Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины «основы экономики» способствует

Самостоятельная работа

Введение

3 1. Цель, формируемые компетенции 4 2.Формулировка задания и его объем 4 3.Рекомендации по выполнению задания 5 4.План-график выполнения задания 7 5.Общие требования к выполнению и оформлению результатов 7 самостоятельной работы 6.Критерии оценивания работы 7 7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы 8 Список рекомендуемой литературы 8 Приложение 10

Введение

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к будущему бакалавру, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. Все эти качества бакалавра в значительнейшей степени определяются умением самостоятельно работать над научной литературой и заинтересованностью в ней.

Из-за ограниченности учебного времени ряд тем или отдельных вопросов темы преподаватель рекомендует студентам для самостоятельного изучения. Эта работа направлена на активизацию деятельности студентов во внеучебное время и должна быть контролируемой. С этой целью преподаватели могут составить методические рекомендации по самостоятельному изучению отдельных тем или вопросов.

В процессе самостоятельной работы раскрываются способности человека, формируются его качества как творческой личности. Потребность в самостоятельной работе и умение самостоятельно работать — ценнейшие качества современного бакалавра.

Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины «Основы экономики» способствует самостоятельная работа студентов по изучению литературы.

Наивысшей формой развития творческой инициативы и познавательной самостоятельности является участие студентов в научно-исследовательской работе (НИР).

Опыт показывает, что НИР обучающихся наиболее эффективна в случае перманентности научной темы, рассчитанной на плановую исследовательскую работу студента в течение всего срока обучения. В этом случае в работе студента чаще возникают элементы творчества, они привыкают к необходимости быть в курсе новинок научной литературы, вырабатывается умение оценивать новейшие методы экспериментальной работы.

Одним из основных направлений повышения качества подготовки квалифицированных специалистов в экономике здравоохранения является развитие творческого отношения к изучаемому материалу, приобретению профессиональных навыков и знаний, повышению уровня самостоятельной работы. Настоящие рекомендации призваны помочь студентам правильно и продуктивно организовать самостоятельную работу по изучению литературы по дисциплине.

12 стр., 5851 слов

Курсовая работа: ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

... Защита курсовой работы неделя Значение курсовой работы в изучении микроэкономики Курсовая работа является одной из форм подготовки специали­стов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение: во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной работе с экономической литературой, ...

Самостоятельная работа студентов складывается из изучения учебной, учебнометодической и специальной литературы, нормативных материалов, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта экономической деятельности.

Основу самостоятельной работы студентов составляет систематическое, целеустремленное и вдумчивое изучение литературы. Без овладения навыками работы с литературой, без воспитания в себе привычки приобретать новые знания из литературы не может быть настоящего специалиста ни в одной сфере деятельности.

1. Цель, формируемые компетенции

Целью данных методических рекомендаций является формирование единых основ организации и проведения самостоятельной работы бакалавров по изучению литературы, а также контроль за ее выполнением.

В процессе самостоятельной работы бакалавр должен научиться глубоко проникать в сущность предмета дисциплины «Основы экономики», анализировать и приходить к собственным обоснованным выводам и заключениям. Работа по изучению источников литературы прививает навыки исследовательской деятельности.

Задачами самостоятельной работы студентов по изучению литературы являются:

  • научиться осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
  • закрепить, расширить и углубить знания, овладеть умениями и навыками, полученными студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателей;
  • изучить дополнительный материал по дисциплине и овладеть умением выбирать необходимый материал из различных источников;
  • осуществить подборку материала для докладов, реферативных работ, составления тезисов и конспектов при работе с учебной, специальной, справочной и методической литературой, подготовки сообщений, решений задач и упражнений на практическом занятии, составления и решения тестов, кроссвордов, самостоятельного изучения студентами отдельных тем дисциплины, заполнения рабочих тетрадей, проведения коллоквиумов, работы по заданию преподавателя с новинками литературы по подготовке материала для опережающего обучения и сообщение его на занятиях, поиска практических примеров по изучаемым темам, творческих диктантов, рецензирования работ сокурсников, решения проблемных ситуаций, самостоятельного составления практических задач по ранее изученному материалу, подготовки вопросов для тематических олимпиад, выставок, презентаций и других внеаудиторных мероприятий, научно-исследовательской работы и др.

При самостоятельном изучении литературы по дисциплине «Основы экономики» студентами реализуются следующие компетенции:

ОК-2-спрособность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции .

ОК-3 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ПК-7 — способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

3 стр., 1066 слов

Самостоятельная работа: Изучение организации самостоятельной работы додошкольников и ...

... дошкольников.-М.,1981. 33. Роганова Н.Ф. Организация самостоятельной работы на уроке// Нач. шк. 1989, №2. ... к организации деятельности учащихся. Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы ... литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы ... знание экономики играет главенствующую роль, поэтому важно введение экономики ...

2.Формулировка задания и его объем

Студенту следует самостоятельно подготовить по выбору (по рекомендации преподавателя, ведущего дисциплину) список источников литературы, нормативноправовых актов и пр. по темам, приведенным в задании. Формулировка задания зависит от вида задания и поставленных задач.

При подготовке к собеседованию по вопросам для обсуждения следует руководствоваться заданием, представленным в Приложении 1.

Объем (количество источников) рекомендуемой к изучению литературы представлен в списке рекомендуемой литературы. Источники литературы не ограничиваются рекомендуемой к изучению литературой. Студент может использовать и другие источники.

3.Рекомендации по выполнению задания

Процесс организации самостоятельного изучения литературы студентами включает в себя следующие этапы:

1) подготовительный (определение целей, составление плана, подготовка источников литературы);

2) основной (реализация плана, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);

3) заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях оптимизации труда, самоконтроль).

Литература, которая подлежит самостоятельному изучению студентом, подразделяется на основную и дополнительную литературу.

К основной литературе относится тот минимум источников, который необходим для полного и твердого усвоения учебного материала. Студент должен, прежде всего, освоить издания из списка основной литературы.

Дополнительная литература рекомендуется для углубленного изучения программного материала, расширения кругозора студента. Изучение литературы необходимо при освещении ряда новых актуальных, дискуссионных вопросов, которые не рассматриваются в учебниках и учебных пособиях.

Литература для самостоятельного изучения может включать: учебники, учебные пособия, универсальные и отраслевые энциклопедии, словари (энциклопедические, отраслевые, тематические и др.), справочную литературу, монографии, научные статьи из журналов, статьи из сборников научных трудов, статьи из материалов научных конференций, рецензии на опубликованные монографии и научные статьи, авторефераты диссертаций, аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках.

Рациональные навыки работы с книгой — это всегда большая экономия времени и сил.

Приступая к изучению литературы следует подготовить соответствующую литературу.

Работа с учебником является начальным этапом изучения вопросов дисциплины. Он ориентирует студента в основных понятиях и категориях, проблемных вопросах и пр., очерчивает круг обязательных знаний по дисциплине, является по сути планом для изучения вопроса. В то же время материал в учебнике, как правило, излагается в кратком виде, что не позволяет достаточно глубоко изучить вопрос, уточнить некоторые детали, понимать сущность вопроса и пр.

3 стр., 1059 слов

Курсовая работа: Курсовую работу «экономический анализ» пишут и защищают студенты ...

Соответствуют учебным планам. Рецензент: к.т.н., доцент А.П. Маранова Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ © Костромской государственный технологический университет, 2006 1. Общие указания Курсовую работу по дисциплине «Экономический анализ» пишут и защищают студенты ...

При изучении учебника необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое.

Особое внимание при самостоятельном изучении литературы следует обращать на определение основных понятий. Изучение литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение. Нужно добиваться точного представления о том, что изучается.

При изучении дополнительной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

В процессе изучения специальной литературы особое внимание следует уделять новым терминам, терминологическим оборотам, понятиям, конструкции. Термины легко усвоить, если проявить интерес к их изначальному смыслу, происхождению. Понимание сущности и назначения терминов, понятий, конструкций содействует формированию способности к логическому мышлению, что очень важно при усвоении экономических вопросов.

Для поиска литературы следует использовать:

 предметные и систематические каталоги библиотек;

 библиографические указатели;

 реферативные журналы;

 указатели опубликованных в журналах статей и материалов.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо использовать и электронные ресурсы.

Изучение любого источника следует начинать со знакомства с самим источником (с титульным листом, где указаны название, год и место издания, авторы, с аннотацией, с оглавлением, предисловием или введением, послесловием – при изучении книги; с наименованием журнала, автора статьи, аннотацией, ключевыми словами – при изучении статьи и т.д.).

Работу с книгой рекомендуется осуществлять в следующей последовательности.

1. Бегло просмотреть текст, изучив структуру, оформление (выделенные шрифты и др.), иллюстрации, таблицы, в результате чего студент получит информацию о содержании и особенностях книги, может сделать выводы об информационной ценности издания, быстро найти нужную информацию.

2.Прочитать вступительную статью (предисловие, введение), которые, как правило, разъясняют цели издания, показывают его значение, содержат справочноинформационный материал, в том числе сведения об авторе, авторском коллективе.

3.Просмотреть послесловие, которое может пояснить непонятные моменты. Послесловием нередко сопровождаются переводные книги, если они при всей научной ценности не свободны от ошибок мировоззренческого характера, фактических неточностей, на которые указывается в послесловии.

4.Для глубокого понимания следует сделать анализ того или иного прочитанного параграфа, главы, раздела, книги в целом: определить главное в содержании прочитанного, внутреннюю логическую связь рассуждений автора, аргументы, доказательства в обоснование выводов и обобщений, полемику, которую ведет автор со своими оппонентами, содержание самих выводов и обобщений, их значение для развития теории и практики.

Тот или иной источник литературы следует читать по-разному:

  • беглый просмотр;
  • использование способа сплошного чтения;
  • сплошное чтение отдельного раздела (вопроса);
  • сочетание просмотра с выборочным чтением отдельных разделов (вопросов).

Изучая литературу, нормативный и иной материал, следует выделять вопросы, которые остались непонятными. Лучше всего такие вопросы записать, затем четко сформулировать, с тем, чтобы потом их задать консультанту.

4 стр., 1919 слов

Контрольная работа: Контрольная работа по экономике. 11 класс

... ­ры ниже ры­ноч­ных. Ука­жи­те два по­след­ствия. Контрольная работа по экономике. 11 класс. Вариант. Часть 1. 1. За­пи­ши­те слово, ... из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. 1) ... ­ствен­ный Часть 2. 9. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Объ­ек­ты мик­ро ... (Д) без­ра­бо тицы, ко­то­рый свя­зан с по­ис­ком наи­бо­лее под­хо­дя­щих ра­бо ...

Заключительным этапом изучения литературы является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанного, организует мысль, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного материала: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного материала. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в изучаемой литературе, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения изученной литературы, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Очень познавательным является составление в конспектах схем, рисунков, сделанных в ходе изучения литературы.

В процессе изучения литературы необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью студент после изучения определенной темы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов для самоподготовки на соответствие критериям оценки результатов.

4.План-график выполнения задания

№ Этап выполнения задания Количество дней, необходимых для выполнения задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 Выбор источника литературы. +

Составление библиографии 2 Разработка примерного плана +

работы с литературой 3 Чтение и конспектирование + + + + + + + + + + +

5.Общие требования к выполнению и оформлению результатов самостоятельной

работы

К правилам самостоятельной работы с литературой относятся следующие:

  • составление перечня источников литературы и его систематизация;
  • формирование выходных данных по каждому источнику;
  • соответствие источников литературы вопросу для обсуждения, поставленным цели и задачам;
  • использование при изучении литературы источников с доказательным и достоверным материалом, аргументированными и обоснованными выводами и предложениями по исследуемым вопросам;
  • изучение нескольких источников литературы по одному вопросу;

-отслеживание точного и полного значения терминов и содержания понятий;

  • определение режима чтения.
  • конспектирование изученного материала.
  • 6.Критерии оценивания работы

Критерии и шкала оценивания:

Оцениваемые показатели Балл

4 стр., 1968 слов

Контрольная работа: Контрольная работа по обществознанию «Человек и экономика». 11 класс

... Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны. 1) ... 11-а; 12-б; 13- г; 14-а; 15- а. Задания части В 1. 1 а, г, д. ... г) оба неверны. 5. Прямые налоги характеризуются тем, что они: а) взимаются только с ... централизованное планирование экономики 3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) По различным ...

Max Min 1 Ответ содержанию вопроса:

  • соответствует 2,0 0
  • не соответствует -5,0 0

-скорректирован с учетом замечания преподавателя 0,5 0 2 Ответ сопровождается собственными выводами студента, четкость 0,3 0

формулирования позиции студента по вопросу 3 Логика изложения 0,3 0 4 Грамотность изложения, использование профессиональных 0,3 0

терминов 5 Ссылка при ответе на различные источники информации 0,1 0 6 Изложение материала:

-точное 1,0 0

-с ошибками -1,0 0 7 Приведение примеров 0,3 0 8 Выделение в устном ответе главного, раскрытие проблемы 0,3 0 9 Полнота, аргументированность, убежденность при ответе на вопросы 0,3 0 10 Готовность к дискуссии, контактность 0,1 0

Итого баллов: 5,0 0

Шкала пересчета баллов:

Баллы Оценка

4,5-5,0 Отлично

3,5-4,5 Хорошо

2,6-3,5 Удовлетворительно

<2,6 Неудовлетворительно

7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы

Контроль результатов самостоятельной работы с литературой проводится в виде собеседования.

К собеседованию студент готовится к семинарскому занятию по соответствующей теме. Преподаватель называет Ф.И.О. студента, вопросы к собеседованию, предлагает студенту доложить результаты исследования.

Продолжительность ответа составляет не более 5 минут.

Затем студенту задаются дополнительные вопросы преподавателем.

Список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Гловели, Г. Д. История экономических учений [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 777 с. (12 экз.) 2. Липсиц, И.В Основы экономики [Электронный ресурс]: учеб. / И. В. Липсиц — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 336 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424124.html Дополнительная литература 1. Арзуманова, Т. И. Экономика организации [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавровТ.И. Арзуманова — М. : Дашков и К, 2014.- 240 с. — Режим доступа:http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020490.html 2. Шимко, П.Д. Экономика [Текст]: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата / П. Д. Шимко — 4-е изд., испр. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 461 с. (10 экз.)

Приложение 1 Примерные вопросы для самостоятельного изучения литературы по дисциплине

«Основы экономики»

1. Предмет и методы экономической науки

2. Экономические ресурсы

3. Экономические системы

4. Факторы производства и их классификация. Ограниченность ресурсов

5. Производственные возможности

6. Сущность и условия возникновения рынка

7. Классификация рынков

8. Особенности рынка медицинских услуг

9. Конкуренция и ее виды

10. Экономические основы деятельности фирмы

11. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса

12. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения

13 стр., 6254 слов

Контрольная работа: Контрольная работа «Информационные системы в экономике». Вариант №

... разряд работы RR Позиционная Ч 1 Таблица. Описание структуры документа «Справочник деталей» (НАИМДЕТ) Имя реквизита Идентификатор Система ... документов за период: ежемесячно 1шт. Кол-во строк в документе (в среднем): 20. Контроль правильности документа: логический контроль ... изготавливаемых деталей. 2 ОПИСАНИЕ ВХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2.1. В данном разделе приводится перечень всех первичных документов, ...

13. Человеческий капитал, производительность

14. Вклад здравоохранения в развитие национальной экономики

15. Экономический кризис: понятие, причины, социально-экономические последствия

16. Экономический кризис: понятие, причины, социально- экономические последствия.

17. Экономический рост

18. Предмет и метод экономики здравоохранения

19. Здравоохранение в системе рыночных отношений. Экономические ресурсы здравоохранения

20. Методы и расчѐты цен на медицинские услуги

21. Экономический анализ эффективности использования ресурсов медицинской организации

22. Система финансирования здравоохранения

23. Менеджмент в здравоохранении

24. Экономические аспекты организации платных медицинских услуг

25. Маркетинг в здравоохранении

26. Формы и виды предпринимательской деятельности

27. Проблемы частного медицинского бизнеса и пути их устранения

28. Основные источники и показатели деятельности медицинской организации

29. Одноканальная система финансирования

30. Опыт пилотных проектов финансирования медицинских организаций.

31. Концепция развития здравоохранения до 2020г.

32. Основные макроэкономические показатели

33. Функции и роль государства в рыночной экономике

34. Основные макроэкономические показатели экономики

35. Преимущества и недостатки «Пилотного проекта» 10 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра экономики и социальной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наименование дисциплины Основы экономики

Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Экономика и управление в учреждениях

здравоохранения

Форма обучения заочная

г. Ставрополь, 2017 г.

Содержание Введение 3 1. Цель, формируемые компетенции 4 2.Формулировка задания и его объем 4 3.Рекомендации по выполнению задания 5 4.План-график выполнения задания 7 5.Общие требования к выполнению и оформлению результатов 7 самостоятельной работы 6.Критерии оценивания работы 7 7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы 8 Список рекомендуемой литературы 8 Приложение 10

Введение

Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины «Основы экономики» способствует самостоятельная работа студентов по выполнению контрольной работы.

Самостоятельная работа – это основной метод самоподготовки по освоению учебных дисциплин и овладению навыками профессиональной и научноисследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов занимает до 90% бюджета времени, отводимого на освоение образовательной программы.

Главная цель самостоятельной работы студентов – развитие умения приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса и вкуса к творческому, самостоятельному подходу в учебной и практической работе. В процессе самостоятельной работы студент должен научиться глубоко проникать в сущность предмета дисциплины «Основы экономики», уметь анализировать и приходить к собственным обоснованным выводам и заключениям.

12 стр., 5864 слов

Контрольная работа: Контрольная работа по экономике 9 класс (с ответами)

... 7) ин­фор­ма­ция 8) земля 9) труд II вариант. Со­глас­но за­ко­ну спро­са при ... хо­зяй­ством для сель­ско­хо­зяй­ствен­ных работ, от­но­сит­ся к та­ко­му фак­ ... ­из­вод­ства от­но­сит­ся (-ятся) 1) труд 2) по­треб­но­сти 3) кре­дит 4) суб­си ... из­вод­ства фирмы от­но­сит­ся(-ятся) 1) штат ма­сте­ров по уста­нов­ке окон 2) связи с ... ре­кла­мы и т. д. Таким об­ра­зом, по­треб­но­сти все время рас­тут. А для ...

Задачами самостоятельной работы студентов является:

  • научиться осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом, с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
  • закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателей;
  • изучение студентами дополнительных материалов по изучаемым дисциплинам и умение выбирать необходимый материал из различных источников;
  • воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.

1. Цель, формируемые компетенции

Контрольная работа – это одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний студентами отдельных разделов и вопросов дисциплины, умения решать конкретные теоретические и практические задачи, это письменная работа по дисциплине.

Вопросами контрольной работы обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами.

Цель подготовки контрольной работы по дисциплине – самостоятельное освоение теоретических аспектов дисциплины и применение полученных знаний для решения практических ситуационных задач. Написание контрольной работы студентом-заочником является одним из видов самостоятельной работы, который требует проявления творчества, умения отбирать необходимый материал и анализировать информацию.

Задачей написания контрольной работы является углубление знаний студентов по изучаемой дисциплине. Основными условиями для решения задач, стоящих перед студентом при написании контрольной работы, являются:

-глубокое изучение отдельных теоретических аспектов дисциплины;

-ознакомление с новейшими источниками литературы, правовой и нормативной документацией, в том числе и зарубежных стран;

-обобщение собранных материалов.

При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать три главных качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты исследования и умение квалифицированно ответить на вопросы.

При выполнении обучающимися контрольной работы по дисциплине «Основы экономики» студентами реализуются следующие компетенции:

ОК-2-спрособность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции .

ОК-3 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ПК-7 — способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

13 стр., 6140 слов

Дипломная работа: Порядок закрепления тем дипломных работ

... (главы и параграфы). Первая глава дипломной работы должна содержать теоретические основы выбранной темы, где включается четкое изложение предмета исследования, роль и значение в рыночной экономике выбранной темы Теоретическая часть предполагает ...

2.Формулировка задания и его объем

Студенту следует самостоятельно подготовить по предложенному варианту контрольную работу по заданиям, приведенным в Приложении 1. Выбор варианта осуществляется из вариантов, приведенных в Приложении 2.

Объем контрольной работы составляет примерно 5-10 страниц (при наборе через 1,5 интервала, размере шрифта 14, на одной стороне стандартного листа А4).

Список использованных источников должен содержать не менее 10 наименований.

3.Рекомендации по выполнению задания

Подготовка контрольной работы – достаточно кропотливый труд. Ее написанию предшествует изучение широкого круга экономических первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над контрольной работой способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных проблем.

Этапы работы над контрольной работой:

1.Выбор варианта контрольной работы.

2.Разработка примерного рабочего плана контрольной работы.

3.Подбор и изучение нормативных и литературных источников, составление библиографии.

4.Исследование основных аспектов проблемы.

5.Сбор, анализ и обобщение эмпирических данных.

6.Написание вопросов контрольной работы.

7.Формулировка выводов и рекомендаций.

8.Оформление контрольной работы.

9. Защита контрольной работы.

4.План-график выполнения задания

План-график подготовки контрольной работы № Этап выполнения задания Количество дней, необходимых для выполнения

задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 Выбор варианта +

контрольной работы.

Получение задания 2 Разработка примерного +

рабочего плана

контрольной работы 3 Подбор литературы. + +

Составление библиографии 4 Исследование основных + + +

аспектов проблемы по

вопросам контрольной

работы 5 Сбор, анализ и обработка + + + + + +

информации 6 Подготовка заданий + + + + + + +

контрольной работы 7 Формулировка выводов и +

рекомендаций 8 Оформление контрольной + + + + +

работы 9 Защита контрольной +

работы

5.Общие требования к выполнению и оформлению результатов самостоятельной

работы

Вопросы контрольной работы являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения. Вопросы обычно имеют объем от 3 до 5 страниц, содержат самые существенные положения, сохраняют логику и основное содержание.

Отличительной чертой контрольной работы является научный, академический стиль. Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;
  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
  • употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Общая структура контрольной работы зависит от варианта и его содержания, и, как правило, включает:

1.Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание).

2.Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

3.Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4-5.

Основными требованиями к контрольной работе являются:

  • соответствие содержания вопросу;
  • анализ степени научной разработанности избранного вопроса исследования;
  • логическая последовательность изложения материала, четкая целевая ориентация вопроса, его завершенность;
  • актуальность, доказательность и достоверность представленного в работе эмпирического материала, аргументированность и обоснованность выводов и предложений по исследуемой проблеме;
  • самостоятельное и творческое выполнение студентом работы, наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам;
  • лаконичное и грамотное изложение материала;
  • оформление работы в соответствии с требованиями кафедры.

Требования к оформлению контрольной работы:

Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ее оформлению, в сроки, предусмотренные в учебном плане.

При оформлении титульного листа контрольной работы должны найти отражение: указание дисциплины, Ф. И. О. студента, курс, группа, специальность, номер зачетной книжки и вариант работы, а также год написания работы и наименование вуза (Приложение 1).

Лист 2 «Содержание» в контрольной работе должен быть оформлен следующим образом (вопросы и нумерация страниц — условные):

Содержание

С. 1. Сущность и особенности государственного бюджета 2 2. Тесты 5 3. Задача 6 Список использованной литературы и источников 7

Контрольная работа должна быть выполнена на стандартных листах формата А4, шрифт – 14 Times New Roman. Работа печатается через 1,5 интервал. Выделять жирным шрифтом можно только заголовки. В конце заголовков точки не ставятся.

Теоретический вопрос должен быть раскрыт полностью. В нем должны быть представлены статистические данные для более наглядного представления, графики, таблицы. При этом материал должен приводиться за последние годы. Материал необходимо четко излагать в соответствии с предложенным вопросом плана.

Список литературы должен оформляться в соответствии с требованиями и в обязательном порядке содержать новейшие источники литературы (за последний год).

Количество источников литературы не должно быть менее 15. Если в основном тексте работы указываются нормативные акты, законы и др., они должны быть указаны в списке источников литературы. Список литературы должен иметь сплошную нумерацию. При этом сначала указываются официальные документы (Конституция, кодексы, законы, постановления, приказы и другая нормативная документация), а затем другие источники по алфавиту (независимо от принадлежности буквы к фамилии автора или названию книги).

Правильность оформления источников литературы по ГОСТУ описаны ниже.

Образцы описания документов (литературы)

по ГОСТу 7.1-2003 1.Официальные материалы Российская Федерация. Конституция (1993).

Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Экзамен, 2001. – 304 с. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве : федер. закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ // Рос. газ. – 2001. – 23 июня. – С. 3. Российская Федерация. Правительство. О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 мая 2001 г. № 404 // Собр. зак-ва РФ. – 2001. – № 22. – Ст. 2248. Ставропольский край. Законы. О потребительской корзине в Ставропольском крае : закон Ставроп. края от 14 июня 2001 г. № 34-КЗ // Ставроп. правда. – 2001. – 22 июня. – С. 4.

2.Книги

Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под общ. ред. А. Г. Калпина ;

М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юрист, 2002. – 542 с.

Хелферт, Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт ; под. ред. Л. П. Белых ; пер. с англ. Л. Е. Долгова. – М. : Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 663 с.

3.Главы из книг Методы и приемы ускоренного чтения // Ускоренное конспектирование и чтение / Э. М. Минько, А. Э. Минько. – М. [и др.], 2003. – С. 74–122. Экономические взгляды Н. Д. Кондратьева // История экономических учений : учеб. пособие / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М., 2001. – Гл. 28. – С. 458 – 478.

4.Статьи из журналов С 1 автором Минаева, Е. В. Основные критерии макроэкономического развития страны / Е. В. Минаева // Хранение и переработка сельхозсырья. – 2003. – № 8. – C. 26–29. С 2-мя авторами Соколов, Я. В. Управленческий учет: как его понимать / Я. В. Соколов, М. Л. Пятов // Бух. учет. – 2003. – № 7. – С. 53–55. С 4-мя и более авторами Экономика федеральных округов России: сравнительный анализ / В. И. Суслов [и др.] // Регион: экономика и социология. – 2003. – № 4. – С. 47–63.

5.Статьи из газет Михайлов, С. А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в начальной стадии развития / С. А. Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.

При решении задач следует указать условие задачи, далее «Решение:» и указывается решение задачи, далее «Ответ:» и указывается ответ.

При решении тестовых заданий следует указать само тестовое задание. При этом ответ на тестовое задание можно указать в любом виде: подчеркиванием правильного ответа, отметкой правильного ответа, указанием номера тестового задания и буквы ответа.

После проверки преподавателем контрольной работы студент получает от него рецензию, где указано: «Допущена к защите», «На доработку», «Допущена к защите после доработки». Студент обязан внести в работу исправления по сделанным преподавателем замечаниям.

6.Критерии оценивания работы

Описание оцениваемых параметров контрольной работы

Балл Оцениваемые параметры ответа

Работа выполнена в полном объеме, вопросы контрольной работы раскрыты 5 полностью и корректно со ссылкой на источники литературы и нормативно правовые акты, содержание вопросов раскрыто в логической

последовательности, верно определены основные категории, приведены

примеры (статистический и другой материал), раскрыта актуальность, дан

анализ литературы по теме. Ответ студента полный, правильный и

обоснованный. Студент способен сделать собственные выводы, выразить свое

мнение. Работа представлена своевременно и оформлена в соответствии с

требованиями. Задача решена верно. 95% тестовых заданий решены верно.

Работа выполнена в полном объеме, вопросы контрольной работы раскрыты 4 полностью и корректно со ссылкой на источники литературы и нормативно правовые акты, содержание вопросов раскрыто с незначительным нарушением

логической последовательности, верно определены основные категории,

приведены примеры (статистический и другой материал), не раскрыта

актуальность, дан анализ литературы по теме. Ответ студента полный,

правильный и обоснованный. Студент способен сделать собственные выводы,

выразить свое мнение. Работа представлена своевременно и оформлена в

соответствии с требованиями. Задача решена верно. 85% тестовых заданий

решены верно.

Выполнено не менее 65% работы, вопросы контрольной работы раскрыты 3 полностью и корректно со ссылкой на источники литературы и нормативно правовые акты, содержание вопросов раскрыто с нарушением логической

последовательности, имеются недочеты в раскрытии основных категорий и в

формировании выводов, не приведены примеры (статистический и другой

материал), не раскрыта актуальность, не дан анализ литературы по теме. Ответ

студента в целом полный, с небольшими недочетами и недостаточным

обоснованием. Студент затрудняется сделать собственные выводы, выразить

свое мнение, дает неполный ответ. Работа представлена своевременно и

оформлена в соответствии с требованиями. Задача решена верно. 75% тестовых

заданий решены верно. 2 Выполнено менее 65% работы, вопросы контрольной работы раскрыты

неполностью и некорректно, не везде есть ссылки на источники литературы и

нормативно-правовые акты, содержание вопросов раскрыто с нарушением

логической последовательности, есть замечания по определению основных

категорий, не приведены примеры (статистический и другой материал), не

раскрыта актуальность, не дан анализ литературы по теме. Ответ студента

неполный, со значительными недочетами, без обоснования. Студент не

способен сделать собственные выводы, выразить свое мнение. Работа

представлена своевременно и оформлена в соответствии с требованиями.

Задача решена неверно, но ход решения правильный. 50% тестовых заданий

решены верно.

Выполнено менее 50% работы, вопросы контрольной работы раскрыты 1 неполностью и некорректно, отсутствуют ссылки на источники литературы и

нормативно-правовые акты, содержание вопросов раскрыто с нарушением

логической последовательности, неверно определены основные категории, не

приведены примеры (статистический и другой материал), не раскрыта

актуальность, не дан анализ литературы по теме. Студент затрудняется ответить

на поставленные вопросы, не может обосновать свой ответ, сделать

собственные выводы, выразить свое мнение. Работа представлена

своевременно, имеются значительные замечания по оформлению. Задача

решена неверно, не указан ход решения. Менее 50% тестовых заданий решены

верно. 0 Выполнено менее 30% работы. Работа выполнена не в соответствии с

вариантом. Вопросы контрольной работы не раскрыты, наличие плагиата в

работе. Материал студентом не усвоен. Работа представлена несвоевременно,

имеются значительные замечания по оформлению. Задача решена неверно.

Менее 40% тестовых заданий решены верно.

Шкала пересчета баллов:

Балл Оценка от 2,5 до 5,0 «зачтено» менее 2,5 «незачтено»

7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы

Защита контрольной работы проводится в день, установленный в расписании, перед зачетом или экзаменом и служит допуском к ним. Студент должен ответить на вопросы, задаваемые преподавателем (членами комиссии) по контрольной работе.

Список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Гловели, Г. Д. История экономических учений [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 777 с. (12 экз.) 2. Липсиц, И.В Основы экономики [Электронный ресурс]: учеб. / И. В. Липсиц — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 336 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424124.html Дополнительная литература 1. Арзуманова, Т. И. Экономика организации [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавровТ.И. Арзуманова — М. : Дашков и К, 2014.- 240 с. — Режим доступа:http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020490.html 2. Шимко, П.Д. Экономика [Текст]: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата / П. Д. Шимко — 4-е изд., испр. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 461 с. (10 экз.)

Приложение 1

Комплект заданий для контрольной работы по дисциплине

«Основы экономики»

1. Предмет и методы экономической науки 2. Экономические ресурсы 3. Экономические системы 4. Факторы производства и их классификация. Ограниченность ресурсов 5. Производственные возможности 6. Сущность и условия возникновения рынка 7. Классификация рынков 8. Особенности рынка медицинских услуг 9. Конкуренция и ее виды 10. Экономические основы деятельности фирмы 11. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса 12. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения 13. Человеческий капитал, производительность 14. Вклад здравоохранения в развитие национальной экономики 15. Экономический кризис: понятие, причины, социально-экономические последствия 16. Экономический кризис: понятие, причины, социально- экономические последствия. 17. Экономический рост 18. Предмет и метод экономики здравоохранения 19. Здравоохранение в системе рыночных отношений. Экономические ресурсы здравоохранения 20. Методы и расчѐты цен на медицинские услуги 21. Экономический анализ эффективности использования ресурсов медицинской организации 22. Система финансирования здравоохранения 23. Менеджмент в здравоохранении 24. Экономические аспекты организации платных медицинских услуг 25. Маркетинг в здравоохранении 26. Формы и виды предпринимательской деятельности 27. Проблемы частного медицинского бизнеса и пути их устранения 28. Основные источники и показатели деятельности медицинской организации 29. Одноканальная система финансирования 30. Опыт пилотных проектов финансирования медицинских организаций. 31. Концепция развития здравоохранения до 2020г. 32. Основные макроэкономические показатели 33. Функции и роль государства в рыночной экономике 34. Основные макроэкономические показатели экономики 35. Преимущества и недостатки «Пилотного проекта»

Тестовые задания 1. Выбрать правильный ответ. Понятия «производство» и «экономика» соотносятся: А. «производство» = «экономика»; Б. «производство» > «экономика»; В. «производство» < «экономика». 2. Сопоставить ответы. Каждому из приведенных ниже положений найдите соответствующий термин, понятие: А. нормативная экономика; Б. позитивная экономика; В. индукция; Г. дедукция. 1.Метод умозаключений, основанных на обобщении фактов. 2.Анализ фактов (данных), на основе которых формируются принципы экономического поведения. 3.Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами. 4.Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

3. Выбрать правильный ответ. Термин «экономика» своим появлением обязан: А. древнегреческим ученым Б. ученым Древнего Востока В. американским ученым Г. российским ученым

4. Выбрать правильный ответ. Экономика — это: А. искусство ведения домашнего хозяйства Б. искусство осуществления расширенного воспроизводства В. искусство ценообразования Г. искусство управления государством

5. Выбрать правильный ответ. Если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов, то экономической целью является: А. достижение полной занятости; Б. поддержание экономического роста; В. экономическая безопасность; Г. экономическая эффективность.

6. Выбрать правильный ответ. Первым направлением истории экономической науки стал: А. маржинализм Б. меркантилизм В. физиократизм Г. марксизм

7. Выбрать правильный ответ. Меркантилисты считали, что: А. богатство создается в сфере обращения (торговли) Б. источниками богатства является земля и земледелие В. источником богатства является труд Г. источником богатства являются все природные ресурсы

8. Выбрать правильный ответ. Метод, который позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между экономическими показателями и факторами, их определяющими, — это: А. метод научной абстракции Б. экономико-математическое моделирование В. метод экономической группировки Г. балансовый метод

9. Выбрать правильный ответ. К основным типам экономических структур относятся: А. совершенная конкуренция, монополия, монопсония Б. монополистическая конкуренция, монопсония, олигополия В. олигополия, монополия, монополистическая конкуренция Г. олигопсония, двусторонняя монополия, дуополия

10.Выбрать правильный ответ. Более всего приближается к условиям совершенной конкуренции рынок: А. нефти Б. электроэнергии В. зерна Г. услуг кафе

11. Что в условиях рыночной экономики более всего ограничивает возможности покупателя? а) длинные очереди; б) взыскательный вкус; в) недостаточная информированность о свойствах товара; г) цена.

12. Что может вызвать падение спроса на товары: а) падение доходов потребителей; б) увеличение цен на товары-субституты; в) падение предложения товара; г) ожидание роста цен на товары.

13. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется: а) в росте предложения; б) в падении предложения; в) в росте величины предложения; г) в падении прибыли предпринимателя.

14. Закон предложения гласит, что: а) по высоким ценам продавцы будут предлагать больше товаров, чем по низким; б) по низким ценам покупатели будут покупать больше, чем по высоким; в) изменение цен мало влияет на изменение спроса на товар; г) покупатели будут покупать больше товара по высоким ценам.

15. Превышение спроса над предложением имеет следствием: а) рост цен; б) снижение цен; в) рост предложения; г) снижение предложения.

16. Закон спроса характеризует: а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен; б) обратную зависимость величины спроса от уровня цен; в) прямую зависимость цены от величины спроса; г) обратную зависимость цены от величины спроса. 17. Как изменятся цены на автомобильные шины, если подорожал бензин: а) увеличатся; б) уменьшатся; в) останутся неизменными; г) они никак не связаны.

18. Фактор, определяющий величину спроса на товар: а) цена; б) мода; в) погода; г) изменение величины доходов населения.

19.Превышение спроса над предложением имеет следствием: а) рост цен; б) снижение цен; в) рост предложения; г) снижение предложения.

20. Номинальный доход – это: а) то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на полученный денежный доход; б) доход в денежной форме; в) денежный доход за вычетом налогов; г) та часть денежного дохода, которая пойдет на потребление

21. Реальный доход – это: а) то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на полученный денежный доход; б) доход в денежной форме; в) денежный доход за вычетом налогов; г) та часть денежного дохода, которая пойдет на потребление.

22. Чистый личный (или располагаемый) доход – это: а) то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на полученный денежный доход; б) доход в денежной форме; в) денежный доход за вычетом налогов; г) та часть денежного дохода, которая пойдет на потребление.

23. Прямые способы государственного перераспределения доходов: а) регулирование цен на социально важную продукцию; б) прогрессивное налогообложение; в) трансфертные платежи; г) изменение ставки процента по вкладам.

24.Имущество, используемое в отечественном здравоохранении, находится в основном а) в частной собственности б) в собственности общественных организаций в) муниципальной собственности г) государственной 25. К какой группе страхования относится обязательное медицинское страхование? а) коммерческое б) некоммерческое в) социальное г) личное

26. Документ, выдаваемый на руки застрахованному в системе обязательного медицинского страхования а) страховой медицинский полис б) справка о том, что он застрахован в) расписка страховой компании о возмещении расходов за лечение г) договор обязательного медицинского страхования

27. Финансовые ресурсы фонда обязательного медицинского страхования формируются за счет а) страховых взносов на ОМС со стороны работодателей б) страховых платежей органов исполнительной власти за неработающее население в) безвозмездных кредитов банков г) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств

28.Пилотный проект – это: а) финансирование на будущее; б) экспериментальный проект; в) финансирование через ОМС; г) проект, по нормализации отношений, в том числе и финансово-экономических механизмов

29. Обязательное медицинское страхование является… а) всеобщим б) индивидуальным в) коллективным г) добровольным

30.Одноканальное финансирование – это а) Государственное финансирование б) Финансирование за счѐт пациентов в) Единое финансирование через ФОМС г) Финансирование за счѐт предприятий, общественных организаций

31.В учебнике по экономике нередко можно встретить трактовку предпринимательства как четвертого фактора производства наряду с трудом, капиталом и землей. Согласны ли Вы, что предпринимательство как фактор производства обладает некоторыми специфическими чертами, выделяющими его из всего комплекса факторов производства?

32.Что из перечисленного не является признаком классификации предпринимательской деятельности: а) форма собственности; б) законность; в) состав учредителей; г) стоимость основных производственных фондов; д) численность персонала. е) стоимость персонала ж) распространение з) темпы развития, уровень рентабельности и доходности.

33. Выберите наиболее полное определение понятия «предпринимательская деятельность»: а) вид хозяйственной деятельности, направленный на получение прибыли; б) деятельность коммерческих организаций, которая связана с вложением средств, в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой; в) Предпринимательство – это представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребности конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. г) принципиально новый вид хозяйствования, позволяющий реализовывать творческие идеи собственника предприятия.

34.Что из перечисленного не является признаком классификации предпринимательской деятельности: а) форма собственности; б) законность; в) состав учредителей; г) стоимость основных производственных фондов; д) численность персонала. е) стоимость персонала ж) распространение з) темпы развития, уровень рентабельности и доходности.

35. К какой группе страхования относится обязательное медицинское страхование? а) коммерческое б) некоммерческое в) социальное г) личное

Темы индивидуальных

творческих заданий (кроссворд)

по дисциплине«Основы экономики»

1.Разгадать кроссворд.№1 По горизонтали: 1. Изучение явления по частям называется … 2. Использование приобретенных товаров или услуг называется …. 3. Метод размышления от общего к частному называется …. 4. Мерой или степенью обеспеченности людей называется … 5. Метод отключения от того, что есть в природе называется … По вертикали: 1. Непрерывным возобновлением капитала в полных объемах называется…. 2. Материалы и денежные средства, используемые в производстве называются … 3. Вещь, заключающая в себе определенный позитивный смысл или выгоду, называется… 4. Откладывание денег или благ в капитал называется… 5. Изучение явления в целом называется…. 6. Отношением прибыли к затратам называется…

2.Разгадать кроссворд.№2 По горизонтали: 1.Приобретение товара называется .. .? 2.Изготовление товара называется … ? 3.Определенный строй материальной и духовной жизни населения, содержащий свою культуру, развитие и традиции, — это …? 4.Материалы, используемые во время производства, — это …? 5.Обмен товара на деньги — это …? По вертикали: 1.Товар, изготовленный во время производства по-другому называется … ? 2.Вид отношений на рынке, обусловливающий взаимное соперничество за потребителя, …? 3.Универсальное средство платежа — …? 4.Средства, ушедшие на приобретение или изготовление чего-либо, называются…? 5.Основный законы, положения и правила рынка называются …?

3.Разгадать кроссворд№3

По горизонтали: 1. Совершенное одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность …? 2.Совокупность экономических отношений между покупателем и продавцом представляет собой …? 3.Способность активов быть быстро проданными по обычной цене называется …? 4.Деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме …? 5.Обменом товара на товар называется …? По вертикали: 1.Экономическое благо, произведенное для обмена, иначе называется — …? 2.Основой количественных взаимоотношений при обмене является…? 3.Лицо, приобретающее и использующие товары на рынке, — … . ? 4.Количественной стоимостью товара называется …? 5.Письменное долговое обязательство — это …? 6.Одна из фаз воспроизводственного процесса, связанная с возникновением отношений в сфере обращения товаров и услуг — …? 7.Лицо или фирма, оказывающие содействие в совершении сделки, — ….?

4.Разгадать кроссворд№4

По горизонтали: 1.Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны, — …? 2.Постепенное перенесение стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического и морального износа на производимый продукт — …? 3.Ценности, имущество, принадлежащие государству, — это…? 4.…. спрос или ….. предложение – спрос и предложение в масштабах страны. 5. … — это наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений. 6.Схема доходов и расходов определѐнного лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определѐнный период времени, обычно на один год.

По вертикали: 1.Термин, обозначающий снижение курсов ценных бумаг или цен на товары. 2.Временная кризисная ситуация на рынке называется..? 3.Повышенное движение цен ценных бумаг и товаров после периода их снижения. 4.Крутой перелом, тяжелое переходное состояние в социально-экономической, политической, культурной, духовной жизни государства, общества, личности. 5.Часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. 6.Макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного продукта.

5.Разгадать кроссворд№5

По горизонтали: 2. Философское исследование морали и нравственности называется..? 3. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических программ и видов экономической деятельности называется…? 4. Некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление по другому называется…? 5. Документ, который необходимо представить для получения бесплатной медицинской помощи, — это …? 6. Билет, который необходимо приобрести для бесплатного приема врача, называется …? По вертикали: 1. Свидетельство, удостоверяющее определенный факт, — это..? 2. Договор, заключаемый между двумя юридическими лицами, — это…? 3. Положение, согласно которому задачей организации является: -1- определение нужд, потребностей и интересов целевых рынков; и -2- обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными товарами это, — …? 4. Документирование и расходование денежных средств для финансирования расходов проекта, компании, организации, — это…? 5. Государственная казна, выделяющая деньги на гос. нужды, — это…? 6. Четкий порядок действий организации, называется — ?

6.Разгадать кроссворд №6 По горизонтали: 1.Выраженная в денежной форме часть стоимости продукции (работ, услуг), которая включает затраты на потребленные средства производства, — это …? 2.Эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности по-другому, …? 3.Операция по приобретению финансовым агентом коммерческого обязательства заемщика перед кредитором, — это …? 4.Свидетельство, удостоверяющие определенный факт, — это…? 5. Заем, предоставляемый на определенный срок с признанием заемщиком обязательств по его оплате в будущем. 6. Самостоятельно действующая организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. 7. Добавочный доход, получаемый предпринимателем сверх определѐнной прибыли на затраченные труд и капитал, называется …? По вертикали: 1.Дело, занятие, торговля, коммерция, инициативная предпринимательская деятельность по-другому, — …? 2.Еженедельное письменное задание страховому агенту, специализирующемуся на заключении договоров личного страхования, о сумме страховой премии, которую необходимо собрать на обслуживаемом участке …? 3.Документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий, — это…? 4.Соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности, — это …? 5.Размер ресурсов, использованных в процессе хозяйственной деятельности за определѐнный временной этап …? 6.Денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности, — это… ? 7.Превышение в денежном выражении доходов, — это …? 8.Юридическое или физическое лицо, являющееся собственником акций акционерного общества, — это …? 9. … комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. 10.Передача организацией на основании договора определѐнных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, — это…?

Приложение 2

Варианты контрольных работ по дисциплине

«Основы экономики»

Варианты контрольных работ

Пред- Последняя цифра в номере послед зачетной книжки няя цифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,

1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15,

6 5 4 3 2 1 6 5 4 3

1 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,

16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30,

2 1 6 5 4 3 2 1 6 5

2 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30,

31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10,

4 3 2 1 6 5 4 3 2 1

3 31, 32, 33, 34, 35, 34, 33, 32, 31, 30,

11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25,

6 5 4 3 2 1 6 5 4 3

4 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20,

26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5,

2 1 2 3 4 5 6 1 2 3 5 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10,

6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20,

4 5 6 1 2 3 4 5 6 1

6 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 35,

21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35,

2 3 4 5 6 1 2 3 4 5

7 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25,

1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15,

6 1 2 3 4 5 6 1 2 3

8 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15,

16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30,

4 5 6 1 2 3 4 5 6 1

9 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5,

31-35, 1-5, 6-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-35, 1-5, 6-10,

2 3 4 5 6 1 2 3 4 6 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра экономики и социальной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наименование дисциплины Основы экономики

Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Экономика и управление в учреждениях

здравоохранения

Форма обучения заочная

г. Ставрополь, 2017 г.

Содержание

Введение 3 1. Цель, формируемые компетенции 4 2.Формулировка задания и его объем 4 3.Рекомендации по выполнению задания 4 4.План-график выполнения задания 4 5.Общие требования к выполнению и оформлению результатов 5 самостоятельной работы 6.Критерии оценивания работы 5 7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы 6 Список рекомендуемой литературы 6 Приложение 7

Введение

Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины «Основы экономики» способствует самостоятельная работа студентов по решению разноуровневых задач.

Решение задач – это только одна, но очень важная составляющая экономического образования. Без умения решать задачи и без владения экономической математикой невозможно представить современного грамотного экономиста.

Задача – это сформулированный вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий.

Студент должен обладать широким спектром компетенций, который прописан в государственном образовательном стандарте. Важной особенностью образовательного процесса является то, что он направлен не только на передачу готовых знаний, но и на то, чтобы научить обучающегося методам и приемам получения информации и способностям их применять. Для обеспечения продуктивной деятельности обучающегося помимо учета его индивидуальных особенностей, используют и такие формы работы, которые развивают познавательную активность студента на протяжении всего процесса обучения. К таким формам относят самостоятельную работу, которая, в том числе, осуществляется и виде решения разноуровневых задач.

1. Цель, формируемые компетенции

Студенты решают разноуровневые задачи в соответствии с предлагаемыми заданиями.

Современные методы и формы обучения не дадут желаемого эффекта, если будут применяться без учета особенностей обучающихся, которые различаются по уровню подготовленности и отношение к учебе. Решение разноуровневых задач способствует созданию условий для реализации студентами своего потенциала в свете как личностных запросов обучающегося так и требований образовательной программы. Разноуровневые задачи дают студенту возможность творческого подхода и самостоятельного суждения, поиска необходимой информации при решении поставленных задач по изучаемой дисциплине.

Разноуровневые задаси после их успешного решения дают возможность перехода обучающегося на более сложный уровень освоения учебного материала.

Цель решения разноуровневых задач по дисциплине – формирование у обучающихся навыков самообразования, достижения определенных результатов, развития познавательного интереса, профессиональных компетенций.

При решении обучающимися разноуровневых задач по дисциплине «Основы экономики» студентами реализуются следующие компетенции:

ОК-2-спрособность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции .

ОК-3 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ПК-7 — способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

2.Формулировка задания и его объем

Студенту следует самостоятельно решить по выбору (по рекомендации преподавателя, ведущего дисциплину) разноуровневые задачи из рекомендуемых в Приложении 1.

Объем разноуровневых задач зависит от задания.

3.Рекомендации по выполнению задания

Общий алгоритм для решения задачи: 1. Чтение и анализ условия задачи. Обучающийся должен понять, о чѐм идѐт речь в

задаче, какие понятия используются, о каких принципах, законах или явлениях

идѐт речь. 2. Анализ данных. Обучающийся должен подумать, каким способом по ним можно

получить требуемый результат. Это может быть использование готовых формул,

вывод формул, построение логических цепочек. 3. Применение способа к исходным данным, в частности, проведение вычислений. 4. Анализ ответа с точки зрения его смысла и соответствия условию.

4.План-график выполнения задания

План-график решения разноуровневых задач № Этап выполнения задания Количество дней, необходимых для выполнения задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 Получение задания + 2 Разработка примерного рабочего + плана решения задания 3 Подбор литературы + 4 Решение задания + + + + + + + + + + 5 Оформление решения задания + +

5. Общие требования к выполнению и оформлению результатов самостоятельной

работы

Общий алгоритм для решения задачи:

1. Чтение и анализ условия задачи. Обучающийся должен понять, о чѐм идѐт речь в

задаче, какие понятия используются, о каких принципах, законах или явлениях

идѐт речь.

2. Анализ данных. Обучающийся должен подумать, каким способом по ним можно

получить требуемый результат. Это может быть использование готовых формул,

вывод формул, построение логических цепочек.

3. Применение способа к исходным данным, в частности, проведение вычислений.

4. Анализ ответа с точки зрения его смысла и соответствия условию.

6.Критерии оценивания работы

Описание оцениваемых параметров решения задачи для оценивания практических

навыков

Балл Оцениваемые параметры ответа

Задание решено верно по всем требующим ответа вопросам. Ответ

5 обучающегося полный и правильный. Обучающийся способен изложить

решение задания, сделать собственные выводы, проанализировать основные

показатели.

Задание решено верно. Имеются незначительные недочеты в определении

4 единиц измерения, ставок и пр. Ответ обучающегося в целом полный и

правильный. Обучающийся способен изложить решение задания, сделать

собственные выводы, проанализировать основные показатели.

Задание решено верно, но имеются значительные недочеты в его решении,

3 связанные с неполнотой ответа, с правильным исчислением одних данных и

неверным – других и пр. Ответ неполный. Обучающийся не способен четко

изложить решение задания, сделать собственные выводы, проанализировать

основные показатели. Неверно подсчитан итог, но методика решения задания

верная.

2 Задание решено неверно. Ответ неполный. Обучающийся не способен четко

изложить методику решения задачи, сделать собственные выводы,

проанализировать основные показатели.

Обучающийся не решил задание, но приводит определенные рассуждения по

1 его решению.

0 Обучающийся не решил задание или отказался от его выполнения.

За каждый уровень задачи выставляется дополнительная оценка.

Шкала пересчета баллов:

Баллы Оценка

4,5-5,0 Отлично

3,5-4,5 Хорошо

2,6-3,5 Удовлетворительно

<2,6 Неудовлетворительно

7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы

Контроль результатов самостоятельной работы по решению разноуровневых задач проводится в виде проверки письменного решения задач и собеседования.

К проверке и собеседованию студент готовится к семинарскому занятию по соответствующей теме.

Список рекомендуемой литературы Основная литература 1. Гловели, Г. Д. История экономических учений [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 777 с. (12 экз.) 2. Липсиц, И.В Основы экономики [Электронный ресурс]: учеб. / И. В. Липсиц — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 336 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424124.html Дополнительная литература 1. Арзуманова, Т. И. Экономика организации [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавровТ.И. Арзуманова — М. : Дашков и К, 2014.- 240 с. — Режим доступа:http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020490.html 2. Шимко, П.Д. Экономика [Текст]: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата / П. Д. Шимко — 4-е изд., испр. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2017. – 461 с. (10 экз.)

Приложение 1

Перечень разноуровневых задач по дисциплине

«Основы экономики»

Тема 4 Макроэкономика основные макроэкономические показатели 1. Задачи репродуктивного уровня Задача 1. Рассчитать показатель ВНП и располагаемого дохода на основании следующих данных (в млрд. ден. ед.): ;

  • трансфертные платежи – 5, ;
  • валовые инвестиции – 18, ;
  • косвенные налоги – 7, ;
  • личные подоходные налоги – 3, ;
  • чистый экспорт — 1,5, ;
  • нераспределенная прибыль корпораций — 2,8, ;
  • амортизация — 7,5, ;
  • личные потребительские расходы – 77, ;
  • налоги на прибыль корпораций — 1,8, ;
  • взносы на соц.

страх. — 0,4, ;

  • государственные закупки товаров и услуг — 9 Задача 2. В прошлом году уровень безработицы в стране составил 9 %, а фактический ВНП — 6320 млрд. Какой объем потенциального ВНП мог быть достигнут, если бы уровень безработицы соответствовал естественному уровню (6 %)? Задача 3. Фермер произвел 10 кг зерна (стоимость семян равнялась нулю).

    Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг. Подсчитать ВВП методом добавленной стоимости. Задача 4. Даны следующие показатели, ден. ед.: ВНП — 480; объем валовых инвестиций — 80; объем чистых инвестиций — 30; объем потребления домашних хозяйств — 300; государственные расходы — 96; избыток государственного бюджета — 3. Определить: а) ЧНП; б) чистый экспорт (NE); в) располагаемый доход домашних хозяйств, их объем сбережений. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра экономики и социальной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Наименование дисциплины Основы экономики

Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Экономика и управление в учреждениях

здравоохранения

Форма обучения заочная

г. Ставрополь, 2017 г.

Содержание

Введение 3 1. Цель, формируемые компетенции 4 2.Формулировка задания и его объем 4 3.Рекомендации по выполнению задания 4 4.План-график выполнения задания 5 5.Общие требования к выполнению и оформлению результатов 5 самостоятельной работы 6.Критерии оценивания работы 6 7.Порядок предоставления результатов самостоятельной работы 7 Список рекомендуемой литературы 7 Приложение 8

Введение

Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины «Основы экономики» способствует самостоятельная работа студентов по выполнению творческих заданий.

Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Диапазон творческих заданий достаточно широк. При их решении требуются наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всѐ то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Решение творческих заданий способствует осознанному развитию знаний и стремлению к их самостоятельному получению, умению применять их в своей практической деятельности.

Решение творческих заданий позволит развить у обучающихся креативное мышление, способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Кроме того, управление творчеством способствует формированию системативности и последовательности.

В современных условиях, когда предъявляются новые требования к развитию личности, способной проявлять инициативу, изобретательность, предприимчивость, умение быстро и безошибочно принимать решения, а значит работать творчески и самостоятельно высока роль творческих заданий в развитии будущего специалиста.

Творческий процесс предполагает решение неординарных, не типовых, но творческих задач.

1. Цель, формируемые компетенции

Студенты выполняют творческое задание в соответствии с предлагаемыми заданиями.

Цель выполнения творческого задания по дисциплине – изучение обучающимися основных приемов, методов и технологий творчества, использование которых в профессиональной деятельности позволяет получать наиболее эффективные решения различных задач.

При выполнении обучающимися творческого задания «Основы экономики» студентами реализуются следующие компетенции:

ОК-2-спрособность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции .

ОК-3 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

ПК-7 — способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

2.Формулировка задания и его объем

Студенту следует самостоятельно подготовить по выбору (по рекомендации преподавателя, ведущего дисциплину) творческое задание из списка, приведенного в Приложении 1.

Объем творческого задания зависит от задания.

3.Рекомендации по выполнению задания

При решении индивидуальных творческих заданий целесообразно использовать метод ключевых (контрольных) вопросов. Технологию его реализации целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.

Принципиальными требованиями к использованию метода являются: проблемность и оптимальность (четко и правильно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или уменьшать неопределенность проблемы); дробление информации (с помощью вопросов необходимо разделить проблему на подпроблемы); целеполагание (каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы).

Рекомендуется поэтапная постановка вопросов, стимулирующая решение проблемы и повышающая ее определенность.

Необходимо выяснить:

  • что неизвестно;
  • что дано;
  • в чем состоит условие;
  • возможно ли удовлетворить условие;
  • достаточно ли условие для определения неизвестного;
  • ввести подходящие обозначения;
  • разделить условие на части;
  • сформировать идеи и разработать план решения;
  • определить как найти связь между данными и неизвестными;
  • все ли данные и условия использованы;