Менеджмент и управление. Основные категории и понятия

Эссе

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Орел 2016

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей, как в самой организации, так и за ее пределами.

В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Так что же такое управление и менеджмент?


Управление

– это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.


С позиции американцев менеджмент

— это английское слово, стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.


Менеджмент

— наука об управлении организациями при помощи совокупности принципов, форм, методов и средств управления производством и производственным персоналом, а также вид деятельности субъекта, фирмы, направленное на достижение целей организации наилучшим образом.

В упрощенном понимании, менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски «управление» функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Менеджмент это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний в самостоятельную дисциплину, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производительным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стрежень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

21 стр., 10278 слов

Курсовая работа: Совершенствование организации труда менеджера на примере руководителя предприятия ОАО «Лидсельмаш»

... ]. Организация труда решает три класса задач: экономические, психофизиологические и социальные. Экономические задачи обеспечивают повышение производительности труда, улучшение использования ресурсов труда и рабочего времени, экономию всех видов ресурсов и др. Психофизиологические задачи направлены на экономию жизненной энергии человека, ограничение интенсивности труда, гармонизацию физических и ...

Для современного менеджмента характерны: стабильное стремление к повышению эффективности организации; широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за результаты собственной работы и одновременно за функционирование на рынке фирмы; постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; использование современной информационной базы для расчетов при принятии управленческих решений; оценки управленческой работы на основе вклада управленческого аппарата в повышение эффективности деятельности фирмы; привлечение всех сотрудников компании к управлению ею; способность разумно рисковать и управлять риском.

Термин «
менеджмент

», по сути, является аналогом термина «управление», а их синонимами являются термины «домоводство», «обеспечение», «навигация», «представительство», «заказчик», «поручитель».

Например, американский социолог Сьюзен Донелл в течение 5 лет исследовала деятельность 2500 руководителей разного уровня, что позволило сформулировать 5 причин, приводящих к неудачной карьере менеджера:

1. Основным побудительным мотивом деятельности менеджера-неудачника является неэффективная работа подразделения, которое он возглавляет, не поощрение сотрудников подразделения, а личный комфорт и высокое жалованье.

2. Менеджеры-неудачники обычно подчеркивают свое высокое служебное положение, они окружают себя атрибутами и символами высокого статуса.

3. Руководители-неудачники не заботятся о своих подчиненных. Их общение с подчиненными носит чисто формальный характер, они стараются присвоить заслуги подчиненных себе.

4. Руководители-неудачники само изолируются, стараются ограничить контакт с другими людьми, любят проводить время в своем офисе, теряя постепенно всякое общение с окружающими, перестают владеть текущей информацией.

Менеджер-неудачник скрывает свои мысли и чувства. Подчиненные хотят и должны знать, что думает и чувствует их руководитель.

Деятельность любой организации или предприятия имеет много направлений, каждым из которых необходимо руководить. В связи с этим на практике выделяется несколько видов менеджмента.

3 стр., 1287 слов

Реферат: Понятие, сущность, виды финансовых рынков

... и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации. В этом реферате мы рассмотрим сущность и структуру финансового рынка. Финансовый рынок ...

Управление производством (производственный менеджмент) способствует эффективному осуществлению процесса создания товаров и услуг. Оно заключается в определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, вида применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановке людей; организации подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, современного ремонта оборудования, устранение сбоев и неполадок; контроле качества, ассортимента продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (логистика) состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям, формирование каналов сбыта, ведение складского хозяйства, регулирование запасов.

Управление инновациям, то есть нововведениями (инновационный менеджмент), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрения новинок в производство.

Управление маркетингом состоит в организации коллектива на основе изучения рынка, покупателей, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработки ценовой политики, изучения потребностей покупателей, сегментирования рынка.

Управление персоналом включают в себя управление кадрами и социальное управление. Решив задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата; улучшения условий трудя и быта персонала: поддержание контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов, управление персоналом поднимает эффективность менеджмента организации.

Суть финансового управления (финансового менеджмента) заключается в оптимизации формирования и распределения ее денежных ресурсов путем составления бюджета и финансового плана организации, оценки текущего и перспективного финансового состояния организации, регулировании рентабельности через изменение операционного и финансового рычага.

Таким образом, мы видим, что практическая роль менеджмента настолько велика, насколько это возможно и овладеть наукой менеджмента невозможно без изучения основных понятий и категорий данной науки.

Далее рассмотрим основные категории менеджмента: объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы.


Категории менеджмента

— это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации.


Объектом управления

— могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).


Субъекты управления

— руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, начальник отдела, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

7 стр., 3014 слов

Курсовая работа: «Методические рекомендации по подготовке курсовых работ Специальность: «Менеджмент организации» Специализация: «Предпринимательство» КУРСК ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …»

... -экономического института студенты, обучающиеся по специальности «Менеджмент организации», должны выполнить курсовые работы по пяти дисциплинам. Объем курсовой работы составляет от 25 до 35 печатных страниц. ... , необходимый для исторического освещения вопроса. Допустим, вы пишете курсовую работу на тему «Становление менеджмента как науки». В этом случае допускается изучение архивных документов ...


Цель

– это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.

Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.

Я считаю, что основная
функция менеджмента

– это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель).

С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контроли¬ровать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зача¬стую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме. Здесь можно привести один пример. Обратимся к прошлому, когда менеджмент только входил в оборот.

В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесме¬нов. Переговоры не ладились, потому что Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер”, несмотря на фантастическую зарплату, предло-женную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов, на “Крайслере” согласи¬лись с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевы¬вать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.


Закон

— это не зависящая ни от чьей воли, объективно существующая заданность, сложившаяся в процессе существования явления, его связей и отношений с окружающим миром.


Закономерность

— первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.


Метод управления

— это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления (административные, экономические, социально-психологические)

11 стр., 5235 слов

Курсовая работа: Экономика и менеджмент горного производства

... 1.3 Структура управления предприятием Режим работы предприятия Режим работы: -по карьеру и автотранспорту 330 дней ... организации (цех, отделы). В рамках курсовой работы она приводится, исходя из фактической производственной структуры ... , как на увеличение, так и на уменьшение производство золота. Многократное повышение рыночной цены ... р. смену сутки год 1. Горный машинист экскаватора 1 4 660 815, ...


Принципы управления

— общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

К закономерностям управления относятся:

-единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

-пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

-централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

-соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.


Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: ИНФРА -М, 2012.
2. Веснин В.Р., Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. перераб и доп. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2012.
3. Мескон М. Основы менеджмента, М., 2015 г
4. Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2014
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М. 2015.
6. Основные категории управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://de.ifmo.ru/bk_netra/page
7. Управление и менеджмент [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cde.osu.ru/demoversion/course124/1_0.html