифицировать. Главным для последующего поиска путей финансового оздоровления несостоятельных предприятий должно стать проведение квалифицированного исследования причин, порождающих банкротство.
Характерными признаками финансового кризиса предприятий являются сокращение спроса на его продукцию, снижение объема производства, рост задолженности поставщикам, бюджету, банкам, задержки в выплате заработной платы своим работникам, отсюда и общие средства разрешения финансовых проблем. Они варьируются от сокращения внутренних расходов предприятий до государственного регулирования управления предприятием и его финансовой поддержки ( санации ).
Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие факторы внутреннего характера. Как правило, эта группа факторов непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.
Первоочередные меры по использованию внешних резервов финансового оздоровления несостоятельных предприятий.
Оценку возможных первоочередных мер по использованию резервов увеличения прибыльности производства с целью поиска путей предотвращения банкротства начнем с рассмотрения внешних факторов, воздействующих на финансовое состояние предприятий.
Во —первых, несостоятельные предприятия могут сделать попытку выпуска в обращение новых акций. Насколько реальна и экономически оправдана будет такая попытка?
Анализ зарубежной литературы по данному вопросу показывает, что даже в тех странах, где имеется высокоразвитый фондовый рынок, а экономика находится на подъеме, возможности пополнения капитала за счет выпуска и размещения новых акций чрезвычайно малы. Из внешних источников финансирования пополнения капитала корпораций США абсолютно преобладает выпуск облигаций (38,75%).
Организационно-правовые формы предприятий
... он составляет 100 человек. 2. Организационно-правовые формы предприятия Организационно-правовая форма бизнеса - это просто форма юридической регистрации бизнеса, которая создает определенный правовой статус для этого бизнеса. По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества ...
В то же время выпуск новых акций давал в 1985— 1986 г.г. только 0,17% прироста капитала в денежной форме.16 Россия не имеет высокоразвитого фондового рынка, более того, ее финансовый рынок стагнирует, а акции акционерных обществ (в отличие от акций ведущих коммерческих банков и финансовых компаний) котируются невысоко. ,
Состояние рынка акций в России рассмотрим на примере нефтегазовых компаний, имеющих относительную привлекательность для инвесторов.
В процессе приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса появились несколько очень крупных компаний нефтяного сырьевого рынка. ЛУКойл, ЮКОС, СУРГУТНЕФТЕГАЗ, нефтепроводная компания ТРАНСНЕФТЬ и др. Они были созданы по Указу Президента 17 ноября 1992г. Процесс формирования компаний продолжается. В мае 1994 г. была образована Восточная нефтяная компания. До 40% акций созданных нефтяных компаний предреализуются на инвестиционных конкурсах, из них до 15% —иностранным инвесторам.
На внебиржевом рынке, акции крупных нефтяных и газовых компаний появились в июне —июле 1994г. Этим сразу же воспользовались иностранные инвесторы, которые приобрели достаточно крупные пакеты акций— от 2 до 5 процентов уставного капитала эмитента. Это привело сначала к постепенному подъему курсовой стоимости акций, а затем, в конце августа — начале сентября — к резкому скачку, до рекордных отметок. После значительного роста курса акций наступил период стабилизации их цен. Период стабилизации акций нефтегазовых компаний оказался очень непродолжительным. Многие популярные акции просто рухнули.
Разработка программы социальной защиты работников предприятий
Проблемы социальной защиты работников при выходе предприятий из кризисного состояния (банкротства) относятся к наименее разработанным в законодательстве Российской Федерации. Вопросы эти специально не исследовались и поэтому серьезных публикаций в экономической литературе на данную тему не имеется.
Более того, можно отметить явное недопонимание всей сложности проблем социальной защиты работников таких предприятий и необходимости их разработки с целью смягчения негативных социально — экономических последствий банкротства. Каждое предприятие должно иметь программу социальной защиты своих работников и акционеров.
Между тем, анализ законодательства по банкротству предприятий показывает, что крайне незначительные меры по смягчению социальных последствий банкротства предусмотрены только для предприятий, официально признанных банкротами. Что касается предприятий, фактически являющихся по финансовому состоянию банкротами, но в установленном законом порядке ими пока не признанных, а таких предприятий большинство, то для них никаких финансовых льгот по социальной защите работников законодательством не предусмотрено.
Например: при принятии решений о добровольной ликвидации предприятий —должников (банкротов) Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994г. N498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» рекомендуется составить перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации предприятий, в частности, по социальному страхованию работников. При продаже государственных предприятий —должников в условиях конкурса, согласно Указа Президента РФ от 2 июня 1994г. N1114 » О продаже государственных предприятий —должников», должно быть предусмотрено сохранение численности рабочих мест на основании ходатайства местной администрации, и то лишь в том случае, если предприятие—должник является градообразующим. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994г. N1003 » О реформе государственных предприятий при создании казенного завода на базе ликвидированного федерального государственного предприятия » запрещается сокращение количества рабочих мест по сравнению с количеством работавших на момент принятия решения о ликвидации.
Развитие системы социальной защиты населения
... филиал) МИЭМИС кафедра региональной экономики и управления направление государственное и муниципальное управление группа 2511 ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТ Денисенко Маргарита Сергеевна 1. Тема работы Развитие системы социальной защиты населения на ...
Приведенные примеры показывают, что предусмотренные законодательством положения носят слишком общий характер, нуждаются в конкретизации и развитии и не соответствуют тем масштабам проблемы, которые сложились в результате массовых увольнений с предприятий, резко сокративших в условиях кризиса объем производства и нуждающихся в финансовом оздоровлении.
Увольнение работников с предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении —это проблема не только одного предприятия. Массовые увольнения приводят к росту безработицы, к необходимости государству тратить значительные финансовые ресурсы для решения вопросов занятости населения.