Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений

Курсовая работа

Следствием перехода к рыночной экономике практически во всех странах явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. С ликвидацией убыточных и малорентабельных предприятий и производств усилились дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы и ее нерегулируемое перераспределение между видами занятости, сферам и отраслям экономики.

Начавшийся процесс формирования биржи труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о бирже труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация биржи труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и др. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена и тем, что она связана с важнейшим аспектом экономической жизни. В данной связи особую значимость приобретает изучение и обобщение накопленного мировой и отечественной практикой опыта регулирования биржи труда с учетом возможности его использования в условиях российской экономики.

Целью исследования является экономический анализ функций, структуры и задач биржи труда.

Задачи курсовой работы:

  • провести анализ литературы по теме исследования;
  • проанализировать возникновение и развитие биржевого движения в мире;
  • рассмотреть различные подходы к понятию биржи труда;
  • выявить организационную структуру биржи труда;
  • выделить функции и преимущества в деятельности бирж труда;
  • рассмотреть права, финансовое обеспечение деятельности и организационное построение государственной биржи труда;
  • изучить и проанализировать основные показатели рынка труда;
  • проанализировать роль биржи труда в регулировании рыночных отношений.

Предметом исследования курсовой работы являются теоретические и практические проблемы становления биржи труда, занятости и использования трудовых ресурсов, а также вопросы регулирования биржи труда.

Теоретической и методологической основой курсовой работы явились работы ведущих представителей отечественной экономической мысли и зарубежных авторов по вопросам анализа особенностей функций, структуры и задач биржи труда, законы РФ, а также материалы периодической печати.

32 стр., 15701 слов

Рынок труда и занятость населения в Российской Федерации

... и уровень; определить теоретические и практические аспекты измерения занятости в экономике; проанализировать экономическую активность и занятость населения России; предложить мероприятия по совершенствованию государственной политики регулирования занятости населения; определить основные пути развития и совершенствования рынка труда. объектом исследования ...

Цели и задачи работы обусловили ее логику и структуру. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. В ведении обоснована актуальность выбранной темы, дана оценка современного состояния решаемой проблемы, степень ее разработанности в экономической литературе, поставлены цель и задачи работы. В основной части рассмотрены теоретические основы темы исследования. В заключении подведены итоги курсовой работы, сформулированы основные выводы, обобщены результаты исследования.

1. Возникновение и развитие биржевого движения в мире

биржа труд рынок безработица

БИРЖА ТРУДА — это организация, специализирующаяся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржа труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы биржи труда выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия безработными и за его утратой. Биржи труда могут иметь разные формы: бюро, конторы, общества и т. п. В зависимости от форм собственности выделяются следующие их основные виды: частные, функционирующие на коммерческой основе: филантропические, общественные и государственные. Биржи труда, кроме трудоустройства безработных, обычно оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий. В компетенцию бирж труда входит также профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройства инвалидов. Направления бирж труда не обязательны для предпринимателей, могущих отказать в приеме на работу.

С другой стороны, отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность бирж труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ. В дореволюционной России биржи труда существовали во всех губернских и во многих уездных городах до конца 1919 г., когда потребность в них отпала с введением всеобщей трудовой повинности. На смену им Наркоматом труда была создана сеть отделов учета и распределения рабочей силы. В период новой экономической политики биржи труда были восстановлены; их деятельность направлялась комитетами, состоявшими из представителей профессиональных союзов и хозяйственных органов на паритетных началах. Первоначально наем рабочей силы обязательно осуществлялся через биржи труда за некоторыми исключениями. Затем процедура трудоустройства претерпела изменения в направлении смягчения и упрощения условий найма. В 1925 г. деятельность бирж труда была реорганизована на основе государственного трудового посредничества, причем частные посреднические бюро были запрещены. К концу 1930 г. биржи труда прекратили свое существование. Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями и регионами страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания бирж труда с учетом современных требований. Их функции не могут ограничиваться регистрацией безработных и поисками для них рабочего места. Предстоит создать организационные, квалификационные и информационные структуры бирж труда. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности населения предусматривают такие меры, как создание специальных центров занятости, информационной системы учета вакантных рабочих мест, переподготовки и переобучения кадров, формирование единой системы социальной помощи незанятым трудоспособным гражданам и др. [13]

10 стр., 4623 слов

Вкр. Безносов. Оглавление Введение Глава Теоретические основы ...

... успешного функционирования предприятия в рыночных условиях. Актуальность и проблема нашей работы обуславливают выбор темы исследования: 5 организуется под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому организация труда всегда имеет ...

Если проследить вопрос о возникновении биржи в широком понимании, то сама биржа возникла в ХIII-ХV веках в Северной Италии, но широкое применение в деловом мире получила в ХVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С ХVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств [24].

Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.

Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых учреждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятельностью голландских бирж во время своего «стажерства» в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в России возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля реформатора предварила тот период, когда объективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве [1].

Первая биржа была учреждена еще в 1703 году, но объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года государь предписывал «приневолить» купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений.

Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.

Первая российская биржа была открыта в Санкт-Петербурге в 1724 году. Создание же Московской биржи связано с декретом Екатерины II «Об утверждении плана построения Гостиного двора с биржей при нем», подписанного императрицей в 1789 г. Однако практическая деятельность Московской биржи, расположенной на Ильинке, началась лишь после войны 1812 года. В числе первых российских бирж была Одесская, основанная в 1796 году.

Заметное развитие биржевого движения в России произошло в 30-40-х прошлого столетия, когда рост фабрично-заводских и кустарных предприятий стимулировал расширение торгово-рыночных отношений. В эти годы возникли биржи в Кремчуге, Рыбинске, Нижнем Новгороде и других торговых центрах России [16].

Основным же периодом утверждения биржевой деятельности в России были 60-70-е годы, что непосредственно было связано с всплеском экономического подъема в стране в связи с реформами 1861 года, когда биржи возникли практически во всех крупных городах России.

Вся деятельность биржевых учреждений регламентировалась положениями Устава. В нем строго определялась процедура, условия и правила заключения сделок, права и обязанности участников.

К 1917 году в России было зарегистрировано 115 торговых и универсальных бирж и соответствующее число биржевых комитетов.

5 стр., 2067 слов

Биржи труда как составной элемент инфраструктуры рынка труда ...

... «рынок труда» и «биржа труда»; 2) изучить инфраструктуру рынка труда и государственное регулирование занятости в России; 3) проанализировать деятельность и структуру Федеральной службы занятости; 4) подвергнуть анализу деятельность государственной службы занятости населения Пензенской области. В процессе работы над курсовой работой ...

После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена: они не вписывались в теорию и практику «военного коммунизма». Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые биржи труда в стране Советов возникли в конце 1924 года (Вятская, Нижегородская), четыре месяца 1925 года были периодом наиболее быстрого роста их числа [20].

Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов, возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные. Однако в некоторых случаях в зарождении участвовала частная деятельность (так, Воронежская биржа возникла как «Объединенная биржа государственных, кооперативных и общественных учреждений и организаций и частных предприятий»).

Поскольку юридическая природа советских бирж труда вызывала споры, разъяснениями комвнуторга от 18.01 и 17.02.23 года, биржи были признаны общественными организациями.

Как организации общественные, в частности, биржи труда пользовались относительной независимостью, устанавливая внутреннюю организацию и распорядок работы биржевых институтов — маклериата, котировальной, арбитражной комиссии и др.

Основным принципом организации биржи труда была выборность ее органов. Комвнуторгу сообщались данные о личном составе избранного биржевого комитета. В целом конкретные мероприятия деятельности бирж труда можно разбить на следующие группы: деятельность бирж как органа защиты интересов торговли на рынке труда; создание центрального рынка; выявление состояния рынка и цен; содействие развитию более высоких форм торговли трудовыми ресурсами [5].

В 1930 г. деятельность советской биржи прекратилась. Утверждавшаяся в стране тоталитарная командно-распределительная система не нуждалась более в механизме свободного рыночного регулирования. За плановыми основами народного хозяйства стояла железная регламентная принудительная система контролируемого производства и распределения, держащая в руках свободу и права человека, его материальные и духовные потребности.

Очередное возрождение бирж труда в наши дни диктуется жизненными требованиями возвратиться наконец к разумным методам хозяйствования, апробированным опытом истории человечества. Первой Мосгорисполкомом 19 мая 1990г. была зарегистрирована МБТ. Сегодня в России уже около 400 бирж различной специализации, в том числе биржи труда в наиболее крупных городах. В нашей стране самое большое количество бирж, но обороты их коммерческой деятельности самые малые. Однако среди действующих бирж много и крупных, с относительно большим торговым оборотом. В числе членов этих бирж крупные промышленные предприятия и зарубежные фирмы.

Сам факт вторичного возрождения биржи после ее ликвидации в 1930 г. — достаточное основание для утверждения, что оно идет от самой жизни как безотлагательное явление насущных экономических потребностей общества. Биржевая торговля трудовыми ресурсами — проверенная веками прогрессивная форма коммерческого посредничества. По этому пути идут все цивилизованные народы. Нет сомнения, что, преодолев все трудности и препятствия, и Россия не только практически реализует эту форму коммерческих отношений, но и сама включится в мировую систему биржевой торговли трудовыми ресурсами [10].

50 стр., 24790 слов

Охрана труда по Российскому трудовому праву

... трудового и других отраслей права – аспиранта ФГУ «ВНИИ» - охраны и экономики труда Е.В. Ильиной, научного сотрудника отдела научной политики охраны труда, аспиранта РГСУ Савосина А.В., аспиранта ФГУ «ВНИИ» - охраны и экономики труда ... тогда в России бирж труда 147-ю стали руководить профсоюзы. С 1918 г., Советская власть стала брать под свой контроль вопросы охраны труда и социальной защиты ...

2. Определение понятия биржи труда и взаимосвязь с понятием рынка труда

Биржа труда — это организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению трудовых соглашений; упорядочения торговли трудовыми ресурсами; регулирования торговых операций в сфере трудового найма и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах на рынке труда, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Предметом сделок на бирже труда является желание и профессиональная пригодность человека к работе и договоры на заключение трудовых соглашений [2].

Биржа труда, как правило, является некоммерческим предприятием. Получение большой прибыли — это не ее цель. С определенной долей условности биржи труда можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и посредническими фирмами для осуществления совместного проекта — организации регулируемого рынка трудовых ресурсов, обеспечивающего каждому из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.

Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы. Возможно создание биржи труда и как коммерческого предприятия акционерного типа. Но при этом организаторов — участников должно быть в значительной мере меньше, чем клиентов, пользующихся ее услугами. Тогда в интересах учредителей скажется прибыльной работа биржи за счет предоставления разного рода посреднических услуг.

Высшим органом управления биржи труда служит собрание акционеров. Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров [23].

Основные лица, действующие на бирже труда, — это специалисты по кадрам, представляющие участников трудовых соглашений и дающие рекомендации на заключение договоров от их лица. В этом случае специалисты по кадрам выступают в качестве агентов. Если же какая-либо организация производит операции по найму за собственный счет, на свой страх и риск, то она выступает в качестве принципала.

Говоря о бирже труда, следует ознакомиться с понятием рынок труда.

Рынок труда — это важный элемент рыночной экономики, сфера купли-продажи специфического товара — рабочей силы в соответствии со спросом и предложением. В развитых странах функции рынка труда выполняют биржи труда. В Российской Федерации проблемы занятости и трудоустройства населения решают Министерство труда, Федеральная служба занятости и ее региональные орган, информационно-консультационные центры и др. В связи с сокращением промышленного и строительного производства, начавшейся структурной перестройкой народного хозяйства, предложение рабочей силы в целом в 2-3 раза и более превышает спрос на нее.

Однако не следует упрощать и ограничивать рынок труда биржей труда и другими институтами по устройству. В связи со спецификой рынка труда, с высокой степенью его зарегулированности, торг начинается гораздо раньше на всех уровнях отношений найма. Во-первых, на уровне генеральных и отраслевых соглашений между профсоюзами промышленников и предпринимателей с участием производства. Во-вторых, на уровне предприятий, осуществляющих наем работников с участием или без участия профсоюзов. В-третьих, на уровне непосредственно рабочих мест, где осуществляется перезаключение соглашений по найму в связи с повышением квалификации, профессиональной переподготовки, продвижением по служебной лестнице. Поэтому биржа труда — важное инфраструктурное звено рынка труда, но всего лишь один из институтов системы отношений найма.

5 стр., 2016 слов

Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда» и социально-трудовые ...

... экономике достижение эффективной занятости населения выходит на первый план. Причем это часть общей проблемы обеспечения эффективности общественного производства. Критерием эффе Общей основой и предпосылкой образования резервной армии труда ... под организацией труда понимают «приведение трудовой деятельности в определенную систему, характеризующуюся внутренней упорядоченностью, согласованностью и ...

3. Принципы организации деятельности и задачи биржи труда

Организационная структура биржи труда носит более упрощенный характер, чем обычная товарная или фондовая биржа. Так, в частности, при организации биржи труда основополагающее влияние на ее структуру оказывает тесная связь работы биржи труда с потребностями государства и проводимой ею социально-экономической политикой. Биржи труда, пожалуй, наиболее тесно, чем остальные биржевые объединения, сливаются с государственными структурами, и нередко за внешней оболочкой, носят полные фактические признаки госучреждения. Биржа труда состоит из следующих управленческих звеньев [8]:

Общее собрание членов биржи — ревизионная комиссия — биржевой комитет — арбитражная комиссия котировальная комиссия — президиум биржевого комитета

Биржевой аппарат — Управляющий биржевым аппаратом

1 зам. управляющего

2 зам. управляющего

3 зам. управляющего

старший маклер

центр экономического анализа

информационный центр

АХО

маклериат

договорно.-правовой отдел с арбитражем

отдел организацииии и обеспечения

биржевой музей

транс.-тарифный. отдел

биржевое издательство

отдел совершенствования биржевой торговли

Конечно же, далеко не каждая биржа труда, за столь внешне громоздкой организационной структурой имеет реальное строительство в управлении, как показано в схеме выше. На практике, данная структура нередко сводится к управляющему биржей и 3-4 инспекторам, особенно в небольших городах или административных центрах [21].

Остановимся на основных задачах структурных подразделений биржевого аппарата в биржах труда, там где он имеет настоящее реальное место.

1. Центр экономического анализа осуществляет:

  • контроль за конъюнктурой на рынке труда;
  • подготовку конъюнктурных обзоров;
  • анализ социологических, экономических и других факторов, способных повлиять на конъюнктуру рынка;
  • конъюнктурные прогнозы;
  • бесплатные консультации по трудовым вопросам.

2. Договорно-правовой отдел с арбитражем осуществляет:

  • оформление договоров между партнерами по сделке;
  • юридическое оформление трудовых сделок, контролирует правильность их осуществление инспекторами кадров на местах;
  • контроль правомерности действий участников трудовых соглашений;
  • подготовку дел к рассмотрению их в арбитражной комиссии, в случае трудового спора.

3. Транспортно-тарифный консультационный отдел осуществляет:

  • организацию и обеспечение доставки трудовых соглашений и документации;
  • консультирование по вопросам, связанным с оформлением договоров;
  • подготовку предложений по эффективным способам реализации соцзаказов на необходимые трудовые ресурсы;
  • оформление расчетов за выполненные заказы.

4. Отдел совершенствования биржевой деятельности осуществляет:

17 стр., 8216 слов

Занятость населения

... занятости населения. Третья глава посвящена системам служб занятости населения, ... по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости). ... рынком труда. По определению Международной организации труда ... обоснований- экономика, работающая ...

  • анализ уровня развития и состояния дел на данной бирже;
  • поиск путей повышения эффективности и качества работы биржи;
  • разработка и внедрение нововведений, побуждающий биржевой аппарат к более активной деятельности;
  • изучение опыта организации аналогичной биржевой деятельности в стране и за рубежом.

5. Информационный центр обеспечивает:

  • получение, хранение и обработку всей циркулирующей информации;
  • оказание членам и посетителям биржи услуг по проведению необходимых расчетов, а также по информационному обслуживанию.

6. Отдел организации и обеспечения биржевой деятельности осуществляет:

  • содержание биржевого здания в надлежащем порядке;
  • обеспечение биржи коммерческой информацией;
  • обеспечение членов биржи необходимыми материалами и условиями для заключения договоров.

7. Административно-хозяйственный отдел осуществляет:

  • традиционные хозяйственные задачи;
  • решение задач, связанных с ведением бухгалтерских дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.

8. Инспекторы по трудоустройству обеспечивают:

  • осуществление запросов на трудовые соглашения в биржевом помещении;
  • предоставление сотрудников членам биржи для осуществления ими трудовых договоров в случае необходимости
  • оформление договоров по просьбе обеих сторон
  • контроль выполнения обеими сторонами договорных обязательств/

В своем развитии биржи труда прошли несколько ступеней от зыбкого рынка, где договора совершаются с долей случайности до современного рынка труда с современными каталогами и сотнями ежедневными посетителями [4].

Среди преимуществ, которые представляют биржевые контракты, можно выделить [19]:

1) улучшение планирования вопросов пропорционального решения кадровых вопросов;

2) выгода;

3) надежность;

4) конфиденциальность;

5) быстрота;

6) гибкость;

7) ликвидность;

8) возможность арбитража.

Биржа труда осуществляет следующие функции:

  • а) находит заинтересованные организации каждый месяц или каждый квартал, дающие заказы на те или другие вакантные места;
  • б) выполняет все количество заказов организации, которая делает кадровый запрос;
  • в) обращается к традиционным рынкам труда, воспользовавшись механизмом трудовой подготовки на необходимые в данной местности потребности.

Хотя трудовая биржа и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякий трудовой контракт.

Когда на бирже труда производится подписание какого-то трудового соглашения, то биржа получает от заказчика соответствующее обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетно-договорной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, так как имеет за собой негласный государственный надзор.

Принципы организации деятельности биржи труда:

Конфиденциальность. Еще одна важная черта в деятельности бирж труда — анонимность, если она желательна для продавца или покупателя. В таких случаях биржевые трудовые соглашения незаменимы [7].

42 стр., 20894 слов

Рынок труда и его особенности в современной России

... работы является раскрыть понятие рынка труда и его основные характеристики. Выявить особенности рынка труда в России, а также проанализировать его состояние в современных условиях. В соответствии с поставленной целью, необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и ...

Быстрота. Большинство бирж труда, особенно имеющих дело с широкими массами безработных, могут позволить быструю реализацию контрактов и трудовых соглашений без особого изменения условий найма. Благодаря этому подписание трудовых соглашений совершается очень быстро.

Гибкость. В деятельности трудовых бирж заложен колоссальный потенциал осуществлять с их помощью бесчисленное множество вариантов трудовых соглашений. Ведь и наниматель, и безработный имеют возможность широкого выбора по самым разным качествам и аспектам [3].

Возможность арбитражного вмешательства в спорах по трудовому договору. Благодаря гибкости рынка и точно определенных стандартов этих договоров, открываются широкие возможности. Они позволяют вести дела нанимающим организациям с необходимой гибкостью операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.

Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество трудовых контрактов, большинство из них носит решающий характер для организации, рискнувшей обратиться к помощи биржи.

Сегодня между крупнейшими биржами труда налажены информационные связи. Это способствует выравниванию возможностей в удовлетворении заказов и формированию единого мирового рынка [22].

Биржи труда дают возможность обсудить условия приема на работу с кадровыми службами сразу нескольких фирм, получить информацию о вакансиях из банков данных Государственной службы занятости и Молодежной биржи труда, проконсультироваться со специалистами по многим вопросам.

Организаторы бирж одну из своих задач видят в привлечении как можно большего числа представителей таких групп населения, которые особо нуждаются в социальной защите. Не секрет, что безработные — это люди, способные и желающие трудиться по найму, которые не могут найти себе работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. [11].

4. Государственные биржи труда и их функции

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создаются государственные биржи труда.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны — незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено [21].

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в государственную биржу труда. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная биржа труда является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются биржей труда бесплатно.

Функции биржи труда многообразны [3]:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся на биржу труда за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся на биржу труда трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через биржу труда.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах биржи труда или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% — высокую и 17% — низкую [21].

При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему бирж труда, должно стать «непрерывное образование». На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Биржа труда и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно — территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные биржи труда — рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Биржи труда городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии [17].

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в биржи труда. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам бирж труда.

Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной биржи труда значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения [3].

4.1 Организационное построение государственной биржи труда

Государственная биржа труда на уровне народного хозяйства в целом включает в себя административные, научные и финансовые учреждения.

В России проблемами занятости занимается образованный в составе Министерства труда и занятости РФ Отдел трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы [7]:

  • трудовых ресурсов и народонаселения
  • рынка труда и занятости
  • переобучения высвобождаемых работников
  • перераспределения трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы
  • обеспечение занятости молодежи

В структуру отдела входит Всероссийский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который осуществляет руководство краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Районные, городские биржи труда являются первичным звеном государственной службы занятости. Их деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

В каждой городской или районной бирже труда должны создаваться следующие отделы:

  • анализ рынка труда
  • трудоустройства
  • профконсультации
  • социальной помощи
  • организационно — административный

Такие отделы обусловлены функциями, выполняемыми биржами труда

В обязанности городской биржи труда входит [19]:

  • анализ состояния и прогноз развития рынка труда, подготовка соответствующими органами государственного управления региональных программ занятости и реализация данных программ
  • регистрация по сведениям предприятий свободных рабочих мест, вакантных должностей и учебных мест
  • создание автоматизированных банков о спросе и предложении рабочей силы, возможностях профессионального обучения и переподготовки
  • обеспечение населения полной оперативной информацией о возможностях трудоустройства и переобучения
  • учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства и оказание им помощи в подборе подходящей работы.

Работа государственной биржи труда может быть наиболее эффективна только при тесном сотрудничестве с другими экономическими структурами. Для успешного ее выполнения она наделяется определенными правами [5]:

1. Запрашивать от предприятий, учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест или вакантных должностей.

2. Направлять на предприятия обращающихся на биржи труда граждан для трудоустройства в соответствии с уровнем их квалификации и профессиональной подготовки при наличии там соответствующих рабочих мест.

3. Направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; такие работы могут стать важным фактором снижения социальной напряженности на рынке рабочей силы. В каждом районе должен быть определен перечень видов работ (благоустройство и уборка территории, коммунальные службы, работа на общественном транспорте, в домах престарелых, в библиотеках, музеях и архивах, в сельском хозяйстве в период уборки урожая и т.д.).

Это даст возможность в случае необходимости работой тех, кто не получил подходящее место работы в пределах срока, оговоренного законом для выплаты социальных компенсаций, а также тех, кто желает дожидаться работы по специальности в порядке очередности по мере освобождения рабочих мест.

4. Распоряжаться в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости.

5. Оплачивать за счет средств Государственного фонда содействия занятости стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу, а также устанавливать им на весь период обучения стипендии.

6. Выдавать в установленном порядке гражданам пособия по безработице, приостанавливать или отменять их выплату.

7. Разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направлять этих лиц для трудоустройства.

8. Заключать по доверенности предприятий от их имени договоры с гражданами об их трудоустройстве.

Предприятия и организации должны содействовать проведению государственной политики занятости, создавать условия для профессиональной подготовки работающих, способствовать их трудоустройству. Однако, в сегодняшних кризисных условиях предприятия в наибольшей степени заботятся о собственной выгоде.

Для смягчения социальной напряженности законодательство предусматривает право Советов народных депутатов по предложению ГБТ приостанавливать на срок до 6-ти месяцев решения предприятий о массовом высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства. При этом одновременно решается вопрос о частичной или полной компенсации потерь предприятий, вызванных этой отсрочкой [11].

Биржа труда должна координировать собственную деятельность на различных уровнях, согласовывать ее с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей, службы занятости и государственного управления. Главным результатом деятельности этих комитетов должно стать нахождение оптимальных путей решения конкретных проблем занятости соответствующей территории с учетом интересов работодателей и трудящихся различных категорий .

При органах государственной биржи труда любого уровня могут создаваться различные хозрасчетные организации, которые по ее заказам осуществляют функциональное и научно-методическое обеспечение биржи. Это могут быть такие учебные и информационные центры, консультационные и социально — реабилитационные пункты. В зависимости от ее уровня определяет состав и структуру этих организаций, исходя при этом из направлений конкретной работы, специфики региона в области использования трудовых ресурсов.

В составе ГБТ создается инспекция, осуществляющая контроль за выполнением государственными и общественными органами, предприятиями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость. Подразделения инспекции входят в состав БТ всех уровней — от Министерства труда и за Права государственной биржи труда

4.2 Финансовое и правовое обеспечение деятельности государственной биржи труда

Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости деятельности ГБТ создан Государственный фонд содействия занятости. Средства Фонда образуется за счет обязательных отчислений работодателей независимо от их форм собственности и хозяйствования, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов, средств республиканских и местных бюджетов. Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, а также и другие поступления. При этом, до 90% средств, формируемых на территориях, остается в распоряжении республиканского фонда, а 10% отчисляется в общероссийскую часть [16].

Государственный фонд содействия занятости должен формироваться как самостоятельная финансовая система.

Общее правовое регулирование деятельности бирж труда осуществляется Государством в лице Правительства РФ посредством осуществления политики в области занятости населения при помощи следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РФ от 19.04.1991. г. № 1032-1 «O занятости населения в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г.

№ 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»

-Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 1003 «Об установлении на 2008 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации»

-Постановление Правительства РФ от 02.07.2007 г. № 422 «О финансирование материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения»

-Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 г. № 798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»

-Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 г. № 62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485 «Об утверждении положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан»

-Постановление правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации »

  • Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации »

-Постановление От 31 марта 2009 г. N 111 » Об утверждении порядка и условий расходования субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета на реализацию дополнительных мероприятий. направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия »

Образец Справки о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице (стипендии), утвержденный приказом ГУ ЦЗН г. Улан-Удэ от 01.03.2007 г. № 27-б

5. Рынок труда и его основные показатели

5.1 Изучение цены, спроса и предложения на рынке труда

Рынок труда — это важный элемент рыночной экономики, сфера купли-продажи специфического товара — рабочей силы в соответствии со спросом и предложением.

Динамика заработной платы оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Зависимость последних от цены труда может быть выражена таким образом, что объектом спроса и предложения теперь выступает количество труда, которое зависит от его цены, заработной платы.

При прочих равных условиях чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число согласятся нанять работодатели (закон спроса).

И с другой стороны, чем выше предлагаема за выполнение определенного вида работа плата, тем большее число людей готовы заняться такого вида (закон предложения).

На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы — та заработная плата, при которой число людей, готовых заниматься определенной работой, и число имеющихся рабочих мест совпадает.

Следует отметить, что наряду с заработной платой на выбор места работы оказывают влияние и такие факторы, безопасность труда, его творческий характер, доброжелательная атмосфера, профессиональный рост, карьера.

ставка заработной платы

номинальную и реальную заработную плату.

Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям рынка совершенной конкуренции. Эти сложные функции получаются путем агрегирования функций предложения отдельных работников. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников определяется двумя показателями — реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (вспомним закон убывающей доходности).

Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

Иначе обстоит дело с предложением труда. Последнее также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому кривая предложения труда принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.

Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении предложение труда снижается.

Совокупное предложение труда в обществе, по мнению П. Самуэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями:

1) общей численностью населения;

2) той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей;

3) средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели, на протяжении года;

4) количеством, качеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.

Прежде чем объединить оба графика — спроса и предложения труда — остановимся еще на одном важном и интересном экономическом явлении, характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получивших название эффект замещения и эффект дохода. Эти категории цена, спрос и предложение действуют и на рынке труда.

Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложении труда определенной группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти.

Однако не будем торопиться с выводами — в игру вступают эффект замещения и эффект дохода.

Рис.№2 Кривая предложения труда

На рисунке №2 изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, отработать, которое при данной величине заработной платы согласна какая-либо категория трудящихся. От обычной кривой предложения труда эта кривая отличается своей конфигурацией. До точки 1 интересующая нас кривая показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы — она удаляется от оси координат. Однако, пройдя точку 1 кривая изменяет направление. Она сгибается и снова приближается к оси ординат, показывая на первый взгляд, парадоксальную ситуацию — уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платы, т.е. увеличение зарплаты до предельных размеров ((W/P)xl)ведет к росту предложения труда, которое после достижения максимального уровня (Ll) начинает сокращаться вследствие дальнейшего роста заработной платы, одна и та же причина — увеличение заработной платы приводит к росту и к сокращению предложения труда.

Поскольку при увеличении зарплаты каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее — отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой, соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Выше описанный процесс получил название эффекта замещения. На приведенном графике эффект замещения проявляется до точки 1, т.е. до начала движения кривой предложения труда влево. Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия.. Поэтому логичным является возникновение желания иметь больше свободного времени. А сделать это можно лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги,а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу

дополнительной работы. После прохождения кривой LS точки 1 эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков (в т.ч. за «свой счет»).

Вопрос о том, какой эффект (замещения или дохода)является более сильным при данном уровне заработной платы, не имеет точного ответа, поскольку определяется различной реакцией отдельных людей и групп людей на рост реальной заработной платы.

Рисунок №3 Совмещение кривых предложения и спроса