Экономическая интеграция

Курсовая работа

Кыргызско-Российский Славянский Университет

Кафедра Экономической Теории

/>

Курсовая работа по ЭкономическойТеории

Выполнил: ОкатьевКонстантин, Группа: МЭ-2-00, Проверил: Межерицкий В.П., г. Бишкек


2001



План:

Введение Стр.1-3 1) Экономическая интеграция. Определение, признаки, задачи. Срт.4-9 2) Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе Срт.10-15 3) Экономическая интеграция стран Европейского Союза. Срт.16-32 4) Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в переходный период. Срт.24-31 Заключение Срт.32-34 /> /> /> />
Введение

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью,которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкоемежгосударственное объединение, которое обладает своей организационнойструктурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокоеразделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами,рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила своеполитическое выражение еще в древних странах.

Идеиинтеграции и кооперации, создание единого экономического пространства,восстановление и развитие сотрудничества между странами — традиционнымипартнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Ибоинтеграционные процессы в экономике — это веление времени.
Восьмой год существования Содружества Независимых Государств (СНГ) напостсоветском пространстве наглядно свидетельствует о том, что новыепартнерские отношения складывались и складываются далеко не просто, весьмапротиворечиво и сопровождаются весьма низкой эффективностью. Распад СоветскогоСоюза произошел спонтанно и вопреки воле народов. Как следствие — обострениемежду странами многих противоречий и возникновение целого ряда конфликтныхситуаций. Все это негативно отразилось на экономическом положении всех страниз-за частичного или полного разрушения вертикальных и горизонтальныхинтеграционных экономических связей, разрушения финансово-экономического ипроизводственного пространства.

В мире сложилось несколькоинтеграционных объединений. В 1958 г. было создано Европейское экономическоесообщество (ЕЭС), которое превратилось в мощную экономическую группировку. Врамках Сообщества установлены льготы взаимной торговли, проводится общаяэкономическая политика, постоянно снимаются ограничения на передвижениетоваров, капиталов, рабочей силы. В развивающихся странах создаются своиинтеграционные объединения (Юго-восточная Азия, Латинская Америка, страныОПЭК).

4 стр., 1572 слов

Основные тенденции и проблемы развития экономических стран Еврозоны

... экономической консолидации и, как следствие, к ускоренному экономическому росту». Перспективы развития европейской валютной интеграции связанными с двумя аспектами: экономическими перспективами основных странах Европейского валютного союза и быстротой решения тех экономических проблем, ... переходу от плановой экономики к рыночной в некоторыхстранах Центральной и Восточной Европы, ЕС был расширен ...

Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странаминаходила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества иего развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение черезгегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольногообъединения государств на условиях равноправия, особенно после печальногоопыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер иоснователь пан европейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал ксозданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешноеутверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций вЖеневе, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своегогерманского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союзв рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние целиотступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европыдвигались по пути все более широкой интеграции.

Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение отдоминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европаопять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительнаятщетность национального вакуума.

Все мыявляемся свидетелями сложнейших социально-экономических процессов, происходящихв мире. В Западной Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии, некоторыхдругих регионах независимые государства стремятся объединиться в более тесные,интегрированные экономические сообщества. Как известно, с 1 ноября 199З г.двенадцать государств Европейского Сообщества (ЕС) устранили разделявшие ихтаможенные границы, обеспечили свободу передвижения и проживания своих гражданна всей территории ЕС.

СоединенныеШтаты Америки идут к созданию «Панамериканского общего рынка» за счетсоглашения о свободной торговле с Канадой и Мексикой, а в перспективе — и срядом других американских государств. Япония активно развивает кооперационные иторговые связи с государствами Юго-Восточной Азии, стремится установить болеетесные экономические отношенияс Австралией, Китаем и Южной Кореей.

На территорииже бывшего Союза ССР пока продолжаются процессы дезинтеграции и размежевания впрошлом единого экономического пространства. В экономике всех новых независимыхгосударств Содружества в связи с прекращением существования СССР как единогогосударства, попытками преобразований, нацеленных на создание многоукладнойэкономики и развитие рыночных отношений, набирают силу кризисные процессы.

Они охватилисферы производства и обращения, финансовую и денежную системы,внешнеэкономическую деятельность. Спад производства принял широкие масштабы,обусловленные разрушением единого экономического пространства, разрывомдесятилетиями складывавшихся производственных связей предприятий, отраслей ирегионов, являвшихся одним из факторов устойчивого функционирования народногохозяйства каждой бывшей республики.

8 стр., 3811 слов

Социально-экономические законы общественного развития как условия ...

... со средствами производства, определяемого уровнем развития производственных (экономических) отношений. Прокладывая себе дорогу стихийно и в то же время как объективная необходимость, данный закон определяет динамику разделения труда на ...

Республики стали суверенными, но при этом не могли не остатьсявзаимозависимыми государствами, причем степень их экономическойвзаимозависимости чрезвычайно велика. На протяжении большого историческогопериода они были частями единого хозяйственного пространства, развивались каквзаимодополняющие элементы целостного организма.

Экономическаяинтеграция. Определение, признаки, задачи.

Экономическое сотрудничество между людьми сталозакладываться примерно тысяч лет назад. Основу объединения национальныххозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Онопредставляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенныхвидов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначаласоседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства.

Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моряи океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействияотдаленных друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиямиприродного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинноевзаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма. Сложившиеся доэтого двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи начинают перерастатьво всемирную связь. В эпоху промышленного переворота возрастает взаимосвязьнациональных хозяйств, перерастание их в мировой рынок не столько на природном,сколько на человеческом факторе деятельности.

По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабовпроизводства, углубления специализации в самой промышленности стало невозможнымвыпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельныхстран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализациив самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных силобусловило тенденцию к углублению международного разделения труда.

Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств,исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками, опытом).

Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельностимежду двумя такими странами будет различие условий производства: в одной странеесть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современнаяпромышленность. Это относится и к предметам личного потребления.

Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства.Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы.Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже по сравнению савтомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами.Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской, прежде всего попричине дешевизны рабочей силы. Таких примеров можно приводить бессчетноеколичество. Чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полномобъеме у себя. Адам Смит подкрепил это положение простым примером: Вполневозможно, — писал он, произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будутпри этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его навино из Португалии. Давид Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип натрудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обестраны. Он считал также, что выгоду от специализации получают, в конечномсчете, все классы, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно — к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу.

3 стр., 1151 слов

«Налоговая система Украины и её особенности в других странах» (стр. 1 )

... налоговой системы как таковой, её особенностей в Украине и других странах. Основными задачами курсовой работы являются: Раскрытие основ и сущности налоговой системы и роли налогов, как основных её элементов; Рассмотрение налоговой системы Украины ... справедливым пожелания как всех граждан, так и хозяйственных кругов, направленные на снижение налогового бремени". И далее отмечает, что если удастся ...

Интеграция экономическая, форма интернационализации хозяйственной жизни,возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетениянациональных хозяйств и проведения согласованной межгосударственнойэкономической политики. Включает развитие производственной и научно-техническойкооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, созданиеразличных межгосударственных объединений политического и экономическогохарактера, региональных экономических группировок зон свободной торговли,таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАНи др.).

Экономическая интеграция — это процесс сближения и взаимопереплетенияэкономик нескольких стран с однородными социально-экономическими системами,нацеленный на создание единого хозяйственного организма.

Это осо­бый этап в про­цес­се ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции хо­зяй­ст­вен­нойжиз­ни, ко­то­рый ве­дет к соз­да­нию но­во­го ка­че­ст­ва — це­ло­ст­но­стиобо­соб­лен­но­го хо­зяй­ст­вен­но­го ком­плек­са не­сколь­ких го­су­дарств (од­но­род­ный,внут­рен­не сли­тый хо­зяй­ст­вен­ный ме­ха­низм).

Основными при­зна­ками ин­те­гра­ции являются:

Ø взаи­мо­про­ник­но­ве­ние ипе­ре­пле­те­ние на­цио­наль­ных про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов;

Ø на этой ос­но­ве про­ис­хо­дятглу­бо­кие струк­тур­ные из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке стран-уча­ст­ниц;

Ø не­об­хо­ди­мость и це­ле­на­прав­лен­ноере­гу­ли­ро­ва­ние ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; воз­ник­но­ве­ние меж­го­су­дар­ст­вен­ных (над­на­цио­наль­ных или над­го­су­дар­ст­вен­ных) струк­тур (ин­сти­ту­цио­наль­ныеструк­ту­ры).

Ус­ло­вия ин­те­гра­ции:


1.

раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра;


2.

на­ли­чие по­ли­ти­че­ских ре­ше­ний пра­ви­тель­ст­ва (соз­да­ниеус­ло­вий для ин­те­гра­ции — по­ли­ти­че­ская и эко­но­ми­че­ская ба­за);


Уров­ни ин­те­гра­ции:


1.

мак­ро­эко­но­ми­че­ский (го­су­дар­ст­вен­ный уро­вень);


2.

мик­ро­эко­но­ми­че­ский (меж­фир­мен­ный — ТНК).

Раз­ви­ваю­щие­ся стра­ны соз­да­ют ин­те­гра­ци­он­ные груп­пи­ров­кидля пре­одо­ле­ния про­блем ин­ду­ст­риа­ли­за­ции. Чис­ло груп­пи­ро­вок в раз­ви­ваю­щих­сястра­нах со­став­ля­ет при­бли­зи­тель­но от до 40. При­ме­ром мо­жет слу­житьМЕР­КО­СУР (1991 год — Асун­сь­он­ское со­гла­ше­ние) в со­став ко­то­ро­го вхо­дятАр­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Па­ра­гвай и Уруг­вай. Це­ля­ми груп­пи­ров­ки яв­ля­ют­ся- сни­же­ние бюд­жет­но­го де­фи­ци­та, пре­одо­ле­ние кри­зи­са.

Типы интеграции и признаки:

Тип ин­те­гра­ции, При­зна­ки

Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам — у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, ЕЭС.

22 стр., 10800 слов

Развивающиеся страны в мировом хозяйстве

... связано с проблемой отсталости развивающихся стран. В интернационализованном мировом хозяйстве продвижение каждой подсистемы и национальных экономик во многом зависит от состояния всех составных частей в целом. Развивающиеся страны прилагают усилия, чтобы вырваться ...

Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

Об­щий ры­нок

Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.

Эко­но­ми­че­ский со­юз

Воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.

Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

1. со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

2. ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

3. соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

4. фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

· об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

· на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

· еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

и т.д.

Эта сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ.

Пре­иму­ще­ст­ва:

1. Уве­ли­че­ние раз­ме­ров рын­ка — эф­фект от мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва(для стран с ма­лой ем­ко­стью на­цио­наль­но­го рын­ка), на этой ос­но­ве не­об­хо­ди­мостьоп­ре­де­ле­ния оп­ти­маль­но­го раз­ме­ра пред­при­ятия.

2. Воз­рас­та­ет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду стра­на­ми.

3. Обес­пе­че­ние луч­ших ус­ло­вий тор­гов­ли.

4. Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли па­рал­лель­но с улуч­ше­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры.

5. Рас­про­стра­не­ние пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.

От­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия:

1. Для бо­лее от­ста­лых стран это при­во­дит к от­то­ку ре­сур­сов (фак­то­ровпро­из­вод­ст­ва), идет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бо­лее силь­ных парт­не­ров.

2. Оли­го­поль­ный сго­вор ме­ж­ду ТНК стран-уча­ст­ниц, что при­во­дит кпо­вы­ше­нию цен.

3. Эф­фект по­терь от уве­ли­че­ния мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва при оченьсиль­ной кон­цен­тра­ции.

Проблемы экономическойинтеграции и их решение, на современном этапе.

Международноесообщество в любой сфере сотрудничества на основе двусторонних илимногосторонних соглашений представляет собой систему отношений (политических,экономических, военных и др.), обусловленную принципами единства интересовотдельного субъекта международных отношений и самой системы. К подобномумеждународному сообществу, как к системе середины 60-х годов, начали медленнопродвигаться две группы стран Европы, принадлежавших к различным политическимсистемам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. Первоначально эти две системы региональныхмеждународных объединений формировались, прежде всего, на основе «набора»элементов совместимости в области экономики и идеологии, наиболее общихинтересов развития и защитных барьеров.

18 стр., 8984 слов

Статья: Финансовые основы развития интеграционных процессов стран ...

... стран западноафриканского интеграционного комплекса; проанализировать принципы и механизмы формирования интеграционных процессов стран зоны ЗАЭВС; осуществить компаративный анализ макроэкономического регулирования интеграционных механизмов региональной конвергенции и интеграции зарубежных стран, в частности, стран Европейского экономического и валютного союза ...

Впроцессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего«успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время каксоциалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международноесообщество выиграло с его утратой.

Достигнутыеза последнее время определенные положительные политические, экономические и,как следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союзадают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности техмеханизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейскоесообщество. Нередко складывается иллюзорное представление о магической силеэтого западноевропейского союза и его возможностях для каждого, вступившего вэто объединение в надежде обеспечения высоких социальных стандартов истабильных гарантий процветания для своей страны. В то время как в странахЕвропейского Союза в 1992—1996 гг. валовой внутренний продукт рос на 1—2% вгод, в странах СНГ — уменьшался в среднем на 10% в год.

Анализпоказывает, что по уровню валового внутреннего продукта и валовогонационального продукта на душу населения Россия сопоставима с Уругваем, гдесоответствующие показатели составили 6070 и 3470 долл., Панамой — 5600 и 2470долл., Бразилией — 5240 и 2810 долл. соответственно, а в России 6140 и 2820долл. Другие страны бывшего СССР находятся далеко позади от показателей уровняВВП и ВНП на душу населения в России, хотя, в настоящее время экономикаКазахстана заметно выросла по сравнению с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.Общество этих стран сегодня оказалось за критической чертой национальнойбезопасности, которую в геополитическом плане можно охарактеризовать как«закритическую».

Так,например, по объему внутреннего валового продукта как основному показателю экономическогоразвития, Россия в раз уступает США, в 5 раз — Китаю, вдвое — Германии иИндии.[1]

Напу­ти ин­те­гра­ции раз­ви­ваю­щих­ся стран всего мира можно выделить четыреосновных пре­пят­ст­вия:

1. Ин­тег­ри­рую­щие­ся стра­ны сла­бо до­пол­ня­ют эко­но­ми­ки друг дру­га,что сдер­жи­ва­ет про­цесс ин­те­гра­ции; от­сю­да сле­ду­ет, что не­об­хо­ди­мыструк­тур­ные из­ме­не­ния;

2. Не раз­ви­та ин­фра­струк­ту­ра;

3. Раз­ли­чия уров­ней и по­тен­циа­лов раз­ви­тия;

4. По­ли­ти­че­ская не­ста­биль­ность.

Экономическаяинтеграция центрально-азиатских государств, в том числе в рамкахЦентрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), идет очень медленно.Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в странахЦентрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является «слабаявзаимодополняемость» экономик государств, ориентированных, в основном, наэкспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют между собой на внешнихрынках, что тормозит региональную торговлю. Нехватка капитала в центрально-азиатскихреспубликах не позволяет им также развивать активное сотрудничество вактуальной для них инвестиционной сфере.

10 стр., 4561 слов

Технико-экономического обоснования

... расчет норматива технологических потерь и утвердить в установленном законом порядке. 6. Выполнить расчет базового уровня операционных расходов Для проведения анализа экономической эффективности объединения ... активов, снижение расходов копании и потерь при транспортировке электроэнергии. В соответствии с требованиями законодательства в 2009 году были разработаны, утверждены в установленном ...

Нельзяи не сказать о том, что с момента развала Советского Союза, за сравнительнодлительный промежуток времени было подписано много документов, которыетеоретически способствуют развитию отношений между странами, развитию экономик.Но все подписанные документы на практике ничего не значат и как мы видиминтеграционные процессы протекают очень медленными темпами.


Например:Более чем сто договоров, подписанных между Украиной и Белоруссией, в том числете, которые были ратифицированы Верховной Радой, как сообщил спикер парламентаАлександр Ткаченко, оказывается, «не работают».


Другойсдерживающий фактор — проведение странами разной экономической стратегии. ЕслиКазахстан и Кыргызстан осуществляют политику ускоренных рыночных реформ, то вУзбекистане и, особенно, в Туркменистане до сих пор сохраняются многие элементыэкономики советского периода, что существенно затрудняет выработку «единыхправил» ведения взаимной торговли. В этой связи в ближайшие несколько летэкономическое сближение республик будет происходить в замедленном темпе. Однакоэтот процесс значительно ускорится после выхода стран региона из экономическогокризиса.

Внастоящее время индустрия многих стран СНГ работает лишь на 10% своихмощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на всемпостсоветском пространстве и решать их гораздо проще, объединив свои усилия врамках СНГ. И, по-видимому, не случайно, что в настоящее время идет поиск новыхпутей взаимоотношений.

Решитьпроблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы,для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономическойинтеграции, проблемы, также характерные тому или иному региону или стране, врезультате чего решаются все противоречия. Однако это не так, нужно создавать исоблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положениестраны, экономическое развитие и главное-желание к объединению в единыймеханизм.

Всентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государствподписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепциятрансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государствс учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание егоучастниками необходимости формирования общего экономического пространства,основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов;выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной,внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственнойдеятельности, создания благоприятных условий для развития прямыхпроизводственных связей.

Завосемь лет существования договора об экономическом союзе, и сотрудничестве,мало, что изменилось с момента его подписания. Хотя государства понимаютнеобходимость создания единого экономического пространства, они не могут,объединится из-за таких факторов как, единая налоговая и таможенная система,единая валюта, свободное перемещение капиталов, услуг и рабочей силы. Этивопросы должны решаться более серьезно. Хотя в настоящее время и есть идеиобъединения, они очень слабы, и порой, кажется, что государства просто хотят,насладится своей независимостью, тем самым тянут всю экономику на более низкийуровень.

11 стр., 5155 слов

Анализ социально-экономического развития Республики Калмыкия

... диагностика региона 3. Прогнозирование развития Республики Калмыкия 3.1 Прогноз природно-ресурсного потенциала 3.2 Экономический прогноз 3.3 Экологический прогноз ... В XIII веке ойраты вошли в состав государства Чингис-хана. После распада Великой Монгольской империи ойратские ... тысяч уроженцев Калмыкии были награждены орденами и медалями, 21 человек удостоены звания Героев Советского Союза. В ...

Можнопредположить, что государства просто еще не созрели для такого объединения, новсе же оно произойдет. Развитие экономического роста стран идет, хоть имедленными темпами. Различие в развитии стран уже сейчас видно «на лицо», такнекоторые страны вырываются вперед и начинают развиваться более быстрымитемпами по сравнению с другими странами. Так, например, Россия, Белоруссия,Казахстан уже сейчас поднимаются на более высокий уровень, чем Кыргызстан,Узбекистан и Туркменистан.

29марта 1996 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, КыргызскаяРеспублика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции вэкономической и гуманитарной областях.
Отмечая, что целью Договора является создание в перспективе Сообществаинтегрированных государств, стороны подтвердили свое участие в СодружествеНезависимых Государств и готовность осуществлять в его рамках интеграционныепроцессы.

Позднее,2 апреля 1996 года, Российская Федерация и Республика Беларусь, подтверждаясвое участие в СНГ и Договоре между Республикой Беларусь, РеспубликойКазахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, подписали Договор обобразовании Сообщества, глубоко интегрированного политически и экономически вцелях объединения материального и интеллектуального потенциалов своихгосударств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровняжизни народов и духовного развития личности.

Вфеврале 1999 года к Договору вышеназванных государств об углублении интеграциив экономической и гуманитарной областях от марта 1996 года и соглашениям оТаможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан.

Объективномы подошли к выводу, что предпосылками становления и развития международной экономическойинтеграции являются не только уровень и степень международной специализации иразделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства иформирования общего рынка реализации, единство границ и географическогоместорасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но идостаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятнаязаконодательно-нормативная база организационно-экономического оформлениямеждународного интеграционного объединения.

Историческипрактика интегрирования национальных экономик, капитала и внутренних рынковобъединяющихся государств развивается преимущественно на основе, прежде всего,усиления ведущих, наиболее сильных национальных монополий, банков, играющихрешающую роль в международных компаниях, других экономических и финансовыхобъединениях и представляющих интересы своих правительств. Отсюда именноправительства этих стран определяют стратегию экономического и политическогоинтеграционного объединения. Что касается западноевропейского интеграционногообъединения, то именно правительства США, Германии и Англии сегодня определяютне только стратегию экономического и политического развития Европы, но и еесудьбу.

Экономическая интеграция странЕвропейского Союза.


Рассматриваяэкономическую интеграцию, наиболее подходящим примером успешного объединения иразвития, пожалуй, следует назвать Европейское Сообщество (ЕС).

4 стр., 1570 слов

Государство как институт регулирования экономических отношений

... предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния института государства на экономику. 1. Государство как экономический субъект В любой экономической системе, в ...

Пройдядлительный исторический путь экономического сотрудничества, страны ЗападнойЕвропы вышли на новый рубеж. Они объединились в высшую форму совместногоэкономического сотрудничества — интеграцию своих экономик и рыночнойинфраструктуры в форме западноевропейского регионального Европейского Союза,регулируемого и контролируемого как государственными органами власти каждого изсубъектов этого сообщества, так и межгосударственными (наднациональными)органами управления на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений врамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве врамках Европарламента и других принципах интеграционного международногосотрудничества.

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) — объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономическойинтеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов.Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римскимдоговором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию,Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания иИрландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. В основеэкономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен,свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свободапредоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежныйоборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зонысвободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенныхпошлин, экспортных и импортных квот и другихвнешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единаятаможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС(так называемый «таможенный союз»).

Реализация указанных вышепринципов привела бы к созданию в рамках ЕЭС единого рынка товаров и услуг,рабочей силы и капитала. Однако на практике внутри ЕЭС существуют немаловажные противоречия. Главным из них является наличиеразличных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом вразвитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютнойсистемы. Хотя в этом случае наиболее очевидностремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимуювалютную политику. Конечно, валютная и налоговая политика — ключевые звеньясуверенитета каждой страны, поэтому именно здесь хорошо просматриваетсяпротиворечие между стремлением к объединению Европы и желанием отдельных странсохранить по возможности в большей мере собственный суверенитет. КромеЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейскоеобъединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названиемЕвропейские сообщества (ЕС).

Существует ряд наднациональных органов, которыеосуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров(законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган);Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии иутверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган);Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС);Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которогонасчитывается министров иностранных дел и один член Комиссии Европейскихсообществ).

Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлениистран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. Внастоящее время в состав Европейского Сообщества входят стран.

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени ихжелания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы кпоявлению идеи Европы «концентрических кругов»и Европы с “изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся.Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос оприсоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было приняторешение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ,которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнитьсоответствующие требования.

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- ивосточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияниев этих странах и активно осваивающая их рынки. Обосновывая свою позицию, онааргументирует ее жизненной необходимостью распространения на этот регион зоныстабильности, существующей в Западной Европе. О том же говорят и выводы группыученых из ряда европейских стран, которые анализировали происходящие вВосточной Европе преобразования. Эксперты из семи научных институтов, в томчисле из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, чтонестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять вЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, крометого, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемыйугрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновенияэтнических и идеологических конфликтов.

Этаточка зрения широко распространена и в немецких средствах массовой информации.«Поэтапная интеграция в западное экономическое сообщество» и,наконец, членство проводящих реформы стран Восточной, Центральной иЮго-Восточной Европы представляет собой единственную возможность создания тамнадежного уклада рыночной экономики и демократии».

Многиеевропейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширениясвоих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса иустановления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой нетолько непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутрисамого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенноважно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает даватьсбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕСзакрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговлицентрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи сэтим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, ЦентральнаяЕвропа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начатыв качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных программявляетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различныхрегионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны сприлегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов,привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройкупромышленности

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до дней,можно повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.


Платежный союз в СНГ учитываются элементы ЕВС.

Расширение ЕС на восток, безусловно, затронет интересы России, ипоследствия могут быть для нее весьма неоднозначными, особенно в переходный период. Оно будет еще больше способствовать переориентации экономики ЦВЕ на рынке ЕС и сделает восточно- ицентрально-европейские рынки недоступными для российских товаров, несмотря науже подписанные торговые соглашения между Россией и ЕС. Это усугубит нашиэкономические трудности, поскольку большая часть промышленной продукции бывшегоСоветского Союза шла именно в эти страны, в результате Россия лишитсявозможности получения средств, необходимых для технологического переоснащения предприятий.

Не менее серьезной проблемой для России может стать расширение ЕС навосток и в политическом плане. Присоединение стран Центральной и ВосточнойЕвропы к общей внешней политике и политике безопасности ЕС, как этопредусматривается в дальнейшем, лишит Россию свободы дипломатического маневрапри решении сложных международных ситуаций, в которых могут быть затронуты еенациональные интересы.

Выработка решений науровне ЕС происходит по сути дела келейно и выведена из-под контроляобщественности входящих в него государств. А поскольку решения принимаютсясовместно всеми правительствами, в конечном счете, никто не несетответственности за нерациональное расходование миллиардов из бюджета ЕС, за егоплохо организованную администрацию, за неудачно сформулированные законы. Многиеевропейцы утверждают, что подобная система все глубже ввергает Европу внедееспособность.

Создаваемая в ЕС интегрированная система управления оказываетсянесостоятельной всякий раз, когда правительства стран-участниц не могут прийтик согласию в отношении принципиальных целей. В настоящее время в ЕС все еще действуетсистема принятия решений, разработанная для первоначальных шести членов леттому назад. Самым простым решением, считают некоторые, было бы создание гибкойфедерации, которая имела бы юрисдикцию в ряде точно определенных областей.

Однако сама идея федерации открыто отвергается Великобританиейи некоторыми другими государствами; Вопрос о том,какие области политики должны быть под общим контролем, вызывают еще большиеспоры. Некоторые страны придерживаются минимального подхода, другие, особенномалые, как Нидерланды и Люксембург, предпочитают иметь европейскоеправительство, в компетенции которого находились бы все сферы жизниевропейского общества.


  • принципы голосования

Очень важен вопрос о принципах голосования в ЕС. Союз сейчас практическиотошел от принципа единогласия и все больше оперирует по системе большинства.Однако это приводит к тому, что между «большими» и «малыми»странами ЕС возникает недоверие. В Европе «12-й»пять крупных государств обладали 48-ю голосами в Европейском совете (по 10уГермании, Франции, Италии и Великобритании и 8-у Испании), а 7 малых государстврасполагали 28-юголосами. Квалифицированное большинство, которое требуется довольно часто, составляло голоса из76.

Оппозиции двух крупных государств было недостаточно, чтобы провалитькакой-нибудь план, так как для этого требовалось голоса ( так называемое «блокирующееменьшинство»).

Зато малые государства,объединившись, могли поставить пяти крупным арифметический заслон. Послеувеличения числа членов ЕС до 15, а голосов в Совете — до 87, дробность ещебольше возросла. Следовательно, усложнилась и

процедура принятия решений, которая сегодня, к тому же, представляет ещеправо вето на важные решения любому члену ЕС.

Дальнейшее расширение ЕС без кардинальных изменений в его структуре можетпривести к хаосу внутри Союза и, в конечном счете, блокировать деятельностьинтеграционного объединения.

В результате государства-члены ЕС приходят к пониманию того, что системаруководства в ЕС должна быть серьезным образом пересмотрена идемократизирована, чтобы эта организация не стала неуправляемой в условиях,когда число ее участников может достаточно быстро удвоиться.

Еще в январе 1992г. депутат Европарламента отГермании социал-демократ Клаус Хенш предъявилдоклад о стратеги Европейского Союза при его расширении. Поддержанный большинством парламентариев, он подчеркнул, что вопрос об увеличении числачленов не следует рассматривать без институциональных изменений, в частности,без нового определения квалифицированного большинства в Европейском совете илибез укрепления политической роли КЕС.


институционные изменения

В июне 1994г. на встрече глав государств ЕС на Корфубыло решено создать рабочую группу, которая должна подготовить предложения длямежправительственной конференции по пересмотру Маасрихстскогодоговора, назначенной на лето 1996 г. Эта группа начала свою работу 2 июня1995г. В состав ее вошли личные представители министров иностранных дел ипредседателя КЕС, а также два члена Европарламента.

Французские представители выдвинули в свое время предложения о путяхпроведения реформы институтовЕС. Она заключалась в том, что назначенная на 1996 г. межправительственнаяконференция должна изменить их революционным путем. Прежде всего, речь шла отом, чтобы четко разграничить компетенцию различных органов власти Союза. Какизвестно, Европейский Союз, собирающийся на уровне министров, не толькоконтролирует Европейскую комиссию и координирует политические решения, но в сотрудничестве с Европарламентом исполняет изаконодательные функции. Если эта роль Совета будет сохранена, то, считаютфранцузы, соответствующую процедуру следует сделать гласной и подключить кдискуссии парламентариев.

Однако, по-видимому,даже серьезные институциональные проблемы, возникшие внутри ЕС, не вызовуттаких споров, какие возникают сейчас вокруг вопроса о строении Европейскогосоюза после 1996 г. Речь идет о том, что члены ЕС находятся на разных уровняхэкономического развития. Среди них есть и богатые, и бедные, и страны сосреднем уровнем развития. Далеко не все из них смогут соответствовать уровнюпоставленных в Маастрихтских соглашениях задач. Уже сейчас ясно, что через двагода большинство стран ЕС не смогут отвечатькритериям, позволяющим создать единую валюту. Имбудут, вероятно, соответствовать только Австрия, Германия, Люксембург и,возможно, Франция. Присоединение же стран ЦВЕсильно затормозит процесс интеграции в целом. В связи с этим среди участниковЕС стали постепенно созревать идеи создания «гибкой» интеграционнойсистемы.

Известный французский политолог Бернар Кассен предположил, что внутри ЕС или за его пределамиследует создать менее крупные, но сплоченные единицы. Для начала, считает он,эти территории объединились бы, следуя принципу «изменяемости геометрии»,в своего рода конфедерацию. А когда они придут к выводу, что составляет единоецелое, — вот тогда-то и возникнет настоящий европейский союз.

Тенденции развитияэкономической интеграции стран СНГ в переходный период., Содружества Независимых Государств(СНГ)

21декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кромеприбалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, вкотором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения,Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, РеспубликаМолдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, РеспубликаУзбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество НезависимыхГосударств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию,подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству вразличных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантиивыполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество НезависимыхГосударств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22января 1993 года.

СодружествоНезависимых Государств не является государством и не обладает наднациональнымиполномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества НезависимыхГосударств подписали Договор о создании Экономического союза, в которомзаложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамкахСодружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основеДоговора лежит понимание его участниками необходимости формирования общегоэкономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров,услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной,налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методоврегулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий дляразвития прямых производственных связей.

Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ, в настоящеевремя кажутся очень перспективными, но в тоже время процессы интеграциипротекают очень медленно. Идею создания единого экономическогопространства предложил и прилагает активные усилия для ее реализации ПрезидентКазахстана Нурсултан Назарбаев. Премьер Казахстана отметил, что в рамках СНГЦентральноазиатский союз является наиболее продвинутым в плане экономическойинтеграции.

Назаседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили программу первоочередныхдействий по формированию единого экономического пространства, в которойоговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортныхтарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.

Акмола,Ташкент и Бишкек приняли документ о создании международных консорциумов. Г-нСултанов отметил, что это решение является первым важным шагом в реализацииидеи Президентов трех стран о такой форме экономического сотрудничества.

Первымсоздан водно-энергетический консорциум. Необходимость его объясняетсярациональным использованием водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинскогокаскада и Токтогульской ГЭС. Энергетический комплекс, обеспечивающий Киргизиюдополнительным объемом электроэнергии зимой, производит в холодное время годаиз Токтогульского водохранилища сброс воды, которая затопляет пахотные землиКазахстана и Узбекистана. В то же время подача воды ограничивается в периодпосевных работ, так как в это время в Киргизии отсутствует необходимостьполучения дополнительной электроэнергии.

Всвязи с этим стороны договорились о том, что избыток электроэнергии,вырабатываемой на Токтогульской ГЭС в летний период в объеме 2 млрд. 200 млн.кВт/ч, Акмола и Ташкент будут закупать у Бишкека. Взамен Казахстан обязуетсяпоставлять в Киргизию на Бишкекскую ТЭЦ зимой 560 тыс.тонн карагандинского угляи обеспечивать эту республику электроэнергией в объеме 250 млн. кВт/час.

Также,разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в областинефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса

Тенденцииразвития экономической интеграции СНГ также перспективны из-за того, что страныСНГ простираются на часовых поясов, они занимают без малого шестую частьобитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс.кв.км, чтопочти в 7 раз превышает площадь всех государств Европейского Союза. Чтобыпересечь территорию СНГ с севера на юг, надо проехать около 5 тысяч километров,а с запада на восток — почти вдвое больше. Страны СНГ обладают большой сырьевойбазой, так по оценкам экспертов, на страны Содружества приходится болеечетверти разведанных мировых запасов природных ресурсов и % мировогопромышленного потенциала. А производят они при таком богатстве по различнымрасчетам всего от 2 до 3 % мирового ВВП. Это примерно в 5 раз меньше, чемсоздается государствами Европейского Союза.[2]

Наначало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, или 4,8 процентавсего населения Земли. В странах ЕС — 375 млн. человек, что составляет примерно7 процентов жителей планеты. Если пристально вглядеться в “групповой портрет”населения СНГ, то нетрудно заметить, что его формируют, в основном, жители пятигосударств — России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.),Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.).

На остальные семь стран — Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан — припадает чуть более миллионов человек. Это говорит о том, что Содружествообладает достаточным количеством рабочей силы, для развития производственной исельскохозяйственной сфер.

Вначале 2000 года общее число безработных в странах СНГ оценивалось в 14миллионов человек, а на каждую вакансию в среднем по Содружеству претендовал 41безработный из числа официально зарегистрированных, хотя разбежка погосударствам весьма существенна — от 245 в Армении до 1,5 человека вУзбекистане. К этому следует добавить значительное число работников, которыезаняты в режиме неполного рабочего дня или находятся в отпусках по инициативеадминистрации. В Беларуси, например, по итогам 1999 года таких было 8 процентовот общего количества тружеников крупных и средних предприятий, в Киргизии — более %, в Молдове — около %, в России — почти % и Украине — свыше 30процентов.

Таквот, страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн.тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи, хотяпотребляют на собственные нужды чуть больше половины. Газа в СНГ добываетсяпочти треть от мировых объемов, используется — 23%, угля поднимается “на гора”500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружествапроизводят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% — первичного алюминия, около30% — никеля, свыше 10% — меди, более 11% — минеральных удобрений, выплавляютбез малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мировогостального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, ав исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит отом что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должноймере.

Словом,государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным инаучно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциальновозможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, адостигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов.Разумное использование всего комплекса благоприятных условий и возможностейоткрывает перед странами Содружества реальные перспективы успешного преодоленияизрядно затянувшегося кризиса, повышения их удельного веса и влияния наразвитие мировой хозяйственной системы

Ксожалению, не были использованы благоприятные возможности и открывавшиесяширокие перспективы в рамках СНГ, основанные на уже достигнутыхдоговоренностях. В итоге многие проблемы в государствах остались нерешенными. Вобщественном сознании закрепилось мнение о низкой эффективности интеграции, овесьма малой отдаче от взаимосвязей стран СНГ.

Вкачестве аргумента часто используется миф о тысячах торжественно подписанных,но не востребованных документов, так и оставшихся простыми декларациями онамерениях. Да, за годы существования СНГ принято более тысячи правовых актов.Речь идет о документах, подписанных президентами либо премьерами, а не обо всехзафиксированных договоренностях, которыми, как правило, завершаются заседанияразличных советов, комитетов или комиссий. Кстати, на недавнем Минском саммитеглавы государств и главы правительств по результатам инвентаризации призналипрекратившими действие 358 международных договоров, соглашений и решений. Этидокументы либо выполнили свою функцию, либо на смену им пришли новыедоговоренности. Правовая база Содружества сократилась, таким образом, более чемна треть.

Вспомнимс чего начинали все авторитетные межгосударственные сообщества, будь тоЕвропейский союз или АСЕАН? Вошедшие в них страны в первую очередь позаботилисьо создании прочного правового фундамента, на который опирается сейчас их тесноевзаимовыгодное сотрудничество. Правда, на эту непростую работу им понадобилисьдесятки лет. И когда упрекают Содружество, что за 9 лет сделано не так много,как хотелось бы, есть, видимо, резон напомнить биографию нынешнего ЕС. Начиналиего участники экономическую интеграцию с создания трех отраслевых сообществ, начто пришлось потратить лет. Затем они долго и настойчиво шли к общему рынку,а сейчас продолжают формирование общего экономического пространства. Толькочерез лет они смогли договориться о согласованных шагах во внешней политикеи в сфере безопасности, спустя лет ввели безвизовый режим и через полвека неочень активно пытаются обзавестись общей валютой.

Серьезнымдостижением объединенной Европы явилось создание единого наднациональногооргана, каким стала Комиссия европейского сообщества. Но случилось это надвадцатом году существования Союза. У СНГ такого резерва времени нет, потомуоно вынуждено иногда спешить и принимать документы, для реализации которыхблагоприятные условия пока явно не созрели.

Ксожалению, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюсяв наследство от бывшего СССР, молодые суверены не воспользовались дарованным имобщим наследием, а скорее наоборот, постарались законодательно закрепитьсущественные различия в экономической политике. Переход к рынку ониосуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, чтоотнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Болеетого, в ходе реформ экономическое пространство Содружества было разделено начасти. Образовались 4 региональных объединения: Союзное государство Беларуси иРоссии, Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,РФ и Таджикистан), Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан,Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,Азербайджан и Молдова).

Их роль и значение можно оценивать по-разному: с однойстороны, как снижение уровня согласованности в рамках СНГ, с другой, как поискновых, более тесных форм интеграции между странами. При этом нельзя неучитывать и того факта, что за постсоветских лет сложилась новаяполитическая и социально-экономическая реальность. Как было сказано выше,проведенные в бывших советских республиках преобразования утвердили ихнациональную государственность. Итогом либерализации экономики, внедрения вовсе сферы хозяйственной жизни новых институтов обозначились базисные контурырыночного хозяйства, усилились тенденции к оживлению производства ипостепенному экономическому росту.

РостВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются важнымитенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственноэкономической интеграции стран Содружества. Так, например, за десять месяцев2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос вбольшинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на10,5 %, в Армении и Кыргызстане — на 4, в Беларуси и Украине — на 5 %, вТаджикистане — на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутогоуровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса — Казахстан — 15,3 % и Молдова — 2,3 %).

В Украине этот показатель равен 11,9 %,в Таджикистане — 10,4 %, в России — 9,8 %, в Беларуси — 8,6 %, в Кыргызстане — 7,9 %, в Азербайджане — 6,3 %, в Грузии — 6,2 %. Правда, высокий уровень этих инекоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общийобъем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за млрд.долларов, что на % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч.экспорта на %, импорта — на %. Случился этот стремительный прирост вомногом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. ВБеларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане — на %, в Таджикистане иКазахстане — на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где роствыразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.

2-9апреля 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острыепроблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) «Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности итранзит в СНГ»

2) Заседание Правления Лизинговой Конфедерации «СНГ ЛИЗИНГ»

3) Заседание Межгосударственного валютного комитета

4) Совещание с представителями Министерства промышленности и наукиРоссийской Федерации по обсуждению направлений совместной работы по развитиюсотрудничества в легкой промышленности и потребительском рынке СНГ

5) Международный семинар (конференция) по экономическим вопросам сповесткой дня: «Проблемы инвестиций и пути повышения конкурентоспособностипродукции товаропроизводителей Беларуси, России и других стран СНГ»

Заключение

Как показывает жизнь, формирование механизмовевропейского регулирования — долгосрочный и постоянный процесс, который нетолько не окончился заключением Соглашения по Европейскому Союзу, но обрелновую силу. Методы такого регулирования довольно неоднородны, так как должныохватывать все сферы жизни стран Евросоюза, но, тем не менее, ориентировано наодну цель — единую Европу. Европейское регулирование включает какэкономические, политические, так и социальные методы, но все они призваныобеспечить максимальную эффективность всех начатых процессов в Евросоюзе.

Однако регулированиенельзя рассматривать исключительно как процесс контроля и координациикаких-либо действий или решений. Другими словами, успех регулирования зависитне только от официальных органов, законодательных актов, программ илинаправлений, которые его осуществляют. Большое значение имеет фактор поддержкитаких действий со стороны граждан, которые для этого должны не только пониматьпроисходящие процессы и одобрять их, но также активно участвовать.

Воснове природы международной экономической интеграции всегда лежали процессымеждународной специализации труда и производства. Но одно дело — практикаразделения труда и специализация внутри страны, регулируемые системой государственнойвнутренней экономической политики (налоги, таможенные пошлины, государственныйзаказ, цены и др. меры).

И другое дело — относительно стихийное развитиемеждународного разделения труда в рамках международного экономическогосотрудничества, где властвуют сегодня законы не социальной целесообразности илитехнологической необходимости, но, прежде всего — законы силы (любой формы еепроявления), с позиции которой и «планируется» перспектива интегрированности вмировую систему. Именно такая политика (с позиции сильного) сегодня ипроводится ЕС и США по отношению к России. Отсюда важно выяснить: что являетсясовременной изначальной предпосылкой международной экономической интеграции:международное разделение труда (специализация производства) или политические(экономические) интересы соответствующих групп стран? Нам представляется, чтопоследнее является более приоритетным для сильных стран с целью поддержаниявысокого уровня своей социально-экономической стабильности,конкурентоспособности и насыщенности рынка соответствующего региона мира.

Вместес тем объективный процесс организации и развития новых производств (например,космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубокопод землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научныеисследования, опытно-конструкторские разработки и т.д. (например, строительствомеждународной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия),строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) идр.).

Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность иконструктивность международного сотрудничества

Важноподчеркнуть, что взаимодействие стран СНГ в борьбе с преступностью ипроявлениями экстремизма осуществляется на основе принципов уважениясуверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национальногозаконодательства, норм и принципов международного права, укрепления довериямежду компетентными органами стран Содружества, приоритета защиты прав и свободчеловека, равноправия сторон. Эти принципы, их соблюдение служат гарантиейдальнейшего улучшения взаимопонимания, укрепления доверия при взаимодействии врешении общих задач.

Естественно,что нет единого критерия оценки СНГ у аналитиков и простых жителей, бывшихсоветских республик. Но они сходятся в главном – мир неделим. Рано или поздностраны СНГ вольются в международное сообщество, пройдя непростой путь обретенийи потерь.

Европашла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зонасвободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировыеинтеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, онивынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагомпродвигаться к общим геостратегическим ориентирам.

Такоговремени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового тысячелетия, перед лицомнового исторического вызова они получили уникальную возможность обретениясвоего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых вместе лет,взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемымрешениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любойиной путь — это возвращение в прошлое, это путь в никуда