Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы

Курсовая работа

На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.

Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

Выбор этой темы объясняется тем, что в последнее время активизировались переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО. Необходимо углублено изучить данную организацию, ее структуру, функции и, особенно, роль в международной торговле. Именно значимостью этой организации для мировой экономики и определяет актуальность выбранной темы.

В данной работе можно определить следующие цели:

  1. Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;
  1. Определение «плюсов» и «минусов» вступления Республики Беларусь в ВТО.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ВТО;
  2. Рассмотреть принципы действия ВТО;
  3. Изучить правовые основы ВТО;
  1. Изучить последствия для продовольственной системы и сельского хозяйства Беларуси при вступлении в ВТО.

Первая глава работы посвящается историческим предпосылкам возникновения ВТО и его принципам.

Во второй главе будут рассмотрены перспективы вступления РБ в Всемирную торговую организацию.

Для написания данной курсовой работы использовались монограммы, печатные периодические издания, книги, статьи, официальные сайты ВТО в интернете. Среди отечественных исследователей выделяются своими работами С.Михневич, В.В.Волосатов, Л.С.Жабко.

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВЫ ВТО

1.1. ГАТТ, переговоры в рамках ГАТТ

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифами и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.

Изначально в ГАТТ входили 23 страны. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но, также, и содержал правила в отношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса.

71 стр., 35087 слов

Развитые страны в мировой экономике: особенности социально-экономических моделей

... ценности и основные устои общества. 2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко ... структуру экономики. 3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам - ТНК (транснациональным корпорациям). Исключение составляет группа некоторых малых стран Европы, где нет ТНК мирового ...

Функциями ГАТТ являлись:

  1. воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;
  2. выполнение функций форума для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;

3. урегулирование споров.

ГАТТ основывалось на следующих принципах:

  1. торговля без дискриминаций;
  2. защита посредством таможенных пошлин;
  3. поощрение справедливой конкуренции;
  4. количественные ограничения на импорт;
  5. консультации и разрешение споров.

Несмотря на временный характер, ГАТТ остался единственным инструментом, управляющим международной торговлей с 1948 по 1995 год, когда было учреждено ВТО. [7]

Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или «торговых раундов», которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.

Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее, они являли собой комплексный подход к торговым переговорам. Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов. Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или «пакете» с осязаемыми политическими и экономическими выгодами. В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами.

Таблица 1. Торговые раунды ГАТТ

Год

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

Число стран-участников

1947

Женева

Тарифы

23

1949

Аннеси

Тарифы

13

1951

Торкве

Тарифы

38

1956

Женева

Тарифы

26

1960-1967

Женева (раунд Диллона)

Тарифы

26

1973-1979

Женева (раунд Кеннеди)

Тарифы и антидемпинговые меры

62

1973-1979

Женева (Токийский раунд)

Тарифы, нетарифные меры

102

1986-1993

Женева (Уругвайский раунд)

Тарифы, нетарифные меры, сельское хозяйство, права интеллектуальной собственности,

123

Кратко рассмотрим некоторые раунды.

В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. На повестке этого раунда рассматривались вопросы, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на девяти крупнейших мировых рынках. [4, с.40]

По другим направлениям, результаты Токийского раунда были неоднородны. Так, участники Токийского раунда не смогли решить фундаментальные проблемы торговли сельхозпродукцией и заключить новое соглашение о «защитных мерах» (импортных мерах чрезвычайного характера).

Тем не менее, в результате переговоров, было достигнуты ряд соглашений о нетарифных мерах. Некоторые из этих соглашений были посвящены интерпретации действующих правил ГАТТ; другие же охватывали совершенно новые направления.

Однако ухудшение обстановки в сфере мировой торговли в начале 80-х годов привело к тому, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в 40-е годы.

Члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Так начался Уругвайский раунд (1986-1994).

К концу раунда в нем участвовало 125 стран. Это самое крупное торговое соглашение в мире, касающееся практически всех групп товаров. Основные отличительные черты нового соглашения:

Тарифы: между странами-участницами ГАТТ была достигнута договоренность о снижении импортных таможенных пошлин в среднем на 36%.

Текстильные изделия: между странами-участницами достигнута договоренность о постепенной отмене системы импортных квот на текстильные изделия и предметы одежды, действовавшей на протяжении последних 20 лет. Квоты должны быть заменены тарифами, которые со временем должны быть снижены.

Сельское хозяйство: достигнута договоренность о сокращении к 2001 г. прямых экспортных субсидий на 36% по отношению к показателям, имевшим место в период между 1986 и 1990 г.г., а также о сокращении объемов экспорта субсидированных товаров. Также достигнуто соглашение о замене квот, импортных лицензий и др. ограничений на импорт, на таможенные тарифы, которые подлежат дальнейшему постепенному снижению.

Услуги: достигнута договоренность о разработке основных правил с тем, чтобы гарантировать предприятиям и организациям сферы услуг предоставление тех же условий деятельности за рубежом, какие они имеют в своих странах. В некоторых областях сферы услуг переговоры продолжаются.

Интеллектуальная собственность: достигнута договоренность об обеспечении защиты патентов, торговых марок и авторских прав и о введении в действие соответствующих законодательных и нормативных актов, а также об ограничении торговли поддельными произведениями творчества и поддельными изобретениями.

Инвестиции: достигнута договоренность об отказе от применения мер, ограничивающих или принуждающих осуществлять некоторые виды инвестиций, о предоставлении «национального режима» иностранным инвесторам, а также об отмене квот и других ограничений.

Субсидии: достигнута договоренность о повышении «предсказуемости» правил, регулирующих законное применение торговых субсидий, путем разделения всех субсидий на следующие три класса: запрещенные, дающие основание для принятия ответных мер, не дающие такого основания.

Демпинг: достигнута договоренность о разработке более подробных правил, устанавливающих временные ограничения на импорт для защиты внутренней промышленности от наплыва недобросовестно продаваемой импортной продукции (т.е. мер по защите внутренних производителей).

Страны-члены ГАТТ договорились, что вводимые ими меры по защите внутренней экономики не будут действовать в течении 8 лет. Кроме того, они договорились о введении запрета на применение так называемых мер серой сферы, т.е. добровольных мер.

1.2. Правовые основы ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли.

ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили «Уругвайский раунд» переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. «Марракешская Декларация» от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать «укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире». ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Для проведения многосторонних переговоров в рамках «Уругвайского раунда» была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа -Комитета по надзору — призванного наблюдать за выполнением взятых участниками на себя обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп — по таможенным тарифам; по нетарифным мерам, по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по соглашениям и . договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.