По изучению дисциплины

Методические рекомендации

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Институт социальных и гуманитарных знаний»

ЧОУ ВО «ИСГЗ»

Экономико-гуманитарный факультет

Государственное регулирование экономики

по направлению подготовки

38.03.02 «Менеджмент»

Профиль: Финансовый менеджмент

Содержание

1 Общие положения 2 Методические указания по изучению разделов и тем 1.Общие положения

Цели дисциплины: Основной целью предлагаемого курса является предоставление студентам всей суммы взглядов на теорию и практику сложнейших проблем государственного регулирования экономики в рыночной системе с учетом как зарубежного, так и отечественного опыта, изучение логики развития, механизмов и возможностей государственного экономического регулирования, включая отражение в нем разных методологических подходов и трактовок, «правил игры» государства в рыночной экономике. Задачи курса: Для достижения указанной цели в рамках освоения дисциплины решаются следующие задачи: -формирование у специалистов глубоких экономических знаний и диалектического мышления в области макроэкономических процессов рыночной экономики и возможностей государственного регулятивного воздействия на них;

  • овладение научными основами и собственно методами и приемами управленческого воздействия на массовое поведение хозяйствующих субъектов рыночной экономической системы и на ее макроэкономические процессы;
  • приобретение навыков и способностей практического применения знаний в системе государственного регулирования экономики.

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Государственное регулирование экономики» входит в вариативную часть базовой части основной образовательной программы для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Освоение данного курса предусматривает предварительное изучение следующих дисциплин: Философия: общие законы развития природы, человеческого общества, мышления; методологические принципы. Экономическая теория: объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности; основные экономические законы. Социология: учение об обществе и законах его развития. Студенты, начинающие изучать данную дисциплину, должны знать основные понятия и модели неоклассической институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики; основные макроэкономические показатели и принципы их расчета; уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; уметь анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; уметь применять современные социальные технологии для реализации управленческих процессов в обществе и его различных подсистемах. Данная дисциплина является предшествующей для таких дисциплин, как: маркетинг территории, управленческий консалтинг, управление проектами.

17 стр., 8038 слов

Самостоятельная работа: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы ...

... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» КАФЕДРА экономики предприятия и производственного менеджмента Самостоятельная работа по дисциплине «управленческая экономика» (на основании данных компании Siemens ag) , Самостоятельная работа по дисциплине «управленческая экономика» ... и оценки эластичности спроса, CVP-анализ, методы рыночных исследований. Объем раздела – максимум 8 страниц ...

2.Методические указания по изучению тем и формы самостоятельной работы

Практические занятия предназначены для уточнения и закрепления полученной на лекции информации. Часть аудиторных занятий посвящена выполнению студентами контрольной работы. Основным методом изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики » является самостоятельная работа студентов со специальной литературой. Самостоятельное изучение тем курса происходит с использованием учебных пособий с последующей самопроверкой. Решение тестов и задач на семинарских занятиях (или самостоятельно) позволяет проводить текущий контроль уровня усвоения материала. Индивидуальные консультации могут быть очные и письменные, студент получает их у преподавателя по вопросам, которые не были в достаточной мере раскрыты на аудиторных занятиях или особенно интересуют студента.

Самостоятельная работа студента по данному курсу состоит из двух частей: 1) Изучение теоретических основ курса. Начинать изучение курса в целом или темы семинарского занятия необходимо с рассмотрения его содержания по программе, затем можно приступить к рассмотрению отдельных тем. Работая самостоятельно с учебной литературой, желательно вести конспект, в котором отражать термины, важнейшие нормативные документы и т.п. Кроме того, после прочтения материала по теме для конкретизации прочитанной информации ее можно представить в виде таблиц, схем, графиков. Это позволяет упорядочить знания, а при повторном чтении — легко восстановить в памяти. Не стоит вести конспект на основе отдельных фактов и цифр, их всегда можно отыскать в соответствующих справочных материалах. Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов, выполнения самопроверки и решения задач по предыдущей теме. Контроль осуществляется с помощью:

  • выполнения контрольных работ (задания к аудиторным практическим работам);
  • ответов на вопросы теста;
  • ответов на вопросы подготовки к зачету и экзамену.

2) Подготовки к практическим занятиям в соответствии с тематическим планом их проведения. Ниже указаны задания к аудиторным практическим работам, которые необходимо самостоятельно решить к моменту проведения соответствующего семинара.

Контроль осуществляется преподавателями во время проведения практических занятий, при этом в конце каждого семинара студент получает

11 стр., 5487 слов

Курсовая работа: Государственное регулирование рыночной экономики

... качественной эффективности государственного регулирования. Цель курсовой работы: проанализировать роль государства в современной рыночной экономике. задачи 1. Изучить литературу по исследуемому вопросу. 2. Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. 3. Рассмотреть основные функции, ...

Практические занятия № Название темы Форма Трудоп/п практических емкость

занятий (ак.час.)

(семинаров) 1 Основные задачи государства в современной Семинар 2

экономике. Сущность российской специфики

взглядов на роль и функции государства в

современных социально-экономических

процессах. Основные функции государства в

экономике переходного типа.

2. Основные этапы эволюции теории Семинар 2

государственного регулирования экономики.

Объективная необходимость и основные

причины государственного регулирования

экономических процессов. Объекты и цели

государственного регулирования

экономики; дерево целей. Основной

инструментарий государственного

регулирования экономики.

3. Смысл антикризисной, стабилизационной Семинар 2

государственной экономической политики.

Основные направления инвестиционной

политики государства. Главные механизмы

стимулирования инвестиционной активности

предприятий реального сектора экономики.

Сущность и основные цели, задачи и

направления государственной структурной

политики. 4. Антимонопольная политика современного Деловая игра 2

государства как одна из основополагающих

функций регулирования социально экономического развития. Основные

направления действия механизма

антимонопольной политики государства в

современном мире. Специфика

антимонопольной деятельности в современной

России. Варианты эффективного

регулирования хозяйственной деятельности

естественных монополий в российских

условиях.

5. Сущность взаимодействия экономической Семинар 2

политики государства и социального развития

общества. Институт социального партнерства и

возможностей его формирования в России.

6. Содержание, цели и необходимые условия Тестирование 2 результативности антиинфляционной политики государства. Основные компоненты антиинфляционной стратегии. Цели и содержание антиинфляционной тактики. Структура антиинфляционного механизма в нашей стране, предложения по ее совершенствованию. 7. Роль денежно-кредитных, бюджетных и Семинар 4 налоговых инструментов в современном государственном регулировании экономики. Ключевые проблемы для России в области: а) денежно-кредитной политики; б) бюджетной политики; в) налоговой политики. Воздействие на экономику учетной ставки. Операции на открытом рынке. Государственный бюджет как главное средство регулирования экономики. Действие налогового механизма. 8. Различие между экономическим и правовым Семинар 2 содержанием собственности. Основные направления формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства. 9. Необходимость государственного Семинар 4 регулирования собственности в:социально ориентированной рыночной экономике; переходной экономике. Пути и формы оптимизация государственной и муниципальной собственности. Условия и варианты проведения национализации. Государственный сектор как важнейший инструмент государственного регулирования экономики. 10. Основные направления изменений в Семинар 2 государственном регулировании последних двух десятилетий ХХ-го века и первого десятилетия ХХI века. Перспективы государственного регулирования рыночной экономики. ИТОГО 24 Реферат Реферат – письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников на заданную тему объемом 10-12 страниц в машинописном или рукописном виде. В целях повышения эффективности изучаемой дисциплины студент может выбрать любую тему из предложенного преподавателем списка для подготовки реферата по исследуемой проблеме. При домашней подготовке реферата студент должен решить следующие задачи:

13 стр., 6378 слов

Конспект: Роль государства в экономике

... урока из этого следует? Слайд РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. План изучения нового материала 1 мин Слайд План . Зачем экономике государство. Налоговая система. Способы воздействия на экономику ... вопросы. Изучение нового материала 10 мин Государственная власть во все времена нуждалась в средствах на свое ... темы урока 3 мин Вопрос классу: - Можете ли Вы представить себе спортивные соревнования, в которых ...

  • обосновать актуальность и значимость темы;
  • ознакомиться с литературой и сделать ее анализ;
  • собрать необходимый материал для исследования;
  • провести систематизацию и анализ собранных данных;
  • изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам по теме исследования;
  • по результатам полученных данных сделать выводы.

Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 и ГОСТ Р 7.0.5-2008, выполняется на бумаге формата А4, шрифт – 14 Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, границы полей: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм. Оптимальный объем реферата – 10–15 страниц. Тематика рефератов: 1.Основные задачи государства в современной экономике. Их объективная основа. 2.Основные характеристики «провалов» рынка и государства в рыночной экономике. 3.Основы антиинфляционной политики государства. 4.Государственная научно-техническая политика — содержание и механизм реализации. 5.Основные теории цикличного развития рынка, роль государства в расширении циклов. 6.Необходимость государственной политики экологического регулирования. 7.Влияние монетарной и фискальной политики государства на регулирование экономических процессов. 8. Роль органов государственного управления в антимонопольном регулировании рынка. 9.Принципы регулирования трудовых отношений. Основные направления государственного регулирования рынка труда. 10.Политика занятости: сущность, структура, принципы и функции. 11.Политика доходов и заработной платы. Структура и динамика денежных доходов населения. 12.Функциональное и личное распределение доходов; неравенство доходов. Расходы населения. Динамика доходов и расходов. 13.Социальное страхование: стратегия и тактика формирования эффективной системы в России. 14.Государственн — частное партнерство как институт рыночной экономики предпосылки и условия возникновения, сущность и содержание его развития в России. 15.Налоговая реформа в России. Структура налоговых поступлений во все уровни бюджетов. 16.Налоговое планирование — сущность и основные направления. 17.Приватизация, ее цели, принципы, функции и особенности в условиях: а) устойчивого рыночного хозяйства; б) переходной экономики. 18. Роль и функции государства в организации прогнозирования рыночной экономики. 19. Роль государственного регулирования в инвестиционном процессе рынка. 20.Приятие и характеристики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Эссе Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

5 стр., 2260 слов

Проверочная работа: Проверочная работа «География основных типов экономики на территории России»

... каком этапе развития общества и экономики находится экономика России? Проверочная работа по теме «География основных типов экономики на территории России» Ответы. Хозяйство Отрасль - совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или ... сельских поселений в староосвоенных районах довольно густая и сравнительно равномерная 9. переезд горожан вначале в пригороды, а затем и в более ...

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель побуждать к размышлению. Тематика эссе: 1. Активные и адаптационные меры современной антиинфляционной политики. 2. Формы и методы государственного регулирования экономики. Исторический опыт 3. Основные приоритеты и направления антимонопольной политики в современной России 4. Опыт государственного регулирования ведущих экономик мира. 5. Анализ причин противоречивости экологических мероприятий в рыночной экономике. 6. Причины и факторы кризисных явлений в экономике, принимаемые антикризисные меры 7. Социальная защита населения, как важнейшая функция государства. Ее реализация в современной России 8. Программы борьбы с цикличностью развития экономики, особенности ее применения для современной России. 9. Задачи, проблемы и методы сбалансированности государственного бюджета 10. Примеры принципов справедливого и эффективного налогообложения их применение в современной России? 11. Характеристика процессов приватизации в России в 1990-е годы. Возможность альтернативы приватизации «по Чубайсу». 12. Характеристика внешнеэкономической политики России (сущность, цели, основные структурные звенья).

Контрольная работа В современном образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Предлагаемые тестовые задания в качестве контрольной работы, предназначены для усвоения основных положений курса, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой. Тестирование позволяет реально оценить знания по курсу и выявить имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала. При выполнении тестов, помимо лекционного материала, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям, имеющимся в библиотеке учебного заведения.

Тестовые задания по дисциплине «Государственное регулирование экономики»:

1.Чем обусловлена необходимость государственного регулирования рыночной экономики?

12 стр., 5565 слов

Курсовая работа: Государственное регулирование экономического роста

... При анализе фактического экономического роста предметом изучения служат не только факторы, определяющие экономическую динамику производственных возможностей, но и изменения отраслевых пропорций, трансформация структуры экономики в процессе роста, государственная политика по стимулированию или ...

1) порождена исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;

2) вызвана интересами военно-промышленного комплекса;

3) призвана обеспечить укрепление существующего строя, его адаптацию к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решить рыночный механизм; 4) все вместе.

2. Что присуще государственному регулированию экономики?

1) оно является избирательным, то есть направленным на определенные параметры хозяйственной жизни;

2) характер организационного воздействия государства варьируется от дополняющего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности;

3) его объектами выступают как экономика в целом, так и условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

4) оно обеспечивает ориентацию регулируемого объекта, фиксирует соответствующее целям экономической политики государства направление деятельности субъектов хозяйствования;

5)все вместе.

3. Механизм государственного регулирования — это:

1) организация претворения в жизнь экономической политики;

2) система методов государственного регулирования экономики;

3) организационная структура управления экономикой.

4. Какое экономическое понятие соответствует определению: «Совокупность обязанностей, направлений деятельности государства, определяющих его роль в жизни общества»:

1) методы государственного регулирования;

2) инструменты государственного регулирования;

3) функции государства;

4) формы государственного регулирования.

5. Различие моделей рыночной экономики определяется:

1) целями развития национальной экономики;

2) уровнем развития производительных сил;

3) ролью государства в перераспределении доходов в обществе; 4) системой экономических отношений.

6. Механизм «шоковой терапии» российской экономики включал:

1) преобразование экономической системы в короткие сроки;

2) использование исключительно монетаристской концепции регулирования экономики;

3) понижение процентной ставки;

4) ограничение бюджетных расходов на социальные нужды;

5) увеличение заработной платы.

7. Какая из теорий отрицает необходимость вмешательства государства в экономику?

1) кейнсианская;

2) классическая;

3) монетаристская.

8. Для классической теории государственного регулирования экономики характерно:

1) свобода хозяйственной деятельности, обеспечиваемая либеральной конституцией;

2) антикризисная деятельность государства;

3) антиинфляционная деятельность государства.

9. Одной из отличительных черт кейнсианской теории является:

1) отсутствие государственных льгот и преференций;

2) активная бюджетная политика;

3) секвестирование государственного бюджета на размер дефицита.

10. Для рыночной экономики характерно участие государства, в том числе проявляющееся:

1) в государственных закупках товаров, работ, услуг; 2) в государственном распоряжении всеми видами ресурсов;

3) в централизации денежных средств.

11. Кто управляет спросом, предложением и движением цен на современном рынке?

1) государство;

2) предприниматель;

3) покупатель.

3 стр., 1347 слов

Реферат: Государственная экономическая политика

... регулирования занятости населения; государственное регулирование доходов и цен на отдельные товары и услуги. В Российской Федерации идет процесс формирования рыночной экономики. Исторически рыночные отношения распространялись благодаря увеличению размеров поля экономической ...

12. Тип экономической системы характеризуется:

1) совокупностью технологических укладов;

2) совокупностью социально-экономических, организационноэкономических и управленческих отношений;

3) ролью государства в перераспределении доходов в обществе.

13. «Дерево целей» государственного регулирования экономики характеризует:

1) совокупность целей;

2) взаимообусловленную совокупность главной и способствующих ее достижению конкретных целей;

3) перечень важнейших целевых установок.

14. Характерными чертами эффективного государства являются:

1) сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии;

2) широта государственного вмешательства в экономику;

3) результативность государственного регулирования экономики;

4) проявление качеств государства как непосредственного источника экономического роста.

15. Процесс разгосударствления включает:

1) приватизацию государственных и муниципальных предприятий; 2) формирование конкурентной рыночной среды;

3) ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

4) либерализацию ценообразования.

16. Что отличает приватизацию в России?

1) разработка для каждого предприятия плана приватизации, утверждаемого Правительством страны;

2) продажа персоналу предприятия акций на льготных условиях при условии сохранения их владельцем в течение трех лет;

3) приватизация преимущественно прибыльных предприятий;

4) заниженная оценка стоимости активов предприятий;

5) директивно установленные сжатые сроки ее проведения по всей России без учета специфики регионов, степени готовности к приватизации, особенностей каждого предприятия.

17 Что может быть использовано в протекционистской политике государства?

1) таможенные пошлины;

2) нетарифные методы регулирования;

3) государственная поддержка экспортной деятельности;

4) все вместе.

18. Назовите принципиальные отличия унитарного предприятия от федерального казенного предприятия:

1) унитарное предприятие — это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. Правительство на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создавать унитарные предприятия на праве оперативного управления федеральные казенные предприятия. Орган-собственник не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий, но Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия;

2) унитарное предприятие — это государственное учреждение, которое на платной основе удовлетворяет определенные запросы, казенные предприятия производят продукцию для государственного использования;

3) унитарное предприятие — это государственное учреждение, которое на платной основе удовлетворяет потребности, казенные предприятия производят продукцию.

19. Монополия — это:

1) состояние рынка;

2) состояние общества;

3) состояние производства.

20. К числу антимонопольных мер государства относится:

1) контроль за ценами;

2) контроль за производством;

3) контроль за выплатой заработной платы.

21. Какие формы использует государство для финансовой поддержки малого предпринимательства?

4 стр., 1570 слов

Эссе: Государство как институт регулирования экономических отношений

... государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния института государства на экономику. 1. Государство как экономический субъект В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство ...

1) субсидии;

2) долевое участие в инвестиционных проектах;

3) все вместе.

22. Политика занятости охватывает:

1) занятых в государственном секторе экономики;

2) занятых в государственном секторе экономики и на предприятиях с участием иностранного капитала;

3) все трудоспособное население, вовлекаемое в экономическую деятельность.

23. Инвестиционная политика государства представляет собой:

1) систему мер государственного регулирования экономики, направленную на формирование инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиций; 2) систему мер государственного регулирования экономики, направленную на рост инвестиций в реальный сектор экономики;

3) систему мер государственного регулирования экономики, направленную на устранение отраслевых и региональных структурных диспропорций.

24. Под прямыми инвестициями понимаются:

1) предоставление инвестиционных кредитов, не предполагающее участие инвестора в управлении предприятием;

2) инвестиции, осуществляемые юридическими или физическими лицами, имеющими право участия в управлении объектом инвестирования, либо получающие такое право в результате вложения инвестиций;

3) покупка акций или паев, не дающая инвестору возможности влияния на управление предприятием.

25. Какое экономическое понятие соответствует определению: «Конкретная расчетная величина суммы дохода или стоимости имущества налогоплательщика, определяемая для расчета налога»:

1) налоговая система;

2) налогооблагаемая база;

3) налоговая ставка;

4) налоговое бремя.

26. Какие из приведенных утверждений являются верными?

1) налоговая политика является одной из важнейших составных частей экономической политики государства;

2) налоговая политика является одной из важнейших составных частей кредитной политики государства;

3) через налоговую политику государство реализует основные бюджетные пропорции.

27. Какую из перечисленных функций выполняют налоги в рыночной экономике:

1) фискальную;

2) социальную; 3) регулирующую;

4) стимулирующую;

5) все вместе.

28. Российская бюджетная система включает:

1) федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации;

2) федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

3) федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

29. Выберите инструменты государственного регулирования, относящиеся к бюджетной политике государства:

1) изменение учетной ставки;

2) вовлечение (исключение) источников платежей в доход государства;

3) денежная эмиссия.

30. Выберите инструменты государственного регулирования, относящиеся к денежно-кредитной политике государства:

1) операции на открытом рынке ценных бумаг;

2) формирование системы государственных льгот по налогам;

3) определение приоритетов при формировании расходной части бюджета.

31. Какой из инструментов денежно-кредитной политики наиболее результативен в борьбе с инфляцией?

1) установление нормативов обязательных резервов;

2) операции на открытом рынке;

3) установление уровня процентных ставок.

32. Основными целями валютного регулирования являются:

4 стр., 1609 слов

Конспект: Опорный конспект «Экономика и государство»

... и др.) Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования. Регулирование рынка Прямое Косвенное Предполагает использование преимущественно административных методов: законодательная деятельность государства расширение государственных заказов развитие государственного сектора в экономике ...

1) усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс;

2) стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерами;

3) стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности;

4) все вышеперечисленные.

33. Бюджетный дефицит наблюдается:

1) во всех странах с высоким ВВП на душу населения;

2) только в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве;

3) в странах, проводящих монетарную политику;

4) в странах, где расходы государственного бюджета превышают доходы.

34. Что можно отнести к актуальным проблемам государственной политики доходов?

1) уменьшение дифференциации в оплате труда низко и высококвалифицированной рабочей силы;

2) уменьшение дифференциации в оплате труда между регионами;

3) уменьшение дифференциации в оплате труда наиболее низко и высокооплачиваемых работников.

35 Социальная защита является:

1) обязанностью работодателя по отношению к наемной рабочей силе;

2) политикой, проводимой государством по отношению к семье и пенсионерам;

3) политикой, проводимой государством по отношению к социально незащищенным гражданам;

4) комплексным содействием государства человеку по защите его от социальных рисков.

36. Система социальной защиты начисления включает:

1) негосударственное пенсионное страхование;

2) добровольное медицинское состояние; 3) пенсионное, социальное медицинское страхование через систему внебюджетных фондов;

4) материальную помощь и материальное поощрение.

37. Финансовый метод воздействия на социальную сферу:

1) страхование ответственности;

2) гранты;

3) прямые денежные выплаты гражданам, гарантированные государством;

4) финансовая помощь коммерческим предприятиям.

38. Для каких целей созданы федеральные округа?

1) для укрепления вертикали власти;

2) для улучшения административно-территориального деления;

3) для уменьшения количества реципиентов.

39. Для каких целей используются региональные целевые программы?

1) для решения текущих задач;

2) для решения ключевых проблем перспективного развития;

3) для обеспечения комплексного развития территорий.

40. Какой показатель лежит в основе оценки уровня экономического развития региона?

1) объем промышленного производства;

2) ВРП на душу населения;

3) прожиточный минимум.

Экзамен Экзамен состоит из двух вопросов, на которые необходимо дать развернутый ответ. Перечень вопросов к экзамену: 1. Характеристика основных функций государства по государственному регулированию экономики. 2. Фиаско государства. 3. Фиаско рынка. 4. Классическая модель взаимодействия экономики и государства 5 . Кейнсианская модель государственного регулирования экономики 6. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 7. Национальные модели экономического развития и целевой ориентир рыночной трансформации российского общества 8. Альтернативные стратегии развития российской экономики. Российская экономика на этапе рыночных реформ: эволюция в русле модели сырьевого государства 9. Политика краткосрочной стабилизации. Противодействие колебаниям экономической конъюнктуры. Модели антициклического регулирования экономики. 10. Противоречивость антициклического регулирования. Политикоэкономический цикл 11. Сущность, цели, инструменты и модели фискальной политики 12. Дискреционная фискальная политика 13. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы. 14. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Эффект Лаффера. 15. Воздействие государственных расходов на экономический рост 16. Производительное использование стабилизационного (резервного) фонда Российской Федерации в спектре альтернативных вариантов 17. Налоговая реформа в России. Критический анализ результативности. 18. Сущность, цели и режимы денежно-кредитной политики. Функции Центрального банка 19. Инструменты монетарной политики 20. Кейнсианская денежно-кредитная политика. Ликвидная ловушка.. 21. Монетаристская денежная политика. Уравнение Фридмена 22. Противоречия денежно-кредитной политики 23. Сравнительная эффективность монетарной и фискальной политики 24. Цели и ограничения антиинфляционной политики 25. Антиинфляционная стратегия 26. Антиинфляционная тактика 27. Модели антиинфляционной политики 28. Антиинфляционная политика по Российски. Размен инфляции спроса на инфляцию предложения. 29. Трансформация модели антиинфляционного регулирования в современной России. 30. Государственное регулирование рынка труда 31.Активная политика занятости 32. Пассивная политика занятости 33. Кейнсианская и неоклассическая политика занятости. 34Дерегулирование рынка труда. Государственная социальная политика. 35 Государственное предпринимательство и государственный сектор в экономике развитых стран. 36 Государственная собственность и государственные предприятия как инструмент регулирования экономики. 37. Критерий эффективности деятельности государственных предприятий. 38. Объекты и субъекты государственного регулирования экономики современной России. 39. Государственное регулирование инвестиций. 40. Структурная политика государства в механизме обеспечения устойчивого экономического роста

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература: 1. Кудряшова, Л.В. Основы государственного и муниципального управления : учебное пособие / Л.В. Кудряшова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР).

— Томск : ТУСУР, 2016. — Ч. 1. Основы государственного управления. — 133 с. — Библиогр. в кн. ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480814 2. Парусимова, Н.И. Денежно-кредитное регулирование : учебное пособие / Н.И. Парусимова, К.Ж. Садвокасова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский Государственный Университет. Оренбург : ОГУ, 2016. — 183 с. : ил., табл. — Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-74101558-2 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469390 3. Экономика и право. Теневая экономика : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахмедов, Н.В. Артемьев и др. ; под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 449 с. Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01199-8 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114534

Дополнительная литература:

4. Мировая экономика : учебник / под ред. Ю.А. Щербанина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 447 с. : табл., граф., схемы Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01531-6 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115038 5. Местное самоуправление и муниципальное управление : учебник / И.В. Мухачев, П.А. Алексеев, А.С. Прудников и др. ; под ред. А.С. Прудникова, Д.С. Белявского. — М. : Юнити-Дана, 2015. — 399 с. — (Муниципальное право России).

— Библиогр. в кн. — ISBN 978-5-238-01571-2 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118331

Одобрено решением кафедры ГМУ Протокол № 9 от « 17 » мая 2017г. Зав. кафедрой /Пономарев К.Н/ к.полит. н., доц. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний Протокол №5 от «30» мая 2017г.

Составитель:

  • к.э.н., доц., Хуснутдинов Р.А.

В методических рекомендациях изложены общие положения по

изучению дисциплины «Государственное регулирование экономики».

Предназначены для студентов Института социальных и

гуманитарных знаний.

Рекомендации разработаны на кафедре ГМУ «ИСГЗ».

© Хуснутдинов Р.А.2017

© Институт социальных и гуманитарных знаний, 2017