Самостоятельная работа учащихся на х экономики как средство развития конкурентоспособности

Самостоятельная работа

«Самостоятельная работа учащихся на уроках экономики как средство развития конкурентоспособности.»

Самостоятельная работа учащихся на уроках экономики

как средство развития конкурентоспособности.

Ногина Наталья Михайловна

преподаватель экономических дисциплин ККАТ

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Ведущая тенденция в мире – скорость перемен в науке, промышленности, социуме. Значит непрерывность образования – главная тенденция образования в мире. Исходя из этого, необходимо через процесс усвоения предметных знаний готовить студента самостоятельно действовать в условиях неопределенности.

Вся жизнь – это решение нестандартных производственных и житейских проблем и, чтобы достойно отвечать вызову времени, быть востребованным, человек должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, умения. Следовательно, целенаправленно формируя умения студентов самостоятельно усваивать знания в ходе обучения экономики, мы не только сможем повысить качество обученности студентов, но и в перспективе поможем им быть успешными и конкурентоспособными в жизни.

Студентов необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе. самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основе знаний, умений, навыков новое и необычное – творить, изобретать, исследовать.

Комиссия экономических дисциплин ККАТ свою работу строит таким образом, чтобы шло развитие творческой самостоятельности студента, осуществлялась подготовка к дальнейшему непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, так как это саморазвитие способствует приобретению профессиональных качеств, которые будущий специалист должен приобрести, обучаясь в колледже.

До тех пор, пока студентам не будет ясен смысл изучаемой дисциплины с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности, нельзя ожидать творческой активности со стороны студента. Для того, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом, развивать у обучаемых внутреннюю мотивацию к изучению экономики. Комиссия знакомилась со многими инновационными направлениями в образовании, и остановила свой выбор на сочетании элементов личностно – ориентированного и деятельностного подходов. Ведется постоянный поиск тех методов и средств обучения, которые помогают вовлечь обучаемых в познавательный учебный процесс, научить студентов активно, самостоятельно добывать знания, активизировать мыслительную деятельность и развивать интерес к предмету. В учебной деятельности применяю следующие методы: проблемный, деятельные технологии (ситуации, деловые игры), тесты, кроссворд — как форма контроля.

28 стр., 13522 слов

Регулирование рынка образовательных услуг в экономике знаний: ...

... РОУ) как сложной открытой социально-экономической подсистемы экономики знаний; выявить приоритетные направления развития экономики знаний и сформировать точки экономического роста; определить факторы ... Автореферат разослан «___» __________ 2013 года. Учёный секретарь диссертационного совета П.А. Булочников ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. Перевод экономики ...

В своей работе используем и нетрадиционные формы обучения, такие как уроки-семинары, уроки-игры, уроки-аукцион знаний, и другие.

Проблемный метод

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике остаются нерешенными многие задачи.

Вместо того чтобы обучающимся выдавать готовые факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему. Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни. Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно.

Деятельные технологии

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры. Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес студентов к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма. Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению профессионального опыта, близкого к реальному, причем, с помощью деловых игр это удается сделать лучше, чем при других методах познания. Игра достаточно реально имитирует существующую действительность, создает динамичные организационные модели, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Широкое применение в практике преподавания экономики деловых игр направлено чаще всего на закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков. Деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий, происходит их закрепление.

Проведение различных деловых и интеллектуальных игр позволяет выяснить, насколько хорошо студенты знают данную дисциплину и интересуются своей будущей специальностью. Проводя игру как рубежный контроль знаний, можно по её результатам определить и поставить итоговые оценки по данной дисциплине студентам.

Деловые игры – дело вовсе не шуточное. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Насколько это всё нужно? Я считаю, что необходимо. Ведь основной задачей считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать всё то, что накоплено: знания, особенности характера, личностные качества. То есть воспитание успешного человека.

4 стр., 1953 слов

Конспект по технологии урок-деловая игра «Семейная экономика» ...

... уроках технологии. Он назывался… (Ответ девушек: СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА). Открывается тема урока: девушки формулируют цель урока 3. Обобщение и повторение знаний о семейной экономике. Обратная связь. -Сегодня у нас не обычное занятие, а занятие – деловая игра, ... качества личности, бережливость, ответственность и экономность. Тип урока : деловая игра ... руб. Пенсия бабушки – 8 000 руб. Ремонт холодильника ...

Кроссворд – как форма контроля

Информационный бум, сопровождающий нашу жизнь, заставляет нас пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования. Но можно использовать проверенные формы и методы работы, привнося в них элемент творчества, нестандартности, что не в меньшей степени способствует развитию думающих молодых людей, способных творчески, нестандартно подходить к решению проблем, принимать самостоятельные решения. Среди них, несомненно, достойное место занимает такой вид, как составление кроссвордов. Кроссворд – удобная форма активизации мышления студентов. В процессе подготовки кроссворда студенту необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала студент более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к выполнению данного задания, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих специалистов.

Тестовая система оценки знаний

Значительную роль в достижении требований к результатам обучения студентов, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний и умений. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами, она позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь со студентами и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Применение тестового контроля знаний по специальным дисциплинам на технических специальностях высшего профессионального образования по нашему мнению, в особенности по специальным дисциплинам, возможно только в виде промежуточного контроля. Контроль по всему курсу, а тем более, итоговый контроль по специальности целесообразнее всего проводить в письменной форме.

Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Использование разнообразных форм и методов в процессе обучения способствует повышению качества обучения. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения: ролевые игры, деловые игры, семинары, повторительно –обобщающие уроки, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, курсовых, индивидуальная работа, доклады, сообщения; тестирование, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.

9 стр., 4115 слов

Самостоятельная работа студентов заочной и дистанционной форм ...

... Вариант задания для выполнения контрольной работы см. в таблице А и списке вопросов и задач. Задание по учебной дисциплине «Социология» ... Ценообразование на рынке капитала. Национальная экономика. Структура национальной экономики. Основные социальные цели национальной экономики. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт ... № задачи 1 1, 33 32 2 2, 34 31 3 3, 35 30 4 4, 36 29 5 5, 37 28 ...

Самостоятельная работа – это путь к профессиональной самостоятельности и мобильности. А это, в свою очередь, является определяющим фактором конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда особенно в сегодняшних непростых условиях экономического кризиса.