Экономическая преступность, как угроза экономической безопасности РФ

Курсовая работа
Содержание скрыть

Коррупция является одной из наиболее важных проблем, которые необходимо решить на пути к полноценному, безопасному и процветающему государству. Эффективная борьба с коррупцией (особенно в высших эшелонах власти) может не только обеспечить наиболее адекватные расходы бюджета и, соответственно, его финансовую стабильность, но и укрепить доверие между государственными органами и гражданами государства; стабилизировать внутриполитическую ситуацию; стимулировать граждан выполнять трудовую деятельность в соответствии с законом, выходить из теневого сектора; и многое другое.

Для Российской Федерации актуальность разрушительного воздействия коррупции на государственную безопасность трудно переоценить. Например, в 2016 году ущерб — от выявленных коррупционных преступлений — составил 43 миллиарда рублей. Что, конечно, негативно сказывается на общем уровне жизни в стране. Следует иметь в виду, что реальная картина выглядит гораздо хуже, поскольку процент нераскрытых коррупционных преступлений в несколько раз превышает выявленный, соответственно, реальный ущерб, который коррупция наносит Российской Федерации, можно только догадываться.

Согласно данным опросов Левада-Центра, 32% респондентов (по состоянию на 2016 год) считают, что коррупция полностью и полностью («сверху вниз») парализовала государственные органы в Российской Федерации. В то же время, согласно результатам тех же опросов, 20% опрошенных считают «приемлемым» решение проблем домохозяйств с помощью взяток.

Коррупция в России угрожает национальной безопасности. Это создает препятствия для крупномасштабных социально-экономических преобразований, сдерживает экономический рост, увеличивает теневой сектор, подрывает международный авторитет, усиливает недоверие граждан к государственным органам, способствует деградации основных моральных ценностей и ухудшает общий уровень жизни в стране. страна. Фактически, коррупция (в должном масштабе) способна полностью разрушить все конституционные принципы и выровнять влияние любой правовой системы, поскольку коррумпированное правительство не будет заинтересовано в их соблюдении, а только в обогащении.

Необходимо также учитывать, что коррупция как противоправное деяние пересекается с другими видами социально опасных явлений, прежде всего с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом. Исходя из этого, становится очевидным, что коррупция не должна восприниматься как самостоятельное явление, выражаемое только фактом подкупа (взятки) отдельного должностного лица, а как совокупность различных факторов, развитой системы, которая угрожает как национальной, так и экономической безопасность государства.

13 стр., 6031 слов

Экономическая безопасность

... за обеспечение экономической безопасности в области интеллектуальной собственности. Значительный объем работы сосредоточен в структурах Правительства Российской Федерации. Головной структурой, которая отвечает за политику в области экономической безопасности, является Министерство экономического развития и ...

Коррупция как общественно опасное явление дискредитирует сложившуюся институциональную систему государства, а также дестабилизирует экономическую и социальную сферы. Тем не менее следует иметь в виду, что, поскольку коррупция является системным явлением, «почва» для ее возникновения имеет схожий системный характер: неразвитость законодательства, неэффективность управления и отсутствие сильных демократических ценностей. Все это создает коррупцию и укрепляет ее. Таким образом, можно выявить, что коррупция пронизывает практически все сферы общественной жизни, значительно затрагивая интересы национальной безопасности государства.

Объектом исследования данной работы являются разрушительные факторы экономической безопасности, а предметом исследования является коррупция как угроза безопасности России.

Следует понимать, что коррупция как явление имеет глубокие исторические корни и, в той или иной степени, присуща всем без исключения странам.

Теоретические и правовые подходы к сущности коррупции

Коррупция — одна из самых больших и серьезных проблем государственной жизни. Это препятствует механизмам рыночной экономики, способствует неэффективному распределению средств из государственного бюджета, росту цен на товары и услуги, а также является катализатором появления терроризма. В социальной сфере оно искажает гражданскую идентичность, разрушает право как основной механизм регулирования социальных процессов и способствует росту социального и материального неравенства. Коррупция по-разному влияет на различные сферы общественной жизни. В него вовлечены все, и бизнесмены, и политическая элита, а также обычные люди, которые активно развивают коррупцию в стране.

Стоит отметить данные исследований ВЦИОМ, согласно которым все общество вовлечено в коррупцию, 53% россиян сообщают, что имели собственный опыт дачи взятки для решения личных проблем. Примечательно, что 19% из них делают это постоянно и 34% иногда. Существует также прямая зависимость между деятельностью человека и частотой его подкупа. Исходя из этого, можно отметить, что коррупция в последние годы превратилась в крупное социально-политическое явление, которое губительно влияет на развитие Российской Федерации.

Чтобы реализовать любые методы борьбы с коррупцией, необходимо понимать концепцию коррупции на теоретическом и правовом уровне. В данном исследовании мы выявим основные теоретические и правовые подходы к понятию коррупции.

Понятие коррупции в социальных науках

К сожалению, в настоящее время нет единого определения коррупции как социального явления, так же как общепринятый юридический термин не был разработан. Этому способствует тот факт, что коррупция как социальное явление по своей семантике выходит за рамки права и криминологии. Термин имеет огромное разнообразие толкований, вызывая расхождения даже в их этимологическом значении. Например, общепринято, что коррупция в переводе с латыни означает «взяточничество, коррупция». В то же время, согласно другим источникам, слово «коррупция» имеет более широкое значение и, в дополнение к вышеуказанным значениям (порча, взяточничество), может означать «соблазнение, упадок». Кроме того, выражение «коррумпированный» может также означать подкуп кого-либо (не обязательно государственного служащего) деньгами или подарками.

8 стр., 3956 слов

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

... или трансформации. В любом случае методы государственного управления подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-экономических и политических отношений в период ... - технологическом (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется ...

Исходя из этого, даже на уровне своей семантики возникают определенные расхождения в понимании коррупции как социального явления, будь то взяточничество (в узком смысле) или разложение структуры управления (в более широком смысле).

Следует также понимать, что разные научные дисциплины имеют свои подходы к определению коррупции. Например, в политологии коррупция считается фактором, деформирующим институты власти, подрывающим основные демократические ценности. По мнению политологов, коррупция порождает клептократию (власть воров).

Социологический подход также тесно связан с политологическим подходом к пониманию коррупции. Коррупция в социологическом смысле является социальной болезнью, признаком социальной неудачи, которая основана на явном противоречии между индивидуальными целями членов социальной группы и интересами самой социальной группы.

Наиболее распространенными подходами к пониманию коррупции в социологии являются два подхода. Коррупция является формой социального отклонения (отклонения от социальных норм поведения), а коррупция как система отношений в обществе, при этом понимании коррупция обычно включается как элемент «теневых отношений» в обществе.

Между тем, существует «этический подход» к определению коррупции. В этой концепции коррупция является следствием отсутствия этических прав, что приводит к кризису в системе управления. Основным инструментом борьбы с коррупцией, по мнению сторонников такого подхода, должно стать внедрение этической модернизации и принятие единой этической системы в бизнесе и других структурах общества.

В последнее время широко распространено мнение о коррупции как экономическом явлении. Среди экономических теорий коррупции теория коррупции заслуживает особого упоминания в качестве платы за монопольное положение чиновника, которое повышает экономические издержки.

Нам необходимо отдельно сосредоточиться на «функциональном подходе» к концепции коррупции, который представляет собой нечто среднее между социологическим и экономическим подходом к пониманию коррупции. Сторонники этого подхода пришли к выводу, что коррупция может иметь некоторую функциональность, если она помогает ускорить изменения в обществе. Согласно этому подходу коррупция, выполнив определенные функции, в конечном итоге исчезает как ненужная. Функционалисты воспринимают коррупцию как связующее звено между социальными институтами (политическими, экономическими), без которых взаимодействие этих институтов было бы чрезвычайно сложным. Тем не менее, довольно сложно полностью согласиться с функционалистами, потому что, несмотря на, казалось бы, правильное исходное сообщение (коррупция устраняет и сглаживает недостатки системы управления), становится ясно, что такая логика основана на явной замене причины и следствия. , Все аргументы о так называемых «преимуществах» коррупции не имеют под собой никаких оснований, даже если мы предположим, что коррупция помогает гражданам осуществлять свои права и преодолевать бюрократические барьеры, тогда ущерб от коррупции неоднократно покрывает все ее полезные функции. Даже если мы не будем говорить об этом вреде, становится совершенно ясно, что вся эта «польза» только заставляет общество стоять на месте, оставаться в стагнации.

33 стр., 16179 слов

Коррупция и антикоррупционная политика

... коррупции. Индексы коррупции. Статистические показатели коррупции. География коррупции. Виды коррупционного поведения. Социальные последствия коррупции. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности (социальной, политике и экономике). «Позитивные последствия» коррупции. ... Для углубленного изучения специального курса следует написать реферат или курсовую работу по одной из ...

коррупция

Такой подход очень удобен, так как он принимает любое негативное явление как своего рода добро, но он очень деструктивен, поскольку заменяет понятия в головах людей. Коррупция является чрезвычайно разрушительным социальным явлением. На практике это может принести людям пользу в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе разрушительная сила коррупции очень велика, поэтому борьба с этим явлением является жизненно важной необходимостью.

Понятие коррупции в уголовном праве и криминологии

В Российской Федерации по уголовно-правовому и криминологическому «полю» проблема понятия коррупции носит исключительно дискуссионный характер. Несмотря на широкий спектр различных точек зрения на проблему коррупции, наибольшие споры возникают между сторонниками «узкой» (взяточничество, взяточничество) и «широкой» (злоупотребление властью наемников) концепции коррупции. Тем не менее, все исследователи единодушно согласны с тем, что коррупция является исключительно разрушительной.

Сторонники «узкой» интерпретации концепции склонны объяснять коррупцию, используя ее латинское происхождение, исходя из которой, согласно своему первоначальному значению, корень слова «коррупция» означает взяточничество и взяточничество, при этом рекомендуется избегать «более широкой» интерпретации концепции, поскольку она может разрушить суть этой концепции и стать существенным препятствием для ее понимания.

Другие исследователи понимают коррупцию более широко, чем просто подкуп чиновников, называя коррупцию любым корыстным злоупотреблением своей официальной позицией.

Широкое толкование коррупции объективно является более правильной точкой зрения, поскольку оно понимает это социальное явление как более многоуровневое и рассматривает «взяточничество» только как один из аспектов коррупционной деятельности, а не ее основной фокус. Даже исторически коррупция обычно понимается как коррупция власти. Более того, с развитием общества со временем формы правления и общественная жизнь стали намного сложнее, и взяточничество не всегда точно описывает коррупцию. Лоббирование интересов; политический вклад; перевод политиков на должности руководителей государственных корпораций; организация коммерческой деятельности государственными органами; приватизация государственного имущества за счет служебного положения; передача государственных предприятий путем передачи родственникам или близким лицам; использование для личной выгоды конфиденциальной информации; вывод капитала на оффшорные и иностранные счета — все это в той же степени коррупция, что и классический взяточничество.

Существует также точка зрения, согласно которой коррупция представляет собой механизм, имеющий два варианта коррупционного поведения: в первом варианте происходит взаимодействие двух субъектов, каждый из которых пытается удовлетворить свои интересы с помощью коррупционной связи, во втором варианте — только один коррумпированный человек спровоцировал коррупционные действия, которые самостоятельно, без помощи других лиц, удовлетворяют его индивидуальные интересы или интересы другого человека с помощью предоставленной ему власти.

9 стр., 4075 слов

Современные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации

... российская система налогообложения имеет множество недостатков, которые если не устранять, приведут к достаточно серьезным экономическим последствиям. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, ... коррупции. ... Российской Федерации, так как «российская» безработица имеет совершенно иные причины появления и не связана с развитием научной ...

Несомненно, взяточничество является основным и наиболее опасным коррупционным актом, однако рассматривать другие виды злоупотребления служебным положением, что по определению не является коррупцией, неправильно. Официальные злоупотребления с личной выгодой без признака взятки во многом сходны с подкупом по характеру, последствиям и мотивации. Фактически основным фактором, определяющим группу коррупционных действий, является объект атаки, а не метод.

Определенная часть исследователей криминологии склонна считать, что ее связь с организованной преступностью считается основным признаком коррупции. Что не лишено логики, поскольку, если лицо, причастное к коррупционному преступлению, совершившее его, остается частью государственной системы с регулярным получением материальных выгод от преступников, соответствующее лицо автоматически включается в организованную преступность.

Коррупция, по своей сути, безусловно, является необходимостью существования организованной преступности, и не наоборот, исходя из этого, можно предположить, что коррупционные действия могут быть совершены без прямой связи с организованной преступностью. Утверждение о том, что наличие взятки и взятки является предпосылкой коррупции, также ошибочно, поскольку это сильно сужает само понятие коррупции и не позволяет рассматривать ее со стороны, где отсутствует та или иная сторона взяточничества, и также исключает возможность коррупции, вообще не связанной с взяточничеством.

Также, без сомнения, необходимо учитывать определения коррупции, которые отражены в различных антикоррупционных законопроектах. Так, в законе «О борьбе с коррупцией», принятом в ноябре 2002 года, понятие коррупции объясняется следующим образом: «Коррупция — поиск, установление и поддержание незаконных отношений между специально назначенными субъектами коррупции и другими лицами с целью достижения каждого из их стороны личные, групповые, корпоративные и корыстные цели. »

Такое определение подвержено определенному расхождению: авторы этого закона приравнивают коррупцию и коррупционные отношения, что само по себе подразумевает присутствие другого субъекта, тем самым сводя понимание коррупции к более узкому значению (взяточничество, взяточничество).

Однако есть еще один законопроект: «Основы закона об антикоррупционной политике». Этот законопроект дает определение коррупции: «коррупция — взяточничество (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом его публичного статуса, связанное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и / или преимуществ, включая неимущественную собственность).

природой) как для себя, так и для своих близких, противоречащих законным интересам общества и государства, или незаконное предоставление таких льгот указанному лицу. »

Это определение наиболее полно раскрывает сущность коррупции как сложного социального явления, не выделяя взяточничество, как эквивалентный термин для определения коррупции.

14 стр., 6781 слов

Благосостояние нации как глобальная цель экономического развития ...

... его возможностями или потенциалом, называемым национальным богатством. Национальное богатство- это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. Чистое экономическое благосостояние - это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не ...

В большом количестве уголовных кодексов за рубежом, в том числе в Уголовном кодексе Российской Федерации, определяющем ответственность за коррупцию, само понятие «коррупция» не используется. Тем не менее, ряд других стран предоставили ряд специальных правил, которые используют эту концепцию.

Так, в Уголовном кодексе Италии коррупция как официальное преступление представлена ​​в законодательстве несколькими способами: коррупция связана с исполнением служебных обязанностей; коррупция, связанная с исполнением незаконных решений судом; коррупция среди работников органов местного самоуправления; коррупция, связанная с неисполнением служебных обязанностей. Под уголовным кодексом Италии под коррупцией понимается взяточничество. Под коррупцией, которая связана с выполнением их обязанностей, принято «получать или давать согласие на получение государственных служащих лично или через посредников вознаграждения, не причитающихся ему наличными или в виде другой услуги для выполнения в будущее любого действия, входящего в круг его служебных обязанностей.

В то же время в Республике Кыргызстан, согласно их уголовному кодексу, существует следующее определение: «Умышленный акт, который заключается в создании незаконного стабильного общения одного или нескольких должностных лиц с властью, с отдельными лицами или группами с целью незаконного получения материальные или любые другие выгоды или группы с целью незаконного получения материалов, любых других выгод и преимуществ, а также предоставления им этих преимуществ и выгод физическим и юридическим лицам, создающим угрозы для интересов общества или государства.

Помимо этого, Уголовный кодекс Кыргызстана также содержит статьи, касающиеся прямого взяточничества, поэтому, исходя из этого, можно сказать, что взяточничество в организованной группе было выделено Республикой Кыргызстан как отдельное преступление, посредством которого они понимают коррупцию.

Приведенные выше примеры из зарубежной уголовно-правовой базы ясно показывают, что термин «коррупция» в разных уголовных кодексах разных стран используется в разных значениях и имеет совершенно разное содержание.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование термина «коррупция» в уголовном праве является довольно необоснованным, поскольку само понятие коррупции носит коллективный характер, который отражает как виды преступлений, так и другие. Однако для определения концепции коррупционного преступления должен быть составлен четкий список коррупционных преступлений.

Анализ и характеристика влияния коррупции на современное состояние экономической безопасности России

15 стр., 7128 слов

Национальная экономическая безопасность и проблемы её обеспечения ...

... частности, о проблеме государственного и правового обеспечения экономической безопасности и необходимости разработки концепции ее обеспечения. Экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности. Ни у кого не вызывает сомнения понятие "национальная безопасность". Оно характерно ...

Коррупция — одна из самых больших и серьезных проблем государственной жизни. Это препятствует механизмам рыночной экономики, способствует неэффективному распределению средств из государственного бюджета, росту цен на товары и услуги, а также является катализатором появления терроризма. В социальной сфере оно искажает гражданскую идентичность, разрушает право как основной механизм регулирования социальных процессов и способствует росту социального и материального неравенства. Коррупция по-разному влияет на различные сферы общественной жизни. В него вовлечены все, и бизнесмены, и политическая элита, а также обычные люди, которые активно развивают коррупцию в стране.

Коррупция является одной из наиболее важных проблем, которые необходимо решить на пути к полноценному, безопасному и процветающему государству. Эффективная борьба с коррупцией (особенно в высших эшелонах власти) может не только обеспечить наиболее адекватные расходы бюджета и, соответственно, его финансовую стабильность, но и укрепить доверие между государственными органами и гражданами государства; стабилизировать внутриполитическую ситуацию; стимулировать граждан выполнять трудовую деятельность в соответствии с законом, выходить из теневого сектора, а также обеспечивать экономическую безопасность.

Сущность и структура экономической безопасности

Сегодня в России отсутствует четкое понимание сути национальной экономической безопасности с точки зрения общей экономической теории, и существующие формулировки национальной экономической безопасности не совсем верны.

Сущность национальной экономической безопасности. Суть национальной экономической безопасности можно рассматривать с двух сторон. С отрицательной стороны (когда нет угроз) и с положительной стороны (когда есть благоприятные условия для развития).

В отечественном экономическом сообществе принято руководствоваться первой стороной. Под безопасностью в Российской Федерации принято понимать: состояние безопасности и отсутствие угроз для сфер жизни граждан и государства.

Национальная безопасность также обычно понимается как защита от внешних и внутренних угроз, а не как максимальное раскрытие потенциала и максимальное (полное) удовлетворение потребностей граждан и появление наиболее эффективной модели развития государства.

При формулировании тезиса об экономической безопасности он считается неотъемлемой частью национальной безопасности. Однако большинство исследователей справедливо считают экономическую безопасность не просто неотъемлемой частью национальной безопасности, но и самой важной ее частью.

Официально вопрос национальной экономической безопасности в Российской Федерации был задан в первой половине 90-х годов прошлого века, когда финансово-экономический кризис стал настолько серьезной угрозой, что возникла опасность полного уничтожения России как штат. Первым шагом к пониманию проблем национальной экономической безопасности можно считать закон Российской Федерации «О безопасности», принятый весной 1992 года, который впоследствии был указан более одного раза (последний раз в 2007 году).

В этом законе понятие безопасности было сформулировано как «состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

9 стр., 4121 слов

Проблемы экономического роста в российской экономике

... этим моделям, происходит смена источников роста — физическое накопление уступает место интеграции технологических инноваций в экономику, становящуюся тем самым «экономикой знаний». 3. Структурные аспекты экономического роста Национальное хозяйство России представляет собой сложную систему, ...

Также на основании этого закона в 1992 году был принят Указ Президента Российской Федерации «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Рабочими органами Совета безопасности были девять межведомственных комиссий, в том числе по экономической безопасности. Важнейшим решением Совета Безопасности Российской Федерации была «Концепция экономической безопасности Российской Федерации», которая впоследствии была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 608 в 1996 году «Государственная стратегия экономической безопасности». Российской Федерации (основные положения) ».

В этом документе под экономической безопасностью понимается готовность экономики обеспечить благоприятный жизненный уровень, военную и политическую стабильность общества, целостность территориальных границ государства, противодействие внешним и внутренним угрозам при одновременном предоставлении материалов. поддержка государственной безопасности.

Формулировки этих официальных документов, увы, носят довольно поверхностный характер, поскольку многие формулировки этих документов допускают различные толкования и требуют уточнения. Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Этот документ вообще не содержал концепцию национальной экономической безопасности. Тем не менее в нем снова справедливо отмечалось, что «обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями государственной политики».

Последним правительственным документом на тему национальной экономической безопасности Российской Федерации была «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации. Национальная безопасность представлена в данном документе как «состояние на защиту личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, что позволяет обеспечить конституционные права, свободы , достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и Устойчивое развитие Российской Федерации, обороны и безопасности государства ». В этом документе говорится, что« состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности России ». Россия Федерация.»

Существует несколько разных подходов к пониманию экономической безопасности государства. Недавно было разработано несколько наиболее значимых теоретических подходов, чтобы понять, что следует считать наиболее серьезной угрозой для национальной экономики и как с ней бороться:

  1. Камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности
  2. Кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз
  3. Институциональная концепция защиты от административных барьеров.

Основоположником теоретического анализа национальной экономической безопасности (а также национальной экономики в целом) следует считать немецкого экономиста XIX века. Фредерик Лист. В спорах с британскими экономистами-классиками Ф. Лист утверждал, что свободная торговля выгодна, прежде всего, развитым странам. В результате отстающие нации (в то время и германские государства) обречены на экономическое отставание от передовых. Чтобы защитить слабую национальную промышленность от конкуренции дешевых импортных товаров, Ф. Лист требовал протекционистской политики. В двадцатом веке. Идеи Ф. Листа о необходимости защиты народного хозяйства от внешних угроз получили своеобразное второе дыхание. Левые радикальные концепции мировой экономики — периферийная экономика (Р. Пребиш), неэквивалентный обмен (А. Эммануэль) и мир системного анализа (И. Валлерстайн) стали их новой формой.

13 стр., 6285 слов

Экономический анализ коррупции

... к его друзьям, семье, социальной или политической группе.Таким образом, говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого ... Она может допол-няться множеством других видов коррупции, в зависимости, например, от ее масш-табов, уровня (от местного до национального) и т. д. При этом следует ...

Левые радикальные концепции характеризуются одной особенностью: отсталость слаборазвитых стран объясняется, прежде всего, тем, что высокоразвитые ведущие страны сознательно создают в мировой экономике такие «правила игры», которые тормозят развитие отстающих , При любом толковании внешнеэкономических угроз развитию национальной экономики призывы к всестороннему и даже самодостаточному развитию национальной экономики (вплоть до автаркии) вытекают из леворадикальных концепций.

Он стал автором следующей парадигмы национальной экономической безопасности в 1930-х годах. известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В его эпоху главными опасностями для национальной экономики считались уже не конкуренция иностранных товаров, а безработица и экономическая депрессия. Чтобы справиться с этими угрозами, правительству было рекомендовано активно регулировать бизнес, распределяя государственные заказы и субсидии, регулируя денежный рынок и даже непосредственно управляя конкуренцией.

Концепция Кейнса была ответом на Великую депрессию 1929-1933 годов, худший экономический кризис в истории рыночной экономики. Для борьбы с этим кризисом правительства разных стран (особенно администрация Ф. Рузвельта в США) начали использовать кейнсианские меры еще до того, как Кейнс опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег» 177. В последней трети XX века , Кейнсианское влияние ослабло, начался «неоклассический ренессанс». Неоклассики предложили методы борьбы с угрозами национальным экономическим интересам, которые резко отличались от кейнсианских. Однако они приняли общий подход кейнсианцев к пониманию этих интересов, согласно которому существуют макроэкономические проблемы (безработица, низкие темпы роста, инфляция), серьезность которых диктуется главным образом внутренним развитием национальной экономики. Таким образом, кейнсианская парадигма национальной экономической безопасности продолжала доминировать в период господства неоклассической экономической теории.

Именно во время борьбы с Великой депрессией родилась сама концепция «национальной экономической безопасности».

Оно появилось в 1934 году, когда президент США Ф.Д. Рузвельт, реализуя программу «нового курса», образовал Федеральный комитет по экономической безопасности.

Неоклассики только изменили иерархию угроз национальной экономической безопасности. Угроза безработицы отошла на второй план. Обеспечение высоких темпов экономического роста национальной экономики путем сдерживания инфляции и поддержания высокой конкурентоспособности национального бизнеса в глобальном масштабе стало первостепенной задачей.

В конце двадцатого века. Неоклассическая экономическая теория вступила в период кризиса. Институционализм в настоящее время претендует на звание основной экономической теории — экономической теории, которая фокусируется на самопроизвольно развивающихся и сознательно сконструированных «правилах игры» (институтах).

Если кейнсианцы и неоклассики сосредоточились на проблемах развитых стран, то институционалисты снова, как и прежде

Ф. Лист начал активно изучать проблемы стран, догоняющих развитие. Понимая проблемы национальной экономической безопасности этих стран, институционалисты смогли предложить новый подход. В наиболее концентрированной форме это нашло отражение в работах перуанского неоинституционального экономиста Эрнандо де Сото. Высокие масштабы неформальной экономики (производство обычных товаров и услуг без официальной регистрации) и коррупция считаются одной из главных проблем стран третьего мира. Э. де Сото считал главной причиной массовой неформальной экономической деятельности и коррупции неэффективность защиты прав собственности. В развивающихся странах, отметил он, «процветание компании зависит не столько от того, насколько хорошо она работает, сколько от затрат, налагаемых на нее законом.

Предприниматель, который лучше управляет этими расходами или связывается с чиновниками, более успешен, чем тот, кто занимается только производством.

угроза развитию национального бизнеса

Они обвиняют коррупцию в следующих негативных экономических последствиях:

  • средства, накопленные за взятки, часто выходят из активного экономического обращения и рассчитываются в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (более того, в иностранных банках);
  • предприниматели вынуждены тратить время на диалог с намеренно разборчивыми чиновниками, даже если можно избежать взяток;
  • поддерживаются неэффективные проекты, финансируются завышенные оценки, отбираются неэффективные подрядчики;
  • коррупция поощряет создание чрезмерного количества инструкций, чтобы затем «помочь» их выполнять за дополнительную плату;
  • Квалифицированный персонал, который морально не принимает систему взяток, покидает государственную службу;
  • возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние уровни системы управления искажают информацию, передаваемую правительству, и подчиняют реализацию целей своим собственным интересам;
  • коррупция деформирует структуру государственных расходов, потому что коррумпированные политики и чиновники, как правило, направляют государственные ресурсы в области, где строгий контроль невозможен и где вероятность вымогательства выше.
  • увеличение затрат для предпринимателей (особенно для небольших фирм, более беззащитных против вымогателей).

    Взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение;

В результате коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов затрудняют инвестиции (особенно иностранные).

Итак, разработано в 1990-х. Американский экономист Паоло Мауро, модель позволила ему сделать вывод, что увеличение «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к индексу восприятия коррупции, рассчитанному Transparency International) снижает темпы экономического роста в стране примерно на 0,5% 179. Однако есть До сих пор нет четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития. Эта связь заметна как общая закономерность, из которой есть исключения.

Негативное влияние коррупции на общественно-политические процессы можно увидеть в следующем:

  • социальная несправедливость усиливается в виде недобросовестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. В конце концов, неэффективная компания или даже преступная организация может дать большую взятку. В результате доходы взяточников и взяточников увеличиваются, а доходы законопослушных граждан уменьшаются;
  • коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и ложится налоговым бременем на плечи более бедных граждан;
  • коррупция в высших эшелонах власти, становясь публичной, подрывает доверие к ним и, как следствие, ставит под сомнение их легитимность;
  • Коррумпированные управленческие кадры психологически не готовы поставить под угрозу свои личные интересы для развития общества;
  • коррупция дискредитирует справедливость, поскольку тот, у кого больше денег и меньше моральных самозапретов, оказывается прав;
  • коррупция представляет угрозу для демократии, поскольку лишает население моральных стимулов участвовать в выборах;
  • лозунг борьбы с коррупцией способен узаконить поворот к диктатуре и отказ от рыночных реформ;
  • коррупция в аппарате, отвечающем за правоохранительные органы (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «хищническую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций;
  • Коррумпированные режимы никогда не используют «любовь» граждан, и поэтому они политически нестабильны. Репутация советской номенклатуры как коррумпированной общины во многом узаконила свержение советской системы.

Однако, поскольку в постсоветской России советский уровень коррупции многократно превышался, это привело к низкому авторитету Б.Н. Ельцина в глазах большинства россиян.

Таким образом, по мнению институционалистов, основными угрозами национальным экономическим интересам являются административные барьеры, провоцирующие коррупцию — «плохие» законы и / или плохое исполнение «хороших» законов. Поэтому основными мерами по сдерживанию этих угроз должно стать принятие новых законов, содержание которых будет соответствовать нормам экономической демократии, и контроль за надлежащим выполнением этих законов.

Три основные парадигмы национальной экономической безопасности, камерально-леворадикальная, кейнсианская и институциональная, не отвергают друг друга, а дополняют друг друга. Реальные или потенциальные угрозы для национальной экономики каждой страны могут создавать иностранные конкуренты (по мнению Ф. Листа) и «провалы» рынок »(по Дж. М. Кейнсу) и« провалы государства »(по Э. де Сото).

Задача национальной политики состоит в том, чтобы сосредоточиться на отражении объективно наиболее опасных угроз, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия все угрозы. Для развитых стран в современных условиях кейнсианская парадигма наиболее актуальна, для стран, догоняющих развитие (включая Россию) — левых радикальных и, особенно, институциональных.

С точки зрения современного институционального подхода наиболее важными являются следующие два компонента экономической безопасности:

  • во-первых, законодательство, регулирующее сферу экономических отношений, должно соответствовать национальным экономическим интересам в рыночной экономике, обеспечение свободы предпринимательской деятельности при производстве обычных (не запрещенных законом) товаров и услуг;
  • во-вторых, поведение юридических лиц в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ должно соответствовать установленным правовым требованиям.

Целью обеспечения этих двух условий является минимизация административных барьеров, препятствующих эффективному развитию предпринимательства, и создание режима «верховенства закона».

Следует подчеркнуть, что отсутствие верховенства права не означает отсутствие права как такового. Просто закон в этих случаях, как правило, используется бюрократами и связанными предпринимателями для извлечения личной выгоды из сложившейся ситуации.

Анализ привел американских экономистов к выводу, что в российском обществе есть влиятельные группы агентов, которые не заинтересованы в поддержке верховенства закона и придерживаются идеологии «зачем создавать, если воровать легче» (слова Бориса Березовского).

Отсутствие верховенства закона, высокие административные барьеры привели к формированию экономики, которая действует по принципу так называемой грабящей руки: государство стоит над законом и использует власть не в целях развития экономики и совершенствования благосостояние общества, но для реализации целей конкретных лиц, представляющих эту власть. Борьба с «грабящей рукой», за «верховенство закона» должна рассматриваться в качестве основного направления борьбы за национальную экономическую безопасность России.

Таким образом, официальная доктрина национальной безопасности России нуждается в качественном обновлении. Следует отметить, что социально-экономическая эффективность важнее обороноспособности (точнее, обороноспособность ценна, прежде всего, как условие эффективного развития экономики и общества).

Необходимо осознать, что на современном этапе главной угрозой для эффективного развития национальной экономики являются административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса и стимулирующие теневую экономику. Соответственно, основной целью борьбы за национальную безопасность должно стать обеспечение «верховенства закона» в экономике.

Обязательным компонентом обновленной доктрины национальной экономической безопасности России должно стать качественное изменение набора показателей состояния национальной экономической безопасности. Прежде всего, один из приоритетных показателей должен включать характеристику степени развития теневых экономических отношений: чем выше эти показатели, тем ниже уровень экономической безопасности России.

Они могут включать, например:

  • частота / серьезность коррупции и другие показатели коррупционных отношений;
  • доля неформальной занятости среди экономически активного населения;
  • доля теневого дохода в национальном доходе;
  • доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом;
  • доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров; и так далее.

Введение борьбы за «верховенство закона» в число основных приоритетов доктрины национальной безопасности Российской Федерации может стать знаковым событием в борьбе с коррупцией и другими видами теневой экономической деятельности. До сих пор борьба с ними развивалась в значительной степени в режиме периодических «компаний», когда пресечение незаконной деятельности воспринимается как инструмент политической борьбы между политической и экономической элитами. В результате состав элит обновляется, а не меняется в правилах их деятельности. Если борьба с коррупцией будет объявлена ​​долгосрочным приоритетом для укрепления национальной безопасности, это окажет сильное влияние на улучшение «правил игры» в экономической деятельности.

Влияние коррупции на экономическую безопасность России

Наиболее сильное негативное влияние коррупции на экономическую безопасность выражается в формировании организованной экономической преступности, которая, в свою очередь, принимает форму целой системы организаций, которые генерируют доход в результате незаконной деятельности. Исторически, с появлением Российской Федерации как государства, в период 90-х годов началось активное формирование государственного аппарата и бизнес-сообщества, которое использовало, среди прочего, методы коррупции при их формировании. Из-за этого экономическая преступность идет рука об руку с государственным аппаратом и предпринимательством.

Коррупция и организованная преступность в Российской Федерации не должны сравниваться с аналогичными явлениями в других странах. За рубежом, организованная преступность рассматривается как незаконные формирования профессиональных преступников, занимающихся незаконной экономической деятельности (наркотиков, порнографии, оружия).

В Российской Федерации такой слой преступников не занимает центрального места в «пантеоне» экономических преступлений. В нашей стране наиболее развитым является экономическое (или «воротничковое») преступление элиты — ряд чиновников, бизнесменов и политиков, которые систематически в рамках своей экономической деятельности систематически пытаются обойти закон: избегать налогов, монополизировать высоко прибыльная отрасль и соответствующие бюджетные средства.

Уровень экономической преступности показывает необычайно высокий рост между 1990-ми и 2010-ми годами, оставаясь самой серьезной угрозой для жизни государства.

Термины «коррупция» и «организованная преступность» в официальных документах Российской Федерации используются в одном синониме. Для борьбы с этими явлениями существует определенный набор мер, которые осуществляются одними и теми же правоохранительными органами и подразделениями.

Если говорить о роли коррупции для организованной преступности, то представляется необходимым определить тот факт, что коррупция является лишь небольшой частью средств, используемых преступными группами. Необходимо также понимать, что даже большое количество взяток тому или иному должностному лицу далеко не всегда свидетельствует об организованной преступной деятельности. Не говоря уже о том, что определенные организованные преступные группы могут существовать без каких-либо коррупционных связей. Хотя это сильно усложняет функционирование таких образований, но это говорит лишь о взаимном влиянии этих явлений друг на друга.

Создание и укрепление коррупционных отношений с государственным аппаратом является наиболее важным интересом для организованной преступности, поскольку оно создает наиболее благоприятные условия для осуществления незаконной деятельности, а коррумпированные чиновники заинтересованы в ресурсах организованной преступности, как финансовых, так и организационных. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рост коррупции ведет к пропорциональному росту организованной преступности. Коррупция является одним из важнейших условий процветания организованной преступности.

Если проанализировать то, как субъекты преступно организованных групп используют ресурсы коррупции, то оно состоит в:

  • Обеспечение надлежащего прикрытия со стороны государственных органов от незаконной деятельности организованных преступных объединений;
  • Внедрение и укрепление своих позиций в юридическом секторе экономики;
  • Развитие его влияния на наиболее монетарные сферы общественной жизни;
  • Создание системы, в которой возможно уклонение от ответственности, предусмотренное законом;
  • Использование полномочий властей по устранению своих конкурентов;

Для достижения своей цели представители организованной преступности прибегают к следующим методам: подкуп правительственных чиновников, финансовые вливания в ход избирательных кампаний в пользу конкретных политических деятелей или партий, продвижение их сообщников на определенные должности в областях государственный аппарат.

На данный момент наиболее успешные криминальные структуры прибегают к следующим шагам:

  • Выкупить акции предприятий.
  • Применять законные процедуры банкротства или другие методы смены собственника и управления.
  • Или заставлять владельцев предприятий добровольно сотрудничать с необходимыми коммерческими предприятиями.

Для осуществления этих действий организованные преступные группы часто прибегают к использованию государственных чиновников. Следует также понимать, что в последние десять лет наблюдалась несколько иная тенденция использования организованной преступности ресурсами коррупции: если раньше самым приоритетным и самым простым способом достижения собственных целей была обычная взятка чиновнику Теперь преступные группировки предпочитают лично проникать во власти или продвигать своих представителей во властных структурах.

Проводя анализ коррупции и организованной преступности, напрашивается вывод о том, что антикоррупционная система разработана таким образом, что под «колёсами» правоохранительных органов по проблеме коррупции большинство бедных падают, а богатые группы остаются почти неприкосновенными. Недавние коррупционные скандалы, связанные с высшими эшелонами власти в Российской Федерации, ясно иллюстрируют эту ситуацию. Например, дело экс-министра Улюкаева, который получил взятку в размере 2 миллиардов долларов (в настоящее время под домашним арестом).

Подобные случаи, когда судебная система весьма лояльна к представителям политической элиты, довольно распространены ( например, случай с Сердюковым и Васильевой).

В то же время, для менее влиятельных групп людей, совершивших более мелкие кражи, судебная система категорически безжалостна.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать определенные выводы:

1. Коррупция и организованная преступность должны пониматься как явления, непосредственно связанные друг с другом, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Коррупция позволяет организованной преступности не только существовать, но и значительно укреплять свои позиции. Современная организованная преступность преследует не только экономические, но и политические цели в процессе своей деятельности.

Коррупция для организованной преступности выполняет следующие функции, выраженные в:

  • Формирование защитных механизмов организованных преступных объединений;
  • Качество наиболее эффективных средств для достижения основных задач организованных преступных группировок;
  • Легализация организованной преступности: она позволяет организованным преступным группам обрести правовой социальный статус.

2. Хорошо налаженные коррупционные связи с организованными преступными группами и общение с коррумпированными государственными служащими является наиболее эффективной моделью с точки зрения достижения максимальных результатов и безопасного функционирования этих двух явлений. Организованные преступные группировки заинтересованы в создании собственного лобби в государственных структурах, а коррумпированные чиновники заинтересованы в использовании ресурсов организованных преступных групп.

3. Основной задачей организованной преступности является добыча сверхприбылей. Из-за этого организованные преступные группировки пытаются проникнуть в экономические отношения на основе коррупционной модели.

Таким образом, взяточничество и коррупция являются наиболее важной деталью в деятельности любых организованных преступных групп, которые имеют свое место в легальном предпринимательском секторе. Следует понимать, что организованная экономическая преступность не может функционировать наиболее широко без подкупа людей, вовлеченных в структуры власти.

В случаях, когда коррупционные сделки возникают, когда государство выступает в роли покупателя или подрядчика, механизм их возникновения может быть описан следующим образом:

  • Заинтересованное предприятие может дать взятку чиновнику, чтобы тот представил его на торгах и сократил количество участников;
  • Компания может оплатить предоставление внутренней информации;
  • Используя взяточничество, вы можете заставить чиновника организовать тендер таким образом, чтобы компания, совершившая взяточничество, была наиболее подходящим кандидатом в соответствии с условиями тендера;
  • Выиграв тендер, компания, давшая взятку, может повысить цены или получить определенные уступки.

Наиболее распространенные проблемы предотвращения коррупционных рисков:

  • Сложность формулировки термина коррупция в сфере регулирования. Коррупция не должна рассматриваться исключительно как коррупционное преступление (дача, получение взяток).

    Коррупция, среди прочего, должна отражать более широкий смысл концепции, когда коррупция может пониматься как другие различные незаконные отношения между коррумпированными должностными лицами, которые являются косвенными (или скрытыми) коррумпированного характера;

  • Несовершенство правовых норм, регулирующих оперативно-служебные отношения;
  • Морально-нравственная деформация сознания общества, вследствие чего не формировалась нетерпимость к коррупционным действиям. Люди склонны оправдывать коррупционное поведение определенных государственных служащих, а они, в свою очередь, оправдывают себя;
  • Низкая эффективность антикоррупционных мер;
  • Отсутствие баланса между размером наказания и преступностью;
  • Финансовый кризис;
  • Организованная преступность;
  • Отсутствие мотивации у государственных служащих для противодействия коррупции.

Как показывает статистика, наиболее частыми нарушениями в финансово-экономическом секторе экономики бюджетных организаций являются:

  • нецелевое расходование бюджета;
  • Нарушения во время различных тендеров;

В последние годы были выявлены многочисленные нарушения, связанные с продажей государственного имущества.

Наиболее распространенными преступлениями этого типа являются:

  • Несоблюдение порядка отмены — 48%;
  • Продажа имущества, пригодного для использования — 26%;
  • Несоблюдение установленного порядка согласования списков продаваемого имущества — 13%
  • Нарушение правил предпродажной подготовки проданного имущества — 16%
  • Непринятие необходимых мер для обеспечения безопасности преданного при продаже имущества — 8%
  • Другие нарушения — 4%

Несмотря на высокую опасность и широко распространенную коррупцию в России, эффективность антикоррупционных мер как со стороны государственных органов, так и институтов гражданского общества крайне низка, что не соответствует масштабам этого явления и угрозам национальной безопасности страны. Важно учитывать, что успех противостояния коррупции и теневой экономики возможен только при сознательной массовой поддержке самого общества, чего можно достичь только при высоком уровне доверия к власти. Сейчас крайне важно расширить сферу общественного контроля над государственными органами, активизировать деятельность таких институтов, как общественные объединения, профсоюзы, партии. Повышение эффективности общественного контроля возможно путем раскрытия полной и достоверной информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц, обеспечения открытости, доступности и прозрачности их действий и решений.

Повышение экономической безопасности России в сфере противодействия коррупции.

Проблема коррупции в наше время в Российской Федерации является одной из наиболее острых. Если вы посмотрите на историю нашей государственности, станет совершенно очевидно, что эта проблема существовала очень давно, в том числе и в «царской» России. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации антикоррупционные задачи возложены на специализированное подразделение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, которое до недавнего времени возглавлял Д.А. Сугробов, которого уволили 24 февраля 2014 года. Владимир Путин за злоупотребление служебным положением и взяточничество. Этот факт ясно показывает нам, что масштабы коррупции в Российской Федерации, несомненно, ошеломляют, если она может проникнуть даже в государственные органы. Прежде чем вы начнете рассматривать проблему борьбы с коррупцией, вы должны сначала понять суть этой проблемы. В статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» говорится, что коррупция — это:

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление властью, коммерческий подкуп или иное незаконное использование человеком его служебного положения, противоречащего законным интересам общества и государства, с целью получения выгод в форме денег, ценностей, другого имущества или имущественных услуг, других имущественных прав для себя или для третьих лиц или незаконного предоставления таких льгот указанному лицу другими лицами;
  • совершение действий, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Однако определение через имущественную выгоду ограничивает понятие коррупции. По результатам контент-анализа региональных печатных СМИ, за период 2005-2008 гг. 16% от общего количества публикаций, размещенных службой по связям с общественностью Законодательного собрания Краснодарского края, посвящено деятельности коммерческих структур. которые представлены действующими депутатами.

Это такие отрасли, как:

  • охрана (ведомственные и не ведомственные учреждения);
  • медицина (больницы, поликлиники);
  • образование (университеты, школы);

И другие, в том числе жизнеобеспечивающие отрасли.

Таким образом, коррупция несет в себе не только проблемы в отдельных секторах, но и угрозу безопасности страны, как совокупность всех секторов. В то же время существует угроза, в том числе экономической безопасности. Если вы посмотрите на объемы коррупции в России, они ужасны. Очень сложно измерить скрытую составляющую этого теневого рынка. Он намного больше рынка наркотрафика, который оценивается примерно в 10-15 миллиардов долларов в год. То есть, даже если негативные последствия не будут приняты во внимание, российская экономика теряет невероятные прибыли от получения налогов.

Похоже, что для борьбы с коррупцией могут быть предложены следующие меры:

  • ввести пожизненное имущественное обязательство для взяткодателя;
  • ужесточить наказание за злоупотребление служебным положением, сделав их экономически невыгодными;
  • борьба должна усиливаться в высших эшелонах власти, поскольку, по мнению криминологов, некоторые из осужденных за взяточничество связывают сильное влияние высших должностных лиц с причинами коррупции;
  • проводить открытые тендеры с объективными оценщиками.

Если мы рассмотрим коррупцию со стороны экономического субъекта, то к мерам противодействия можно отнести следующее:

  • систематический мониторинг деятельности всех направлений деятельности компании;
  • контроль за правильностью постановки и выполнения задач;
  • вернуться к лозунгу советских времен «начальник — пример для подчиненного»;
  • белые зарплаты работников;
  • строгая отчетность.

Таким образом, если мы говорим об экономической безопасности нашего государства, то эта цель должна стать долгосрочной перспективой в борьбе с коррупцией, в противном случае другие сектора «погибнут» в результате взяток. А для реализации долгосрочных перспектив необходимо равномерно повышать как благосостояние общества, так и уровень ответственности за коррупционные преступления. Такие глобальные проблемы не терпят немедленного вмешательства, но требуют плана и его точной реализации, и для этого мы должны не только составить план борьбы, но и контролировать его выполнение.

Для России отношение к коррупции — это выбор между долгосрочной и краткосрочной перспективой. Сегодня коррупция удобна для многих, а это означает, что борьба с ней все чаще не имеет долгосрочных перспектив. Однако со стратегической точки зрения коррупция подрывает конкурентоспособность страны, что особенно важно сейчас.

Вывод

Коррупция в России угрожает национальной безопасности. Это создает препятствия для крупномасштабных социально-экономических преобразований, сдерживает экономический рост, увеличивает теневой сектор, подрывает международный авторитет, усиливает недоверие граждан к государственным органам, способствует деградации основных моральных ценностей и ухудшает общий уровень жизни в стране. страна. Фактически, коррупция (в должном масштабе) способна полностью разрушить все конституционные принципы и выровнять влияние любой правовой системы, поскольку коррумпированное правительство не будет заинтересовано в их соблюдении, а только в обогащении.

Кроме того, коррупция оказывает сильное влияние на национальную экономическую безопасность Российской Федерации, поскольку коррупция тесно связана с последствиями организованной экономической преступности, которая напрямую влияет на экономическую безопасность нашего государства.

Коррупция является одной из наиболее важных проблем, которые необходимо решить на пути к полноценному, безопасному и процветающему государству. Эффективная борьба с коррупцией (особенно в высших эшелонах власти) может не только обеспечить наиболее адекватные расходы бюджета и, соответственно, его финансовую стабильность, но и укрепить доверие между государственными органами и гражданами государства; стабилизировать внутриполитическую ситуацию; стимулировать граждан выполнять трудовую деятельность в соответствии с законом, выходить из теневого сектора; и многое другое.