Урок географии 9 класс. Опорный конспект

Конспект

Мотивационно — целевая экспозиция

Презентация нового материала

Проработка нового материала

Валеологическая пауза

Организационно-связующий этап (домашнее задание)

Контроль и оценка уровня овладения новым материалом

Итог урока, рефлексия

Ход урока:

Вступительное слово учителя: СЛАЙД №1

Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями ЭГП, природы, природных ресурсов Европейского Севера. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?

По мере ответов учащихся записывается тема и план урока на доске.

Уровень урбанизации, крупнейшие города района;

  • Демографическая ситуация Европейского Севера;
  • Отрасли специализации района;
  • Территориальная структура хозяйства, центры;
  • Проблемы и перспективы развития хозяйства района.

Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?

СЛАЙД №2-5

Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Севера? Покажите их на карте. Назовите административные центры.

Дайте оценку ЭГП района.

Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?

Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?

Учитель: СЛАЙД №6

Проанализируйте текст учебника (стр.112-115) и определите особенности населения, отрасли специализации района, их центры. Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания раздела «Население и хозяйство района».

Работа над опорно-логическим конспектом (приложение стр.8).

В качестве задания для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся установить соответствие городов Европейского Севера их специализации.

7 стр., 3330 слов

Конспект: Конспект «Северный экономический район» по географии для 9 класса

... связи России. Европейский север граничит с экономическими развитыми странами (Норвегией и Швецией) и районами России (Уралом и Европейским Северо-Западом). Небольшую часть севернее Полярного ... специализации, крупные центры. 6. Проблемы района и перспективы его развития. 4. Из каких единиц состоит экономический район? III . Изучение нового материала. Сегодня мы начинаем изучать экономические районы ...

Город Европейского Севера

Специализация города

Архангельск

Плесецк

Великий Устюг

Северодвинск

Кандалакша

Череповец

Вологда

Воркута

Североморск

Мурманск

Петрозаводск

Сыктывкар

Крупнейший космодром на территории России

Крупнейший лесной порт России

Крупнейший из городов мира, находящийся за полярным кругом

Центр угледобычи

Центр производства атомных подводных лодок

Город, в котором находится крупнейший ЦБК России

Центр «чернения» по серебру, «родина» Деда Мороза

Центр алюминиевой промышленности

Город, в котором находится крупнейший металлургический комбинат полного цикла

Главная военно-морская база Северного флота

Центр производства знаменитого сливочного масла

Крупнейший центр производства тракторов для лесной промышленности

Опорно-логический конспект характеристики Европейского С евера.

Цель: На основе анализа карты Европейского Севера, текста учебника и таблиц приложения выделить состав, особенности географического положения, природы, природных ресурсов, населения и хозяйства района.

Состав и Э.Г.П. района:

(стр.99-101 и карта «Европейский Север»).

Площадь ________ млн. км 2 , _________ % от площади России.

В состав района входит 3 области, 2 республики и 1 автономный округ. Запишите в тетрадь и отметьте на контурной карте, какие субъекты входят в состав района: ____________________.

Территория района занимает северное и приморское положение т.к. омывается морями Северного Ледовитого океана (какими):______________________________________________.

Дайте оценку геополитического, соседского и эколого-географического положения района.

Вывод:____________________________________________________________________________

Природа и природные ресурсы района:

(стр.101-109 и карта «Природные ресурсы Севера»).

На территории района преобладают равнинный рельеф, на северо-западе и востоке расположены горы (какие):_______________________________________________________.

Район расположен в пределах трёх природных зон: (каких)____________________________.

Леса занимают более_________ % территории.

Район обеспечен всеми видами природных ресурсов:

а) водные ресурсы (назовите крупнейшие реки и озёра Европейского Севера)_____________.

б) лесные ресурсы (какие породы деревьев преобладают)______________________________.

в) минерально-сырьевые ресурсы — крупнейшие запасы топливно-энергетических ресурсов:

(стр.106 и карта «Европейский Север»)______________________________________________.

запасы руд чёрных и цветных металлов: _____________________________________________.

бокситовые руды (где добываются):_________________________________________________.

алмазы (где находится месторождение):______________________________________________.

Вывод:____________________________________________________________________________

Население и хозяйство района:

(с.109-115, карта «Хозяйство Европейского Севера и приложение таблицы 4,5,9 с.274-275).

Население_______ млн. человек, _______% от населения России.

Плотность населения составляет _________ человек на км 2

Какова динамика численности населения района (таблица 9 стр. 281), с чем это связано?

Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность?

Район имеет многонациональный состав населения. Назовите малочисленные и малые народы Европейского Севера______________________________________________________________.

Какие 3 сельскохозяйственные зоны можно выделить в районе: __________________________.

Промышленные комплексы района: перечислите основные отрасли и их центры, их влияние на окружающую среду_______________________________________________________________.

Главные проблемы района, перспективы развития Европейского Севера.

Общий вывод

Использование образовательного ресурса 1С «Европейский Север»

Учитель: Давайте, сравним Европейский Север и Центральный район. Как говорится, всё познаётся в сравнении. Оба района имеют достаточно благоприятное для развития хозяйства положение. В Центральном районе это центральное, столичное, положение. На Европейском Севере приморское, пограничное, окраинное положение. Европейский Север в отличие от Центральной России хорошо обеспечен многими видами природных ресурсов. При этом, если мы сравним уровень жизни населения, то разница будет очень большая в пользу населения Центрального района. Почему занимая такое выгодное ЭГП, к тому же так хорошо обеспеченный природными ресурсами Европейский Север менее привлекательный для жизни населения. В чём причина отрицательного миграционного сальто, оттока населения. Каковы основные проблемы и перспективы развития хозяйства района?

Обсуждение проблемы – проблемный диалог.

Валеологическая пауза: зарядка для глаз.

Д/з стр112-115 читать, составить «Визитную карточку Европейского Севера»

СЛАЙД 7-10

Покажите на карте:

  • г. Мурманск
  • г. Плесецк
  • Печорский угольный бассейн
  • Череповецкий металлургический комбинат
  • Архангельский лесной порт
  • Республика Карелия

(При наличии времени этот список можно продолжить).

Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневники учащимся.

(7)Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте сделаем вывод урока (учащиеся делают вывод урока самостоятельно, ещё раз называя тему урока и выделяя особенности населения и хозяйства Европейского Севера).

Рефлексия:

  • Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
  • Какая форма работы вызвала наибольший интерес?
  • С какими трудностями вы столкнулись при работе?
  • Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Севере?
  • Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?

Спасибо за урок!, Аннотация к уроку по теме:

«Население и хозяйство Европейского Севера»

Урок разработан для учащихся 9 класса. Для развития познавательного интереса используются активные методы и формы обучения.

На первом этапе урока для создания мотивационно — целевой установки используется метод проблемного диалога, в ходе которого определяется тема урока и план её изучения.