Антимонопольная политика в России

Курсовая работа

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России мной была выбрана данная тема для своей курсовой работы.

В своей работе поставила цель наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Также постаралась уделить большое внимание характерным чертам российской монополии, как наследницы многих социалистических особенностей.

Задачи:

) Изучить сущность современных монополий, рассмотреть виды монополий;

11 стр., 5314 слов

Конкуренция и монополия в рыночной системе

... группироваться, создавая монополистические объединения. На смену свободной конкуренции пришла монополия. Она отрицала рыночную стихию и внесла элемент сознательного регулирования рыночных отношений. Анализ возникновения и развития процессов монополизации был проведен в широко известной работе В.И. ...

) Рассмотреть процесс становления антимонопольной политики в России;

) Изучить основные методы антимонопольного регулирования в России.

Объект исследования: антимонопольная политика.

Предмет исследования: основные методы антимонопольного регулирования в России.

Постаралась использовать большое количество литературы, уделяя особое внимание не только теоретическим источникам (учебникам, справочникам…), но и конкретной информации, полученной на официальном сайте федеральной антимонопольной службы (ФАС), сопоставляя факты из разных источников, приводя разные мнения авторов по тому или иному вопросу.

Во время работы над этой курсовой, мне удалось научиться лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получила новые знания по проблеме антимонопольной политики в России.

Глава 1. Понятие, цели и инструменты антимонопольной политики, .1 Понятие и содержание антимонопольной политики

антимонопольный политика регулирование федеральный

Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольная политика государства опирается на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование — комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.[13]

В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.[5]

Демонополизация — политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

7 стр., 3408 слов

Антимонопольное регулирование в экономике

... антимонопольная политика важна для экономики государства в целом. Четко спланированные мероприятия по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизации рынка и совершенствованию экономики страны в целом. 1. Антимонопольная политика: ... товара, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией являются ...

равные условия для различных форм собственности,

увеличение количества производителей

устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация предполагает:

предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью

приобретение господствующего положения на рынке;

запрещение соглашений о разделе рынков;

запрещение переплетающихся директоратов;

приобретение акций конкурирующей фирмой.

Главной целью антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства <#»justify»>1.2 Направления антимонопольной политики и ее инструменты

Можно выделить три направления антимонопольной политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т.е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.[13]

. предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

. снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

. принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;

. введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

. введение в особо сложных случаях прямого государственного контроля за ценами и заработной платой;

. наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

создания уникального товара;

эффективного маркетинга;

разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.[12]

16 стр., 7578 слов

Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

... работы является исследование и обобщение опыта антимонопольного регулирования экономики ... против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, любых форм монопольного поведения. На сегодняшний день, каждая экономически развитая страна имеет определенную систему антимонопольного регулирования, ... общих продажах на рынке. Антимонопольное законодательство может пониматься ...

Существует два подхода к регулированию монопольной власти фирм. С одной стороны, сосредоточение большой доли рынка в руках одной фирмы, бесспорно, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии на масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством.

В связи с названным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют (и вместе с тем конкурируют) два подхода:

поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений);

структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка).

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически исчислить, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Так, используя чисто механический образ действия, можно разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, представляющие собой ядро национальной экономики.

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода. Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам.[3]

Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Структурный же подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы имеет естественный характер, т.е. если она отвоевывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству и быстрому обновлению продукции, реализуемой по доступной цене, то никакие меры против такой фирмы не принимаются вне зависимости от величины ее сегмента рынка.

Зато когда новая компания формируется путем слияния с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма ни на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.[5]

4 стр., 1523 слов

Экономическая политика в современной России

... финансовой, кредитной и амортизационной политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов. Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства не ограничивается ...

Поведенческий подход более либерален по отношению к монополистам, зато при нем мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию. Именно поэтому его и применяют к уже сложившимся и зарекомендовавшим себя фирмам.

Структурный подход жестче, но опасней. По этой причине его целесообразно применять в качестве предупредительных мер, когда существует лишь возможность будущей монополизации рынка.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.[8]

Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

Еще один из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение долей в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.

1.3 Цели антимонопольной политики в России и других странах

Согласно ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» закон направлен «на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков». ФЗ устанавливает ограничения относительно различного рода слияниях, сговорах и недобросовестных приемах конкуренции, которые ведут к увеличению монопольной власти компании. Так запрещаются или ограничиваются:

Вертикальная интеграция;

Горизонтальная интеграция;

Дискриминация;

Монопольные цены;

Ограничение предложения;

Расширение фирмы;

Связывание товаров;

Связывающие условия;

Сговор;

Хищническое ценообразования;

Ценовая дискриминация.

Цели антимонопольных законов других стран во многом напоминают цели российского закона. Прежде всего, значительное место во многих зарубежных законах имеет задача борьбы с монополизмом и защиты конкуренции. Однако эти цели необходимо рассматривать как средство достижения других задач. Наиболее важной из таких задач является тем или иным образом сформулированная цель эффективности. Можно выделить четыре варианта ее представления в законах.

30 стр., 14678 слов

Монополии в современной экономике и антимонопольное регулирование

... в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Создание крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на ... развитие современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства. Существует два способа образования монополий: ...

Во-первых, многие законы упоминают об общественном благосостоянии. Так, австралийский Акт 1974 года среди прочего нацелен на увеличение благосостояния австралийцев, индонезийский закон говорит о общественном благосостоянии, тайваньский закон о процветании, японский закон о реальных доходах людей.

Во-вторых, законы могут быть нацелены на благосостояние потребителей. Так, в законах Австралии, Белоруссии, Грузии, Индии, Казахстане, Тайваня, Польши, Японии, упоминается о защите потребителей и их интересов. Канадский Акт о конкуренции ставит более четкую задачу предоставить потребителям конкурентные цены и выбор товаров. Закон же о честной торговле Фиджи говорит о продвижении интересов потребителей.

В-третьих, может вводиться задача повышения экономического роста. Так, индонезийский закон говорит об эффективном деловом климате, который мог бы стимулировать экономический рост.

В-четвертых, в ряде случаев законы обходятся без конкретизации критерия эффективности. Так, датский Акт о конкуренции говорит об эффективном распределении ресурсов при помощи работающей конкуренции, другой акт другой акт упоминает эффективность канадской экономики, еще один закон говорит об эффективном функционировании экономики Украины, хорватский закон вводит понятие эффективной рыночной конкуренции, норвежский закон ставит задачу эффективного использования общественных ресурсов.[14]

Другой общей для многих законов целью является честная (или добросовестная) конкуренция. Об этой задаче упоминают, например, законы Армении, Белоруссии, Индонезии, Камбоджи, Тайваня, Кореи, Литвы, Японии. Ряд стран в явной форме ставят задачу обеспечения свободы торговли и конкуренции. Примером таких стран являются Индия, Литва, Хорватия, Япония и Перу.

В некоторых случаях вводится цель поддержки среднего и малого бизнеса. Так, канадский акт говорит о необходимости для такого бизнеса равных возможностей участвовать в канадской экономике. Японский, немецкий и французский законы также имеют в виду эту цель, однако она не представлена в преамбуле и выводится из отдельных норм законов.

Ряд стран упоминают и о некоторых других целях. Так, в Японии закон призван повышать уровень занятости, а в Коста-Рике снимать ненужное регулирование, затрагивающее бизнес.

Но не каждая страна имеет антимонопольное законодательство, что может объясняться различными факторами, например, тем, что такие страны не могут себе позволить реализовывать столь затратную социальную программу, какой является антимонопольная политика.[8]

Глава 2. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, .1 Становление антимонопольной политики в России

Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих сил органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

15 стр., 7115 слов

Конкуренция и монополия

... антимонопольной политики. Соответственно, данная сторона рыночной экономики требует внимания. Чтобы осознанно и грамотно подойти к решению проблемы необходимо чётко понимать сущность и задачи явления. Целью курсовой работы является рассмотрение сущности конкуренции и монополии в ...

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России).

В 1995 г. в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1996 г. для реализации Федерального закона «О естественных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 №1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» существовавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных органов МАП России.[16]

МАП состоит из нескольких органов — в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).[11]

Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Российской Федерации:

)приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

)принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

)малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.[14]

3 стр., 1045 слов

Доклад о развитии цифровой экономики в России. Конкуренция в ...

... экономики, обеспечивать гибкость при внесении изменений в законодательство, необходимых для адаптации к быстро меняющимся требованиям развития цифровой экономики, ... муниципалитетов в России, предоставляя менее развитым регионам возможности эффективного внедрения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ... на развитие стратегий выхода на рынок и создание новых бизнес-моделей. Необходимо ...

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:

) наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

) ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

) совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

) согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.[2]

.2 Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России

Достаточно эффективное функционирование экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без постоянного балансирования между элементами монополии и конкуренции, без обеспечения того или иного сочетания двух важнейших начал эффективности современного общественного воспроизводства. Эта политика направлена не на устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого равновесия между двумя основными составляющими эффективности.[2]

Иной, гораздо более широкий и сложный круг задач встаёт при осуществлении антимонопольной политики в бывших социалистических странах, к которым относится и Россия.

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.

Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.(рис.3)

Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей. Как уже отмечалось, для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек достигается при очень больших объемах производства. Малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили на крошечных предприятиях нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

14 стр., 6963 слов

Шпаргалка: Шпаргалка Антимонопольное (конкурентное) право

... регламентирующих конкуренцию,, предписывающих правила игры и получивших «названия «Антитрестовского законодательства» или «зак-ва по пресечению ограничительной хоз. деятельности». Разработка и проведение антимонопольной политики ... продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективы. В начале ХХ в. взгляды на конкуренцию, ее роль в экономике изменились. Критике подверглась модель ...

И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности, превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане.

Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.

В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет увеличивать расходы высшего руководства фирмы.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.[7]

РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения — ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно- технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы).

В ведении МПС находится как инфраструктура (железные дороги, вокзалы, информационная система), так и немонопольные виды деятельности (подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита).

РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.

Поэтому существует возможность развивать конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.[3]

Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Употребление термина «искусственная монополия» в экономической и юридической литературе обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и достаточно редко встречающееся на рынке господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии — картеле и картелеподобной структуре рынка.

Такое расширенное толкование термина «монополия» оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки монополистического господства на рынке.

В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной политики является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила» игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В 1995 г. в текст Закона были внесены изменения и дополнения. Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка.

Предприятие, контролирующее 35-65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. «Доминирующее положение» дает фирме возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов,

нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием,

присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.[12]

Какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям? В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего контролируя цены на их продукцию.

Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.[14]

.3 Полномочия ФАС России

Глава 6 ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» закрепили значительный перечень полномочий ФАС России. Рассмотрим лишь некоторые полномочия данного органа с конкретными примерами из практики ФАС.

)Вносит в Правительство РФ проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели их деятельности;

Так, ФАС внесла в Правительство РФ проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и в статью 14.3 КоАП». В свою очередь Правительство14 марта 2013 года одобрило и внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект поправок к ФЗ «О рекламе». В законопроекте ФАС России предлагается при рекламе БАД Биологически активные добавки (сокр. БАД).

обязательно указывать, что лекарством они не являются, а в случае нарушения привлекать к ответственности не только рекламодателей, но и рекламораспространителей — СМИ, посредством которых эта реклама распространяется

)Осуществляет нормативно-правовое регулирование, касающееся:

;

  • защиты конкуренции на рынке финансовых услуг (напр., порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг; формы уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций и тд.);
  • ·
    соблюдения антимонопольного законодательства (напр., порядка представления антимонопольному органу ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями федерального закона в случаях создания, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций и проч.)

    ·
    осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности: за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе Постановление Правительства РФ от декабря 2012 г. N 1346 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области рекламы»;

    ·
    контроль государственных закупок;

    ·
    контроль деятельности естественных монополий;

    ·
    контроль распределения на конкурентной основе собственности, ресурсов, прав Постановление Правительства РФ от июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», п.5.;

    В структуре ФАС выделены специальные управления по контролю определенной сферой, напр. управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, руководство которым осуществляет Кошеваров Андрей Борисович.

    Приведем пример реализации этого полномочия ФАС России.

    В 2012 году проводились проверки компаний на наличие картельного сговора на рынке соли. В результате проверок было обнаружено письменное соглашение между ООО «Гроссери» и группы лиц в составе: ООО «Велес Групп», ООО «Соль Брянска» и др., содержание которого может свидетельствовать о наличии картеля на этом рынке. Речь идет о разделе рынка по территориальному принципу и составу покупателей. Фактически такой раздел рынка дает возможность компаниям создавать монополию на определенной соглашением территории и диктовать свои условия потребителям.

    )Возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральный закон от июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»// Собрание законодательства РФ, 2006, N (1 ч.), ст. 3434, п.1, ст.23.

    Если исходить из аналитических материалов, представленных на официальном сайте ФАС России, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. прослеживается резкое снижение возбуждения дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на 11%. Заметим, что разница 2010 и 2011 года составляла всего 1,4%. В 2012 году было возбуждено 009 дел

    Доля отмененных решений ФАС составила на 2012 год — 16,3%.

    В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ (ст. 14.31, ст. 14.33 и др., перечисленные в ст. 23.48), ФАС России уполномочена привлекать нарушителей к административной ответственности. При этом основными административными наказаниями являются дисквалификация, назначаемая до 3 лет, и административный штраф, налагаемый в сумме предельно допустимых величин по КоАП, а также в зависимости от размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.[9,11]

    Например, декабря 2008 ФАС России по итогам рассмотрения административного дела признала ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» виновным в нарушении части 2 статьи 14.33 КоАП РФ и наложила на Общество административный штраф в размере 3 миллиона рублей Постановление ФАС России от 11.12.2008 г. «О наложении штрафа по делу об административном право-нарушении» №114.33/481-08 .

    ФАС России уполномочена выдавать:

    ·
    заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

    ·
    заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

    ·
    обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства Постановление Правительства РФ от июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», п.5.3.2..[9,10]

    Виды конкретизируются в ст. ФЗ «О защите конкуренции». Хозяйствующим субъектам могут быть выданы предписания: о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий); о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением; о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам; о прекращении недобросовестной конкуренции; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства и прочие. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам: об отмене или изменении актов или соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. [15]

    В 2012 году ФАС было выдано 5873 предписаний, из которых 5779 выдали только территориальные органы. Важно, что ежегодно на территориальные органы приходится порядка 98% общего количества возбужденных дел, принятых решений, выданных предписаний Доклад И.Ю. Артемьева от 28.02.2013 на расширенном заседании коллегии ФАС России..

    ФАС России осуществляет согласование: создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством и в других случаях, указанных в положении.

    Ежегодно деятельность ФАС предотвращает создание в России 200 монополий, когда служба запрещает сделки слияния: маленькие и крупные слияния и поглощения.(рис.2, рис.4)

    К полномочиям ФАС относится также дача разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства. Например, разъяснение ФАС России «О государственных и муниципальных закупках сухих молочных смесей», Письмо ФАС России «О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» и другие.[8,9,10]

    ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, и определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 N 6″Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов»..

    Федеральная антимонопольная служба России перечислила в федеральный бюджет в 2012 году 7,388 миллиарда рублей, потратив при этом на обеспечение своей деятельности 2,423 миллиарда рублей.

    Структурными подразделениями центрального аппарата ФАС являются управления по основным направлениям деятельности службы. Всего — 24. В состав управлений включаются отделы.

    Общественные или экспертные советы при ФАС России начали создаваться в 2004 году. Формирование подобных совещательных площадок было обусловлено желанием использовать весь потенциал — интеллектуальный, экономический, правовой, которым обладают участники рынка, организации, объединения, отдельные эксперты при реализации функций и задач, возложенных на антимонопольную службу и принятии решений, напрямую затрагивающих интересы участников рынка и граждан.[11]

    Заключение

    На основании изложенного можно сделать вывод, что к источникам антимонопольного законодательства относятся: Конституция РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», отдельные федеральные законы по сферам отраслей, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты ФАС России.

    Применение антимонопольного законодательства тесно связано с позицией судов по тому или иному спорному вопросу, а также со складывающейся судебной практикой в целом. Акты ВАС РФ вносят все большую определенность в понимание и применение антимонопольного законодательства как самими антимонопольными органами, так и судами.

    Российская Федерация вступает во второе десятилетие XXI века, имея сложившуюся государственную политику развития конкуренции, развитую институциональную инфраструктуру антимонопольного регулирования, зрелое антимонопольное законодательство, работающее законодательство о наказаниях за ограничение конкуренции и сформированную судебную практику. Доктринальные взгляды представителей российского конкурентного права находятся в русле общемировых тенденций, основаны на лучшей судебной и административной практике ведущих антимонопольных органов мира и дают широкое представление об этой интересной сфере общественных отношений. Поэтому у Федеральной Антимонопольной Службы России есть все предпосылки, чтобы занять достойную нишу среди антимонопольных органов крупных развитых держав.

    Конечно, не стоит идеализировать совершенство российского антимонопольного законодательства, однако посредством проявления инициативы ФАС России старается внести все необходимые изменения для полной регламентации быстро развивающихся отношений в этой сфере, чтобы избежать ограничения конкуренции или злоупотребления доминирующим положением субъектами естественных монополий.

    Среди федеральных органов исполнительной власти ФАС России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права. В литературе отмечается, что российское антимонопольное законодательство — уникально, поскольку ни в одной другой стране мира на антимонопольные органы, равно как и на другие федеральные органы исполнительной власти, не возложен контроль над деятельностью других органов того же уровня. Как правило, это прерогатива прокуратуры.

    Подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств.

    Представляется, что дальнейшее развитие антимонопольного регулирования будет способствовать укреплению в России рыночных отношений, ее позиций на международном рынке и защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.

    Список литературы

    1) Говердовская И.М. Антимонопольные требования к торгам и контроль государственной помощи// «Административное право». 2008. N 3. C. 19-25,31-39.

    ) Голомолзин А.Ю. Антимонопольная политика государства. «Экономика России 21-й век» — 2006. №22. C. 33-41.

    4) Князева И.В. антимонопольная политика в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика» //Москва-2008г.C.93-99,135.

    ) Кушлина В.И. учебник Государственное регулирование рыночной экономики.//Москва-2008г.C.115-122,194.

    ) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Российская газета. 1993. № 237.

    ) Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности «Право и экономика», 2009 г. — №11. C.211-215.

    ) Никитин С., Глазова Е. «Государство и проблема антимонополии

    ) Постановление ФАС России от 11.12.2008 г. «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении» №114.33/481-08.

    ) Приказ ФАС РФ от 17.01.2007 N 6 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов».

    ) Приказ ФАС России от 26.01.2011 N «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»

    12) Пузыревский С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях Российское конкурентное право и экономика. 2011. № 1.C.131-139.

    ) Сальников Е. «Антимонополия: вчера, сегодня, завтра

    ) Ситников П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике// «Экономические науки»-2009 г.-№1.

    ) Соболева И. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства.// «Человек и труд»-2010 №2

    ) Типы рыночных структур. Антимонопольное законодательство. Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 124 — 153.

    ) Тупчиенко, В. А. Государственная экономическая политика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. C.43-44, 47.

    ) Федеральный закон от июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»// Собрание законодательства РФ, 2006, N (1 ч.), ст. 3434, п.2 ст.1.

    Приложения

    Рис.1

    Рис.2Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2007-2008 гг.

    Рис.3

    Рис.4