Австрийская Республика — сравнительно небольшая (площадь территории 83,86 тыс. кв.км., население — 8,1 млн. чел.) высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством, разветвленной транспортной системой, развитыми сферами торговли, услуг и туризма, входящая в число наиболее стабильных и благополучных в социально-экономическом отношении стран Европы. Австрийская экономика отличается сравнительно низким уровнем инфляции и безработицы. Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая. Рынок Австрии — один из самых емких в Европе. Покупательная активность предприятий и домашних хозяйств этой страны — хороший стимул для большинства стран — экспортеров Европы, в том числе и Российской Федерации.
В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является экономика Австрии.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов развития экономики Австрии на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить особенности экономического развития Австрии во II половине XX века;
- рассмотреть структуру современной экономики Австрии;
- дать характеристику внешней торговле и внешнеторговой политике Австрии, ее значения в МРТ;
- изучить характер инвестиционной политики Австрии.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
I.Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии
1.1 Особенности экономического развития Австрии во второй половине XX века
Распад Австро-Венгерской монархии на ряд отдельных государств в конце Первой мировой войны породил серьезные экономические проблемы для Австрии. Новая республика Австрия внезапно осталась без своего главного источника продовольствия и угля. Потребовалось несколько лет, чтобы реорганизовать экономику страны и достичь известного уровня благосостояния. В 1929 начался мировой экономический кризис. В течение ряда лет страна в значительной мере зависела от внешней помощи, и только к 1937 смогла создать экономическую базу. В марте 1938 Австрия была присоединена к Германскому рейху. В 1945 экономика Австрии пребывала в состоянии хаоса. Разрушение и обнищание, вызванные войной, наплыв беженцев и перемещенных лиц, переход военных предприятий на выпуск мирной продукции, сдвиги в мировой торговле и наличие границ между зонами оккупации союзников — все это создавало казалось бы непреодолимые препятствия на пути восстановления экономики. В течение трех лет большинство жителей австрийских городов отчаянно боролись за выживание. Оккупационные власти помогали в организации снабжения продуктами. Благодаря хорошему урожаю 1948 нормирование продуктов было смягчено, а два года спустя все ограничения на продукты были сняты [1].
Экономика развитых стран
... период. С расширением колониальных империй, развитием внешне-торговых обменов экономика западных стран становилась бо-лее открытой. Британия ... сектора, выступает первичным элементом всей системы функционирования мирового хозяйства. Он включает внутренние связи, которые характеризуют ... Нидерландов -- 52, Австрии -- 40, Швейцарии, Дании -- 37% ВВП. В этих пределах в таких странах отмечается и импортная ...
В западных зонах оккупации помощь по плану Маршалла и другим программам дала быстрые результаты. Национализация трех крупнейших австрийских банков и почти 70 промышленных концернов (угледобывающих, сталелитейных, энергетических, машиностроительных и в сфере речного транспорта) в 1946-1947 дала значительные экономические преимущества. Доходы от государственных предприятий были направлены на дальнейшее развитие промышленности. АНП предложила допустить элементы частной собственности в национализированном секторе экономики, продав часть акций мелким владельцам, в то время как социалисты призывали к расширению сферы государственной собственности. Радикальная денежная реформа стабилизировала и ускорила восстановление экономики. Таким образом, тяжелые разрушения в результате войны, последующая советская оккупация Венского бассейна, важного промышленного района Австрии, и послевоенное разделение страны державами-победительницами привели к полной перестройке экономики Австрии. План Маршалла и другие формы помощи со стороны США, исчислявшиеся суммой более 1 млрд. долл., имели решающее значение для перестройки австрийской экономики. В течение 10 лет (1945-1955) значительная часть экономики страны, включая ее жизненно важные нефтяные ресурсы, не находилась под австрийским контролем и не могла способствовать ее реконструкции.
С подписанием в 1955 году Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии Декларации о независимости Австрии СССР, США, Великобританией, Францией и Австрией закончился оккупационный период. Австрия была признана суверенным и независимым государством. В октябре того же года австрийский парламент принял конституционный закон, провозглашающий вечный нейтралитет и отказ в будущем от участия в каких-либо военных альянсах и запрет на размещение любых военных баз на своей территории. С этого момента Австрия строила свою внешнюю политику отталкиваясь от принципа постоянного нейтралитета. Экономика Австрии устойчиво развивалась с конца 1950-х и до середины 1970-х годов. В начале 1980-х годов произошло замедление роста, после 1988 — новое его ускорение. С 1992 рост экономики вновь снова замедлился из-за международного экономического спада, уменьшения экспорта и высоких темпов инфляции. Рост потребительского спроса в соседних с Австрией странах Восточной Европы в середине 1990-х годов позволил оживить экономику страны. После присоединения в 1995 к ЕС Австрия резко сократила государственные расходы, готовясь вступить в Европейский валютный союз. Эти меры также замедлили общий рост экономики [2].
Одной из особенностей развития явилось то, что, начиная с конца 1940-х годов, в Австрии сложилась уникальная система социального и экономического сотрудничества, которая способствовала политической стабильности и экономической эффективности по крайней мере до конца 1980-х годов. Это социальное партнерство возникло в связи с послевоенным экономическим отставанием Австрии от многих стран Западной Европы. В социальное партнерство вовлечены четыре основные группы общества: работодатели, работники, крестьяне и профсоюзы. Его институциональным воплощением является Паритетная комиссия, которая состоит из ведущих представителей каждой из этих групп и высших государственных чиновников. Паритетная комиссия выработала политику сдерживания роста цен и зарплат.[3] В 90-е годы, Австрия стала изменять свою внешнюю политику в плане нейтралитета, открыв своё воздушное пространство для полётов самолётов, задействованных в Войне в Персидском заливе в 1991 году. С 1995 года Австрия активно участвует в структуре безопасности Европейского союза.
Управление инвестиционной деятельностью на предприятиях пищевой ...
... годы. 1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ, 1.1 Анализ развития инвестиционной деятельности в России и за рубежом Для диагностики современного состояния российской экономики ... следующие особенности экономического развития в 2009 году: негативное воздействие кризиса на качественные характеристики экономики. Если до кризиса экономический рост ...
1.2. Особенности развития экономической политики Австрии
Государственная экономическая политика в Австрии формируется и реализуется исходя из рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов ЕС. В ходе эволюции концепции экономической политики в послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности, Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и порождающим структурные дисбалансы. Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности замещения их продукции более эффективным импортом. Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в добывающей промышленности) осуществлялся поэтапно. Государство активно участвовало в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и т.п.).
Сегодня государственная экономическая политика в Австрии концентрируется на создании рамочных условий деятельности промышленных предприятий законодательным путем, обеспечивая механизмами исполнительной власти. А также предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации. При этом важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования (подробнее во второй главе).
Страны Европы в период реставрации и революции (1815–1847 гг.)
... чертой индустриального развития страны стал опережающий рост машиностроения и станкостроения. Особенно большое значение для быстрого роста промышленности имело развитие транспорта. С 1830 года в Англии началось быстрое строительство железных дорог. К1850 году длина ...
Ключевым элементом экономической политики в Австрии является содействие повышению конкурентоспособности товаров австрийского производства, что достигается, прежде всего, улучшением качества продукции при одновременном снижении их удельной себестоимости за счет применения прогрессивных энерго-, ресурсо- и времясберегающих технологий. Серьезное значение для повышения конкурентоспособности промышленных изделий имеет, по мнению австрийских продуцентов, повышение качества рабочей силы, то есть уровня образования, профессиональной подготовки и квалификации работников. Определенное значение в государственой экономической политике имеет обеспечение предпосылок роста частного предпринимательства, либерализация административно-правовых требований, упрощение и ускорение организационных процедур в процессе создания предприятий и фирм, улучшение информационного и консультационного обслуживания начинающих предпринимателей. В качестве важного фактора обеспечения нормальной работы промышленности правительство рассматривает развитие экспорта. Комплекс мер на этом направлении предусматривает поддержку отечественных экспортеров в обработке ими наиболее перспективных внешних рынков; совершенствование системы кредитования и гарантирования экспортных поставок, облегчение доступа к ней ориентированных на экспорт средних и мелких производителей-субпоставщиков и др. [4].
На сегодняшний день Австрийская республика принимает активное участие в международном движении капитала. Ее стратегической задачей продолжает оставаться повышение привлекательности Австрии и ее столицы Вены как одного из международных центров экономической, финансовой и предпринимательской активности для вложений австрийских и иностранных капиталов. Одной из основных целей вступления Австрии в ЕС является обеспечение масштабного притока зарубежных инвестиций. Оба процесса, связанные с экспортом и импортом капитала, увеличивают возможности доступа австрийских компаний к передовым технологиям, более дешевым и качественным компонентам производства, новым человеческим ресурсам.
1.3. Структура современной экономики Австрии.
Компании — лидеры
Важнейшей отраслью экономики является промышленность. Ее доля в создании ВВП страны составляет (в неизменных ценах нетто без учета взаимных поставок и субпоставок, а также НДС, импортных налогов и сборов) около 22%. В Австрии насчитывается ок. 7 тыс. промышленных предприятий с числом занятых 530 тыс. чел. Подавляющее большинство промышленных предприятий — мелкие и средние, лишь 2% предприятий имеют число занятых 500 и более[5].
Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая. В 1987г. правительством была принята программа санирования ЭИАГ, направленная на приватизацию рентабельных предприятий и ликвидацию неэффективных производств. В результате к концу 2000г. в полной собственности государства оставались компании «Доротеум» (аукционная деятельность, торговля антиквариатом и произведениями искусства) и ЭБАГ (горнодобыча).
Государство сохраняло за собой долевое участие в капитале концернов «Аустриа Табак» — 41,1%, «Аустриан Эйрлайнз» — 39,7% (авиакомпания), «Фест-Альпине Шталь» — 38,8% (чермет), «Белер-Уддехольм» — 25% (чермет), «Фест-Альпине Технолоджи» — 24% (оборудование для металлургии и энергетики), «Эстеррайхише Минеральфервальтунг» — 35% (нефтегазпром), «Телеком Аустриа» — 58,7%. Объем промышленного производства в Австрии составляет в текущих ценах брутто, включая взаимные поставки и субпоставки предприятий, 1,27 трлн. шилл. Портфель заказов в промышленности оценивается в 212 млрд. шилл., причем свыше 60% приходилось на заказы со стороны внешнего рынка.
Малые горные предприятия в системе горнодобывающей промышленности ...
... означает, что будущее горнодобывающей промышленности нашей страны во многом будет определяться небольшими (малыми) горными предприятиями, более высокая эффективность работы которых в этих ... менеджмента, экономики горнодобывающей промышленности, трансформированные применительно к предмету настоящего исследования; монографии и публикации ведущих отечественных и зарубежных ученых, материалы научно- ...
В автомобилестроении важнейшую часть составляет производство двигателей (900 тыс.ед. в год) и коробок передач, при доле их экспорта свыше 90%. В области электронных технологий Австрия завоевала себе международное признание, изготавливая на заказ интегральные микросхемы и чипы. Все большее значение приобретает производство, в основном на экспорт, комплексного промышленного оборудования. При наличии значительного числа современных промышленных предприятий и высокотехнологичных специализированных производств Австрия в целом, однако, уступает ряду промышленно развитых западных стран по уровню наукоемкости продукции. В промышленности страны велика доля малых и средних предприятий. Разрабатываются месторождения бурого угля, железной, свинцово-цинковой и вольфрамовых руд, магнезита, доломита, графита, известняка и мрамора, природного газа и нефти. Однако постоянное развитие промышленности все более увеличивает необходимость дополнительных импортных поставок.За счет импорта на 80% обеспечиваются потребности страны в природном газе, на 70% — в твердом топливе, на 85% — в нефти. Потребности в каменном угле целиком покрываются за счет импорта. В стране функционирует 1900 электростанций, в т.ч. 300 ТЭС; общая установленная мощность электростанций составляет 18 тыс. Мвт. При этом почти 1/3 ГЭС имеют мощность менее 1 Мвт. 70% производимой электроэнергии дают ГЭС. В 2000г. производство электроэнергии составило 60,4 млрд. квт.ч[6].
Сокращение внутреннего производства основных видов сырьевых товаров и растущая зависимость от их импорта, ведут к снижению значения в экономике Австрии добывающих и росту значимости перерабатывающих отраслей промышленности, увеличению роли производств, выпускающих готовую продукцию, в т.ч. сложную современную технику и прогрессивные технологии. Постоянно расширяется потенциал гидроэлектростанций, Австрия — крупнейший в ЕС производитель гидроэлектроэнергии. Важной отраслью экономики является строительная индустрия, базирующаяся на использовании самой современной техники и технологий. Австрийские строительные фирмы имеют богатый опыт в сооружении жилых и административных зданий, промышленных предприятий, мостов и электростанций, тоннелей, ж/д и автомобильных магистралей, в т.ч. в условиях сложного горного рельефа местности. Австрия располагает развитой сетью железных и шоссейных дорог, осуществляет перевозки речным и воздушным транспортом, а также транспортировки по трубопроводам. В 2005г. всеми видами транспорта в Австрии было перевезено 469 млн.т. грузов, что на 6,1% больше чем в 2004г. Важнейшую роль в осуществлении транспортных перевозок в Австрии играет автотранспорт, что объясняется небольшими размерами страны, а также наличием развитой сети шоссейных дорог и современных автотранспортных средств. Протяженность федеральных автодорог в Австрии составляет 16 тыс. км, а дорог местного значения с асфальтовым покрытием – 30 тыс.км. В 2005г. автотранспортом было перевезено 308 млн.т. грузов, что на 4,8% больше, чем в 2004г. Определенной проблемой для Австрии являются растущие перевозки транзитных грузов автомобильным транспортом через территорию страны. Большой поток транзитных грузовых автомобилей создает препятствия для движения по дорогам страны, особенно в летние месяцы, приводит к повреждениям их покрытий и нарушает экологию. Поэтому предпринимаются меры по переводу части транзитных грузопотоков с автомобильного на ж/д транспорт.
Государственной управление реформированием здравоохранения в ...
... Определить роль Европейского регионального бюро ВОЗ Объектом исследования является система здравоохранения в РФ, странах СНГ и в Центрально-Европейской Европе. Предметом исследования выступают ... дальнейшего развития рыночной экономики и необходимости поиска новых форм, методов системного управленческого воздействия со стороны государства на развитие здравоохранения крайне актуальной становится ...
Общая протяженность австрийских железных дорог составляет 6,670 тыс.км., из которых 3,545 тыс.км. электрифицированы. 5,656 тыс.км составляет протяженность федеральных железных дорог. Имеются железные дороги местного значения, но их роль невелика. Протяженность частных дорог – 590 км. Общее количество тягового состава Австрийских федеральных железных дорог – 1,582 тыс.ед., в т.ч. 799 электровозов и 501 тепловозов. Из 20,676 тыс.ед. подвижного состава государственных железных дорог 17,479 тыс.ед. составляют грузовые вагоны. В 2005г. объем перевозок грузов по австрийским железным дорогам составил 85,4 млн.т., что на 4,2% больше чем в 2004г. При этом на перевозки во внутреннем сообщении пришлось 20,5 млн.т., на транспортное обслуживание внешнеторгового грузооборота – 31,8 млн.т., а на транзитные перевозки – 15,6 млн.т. Пассажирские перевозки по железным дорогам Австрии в 2005г. составили 187,9 млн.чел., что на 2,28% больше чем в 2004г. В целом, ж/д транспорт Австрии работает нерентабельно в связи с убыточной эксплуатацией ж/д путей местного значения. В 2008г. автотранспортом было перевезено 369 млн.т. грузов (308 млн.т. в 2005 г).
Как и в 2007, наиболее часто перевозится сырая, полезные ископаемые и строительные материалы. Высокопродуктивное сельское хозяйство практически полностью покрывает потребности страны в основных продуктах питания (за исключением частично импортируемых овощей, фруктов, растительных масел и картофеля).
В сельском хозяйстве действуют жесткие нормативы применения средств защиты растений и удобрений. В Австрии 20 тыс. крестьянских хозяйств производят экологически чистую продукцию, в этом отношении страна играет ведущую роль в Европе. Аграрная политика страны направлена на регулирование объемов производства в соответствии с аграрной политикой ЕС, развитие крестьянских хозяйств в альпийских районах, улучшение структуры сельского хозяйства, повышение качества и экологической чистоты продукции, стимулирование возделывания альтернативных культур в целях замещения импорта, ограничение применения минеральных удобрений, химических средств защиты растений и кормовых добавок, не отвечающих жестким нормам охраны окружающей среды и здравоохранения. Существенной опорой австрийской экономики является туризм. По количеству ночевок иностранных туристов страна занимает пятое место в Европе, а по доходам от туризма на душу населения — первое [7].
В период с января по декабрь 2010 года общее количество ночевок составило 124,8 млн., что на 0,4 % выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Из них 89,8 млн. – приходится на иностранцев, и 35 млн. на внутренних туристов. Наибольшее число ночевок, проводимых иностранными туристами в Австрии с января по декабрь 2010 года, по-прежнему приходится на граждан Германии – 48,1 млн. (на 1,5 % меньше, чем в предыдущем году).
Перспективы развития дорожной сети и основные направления технического ...
... дорог и обеспечение реального сектора экономики и населения в автомобильных перевозках. Мероприятия обеспечиваются объемами работ по строительству ... другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению ... Республики Беларусь является рациональное использование существующей дорожной сети, реализация преимуществ её географического ...
Второе место по данному показателю занимают туристы из Нидерландов – 9,06 млн. (меньше на 4,1 %) и далее по убывающей Швейцарии – 3,79 млн. (больше на 4,2 %), Великобритании – 3,24 млн. (меньше на 0,5 %), Италии – 3,02 млн. (больше на 0,1%), Бельгии – 2,46 млн. (меньше на 2,6 %), Чехия – 1,98 млн. (больше на 0,8 %), Франция – 1,78 млн. (больше на 2,7 %), Дания – 1,51 млн. (больше на 0,9 %), Венгрия – 1,5 млн. (больше на 0,6 %), Польша – 1,42 млн. (больше на 2,6 %), США – 1,24 млн. (больше на 11,9 %), Россия – 1,19 млн. (больше на 23,2 %), Румыния – 0,82 млн. (меньше на 2,5 %), Швеция – 0,75 млн. (больше на 9,6 %).
В рассматриваемый период число внутренних ночевок снизилось на 0,1 % (8,98 млн.), а иностранных – наоборот увеличилось на 1,6 % (35,01 млн.).
Количество ночевок как внутренних, так и внешних туристов в 5- и 4-звёздочных отелях увеличилось на 4,1 % (44,07 млн.), в 3-звёздочных уменьшилось на 0,3 % (26,73 млн.), в 2- и 1- звёздочных уменьшилось на 3,8 % (10,5 млн.), в частных домах и квартирах уменьшилось на 0,4 % (14,08 млн.) и 6,7 % (6,83 млн.) соответственно.