Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы

Самостоятельная работа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ , ПО ДИСЦИПЛИНЕ , «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПЛЬЗОВАНИЯ»

Уважаемые студенты!

Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования».

Структура:

o содержание дисциплины (план, знания и умения, которыми вы должны овладеть);

o тематические контрольные работы;

o вопросы к экзамену;

o литература в библиотеке колледжа;

o конспект лекций.

Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы


Введение.


На современном этапе развития РФ резко обострилась экологическая ситуация в стране. Создаётся опасность нынешнего и воспроизводства будущих поколений. Идёт процесс расширения особо неблагополучных экологических зон, дальнейшее экономическое развитие которых без надлежащих мер по охране природы может привести к образованию обширных зон экологического бедствия. Требуется существенное совершенствование экологического образования, превращение его во всеобщий непрерывный процесс, охватывающий все ступени обучения. Для решения экологических проблем, стоящих перед страной, необходимо знание основ охраны природы и рационального природопользования.

Тема 1. Введение в экологию.

1. Понятие, задачи, структура экологии, уровни организации жизни.

2. Законы экологии (по Б. Коммонеру).

3. Учение о биосфере В.И.Вернадского.

4. Классификация природных ресурсов.

5. Почему необходимы экологические образование и культура.

Студенты должны знать:

1. понятия: «экология», «экосистема», «биоценоз», «популяция», «биосфера», «природные ресурсы»;

2. цели, структуру, законы экологии;

3. классификацию природных ресурсов.

Студенты должны уметь:

1. приводить примеры экосистем, популяций, проявлений в жизни законов Б.Коммонера;

2. высказывать суждения о роли экологического образования в современный период.


Тема 2. Загрязнение.


1. Общая характеристика загрязнений антропогенного и естественного происхождения.

8 стр., 3628 слов

По изучению дисциплины

... Основным методом изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики » является самостоятельная работа студентов со специальной литературой. Самостоятельное изучение тем курса происходит с использованием учебных пособий с последующей самопроверкой. Решение тестов и задач на семинарских занятиях ...


2. Физическое загрязнение.


3. Химическое загрязнение.


4. Биологическое загрязнение.
Студенты должны знать:


1. понятия: «загрязнение», «естественное загрязнение», «антропогенное загрязнение», «ПДК», «биоаккумуляция», «биоконцентрирование»;


2. последствия загрязнения;


3. понятие и виды физического загрязнения, их последствия;


4. классификацию вредных веществ, их последствия.
Студенты должны уметь:


1. приводить примеры отрицательных последствий различных видов загрязнения на окружающую среду и здоровье человека;


2. приводить примеры биоаккумуляции и биоконцентрирования.
Тема 3. Компоненты неживой природы.


1. Атмосферный воздух: значение, источники загрязнения и загрязняющие вещества, последствия и охрана.


2. Пресные воды: значение, виды антропогенного загрязнения, последствия и охрана.


3. Недра: значение, причины истощения полезных ископаемых, последствия добычи полезных ископаемых, охрана.


4. Почвы: значение, причины истощения и загрязняющие вещества, последствия и охрана.
Студенты должны знать:


1. понятия: «трансграничный перенос», «смог», «парниковый эффект», «кислотные дожди», «эвтрофикация», «недра», «полезные ископаемые», «почва», «детрит», «гумус», «плодородие», «эрозия», «дефляция», «абразия», «рекультивация»;


2. химический состав и функции атмосферы, источники загрязнения и мероприятия по охране атмосферного воздуха;


3. значение и проблемы истощения пресных вод, процент пресных вод от общего объёма гидросферы, наиболее опасные загрязняющее вещества и пути их попадания в водоёмы; мероприятия, обеспечивающие качественную неисчерпаемость воды;


4. функции недр, причины истощения полезных ископаемых и мероприятия по предотвращению этого процесса;


5. состав, строение и свойства почвы; причины, ведущие к снижению плодородия или их утрате; рекультивацию почв; систему мероприятий по защите земель, в том числе и от эрозии.
Студенты должны уметь:


1. приводить примеры загрязняющих веществ атмосферы; объяснять экологические последствия загрязнения (приводить примеры);


2. приводить примеры экологических и экономических последствий создания, а также «слива» водохранилищ;


3. доказывать необходимость рационального использования полезных ископаемых;


4. устанавливать и описывать различные виды эрозии.
Тема 4. Химизация сельского хозяйства.

17 стр., 8340 слов

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности (на ...

... современной рыночной экономики и экономики Республики Беларусь, рыночные преобразования в нашей стране, развитие экономики Беларуси за последние пять лет, а также рассмотрим шведскую модель рыночной экономики. Значение ... роль в управлении экономикой играет государство. Также мы рассмотрим шведскую модель рыночной экономики в качестве примера, так как шведская модель экономики является одной из ...


1. Понятие и виды пестицидов.


2. Проблемы, связанные с применением пестицидов.


3. Биологические методы защиты растений.
Студенты должны знать:


1. понятие «пестициды» и их значение;


2. классификацию пестицидов в зависимости от объекта воздействия.
Студенты должны уметь:


1. объяснять негативные последствия применения пестицидов;


2. приводить примеры биологических методов защиты растений.
Тема 5. Биологические ресурсы.


1. Значение растительности и животного мира в природе и жизни человека.


2. Группы лесов.


3. Факторы антропогенного воздействия на растительные ресурсы и ресурсы животного мира.


4. Причины и последствия процесса обезлесения.


5. Мероприятия по охране лесных ресурсов.


6. Правовая и общественная охрана животного мира.
Студенты должны знать:


1. мировой показатель лесистости;


2. значение и группы лесов;


3. значение животного мира;


4. мероприятия, направленные на защиту лесных ресурсов;


5. основные законы, регламентирующие использование животного мира.
Студенты должны уметь:


1. приводить примеры прямого и косвенного антропогенного воздействия на растительность и животный мир;


2. приводить примеры последствия этого воздействия.
Тема 6. Особо охраняемые природные территории.


1. Предпосылки и принципы охраны природы.


2. Понятие и виды ООПТ.


3. ООПТ Пермского Края.
Студенты должны знать:


1. понятия: «ООПТ», «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы»;


2. охраняемые территории Пермского Края.
Студенты должны уметь:


1. объяснять значение Красной книги и охраняемых природных территорий.
Тема 7. Антропогенные отходы.


1. Виды антропогенных отходов.


2. Методы переработки различных видов отходов.


3. Экологические и экономические эффекты использования отходов.


4. Примеры использования некоторых видов антропогенных отходов.


5. Антропогенные отходы Пермского Края.
Студенты должны знать:


1. методы переработки ТБО;


2. экологический и экономический эффекты использования отходов.
Студенты должны уметь:

16 стр., 7560 слов

География национальных религий. Религиозная обстановка в России и Пермском крае

... курсовой работы является рассмотрение религии в общемировом масштабе, проследить географию различных религиозных учений, более глубокое изучение материала по религии и религиозной обстановке в России и Пермском крае. ... организационных структурах наиболее распространенных и влиятельных религий. Данная курсовая работа направлена на восполнение недостающих знаний, усвоения нового материала и повышение ...


1. примеры использования вторичного сырья.
Тема 8. Основы рационального природопользования.


1. Рациональное и нерациональное природопользование.


2. Виды природопользования.


3. Принципы рационального природопользования.


4. Экологизация: понятие и направления.
Студенты должны знать:


1. понятия «природопользование», «экологизация»;


2. формы и виды природопользования;


3. принципы рационального природопользования.
Студенты должны уметь:


1. объяснять с биологических позиций необходимость бережного отношения к природе и использования безотходных технологий в промышленном производстве;


2. объяснять роль технического прогресса в защите окружающей среды.
Тема 9. Мониторинг.


1. Понятие и задачи мониторинга.


2. Ступени и виды мониторинга.


3. Мониторинг окружающей среды в России.
Студенты должны знать:


1. понятие «мониторинг»;


2. характеризуемые показатели объектов различных ступеней мониторинга (локального, регионального, глобального);


3. Государственную систему экологического мониторинга в России.
Студенты должны уметь:


1. определять виды мониторинга и задачи, которые они решают в природопользовании.
Тема 10. Основы экологического права.


1. Этапы формирования экологического законодательства в России.


2. Понятие «экологическое право» и его основные источники.


3. Закон РФ «Об охране окружающей среды».


4. Положения экологического законодательства.


5. Государственные органы охраны окружающей природной среды в России.
Студенты должны знать:


1. понятия: «экологическое право», «нормирование качества окружающей природной среды», «государственная экологическая экспертиза», «экологический контроль», «зона чрезвычайной экологической ситуации», «зона экологического бедствия»;


3. черты закона «Об охране окружающей среды»;


4. сущность экономического механизма выполнения экологического законодательства;


5. задачи государственных органов общей и специальной компетенции.
Тема 11. Современное состояние окружающей природной среды России и Пермского Края.


1. Состояние атмосферного воздуха России и Пермского Края.


2. Состояние пресных вод России и Пермского Края.


3. Состояние лесных ресурсов России и Пермского Края.


4. Состояние почвенных ресурсов России и Пермского Края.


5. Полезные ископаемые России и Пермского Края.


6. Радиационная обстановка в России.
Студенты должны знать:


1. основные показатели состояния окружающей природной среды России и Псковской области.
Тема 12. Общество и природа
.


1. Наука «демография»; экологические факторы, ограничивающие бесконечный рост популяций человека.


2. Демографическая ситуация. Причины различий между уровнем рождаемости развитых и развивающихся стран.


3. Социально-экологические факторы здоровья человека. Гигиена.
Студенты должны знать:


1. понятия: «социальная экология», «демография», «демографический взрыв», «гигиена»;


2. динамику численности населения;


3. причины низкой рождаемости в развитых странах и высокой — в развивающихся;


4. причины смертности в развитых и развивающихся странах;


5. последствия увеличения численности населения планеты;


6. социально-экологические факторы, влияющие на здоровье человека.
Студенты должны уметь:


1. приводить примеры стран с высокой и низкой рождаемостью.
Тема 13. Мировой океан
.


1. Значение Мирового океана.


2. Загрязнение морей и океанов.


3. Пути попадания загрязнений в Мировой океан.


4. Самоочищение морей и океанов.


5. Охрана морей и океанов.
Студенты должны знать:


1. понятия: «дампинг», «марикультура», «аквакультура».


3. загрязняющие вещества.
Студенты должны уметь:


1. приводить примеры ресурсов Мирового океана;


2. приводить примеры организмов, участвующих в самоочищении Мирового океана;


3. приводить примеры способов удаления пролитой нефти с поверхности океана.


Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы.


1. Студент должен выполнить

1 контрольную работу по дисциплине

«Экологические основы природопользования».

2. Номера вариантов, которые студент должен использовать в своей контрольной работе, соответствует номеру списочного состава студента по журналу. Контрольная работа включает 3 задания и 4 практических работы, названия которых должны быть написаны полностью без сокращений.

3. Подготовка контрольной работы — это самостоятельное изучение литературных и иных источников.

Рекомендуется следующая структура контрольной работы:

  • оглавление;
  • основная часть работы, раскрывающая тему;
  • список использованных литературных и нормативно-правовых источников.

4. Контрольная работа должна быть оформлена в компьютерном варианте:

а) на белых листах формата А4 (210 x297 мм);

б) с использованием титульного листа, образец которого прилагается;

в) шрифт TimesNewRoman, размер шрифта — пт.

г) номер страницы проставляется в правом верхнем углу листа шрифтом пт;

д) печать через 1интервала;

е) поля страницы: левое — 2 см, правое — 1 см, верхнее и нижнее — 1 см;

ж) работа должна быть сдана в файле + диск;

5. Объем контрольной работы не должен превышать страниц.

6. Контрольная работа сдается преподавателю для проверки и может быть возвращена на доработку.

7. Контрольная работа считается зачтенной только с подписью преподавателя.

8. Студент должен быть готов во время зачета дать пояснения по выполненной контрольной работе.

Выбор варианта тем контрольной работы

Тема контрольной работы выбирается согласно двум последним цифрам зачетной книжки студента.

Варианты Наименованиетемыконтрольнойработы
1) Общие понятия о природных системах. Геосистемы и экосистемы. 2) Лицензирование потребления природных ресурсов. Природоресурсная лицензия. 3) Вишерский заповедник Пермского края
1) Три уровня размерности природных систем: глобальный, региональный, локальный. Функции природных систем. 2) Рациональное использование минеральных ресурсов. 3) Озеро Байкал.
1) Структура и свойства природных систем. Пространственная структура природных систем. Временная структура природных систем. Целостность природных систем. Устойчивость природных систем. 2) Лицензия на использование недр. 3) Красная книга Пермского края
1) Свойства природных систем. Саморегулирование природных систем. Самоорганизация природных систем. 2) Рациональное использование водных ресурсов. 3)Национальный парк Пермского Края
1) Свойства природных систем. Саморегулирование природных систем. Самоорганизация природных систем. 2) Рациональное использование водных ресурсов. 3) Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Пермского Края.
1) Социально-экономические функции природных систем. 2) Экологическая безопасность и ее составляющие. 3) Рациональное использование и охрана охотничьих животных Пермского края.
1) Потенциал природных систем. Биотический потенциал. Водный потенциал. Минерально-ресурсный потенциал. 2) Лицензия на использование вод. 3)Экологический кризис и экологическая катастрофа.
1) Потенциал природных систем. Строительный потенциал. Рекреационный потенциал. 2) рмского краяедник /кой – ) Рациональное использование земельных ресурсов. 3)Рациональное использование и охрана рыбных ресурсов.
1) Потенциал природных систем. Потенциал самоочищения. Природоохранный потенциал. 2) Лицензия на использование земель. 3)Экологическое влияние промышленного лесопользования (сплошные, выборочные, санитарные рубки, восстановление лесов).
1) Сущность антропогенного воздействия на природные системы. Преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на природную систему. Классификация антропогенного воздействия по разным признакам: по характеру проявления в пространстве, по масштабам изменения среды, по происхождению воздействия. 2) Международные объекты охраны окружающей среды. 3)Платность природных ресурсов.
1) Сущность антропогенного воздействия на природные системы. Два типа антропогенного воздействия: связанные с видами хозяйственной деятельности, связанные с вторичными производствами и урбанизацией. 2) Лицензия на использование животного мира. 3)Охрана редких и исчезающих видов растений Пермского края.
1) Антропогенные нагрузки на природные системы. Ресурсоёмкость. Землеёмкость. Отходность производства. 2) Глобальные экологические проблемы. 3)Принципы экологической экспертизы.
1) Антропогенные изменения природных систем. Природные и антропогенные составляющие. 2) Лицензия на использование лесов. 3)Полезные ископаемые Пермского Края
1) Классификация природно-антропогенных систем. Природно-технические системы (геотехнические).

Геоэкосистемы. 2) Задачи мониторинга. Объекты мониторинга. 3)Лесные ресурсы Пермского Края.

1) Истощение природных ресурсов. 2) Классификация систем мониторинга по факторам воздействия, по масштабам воздействия. 3)Природный заказник Пермского Края.
1) Ресурсопотребление. Ресурсопользование. Воспроизводство природных ресурсов. 2) Формы международного сотрудничества. 3)Памятник природыПермского Края.
1) Ресурсный цикл. Концепция ресурсных циклов. 2) Международные организации по охране окружающей среды. 3)Население Пермского края, г. Пермь.
1) Классификация природных ресурсов по происхождению. 2) Комплексный экологический мониторинг. 3) Красная книга России.
1) Классификация природных ресурсов по видам хозяйственного использования. 2) Экологическая проблема перенаселения. 3)Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
1) Классификация природных ресурсов по признаку исчерпаемости. 2) Экологическая проблема урбанизации. 3)»Зеленая» революция и ее последствия.
1) Социально-экономические требования к рациональному природопользованию. 2) Экологическая проблема загрязнения окружающей среды. 3)
1) Природоохранные нормативы: строительные нормы и правила, государственные стандарты, санитарно-гигиенические и экологические нормативы. 2) Экологическая проблема отходов. 3)Биосфера. Ноосфера.
1) Экономическая оценка природных ресурсов. 2) Экологическая проблема парникового эффекта. 3)Понятие фактора риска. Биологические, экологические и социальные факторы риска.
1) Продуктивность геосистем и экосистем. 2) Экологическая проблема разрушения озонового слоя. 3)Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде.
1) Эффективность использования природных ресурсов. 2) Кислотные дожди как экологическая проблема. 3)Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
1) Зоны влияния техногенных объектов на природные системы. 2) Деградация почвенного покрова как экологическая проблема. 3)Ресурсы мирового океана и их использование.
1) Природоёмкость. 2) Воздействие человека на животных: прямое воздействие и косвенное влияние. 3)Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
1) Виды особо охраняемых природных территорий. 2) Деградация животного мира как экологическая проблема. 3)Пресные воды Пермского Края.
1) Государственные природные заповедники, заказники, национальные парки. 2) Причины вымирания животных. 3)Деградация растительного мира как экологическая проблема.
1) Государственные природные кадастры. Виды кадастров. 2) Охрана редких и вымирающих видов животных пермского края. 3)Современное состояние окружающей природной среды Пермского края.

Практическая работа №1

Тема: «Реклама и экология»

Цель: Проанализировать не менее 5 реклам товаров, результаты записать в таблицу. Ответить на вопросы.

Таблица№1

Товар Потребность энергии при производстве товара Долговечность Материалы
высокая средняя низкая Товар одноразового использования Товар многоразового использования Восполнимые Невосполнимые Биоразлагаемые Бионеразлагаемые
1.
2.
3.
4.
5.
6.

вопросы:

1. Какие виды товаров рекламируются больше всего? Почему?

2. Какой товар вы назвали бы бесполезным? Почему?

3. Какой товар особенно полезен? Почему?

4. Какие методы используются в рекламе для убеждения потребителя? Приведите примеры.

Практическая работа №2

Тема: изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды»,

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Цель: изучить правовые вопросы экологической безопасности.

Литература: Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Задание Познакомиться с ФЗ «Об охране окружающей среды», заполнить таблицы №1 и №2

Таблица №1

Принципы природоохранной политики Главы и статьи ФЗ «Об охране окружающей среды»
1.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.
2.Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
3.Рациональное использование природных ресурсов.
4.Соблюдение требований природоохранного законодательства в совокупности неотвратимости наказания за экологические нарушения.
5.Гласность в работе органов, занимающихся вопросами экологии, тесная связь с общественностью и населением в решении природоохранных задач.
6.Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

Таблица №2

Права граждан в области охраны окружающей среды Обязанности граждан в области охраны окружающей среды
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

Задание Познакомиться с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ответить на вопросы.

а) Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются:


(Для ответа на вопросы используйте материалы Глава III, статьи 13.14, 15, 16, 17, 18)

1. к продукции производственно-технического назначения, товарам для бытовых нужд и технологиям их производства;

2. к потенциально опасным для человека веществам;

3. к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам;

4. к продуктам, ввозимым на территорию РФ;

5. к организации питания населения;

6. к литьевой воде;

7. к атмосферному воздуху;

8. к эксплуатации производственных помещений;

9. к условиям труда;

10. к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека

б) Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом.

в. Каков порядок наложения штрафа за санитарные правонарушения.

г. Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарногозаконодательства.


(Для ответа на вопросы используйте материал

Главы VII)

Практическая работа №3 , Тема: Определение уровня радиационного загрязнения.

Цель работы: овладеть знаниями, умениями и навыками, связанными с определением уровня радиационного загрязнения окружающей среды.

Задачи:

Освоить понятие «радиация» как вид физического загрязнения, уяснить его вредное воздействие на окружающую среду;

Научиться измерять и объективно оценивать уровень радиационного загрязнения.

Оборудование: дозиметр СОЭКС.

Краткая теория.

Санитарные нормы. Согласно нормам радиационной безопасности НРБ – 76/87 для работающих в контакте с радиоактивными излучениями установлена предельно допустимая доза за год 5 бэр (Р), для органической части населения (проживающего вокруг предприятий) – 0,5 бэр (Р), для всего остального населения области, края, республики, страны – в пределах естественного фона. Для Москвы это 100 – 120 мбэр (мР).

Допустимое разовое аварийное облучение профессионалов – бэр с компенсацией этой дозы в последующие годы.

Выполнение работы:

Ознакомьтесь с устройством и принципом работы дозиметра.

Приготовьте прибор к работе.

В режиме «Поиск» обследуйте помещение на предмет обнаружения радиационного загрязнения. (Установите периодичность сигнала.)

Определите радиационный фон в аудитории.

Произведите несколько замеров радиационного фона здания.

По каждому измерению сделайте вывод об уровне радиационного загрязнения помещения.

Практическая работа №4