Методические указания по выполнению

Эссе

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ , ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ , Липецкий филиал

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ , Методические указания по написанию эссе. , Для подготовки магистров, обучающихся по направлению , 38.04.01 «Экономика»


Рекомендовано Научно-методическим советом Липецкого филиала Финуниверситета


(протокол № 1 от « » сентября 2015 г.)


Одобрено кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг» Липецкого филиала Финуниверситета


(протокол № 1 от «28» августа 2015 г.)

Липецк — 2015 , Методические указания по выполнению эссе , по курсу «Экономика развития»

Работа выполняется студентом самостоятельно и сдается в установленные преподавателем сроки.

Вариант работы определяется согласно
порядковому номеру студента в журнале (номеру в зачетной книжке студента).

Работа, написанная по другому варианту, возвращается студенту без рецензирования.

Студенту следует тщательно готовиться к выполнению работы. Успешное выполнение работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.

Основные этапы работы студента над работой:

Особенности эссе как литературного жанра

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки» и др. При этом заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

В эссе ярко выражена авторская позиция. Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».

5. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений.

Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя — это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры; проводит параллели; подбирает аналогии; использует всевозможные ассоциации.

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

9. Особый язык:

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

По речевому построению эссе − это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

3. Разновидности эссе

С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.

Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

4. Структурная схема эссе

Введение — определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

Заключение — суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую технику доказательства приведенных в эссе высказываний.

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

;

  • Тезис — это сужение, которое надо доказать.

;

  • Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

;

  • Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

;

  • Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

5. Критерии оценивания эссе

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

;

  • представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

;

  • раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования определений, терминологии;

;

  • аргументация своей позиции с опорой на факты или собственный опыт.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

6. Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2) проанализируйте содержание написанного;

3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

7. Алгоритм написания эссе

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации.

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.


Оформление работы.

Работа должна содержать титульный лист, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. На титульном листе указываются кафедра, номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, номер личного дела, фамилия и инициалы преподавателя.

При оформлении контрольной работы необходимо выполнять

следующие требования:

•формат листа – А4;

•текстовый редактор – Word любой версии;

•гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14;

•межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание – по ширине, допускаются переносы в словах;

•размеры полей: левое и верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,0, правое – 1,5 см;

•печать – на одной стороне листа;

•все страницы, за исключением титульного листа, нумеруются, нумерация – сверху по центру;

•схемы, диаграммы, графики именуются рисунками и имеют сквозную нумерацию;

•выравнивание подрисуночных подписей — по центру;

•номер таблицы указывается справа, а ее название – по центру вверху таблицы;

•формулы и математические выражения создаются с использованием встроенного в Word редактора формул Equation (для стилевого оформления формул можно использовать встроенные стандартные настройки формульного редактора);

•выравнивание математических выражений – по центру;

•при наличии нумерованных выражений выравнивание номеров осуществляется по правому краю, при этом формула должна располагаться по центру;

•на последней странице контрольной работы указывается дата ее выполнения и проставляется подпись.

Содержание, введение, заключение, список использованной литературы, приложения являются заголовками структурных элементов работы. Их следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными буквами, не подчеркивая и не нумеруя. Параграфы тоже являются заголовками структурных элементов контрольной работы, но они должны иметь цифровое обозначение.

Отдельные положения контрольной работы могут быть проиллюстрированы таблицами и рисунками, которые должны оформляться в соответствии с общепринятыми правилами. Каждая таблица или рисунок должны иметь номер и название, структурно и логически вписываться в текст работы. В тексте обязательно должна быть ссылка на таблицу (рисунок).

При оформлении работы сокращения слов и словосочетаний не допускаются, за исключением аббревиатур и общепринятых сокращений.

Список литературы приводится в алфавитном порядке по фамилиям авторов учебников, монографий или статей в научных журналах. Алфавитный порядок книг, подготовленных коллективом авторов (под редакцией, с ответственным редактором и т.п.), определяется по названию книги.

Библиографическое описание источника включает фамилию автора (авторов) и его (их) инициалы, полное наименование источника, вид издания, место издания, наименование издательства, год издания и количество страниц.

Выполненная работа сдается на кафедрупреподавателю или лаборанту. Срок рецензирования – 2 недели с момента сдачи на кафедру.


4. Подготовка к собеседованию по контрольной работе.

Проверив работу, преподаватель на титульном листе отмечает «допущена к собеседованию» или «не допущена к собеседованию», а в конце работы отмечает ее недостатки и дает вопросы к собеседованию.

Оценка «допущена к собеседованию» предполагает подготовку студентом ответов на вопросы и исправление указанных ошибок. Поскольку темы дисциплины взаимосвязаны, студент должен быть готов и к ответу на сопряженные и другие дополнительные вопросы. Поэтому при подготовке к собеседованию тщательно проработайте лекционный и учебный материал и, если возникают какие-либо затруднения, – обратитесь за консультацией к преподавателю (сделать это нужно до собеседования).

По результатам собеседования выставляется «зачет».

Ниже представлены варианты работ., ВАРИАНТЫ РАБОТ (ТЕМЫ ЭССЕ)

1. Что такое социально-экономическое развитие? В какой мере социально-экономическое развитие отличается от экономического роста?

2. Какие выводы можно сделать на основе изучения теорий классической экономической школы, неоклассической экономической школы об экономическом развитии?

3. Какие выводы можно сделать на основе изучения теорий кейнсианской и посткейнсианской школы, монетаризма об экономическом развитии?

4. Какие выводы можно сделать на основе изучения теорий институционализма и неоинституционализма об экономическом развитии?

5. Какие выводы можно сделать на основе изучения теорий политической экономии об экономическом развитии?

6. Каковы наиболее распространенные теории экономического роста и насколько они совместимы?

7. Имея ввиду большие различия между странами мира, можно ли разработать единую теорию развития?

8. Объясните различия между моделями развития стран: либеральная и социальная.

9. Объясните различия между моделями развития стран: экономика промышленного социализма и экономическая модель Восточной Азии.

10. Дайте объяснение многообразию и различию экономических, социальных и политических структур стран мира. Отдельно объясните многообразие таких структур для развивающихся стран.

11. Несмотря на значительные различия, все развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют общие проблемы. Назовите эти проблемы и выделите наиболее важные. Аргументируйте Ваше мнение.

12. Объясните разницу между низким уровнем жизни и низким ВВП на душу населения. Могут ли одновременно сосуществовать низкий уровень жизни с высоким уровнем ВВП на душу населения? Приведите примеры конкретных стран и объясните это явление.

13. Назовите, какие основные долгосрочные факторы согласно историческому опыту влияют на темпы экономического роста в промышленно-развитых странах.

14. Почему экономический рост в XIX и начале века охватил страны, которые в настоящее время входят в группу промышленно-развитых стран, но не получил и не получает такого же распространения для многих стран мира?

15. Почему высокие темпы роста ВВП и ВВП на душу населения, по мнению большинства специалистов по экономике развития, не могут дать полного представления о развитии страны? Аргументируйте на примере конкретных стран.

16. Почему экономический рост считают необходимым, но недостаточным условием уменьшения бедности?

17. Назовите основные экономические характеристики бедных групп населения. Какую политику должно проводить правительство по борьбе с бедностью, учитывая эти характеристики?

18. Существует ли взаимозависимость между возрастной структурой населения и бременем содержания нетрудоспособной части населения? Объясните, почему размеры такого бремени в развивающихся странах больше, чем промышленно развитых.

19. Изложите главные причины быстрого роста населения в развивающихся странах и последствия такого роста.

20. Дайте характеристику сходства и различий процесса урбанизации в современных развивающихся странах, в Советском Союзе и в историческом прошлом Западной Европы и Северной Америки.

21. Назовите издержки, вызванные деградацией окружающей среды. Почему они препятствуют экономическому росту?

22. Изложите взаимосвязь образования и развития, образования и факторов и условий развития:

а) Влияет ли образование на развитие и каким образом? (Привести пример стран).

б) Образование уменьшает или усиливает нищету и неравенство в распределении доходов? (Привести пример стран).

в) Какие причины способствуют «утечки умов» (миграции высококвалифицированных специалистов из развивающихся в развитые страны)? (Привести пример стран).

23. Экономисты развитых стран – сторонники свободной торговли между странами ‑ утверждают, что устранение всех барьеров в международной торговле отвечает долгосрочным интересам всех стран. Назовите условия, при которых ликвидация всех тарифных и нетарифных ограничений торговли обеспечивает развивающимся странам наибольшие выгоды.

24. Назвать шесть основных постулатов, на которые опираются традиционные теории свободной торговли. Описать эти шесть постулатов и объяснить почему они не соответствуют реальности международной торговли.

25. Изложите свою точку зрения по вопросу ответственности стран за долговой кризис. Кто должен нести ответственность за долговой кризис: развивающиеся или развитые страны?

26. Какие причины вызывают бегство капитала из страны? Что должно делать правительство для изменения этой ситуации?

27. Изложите характеристику мер, применяемых МВФ к странам, имеющим высокую задолжность. Почему международные коммерческие банки имеют дело со странами, которые достигли соглашения с МВФ? Какова экономическая и социальная цена для населения страны подобных программ?

28. Объясните выгоды и негативные моменты поощрения экспорта в развивающихся странах с учётом специфики товаров (продовольствие, сырые материалы, топливо, промышленные изделия).

29. Назовите теоретические и практические аргументы в поддержку политики импортозамещения. Какие слабые стороны этой политики выявились на практике её реализации в странах Латинской Америки и Азии?

30. Каким образом возникновение гигантских ТНК в последние три десятилетия изменило характер международной экономической деятельности? Как ТНК оказывают влияние на характер экономических отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами?

31. Назовите основные трудности становления рыночных экономик в развивающихся странах

6. Рекомендуемая литература:, Нормативно-правовая:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием12 декабря1993 г. — М.: Юридическая литература, 2009.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: по состоянию на 1 февраля 2010г. — М.: Проспект, 2010

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Официальный текст.

Действующая редакция.— М.: Экзамен, 2008 .

4. Федеральный закон №135-ФЗ от11.08.1995 «О благотворительной

деятельности и благотворительных организациях»

5. Об акционерных обществах: Федеральный закон №208-ФЗ.—М: Проспект, 2007.


Основная литература

6. Микроэкономика: практический подход. Учебник /А. Грязновой.- М.: КНОРУС, 2014,Гриф ,ЭБС: book.ru

7. Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления. Учебное пособие.- М.: Магистр, 2015

8. 11. Фомичев Н.Н. Исследование систем управления. Учебник — М.: Дашков и К, 2013.

9. Экономика фирмы (организации, предприятия).

Учебник/Под ред. В.Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М,2014. Гриф УМО, ЭБС Знаниум


Дополнительная литература:

10. Ивлева Г.Ю. Управленческая экономика. Учебно- методический комплекс.- М.: РАГС, 2010

11. Чеканский А.Н., Коцоева В.А., Варюхин С.Е. Управленческая экономика. Практика применения. Учебное пособие.- М.: Дело, 2010

12. Новичков Социальная ответственность бизнеса в системе рыночных

отношений/ ЭБСZNANIUM — Москва: Издательско-торговая корпорация

«Дашков и К», 2012 — 184 с.

Ресурсы Интернет:

1. http://www.corp-gov.ru– Корпоративное управление в России

2. http://www.amr.ru– сайт Ассоциации Менеджеров России

3. http://www.atiso.ru– сайт Академии труда и социальных отношений

4. http://www.rbc.ru/ — РосБизнесКонсалтинг

5. http://www.standardandpoors.ru – сайт Рейтинговой службы«Стандарт энд Пурз»

6. сайт«Рейтинговое агентство«ЭКСПЕРТ РА»

7. http://www.soc-otvet.ru– сайт«Социальная ответственность бизнеса»