Контрольная работа: Международная экономическая интеграция

Контрольная работа

Сущность и виды (этапы) международной экономической интеграции

Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обуславливает необходимость объединения усилий территориально сопряженных стран для укрепления своих позиций в экономике.

Интеграция (, Международная экономическая интеграция, Предпосылками интеграции являются

  • близость уровня экономического развития и степень рыночной зрелости интегрирующихся стран: в процесс интеграции вступают обычно страны с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем развития;
  • географическая близость и наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. Позже к ним подключались другие соседние государства;
  • общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества;
  • демонстрационный эффект: в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны;

-«эффект домино»- после того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.

Существует несколько этапов интеграционного процесса. Каждый последующий постепенно развивается из предыдущего. Все эти этапы заключаются в том, что между странами, вступившими в интеграционный процесс, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге формируется общее рыночное пространство со свободной конкуренцией, благодаря чему все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.

9 стр., 4314 слов

Министерство экономического развития РФ: его координирующая функция ...

... экономического развития РФ в настоящее время имеет организационную структуру, представленную в Приложении А. Ответственность за организацию работы по отдельным направлениям деятельности Министерства возлагается на заместителей министра, ... 1991 года - произошло объединение Министерства экономики и ... развития страны, с учетом его специфических особенностей и требований рыночной среды, для развития страны ...

В современной экономической литературе выделяют четыре вида региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

1 этап — зона свободной торговли . Государства – участники ЗСТ договариваются об отмене таможенных тарифов во взаимной торговле товарами. При этом сохраняют национальные таможенные тарифы в отношениях с третьими странами.

2 этап — образование таможенного союза. Для него, как и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между государствами – участниками и единая система нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Осуществляется беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона.

Таможенный союз требует создания более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Например, в форме межгосударственного секретариата и периодических совещаний министров соответствующих ведомств.

3 этап — создание общего рынка. На этом этапе сохраняются все принципы свободной торговли, характерные для таможенного союза, но к свободному перемещению товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические стандарты и экологические нормы.

4 этап – образование Экономического союза (ЭС) — высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе единого экономического, правового, военного и информационного пространства. Страны имеют единые внешние таможенные тарифы и осуществляют единую торговую, денежно-кредитную и бюджетную политику. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны-члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может вести к возникновению некоторых противоречий.

Глава 2. Важнейшие интеграционные структуры (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.)., Европейского союза (ЕС).

Членом Союза имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее демократические принципы общественного строя: “принципы свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства”.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

24 стр., 11573 слов

Нормативноправовое сотрудничество между государствами-членами ...

... дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников. 1. История развития Таможенного союза европейских стран., 1.1. Этапы формирования Европейского союза. Европейский союз ... в сфере торговли, сельского хозяйства, транспорта и в других экономических областях. Внутри ... институтом стал Специальный совет министров (ныне – Совет ЕС). Он наделен ...

Цели ЕС — создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни, укрепить позиции западно-европейского центра для противоборства с США и Японией на мировом рынке и коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны. Наиболее важными достижениями Союза является построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС, строительство экономического и валютного союза. Его основой служит единая денежная единица ЕС – «евро». Важным моментом является разработка и проведение институтами Европейского Союза общей политики в разных областях: общая аграрная политика ЕС, политика конкуренции, иммиграционная, транспортная, экологическая политика и другое.

Основными институтами ЕС являются: Совет министров, Европейский совет, Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.

Совет министров ЕС – законодательный орган. Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу.

Европейский совет – высший политический орган ЕС. Созывается дважды в год, принимает решения по основным вопросам жизнедеятельности ЕС. Такие решения не имеют обязательной силы, но определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

Комиссия ЕС – исполнительный национальный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, финансирует находящиеся в ее распоряжении фонды (социальные, региональные, аграрные), самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Цель – приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

Европейский парламент – контролирующий орган. Взаимодействует с советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

Европейских суд – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Европейский Союз — интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести единую общеевропейскую валюту — евро — и укрепить роль Союза в мире.

Значимым интеграционным объединением является НАФТА. 17 декабря 1992 г. было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли–НАФТА. Североамериканское соглашение о свободной торговле ( North American Free Trade Agreement)-соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Союза. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994 года.

Предпосылки создания: наличие общих географических границ, а также исторически сложившихся хозяйственных связей и транспортных коммуникаций; у Канады и США также наблюдается общность культурных традиций, религии и языка, они обладают примерно одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики.США, Канаду и Мексику объединила общность хозяйственных проблем, а также целей, поставленных перед соглашением НАФТА.

9 стр., 4183 слов

Зоны свободной торговли в мировой экономике

... исследования являются зоны свободной торговли, предметом - виды и особенности свободных зон и их роль в мировой экономике и в Российской Федерации. Целью работы является установление влияния зон свободной торговли (ЗСТ) на развитие современного мирового хозяйства. В рамках ...

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами, также устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения. В течение 15 лет было намечено подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 370 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 7 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 20%. Кроме того, было предусмотрено принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. АСЕАН- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Association of South-East Asia Nations — ASEAN создана в 1967г в Бангкоке. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 1997г. – Мьянма и Лаос.упил Вьетнам. К 2000 г. в организацию вступили все страны Индокитая).К задачам АСЕАН относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления. Успех взаимного сотрудничества стран в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом стран – участниц АСЕАН, схожестью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества, т.е имелись все предпосылки для интеграции. Основными направлениями деятельности АСЕАН являются: сотрудничество в экономической, научно технической, социальной и культурной областях, в сфере финансов, в сельском хозяйстве, транспорте, туризме, телекоммуникациях, охране окружающей среды. В планах АСЕАН было снизить таможенные пошлины стран участниц, принято решение о создании полноценной свободной торговли. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД).

Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного СМИД.

В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.

19 стр., 9092 слов

Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА

... стран на региональной основе, принимающим форму экономической интеграции (economic integration). Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы в. в 1 работах ... новые черты современной междуна­родной торговли: обмен услугами увеличивается, и их ... капи­талов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения; ; согласованием экономической политики стран-участниц; ; взаимопроникновением ...

Из значимыми интеграционных объединений можно выделить АТЭС — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество созданное в 1989г — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. В АТЭС с 1998 года входит Россия. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества; МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки, возникший в 1991году., и другие.

не сложно

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.