Методическая работа учителя

Эссе

Задание С9 — написать эссе, задачей поставлено «раскрыть смысл высказывания», при необходимости «обозначить разные аспекты поставленной автором проблемы». Размер эссе – лист формата А4, можно еще немного, но не два листа! Если эссе поместилось на половине страницы, можно смело утверждать, что тема не раскрыта в нескольких аспектах. В Обществознании нет таких тем, которые можно полностью рассмотреть в виде 5-7 предложений.

Блоки тем

Разбито на 6 блоков по отраслям знания: философия Структура эссе по обществознанию (человек и общество), социальная психология, социология, политология, правоведение, экономика.


Максимально толково учащийся обычно пишет на темы по социологии, политологии, чуть хуже — по экономике, правоведению (в силу стилистики юридического текста, например, стандартов использования терминологии и грамматических форм, а экономическая сфера обычно сложна без доказательно базы – примеров).

Блоки Философия и Социальная психология в том виде, что требуется по критериям оценивания, обычно недоступны ребенку в 17 лет в силу элементарного отсутствия житейского опыта. Опытные преподаватели не советуют брать эти темы, поскольку на максимальное количество баллов раскрыть их не удастся.


Вступление:


— проблема,
— позиция выпускника (согласен/нет/частично)
— используемые понятия с определениями для раскрытия темы;
Основная часть:

— Тезис 1 + 2 факта (один аспект проблемы);
— Тезис 2 + 2 факта (другой аспект проблемы);
— Третья точка зрения (не автора высказывания и не того, кто пишет эссе), часто – противоположная. Это требование факультативно, но если есть, что сказать – показывает кругозор абитуриента. Это в плюс.
Заключение.

Вывод пишется в виде одного-двух предложений. В нем не должно содержаться новых фактов, мнений или утверждений. Собственная точка зрения не должна противоречить той, что была изложена в начале, в первом абзаце. В качестве вывода могут быть повторены тезис 1 и тезис 2 в обобщенном виде, либо еще раз сформулирована проблема, по которой написана работа.

Структура эссе – вступление


Самое сложное для старшеклассника – определить какая проблема затронута автором высказывания. Она часто не лежит на поверхности, а требует определенных усилий, чтобы быть понятой. Практический совет: перечитайте два-три-пять раз высказывание и попробуйте продолжить мысль автора своими словами. То есть представьте, что фраза, вырванная из контекста, снова обрела текст сверху и внизу от себя. Чем, как мог продолжить автор свою фразу? Запишите первое что пришло в голову, перечитайте. Допишите или исправьте, отредактируйте. Возможно, что вам в голову придет новая мысль по поводу того, что автор хотел сказать, запишите ее тоже. Перечитайте, есть ли связь между 1 и 2 вашими фразами? Составьте окончательное, целое предложение, раскрывающее мысль автора. После этого назвать проблему, которой посвящено высказывание, не составляет трудностей.

3 стр., 1431 слов

Эссе: Оцените эссе по экономике

... экономике положительную динамику развития. 1 тезис. Командная экономическая система – это такая система, при которой основные виды производственных ресурсов находится в государственной собственности и все ... данными в своих интересах; -привыкание к "жизни" в ... технологий в предпринимательской деятельности. Автор ... эссе по экономике по следующим параметрам: Раскрытие смысла афоризма Формулировка тезисов ...

Вспомните, как она названа в учебнике, какие подзаголовки имеет параграф, посвященной данной теме. Какие слова (термины, понятия) выделены петитом? О чем были вопросы после параграфа? Ваша задача – выделить ключевые понятия, с помощью которых тема будет раскрыта. Их может быть 2-3-4, остальные – вспомогательные. Ключевым понятиям стоит дать определение в начале эссе. Так вы «договариваетесь» с проверяющим экспертом о смысле понятий, это нормальная составляющая любой научной и научно-популярной работы. Вспомните, что понятие «общество» имеет широкий и узкие смыслы, определений понятия «культура» — около 500, а «цивилизация» — 200. Но задача экзаменующегося не открыть Америку, расширив понятийный аппарат, а показать свои знания в области обществоведческих знаний, поэтому учите определения!


Если что-то знаете про автора высказывания – смело пишите, век, страна, вид занятий. Одно предложение во вступлении, возможно, самое первое. Например, «Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо в своем высказывании затронул вопрос/проблему…)


Во вступлении необходимо высказать свою позицию в виде согласия с мнением автора, отсутствием согласия (например, я не разделяю точку зрения***, потому что), либо указать в чем именно вы согласны с автором высказывания, а в чем нет.

Пример эссе по обществознанию



«Революция – варварская форма прогресса» (Ж.Жорес)


Французский социалист начала ХХв. Жан Жорес размышляет о формах и способах прогресса, развития общества от простого к сложному, от старого к новому, от низшего к высшему. Прогрессивное развитие общества может происходить эволюционно (постепенно, с помощью реформ, частичных изменений в различных областях жизни, идущих сверху), а также путем революции (в результате резких стихийных изменений, идущих снизу и приводящих к скачкообразному развитию социума).

Я согласен с высказыванием Жореса, поскольку политическая революцию всегда связана с агрессией, насилием, военными выступлениями, жертвами среди разных слоев населения.


Политическая революция начинается стихийно, когда клубок противоречий, накопившийся в обществе, становится слишком большим и тяжелым. К этому приводит либо нерешительность правительства, которое боится проводить реформы, либо непоследовательность реформаторского курса правящего класса. В России в 1905, 1917гг. правительство Николая II оказалось неспособным решить аграрный вопрос, рабочий и национальный вопросы, защитить страну в годы войны – и привело Россию к революции. Примерно так складывалась и ситуация и во Франции, в Англии, Голландии и других странах накануне революционных событий. Отсутствие реформ приводит нерешенным проблемам, а затем к революции.

45 стр., 22464 слов

Дипломная работа: Реформы 70-90-х годов ХХ века в Китае и их влияние на дальнейшее развитие страны

... нынешнем Китае, где по мере развития реформ постепенно ... экономики справедливо рассматривать как заявку на выход этапа динамичного роста и развития за те временные рамки, которые обозначали восточноазиатские соседи Китая в качестве этапа бурного хозяйственного прогресса. ... проходила в рамках научного проекта ИМЭМО ... революции» Мамаева Н.Л. Современные историки КНР о республиканском периоде истории Китая ...


В результате революционных событий складывается новая политическая элита, вырабатывается новое законодательство, частично или полностью решаются «наболевшие» вопросы – страна переходит на новую, более прогрессивную ступень развития. После событий революции и гражданской воны в России была восстановлена экономика и государственная власть в рамках новой экономической политики, создан СССР, восстановлены дипломатические отношения с иными приоритетами и целями, чем в царской России.

Преобразования в промышленности и сельском хозяйстве вывели страну в аграрно-промышленный сектор, годы первых пятилеток подготовили СССР к страшным испытаниям Великой Отечественной воны.


Есть и другая точка зрения на революцию. В свое время К.Маркс назвал революцию – локомотивом истории, а В.Ленин утверждал, что революция – необходимый этап общественного развития.


Стихийный, неуправляемый характер революционного времени приводит к слишком большой цене, уплачиваемой обществом из-за неспособности (или недальновидности) правительства к проведению назревших реформ, поэтому революция – это форма прогресса, но варварская, кровавая, жестокая по отношению к простым людям.