Урок обществознания «Рыночные отношения в современной экономике» 11-й класс план-конспект по обществознанию (11 класс)

Конспект

— Каковы функции рынка? (информационная, посредническая, регулирующая, санирующая, ценообразующая)

— Что такое экономика?

— Какие три вопроса решает экономика?

“Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны рыночной экономики, положительные и негативные стороны командной экономики (класс делится на 2 группы и обобщают ответы в таблицу).

Положительные стороны

Негативные стороны

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.

Способно повышать качество товаров и услуг.

Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами.

Несёт в себе опасность безработицы.

Может усилить имущественную дифференциацию

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА

Устойчивое развитие без экономических кризисов.

Низкие цены.

Отсутствие безработицы.

Гарантированная зарплата

Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности.

Постоянный дефицит товаров.

Низкое качество продукции

Расточительное отношение к ресурсам.

Формирование социального иждивенчества.

Законы рынка (лекция)

Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.

СПРОС — это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.

Величина спроса зависит от цены товара (услуги).

Эту зависимость можно представить в виде графика

Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:

какова будет величина спроса при различных уровнях цен;

как изменится величина спроса при изменении цены.

Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.

Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.

Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.

В экономической науке также различают предложение и величину предложения.

Предложение — выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).

Величина предложения — это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).

Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.

Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:

Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.

3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

Равновесная цена — это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.

Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.

Если цена ниже равновесной, то спрос и предложение – Решение задач по спросу и предложение — Мегаобучалка">предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.

Третий закон — закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар).

Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

Рыночные структуры.

Структуру рынка рассматривают учащиеся совместно с учителем. Учитель более подробно дает характеристику фондового рынка. Понятие «ценные бумаги» раскрывают при помощи словаря.

Самостоятельная работа учащихся с текстом работы учебника по вопросу конкуренции и монополии.

Для осмысления текста помогут вопросы:

— в чем состоит сущность конкуренции?

— как конкуренция влияет на поведение производителей?

— в чем заключается сущность монополии?

— в чем состоит негативное воздействие монополии на рынок?

Обсуждение заданий 3,5,6.

Современный рынок.

Изложение материала учителем. Нужно подвести учащихся к понятию «смешанная экономика».

Становление рыночной экономики в России.

Изучение материала можно организовать в следующих вариантах.

  1. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, а учитель делает необходимые дополнения.

Подготовка вопросов:

  1. Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?
  2. Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?
  3. В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?
  4. Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?

Работа с документом.

Прочтите документ на стр. 40 – 41, проанализируйте его и ответьте на вопрос 7 на стр. 41 учебника.

Закрепление изученного

Какие экономические системы (модели) существуют в современном мире?

От чего зависит выбор той или иной экономической системы?

Что дает понимание рыночного механизма производителю? А покупателю?

К каким ошибкам в жизни человека может привести незнание экономических законов?

При каких условиях можно обеспечить собственную конкурентоспособность?

Каким образом знания о рыночной экономике могут повлиять на поведение избирателя?

Д/З параграф 3, задания 1, 2, 4, стр.42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экономический рост и развитие

  1. Укажите, что можно считать показателем экономического роста:
  1. Только реальный ВВП
  2. ВВП в абсолютном значении и на душу населения
  3. Только долгосрочное увеличение ВВП
  4. Все перечисленное
  1. К экстенсивным факторам развития относится:
  1. НТП
  2. Повышение квалификации работников
  3. Расширение масштабов использования ресурсов
  4. Рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе
  1. Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития экономики:
  1. Монетарная политика государства
  2. Войны
  3. Сокращение производства
  4. Все перечисленное

4. Экономический рост — это длительное увеличение:

  1. Номинального ВНП в абсолютных значениях
  2. Реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения
  3. Номинального ВНП в абсолютных значениях и на душу населения
  4. Реального ВНП на душу населения
  5. К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?
  1. К экстенсивному
  2. К интенсивному
  3. К прогрессивному
  4. К традиционному

6. Производительность труда на заводе увеличилась в 2 раза за счет нового оборудования. Какой фактор интенсивного роста демонстрирует этот пример?

  1. повышение квалификации работников
  2. Научно-технический прогресс
  3. Рациональное распределение ресурсов
  4. Экономия на зарплате работников

7. Верны ли следующие суждения?

А . Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной деятельности страны , ее экономике.

Б . Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.

  1. Экономический спад
  2. Депрессия
  3. Оживление
  4. Экономический подъем

9. Установите соответствие:

Причины экономических циклов:

А) войны 1) внешние

Б) сокращение производства 2) внутренние

из-за низкого спроса на товары

В) изменение соотношения совокупного

спроса и предложения

Г) денежная политика

Д) крупные нововведения

Е) природные причины (землетрясения и т.д.)

10. Какой термин в ряду лишний?

Земля, труд, капитал, ВВП

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Типы экономических систем

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

формы (типы) организации хозяйственной жизни, различающиеся: во-первых, по типу собственности; во-вторых, по способу решения главных вопросов экономики; в-третьих, по способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства

ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем пользовании и владении (общины, племени), а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков

КОМАНДНАЯ (плановая) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в собственности государства; распределение ограниченных ресурсов осуществляется также государством

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

это такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками так и государством

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рынок, условия возникновения, виды и функции

Условия возникновения рынка

Общественное разделение труда

Экономическая обособленность производителей

Самостоятельность производителя

Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг

Признаки рынка

Нерегулируемое предложение

Нерегулируемый спрос

Нерегулируемая цена

Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить

Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать

Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения

Виды

— Легальный (законный)

— Нелегальный (теневой)

Функции

С точки зрения действующего законодательства

Информационная

-Потребительских товаров и услуг

— Средств производства

— Рабочей силы

— Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений

— Иностранных валют

— Ценных бумаг

— Научно-технических разработок и инноваций

— Информации

Посредническая

По товарам и услугам

Регулирующая

-Мировой

— Региональный

-Национальный

— Местный

Санирующая

По пространственному признаку

Ценообразующая

*Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М. : «Астрель», 2010, с. 141-142