Экономическая теория» «Государственный бюджет

Курсовая работа

Важную роль в развитии макроэкономических процессов в экономике играют государственные финансы, являющиеся составной частью финансовой системы страны.

государственный бюджет

В своей работе я рассмотрю понятия государственного бюджета, трактуемые разными авторами, функции, структуру, раскрою понятие бюджетного регулирования и , уделю внимание причинам дефицита государственного бюджета и раскрою три метода балансирования. Затем отвечу на контрольно тестовые задания.

При написании я опиралась на данные учебной литературы следующих авторов: , , .; на дополнительную литературу в виде статей из ежемесячного журнала …; а также интернет ресурсы с таких сайтов как http://*****; http://smix. biz.

Государственный бюджет: понятие и структура

государственный бюджет

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и . В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.

распределительная и контрольная

Распределительная

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее , государственные казначейства, Центральный банк и другие органы. Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата , вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюктуру, осуществление мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и , по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества [, 401 – 402с.].

67 стр., 33236 слов

Государственное пенсионное страхование

... государственное пенсионное страхование, в пенсионной системе РФ. Предметом, Цель работы, Задачи работы: 1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного пенсионного страхования в процессе формирования пенсионной ... было решить основной вопрос социальной политики государства - как стабилизировать и существенно ... от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в ...

Содержанием государственного бюджета является подлежащая перераспределению часть . Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный, или федеральный бюджет , наряду с которым существуют областные и местные бюджеты (штатов, округов, городов и т. д.)

Структура доходов и расходов каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, другие важные моменты.

Доходы

(трлн. руб.)

Расходы

(трлн. руб.)

налоги всего

282,5

гос управление

6,7

в том числе:

международная деятельность

28

55,5

нацоборона

80,2

подоходный налог

5

правоохранительная деятельность

35,1

НДС

127

федеральная судебная система

2,2

акцизы

44

спецналог

9,1

транспорт, связь

9,6

таможенные доходы

3,1

образование

15,2

неналоговые доходы

40,1

культура, искусство, СМИ

5,1

в том числе:

здравоохранение и физическая культура

7,5

от имущества

5,3

социальная политика

12,6

от приватизации

12,4

предупреждение и ликвидация чрезвычайных обстоятельств

5,9

от внешнеэкономической деятельности

13,6

2,1

доходы целевые бюджетных фондов

26,7

обслуживание гос. долга

58

и рыболовство

14,5

Итого

349,3

фундаментальные научные исследования

11,6

запасы и резервы

10

расхода целевых бюджетных фондов

26,7

прочие расходы

63,6

из них:

финансовая помощь субъектам федерации и территориям

54,7

49,5

Итого

444,1

Дефицит бюджета: 444,1-349,9=94,8 трлн. руб. [, 435 с.]. Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации. Важнейшая роль местных бюджетов приходит в явное противоречие с практикой формирования их доходной базы. Анализ структуры доходов местных бюджетов показывает, что на 60-80% они состоят из отчислений от доходов вышестоящих бюджетов, т. е. декларируемую Законом «Об основах бюджетной системы РФ» самостоятельность бюджета каждого уровня можно оценить как весьма относительную. Таким образом, одно из направлений при продолжении – совершенствование межбюджетных отношений. Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории.

8 стр., 3925 слов

Распределение средств федерального бюджета по статьям расходов

... существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, ...

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием и рядом других факторов.

бюджетное регулирование

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов и включает в себя:

  • o классификацию доходов бюджетов РФ;
  • o функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • o экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • o классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;
  • o классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • o классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
  • o классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  • o классификацию расходов федерального бюджета [http://smix.

biz.].

Причины дефицита и методы его преодоления

«балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени» [, 495с.].

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, , банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

4 стр., 1634 слов

Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС. Классификация объектов ...

... ( случайный) ракетно-ядерный удар нанесенный с акватории нейтральных вод. Вооруженные нападения на объекты воинских гарнизонов. Классификация объектов экономики по потенциальной опасности. В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных ...

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета [http://*****].

Отсюда напрашивается вопрос: как же государство может тратить денег больше, чем само получает от граждан и фирм? Как оно справляется с дефицитом своего бюджета?

Мировая практика знает четыре основных способа решение этой проблемы:

1. сокращение бюджетных расходов;

2. изыскание источников дополнительных доходов;

3. выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования ;

4. одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов

За прошедшие годы в России изменилось очень многое. Достаточно упомянуть о громадной компании по приватизации , многие из которых годами получали подачки от государства, поскольку носили уникальный для мировой экономической истории титул «планово-убыточных».

На «шее» сейчас висит почти вся сфера образования. Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишится шансов на образование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных.

Поэтому максимум того, что пока может позволить себе российское государство, — понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате такой финансовой политики государственные школы и больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение , библиотеки и музеи лишаются возможности расширять свои фонды и ремонтировать свои залы, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к досрочному увольнению в запас кадровых офицеров и закрытию военных заводов.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

4 стр., 1632 слов

Кругооборот доходов и расходов в рыночной экономике

... ограничить масштабы этого сектора экономики. 2. РАСХОДЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Важными показателями благосостояния наряду с доходами являются расходы населения, их величина и структура. Под «расходами» понимается перемещение средств в процессе хозяйственной деятельности, приводящее ...

Причин тому две:

  • o во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;

«теневая экономика»,

Теневая экономика – сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 1).

На этом графике мы видим две линии. Первая – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив – и именно это показывает кривая Лаффера, — за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Теневая экономика сфера деятельности 1

Рис. 1. Кривая Лаффера — модель .

Большую изобретательность в уклонении от налогов проявляют граждане нашей страны. В последние годы правительству удавалось получить не более 50 – 60% причитающихся налогов. Остальные граждане и фирмы всевозможными способами прятали от глаз налоговой инспекции. И тогда правительство России решило пойти иным путем – снизить налоговое бремя (перейдя от прогрессивного обложения с максимальной ставкой в 32% к единой ставке в 13%).

Но если ни какие меры в области налогообложения не приносят роста , тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег

Причина проста – общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

Одалживание денег

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты = Поступления + Займы налогов и пошлин.

У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего, у собственного, т. е. государственного, банка. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как этого банка могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг .

Государственные ценные бумаги – это обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег .

Одалживание денег решает одну проблему и затем немедленно рождает другую – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает .

Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Бывает двух видов: внутренний и внешний.

12 стр., 5607 слов

Денежная эмиссия как вид доходов государства

... нормативными актами. Государственный бюджет представляет собой важное звено финансовой системы любой страны, объединяя главные доходы и расходы государства. По своему экономическому содержанию он отражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами ...

К началу 2004 г. внешний долг России составил 119 млрд. долл., или 27,5% ВВП. При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить , «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще и за счет этого погасить обязательства по ранее взятым долгам.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости не руководству страны, ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики [, 495 – 501 с.].

Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования), Первая концепция

Для предотвращения превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

Вторая концепция, Третья концепция, Заключение

В дано курсовой работе мною были рассмотрены такие немаловажные вопросы государственного бюджета, как понятие, структура, причины дефицита бюджета и методы балансирования бюджета.

Основные выводы: для выполнения своих функций государство нуждается в крупных денежных средствах. Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые граждан и фирм.

Налоги и иные доходы государства расходуются в соответствии с государственным бюджетом. Его разрабатывает и исполняет правительство, а утверждают власти. Структура государственных расходов диктуется потребностями страны, состоянием ее экономики и кругом функций, возложенных обществом на государство. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В этом случае возникает дефицит бюджета, и государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственных долгов: внутреннего и внешнего. Конечным ответчикам по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем будет погашаться этот долг [, 500 с.].

Контрольно — тестовое задание №1

Вопрос:

Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

  • А. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
  • Б. Сумма расходов государства превышает сумму доходов;
  • В. Расходы государства уменьшаются;
  • Г. Сумма налоговых поступлений сокращается;
  • Д. Обязательства государства превышают его активы.

Ответ:

Дефицит государственного бюджета образуется, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может получить доходов за счет всех видов налоговых платежей, то есть государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у , что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции.

14 стр., 6593 слов

Бюджет. Виды бюджетной политики государства

... увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. ...

Контрольно – тестовое задание №2

Вопрос:

Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает:

  • А. Ежегодное равенство доходов и расходов госбюджета;
  • Б. Равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла;
  • В. Балансирование структуры и повышение эффективности .

Ответ:

Балансирование государственного бюджета методом функциональных финансов предполагает равенство доходов и расходов госбюджета в течение промышленного цикла. В соответствии с идеей функциональных финансов вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Список литературы

1. Курс экономики: Учебник/ Под ред. . – ИНФРА-М, 1997. – 720с.

2. Экономика/ И. В Липсиц. – 3-е изд., Москва: Омега – Л. 2007. – 656с.

3. Экономическая теория: Камаев – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998 – 640с.

4. Экономическая теория (политэкономия): учебник под ред. , акад. : ИНФРА – М, 2005. – 640 с. – (Высшее образование).

5. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – М, 2001 – 384 с.

6. Экономическая теория/ Под ред. , , 3-е изд.. – СПб.: Изд. СПб ГУЭФ; Питер, 2006. – 544с.

7. Экономическая теория: учеб./ , , . ТК Велби, изд. Проспект. – 608 с.

Список литературы 1 Государство и право