Экономическое развитие России во второй половине 18 века

Конспект

Тема урока:

1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся, что в Росси начал развиваться процесс разложения феодально — крепостнической системы.

2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики вовторой половине
XVIII

века.

3. Выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйствав условиях начала разложения феодально-крепостническойсистемы.

Оборудование урока:, Понятия и термины:, Персоналии

Даты:

1765 г. учреждено «Вольное экономическое общество»;
1775 г.- принятие манифеста о разрешении всем подданным заниматься любыми видами предпринимательства.

 

Формы урока:, План урока:, 1. Оргмомент – 2 мин, 2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин, 3. Изучение нового материала — 30 мин, 4. Закрепление пройденного материала – 5 мин, 5. Задание на дом – 1 мин., 1. Оргмомент – 1 мин

Учитель:

Ребята посмотрите на слова, подумайте и скажите какую тему сегодня на уроке мы будем изучать?

Товарное хозяйство

— хозяйство, главная цель которого продажа или обмен товаров на рынке

Всероссийский рынок


устойчивые хозяйственные связи между различными регионами России

Специализация

— переход жителей региона на производство одного или нескольких видов продукции

Мануфактура

— предприятие, основанное на ручном труде при полном его разделении


Барщина

— плата за аренду земли физическим трудом. Измеряется в днях

Месячина (оброк)

— содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами

Ребята, называют тему и объясняют термины.

Учитель:

Все, что вы сказали верно, мы завершаем изучение истории второй половины 18века. И рассмотрев политическую, социальную политику переходим к экономическому развитию.

Экономическое развитие России во второй половине

Учитель:

Назовите экономические отрасли, которые рассматривают при изучении экономики?

5 стр., 2335 слов

Конспект: Урок «Экономическое развитие России в XVII веке» план- по истории (7 класс)

... России конец XVI – XVII веков», 7 класс ... учитель. 3. Мануфактуры. Новые явления в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития ... схемы «Источники экономического возрождения страны» (слайд № 5). Слово учителя.   ... в 30 раз посевные площади. Опустевшие деревни по стране составляли половину ... урока:  урок усвоения нового  материала Ход урока I. Актуализация знаний Слово учителя ...

Ученики:

С-х, промышленность, банковское дело — финансы, торговля (внутренняя – внешняя)

Учитель:

Ребята, давайте вместе, определим задачи и цели нашего урока. Т.е., что мы должны научиться за этот урок, что мы будем рассматривать???

1.
Рассмотреть и проанализироать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.

2. Охарактеризовать развитие промышленности (успехи и трудности) в данный промежуток времени

3. Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине 18 века. 4. Оценить итоги развития экономики во второй половине 18 в.

Цель урока

— раскрыть предпосылки, сущность и последствия начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы;

— показать достижения и противоречия промышленного и аграрного развития;

 

  1. Начало разложения феодально-крепостнической системы
  2. Вольное экономическое общество
  3. Сельское хозяйство
  4. Промышленность
  5. Торговля
  6. Финансы
  7. Итоги развития

Учитель

: Выяснить, каким образом развивалась экономика России во второй половине
XVIII

века;

Какие черты этого развития новые, а какие традиционные

Учитель:

Итак, дорогие друзья, мы с вами переходим непосредственно к рассмотрению экономического развития России во второй половине 18в.

Хочу представить Вам членов Арбитражной комиссии – представителей Совета старшеклассников. Учениц 11 класса Кадымову Ирину и Логачеву Викторию. Они будут помогать, мне оценивать ваши ответы. Т.к. мы изучаем экономику, было бы точнее оценивать вас с помощью условных денежных единиц, которые в конце урока Арбитражная комиссия переведет в оценки.

Урок, мы проводим в групповой работе, у каждой группы есть ответственный – Адеми, Кирилл, Мадина. Ваша задача также оценивать ответы своих товарищей, пользуясь таблицей.

Учитель:

Предлагаю поиграть в аукцион знаний. Правила игры вам всем знакомы. Каждой группе необходимо называть слова, даты, события связанные экономикой России
первой половины 18в

., т.е. надо вспомнить эпоху Петра Великого (вот и проверим прочность ваших знаний).

Та, группа, которая последней назовет слово – будет награждена, т.е. одержит победу в данной игре.

Начинаем: Я говорю слово Экономика при Петре

Ответы: Меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны, протекционизм — поддержка развития отечественной пром-ти, особенно мануфактурной, посессионные крестьяне и тд.)

 

Отмечаю, деятельность Петра дала мощный импульс развитию экономики страны.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, а какие проблемы
в экономике страны остались после смерти Петра:

7 стр., 3027 слов

Реферат: «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.»

... в империалистическую стадию. Экономическое развитие России в дореформенный период характеризуется последовательным нарастанием кризиса феодально-крепостнической системы и усилением капиталистического уклада. Экономические показатели этого периода говорят о том, что начало XIX века в ...

Ответы:

истощение казны, разорение крестьян, содержание войска и приказных людей тяжелым бременем лежало на народе.

Колонизация, мануфактура, меркантилизм. Протекционизм, экспорт, импорт, Товарное хозяйство, Всероссийский рынок, Специализация, Барщина, Месячина, Приписные крестьян. Оброк

Годы правления Петра 1, Екатерины 2, дворцовые перевороты, северная война, битва при Лесной, Жалованная грамота дворянству, Синод, Сенат, коллегии, восстание Пугачева.

текстильных мануфактур, металлургических и металлообрабатывающих заводов.

— знать кто это такие

Освоение новых земель, ярмарки

Изучают вместе начало разложения феодально-крепостнической системы, итоги экономического развития

  1. Начало разложения феодально-крепостнической системы

Учитель:

Ребята, давайте вместе, определим факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системыв России во второй половине 18в. Для этого, я попрошу Вас открыть учебник параграф 26 на стр. 154.

Прочитайте этот раздел и ответьте на вопрос: Какие же факты свидетельствуют о начале разложения феодально-крепостнической системы.

(Группам на знакомство с учебником дается 5 минут)

На доске таблички с фактами, их прикреплять магнитом,по ходу рассказа

детей или учителя

Учитель:

Во 2–й пол 18 в. В России началось разложение крепостнической системы:

Т.е.

наряду со старыми порядками (феодальными) появляются новые порядки (капиталистические)

сдерживание развития новых форм труда

Но старые порядки тормозили развитие страны.

Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права. Помещик мог отозвать крестьянина отходника. Техника практически не применялась. Т.к.крестьяне были прекрасной бесплатной рабочей силой. Крестьяне не имели денег и поэтому торговля развивалась слабо, это мешало развитию внутренней торговли.

разрушается натуральное хозяйство,


начало продажи производимых про-

дуктов на рынке

– ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО
(т.е. производимые продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу)


начало использования наемного труда, рост численности наемных рабочих

это

ростки новой экономической системы

(т.о. число мануфактур, где использовался наемный труд, постоянно росло)

тройное увеличение оброка с крестьян

Барщина увеличилась с 3 до 5-6 дней в неделю, оброк в 5 раз, а государственные налоги в 4.Крестьянство оказалось на грани обнищания

Разрешение крестьянам, имеющим свой капитал создавать свои предприятия

(в 1775г., если капитал достигал 100 тыс. руб. – «капиталистые» крестьяне)

разорение и упадок крестьянских хозяйств

А, они являлись основой экономической системы страны, и их разорение упадок подводил к тому, что необходимо применять меры по обновлению экономической жизни. Иначе крепостническую систему ждет крах. Это понимала и власть. Поэтому предпринимало попытки подъема экономики страны. А какими способами, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

3 стр., 1373 слов

Реферат: Россия в системе международных экономических отношений

... разделения труда. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Конец XX — начало XXI века является ... экономического развития по пути научно-технического прогресса. По мнению многих специалистов Россия обладает рядом спе­цифических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе междуна­родных экономических отношений ...

Учитель:Для чего нужно было создавать вольное экономическое общество?, В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО?

С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?

Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.

Никаких практических результатов этот конкурс не имел. Все осталось как было. И крестьянский вопрос становился главной проблемой для России.

Отметить, что Екатериной
II

впервые в истории страны был объявлен конкурс на лучшую экономическую теорию по улучшению экономики России. Победителем конкурса стал француз де Ламбей, который доказывал, что самымглавным условием успешного развития экономики России является отмена крепостного права
.

Работа в группа. Раздача конвертов с заданиями.

1 гр. – с-х

2 гр. – промышленность

3 гр. – торговля

Учитель:

Сейчас мы с вами поработаем в группах. У каждой группы на столах лежит конверт с заданием. Ваши задача при помощи материала учебника, текстов документов, исторической карты, ответить на вопросы задания. На все отводится время 5-7 минут.

(Работа групп)

Учитель:

Все ребята, время вышло. Давайте же охарактеризуем, проанализируем каждую отрасль экономики – ее успехи и трудности.

аграрной страной

Слово первой группе:

Вам нужно было выписать успехи и трудности в области с-х. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях.

Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.

1.Освоение новых земель

(Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье)


выделение земель

2.
Внедрялись новые породы скота

и сельскохозяйственные культуры

  1. Отсутствие новых форм труда
  2. Личная зависимость крестьян

Вывод: Сельское хозяйство

Учитель

:

У вас, на столах лежит раздаточный материал, в котором, есть карта №1-2- посмотрите на нее внимательно

Учитель

: скажите, на какой территории России преобладал сбор с крестьян оброка, на какой барщина

В каких районах России сеяли лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством.

здесь могли получить любыежелающие, кроме крепостных крестьян., крестьянами-переселенцами

Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.

Слово второй группе:

Вам нужно было определить успехи и трудности в области промышленности. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях.

20 стр., 9778 слов

Реферат: Инновационное развитие экономики как фактор повышения конкурентоспособности промышленности России тема диссертации по экономике, полный текст авто а

... для развития экономики возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, согласованно проводимой как частными компаниями, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным ...

1.Высокие темпы развития

(непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары)

2.Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие

1.Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне.

2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур

3.Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития.

Вывод:

Переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими, феодальными

Учитель

:Давайте посмотрим диаграмму «Рост мануфактур»,которая подтвердит. Что в России, идет рост мануфактур.