«Государственный бюджет РФ»

Курсовая работа

Углубляясь в историю России, первый государственный бюджет был составлен в 1645 году. Он включал в себя обязательные и необязательные расходы. К обязательным расходам относились: затраты на дорожное хозяйство, обеспечение государственных учреждений и расходы на другие нужды. А к необязательным – выплаты на работу школ и больниц. Бюджет формировала дань. Так князь собирал с подвластных земель скот, меха, продукты и прочие продовольствия.

Разумеется, актуальность государственного бюджета присутствует и в текущих экономических условиях. С каждым годом жители нашей страны ощущают усиление кризисных явлений и санкций со стран Запада. Тем не менее, правительство смотрит в будущее с оптимизмом, говоря, что западные ограничительные меры следует рассматривать лишь в позитивном ключе.

Также государственный бюджет является главным средством привлечения и расходования ресурсов государства, он дает политической власти хорошую возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие главных секторов экономики и обеспечивать социальную поддержку малым слоям населения.

Бюджетные отношения подразумевают разные направления распределительного процесса и охватывают все уровни хозяйств. Они носят объективный характер. Это предопределено тем, что необходима материально-финансовая база для осуществления функций государства.

В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд воспроизводства всего общества: удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.

Так же государственный бюджет является важнейшим финансовым документом России. Он заключает в себе экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельных граждан по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Именно этот документ определяет, как будут профинансированы годовые расходы страны, а также содержит информацию об источниках поступления средств.

Через государственный бюджет распределяется около 75% национального дохода страны. Свыше 85% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, задачами и функциями государства.

6 стр., 2822 слов

Форма государства. Государственная власть. Государственный строй

... выражение в характере взаимоотношения государства как целого с его составными частями, центральных государственных органов власти -- с местными. Форма государственного устройства -- это внутреннее строение государства, его деление на определенные ...

Стоит отметить, что государственный бюджет формируется не только из доходов, но и из расходов страны.

Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.

Предметом исследования являются доходы и расходы бюджета РФ, их состав и структура.

Цель курсовой работы – изучить сущность государственного бюджета РФ.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать понятие и роль государственного бюджета в экономике России;

  • изучить структуру федерального бюджета РФ;

  • провести анализ основных показателей федерального бюджета РФ;

  • изучить основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета в Российской Федерации.

Теоретической основой исследования являются концептуальные положения, представленные в современных работах отечественных ученых-экономистов в области теории и практики разработки и исполнения федерального бюджета России, таких как Н.Д. Кондратьев, Ю.В. Яковец, А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, В.В. Ковалев, В.И. Подольский и др.

Методологической основой курсовой работы являются: системный подход, сравнительный анализ, синтез, статистический метод.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Понятие государственного бюджета, его функции и роль

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством, как федеративной республики, так и субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, такие как: края, области, автономные округа [1].

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет определяется как форма «образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления» [2].

Следовательно, в материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Сущность государственного бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

4 стр., 1623 слов

Семейный бюджет. Источники его формирования

... семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. Объектом исследования реферата является качественно - количественная структура бюджетов ...

Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим органом.

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • контролирует и ограничивает действия правительства;

  • контролирует использование денежных средств фонда;

  • осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;

  • перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики;

  • предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы [5, c .18].

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • объем производства;

  • государственные инвестиции;

    14 стр., 6593 слов

    Бюджет. Виды бюджетной политики государства

    ... государственного управления экономикой. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство ... строительство 49,5 – спецналог 9,1 Транспорт, связь 9,6 – таможенные доходы 3,1 Образование 15,2 Неналоговые доходы 40,1 Культура, искусство, СМИ 5,1 В том числе: Здравоохранение, ...

  • уровень безработицы;

  • валютный курс;

  • учетная ставка ЦБ;

  • размер внутреннего и внешнего государственного долга;

  • инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан [7, с.9].

В настоящее время государственная бюджетная система РФ состоит из трех составляющих:

  • федеральный бюджет;

  • бюджеты субъектов РФ;

  • местные бюджеты.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти [8, с.45].

Так же важнейшей частью государственного бюджета являются его доходная и расходная части.

  • доходная часть показывает источники денежных средств бюджета;

  • расходная часть показывает, на какие цели направляются государственные средства.

Таким образом, государственный бюджет представляет собой смету доходов и расходов правительства. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Основным источником доходов являются налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц.

1.2 Структура государственного бюджета

Государственный бюджет формируется из расходов и доходов страны. Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующему законодательству [9, с.140].

2 стр., 898 слов

Презентация — Семейный бюджет

... расходов этой семьи. Слайд 7 Основные составляющие бюджета семьи: Первая составляющая – это доход. Сюда включаются доходы жены и мужа (если у Вас общий бюджет). Вторая составляющая бюджета – расход. В этом пункте расходы должны соответствовать доходам, ...

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы – это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов.

Официальные трансферты – это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, добровольно выделенная частным лицом сумма в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 5% и 10% соответственно.

Налог

Виды налоговых доходов:

  • подоходный налог;

  • имущественный налог;

  • лицензионные и регистрационные сборы;

  • отчисления в государственные социальные фонды;

  • налоги на имущество;

  • таможенная пошлина;

  • платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату ответственность предусмотрена налоговым, административным, и уголовным правом. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины [10, с.201].

Функциями налогов являются:

  • фискальная функция (финансирование государственных расходов);

  • социальная функция (поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах);

  • регулирующая функция (сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста);

  • распределительная функция (распределение аккумулированных средств между экономическими агентами);

    12 стр., 5535 слов

    Местный бюджет и его роль в решении социально-экономических задач ...

    ... ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций), формирование доходов и расходов местных бюджетов строго регламентируется законодательством Российской Федерации, от эффективности формирования доходной расходной части местных бюджетов зависит решение экономических и социальных проблем на местах, ...

  • контрольная функция (налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан).

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг [11, с.134].

Расходы – это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ, проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы – это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы – это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • социальные (в эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности);

  • военные (эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии).

  • экономические (расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга);

  • внешнеэкономические (расходы, направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей, выплату взносов в международные организации);

  • содержание государственного аппарата (расходы, связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти).

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитывается размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета – это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

6 стр., 2828 слов

Экономическая теория» «Государственный бюджет

... бюджетов РФ; o функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; o экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; o классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ; o классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; o классификацию видов государственных ...

Дефицит бюджета – превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от ВВП.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит.

На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

  • сокращение бюджетных расходов;

  • эмиссия дополнительных денежных средств;

  • одалживание денег.

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты, выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег – это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Он популярен тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг – это займы у иностранных кредиторов, а внутренний – у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг [13, с.320].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что бюджет формируется из доходов и расходов страны. Доходы – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно законодательству. Расходы бюджета – это средства на выполнение функций государства.

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитывается размер доходов и расходов.

Если доходы превышают расходы – бюджет является профицитным, если наоборот – дефицитным.

В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

14 стр., 6923 слов

ДОКЛАД о состоянии и об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской ...

... в 2014 году мерах по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Сведения и информация Доклада основаны на официальных материалах территориальных федеральных и республиканских ... Медицинский профиль - бальнеотерапевтический и климатический курорт. Многие годы курорт Нальчик – один из ведущих курортов федерального значения, занимающих одно из первых мест по эффективности ...

Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам данной страны. Внешний государственный долг погашается за счет выручки от экспорта товаров, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

1.3 Формирование и исполнение государственного бюджета

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Проект федерального бюджета составляется Правительством РФ. Его составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект бюджета обычно планируется на один год и составляется с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также на финансирование национальных проектов [14, с.546].

Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза развития экономики России на очередной финансовый год, в котором должны содержаться макроэкономические показатели состояния экономики.

Второй этап формирования федерального бюджета – рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году.

После проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту Российской Федерации.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, принятый к рассмотрению, направляется Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитетам Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ для заключения [15, с.462].

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.

Предмет первого чтения – Государственная Дума обсуждает концепцию бюджета и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ и основные характеристик бюджета на последующий год.

В случае принятия законопроекта о федеральном бюджете в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета: доходы бюджета, распределение доходов, дефицит бюджета, общий объем расходов.

В случае отклонения в первом чтении законопроекта о федеральном бюджете Государственная Дума может:

  • передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета.

    13 стр., 6326 слов

    Экономическая роль и сущность бюджета

    ... Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета, материалы сайта Министерства Финансов. В первой части настоящей курсовой работы излагаются научные представления о бюджете, его социально-экономическая сущность и роль, ...

  • вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку.

Предмет второго чтения – Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, и размера фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает его в согласительную комиссию.

В третьем чтении рассматриваются поправки по проекту бюджета, представленные Комитетом по бюджету; утверждение программы государственных внешних заимствований, программы внутренних заимствований; программы предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам.

Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает законопроект о федеральном бюджете на предмет одобрения его в целом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом России закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.

Решение согласительной комиссии с проектом закона передается в Государственную Думу на повторное рассмотрение в одном чтении. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Организация исполнения федерального бюджета возлагается на Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года [16, с.170].

Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета РФ, используя материалы проверок и ревизий.

После получения заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума в соответствии со ст. 279 БК РФ заслушивает:

  • доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

  • заключение Председателя Счетной палаты России;

  • доклад Генерального прокурора России о соблюдении законности в области бюджетного законодательства. По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  1. об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

  2. об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который дает политической власти возможность осуществления властных полномочий.

Основным источником поступлений в государственный бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет в России планируется на один год и подготовка к нему начинается задолго до начала финансового года, происходит это в несколько этапов.

Сначала президент определяет бюджетную политику в своём послании. Затем, министерство финансов составляет проект бюджета, после чего правительство и Государственная Дума рассматривает и утверждает проект и в заключении президент подписывает закон о бюджете.

Бюджетный процесс представляет собой четкую последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, их рассмотрением и утверждением, исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ. В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.

2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

2.1 Анализ основных показателей госбюджета

Проект федерального бюджета и прогноз социально-экономического развития на 2019-2021 гг. разработаны на крайне ответственный период развития российской экономики. Обратимся к параметрам проекта федерального бюджета на 2019-2021 гг.

Госдума на пленарном заседании 21 ноября 2018г. приняла в окончательном, третьем чтении федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

В 2019-2021 годах доходы бюджета ежегодно будут превышать расходы, а бюджет будет устойчиво профицитным. Правительство планирует, что ежегодно в номинальном и реальном выражении, то есть с учетом инфляции, расходы бюджета будут расти (рис. 1) [17].

Рисунок 1 – Доходы и расходы федерального бюджета, трлн. руб.

Доход бюджета на 2018 год составил 18,7 трлн. рублей. Доходы бюджета в 2019 году составят около 19,9 трлн. рублей, в 2020 году доходы будут расти, и составят 20,2 трлн. рублей, в 2021 году 20,9 трлн. рублей.

Расходы на 2018 год были равны 17,4 трлн. рублей. Расходы в 2019 году будут равны 18 трлн. рублей, в 2020 году 18,9 трлн. рублей, в 2021 году 20 трлн. рублей.

Профицит федерального бюджета в 2019 году будет 1,9 трлн. рублей, в 2020 году 1,2 трлн. рублей, в 2021 году 0,95 трлн. рублей.

Согласно пояснительной записке, доля поступлений в бюджет от нефтегазового сектора будет снижаться в ближайшие годы (рис. 2).

Тем не менее, подобные поступления рассчитаны на основе относительно невысокой цены на нефть – 41,6 долларов за баррель в 2019 году и 43,3 доллара за баррель в 2021 году [18].

Рисунок 2 – Структура доходов бюджета на 2018-2021 гг.

Общая сумма расходов на социальный блок в 2019 году составит 6,8 трлн. рублей, а к 2020 году вырастет до 7,1 трлн. рублей. Это больше, чем расходы на оборону и безопасности, которые в 2019 и 2020 годах составят соответственно 2,4 и 2,5 трлн. рублей (рис. 3).

Рисунок 3 – Структура расходов федерального бюджета на 2019 г.

и плановые 2020 и 2021 гг., трлн. руб.

Большая часть расходов социального блока – это раздел «Социальная политика», финансирование которого в 2019 году составит почти 4,9 трлн. рублей. Из них 3,2 трлн. – это пенсионное обеспечение. Расходы на пенсии постепенно будут снижаться вплоть до 3 трлн. рублей к 2021 году. Расходы на здравоохранение в ближайшие три года вырастут с почти 635 млрд. рублей в 2019 году, до 837 млрд. рублей в 2020 году.

Доля закрытых расходов в российском бюджете по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах. Секретные и совершенно секретные ассигнования в 2019 г. возрастут на 7,5% до 3 039,8 млрд. руб.

2.2 Исполнение федерального бюджета в Российской Федерации

24 октября 2018 г. Совет Федерации одобрил главный финансовый документ на 2019 и плановый период 2020-2021 годов. В 2019 году бюджет будет профицитным: доходы превысят расходы почти на 2 трлн.руб.. Уровень инфляции составит 4%. В 2020-2021 годах рост цен не будет превышать целевого значения в 4 %. Расходы и доходы постепенно будут расти, но бюджет останется профицитным. (таб. 1)

Таблица 1 – Параметры бюджета РФ на 2018-2021гг., трлн.руб.

Год

Доход

Расход

2018

15,182

16,515

2019

19,969

18,031

2020

20,219

18,994

2021

20,978

20,026

Инфляция, по прогнозам, будет немного больше целевого значения, в 4%. Самое главное, что бюджет будет направлен на реализацию национальных проектов и национальных целей, связанных с тем, чтобы увеличить экономическое состояние страны.

Заместитель председателя правительства – министр финансов РФ, Антон Силуанов сказал что, в 2019 году инфляция составит 4,3%. Пенсии вырастут на 7%, а в последующие годы инфляция прогнозируется в размере 4%. Пенсии будут расти темпами выше 6%, то есть в целом, ежемесячный прирост пенсий, для нерабочих пенсионеров составит не менее 1тыс.руб. в месяц.

Кроме того, зашла речь о финансировании национальных проектов на ближайшие 6 лет. Например, на проект «Демография» планируется направить почти 3 трлн.руб., на Здравоохранение около 1 трлн.руб., на Образование около 700 миллиардов. А в фонд Национального благосостояния в 2019 году будет направлено порядка 3 трлн.руб., в 2020 г. 2,5 трл. руб.

Проект федерального бюджета РФ на 2019г. и плановые 2020 и 2021 гг. вызвал критику со стороны ряда экспертов. Например, экономисты РАНХиГС в своих отзывах критиковали его за большую долю закрытых статей расходов и нереалистичные прогнозы.

В Счетной палате посчитали, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение «майского указа» В.В.Путина, оказалось, из-за этого под угрозой. Критикуют бюджет и независимые эксперты. Например, Райффайзенбанк в отчете также отметил, что бюджет вряд ли поможет исполнить «майский указ».

Чтобы добиться реализации целей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходима модернизация структуры расходов федерального бюджета с целью финансового обеспечения мероприятий по формированию современной инфраструктуры, повышению качества человеческого капитала, производительности труда, решению демографических проблем и преодолению технологического отставания России от стран с развитой рыночной экономикой.

Однако анализ структуры расходов федерального бюджета на 2019-2021 годы свидетельствует, что она остается инерционной:

  • расходы на национальную экономику только сокращаются: в 2014 г. они составляли 4,3% от ВВП, в 2018-2021 гг. не превысят 2,4%;

  • бюджетные ассигнования, обеспечивающие рост качества жизни населения, снижаются с 7% от ВВП в 2014 г. до 6,7% в 2018-2019 гг. и 6,0% в 2021 г.;

  • предусматривается сокращение бюджетных инвестиций с 3,7% от общей суммы расходов федерального бюджета в 2018 году до 2,7% в 2021 году.

Все это свидетельствует о том, что расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы не обеспечивают предпосылок для долгосрочного экономического роста.

Также, слабо структурированная система целевых программ и национальных проектов снижает прозрачность расходов федерального бюджета, делает формальным и неэффективным контроль обоснованности распределения расходов на их реализацию. Множественность документов стратегического характера не позволяет оценить результативность расходов на реализацию целевых программ и проектов в увязке с приоритетами государственной социально-экономической политики [21].

При этом объем расходов федерального бюджета в 2019-2021 годах на реализацию государственных программ составляет более 70% от общей суммы расходов бюджета, на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах планируется выделить 5633 млрд. руб. (9,87% от общей суммы расходов федерального бюджета на этот период).

Статус национальных проектов, как и Бюджета развития, механизма его формирования и использования «в привязке» к национальным проектам и программам, законодательно не определены. Все это делает высокими риски неэффективного использования средств на реализацию проектов и программ, низкой результативности как самих проектов, так и государственных расходов на их реализацию, инвестирования для государства и частных инвесторов при реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов.

Фактически основой формирования федерального бюджета на 2019-2021 гг. стала идея о приоритете бюджетной стабильности как фактора макроэкономической устойчивости. Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению средств в Фонде национального благосостояния действительно будут способствовать повышению макроэкономической стабильности, однако важно понимать, что стабилизация экономики на нынешнем уровне – это консервация стабильно низких темпов экономического роста, а быстрый переход к сбалансированному бюджету происходит в том числе за счет отказа от налогового и бюджетного стимулирования экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определяющая роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Так же, государственный бюджет представляет собой смету доходов и расходов правительства. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Доходы – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно законодательству. Расходы бюджета – это средства на выполнение функций государства.

Если доходы превышают расходы – бюджет является профицитным, если наоборот – дефицитным.

Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.

Бюджет в России планируется на один год и подготовка к нему начинается задолго до начала финансового года, происходит это в несколько этапов.

Сначала президент определяет бюджетную политику в своём послании. Затем, министерство финансов составляет проект бюджета, после чего правительство и Государственная Дума рассматривает и утверждает проект и в заключении президент подписывает закон о бюджете. В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в трех чтениях.

Бюджет показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

  3. Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // «Российская газета», N 25, 08.02.2011.

  4. Майский указ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года».

  1. Ананских М. П. – Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов / Бюджет и финансы 2017 – 18-21 стр.

  2. Анисимов С. А. – К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы 2018 – 31-33 стр.

  3. Анохин П. Б. – Бюджет с «жесткой» начинкой // Рос. Федерация сегодня 2017 – 6-10 стр.

  4. Ахинов Г.А. – Бюджетная политика: вопросы теории и практики / Г.Ахинов, Ю.Закирова // Проблемы теории и практики управления 2018 – 44-48 стр.

  5. Гришин В.И. – Федеральный бюджет Российской Федерации в условиях национальной и глобальной неопределенности // Федерализм 2016 – 147-170 стр.

  6. Грунина О.А. – Теоретические подходы к формированию государственного бюджета и управлению им в российских условиях // Соц. политика и социология 2018 – 139-146 стр.

  7. Лебедева А.Д., Голубева И. Г. – Доходы и расходы федерального бюджета РФ // Актуальные вопросы экономических наук 2017 – 197-206 стр.

  8. Майская Е.С. – Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2018 г.) РИОР, 2018 –133-136 стр.

  9. Малиновская О.В. – Государственные и муниципальные финансы // Учебное пособие для студентов / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина 2017 – 427 стр.

  10. Нешитой А.С. – Бюджетная система РФ // учебник А.С. Нешитой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. Дашков 2016 – 320 стр.

  11. Подъяблонская Л.М. – Государственные и муниципальные финансы // учебник Л. М. Подъяблонская: Юнити-Дана 2016 – 546 стр.

  12. Слепов В.А. – Федеральный бюджет как источник роста российской экономики: финансовые резервы и возможности / В.А. Слепов, А.Ю. Чалова // Финансы и кредит 2017 Т. 23, вып. 8 – 459-479 стр.

  1. Интерфакс [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. – режим доступа : . – Дата обращения 25.01.2019

  2. Ведомости [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. режим доступа : . – Дата обращения 26.01.2019

  3. BBC [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. – режим доступа : . – Дата обращения 26.01.2019

  4. РАНХиГС [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. – режим доступа : . – Дата обращения 30.01.2019

  5. ТАСС [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. – режим доступа : . – Дата обращения 30.01.2019

  6. Капитал страны [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. режим доступа: Дата обращения 30.01.2019.