Контрольная работа: Модели и стратегии экономического поведения

Контрольная работа

Понятие

«экономическое поведение. Принципы экономического поведения. В литературе по экономической социологии существует множество подходов к определению содержания понятия «экономическое поведение».

экономическое поведение

Понятие экономического поведения подразумевает наличие многомерности, многозначности, многовариантности, предпосылок и исходов поступков и действий человека.

Экономическое поведение осуществляется на основе определенных принципов:, Ценностная направленность, Личный экономический интерес, Взаимозависимость личностных оценок, Определенная степень квалификации, Устойчивое стремление экономических субъектов, Неизбежная неточность

2. Модели экономического поведения.

Монетарное поведение – это производное социального института денег, который обеспечивает распределение, дозирование и калькуляцию экономических ресурсов в процессе обмена.

Действия, связанные с деньгами, могут иметь в своей основе различные модели (см. схему 2).

 модели экономического поведения  1

Схема 2. Модели монетарного экономического поведения, Инвестиционное поведение, Инновационное поведение

3. Девиантное экономическое поведение.

Таковыми выступают:

  • ограниченность способностей к принятому поведению;
  • простая неосведомленность;
  • социально-сравнительный мотив;
  • инновации, демонстративное поведение;
  • неучастие в управлении.

    4.

Экономическое поведение: типы и формы проявления.

Многих мыслителей (особенно с конца 18 в.) интересовало, почему индивиды, преследуя свои собственные интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются, тем не менее, порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. А. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть общепринятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним в разрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.

9 стр., 4040 слов

Экономические системы: виды, понятие, структура

... проблему совмещения универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью отражения сложной картины современной экономической действительности. 1. Понятие и структура экономических систем общества. Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую ...

Существует, как считает А. Смит, пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других: 1) приятность или неприятность самих занятий; 2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им; 3) постоянство или непостоянство занятий; 4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими; 5) вероятность или невероятность успеха в них».альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведения.

Итак, во-первых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости или трудности, чистоты или неопрятности, почетности или унизительности занятия. «Владелец харчевни или кабака, который никогда не является хозяином своего дома и подвергается грубости первого пьяницы, занимается делом, не весьма приятным и не весьма почтенным, — считает А. Смит, — но вряд ли существует другая какая-либо профессия, в которой столь незначительный капитал приносил бы столь большой барыш».

Во-вторых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости и дешевизны или трудности или дороговизны изучения данной профессии. Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, требующих ловкости и искусства, ожидает, что труд, которому он обучился, возместит ему все расходы, затраченные на обучение, с обычной по меньшей мере прибылью на капитал, равный этой сумме расходов.

В-третьих, заработная плата изменяется в различных занятиях в зависимости от постоянства или перерывов в работе. «Из всех видов квалифицированного труда, — пишет А. Смит, — легче всего, кажется, обучиться труду каменщика и штукатура. Как передают, в Лондоне во время летнего сезона в качестве штукатуров и каменщиков часто употребляют носильщиков. Таким образом, высокая заработная плата этой группы рабочих представляет собой не столько вознаграждение за особое их искусство, сколько возмещение за непостоянство работы».

В-четвертых, заработная плата изменяется в зависимости от большего или меньшего доверия, которым должен пользоваться рабочий. «Мы вверяем наше здоровье врачу, — отмечает А. Смит, — наше состояние, а иногда нашу жизнь и репутацию – поверенному и адвокату. Такое доверие нельзя безопасно оказывать людям, не занимающим солидного общественного положения. Поэтому их вознаграждение должно достигать таких размеров, чтобы обеспечивать им общественное положение … продолжительное время и крупные расходы, необходимые на их обучение, вместе с указанным обстоятельством неизбежно еще больше повышают цену их труда».

В-пятых, заработная плата в различных отраслях изменяется в зависимости от вероятности или неверо­ятности успеха в них. «В профессии, в которой прихо­дится двадцать терпящих неудачу на одного удачни­ка, — считает А. Смит, — этот один должен выиграть все то, что должны были получить все двадцать не­удачников». Названные условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор инди­вида. Делая этот выбор, индивид предпринимает дей­ствие, которое принесет ему в соответствии с ожида­ниями наибольшую чистую пользу.

Выбор условия зарабатывания денег, по данным со­циологического мониторинга «Человек и рынок», де­лит респондентов на две примерно равные половины: хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска — 47,8 %; жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой, — 41,1 % (11,1 % не ответили).

16 стр., 7590 слов

Типы моделей экономического человека

... Смит Введение Чтобы лучше понять, откуда взялись в экономической науке модели поведения человека в экономике вместо целостного представления о человеке, нужно присмотреться к тому, когда возникли первые теории экономического поведения. ...

Первых можно отнести к представителям дорыночного типа, а вторых исходного рыночного типа поведения. Дорыночный тип поведения характери­зуется формулой «гарантированный доход ценой ми­нимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». Такой тип поведения хо­рошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных прини­мать ответственные решения и рисковать. Из года в год, по данным социологических исследований, про­слеживалась устойчивая тенденция — 2/3 респодентов могли бы трудиться более эффективно, чем они тру­дятся, при наличии материального интереса.

В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное от­ношение к нему, низкая оценка собственных представ­лений о рыночной экономике, высокий уровень соци­альной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. Эту ка­тегорию респондентов больше других беспокоят даль­нейшая либерализация цен и угроза безработицы, пер­спектива переобучения и нового трудоустройства (если такое случится).

Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни, с административными мерами в экономике. Делая свой выбор стиля жизни и способа зарабатывания денег, индивиды в условиях снижений уровня жизни, прежде всего, рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабочем месте (до 1/3), полагаются на доходы с приусадебного участка (1/2) и надеются на социальные гарантии (1/2).

Таким образом, сделанный выбор диктует совершенно кон­кретный диапазон деятельности носителей дорыноч­ного типа поведения.

рыночного

псевдорыночный.

Превращение исходного типа рыночного поведения на 2/3 в псевдорыночное поведение (в том числе пере­купка и спекуляция) отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подра­батывать в свободное от основной работы время озна­чает, что труд человека на его рабочем месте оплачива­ется недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования. Отсутствие четкой экономической концепции переуст­ройства общества ведет одних к. утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет аван­тюрного риска (игры на колебании курса рубля по от­ношению к иностранной валюте и др.) с весьма сомни­тельными морально-этическими нормами. Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной со­циальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

Принципиальное различие дорыночного и собст­венно рыночного типов поведения состоит в наличии у последнего более гибкого экономического мышления и соответственно более гибкой структуры ценностных ориентаций. Рыночный тип поведения имеет больше возможностей и перспектив в современных условиях, но, тем не менее, для его реализации необходимо вы­полнение ряда условий, как со стороны государства, так и со стороны индивида.

Используя и развивая методологию А. Смита опре­деления экономического поведения людей, исходя из их предпочтений к тем или иным способам зарабаты­вания денег, П. Хейне создает свою концепцию экономического поведения, непо­средственно вытекающего из экономического образа мышления индивидов: люди выбирают, только индиви­ды выбирают; индивиды выбирают рационально.

3 стр., 1171 слов

Типы экономических систем

... экономических агентов. Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики. Традиционная экономика - Основными чертами традиционной системы ... населения. Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки: 1) отсутствие свободы выбора товаров (в ...

Попробуем, исходя из концепции американского экономиста П. Хейне, взглянуть на этот процесс гла­зами социолога, который в отличие от экономиста не ограничивается рассмотрением человека как безуслов­но рационального существа. Итак, зафиксируем свое внимание на том, что люди делают выбор. Выбор за­нимает настолько важное место в экономической тео­рии, что некоторые критики обвиняют ее в том, что даже бедность и безработицу она трактует как результат добровольного выбора людей. Так ли это, мы выясним несколько позже, анализируя проблемы занятости в ус­ловиях формирующегося рынка труда.

Тесно связан с проблемой выбора и акцент, кото­рый делается на индивиде (не упуская при этом важно­сти групповых действий и общественных связей).

В ре­альности выбор всегда осуществляет индивид, поэтому экономисты пытаются расчленить решения, принимае­мые во властных структурах, на решения отдельных лиц, входящих в эти структуры. Корректность такого подхода представляется спорной (или, во всяком случае, нуждается в серьезном обосновании), но экономиче­ский образ мышления действительно принимает инди­вида за исходную смысловую единицу.

рациональности.

Экономическое поведение в самом общем виде — это поведение, связанное с перебором экономических альтер­натив с целью рационального выбора , т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Предпосылками экономического пове­дения выступают экономическое сознание, экономиче­ское мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономи­ческого поведения.

Так, например, техника экономического мышле­ния — это некая предпосылка, которой человек руко­водствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т. е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими дейст­виями).

Предполагается, что каждый поступает в соот­ветствии с этим правилом: скупец и расточитель, поку­патель и продавец, политический деятель и руководи­тель фирмы, человек осторожный, полагающийся на предварительные расчеты, и отчаянный импровизатор.

В общении между собой, особенно по поводу рас­пределения и потребления ограниченных экономиче­ских ресурсов, субъекты преследуют свои экономиче­ские интересы, удовлетворяют свои насущные потреб­ности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. В обществе, широко использующем деньги, каждый предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных ин­тересов (в чем бы они ни состояли).

28 стр., 13896 слов

Безработица как макроэкономическая проблема

... разработать альтернативные варианты решения этой проблемы. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы в условиях кризиса часто является предметом политических дискуссии. Число безработных россиян в 2009 году ... организации труда - безработ­ным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются ...

Последнее обстоя­тельство очень помогает предсказать экономическое поведение.

Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и общественная координация фор­мируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возни­кающим в результате их взаимодействия.

Динамичность социального стереотипа, подвижное равновесие когнитивного образа и прагматической ус­тановки (или вхождение их в противоречие) создают предпосылки выбора альтернативных вариантов — сформированные ценности глобального порядка или сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана или частные интересы.

На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономи­ческом мышлении; подвижностью равновесия норма­тивного и индивидуального в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) — их экономическими интересами.

процессов рыночного типа.

Другое дело, насколько глобальны и в какой степени развиты рыночные отношения в условиях формального отсутствия рынка. Можно условно считать их нулевы­ми и принять за точку отсчета при отслеживании соци­альных последствий проведения экономических ре­форм.

Экономическая теория, по П. Хейне, пытается объ­яснить любое поведение людей как результат выбора. Обращение к экономическому образу мышления по­зволяет нам объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы как следствие меняю­щегося соотношения предполагаемых выгод и издер­жек. Безработица в ее явном виде — явление сравни­тельно новое в постсоветском обществе. Поэтому есте­ственно, что над процессами принятия решения дов­леют стереотипы прошлого, влекущие человека, де­лающего выбор, к сохранению статус-кво как наиболее предпочтительного положения. Этим объясняется от­части, что высвобожденные (особенно женщины) со­глашаются скорее на неполную рабочую неделю, не­полный рабочий день, нежели на какие-либо измене­ния в своей специальности или переход в сферу обслу­живания (хотя последнему во многом препятствует не­развитость этой сферы).

Как выяснилось, люди предпочитают скорее посо­бие по безработице, нежели работу по уходу за инвали­дами, престарелыми, больными, детьми, неквалифицированный физический труд. Люди не соглашаются на общественные работы, считая, что это унизительно для их достоинства, дискомфортно для их психологиче­ского самочувствия. Очевидно, с увеличением длитель­ности безработицы предпочтения, диктующие принятие тех или иных решений, будут меняться. Но для этого придется преодолевать пассивность экономиче­ского мышления и выбирать между вариантами: либо переучиваться (с гарантиями последующего трудоуст­ройства), либо соглашаться на предлагаемый диапазон работ, либо мириться со статусом безработного.

Можно допустить, что темпы роста уровня безрабо­тицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как из­держки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей будут весьма различными в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, другие ис­точники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взгляды тех, чьим мнением человек дорожит.

12 стр., 5602 слов

Безработица в России

... реферата является безработица в России. Актуальность данной темы не вызывает сомнений так как уровень безработицы в России сейчас очень высок. Продолжение кризисных явлений в российской экономике неизбежно будет вести к превращению скрытой безработицы в открытую. В ...

Экономические решения основываются на ожида­ниях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высо­ки, это приведет к повышению уровня безработицы. Если, например, выпускники средних и высших учеб­ных заведений будут иметь завышенные представления о ценности своих дипломов на рынке труда, уровень безработицы среди них возрастет. Такое же воздействие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как она создает «зазор» между ожидаемой и реально пред­лагаемой заработной платой.

Итак, уровень безработицы складывается из целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и ожидаемые издержки отказа от реальных возможностей в результа­те своих решений. Более того, издержки безработицы далеко не для всех одинаковы: для разных индивидов они принимают разные формы. Для одних основными издержками безработицы является потеря дохода, для других такими издержками будет потеря благ, которые они ценят больше, чем денежный доход (неравнодушие к работе, ощущение причастности к делу, общение с коллегами, возможность делать карьеру и др.).

Не существует и однородной массы безработных, несущих одинаковое бремя безработицы. Не существу­ет, наконец, постоянной величины, за пределами кото­рой безработица начинает представлять собой серьез­ную проблему. Не существует единой политики, при­годной для уменьшения всех видов безработицы. Не существует и четкой границы, отделяющей безработ­ных от тех, кто просто «не работает». В конечном итоге провести различие между бременем безработицы и ра­достями досуга может только сам человек, оцениваю­щий соотношение выгоды от поступления на работу и отказа от нее. И то и другое зависит от оценки людьми относительных выгод предоставляемых альтернативных возможностей. Различные уровни безработицы среди разных групп населения отражают не только различия в спросе на услуги людей, но и вариации в издержках, с которыми связаны для разных людей поиск, начало или продолжение их работы.

Используя и развивая методологию П. Хейне (с вы­ходом на типы экономического поведения) в социо­логическом мониторинге «Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда», проанализи­руем ситуацию на рынке труда Республики Беларусь.

Исследование социально-профессиональных ориен­таций безработных в условиях формирующегося рынка труда показало, что независимо от пола, возраста и уровня образования сохраняются диапазон и актив­ность негативных ориентаций на непрестижные в об­щественном мнении виды труда, а также на переезд в поисках работы в другой город, деревню, за пределы республики. Казалось бы, что увеличение длительности периода безработицы должно сузить диапазон и уменьшить активность негативных ориентаций на престижные виды труда, но этого пока не происхо­дит. Данное явление объясняется спецификой кон­тингента безработных, состоящего на 4/5 из лиц со средним и высшим специальным образованием, и жи­вучестью социальных и профессиональных стереоти­пов, порожденных традициями советского общества и далеко не всегда совпадающих с развитием рыночных отношений.

12 стр., 5678 слов

Безработица: ее причины и социально–экономические последствия

... не имеющие работу, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного. В настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ...

Для повышения разрешающих способностей анализа проблемной ситуации мы выявляем основные страте­гии экономического поведения, исходящие из оценки респондентами того, что значила для них прежняя ра­бота как ценность, и реализуемые в соответствии с су­ществующими традициями и освоенными стереотипа­ми.

прагматиче­

К какому соотношению выгод и издержек тяготеют носители этого типа поведения? Данная категория без­работных активно стремится к получению новой про­фессии путем переобучения. Представители этой кате­гории активно ищут работу и по специальности, и лю­бую, и учатся на курсах (примерно по 1/3); 1/7 занима­ется предпринимательством и в пределах 5 % работают да сезонных и временных работах. Индивиды равно­мерно и настоятельно используют все возможности для выживания в условиях формирующегося рынка. Вместе с тем носители этого типа поведения решительно отка­зываются от неквалифицированного физического труда и работы по уходу за больными и престарелыми вслед­ствие его низкой оплаты. Не желая снижать матери­альных требований, большинство из них не соглашаются ни на какую работу с более низкой оплатой, нежели прежняя.

профессиональным.

На основе отношения к прежней работе, при кото­ром она «не представляла никакой ценности» или ее затруднялись как-либо оценить (31,0 %), формируется стратегия поведения, которое логично назвать безраз­ личным. Характерно, что этот тип почти не связан с уровнем образования респондентов и с полом. В той или иной мере он связан с возрастом, уменьшаясь по мере увеличения возраста в 1,8 раза. Представители этой категории спокойно относятся к потере прежней работы и проявляют высокую степень готовности к по­лучению новой профессии (2/3 из них готовы переучи­ваться).

Лишь 1/5 из них ищут работу по специально­сти, 1/3 согласны на любую работу, 1/3 учатся на кур­сах для получения новой специальности. Личные пер­спективы трудоустройства у них относительно успешны в связи с отсутствием профессиональных амбиций.

Разработка этих стратегий дает возможность просле­дить логику поведения прагматично, профессионально и безразлично ориентированных индивидов, основания их калькуляции выгод и издержек, рациональность вы­бора. Отслеживание логики каждого из типов поведе­ния приводит к выводам, что с каждым из них нужно работать по-своему и каждый из них можно прогнозировать в плане успешности поисков работы, готовности к обучению новым профессиям, ориентациям на определенные группы профессий.

Если проследить подобные типы поведения у людей до 30 лет, разделив их на выпускников и безработных, то наблюдается иная картина. Прагматический тип поведения охватывает 38,7 % выпускников и 27,3 % без­работных, профессиональный — 36,0 % выпускников и 39,2 % безработных; безразличный — 25,3 % выпуск­ников и 33,5 % безработных.

Анализ материалов исследования показывает, что рассмотренные типы экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в кон­кретном экономическом поведении (как переборе аль­тернатив с целью максимизации выгоды) в условиях формирующегося рынка труда. Так, например, беспо­койство выпускников по поводу будущего трудоустрой­ства и безработных по поводу потери работы диктуется скорее создавшейся ситуацией, нежели наличием соб­ственной стратегии, определяющей рациональность выбора.

43 стр., 21368 слов

Социально-экономическое поведение молодежи (опыт вторичного анализа данных)

... переходной экономике остаются исключительно актуальными. Объект исследования - социально-экономическое поведение. Предмет исследования - социально-экономическое поведение молодежи. Цель работы - изучить особенности социально-экономического поведения молодежи в 1998-ом и 2003-ем годах. ...

И тем и другим одинаково трудно быть рациональ­ными в условиях отсутствия экономической информа­ции о положении на рынке труда и в связи с хрониче­ской боязнью предпринимать что-либо самостоятель­ное. Вместе с тем, у безработных по сравнению с выпу­скниками в полтора раза ослабевает прагматическая и во столько же раз усиливается безразличная стратегия поведения. Это может свидетельствовать об известной растерянности и неподготовленности вчерашних выпу­скников к коллизиям рынка итребует разработки госу­дарственной политики с целью активизации профес­сиональной стратегии экономическогоповедения.

Что же предлагается выпускнику на рынке труда? Каков диапазон его альтернатив и в какой мере ониего устраивают? Какова шкала его предпочтений? Что касается выпускников, то они наиболее расположены к работе по контрактам и субконтрактам, временной и сезонной работе, а также работе в сфере обслуживания. При этом подобная расположенность наиболее выра­жена в прагматической и профессиональной стратегиях.

Что же касается безработных, то их шкала предпоч­тений выглядит более равномерной: работа по контрак­там и субконтрактам, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, временная и сезонная работа и ра­бота в сфере обслуживания. Вместе с тем их прагмати­ческая и профессиональная стратегия ослабляются почти вдвое и становятся соизмеримыми со стратегией безразличного поведения. Вступление молодого поко­ления в рынок без четко выраженных профессиональ­ных ориентаций — не лучший способ формирования универсальной рабочей силы, необходимой для прове­дения экономического реформирования. Поиск путей усиления профессиональной стратегии экономического поведения — важнейший фактор развития цивилизо­ванных рыночных отношений.

Литература

  1. Соколова Г. Н. Экономическая социология. Мн.: «Вышэйшая школа», 1998
  2. Бабосов Е. М. Экономическая социология. Вопросы и ответы. Мн.: «ТетраСистемс», 2004
  3. Галко И. К., Ломоносов Е. З. Экономическая социология. Мн.: «Белорусская наука», 2001
  4. Internet

26.08.2010