Роль финансов в экономике государства

Курсовая работа

Данная курсовая работа рассматривает финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности, функции и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

  • изучить теоретический материал;
  • рассмотреть различные определения финансов;
  • рассмотреть сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений;
  • рассмотреть функции финансов, финансового механизма и его элементы;
  • изучить проблемы стабилизации финансов в РФ и выявить возможные пути решения;
  • Объектом исследования курсовой работы являются финансы, как основной рычаг в экономике государства.

Курсовая работа выполнена для изучения теоретического материала на тему — роль финансов в экономике государства, как влияет финансовое положение предприятий на экономику страны; какие есть пути стабилизации финансов государства; проблемы стабилизации финансов а также, рассмотреть основные функции финансов в рыночной экономике.

Методом исследования при написании курсовой работы в качестве основных источников использованы учебники, пособия, справочники и интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Финансы их сущность в экономике государства, как элемент в товарно-денежных отношениях

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. [2, с. 55]

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. [15, с. 45]

14 стр., 6852 слов

Дипломная работа: Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена

... авторов, в настоящее время зарождается новая экономика - экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя. В контексте этой экономики авторы предлагают отказаться от традиционных отношений ... производителей". Их технологии переняли все мировые производители, автоматизировав миллионы ремесленных работ. Таким образом, передовые экономические системы всего мира приблизились к товарам. ...

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене. [5, с. 55]

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей — двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной. [13, с. 77]

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. [12, с. 21]

На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы — это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. [3, с. 55]

21 стр., 10131 слов

Курсовая работа: Государственные финансы, их роль в социально-экономическом развитии общества

... фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в ...

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. [14, с. 80]

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. [19, с. 30]

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. [7, с. 25]

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. [8, с. 15]

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

13 стр., 6432 слов

Курсовая работа: Система денежно-кредитного регулирования

... Денежно-кредитное регулирование как сочетание механизмов, способствующих воспроизводству рыночной экономики ... российской экономике за последнее десятилетие. Сущность денег проявляется в процессе их движения в денежном обороте. Но, регулируя денежный ... регулирования может трактоваться как «система приведения в систему». В ряде научных работ отмечается, что «современная экономика превращается в экономику ...

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
  • государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
  • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий. [6, с. 40]

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — дохода потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. [14, с. 225]

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны. [12, с. 31]

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды — во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств. [17, с. 55]

2 стр., 877 слов

Шпаргалка: Шпаргалка по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит» | Страница ...

... 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ Экономическая категория «кредит» представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств ...

Для постижения сущности финансов необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений. Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их объединяет — лежащие в основе финансовых операций отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. [2, с. 28]

По характеру эти отношения — производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

1 Функции финансов в рыночной экономике

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. [2, с. 55]

Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Никто не отрицает, что финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один — валовый внутренний продукт.

Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. [14, с. 15]

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. [1, с. 31]

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • доходы предприятий сферы материального производства. [18, с. 5]

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения. [12, с. 71]

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).

3 стр., 1179 слов

Курсовая работа: Анализ финансовой отчетности как важнейший этап управленческих решений

... ее анализа. Цель работы - Анализ финансовой отчетности как важнейший этап управленческих решений. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: Рассмотреть финансовую отчетность как объект анализа, роль финансового анализа в принятии управленческих решений; Рассмотреть информационное обеспечение финансового анализа; Изучить возможные управленческие решения на основе анализа финансовой ...

Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой. [22, с. 88]

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

[21, с. 55]

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах. [23, с. 17]

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. [21, с. 3]

Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. [4, с. 55] Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

5 стр., 2022 слов

Реферат: Государственное финансовое регулирование экономики

... экономических форм государственного регулирования. Она функционировала, однако экономисты не спешили ставить государственное регулирование в "ранг" системы. Государственное финансовое регулирование экономики характеризуется ... бюджета. Ответ. В финансовой теории используется понятие "мультипликатор'їлл объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального ...

В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса.

Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. [14, с. 25]

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.

Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. [16, с. 5]

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств. [13, с.42]

Регулирующая функция — связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Рыночная экономика не только привела к усилению роли финансов в функционировании предприятий, она определила для них новое место в системе хозяйствования. [3, с. 55]

Назначением финансов является воздействие финансового механизма на улучшение деятельности хозяйственных субъектов. Хозяйственные субъекты несут полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Финансовая самостоятельность хозяйственных субъектов создает основу для эффективного управления финансовыми отношениями и ресурсами. [13,с.7]

2. Финансовые методы регулирования

финансовый рыночный экономика государственный

Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает процессы производства, прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей.

Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. [14, с. 55]

Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг. Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой).

7 стр., 3491 слов

Реферат: Экономика производства кормовых культур в полевых условиях

... продукции — увеличивается доля затрат на корма. Цель курсовой работы Углубить и расширить свои теоретические знания в экономике производства кормовых культур в полевых условиях. 2.РАЗДЕЛ ... обеспечить эффективное использование поголовья животных, повысить их продуктивность. Поэтому темпы развития кормовой базы должны опережать темпы роста поголовья. С ростом производства кормов в стране ...

Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. [21, с. 22]

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

— низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:

  • повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Это очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;
  • [18, с. 50]

оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля;

— достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. [15, с. 47]

Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов, выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. [6, с. 55]

Основными участниками финансовых отношений являются:

  • государство;
  • хозяйствующие субъекты;
  • население.

Структура формирования финансов Государственные финансы — это совокупность денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы.

4 стр., 1664 слов

Реферат: Место региональной экономики в системе экономических наук

... реальное положение региональных экономик, теоретическое обоснование происходящих явлений в условиях трансформирующегося российского общества. Региональная экономика – это новая дисциплина, недавно появившаяся в цикле социально-экономических и гуманитарных наук, изучаемых в высшей школе. Появление региональной экономики в учебных ...

Финансы предприятий — это система денежных потоков, возникающая при осуществлении процесса производства. Специфика деятельности предприятия проявляется в структуре и формах преобразования финансовых потоков.

Финансы населения — это личные денежные средства, полученные через оплату труда, доход с капитала, предпринимательскую частную деятельность. [5, с. 62]

Основные финансовые подсистемы находятся в тесной взаимосвязи. Частные хозяйства предоставляют предприятиям и государству рабочую силу, получая в ответ заработную плату и часть дохода. Эти денежные средства, в свою очередь, используются для покупки товара. Государство за счет изъятия части дохода у предприятий и населения предоставляет «общественный товар» (оборона, безопасность, защита окружающей среды, образование, социальное обеспечение), который имеет общегосударственное значение либо необходим для социальных групп населения. Взаимодействие предпринимателей и государства реализуется через три функции государственной деятельности. Во-первых, правовое обеспечение предпринимательства через разработку законов о допустимой деятельности в стране. Сними можно не соглашаться, их можно критиковать, но выполнять обязательно. Это своеобразные «правила игры». [2, с. 45]

Во-вторых, государство берет на себя полное или частичное поддержание некоторых обеспечивающих бизнес элементов, таких как оборона, охрана порядка, право, образование, транспорт и др.

В-третьих, государство осуществляет перераспределение части дохода предпринимателей. Основные признаки государственных финансов: денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов); субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями. В процессе этих отношений формируется государственный бюджет; регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством. [3, с. 65]

Основными целями государственного регулирования являются: предотвращение катастроф, бедствий и чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности населения; недопущение дестабилизации экономической ситуации; сохранение экологической обстановки; поддержка малообеспеченных слоев населения; поддержка занятости населения; стабилизация уровня цен; выравнивание баланса внешнеэкономических сделок; обеспечение деятельности экономической системы; защита демократии; охрана информации; обеспечение обороноспособности страны. Реализуется государственное управление через правовую базу, налоговую систему, перераспределение дохода и ресурсов. Эффективная финансовая система является основой нормально функционирующей экономики. [9, с. 60]

Потоки денежных средств, капиталов, ценных бумаг — это «кровеносная система» национальной экономики.

Основной функцией финансовой системы является выполнение операций по переводу финансовых сбережений отдельных лиц и компаний в капитал (основные и оборотные фонды), т.е. превращение накоплений в физические активы (капитал), которые используются другими компаниями для производства продукции и услуг.

Финансовая система обеспечивает инструмент и условия, с помощью которых лицо, имеющее денежные сбережения, может передать эти сбережения другому лицу, которое имеет производственные возможности и нуждается в финансах для использования или прироста. Перевод денег является основой процесса создания финансовых активов, которые можно рассматривать в качестве требований против будущих доходов и активов лица, которое выпустило актив (ценную бумагу).

[2, с. 155]точки зрения эмитента это требование является финансовым обязательством (долгом), поэтому каждый финансовый актив, приобретенный кем-либо, является финансовым обязательством для эмитента этого актива. Можно сказать, что финансовые активы являются основным продуктом финансового рынка.

Финансовые активы разделяют на три основных класса:

деньги,

депозитные сертификаты

акции.

Деньги выпускаются государством в виде бумажных банкнот и монет. Финансовые институты выпускают депозитные сертификаты до востребования и обязательства. В финансовой системе имеет место несколько видов обязательств, что является способами увеличения финансовых ресурсов для компаний. [6, с. 111]

Эмитент обязательства обещает заплатить кредитору обусловленную сумму денег через определенное время. Акции выпускаются действующими предприятиями (корпорациями).

Эмитент акций продает право на собственность корпорации. Владелец акции имеет право получить часть прибыли предприятия после выплаты долгов по обязательствам. Правильные финансовые решения являются залогом предпринимательского успеха. Это относится к корпорациям, малым предприятиям и отдельным физическим лицам.

Управление финансами реализуется через систему финансовых отношений между хозяйствующими субъектами. К ним относятся финансовые отношения по формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, бюджетных фондов, внебюджетных фондов, инвестиционных фондов, средств предпринимательских структур, организации учреждений. [21, с. 2]

Законодательство устанавливает правила предпринимательской деятельности, взаимоотношений производства, поставщиков и потребителей, товаров и услуг, функционирования денежной системы, отношений между менеджерами и рабочими.

Рыночная экономика предполагает наличие свободы хозяйственной деятельности, выбора профессии, договоров, объединений, конкуренции и частной собственности.

Конкуренция-это важнейший саморегулирующийся механизм в экономике, поэтому его обеспечение является одной из важнейших функций государства. Для этого создаются специальные правительственные комиссии по контролю за ценами, качеством, объемом товаров и услуг; выпускаются законы по антимонопольной и антитрестовской деятельности, честной конкуренции и правдивости рекламы, достоверности отчетной информации предприятий, стандартных договорных условиях. [14, с. 205]

Регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства происходит через:

тематические государственные программы:

  • систему дифференцированных налоговых ставок и льгот;
  • финансовую помощь в виде дотаций, субсидий, ссуд;
  • законодательное определение амортизационной политики;
  • условие использования земли и природных ресурсов;
  • антимонопольные меры;
  • приватизацию государственной собственности.

Государственная поддержка инвестиций предусматривает льготные ссуды при создании предприятия, льготное налогообложение дохода, участие в оплате отдельных расходов. Государство гарантирует защиту инвестиций на своей территории через свободу направлений вкладывания средств, возмещение инвестору всех убытков при отчуждении инвестированного имущества или ограничении его прав со стороны государственных органов и должностных лиц. [5, с. 35]

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений.

Связи основных подсистем финансовой системы непосредственно между хозяйствующими субъектами — производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

  • в сфере производства и обращения;
  • между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
  • в финансово — бюджетной сфере — между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);
  • в сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве: производителя и потребителя на рынке товаров и услуг; заемщика и инвестора на финансовом рынке; работодателя на рынке труда. Хозяйствующие субъекты финансов. В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка: Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования. Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов. [17, с. 30]

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой, прежде всего, по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. [4, с. 28]

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе. На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой, прежде всего, по степени государственного регулирования экономики.

Таким образом, сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Заключение

Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса и движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системо-образующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги. В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса;

  • Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др. Финансовую систему необходимо проектировать. При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Список использованной литературы

1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 с.

— Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. — М.: Финансы и статистика, 2004. 265c.

3. Бессонов В.А. Проблемы построения производственных функций в российской переходной экономике. — М.: ИЭПП., 2002. — С. 5-89. 4. Бессонов В.А. О точности сводных показателей экономической динамики в переходной экономике. — М.: «Экономика и математические методы»., 2002. -С. 113-127.

5. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. -М.:Юрайт,2010.-300с.

— Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2007 г.

— Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск 2010г,-83с.

— Дадашев А.З. Финансовая система России. — М.: ИНФРА-М, 2010.

9. Ионова А.Ф. Финансы — М.: ЮНИТИ, 2009.- 639с.

10. Кириченко В. Уточнение ориентиров экономических реформ//Экономист. — 2000. — №7

— Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. — М.: Финансы и статистика, 2010. 12. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учебник/ Н.Н. Селезнева

13. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2005. — 688 с.

14. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — 8-е изд., стер. — М.:КНОРУС, 2008. — 624 с.

15. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2009. — 367 с.

— Платонова Е. Экономические системы и их трансформация // МЭиМО. — 1998. — №7. — С.36

17. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций / Под. ред. Е.Т. Гайдара. — М.: Изд-во Ин-та экон. Проблемпереходногопериода1998.

— Финансы: учебник под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеев — Сбп: 2008 г.- 520с. 19. Финансы: учебник для вузов/ под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Юнити, 2009. — 320 с.

20. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-ого изд. — М.: Дело, 1999. — 864 с.

21. Экономика: Учебник/Под ред. Доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство БЕК, 1999 — 816 с.

22. Экономическая теория (политическая экономия).

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1997 г. — С.

23.<#»justify»>28.http://www.pskov.ru/novosti-интернет-ресурс