Опорный конспект «Основы экономики» «Рынок и его функции»

Конспект
  1. Булатов А. С. Общая экономика. Издательство Ю Р ИСТЪ Москва 1999./www.nuru.ru.

  2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 400с.

  3. Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник. – М.: Форум:ИНФРА-М, 2011. – 224с.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

Структура урока

п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время

(мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Построение, приветствие. Подготовка к уроку

3

2.

Повторение ранее изученного материала

Задаются вопросы, контроль ответов

Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку, работа с блок-схемой

10

3.

Изучение нового материала

Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом

Слушают, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, работа в группах: приводят примеры каждой из функций рынка в действии, выявляют положительные черты конкуренции

60

31 стр., 15159 слов

Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических ...

... по повышению результативности методической работы способствуют успешной организации инновационной педагогической деятельности преподавателей ... связи с этим актуализируются вопросы обновления содержания образования, ... методической деятельности пользуются учащиеся на уроках. Педагогическая деятельность, осуществляемая ... основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности ...

4.

Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы, выполнение проверочной работы

Проверяет запись таблицы, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые студенты смогли написать проверочную работу

Работа групп над тестовыми заданиями

10

5.

Итоги урока

Подводит итог занятия, объявляет оценки

Студенты самостоятельно оценивают деятельность своей группы на уроке с помощью таблицы оценки знаний

2

6.

Задание на дом

Объявляет домашнее задание, срок сдачи: По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония.

5

Ход занятия

Дата

Группа

Тема урока: Рынок и его функции

Распределение времени на основные этапы урока

Организ. момент

Анализ письмен, лаборат.

и практ. работ

Повт.

предыдущ.

материала

Изучение

нового материала

Упраж.

для

закрепления

пройденного

материала

Задание на дом

Итоги урока

3

10

60

10

2

5

Цель урока

Образовательная (познавательная):

  • ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;

  • выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;

    8 стр., 3673 слов

    Рыночные отношения в экономике

    ... труда 1) экс­тен­сив­ный 2) ин­тен­сив­ный Рыночные отношения в экономике 1. Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки яв­ ... ­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий 1) рынок сырья 2) рынок земли 3) рынок ре­ ... 3. Эко­но­ми­че­ская наука изу­ча­ет 1) по­след­ствия воз­дей­ствия об­ще­ствен­но­го про­ ... на­род­но­го хо­зяй­ства 11. Какие до­хо­ды из при­ведённых в спис­ке долж­ны быть учте­ны ...

  • расширить знания учащихся в разделе “Рыночная экономика”, углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;

  • развитие коммуникативной культуры учащихся.

Развивающая (практическая):

  • развитие логического мышления, внимания, памяти;

  • развивать умение анализировать изучаемое;

Воспитательная :

Наглядные пособия к уроку

  • Учебники В.Г. Слагода «Основы экономики», Л.М. Куликов «Основы экономической теории»

  • Презентация «Рынок и его функции»

Группа делится на четыре группы самостоятельно. Урок сопровождается презентацией PowerPoint (приложение 2)

  1. Организационный момент .

Проверка готовности студентов к занятию.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания реализуется в два этапа:

Фронтальный опрос по основным вопросам предыдущей темы (слайд № 2).

Работа с блок-схемой. Необходимо дополнить пропуски в блок-схеме, которая в распечатанном виде имеется у каждой группы (слайды № 3-4).

Основные вопросы для повторения

№№ п/п

Содержание вопросов

Методы опроса

Фамилия учащихся,

намеченных к опросу

1

Какие черты характеризуют административно-плановую систему?

Фронтальный опрос

2

Почему административно-плановая система оказалась неэффективной, маловосприимчивой к научно-техническому процессу?

Фронтальный опрос

3

Заполняют схему

5 стр., 2476 слов

Предмет, структура и функции экономической теории

... должны быть использованы для ускорения экономического развития страны. Экономическая теория помогает разобраться в вопросах спроса и предложения, эффективности рынка, ценовой стратегии, инвестиций, развития производства, социальной политики, механизма функционирования современной ...

Работа в группах

3 . Усвоение новых знаний.

Изучение темы (узловые вопросы)

№№

п/п

Содержание вопросов

Методы

1

Подготовка к лекции

Записи в тетради

2

Значения слова «рынок»

Обсуждение

3

Определение рынка как экономической системы

Обсуждение

4

Основные причины возникновения рыночной экономики

Чтение, беседа

5

Функции рынка

Просмотр презентации, лекция с элементами беседы

6

Конкуренция

Лекция, обсуждение

7

Виды рыночной экономики

Работа с учебником, беседа

8

Виды рынков

Лекция с элементами беседы, презентация

Краткое содержание узловых вопросов

Сегодня мы начинаем работу над новой темой дисциплины и рассмотрим значения слова «рынок». Подготовка к лекции. Запись темы урока: «Рынок и его функции»

Слайд 5: Фронтальная работа с группой – ответ на вопрос: “Что такое рынок?”. В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система:

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Слайды № 6-10:

Слайд № 11.

Слайды № 14-15.

Слайды № 16-21.

Слайд № 21

Лекция

Рынок и его функции

Рынок

Рынок – обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как несколько объектов. С развитием ремесел, городов и торговли, понятие и характеристики рынка совершенствуются. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) привело к более сложному значению. В настоящее время рынок – это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.

5 стр., 2389 слов

Производство и спрос на экономические ресурсы

... продаж и соответственно уменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тен-денцию к неэластичности. 5.ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ До сих пор мы концентрировали внимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторе производства, ...

Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса, предложения и цен.

Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:

Существует ОРТ

Существует частная собственность выраженная в экономической обособленности рынка.

Общественное разделение труда означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначены для личного потребления и для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Наличие частной собственности, как основы частного интереса, является движущей силой в организации производства для получения богатства.

Частная собственность разъединяет производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.

Таким образом, рынок – это система основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса-предложения, цены и конкуренции.

Для нормального функционирования нужны дополнительные условия:

Наличие постоянного резерва факторов производства и их мобильность;

Развитая рыночная инфраструктура;

Свободный доступ к информации.

Наличие резерва в виде капитала, труда и трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития в экономике для удовлетворения общественных потребностей.

Развитая рыночная инфраструктура является необходимостью так как способствует продвижению товарно-денежных потоков. Инфраструктура способствует не только сбыту товара, но и привлечения дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность круговорота ресурсов, благ.

Современный рынок не может не может обойтись без информации. Информация – преобладающий фактор по отношению к природным ресурсам и капиталу.

Функции рынка:

1. Ценообразующие – связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.

2. Стимулирующая – побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.

3. Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.

4. Регулирующая – предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.

14 стр., 6616 слов

Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке

... работы будут рассмотрены взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке, а также денежная масса и денежные агрегаты. Глава 1. Понятие рынка В самом общем виде рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и ...

5. Дифференцирующая – которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.

6. Сканирующая – возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.

Роль рынка:

1. Рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести

2. Рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.

3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.

4.Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.

  1. Первичная проверка понимания и закрепление материала

Контроль знаний при помощи таблицы

Для того, чтобы выяснить, насколько вы поняли материал, предлагаю выполнить задание в раздаточных материалах.

У студентов, в раздаточных материалах, в задании предлагается соотнести функцию и ее характеристикой

1. Функция саморегулирования товарного производства

А) при понижении цен производители сокращают производство, внедряют новую технику, технологии

2. Стимулирующая функция

Б) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене

3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда

В) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене

4. Регулирующая функция

Г) при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство сокращается

5. Демократизация хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления

Д) действует в условиях бездефицитного производства

Ответы: 1-г; 2-а, 3-д, 4-в, 5-б

  1. Подведение итогов урока.

Вывод:

Выставление оценок (слайд 22)

  1. Рефлексия

Проходит в виде работы групп над тестовыми заданиями (см. Приложение 1).

слайде №23

  1. Задание на дом.

Домашнее задание: