1. Оргмомент – 2 мин
2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин
3. Изучение нового материала — 30 мин
4. Закрепление пройденного материала – 5 мин
5. Задание на дом – 1 мин.
1. Оргмомент – 1 мин
Учитель: Ребята посмотрите на слова, подумайте и скажите какую тему сегодня на уроке мы будем изучать?
Товарное хозяйство
Всероссийский рынок
Специализация
Мануфактура
Барщина
Месячина (оброк)
Ребята, называют тему и объясняют термины.
Учитель: Все, что вы сказали верно, мы завершаем изучение истории второй половины 18века. И рассмотрев политическую, социальную политику переходим к экономическому развитию.
Экономическое развитие России во второй половине
Учитель: Назовите экономические отрасли, которые рассматривают при изучении экономики?
Ученики: С-х, промышленность, банковское дело — финансы, торговля (внутренняя – внешняя)
Учитель: Ребята, давайте вместе, определим задачи и цели нашего урока. Т.е., что мы должны научиться за этот урок, что мы будем рассматривать???
1.Рассмотреть и проанализироать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.
2. Охарактеризовать развитие промышленности (успехи и трудности) в данный промежуток времени
3. Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине 18 века. 4. Оценить итоги развития экономики во второй половине 18 в.
Цель урока
— раскрыть предпосылки, сущность и последствия начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы;
Экономика России во второй половине XVIII века: расцвет или начало ...
... во второй половине XVIII в., особенно в его последней трети, появляются черты зарождавшейся капиталистической эпохи. К ним можно, например, отнести появление магазинной торговли. Однако развитие ... товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась ... Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века ...
— показать достижения и противоречия промышленного и аграрного развития;
-
Начало разложения феодально-крепостнической системы
-
Вольное экономическое общество
-
Сельское хозяйство
-
Промышленность
-
Торговля
-
Финансы
-
Итоги развития
Учитель : Выяснить, каким образом развивалась экономика России во второй половине XVIII века;
Какие черты этого развития новые, а какие традиционные
Учитель: Итак, дорогие друзья, мы с вами переходим непосредственно к рассмотрению экономического развития России во второй половине 18в.
Хочу представить Вам членов Арбитражной комиссии – представителей Совета старшеклассников. Учениц 11 класса Кадымову Ирину и Логачеву Викторию. Они будут помогать, мне оценивать ваши ответы. Т.к. мы изучаем экономику, было бы точнее оценивать вас с помощью условных денежных единиц, которые в конце урока Арбитражная комиссия переведет в оценки.
Урок, мы проводим в групповой работе, у каждой группы есть ответственный – Адеми, Кирилл, Мадина. Ваша задача также оценивать ответы своих товарищей, пользуясь таблицей.
Учитель: Предлагаю поиграть в аукцион знаний. Правила игры вам всем знакомы. Каждой группе необходимо называть слова, даты, события связанные экономикой России первой половины 18в ., т.е. надо вспомнить эпоху Петра Великого (вот и проверим прочность ваших знаний).
Та, группа, которая последней назовет слово – будет награждена, т.е. одержит победу в данной игре.
Начинаем: Я говорю слово Экономика при Петре
Ответы: Меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны, протекционизм — поддержка развития отечественной пром-ти, особенно мануфактурной, посессионные крестьяне и тд.)
Отмечаю, деятельность Петра дала мощный импульс развитию экономики страны.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какие проблемы в экономике страны остались после смерти Петра:
Ответы: истощение казны, разорение крестьян, содержание войска и приказных людей тяжелым бременем лежало на народе.
Колонизация, мануфактура, меркантилизм. Протекционизм, экспорт, импорт,
Годы правления Петра 1, Екатерины 2, дворцовые перевороты, северная война, битва при Лесной, Жалованная грамота дворянству, Синод, Сенат, коллегии, восстание Пугачева.
Современные социально-экономические модели развития экономически отсталых стран
... особенности социально-экономических моделей развития экономически отсталых стран, на примере Индии, Чили, Малайзии; выявить сходства и различия социально-экономических моделей экономически отсталых стран. При ... субъектами внешнеэкономической деятельности, именно национальные экономики служат основными составляющими системы мирохозяйственных связей. К настоящему же времени позиции национальных ...
текстильных мануфактур, металлургических и металлообрабатывающих заводов.
- знать кто это такие
Освоение новых земель, ярмарки
Изучают вместе начало разложения феодально-крепостнической системы, итоги экономического развития
-
Начало разложения феодально-крепостнической системы
Учитель: Ребята, давайте вместе, определим факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системыв России во второй половине 18в. Для этого, я попрошу Вас открыть учебник параграф 26 на стр. 154.
Прочитайте этот раздел и ответьте на вопрос: Какие же факты свидетельствуют о начале разложения феодально-крепостнической системы.
(Группам на знакомство с учебником дается 5 минут)
На доске таблички с фактами, их прикреплять магнитом,по ходу рассказа
детей или учителя
Учитель: Во 2–й пол 18 в. В России началось разложение крепостнической системы:
Т.е.
сдерживание развития новых форм труда
Но старые порядки тормозили развитие страны.
Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права. Помещик мог отозвать крестьянина отходника. Техника практически не применялась. Т.к.крестьяне были прекрасной бесплатной рабочей силой. Крестьяне не имели денег и поэтому торговля развивалась слабо, это мешало развитию внутренней торговли.
разрушается натуральное хозяйство,
начало продажи производимых про-
дуктов на рынке
— начало использования наемного труда, рост численности наемных рабочих это ростки новой экономической системы
(т.о. число мануфактур, где использовался наемный труд, постоянно росло)
тройное увеличение оброка с крестьян
Барщина увеличилась с 3 до 5-6 дней в неделю, оброк в 5 раз, а государственные налоги в 4.Крестьянство оказалось на грани обнищания
Разрешение крестьянам, имеющим свой капитал создавать свои предприятия
(в 1775г., если капитал достигал 100 тыс. руб. – «капиталистые» крестьяне)
Урок «Экономическое развитие России в XVII веке» план-конспект ...
... Слово учителя. Хотя Россия в XVII веке оставалась феодально-крепостнической страной в экономике ее появляются новые черты. 1). В городах и во многих деревнях широкое распространение получило домашнее ремесло. Всюду крестьяне ... №2, 3). Вывод: Таким образом, экономическое развитие страны в XVII веке было отмечено многими новыми чертами: (?) (слайд №12) III. Итог урока Д/з: 1). Прочитать §4 2). ...
разорение и упадок крестьянских хозяйств
А, они являлись основой экономической системы страны, и их разорение упадок подводил к тому, что необходимо применять меры по обновлению экономической жизни. Иначе крепостническую систему ждет крах. Это понимала и власть. Поэтому предпринимало попытки подъема экономики страны. А какими способами, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
Учитель:Для чего нужно было создавать вольное экономическое общество?, В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО?
С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?
Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.
Никаких практических результатов этот конкурс не имел. Все осталось как было. И крестьянский вопрос становился главной проблемой для России.
Отметить, что Екатериной
Работа в группа. Раздача конвертов с заданиями.
1 гр. – с-х
2 гр. – промышленность
3 гр. – торговля
Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах. У каждой группы на столах лежит конверт с заданием. Ваши задача при помощи материала учебника, текстов документов, исторической карты, ответить на вопросы задания. На все отводится время 5-7 минут.
(Работа групп)
Учитель: Все ребята, время вышло. Давайте же охарактеризуем, проанализируем каждую отрасль экономики – ее успехи и трудности.
аграрной страной
Слово первой группе:
Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.
1.Освоение новых земель
(Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье)
— выделение земель
2. Внедрялись новые породы скота
и сельскохозяйственные культуры
-
Отсутствие новых форм труда
-
Личная зависимость крестьян
Вывод: Сельское хозяйство
Учитель : У вас, на столах лежит раздаточный материал, в котором, есть карта №1-2- посмотрите на нее внимательно
Учитель : скажите, на какой территории России преобладал сбор с крестьян оброка, на какой барщина
В каких районах России сеяли лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством.
здесь могли получить любыежелающие, кроме крепостных крестьян.
Социально-экономическое развитие России в XVII веке
... и рассмотрение основных направлений развития России в XVII веке, важнейших социальных потрясений населения того века, выяснение социально-экономического положения страны на рубеже XVIII века, «века дворцовых переворотов». Основная задача ... своих сельских мастеровых. Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что приводило к росту внутреннего спроса и предложения. В отдельных городах 30 – 40% ...
крестьянами-переселенцами
Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.
Слово второй группе:
1.Высокие темпы развития
(непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары)
2.Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие
1.Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне.
2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур
3.Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития.
Вывод: Переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими, феодальными
Учитель :Давайте посмотрим диаграмму «Рост мануфактур»,которая подтвердит. Что в России, идет рост мануфактур.