Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)
Институт управления инновациями
Факультет промышленной политики и бизнес-администрирования
Кафедра государственного, муниципального управления и социологии
Д.А. Гатиятуллина
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Методическое пособие
Казань
КНИТУ
УДК 316.334.2
ББК
Гатиятуллина Д.А.
Основы маркетинга: методическое пособие / Д.А. Гатиятуллина – Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – с.
Представлено содержание дисциплины «Основы маркетинга», предложены планы практических (семинарских) занятий, темы эссе и статьи для аннотаций, практические задания для самостоятельной работы, кейсы и порядок работы с ними, контрольные задания для студентов заочной формы обучения, рекомендуемая литература.
Предназначено для бакалавров направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения, а также для тех, кто интересуется вопросами, связанными с маркетингом.
Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления и социологии ФГБОУ ВПО «КНИТУ».
Печатается по решению методической комиссии факультета промышленной политики и бизнес-администрирования.
Рецензенты:
д.п.н., проф. кафедры ГМУиС КГТУ К.С. Идиатуллина
к.э.н., доцент кафедры ГиМУ КФУ С.А. Владимирова
Ответственный за выпуск д.с.н., проф. А.Р. Тузиков
© Гатиятуллина Д.А., 2012
© Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012
Представлено содержание дисциплины «Основы маркетинга», предложены планы практических (семинарских) занятий, темы эссе…
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Основы маркетинга» относится к дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла раздела «Вариативная часть» и изучается на 2 курсе (3 семестр).
Семинарское занятие № 1 Система образования. Органы управления образованием
... отрасли образования Планирование, программирование и прогнозирование развития образования Организационная структура управления системой образования Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями Темы рефератов ... на февраля 2005 г.– М.: Омега-л, 2005. – С. 386-388. 4.Вифлеемксий А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемксий. – М., 2003. – 342 с. 5.Никитин В.М. Практический маркетинг ...
Объект изучения
дисциплины – управление и деятельность организаций.
Предмет изучения
дисциплины – маркетинговые аспекты управления и деятельности организаций.
Цель
учебной дисциплины — подготовка специалистов, адаптированных к потребностям современного государственного и муниципального управления, способных самостоятельно использовать полученные знания для изучения и оценки динамики рыночных процессов, развития экономических механизмов, потребительского поведения, конкурентной среды и других важных элементов экономической деятельности предприятий и организаций.
В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие
задачи
:
а) изучение концептуальных основ теории маркетинга;
б) изучение систем маркетинговой информации и маркетинговых исследований;
в) изучение комплекса классических маркетинговых средств;
г) ознакомление с особенностями микро- и макросреды маркетинга;
д) ознакомление с моделями покупательского поведения, характеристиками покупателя;
е) изучение процесса принятия решения о покупке;
ж) ознакомление с основными характеристиками рынка предприятий и поведением организованных потребителей;
з) изучение уровней конкурентных отношений и сущности конкурентного анализа;
и) анализ видов конкурентных преимуществ;
к) ознакомление с сущностью, критериями и технологиями сегментирования рынка;
л) ознакомление с особенностями позиционирования товара на рынке;
м) изучение сущности понятий «товар» и «услуга»;
н) ознакомление с жизненным циклом товара;
о) изучение сущности цены и анализ основных подходов к ценообразованию;
п) ознакомление с внутренней структурой и принципами функционирования каналов распределения, товародвижением и логистикой;
р) изучение комплекса маркетинговых коммуникаций;
с) ознакомление с особенностями маркетингового планирования и контроля.
В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга» обучающийся должен приобрести практические навыки, умения, составляющие следующие общекультурные и профессиональные
компетенции
:
- стремление работать на благо общества (ОК-1);
- владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
- способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);
- умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16);
- умение устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ (ПК-28);
- способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44).
В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга», обучающийся должен
знать
:
Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины ...
... тематических олимпиад, выставок, презентаций и других внеаудиторных мероприятий, научно-исследовательской работы и др. При самостоятельном изучении литературы по дисциплине «Основы экономики» студентами реализуются следующие компетенции: ОК-2-спрособность анализировать основные ...
а) концептуальные основы теории маркетинга;
б) систему маркетинговой информации и маркетинговых исследований;
в) комплекса классических маркетинговых средств;
г) особенности микро- и макросреды маркетинга;
д) модели покупательского поведения, характеристики покупателя;
е) процесс принятия решения о покупке;
ж) основные характеристики рынка предприятий и поведение организованных потребителей;
з) специфику конкуренции и сущность конкурентных преимуществ;
и) сущность, критерии и технологии сегментирования рынка;
к) особенности позиционирования товара на рынке;
л) сущность понятий «товар» и «услуга», жизненный цикл товара;
м) сущность цены и основные подходы к ценообразованию;
н) внутреннюю структуру и принципы функционирования каналов распределения, особенности товародвижения и логистики;
о) особенности комплекса маркетинговых коммуникаций;
п) особенности маркетингового планирования и контроля.
В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга», обучающийся должен
уметь
:
а) использовать основную терминологию маркетинга;
б) формулировать и корректировать цели, задачи и видение управления в соответствии с маркетинговыми целями организации;
в) выявлять и анализировать классические составляющие комплекса маркетинга для организации;
г) оценивать тенденции развития факторов микро- и макросреды маркетинга организации;
д) выявлять ключевые характеристики покупателя и характеризовать модель покупательского поведения;
е) выявлять и анализировать основные тенденции рынка предприятий и поведение организованных потребителей;
ж) выявлять конкурентные преимущества организации;
з) выбирать критерии сегментирования рынка в зависимости от характера управленческих задач организации;
и) выявлять и анализировать уровни товара, стадии жизненного цикла товара;
к) выявлять и оценивать внутренние и внешние факторы ценообразования;
л) определять количество уровней канала распределения товара, его внутреннюю структуру;
м) определять необходимые средства для продвижения товара;
н) разрабатывать маркетинговый план и применять необходимые механизмы для его реализации.
В результате освоения дисциплины «Основы маркетинга», обучающийся должен
владеть
:
а)методами анализа микро- и макросреды маркетинга (SWOT-анализ и PEST-анализ);
б) методами выявления потребностей и запросов потребителей;
в)методами выявления и анализа мотивов и критериев выбора товаров и услуг;
г) методами выявления конкурентных преимуществ;
д) механизмами сегментации рынка и позиционирования товара;
е)механизмами ценообразования и корректировки цен;
ж) основными вариантами построения каналов распределения товаров;
з) методами продвижения товара;
и) методикой разработки и реализации маркетингового плана.
РАЗДЕЛ I. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»
Общая трудоемкость дисциплины «Основы маркетинга» составляет 2 зачетные единицы, часа.
Тема | Лекции | Практические занятия | СРС | ||
очно | заочно | очно | заочно | очно | заочно |
1. Введение в курс «Основы маркетинга» | |||||
2. Комплекс маркетинга и маркетинговая среда | |||||
3. Рынки и поведение потребителей | |||||
4. Конкурентный анализ, сегментация и позиционирование | |||||
5. Товар | |||||
6. Цена | |||||
7. Распределение | |||||
8. Продвижение | |||||
9. Стратегия, планирование и контроль маркетинговой деятельности | |||||
Итого: |
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Введение в курс «Основы маркетинга»
Цели и задачи курса «Основы маркетинга».
Сущность и определение маркетинга. Становление и развитие маркетинговой теории. Функции маркетинга.
Концепции маркетинговой деятельности: продуктовая, сбытовая, рыночная. Социально-этичный маркетинг, маркетинг взаимоотношений, маркетинг впечатлений, маркетинг В2В.
Системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований.
Тема 2. Комплекс маркетинга и маркетинговая среда
Комплекс маркетинга и его составляющие: товар, цена, место, продвижение.
Микросреда маркетинга (фирма, поставщики, посредники, клиенты, конкуренты, контактные аудитории) и ее исследование (SWOT-анализ).
Макросреда маркетинга (демография, экономика, природа, НТП, политика, культура) и ее исследование (PEST-анализ).
Тема 3. Рынки и поведение потребителей
Потребитель и покупатель. Нужды, потребности и запросы.
Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя: факторы культурные и социальные, факторы личного и психологического порядка. Процесс принятия решения о покупке. Принятие решения о покупке товара-новинки.
Рынок предприятий и поведение организованных потребителей: рынок товаров промышленного назначения, рынок посредников, рынок государственных учреждений.
Тема 4. Конкурентный анализ, сегментация и позиционирование
Теория конкуренции и маркетинг. Уровни конкурентных отношений. Пять конкурентных сил М.Портера. Структура и содержание конкурентного анализа. Определение степени концентрации продавцов. Виды конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность в маркетинге. Методы определения конкурентоспособности.
Сегментирование рынка: сущность, критерии и технологии. Понятие целевого сегмента. Выбор целевых сегментов рынка.
Позиционирование товара на рынке.
Тема 5. Товар
Товар: сущность и виды классификации. Структура (уровни) товара. Решения об отдельных товарах, о товарном ассортименте, о товарной номенклатуре. Маркетинг услуг.
Процесс разработки новых товаров. Жизненный цикл товара.
Тема 6. Цена
Цена: сущность и основные подходы к ценообразованию. Установление цен на новые товары. Ценообразование в рамках товарной номенклатуры. Корректировка цен. Изменение цен. Государственная политика ценообразования.
Тема 7. Распределение
Понятие каналов распределения. Внутренняя структура и принципы функционирования каналов распределения. Решения о структуре канала и об управлении каналом. Товародвижение и логистика.
Оптовая и розничная торговля.
Тема 8. Продвижение
Комплекс маркетинговых коммуникаций. Реклама. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью. Личная продажа и управление сбытом. Интерактивный и прямой маркетинг.
Тема 9. Стратегия, планирование и контроль маркетинговой деятельности
Стратегическое планирование. Маркетинговый план. Маркетинговый контроль.
РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ
Описание рейтинговой системы
При оценке результатов деятельности студентов в рамках дисциплины «Основы маркетинга» используется балльно-рейтинговая система, применение которой осуществляется согласно «Положению о рейтинговой системе оценки знаний студентов в КНИТУ».
Студенту для получения зачета в течение семестра необходимо набрать не менее баллов. Количество присуждаемых студенту баллов определяется преподавателем в зависимости от:
üкачества устного доклада / выступления (объем, форма – чтение, пересказ, рассуждение, комментарии или анализ),
üкачества презентации доклада / выступления;
üстепени подготовленности студента,
üумения отвечать на вопросы и активности при обсуждении поставленной проблемы,
üкачества выполненного задания из блока CРС (знание теоретического материала, информированность о текущей ситуации, детальность, аргументированность, обоснованность, целесообразность и реализуемость).
Студенту очной формы
обученияк каждому практическому
(семинарскому)занятию
необходимо выполнить1 эссе и 1 задание из практикума
. Эссе и задание практикума сдаются студентом для проверки в день проведения практического (семинарского) занятия.
В течение семестра студент очной формы обучения также должен подготовить 1 аннотацию статью (любую из указанных в семинарах 1 — 8) и решить 1 кейс (см. РАЗДЕЛ IV. КЕЙСЫ), представив их преподавателю в день зачета.
Рейтинг
для студентов очной формы
обучения составляется на основе присуждения баллов за следующие виды деятельности:
№ | Вид деятельности | Кол-во баллов | Максимально возможные баллы |
Посещение лекционного занятия | 0,25 | 2,25 | |
Посещение практического (семинарского) занятия | 0,25 | 2,25 | |
Выступление, участие в дискуссии (по семинарам 1, 2, 3, 5 и 6) | 0,5 — 2 | ||
Подготовка презентаций докладов, итоговых документов решения видеокейса, ролевой и учебно-деловой игр (по семинарам 2, 4, 7 и 8) | 0 — 3 | ||
Итого: | 26,5 | ||
Выполнение заданий к практическим (семинарским) занятиям: | |||
5.1 | Подготовка эссе | 1,5 | |
5.3 | Выполнение задания практикума | ||
Подготовка аннотации статьи (всего 1) | |||
Решение кейса (всего 1) | 0,5 – 8 | ||
Итого: |
Студенты заочной формы обучения
выполняют 1 эссе и 1 задание из практикума
только по Семинарам 4 и 8
.
Эссе и задание практикума по Семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7, а также подготовка аннотации статьи и решение кейса, включены в семестровую контрольную работу (см. РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ).
Рейтинг
для студентов заочной формы
обучения составляется на основе присуждения баллов за следующие виды деятельности:
№ | Вид деятельности | Кол-во баллов | Максимально возможные баллы |
Посещение лекционного занятия | 0,5 | ||
Посещение практического (семинарского) занятия | 0,5 | ||
Выступление, участие в дискуссии (по семинарам 4 и 8) | 0,5 — 3 | ||
Подготовка презентаций итоговых документов просмотра видеокейса и учебно-деловой игры (по семинарам 4 и 8) | 0 — 4 | ||
Выполнение заданий к практическим (семинарским) занятиям 4 и | |||
5.1 | Подготовка эссе (всего 2) | ||
5.2 | Выполнение задания практикума (всего 2) | ||
Итого: | |||
Выполнение семестровой контрольной работы: | |||
6.1 | Подготовка ответа на теоретический вопрос | ||
6.2 | Подготовка эссе по теме, указанной в семинарах 1, 2, 3, 5, 6 или 7 (всего 1) | ||
6.3 | Подготовка аннотации статьи, указанной в семинарах 1, 2, 3, 5, 6 или 7 (всего 1) | 1,5 | 1,5 |
6.4 | Выполнение задания практикума к семинарам 1, 2, 3, 5, 6 и 7 (всего 6) | 2,5 | |
6.5 | Решение кейса (всего 1) | 0,5 – 8 | |
Итого: |
Студенту для получения зачета в течение семестра необходимо набрать не менее баллов. Количество присуждаемых студенту баллов определяется… üкачества устного доклада / выступления (объем, форма – чтение, пересказ,… üкачества презентации доклада / выступления;
Порядок подготовки эссе
Эссе представляет собой краткую письменную творческую работу на определенную тему, основной целью которой является раскрытие предложенной темы с использованием собственных аргументов, используя доказательства и примеры. Эссе должно выражать индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретной теме. Оно не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (т.е. не должно представлять собой форму стандартного ответа на поставленный вопрос, например: «маркетинг – это …., бывает таких видов… и т.д.»).
Эссе базируется на хорошем научном знании заданной темы, способности свободно рассуждать, выражать собственное мнение, применять знание фактов и событий (телевидение, пресса, Интернет).
Эссе НЕ ДОЛЖНО быть структурно разделенным. Оно должно представлять собой единое, логически согласованное и осмысленное сочинение. В эссе должна быть вводная часть (3 – 4 предложения), которая обосновывала бы актуальность выбранной темы и интерес, который она (тема эссе) представляет для автора. Основная часть эссе должна содержать вдумчивый авторский анализ проблемы, выражение собственного отношения к теме, иллюстрацию индивидуального мнения конкретными фактами и событиями общегосударственного или общереспубликанского масштаба. Завершаться эссе должно рядом выводов, призванных резюмировать взгляды автора на затронутые в основной части проблемы и его предложения относительно возможностей их решения. Обложка — выполняется в соответствии с правилами оформления, установленными в ФГБОУ ВПО «КНИТУ».
Эссе НЕ ДОЛЖНО быть структурно разделенным. Оно должно представлять собой единое, логически согласованное и осмысленное сочинение. В эссе должна…
Требования к оформлению эссе
Объём эссе – не более 5 страниц (без обложки).
Формат страницы: А4.
Все поля (сверху, снизу, справа, слева): мм.
Шрифт: размер (кегль) — 14; тип – Times New Roman.
Цвет текста — черный, подчеркивания и курсива — нет.
Межстрочный интервал — 1,0.
Абзацный отступ – 1,0.
Выравнивание текста — по ширине.
Порядок подготовки аннотации статьи
Аннотация статьи представляет собой небольшое связное описание и оценку содержания и структуры статьи. В начале обязательно указывается автор и название аннотируемой статьи. Далее в аннотации необходимо определить основные идеи / разделы статьи (т.е. разбить ее на смысловые части), соединить их вместе и представить в достаточно краткой форме (т.е. выделить в каждой из таких частей основную мысль и сформулировать ее своими словами).
Аннотация, как функциональный тип текста, имеет свою структуру. Представляя содержание целой статьи, аннотация должна включать в себя ее основные разделы: актуальность, постановку проблемы, пути решения поставленной проблемы, результаты и выводы. Можно ограничиться также лишь первыми тремя компонентами: актуальностью, постановкой проблемы и путями решения проблемы. В любом случае, на каждый из разделов может отводиться по 2 — 3 предложениям. Основные разделы структуры аннотации и примеры каждого из них представлены в следующей таблице:
Компонент аннотации | Описание | Пример |
Актуальность | Необходимо показать важность изучаемой проблемы — почему обсуждаемая проблема требует изучения. |
Блог является одним из социальных сервисов, используемых в обучении иностранному языку и культуре. |
Постановка проблемы | Необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой и направлена статья. |
Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность использования блога при формировании социокультурной компетенции учащихся. |
Пути решения проблемы | Необходимо перечислить конкретные шаги, предлагаемые автором для решения обозначенной проблемы. |
В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав социокультурной компетенции, во-вторых, разработана методика формирования coциокультурной компетенции средствами блога… |
Результаты | В данном разделе представляются количественные / качественные / теоретические результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы. |
Исследование показало, что в ходе 10-недельного цикла большинство обучающихся смогли сформировать социокультурную компетенцию средствами блога, что подтверждает эффективность предлагаемой методики. |
Вывод | В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько предложенная автором статья расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложила новое решение существующей проблемы. |
Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале блогов в обучении иностранному языку и культуре. |
При написании аннотации следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Язык аннотации должен быть прост и доходчив. Следует избегать лишних вводных фраз. Например: «Автор статьи рассматривает…», «В статье представлены…». Рекомендуется использовать известные общепринятые термины – клише: «В работе рассмотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены / проверены …»;
2. Аннотацию желательно строить из коротких фраз, не употреблять в тексте разновременные глаголы, например: «Описаны» и «Описываются», т.е. соблюдать единство времени во всех предложениях аннотации;
3. Фразы следует строить комплексно. Например, аннотацию: «Исторический очерк завода, разработанный на основе архивных документов» можно сократить вдвое, используя другую синтаксическую конструкцию, но сохранив при этом полностью содержание: «История завода по архивным данным»;
4. Необходимо избавлять текст аннотации от лишних деталей;
5. В тексте аннотации следует применять стандартизированную терминологию, не употреблять малораспространенные термины, или разъяснять их при первом упоминании в тексте, соблюдать единство терминологии в пределах аннотации;
6. Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении;
7. Имена собственные приводятся в виде, в котором они даны в тексте статьи;
8. Географические названия приводятся в виде, в котором они даны в тексте статьи.
Аннотация, как функциональный тип текста, имеет свою структуру. Представляя содержание целой статьи, аннотация должна включать в себя ее основные… Компонент аннотации Описание Пример …
Требования к оформлению аннотации статьи
Объём аннотации статьи: 1,5 — 2 страницы (400 слов) (без обложки).
Формат страницы: А4.
Все поля (сверху, снизу, справа, слева): мм.
Шрифт: размер (кегль) — 14; тип – Times New Roman.
Цвет текста — черный, подчеркивания и курсива — нет.
Межстрочный интервал — 1,0.
Абзацный отступ – 1,0.
Выравнивание текста — по ширине.
Тематика практических (семинарских) занятий
СЕМИНАР 1. Введение в проблематику курса «Основы маркетинга» (2 ч.)
1. Маркетинг как наука, философия и искусство.
2. Маркетинговое мышление в государственном и муниципальном управлении.
3. Маркетинг в цифровую эпоху: сущность и проблемы.
Темы эссе:
Маркетинг как наука, искусство и технология.
Маркетинг в и в XXI веке: общее и особенное.
Социально-этичный маркетинг – уступка производителя или учет интересов общества?
Маркетинг отношений – российская реальность или утопия?
Маркетинг впечатлений в России и за рубежом – каковы ориентиры?
Маркетинг В2В – успехи и неудачи российских компаний.
Маркетинг В2В – успехи и неудачи зарубежных компаний.
Маркетинговые исследования в и в XXI веке – проблемы и перспективы.
Наблюдение как способ сбора первичных данных в современном маркетинговом исследовании – проблемы и перспективы.
Эксперимент в современном маркетинге – сложности проведения и адекватность результатов.
Опрос в современном маркетинге – особенности проведения, проблемы и перспективы.
Статьи для аннотации:
Майкл Дж. Бейкер Маркетинг — философия или функция?
Роджер М. Хилер, Эдвард К. Чанг Экономические основы маркетинга.
Гордон Р. Фоксолл Психологические основы маркетинга.
Кьелл Грёнхауд Социологические основы маркетинга.
Кам-Хон Ли Культурные аспекты маркетинга.
Майкл Сарен Маркетинговая теория.
Стефан Браун Постмодернистский маркетинг.
Майкл Дж. Бейкер Будущее маркетинга.[1]
Практикум:
Задание 1.1.
Три фирмы продвигали свой товар на рынок. Первая фирма, благодаря своему уникальному товару, оказалась монополистом. Вторая фирма действовала в условиях конкуренции, но товар, продвигаемый на рынок большой емкости, пользовался значительным спросом и беспрепятственно продавался. Третья фирма попала в условия ожесточенной конкуренции на рынке покупателя.
В какой степени нужна маркетинговая служба на этих фирмах, и какие функции маркетинг мог бы выполнять на каждой из фирм?
Задание 1.2.
Частный предприниматель купил двухэтажный магазин с обязательным условием сохранения профиля магазина. На первом этаже расположен продуктовый отдел: хлеб, мясо, рыба, вино, молоко, овощи-фрукты, кулинария. Второй этаж отдан под универмаг: ткани, парфюмерия, женская и мужская одежда, обувь, белье. Магазин находится в кризисе: низкий оборот капитала, узкий ассортимент, неквалифицированный персонал.
Что необходимо предпринять для выхода из кризиса?
Задание 1.3.
На какой концепции маркетинга основана деятельность следующих фирм:
1. Фирма занимается производством экипировки и снаряжения для охоты, рыбалки и туризма. Разработку новых моделей фирма осуществляет, основываясь на требованиях рынка.
2. Фирма производит канцелярские товары без изучения спроса на данном рынке, ориентируясь на агрессивные формы продвижения.
3. Строительная фирма занимается реставрацией фасадов особняков в центре города. На работу нанимаются только те рабочие, которые имеют прописку в данном городе.
4. Мебельная фабрика производит недорогую практичную мебель не лучшего качества, однако продукция фирмы широко представлена в торговой сети.
5. Компания занимается производством теле- и видеоаппаратуры, постоянно совершенствуя свой товар. Менеджмент фирмы думает только о совершенствовании товарной политики, а не о спросе на него.
Задание 1.4.
Назовите 5 наиболее важных факторов, способствующих внедрению на фирме комплексного маркетинга. Результаты представьте в виде следующей таблицы:
№ п/п |