Инвестиционная политика РФ в современных условиях

Курсовая работа

Инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе развития, не смотря на кризисную ситуацию, обусловленную экономическими санкциями, снижением курса рубля, снижением цены на нефть и другие немаловажные факторы, все-таки развивается. Тем не менее, распределение инвестиционных средств по регионам страны происходит крайне неравномерно. Эта неравномерность обусловлена тем, что инвестиции выделяются в основном в регионы с большим ресурсным потенциалом, высокой платежеспособностью, лучшим развитием инфраструктуры.

Главной задачей государства при этом должна заключаться в том, чтобы перенаправить средства инвесторов в отсталые и более нуждающиеся регионы, для чего должна быть реализована система усовершенствования инвестиционной политики регионов и внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата по всей территории Российской Федерации на возможно равномерной основе.

Актуальность темы заключается в том, что инвестиционная политика государства является значимой для развития государства. Формирование благоприятной среды, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений — всё это является жизненно важным для государства в целом и его регионов.

Объектом исследования в этой работе является определения факторов, влияющих на эффективность регулирования инвестиционной деятельности России.

Предмет исследования — инвестиции.

Цель выполнения работы: исследовать инвестиционную политику государства и формирование инвестиционного климата.

Задачи исследования:

  • рассмотреть актуальные направления реализации государственной политики инвестиционного развития регионов и муниципальных образований;
  • определить ключевые механизмы повышения конкурентоспособности российских территорий в новых политических и экономических условиях;
  • исследовать особенности инвестиционной политики РФ и определены сферы экономики на примере некоторых государств, в которые выгоднее всего инвестировать денежные средства;
  • рассмотреть тенденции формирования государственной политики регионального социально-экономического развития, направленной на реализацию инфраструктурных проектов в субъектах РФ;
  • выявить особенности формирования и реализации инвестиционной политики в регионах России (на примере субъектов Федерации, входящих в Арктическую зону РФ).
    12 стр., 5932 слов

    Экономическая политика государства: цели, направления, особенности ...

    ... экономической политики государства на современном этапе развития РФ. Объект исследования - экономическая политика государства РФ в 2007-2012 гг. Предмет исследования - характеристика целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ на современном этапе. Целью курсовой работы является изучение особенностей целей, задач, основных направлений экономической политики государства ...

1. Теоретические аспекты инвестиционной политики

1.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской экономике

Инвестиционный фонд Российской Федерации, это государственный финансовый фонд России, предназначенный для совместного финансирования инвестиционных программ. В Федеральном Бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ, предусматриваются определенные финансовые объемы, которые должны быть использованы в определенных инвестиционных проектах, утвержденных Правительством РФ. Необходимо обозначить, что деловая среда РФ в настоящее время, находится на неблагоприятном уровне для инвестиционных вложений в реальную экономику.

Распределение инвестиционных ресурсов между регионами осуществляется весьма непропорционально, главным образом сосредоточиваясь в больших городах и между регионами с богатым природным потенциалом. Оставшиеся области и значительная доля перерабатывающей индустрии России остаются в инвестиционном голоде, не имея возможностей получить инвестиционную поддержку.

Поэтому преобразования в инвестиционной политике занимают важнейшее место в ходе реализации масштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах, сконцентрированных на формирование необходимых условий для стабильного роста экономики. Таким образом, в целях преобразования экономического уровня страны, вопрос роста инвестиционной активности и совершенствования инвестиционного климата является одним из самых главных. Вопрос урегулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации регламентируются федеральными нормативными актами: Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2016) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

В настоящее время в государственной казне, не смотря на кризисную ситуацию и станционную мировую политику в отношении РФ, тем не менее, имеются достаточные финансовые средства, которые можно и должно использовать для осуществления активных инвестиционных действий. Цель реализации инвестиционной политики лежит, главным образом в решении проблем системной реорганизации внутренней экономики. Важность укрепления индустриально-инновационных отраслей, повышения процента содержания в выпускаемом валовом продукте результата работы перерабатывающей индустрии и реализации высоко — технологичной продукции, признается всеми. Активная государственная инвестиционная деятельность необходима, прежде всего, в связи со сложностями, имеющимися в государственной кредитно-денежной системе, к которым можно отнести дефицит финансовых источников денежных средств, вызванный во многом их искусственным консервированием, и, как результат, нехватку денег для долгосрочных инвестиций в реальную экономику.

Решение проблем оживления государственной инвестиционной политики должно способствовать достижению следующих основных ценностных целей:

22 стр., 10902 слов

Развитие Российской Государственной статистики

Российская государственная статистика прошла длительный и разнообразный путь становления и развития, ее история была обусловлена особенностями социально-экономического уклада России, в первую очередь - длительным сохранением крепостничества. Изменение экономической политики в конце XVIII века, ...

1) достижению повышения экономического уровня развития;

2) устранению денивеляций в системе между отраслевыми и региональными экономическими возможностями;

3) доведению обеспеченности денежной массой экономический потенциал до степени, отвечающей потребностям инвестиционного развития на долгосрочную перспективу;

4) устранению зависимости управления государства собственным капиталом от курса иностранной валюты (currencyboard);

5) формированию концепции государственного кредитования (на некоммерческой основе) по сниженным ставкам по процентам (с тем, чтобы увеличить сроки кредитования для создания потенциала стимуляции отдельных секторов экономики и ликвидации системной денивеляции), для формирования определенных государством структурной и региональной соразмерности развития экономики на ближайшее время и долговременную перспективу.

Назначенные цели предусматривают системное осуществление государственных инвестиций, их полное слияние с государственной экономической политикой. Инвестиционная политика должна быть обозначена на долгосрочную перспективу, но, в том числе, необходимо разрабатывать инвестиционные программы на ближайшее время и средне-срочный период. Положения государственной инвестиционной политики предполагает ликвидировать несовершенства экономического развития страны и стимулировать первоочередное становление областей хозяйствования, государственного значения для отечественного экономического развития, предоставления гарантий ликвидации экономических рисков и обеспечения социальной стабильности. При этом государственная инвестиционная политика должна играть роль, так называемого флагмана, для бизнесменов, показывая приоритетные направления, для вложения инвестиций, с точки зрения рентабельности в инвестиционном и финансовом ключе.

Поэтому, все крупномасштабные инвестиционные программы предполагается и полезно реализовывать с позиций сообщничества между государственными и частными бизнес-структурами, т. е. с позиции активного привлечения резервов коммерческих структур. Государственная инвестиционная политика, безусловно, должна быть направлена на получение экономического эффекта.

Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук осуществил математические расчеты и прогнозы, которые показали, что в результате крупномасштабного инвестирования в экономическую сферу, произойдет прирост ВВП, рост доходов народонаселения и производителей, и как результат, рост фискальных зачислений в государственную казну. Государственная Инвестиционная политика, в настоящее время включает такие инструменты как, концессионное соглашение, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, создан Банк развития. Концессии направлены на привлечение частных инвесторов для прокладки дорог, строительства аэропортов, портов, они оформляются соглашениями, утверждаемыми

Правительством РФ в отношении каждого конкретного объекта. В результате концессионные соглашения, призваны создаватьблагоприятные условия для инвестирования, тем не менее в данном вопросе встречаются множество проблем, и поэтому их успешная реализация протекает не всегда.

Средства для инвестирования в промышленность могут формироваться за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов; внебюджетных фондов региона; собственных средств предприятий; средств физических лиц; иностранных инвестиций. Играют доминирующую роль и несут основную нагрузку в данном списке, в российской экономике, предприятия, ни государство, ни банки не играют значимой роли в составе привлеченных для инвестиционной деятельности средств. Не смотря на то, что российская банковская система, за последние годы отчасти оправилась после кризиса, и наметился уже ее небольшой подъем, тем не менее, ее потенциалы не соответствуют потребностям развивающейся экономики.

11 стр., 5318 слов

Влияние инвестиций на развитие национальной экономики

... воздействовать на инвестиции в тех или иных секторах экономики. Налоговый режим в различных секторах или даже в различных странах оказывает глубокое воздействие на инвестиционную активность компаний, ... = 0,4. Однако, как показывает пример России, даже сравнительно высокая предельная склонность к сбережению может оборачиваться не столько инвестициями в реальный капитал (нефинансовые активы), сколько ...

Показатели капитал/ВВП, активы/ВВП, кредиты/ВВП, российских банков значительно ниже, чем у кредитных учреждений не только сильных держав, но и большинства стран «третьего мира». Низкая капитализация и нормативные показатели не дают возможность банкам в необходимой степени обеспечить предприятия кредитными ресурсами. Полноценное взаимодействие финансовых и нефинансовых секторов, которое обеспечит существенный прирост производства, может быть обеспечен в том случае, если финансовые структуры будут обеспечены ресурсами равными не менее 70% от стоимости активов нефинансовых структур экономики.

В настоящее время эта цифра, включая активы небанковских кредитно-финансовых учреждений, составляет не более 20%. Получается, что финансовая обеспеченность российских банков, включая ЦБ РФ, несопоставима с нуждами производственного и другого нефинансового сектора экономики. Дополнительной возможностью привлечь финансовые ресурсы в экономику России, служит привлечение зарубежных инвестиционных фондов и компаний. Но для больших зарубежных инвестиционных компаний в России интересна только энергосырьевая отрасль, при этом западными коммерсантами Россия воспринимается, как большой и малообеспеченный рынок сбыта всех видов потребительских товаров, а как экспортера высоких технологий нашу страну в мире пока никто не воспринимает.

Все эти обстоятельства указывают на экстренном принятии мер в решении задач усиления инвестиционной деятельности на основе новых комплексных подходов. При этом решение данных проблем должно лежать в плоскости уникальных, нетрадиционных методов, поскольку только таким образом можно добиться прорыва в отставании от мировых сверхдержав по темпам роста и диверсификации экономики в России, и решаться проблема должна на федеральном уровне в рамках государственной инвестиционной политики.

Обеспечение законодательной поддержкой кардинально улучшит условия для инвесторов и хозяйственников, при условии значительного налогового послабления и повышения результативности налоговых и таможенных органов, достижения баланса и результативности бюджетных систем, активизации передовых структурных градаций в экономике, реструктуризации естественных монополий, создании предпосылок для укрепления финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности, формирования предпосылок для слияния России с мировой экономикой.

1.2.Инвестиционная политика РФ

Основная часть ПИИ осуществляется между развитыми странами, в их числе США, Япония, Великобритания и Франция. Проанализировав период с 1995 по 2010 гг., можно сделать несколько выводов о динамике и структуре ПИИ в РФ: объем иностранных инвестиций увеличился в 38,5 раза; после 2007 года стала заметна тенденция снижения инвестиций, вызванная финансовым кризисом, но в 2010 году ситуация стала налаживаться; доля ПИИ сократилась на 55,7 % (с 67,7 % до 12 %) в свою очередь, доля прочих инвестиций увеличилась на 56,06 % (с 31,0 % до 87, 06 %) [4, с. 54]. В российском рынке заинтересованы очень многие иностранные инвесторы, но высокий риск сдерживает приток инвестиций в российскую экономику (таблица 1).

7 стр., 3051 слов

Банковская система России: структура, этапы развития

... банк так и не начал функционировать. Развитие экономики требовало ... России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Со времени Первой мировой ... и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, которые были созданы в 1764 году для поощрения внешней торговли. ...

Иностранные инвесторы ориентируются в первую очередь на инвестиционный климат страны, который определяется независимыми экспертами. В 2012 году, инвестиции в Россию ЮНКТАД оценивает в $51 млрд. Что касается динамики инвестиций из России, то с 1995 г. по 2010 г. она увеличилась с 226 млн. до 96222 млн. долл. (в 425,8 раза); доля ПИИ увеличилась с 8,6 % до 10,7 % ; доля прочих инвестиций снизилась с 91,4 % до 88,5 % [4, с. 56]. Также не стоит забывать об ограничениях по привлечению иностранных инвестиций в отдельные отрасли, так как они обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, экономическую независимость, охрану природы и культурных ценностей, здоровья людей. Что касается США, то для них одной из приоритетных сфер развития является образование населения и НИОКР. Так, на один миллион американцев приходится 4 500 ученых и инженеров, а на каждые 10 000 работающих приходится 280 ученых [3, с. 3].

Аналогично, расходы на образование, профессиональную подготовку и здравоохранение в Великобритании и Франции считаются одними из самых прибыльных видов инвестиций. В среднем государственные затраты на образование и науку в этих странах составляет 5,3 % — 5,7 % от ВВП. Самый высокий уровень ВВП и самый большой процент иностранных инвестиций, среди выбранных стран, принадлежит Германии [3, с. 4].

Инвестиционная деятельность тесно связана с инвестиционным климатом. Под ним понимаются условия, которые созданы государственными, региональными и местными органами власти для всех субъектов хозяйствования в области инвестиционной деятельности и их бизнеса [4, с. 69].

Формирование благоприятного инвестиционного климата в настоящее время становится одной из ключевых задач государственной политики. В результате анализа мирового опыта оценки инвестиционного климата было выяснено, что часто не учитывается то, что различные группы инвесторов нуждаются в специфической оценке инвестиционного климата. Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционный климат должен уравновешивать интересы всех участников инвестиционных процессов [1, с. 2].

2.Состояние и перспективы развития инвестиционной политики России в Арктической зоне

2.1.Об основных направлениях инвестиционной политики в Арктической зоне РФ

Конкуренция, развернувшаяся в последние годы между индустриально развитыми странами за освоение уникальных запасов природных ресурсов Арктики, вызвала повышенный интерес к арктической проблематике и в нашей стране. Положения новой государственной политики, предусматривающей устойчивое развитие Арктической зоны РФ, были сконцентрированы в «Основах государственной политики России в Арктике», «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности», а также государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [2, 8].

Немаловажное значение для развития арктических территорий России имело и законодательное закрепление в 2014 г. сухопутных границ Арктической зоны РФ. На сухопутной территории Арктической зоны, площадью 3685,936 тыс. км2 (21,5 % общей площади территории России), проживает всего 2,39 млн чел., что составляет 1,64 % населения страны и более 50 % населения всей мировой Арктики [7, с. 13–20]. При среднем по России показателе плотности населения в 8,54 чел/км2 большую часть арктических территорий составляют районы с плотностью населения менее 1 человека на 1 км2 (исключением является Мурманская обл., где плотность населения составляет 5,26 чел/км2 . Роль Арктической зоны для России определяется, прежде всего, наличием огромного углеводородного потенциала.

17 стр., 8155 слов

Особенности экономической мысли России 19 века

... данной работы является изучение развития российской экономической мысли, выявление ее особенностей, отличительных и сходных черт с западной экономической мыслью. Российская экономическая наука в XVIII - XIX вв, Экономические учения конца - начала века В конце ...

Согласно наиболее авторитетному и часто цитируемому исследованию арктического углеводородного потенциала «Circum-Arcticresourceappraisal: estimatesofundiscoveredoilandgasnorthoftheArcticCircle» (Оценка неразведанных запасов нефти и газа к северу от Полярного круга), проведенному Геологической службой США (USGS) в 2008-2011 гг., доля неразведанных запасов российского сектора Арктики составляет 31,87 % всех арктических неразведанных запасов нефти, 66,84 % всех арктических неразведанных запасов природного газа и 61,52 % всех арктических неразведанных запасов газового конденсата [10].

Кроме того, в Арктической зоне находятся крупнейшие месторождения минерального сырья: ртути, вольфрама, железа, свинца, цинка, олова, вольфрама, алмазов, золота, серебра и др. Добывается 90 % никеля и кобальта России, 60 % меди, свыше 95 % платиноидов, 40 % золота, 90 % хрома и марганца, 100 % апатитового концентрата и др. Отметим, что по разнообразию и значимости природных ресурсов среди всех регионов Арктической зоны РФ существенно выделяется Мурманская обл., природно-ресурсный потенциал которой составляют как ресурсы местного (лесные, строительные, гидроэнергетические, водные), так и ресурсы международного значения (черные, цветные и драгоценные металлы, нефть и природный газ, рыба и морепродукты, рекреационные ресурсы) [1, c. 5–15].

В целом в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» указано, что «в Арктической зоне создается 12–15 % ВВП страны и обеспечивается около четверти экспорта России, а масштабы хозяйственной деятельности значительно превосходят показатели других полярных стран [8].

Здесь беспрецедентно высока доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий (составляет 60 %, в Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландии не более 15 %, на Аляске и в Арктической Канаде около 30 %)». Исследования социально-экономического потенциала Арктической зоны РФ [4, с. 115–120; 7, c. 13–20; 11, с. 18–21] показывают, что в течение последнего десятилетия государственные инвестиции и сырьевая рента формировали фундамент экономического благополучия регионов, где сконцентрированы предприятия по добыче нефти и газа.

Например, сырьевые Ненецкий и Ямало-Ненецкий АО по объему инвестиций в основной капитал на протяжении многих лет занимают лидирующие позиции среди всех субъектов РФ. Однако наряду с высокоразвитыми сырьевыми регионами значительная часть арктических территорий России остается депрессивной, характеризуется неразвитостью транспортной инфраструктуры и энергетической системы, сокращением численности населения из-за миграционного оттока. Самые негативные тенденции сокращения численности вследствие миграции и низкого естественного прироста наблюдаются в старопромышленных регионах — Республике Коми, Мурманской и Архангельских областях. Наиболее привлекательные для инвесторов нефтегазовые Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Саха (Якутия) имеют высокий уровень естественного прироста населения и сравнительно небольшой миграционный отток, обусловленный распространением в этих регионах вахтового метода организации труда.

15 стр., 7258 слов

Экономическое обоснование инвестиционного проекта по строительству ...

... бумаг различных видов, которая называется инвестиционным (фондовым) портфелем. Объектами портфельного инвестирования ... стабильностью, способностью выстоять при неблагоприятной экономической конъюнктуре, деятельность которых имеет ... В связи со спецификой развития российского рынка ценных бумаг, выражающийся ... выделяют агрессивные и оборонительные акции. К агрессивным относятся акции развивающихся ...

В 2014 г. Правительством РФ была принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период 2020 года» [2], предусматривающая вложения в экономику Арктической зоны более 1,5 трлн руб. В задачи программы входит развитие транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, формирование нормативной и научно- технической базы, а также реализация масштабных инвестиционных проектов в Арктической зоне, которые можно условно разделить на две группы: 1) проекты, целиком приуроченные к Арктической зоне (а именно развитие нефтегазового, горнопромышленного, рыбопромышленного секторов); 2) а также проекты, интегрирующие Арктическую зону с освоенными районами страны (модернизация и развитие арктической транспортной системы).

В первой группе проектов наибольшее значение имеют так называемые СПГ-проекты, которые включают строительство заводов по сжижению природного газа и создание сопутствующей газотранспортной инфраструктуры. Например, в Ненецком АО предполагается реализовать крупнейший инвестиционный проект «Печора СПГ», включающий разработку Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Завод по сжижению природного газа и морской терминал будут располагаться в районе пос. Индига. Кроме того, для обслуживания проекта будут построены несколько танкеров-газовозов арктического класса. Всего затраты на реализацию проекта составят около 4 млрд долл. Другим крупнейшим арктическим СПГ-проектом является «Ямал СПГ», реализуемый в Ямало-Ненецком АО. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 1 трлн руб. Строительство завода по сжижению природного газа ведется в районе пос. Саббета. В 2013 г. здесь уже начал функционировать морской порт Сабетта, а в 2014–2015 г. введен в эксплуатацию аэропорт.

Вторая группа проектов — модернизация и развитие арктической транспортной системы, включает в себя не только Северный морской путь, но и весь комплекс транспортных средств, морские и речные судоходные линии, авиационные маршруты, трубопроводный, железнодорожный и автомобильный транспорт, а также береговую инфраструктуру (порты, средства навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи и др.).

Так, в целях общей модернизации Северного морского пути предусматривается реконструкция действующих арктических портов в Мурманске, Архангельске, Кандалакше, Витино, Варандее (в остальных портах арктического бассейна реализация крупных инвестиционных проектов не предусмотрена), а также создание морских глубоководных многофункциональных портов в Ненецком автономном округе (Индига) и на Ямале (Сабетта и Харасавей).

Кроме того, предполагается строительство новых рейдовых отгрузочных (Варандей, Приразломное, Игарка) и контейнерных терминалов (Мурманск, Тикси, Эгвекинот, Провидения), реконструкция аэропортовой сети, развитие комплекса арктического сервиса (кардинальное обновление ледокольного флота, развитие систем обеспечения безопасности мореплавания, средств навигации, гидрографии, гидрометеорологии, радиосвязи) [6, c. 69–72]. Перспективы роста перевозок в результате освоения нефтегазовых месторождений на Ямале и в Баренцевом море, обусловливают и строительство новых транспортных коридоров:

18 стр., 8831 слов

Целью данного учебно-методического пособия является предоставление ...

... проектирования оснований и фундаментов, включая обоснование проектных решений, технико-экономический анализ, составление пояснительной записки и разработка чертежей;  выработка умения пользоваться нормативной и справочной литературой, типовыми проектами, сериями и пр. ...

  • проект «Северный широтный ход» включает строительство железной дороги Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево общей протяженностью 707 км, которая объединит Северную и Свердловскую железные дороги и, в перспективе, через п-ов Ямал обеспечит вывод транспортной системы России к Северному морскому пути. Общая стоимость проекта составляет 190 млрд руб.;
  • проект «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) включает строительство и модернизацию железнодорожной магистрали Архангельск — Сыктывкар — Пермь общей протяженностью 1252 км, которая свяжет промышленные районы Западной Сибири с морским портом в Архангельске, а также позволит на 800 км сократить путь для грузов, поставляемых по железным дорогам из Китая и Казахстана в Европу. Общая стоимость проекта составляет свыше 170 млрд руб.

Таким образом, основными направлениями государственной инвестиционной политики в Арктике является реализация инвестиционных проектов, целиком приуроченных к Арктической зоне РФ, и проектов, интегрирующих арктические территории с освоенными районами страны. Однако следует понимать, что инвестиционная деятельность в арктических регионах связана с экстремальными природно-климатическими условиями, обусловливающими удорожание капитальных затрат по сравнению с центральными регионами [3,с. 21–26; 5]. Крайне высокая уязвимость природной среды в Арктике также вызывает необходимость дополнительных природоохранных затрат при реализации здесь инвестиционных проектов [9, с. 28–43].

В совокупности названные трудности в осуществлении инвестиционных проектов в Арктике обусловливают необходимость выработки комплекса мер экономического стимулирования реализации инвестиционных проектов, в частности:

  • установление пониженных ставок налога на прибыль хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в Арктической зоне, при реализации ими инвестиционных проектов;
  • снижение ставок акцизов для подакцизных товаров, произведенных в Арктической зоне;
  • установление повышенных нормативов зачисления поступлений от федеральных налогов и сборов в бюджеты регионов Арктической зоны;
  • освобождение от налогообложения предприятий коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционные виды хозяйствования в Арктической зоне.

Также в целях обеспечения защиты природной среды арктических регионов, которая крайне чувствительна к антропогенному и техногенному загрязнению, необходимо создание системы мониторинга реализации текущих проектов с целью разработки превентивных мероприятий, направленных на ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности, сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики. Представляется, что реализация указанных мер позволит активизировать инвестиционные процессы в арктических регионах и повысить их инвестиционную привлекательность.

Главной особенностью государственной инвестиционной политики в Российской Арктике является направленность преимущественно на проекты добычи углеводородных ресурсов и развитие Северного морского пути в ее западной части. Например, на сегодняшний день наибольший объем государственной поддержки приходится на Мурманскую область, где расположено федеральное государственное предприятие «Атомфлот», являющееся заказчиком строительства новых атомных ледоколов, а также на Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, где ведется строительство заводов по сжижению природного газа.

12 стр., 5654 слов

Экономика «государственного социализма»

... сроки под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю ... сталей. Однако выполнение третьей пятилетки грубо нарушалось, а начало войны оборвало ее реализацию. Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в ...

В восточных же регионах, например на Чукотке, объемы инвестиций крайне непостоянны и связаны с развитием единичных промышленных проектов. В целом особенности инвестиционной политики регионов Арктической зоны связаны с экстремальными природно-климатическими условиями, обусловливающими удорожание капитальных затрат по сравнению с центральными регионами, а также с производственной специализацией северных регионов, основанной на эксплуатации природных ресурсов. Полная зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от импорта топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других районов страны приводят к повышенным издержкам производства и жизнеобеспечения [13; 14, с. 21–26].

Крайне высокая уязвимость природной среды в Арктике также вызывает необходимость дополнительных природоохранных затрат при реализации здесь инвестиционных проектов [15, с. 28–43]. Кроме того, к особенностям, оказывающим влияние на инвестиционную деятельность в северных регионах можно отнести отдаленность от экономических центров страны и слабую транспортную доступность, высокий уровень оттока трудоспособного населения, неразвитость социальной инфраструктуры, неблагоприятные факторы воздействия на здоровье людей, высокую стоимость жизни и повышенные затраты на жизнеобеспечение.

В совокупности указанные особенности инвестиционной политики обуславливают необходимость разработки и принятия поправок к нормативно-правовым актам в сфере природопользования и налогово-бюджетных отношений, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата Арктической зоны и условий для развития различных видов хозяйственной деятельности. Необходим комплекс мер экономического стимулирования реализации инвестиционных проектов, в частности: ­ установление пониженных ставок налога на прибыль хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в Арктической зоне, при реализации ими инвестиционных проектов; ­ снижение ставок акцизов для подакцизных товаров, произведенных в Арктической зоне; ­ установление повышенных нормативов зачисления поступлений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов, территории которых полностью или частично входят в Арктическую зону; ­ освобождение от налогообложения предприятий коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционные виды хозяйствования в Арктической зоне.

В целях обеспечения защиты природной среды Арктической зоны, которая крайне чувствительна к антропогенному и техногенному загрязнению, необходимо создание системы мониторинга реализации текущих проектов с целью разработки превентивных мероприятий, направленных на ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности, сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики.

В целях создания привлекательных условий для ведения бизнеса в регионах Арктической зоны необходимо снижение административных барьеров, реализация комплекса мер по развитию единого информационного пространства, способствующего повышению инвестиционной привлекательности арктических регионов. Представляется, что реализация указанных мер позволит активизировать инвестиционные процессы в арктических регионах и повысит их инвестиционную привлекательность.

3.Ближайшие перспективы инвестиций в России

3.1. Государственная политика устойчивого инвестиционного развития территориальных образований в РФ

В настоящее время ключевыми приоритетами Правительства Российской Федерации являются развитие и совершенствование инвестиционного климата, формирование благоприятной предпринимательской среды в регионах и муниципальных образованиях. В рамках улучшения институтов предпринимательской деятельности ведется работа по совершенствованию законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса и создания институтов, а также обеспечению необходимого качества правоприменения.

Результаты работы по этим направлениям отражаются в международных рейтингах: так, в сентябре 2015 г. Всемирный экономический форум опубликовал ежегодный рейтинг индекса глобальной конкурентоспособности, в котором Россия поднялась на 8 позиций — на 45-е место; в октябре 2015 г. в рейтинге Всемирного банка DoingBusiness Россия заняла 51 место, поднявшись на 11 пунктов, продолжив пятилетнюю положительную тенденцию [1].

В 2015 году РФ улучшила показатели по восьми направлениям из десяти, наибольший прогресс наблюдался по следующим направлениям: подключение к системе электроснабжения; получение разрешений на строительство; защита миноритарных акционеров. По двум показателям наша страна уже сегодня соответствует лучшим мировым стандартам и входит в десятку лучших стран: регистрация собственности (8 место); обеспечение исполнения контрактов (5 место) [2].

Следует отметить, что в современных условиях одним из инструментов упрощения условий ведения бизнеса являются планы мероприятий – «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы, которые содержат конкретные мероприятия по совершенствованию бизнес- среды и могут быть оценены в измеряемых эффектах (сокращение процедур, дней, стоимости и т.п.).

Ключевой особенностью становится участие предпринимательского сообщества во всех этапах: от формирования составов мероприятий до оценки результатов реализации каждого пункта «дорожной карты». Минэкономразвития России совместно с федеральными органами – координаторами дорожных карт обеспечивает непрерывный мониторинг выполнения мероприятий, и на сегодняшний день они включают 652 мероприятия. При этом главными задачами государственной экономической политики в последнее время были сохранение финансовой стабильности и смягчение негативных последствий для реального сектора экономики в течение адаптационного периода к резко изменившимся внешним условиям [3, с.156].

В частности, приоритетными направлениями в 2015-2016гг. являлись:

  • обеспечение сбалансированности и сокращение стоимости долга для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций;
  • поддержка импорт замещения и экспорта по широкой номенклатуре не сырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;
  • создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;
  • поддержка сельского хозяйства, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и топливно-энергетического комплекса, транспорта;
  • компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
  • снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости; оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств [4].

В целом по итогам реализации государственной экономической политики в России и ее регионах можно отметить, что было предотвращено критическое ухудшение социально- экономической ситуации, сглажен эффект от временного резкого роста процентных ставок на наиболее уязвимые сектора российской экономики, а в части социальной политики – сосредоточены ресурсы на поддержку наиболее уязвимых слоев населения. К сожалению, полноценный эффект от программных мероприятий – улучшение текущего состояния экономики – в полной мере не был достигнут.

В качестве основных причин следует отметить фактическое недоведение в полном объеме предусмотренных бюджетных ассигнований по отдельным мероприятиям до конечных получателей, а также нарушение отдельными ответственными исполнителями сроков внесения проектов правовых актов Правительства Российской Федерации. Предусмотренные мероприятия по поддержке бюджетов территорий и банковского сектора обеспечили необходимый уровень кредитования организаций приоритетных отраслей экономики, в том числе при реализации проектов с использованием механизма проектного финансирования, а также позволили повысить стабильность банковской системы и системы государственных закупок.

Действенным механизмом поддержки проектов реального сектора экономики стала Про- грамма поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, получившая положительную оценку со стороны представителей уполномоченных банков.

Всего в 2015 году было рассмотрено 69 проектов, а отобрано 42 проекта общей стоимостью 347,3 млрд. рублей: из них 11 проектов реализуется в сфере сельского хозяйства, 8 проектов – в транспортном комплексе, по 5 проектов — в сфере производства и распределении электроэнергии, газа и воды и в машиностроении, 3 проекта — в сфере здравоохранения, по 2 проекта – в сфере связи и телекоммуникаций, фармацевтике и лесопереработке и по 1 проекту – в металлургии, химическом производстве, производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, производстве пищевых продуктов.

По 41 проекту из 42 отобранных были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации на общую сумму 58,3 млрд. рублей (97,2% общего лимита предоставления гарантий).

По 25 проектам были предоставлены кредитные ресурсы уполномоченными банками (всего предоставлено более 68 млрд. рублей), при этом по 22 проектам уполномоченные банки получают рефинансирование в Банке России (всего рефинансировано свыше 53 млрд. рублей).

Также было предусмотрено увеличение объема госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридически- ми лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо отдельными заемщиками, определенными Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, включая финансирование реструктуризации текущей задолженности на 200 млрд. рублей [5].

Механизм государственной гарантийной поддержки является эффективным инструментом для решения задачи по расширению доступности кредитов для организаций реального сектора экономики и осуществления антикризисной поддержки предприятий в целях обеспечения устойчивого инвестиционного развития экономики. Для целей финансирования проектов, получивших государственную гарантийную поддержку, банки-кредиторы могут получить льготное фондирование в Банке России, что позволяет снизить конечную ставку по кредиту для заемщика. Получение государственной гарантии позволяет реализовать комплексные инвестиционные проекты, по которым у принципалов не имеется достаточного собственного обеспечения.

Большой блок мер был реализован по поддержке малого и среднего предпринимательства: предусмотрен ряд мероприятий, предполагающих наделение субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями по снижению налоговой нагрузки для малых предприятий с учетом специфики социально-экономической ситуации в регионе.

Между тем, предложения основы- вались на следующих принципах: снижение налогов – это не избирательная мера, в выигрыше будут все компании; снижение налогов положительно влияет на уровень рентабельности организаций, а следовательно, и на возможности получения доступа к кредитованию; низкие налоги – это способ поддержания ликвидности бизнеса. При этом не требуется никаких дополнительныхмеханизмов администрирования, трансакционные издержки при реализации мер будут близки к нулю. В рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональными планами, субъектами Российской Федерации были созданы комиссии, в компетенцию которых входит рассмотрение консолидированных бюджетов муниципальных образований регионов, а также реализованы мероприятия по мобилизации доходов и оптимизации расходов муниципальных образований и предоставлению бюджетных кредитов муниципальным образованиям.

Так, в рамках проводимой работы регионами было сокращено бюджетных расходов субъектов Российской Федерации более чем на 165 млрд. рублей. Кроме того, в 2015 году в рамках оптимизации расходов региональных бюджетов было сокращено свыше 7,5 тыс. государственных служащих. Вместе с тем, субъектами Российской Феде- рации были внесены изменения в нормативные правовые акты в целях сокращения дефицита региональных бюджетов.

При этом основные сокращения расходов были произведены за счет сокращения средств, предусмотренных на оплату труда работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации, материальные расходы региональных органов государственной власти, обеспечение деятельности региональных учреждений (за исключением расходов на оплату труда, коммунальные услуги, социальное обеспечение), приобретение транспортных средств, а также за счет экономии средств в различных сферах, сложившейся на основании уточнения «дорожных карт» и программ, учитывающих как оптимизацию средств, так и поиск резервов в целях концентрации ресурсов на финансовое обеспечение сфер деятельности субъектов Российской Федерации.

При этом вносились корректировки в региональные программы в части уточнения перечней мероприятий, объемов и источников финансирования. В целях формирования устойчивых торгово-экономических связей с товаропроизводителями других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья, а также продвижения товаров регионального производства на отечественные и зарубежные рынки субъектами Российской Федерации проводятся различные выставки, ярмарки и другие мероприятия. Так, руководством регионов было проведено 4 567 мероприятий, направленных на привлечение в регионы инвесторов, в том числе иностранных, а также на взаимодействие с действующими инвесторами по подготовке и финансированию инвестиционных проектов.

Субъектами Российской Федерации было утверждено более 300 программ развития предпринимательской деятельности, промышленности и сельского хозяйства российских регионов, в том числе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации указанных программ порядка 200 тыс. предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, получили поддержку за счет средств бюджетов всех уровней. Кроме того, многими субъектами Российской Федерации заключаются соглашения о сотрудничестве с Фондом развития промышленности, предусматривающими предоставление льготных займов в рамках программ софинансирования.

В целях стимулирования отечественного сельскохозяйственного производства и агропромышленного комплекса субъектами Российской Федерации реализуются меры, направленные на повышение эффективности государственной поддержки сельхозпроизводства, импорт замещение продукции, развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации, увеличение объемов производства продукции пищевой промышленности и другой продукции, что позволит уменьшить зависимость продовольственного рынка от поставок импортной продукции. В части поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации принимались меры по расширению участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном и муниципальном заказе.

В частности, разрабатывались специальные финансовые и гарантийные продукты, которые позволяли субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим собственных средств для обеспечения исполнения государственных контрактов, участвовать в государственных и муниципальных закупках. Большинство субъектов Российской Федерации воспользовалось полномочием по введению на своей территории двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Между тем, основными проблемами при реализации региональных планов субъектами Российской Федерации являются: нехватка федерального финансирования и высокая закредитованность бюджетов субъектов Российской Федерации, снижение финансовой инвестиционной активности предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях высоких цен на импортируемые товары, ужесточение условий кредитования субъектов предпринимательства. В этих условиях одним из приоритетов государственной политики является поддержка инвестиций в инфра- структуру, в целях увеличения объема которых в стране все активнее используются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

Указанный механизм развития общественной инфраструктуры реализует планы Правительства Российской Федерации по сокращению присутствия государства в экономике, прежде всего в тех традиционных для него сферах, развитие которых может быть обеспечено силами бизнеса. При этом ГЧП – перспективный и эффективный механизм, позволяющий найти баланс интересов государства и бизнеса, одновременно упрощая условия ведения предпринимательской деятельности, сохраняя функциональное назначение объектов публичной инфраструктуры и право на разумный контроль со стороны государства.

Минэкономразвития России формирует понятную нормативно-правовую базу в области ГЧП и проводит системную работу по стимулированию регионов к развитию данной сферы: учет показателей развития ГЧП при оценке эффективности деятельности глав регионов, рекомендации по включению в региональные документы стратегического планирования положений, направленных на развитие ГЧП, методическое сопровождение субъектов Российской Федерации по формированию и использованию механизмов ГЧП.

По итогам обсуждения новых инициатив бизнеса в 2016 году были запланированы и реализованы: внесение изменений в действующие «дорожные карты» и разработка новых планов мероприятий. Так, «дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» была дополнена мерами по оптимизации подключения к газоснабжению с учетом опыта, полученного при осуществлении оптимизации процедур подключения к электросетям. «Дорожную карту» в сфере строительства решено дополнить мероприятиями по оптимизации административных процедур, технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. «Дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования» дополнена мероприятиями по оптимизации экспортных и импортных процедур, снижению логистических издержек.

В результате будет сформирована «дорожная карта» по международной торговле, направленная на совершенствование процедур, связанных как с экспортом, так и с импортом. Кроме того, ведется разработка «дорожной карты» по совершенствованию корпоративного управления, мероприятия которой будут направлены на приведение российского законодательства в соответствие с лучшими мировыми практиками в сферах защиты миноритарных инвесторов, процедур несостоятельности (банкротства), залогового законодательства; обеспечение надлежащей практики правоприменения.

В настоящее время уже создана система мониторинга применения правовых актов, изданных во исполнение «дорожных карт», предусматривающая рассмотрение результатов и принятие решений на заседаниях Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, действует Порядок проведения мониторинга, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. №174р [6].

Важно, что с целью вовлечения в повестку реформ по упрощению регулирования региональных и муниципальных органов власти в 2016 году начал свою работу Центр обмена лучшими практиками на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, который будет реализовывать образовательную программу для регионов, стимулировать внедрение лучших российских и зарубежных практик.

3.2. Проектный инструментарий государственной региональной политики в сфере развития инфраструктуры

Стабильный экономический рост российского государства и проблемы его обеспечения являются актуальными на протяжении ряда лет, поскольку именно состоянием инфраструктуры характеризуется жизнеспособность социально- экономической среды страны и ее регионов. На сочинском информационном форуме в феврале 2017 года проходил диалог региональных и федеральных властей о поиске новых внутренних ресурсов для раскрытия инвестиционного потенциала страны.

Шли оживлённые дискуссии по стратегическому развитию России и ее регионов. Премьер-министр России Дмитрий Медведев задал тренд скорейшего перехода на новые эффективные методы управления страной – инфраструктурные проекты, которые имеют определяющее значение для развития регионов, и «должны получать гарантированное финансирование», – подчеркнул премьер [1].

Мировая экономическая наука и практика доказали, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к ускорению ее интеграции в мировую экономику и повышению конкурентоспособности продукции на рынке должна в первую очередь развивать инфраструктуру [2, с. 203].

Однако анализ степени изученности проблемы позволяет утверждать, что в опубликованных материалах в основном рассматриваются: общие концепции развития инфраструктуры, ее отраслевые особенности; развитие отдельных видов институтов инфраструктуры и др. [3], в то же время, инфраструктурные проекты в контексте формирования государственной политики регионального развития рассматриваются нечасто [4].

Очевидно, что для поддержания оптимального функционирования инфраструктуры необходимы своевременные и достаточные объемы финансирования проектов для ее модернизации [5].

В Российской Федерации ключевым звеном, направленным на формирование эффективной экономической политики, инвестиционной и инновационной активности, как в стране, так и в ее регионах является комплексное взаимодействие власти и бизнеса, результатом которого при учете региональных стратегий можно прогнозировать увеличение темпов роста ВВП, повышение эффективности бюджетного сектора экономики, снижение издержек всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования повышения как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизитьиздержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики России, как фактора динамичного развития территорий, должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности в мире.

В целом по итогам реализации государственной экономической политики в России и ее регионах в 2015-2016 гг. можно отметить, что было предотвращено критическое ухудшение социально-экономической ситуации, сглажен эффект от временного резкого роста процентных ставок на наиболее уязвимые сектора российской экономики, а в части социальной политики — сосредоточены ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Вместе с тем полноценный эффект от программных мероприятий — улучшение текущего состояния экономики — в полной мере не был достигнут. В качестве основных причин следует отметить фактическое не доведение в полном объеме предусмотренных бюджетных ассигнований по отдельным мероприятиям до конечных получателей, а также нарушение отдельными ответственными исполнителями сроков внесения проектов правовых актов Правительства Российской Федерации.

Предусмотренные мероприятия по поддержке бюджетов бюджетной системы и банковского сектора, обеспечили необходимый уровень кредитования организаций приоритетных отраслей экономики, в том числе при реализации проектов с использованием механизма проектного финансирования, а также позволили повысить стабильность банковской системы и системы государственных закупок. Действенным механизмом поддержки проектов реального сектора экономики стала Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, получившая положительную оценку со стороны представителей уполномоченных банков.

Механизм государственной гарантийной поддержки является эффективным инструментом для решения задачи по расширению доступности кредитов для организаций реального сектора экономики и осуществления антикризисной поддержки предприятий в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Для целей финансирования проектов, получивших государственную гарантийную поддержку, банки-кредиторы могут получить льготное фондирование в Банке России, что позволяет снизить конечную ставку по кредиту для заемщика. Получение государственной гарантии позволяет реализовать комплексные инвестиционные проекты, по которым у принципалов не имеется достаточного собственного обеспечения [6].

Одним из приоритетов государственной политики является поддержка инвестиций в инфраструктуру, в целях, увеличения объема которых в стране все активнее используются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).

Указанный механизм развития общественной инфраструктуры реализует планы Правительства Российской Федерации по сокращению присутствия государства в экономике, прежде всего в тех традиционных для него сферах, развитие которых может быть обеспечено силами бизнеса [7].

При этом — ГЧП перспективный и эффективный механизм, позволяющий найти баланс интересов государства и бизнеса, одновременно упрощая условия ведения предпринимательской деятельности, сохраняя функциональное назначение объектов публичной инфраструктуры и право на разумный контроль со стороны государства. В целях дальнейшего развития сферы ГЧП в 2017 году необходимо решить ряд важных задач. Так, должны быть приведены в соответствие с положениями Закона о ГЧП все региональные и муниципальные правовые акты, регулирующие реализацию соглашений о ГЧП. В целях исполнения данного требования Минэкономразвития России были подготовлены и направлены в адрес субъектов Российской Федерации соответствующие рекомендации. Кроме того, стоит задача по расширению перечня объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве, в том числе в части арендного жилья и объектов производственной инфраструктуры.

Также Минэкономразвития России планируются к внедрению новые механизмы стимулирования строительства сопутствующей инфраструктуры, необходимой инвесторам при создании новых промышленных производств и комплексном освоении территорий. Таким механизмом, в частности, является инструмент TIF (TaxIncrementFinancing), который предполагает предоставление инвестору налоговых льгот по федеральным налогам в целях обеспечения возврата инвестиций в строительство (реконструкцию) сопутствующей инфраструктуры в пределах налоговых поступлений от вновь созданных и введенных в эксплуатацию производство.

Использование механизма направлено на реализацию проектов комплексного развития территории, включающих две взаимосвязанные составляющие: коммерческую (объект частной собственности) и инфраструктурную, необходимую для полноценного функционирования объектов коммерческой составляющей проекта. В настоящее время эффективная подготовка и проведение первого в России Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года занимает особое место в ряду важнейших государственных задач страны, одной из которых является создание условий и проведение мероприятия на высоком организационном уровне.

Кроме того, подготовка и реализация крупных инфраструктурных проектов к чемпионату мира по футболу – важнейшее направление государственной политики регионального развития. Чемпионат мира по футболу – это всегда уникальное и грандиозное спортивное событие, призванное объединять усилия государства, бизнеса, общественных организаций и болельщиков той страны, которой выпала честь стать его организатором. Чемпионат охватит 11 городов России, в том числе и город воинской славы Ростов-на-Дону, который вошел в число городов-организаторов, благодаря сложившимся в регионе условиям: высокому уровню социально- экономического развития и политической стабильности, благоприятному инвестиционному климату и особой туристической привлекательности [8].

Проведение чемпионата мира в Ростовской области, несомненно, станет мощным стимулом к обновлению региона. Победа города Ростова-на-Дону и Ростовской области в конкурсе на право стать городом-организатором чемпионата мира по футболу уже позволила привлечь в область большой объем частных инвестиций, получить дополнительное финансирование из средств федерального и регионального бюджетов на развитие городской, спортивной и транспортной инфраструктуры. В связи с этим в соответствии с условиями ФИФА необходимо: — создать спортивную инфраструктуру в регионе; — обеспечить реализацию комплекса мероприятий, направленных на организацию и проведение игр чемпионата мира по футболу 2018 года.

Полученная эффективность от использования наследия спортивной инфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года обеспечит повышение уровня развития ростовского футбола и даст импульс поступательному развитию сферы физической культуры и спорта обла-сти на долгосрочную перспективу. Проведение чемпионата позволит создать стимул и обеспечить комплекс мер, способствующих социально-экономическому развитию Ростовской области. В настоящее время в числе актуальных задач Правительства Ростовской области можно отнести качественную подготовку и проведение в г. Ростове-на-Дону игр чемпионата мира по футболу 2018 года.

В соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» Правительство Ростовской области утвердило соответствующую региональную программу.

Общий объем ее финансирования составляет почти 75 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета – 26,3 млрд. рублей, средства областного бюджета – 12,7 млрд. рублей, средства местных бюджетов – 4,9 млрд. рублей, внебюджетные средства – 30,7 млрд. рублей, средства фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 0,3 млрд. рублей. В 2016 году активно началась реализация практически всех мероприятий программы. Для контроля за реализацией мероприятий региональной программы была разработана информационно-аналитическая система мониторинга, которая позволит следить за ходом реализации запланированных мероприятий, их финансировании и оперативно реагировать на возникающие проблемные вопросы [9].

Любое крупное международное спортивное событие невозможно представить без работы волонтеров. Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании к Совету Федерации и правительству РФ в 2016 году, попросил власти помогать волонтерам, благотворительным и некоммерческим организациям, которые смогут оказывать социальные услуги, финансируемые за счет бюджета. По словам президента, необходимо снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям [10].

Проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Ростове-на-Дону предусматривает наличие и реализацию волонтерской программы принимающего города – «Городскиеволонтеры». Волонтеры станут одним из символов, олицетворяющим образ Чемпионата, создавая атмосферу традиционного донского гостеприимства и дружелюбия гостям и его участникам. Городские волонтеры будут работать на объектах городской инфраструктуры, помогая в ориентировании на местности. В задачи волонтеров будет входить информирование гостей города о местах досуга и питания, транспортной логистике, культурных мероприятиях, проходящих в городе, достопримечательностях города и многое другое.

Таким образом, с целью обеспечения проведения чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 году Ростовской области необходимо комплексное решение задач формирования инфраструктуры, связанных со строительством и реконструкцией спортивных объектов и средств размещения, транспортной инфраструктуры; подготовкой инфраструктуры связи, и информационных технологий, инфраструктуры здравоохранения; инфраструктуры, позволяющей функционировать спортивные объекты, осуществлять проведение мероприятий, направленных на благоустройство г. Ростова-на-Дону и городов, в которых будет расположены ряд тренировочных баз команд-участниц; строительством и реконструкцией инфраструктуры энергоснабжения; реализацией подготовительных мероприятий, включающих строительство стадиона и других объектов чемпионата мира по футболу; реализацией мероприятий по обеспечению безопасности, охране окружающей среды, значительно повышающих туристическую привлекательность и продвижение города Ростова-на-Дону в качестве города-организатора чемпионата мира по футболу; с социальными и образовательными инициативами.

Кроме того, должны быть сформированы и применены новые организационно-управленческие механизмы, направленные на ускоренное развитие региональной инфраструктуры, улучшение кадрового обеспечения региональной экономики, материально — технического обеспечения и качества работы медицинских учреждений, правоохранительных органов; модернизацию и повышение эффективности использования объектов дорожно-транспортной инфраструктуры; развития новых и повышение эффективности использования созданных спортивных объектов, в том числе развития массового спорта; использование преимуществ накопленного потенциала туристического и гостинично-ресторанного комплексов; улучшение структуры инвестиций в модернизацию и развитие региональных экономических комплексов, в том числе на принципах государственно -частного партнерства; развития пограничной инфраструктуры и использования приобретенной практики трансграничного сотрудничества.

Заключение

Современные экономические условия, как для России, так и для всего мира, характеризуются продолжительной кризисной ситуацией, обусловленной снижением темпов роста ВВП, объемов международной торговли товарами и услугами, низким уровнем мировых цен на нефть. Как следствие — замедление роста ВВП стран – торговых партнеров и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках привели к снижению экспортных доходов России. Наряду с финансовыми санкциями в отношении российских компаний и банков и повышенной внешнеэкономической неопределенностью это оказывало давление на курс рубля, снижение реальной заработной платы населения, рост безработицы. Снижение доступности кредитных ресурсов, в том числе вследствие роста премии за риск, удорожание импортируемых инвестиционных товаров усилили инвестиционный спад. В связи с чем, одним из приоритетных направлений общегосударственной политики становится инвестиционная политика.

Таким образом, воплощение в жизнь процесса вырабатывания и сохранения удобного инвестиционного климата должно фокусироваться на сравнении статистических и оценочных рейтинговых показателей, разрешающих сопоставлять ресурсное обеспечение на «входе» разработки региональной политики и программы с оценкой институциональных регламентов нормативной документации с оценочными выходными результатами осуществляемой инвестиционной политики в соответствии со специализацией региона. При этом существенное значение имеет оценка влияния на экономическое развитие региона в вопросе установления и сравнения полученного эффекта с понесенными затратами ресурсов «на входе».

Этот метод «замкнутой спирали» позволяет своевременно откорректировать оперативные задачи региональной политики. Объективные приоритеты почти всех региональных политик, как правило, обусловливаются именно линией фактического расходования средств, а не рассмотрением приоритетных стратегий, так как стимулирование первоочередных направлений роста региона–стратегический процесс, а значит динамический и долгосрочный.

Список использованной литературы

  1. Алимов, В. В. Влияние государственной инвестиционной политики на формирование инвестиционного климата страны // Бизнес в законе. 2010. №3. С.247 — 249
  2. Агеева Е.А. Актуальные правовые проблемы социального партнерства // Металлург. 2010. № 5. С. 5-7.
  3. Бакланов П. Я., Мошков А. В., Романов М. Т. Географические и геополитические факторы и направления долгосрочного развития Арктической зоны России // Вестник ДВО РАН. 2015. № 180. С. 5–15.
  4. Дегтярева И.Н., Балашова Л.Г., Медовый В.В., Шиховцова Н.Н., Тараненко О.Н., Тихонов А.А., Минзер И.В., Кузьменко А.В., Телепенко Ю.А., Скобцова И.В., Медовый А.Е., Сафян А.М. Пути совершенствования управления в отраслях экономики Северо-Кавказского округа. Коллективная монография сотрудников Кавминводского института сервиса ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервис» / Пятигорск, 2012.
  5. Зерщикова Н. И. Современное социально-экономическое состояние Арктической зоны Российской Федерации как основа обеспечения безопасности страны // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 1(38).

    С. 21–26.

  6. Инновационное развитие промышленного комплекса России: институциональный аспект. Сборник/ Под ред. В.И. Филатова, И.И. Смотрицкой. M.: ИЭ РАН, 2016. 288 c.
  7. Калабеков, И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах / И.Г. Каламбеков – М.: РУСАКИ, 2010. 498 с. 3. Кобзистая, Ю.Г. Глобализация как фактор роста национального человеческого каптала / Ю.Г. Кобзистая // Омский государственный университет путей сообщения.
  8. Киселева Н.Н., Орлянская А.А. 2015. Модернизация государственного управления как условие расширенного воспроизводства в регионах СКФО // Региональная экономика. Юг России. (2): 18-24.
  9. Лисица В.Н. Понятие и формы осуществления инвестиционной деятельности // Предпринимательское право, 2014, №2.
  10. Медовый В.В. Оптимизация государственного регулирования предпринимательской деятельности на рынке недвижимости в условиях нестабильной внешней среды // TerraEconomicus. 2014. Т. 12. № 2-3.
  11. Мелкулов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. – М.: ИКЦ «ДИС», 2011. – 196 с.
  12. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р // URL:http://base.garant.ru/70852914/ (дата обращения 23.06.2017).

    5. МВК по проектному финансированию отобрано 11 проектов//Национальное деловое агентство АЛЬЯНС МЕДИА// URL:http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=953341

  13. Сергеев, И. В. Инвестиции: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Шеховцов. – 3 — е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. 314 с.
  14. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы: науч.-аналит. докл.; под науч. ред. В. С. Селина и др. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. С. 115–120.
  15. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 8 февраля 2013 г. № По-232. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения 22.02.2018).

  16. Серова Н. А. Особенности инвестиционной политики регионов Арктической зоны // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2016. № 3. С. 13–20.
  17. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской федерации на период 2020 г.: гос. программа: утв. постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366. URL: http://government.ru/info/18359/ (дата обращения 22.02.2018).

  18. Харламова, Е.Е. Инвестиционная политика государства (на примере России и Вьетнама) / Е.Е. Харламова, ВуТхиТху Хуен // Волгоградский государственный технический университет. 2014. С. 1 – 4.