Выявление сущности экономики как науки и как экономической деятельности. Сопоставление типов экономических систем. Практическая работа по обществознанию

Практическая работа

«Выявление сущности экономики как науки и как экономической деятельности. Сопоставление типов экономических систем. Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа № 14.

Определение сущности экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставление типов экономических систем, выявление влияния экономики на различные сферы общественной жизни .

Цели: Определить сущность экономики, как науки и экономической деятельности, сопоставить типы экономических систем, выявить влияния экономики на различные сферы общественной жизни.

Средства обучения

:

  • методические рекомендации к практической работе № 3

  • РМ к практической работе № 3.

  • Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»

Виды самостоятельной работы :

  • Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)

  • Составление логических схем

  • Заполнить таблицу

Ход урока

Задание 1.

Материальное производство

Изготовление вещественных благ в отраслях промышлен­ности, сельского хозяйства, строительства и т. д.

Произ­водство матери­альных благ

Производство материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание)

Нематериальное производство

Создание духовных и нравственных ценнос­тей

Производст­во нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Производ­ство нема­териаль­ных благ

Сфера услуг

Экономическая деятельность, Задание 2.

  1. Потребление — это наука об основах хозяйственной жизни об­щества.

  2. Обмен — это совокупность всех экономических процессов, со­вершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отноше­ний собственности и хозяйственного механизма.

  3. Распределение — это процесс создания различного рода эконо­мических продуктов.

  4. Меркантилизм — это передача материальных благ от одних субъектов к другим.

    30 стр., 14904 слов

    Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...

    ... обучающего. Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых ... урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока. ... снашиванию, поэтому срок их жизни ограничен. Здания могут использоваться ... - это стоимость других благ, которые можно было бы ...

  5. Экономика — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.

  6. Производство — это приобретение организациями и отдельны­ми людьми товаров и услуг.

  7. Экономическая система — это поддержка отечественного про­изводителя за счет снижения таможенных пошлин на вывози­мые товары и повышения сборов на товары, ввозимые из-за гра­ницы.

  8. Протекционизм — это политика накопления денег в казне го­сударства.

Задание 3., Термин «экономика» имеет несколько значений

……………………………………………

система мирового хозяйства (мировая экономика);

  • ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦..
  • Науками, изучающими отдельные стороны экономической сферы общества, являются:

история экономики;

…………………………

финансы и кредит и т.д.

………………………….

  • словам П.Самуэльсона, в экономике существуют три клю­чевые задачи

какие блага производить и в каких количествах?

………………………………….

Для кого производить блага?

Экономика анализирует хозяйственную жизнь на двух уров­нях:

Макроэкономическом

…………………………….

В истории человечества выделяют три типа экономических систем:

традиционную;

…………………

……………………..

В каждой экономической системе первичную роль играют:

………………….

распределение;

  • ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦вЂ¦.

потребление.

Задание 4.

  1. Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это макроэко­номический анализ, или макроэкономика. Когда же речь заходит об экономике в целом, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика.

  2. Отличительными особенностями современной рыночной эко­номики являются крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание руч­ного труда и натурального хозяйства.

3.Характерными чертами рыночной экономики свободной кон­куренции являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюро­кратизация экономики, плановая система хозяйства.

  1. Отличительными чертами административно-командной эко­номической системы являются частная собственность на эконо­мические ресурсы, свободная конкуренция, наличие множества самостоятельно действующих субъектов экономической деятель­ности.

4.Характерными чертами традиционной экономики являются многообразие форм собственности, развитие научно-техническо­го прогресса, усиление влияния государства на экономику в пер­вую очередь при решении социальных вопросов

Задание 5.Основные типы экономических систем

Линии сравнения

Традиционная

Централизован­ная (командная)

Рыночная

1.Что

произво­дить?

Продукты сель­ского хозяйства, охоты, рыболовст­ва. Производится мало продуктов и услуг. Что произ­водить, определя­ется обычаями и традициями, ко­торые меняются медленно

Определяется группами про­фессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьюте­рам, представи­телями про­мышленности — ♦ плановиками »

Определяют сами потреби­тели. Произ­водители про­изводят то, что хотят по­требители, т. е. то, что может быть куплено

Линии сравнения

Традиционная

Централизован­ная (командная)

Рыночная

2. Как

производить?

Производят так и тем, как и чем производили предки

Определяется планом

Определяют сами произво­дители

3.Кто по­лучает товары и услуги?

Большинство лю­дей существует на грани выжива­ния. Добавочный продукт достает­ся вождям или собственникам земли, остав­шаяся его часть распределяется согласно обычаям

«Плановики», направляемые политически­ми лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг

Потребители получают столько, сколько хо­тят, произво­дители — при­быль

4. Опреде­ление

Способ организа­ции экономиче­ской жизни, ба­зирующийся на отсталой техноло­гии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики

Способ органи­зации экономи­ческой жизни, при котором ка­питал и земля, практически все экономиче­ские ресурсы находятся в собственности государства

Способ орга­низации эко­номической жизни, при котором капи­тал и земля находятся в частной соб­ственности отдельных лиц

Смешанная экономика

Смешанная экономика характеризуется таким хозяйст­венным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодейст­вуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные стимулы и государственное регулирование экономики.

социальной рыночной экономики

Вывод: Экономика — это:

1.Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематери­альными благами.

2. Наука, которая исследует, как люди в условиях ог­раниченности ресурсов удовлетворяют постоянно рас­тущие потребности.

3.Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существова­ния — продуктами питания, одеждой, жильем и иными пред­метами потребления.

Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

  • порядковый номер и наименование практической работы;
  • цель практической работы;
  • ход выполнения работы;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии

6