Сравнительная характеристика налогообложения граждан в Российской Федерации и в зарубежных странах

Курсовая работа
Содержание скрыть

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Актуальность работы заключается в том, что содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон налоговой системы во всех аспектах ее изучения — функциональном, элементном и организационном, является одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности. При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр — регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион — регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации. Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

8 стр., 3553 слов

Система налоговых органов России

... лиц Отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Отдел контроля налоговых органов Отдел камерального контроля Система налогового администрирования Эффективность функционирования налоговой системы зависит от ...

В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы — сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить теоретические основы налогообложения

2.
Рассмотреть различные теории налогообложения в трудах российских и зарубежных ученых

.
Дать характеристику налоговых систем РФ и зарубежных стран


.Предложить пути совершенствования налогообложения физических лиц в РФ

Информационной базой для данной работы послужили учебные пособия и нормативно-правовые акты.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Определение, признаки и функции налогов

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]

Налоги — основной доходный источник бюджетов любого уровня.

Признаки налогов:

·
обязательность

·
индивидуальность, безвозмездность

·
уплата в денежной форме

Функции налогов:

. Фискальная функция налогов- основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

. Контрольная
функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

7 стр., 3334 слов

Понятие налога, налогового права, его система, их функции

... системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осу­ществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, орга­низацией и функционированием системы органов налогового регу­лирования и ...

4. Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции:
стимулирующую

, дестимулирующую
и воспроизводственную
.[2]


1.2 Элементы и виды налогов

Налог считается установленным и подлежит взиманию, если в законе, вводящим его в действие определены следующие 7 элементов налога:

Налогоплательщики;

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Ставка налога;

Налоговый период;

Порядок исчисления;

Порядок и сроки уплаты налогов.

Согласно НК РФ, все элементы налога делятся на две части:

. Основные (базовые)

. Факультативные (необязательные)[3]

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

·
федеральные:

·
региональные;

·
местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установленияНалогиФедеральные
;

  • Налог на добавленную стоимость; ;
  • Акцизы; ;
  • Налог на доходы физических лиц; ;
  • Налог на прибыль организаций; ;
  • Налог на добычу полезных ископаемых; ;
  • Водный налог; ;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;
  • Государственная пошлина.

Региональные;

14 стр., 6804 слов

Защита прав налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц

... налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Глава 1. Общие положения по налогу на имущество физических лиц. 1. Понятие, субъект И объект налогообложения Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее – налоги) признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, ...

  • Налог на имущество организаций; ;
  • Транспортный налог; ;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные;

  • Земельный налог; ;
  • Налог на имущество физических лиц.
























    При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    ·
    косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.

К прямым налогам относятся:

·
налог на доходы физических лиц;

·
налог на прибыль организаций;

·
налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

·
налог на добавленную стоимость;

·
акцизы;

·
таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

13 стр., 6456 слов

Социально-экономическая сущность налогов

... части своего дохода; легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций. 1.2 Функции налогов Социально-экономическая сущность налогов, их ... - С. 252 Налоговый кодекс РФ (ст. 8) так определяет налоги: Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ...

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

·
общие;

·
специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

·
транспортный налог;

·
налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

·
закрепленные;

·
регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложенияНалогиНалоги, уплачиваемые юридическими лицами
;

  • Налог на прибыль; ;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами;

  • Налог на доходы физических лиц; ;
  • Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги;

  • Налог на добавленную стоимость; ;
  • Транспортный налог; ;
  • Налог на игорный бизнес.












    1.3Налоговая система, ее принципы и функции

    Налоговая система — это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

5 стр., 2314 слов

Налоги и налоговая система России

... власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом. Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. ...

всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

равнонапряженность — взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

обязательность — принудительность налога; неизбежность его выплаты;

самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели.

Налоговая система выполняет следующие основные функции:

фискальную — обеспечение доходов государственного бюджета;

регулирующую — регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости,

распределительную — перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц;

социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую — микроэкономическое регулирование;

контрольную — обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА И СРАВНЕНИЕ ИХ С НАЛОГОВОЙ СИСТЕМОЙ РФ, 2.1 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты в декабре 1991 г. На протяжении прошедших с этого момента лет российская налоговая система подверглась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в ходе реформы, начало которой было положено в 1999-2001 гг.

В рамках российской налоговой системы в целом косвенные налоги играют весьма значительную роль, особенно при формировании доходов федерального бюджета.

30 стр., 14636 слов

Налоговый контроль при налогообложении физических лиц на основе ...

... налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что составило 21% общей суммы налоговых поступлений. Для указанного налога характерны высокие темпы роста: в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом сумма поступлений налога возросла на ...

Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, вносят в бюджет:

) налог на доходы физических лиц

) налог на имущество с физических лиц;

) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

) земельный налог;

) государственную пошлину, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления либо органами власти субъектов Федерации.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:

·
лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд месяцев);

·
лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

Доходы, облагаемые НДФЛ

·
от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

·
от сдачи имущества в аренду;

·
доходы от источников за пределами Российской Федерации;

·
доходы в виде разного рода выигрышей;

·
иные доходы.

Доходы, не облагаемые НДФЛ

·
доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;

·
доходы, полученные в порядке наследования;

·
доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер);

·
иные доходы.

Налоговая база, Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

При определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщики имеют право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Применяются следующие
стандартные

налоговые вычеты:

·в размере
3000

рублей за каждый месяц налогового периода — для категорий налогоплательщиков, список которых приведен в пп.1 п.1 статьи 218 <#»justify»>oкаждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

20 стр., 9704 слов

Потенциал налога на доходы физических лиц в России

... налог на доходы физических лиц Предметом исследования являются социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы ... налогообложения и в том числе налогообложения доходов физических лиц Изучению и разработке социально-экономических аспектов налогообложения доходов ... рекомендованных ВАК РФ Структура диссертации. Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами ...

o
каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Стандартный налоговый вычет на ребенка предоставляется независимо от предоставления прочих стандартных вычетов.

Перечисленные выше стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных законом.

Налоговые ставки

Доходы физических лиц могут облагаться НДФЛ по перечисленным ниже ставкам:

;


  • процентов — в отношении следующих доходов:
  • o
    стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров 4000, указанных в пункте статьи 217 настоящего Кодекса;

    o
    процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;

    o
    суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.

    ;


  • процентов — в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере процентов.
  • ·
    9

    процентов — в отношении доходов:

    o
    от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

    o
    в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

    ;


  • процентов — в остальных случаях.
    17 стр., 8164 слов

    Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России теория и практика

    ... налогов в системе согласования интересов субъектов налогообложения. 4.1 Доминантные векторы развития прямого налогообложения в условиях рыночной трансформации экономики России. 4.2 Концептуальные основы формирования налоговой нагрузки субъектов налогообложения ... определены положения выносимые на защиту, приведена структура диссертации. Первая группа проблем Концепция научного познания зависит ...

    Порядок исчисления налога на доходы физических лиц

    Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Полученная сумма округляется до полных рублей, при этом сумма налога менее копеек отбрасывается, а копеек и более округляются до полного рубля.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога по соответствующим видам доходов, и исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

НДФЛ= Налоговая база * Процентная ставка

Порядок и сроки уплаты НДФЛ

Обязанность исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц лежит на налоговых агентах или на предпринимателях, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), либо занимающихся частной практикой (статьи 226, 227 НК РФ).

Задача по НДФЛ с расчетом стандартного вычета

Сотрудница предприятия Смирнова К. В., до февраля 2015 года не состоящая в зарегистрированном браке (вдова), содержит 12-летнего ребенка. Ежемесячный доход сотрудницы за период с января по май 2015 года составлял 000 рублей. февраля 2015 года был зарегистрирован повторный брак сотрудницы. Требуется рассчитать сумму налога на доходы физлица за указанный период.


Решение:

До момента регистрации повторного брака сотрудница имела право на двойной налоговый вычет на ребенка. С марта 2015 года это правило перестало действовать (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), и вычет на ребенка Смирнова К.В. далее должен предоставляться в одинарном размере.

Сумму налога за период с января по май 2015 года следует рассчитывать так:

·
НДФЛ за январь = (20 000 — (1 400 х 2)) х 0,13 = 2 236 рублей.

·
НДФЛ за февраль = (20 000 — (1 400 х 2)) х 0,13 = 2 236 рублей.

·
НДФЛ за март = (20 000 — 1 400) х 0,13 = 2 418 рублей.

·
НДФЛ за апрель = (20 000 — 1 400) х 0,13 = 2 418 рублей.

·
НДФЛ за май = (20 000 400) х 0,13 = 2 418 рублей.

А всего за указанный период сумма начисленного налога с дохода Смирновой К.В составит 2 236 + 2 236 + 2 418 + 2 418 + 2 418 = 726 рублей.

Налог на имущество физических лиц

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

·
— жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

·
— жилое помещение (квартира, комната);

·
— гараж, машино-место;

·
— единый недвижимый комплекс;

·
— объект незавершенного строительства;

·
— иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признается.

Налогоплательщики, налоговый период

Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в следующем порядке:

) в общем случае — исходя из кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости:

по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

по объектам, образованным в течение налогового периода, — на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет;

) до установления в субъекте РФ единой даты начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы — исходя из инвентаризационной стоимости объекта, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

) по объектам недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании принятого в субъекте РФ закона в перечень объектов, размещаемых на официальной сайте в порядке, установленном п. 7 ст. 378.2 НК РФ, — исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы), помещения в них, а также с 01.01.2015 г. — жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты применяются в случаях, когда налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Для целей налогообложения кадастровая стоимость каждого объекта налогообложения уменьшается на:

·
— величину кадастровой стоимости квадратных метров общей площади квартиры;

·
— величину кадастровой стоимости квадратных метров площади комнаты;

·
— величину кадастровой стоимости квадратных метров общей площади жилого дома;

·
— на один миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы (после применения вычетов) налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, но не выше предельных значений, установленных ст. 406 НК РФ (см. приложение 1).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

·
— кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

·
— вида объекта налогообложения;

·
— места нахождения объекта налогообложения;

Налоговые льготы

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения
каждого вида

по выбору налогоплательщика, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности:

·
— квартиры или комнаты;

·
— жилого дома;

·
— гаража или машино-места.

Перечень лиц, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, приведен в п. 1 ст. 407 НК РФ. В частности, к таким лицам относятся пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Льготы также предоставляются:

физическим лицам — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

физическим лицам, осуществляющим профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования.

При этом налоговая льгота
не предоставляется

в отношении:

·
— объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

·
— административно-деловых и торговых центров и помещений в них, включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Определение суммы налога

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По объектам, находящимся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. По объектам, находящимся в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Налоговый кодекс различает собственность общую долевую и общую совместную, поэтому на практике при расчете налога на недвижимость физических лиц применяются две формулы:

(Кадастровая стоимость — налоговый вычет) * размер доли *ставка налога

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Земельный налог

Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

·
земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

·
земельные участки из состава земель лесного фонда;

·
земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

·
земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

Налоговым периодом является год.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, налоговая база по налогу и исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1.
0,3 процента в отношении земельных участков:

o
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

o
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

o
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

o
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. Земельного Кодекса Российской Федерации);

2.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 Кодекса).

В случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Порядок исчисления и уплаты налога

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Уплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для физических лиц
не позднее 1 октября

года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет земельного налога физическими лицами

= ( (Кст х Д) — Н ) х Ст х Кв х К2 х Кл

где:


S

— исчисленная сумма налога;


Кст

— кадастровая стоимость земельного участка;


Д

— доля налогоплательщика в праве на земельный участок;


Н

— не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы;


Ст

— налоговая ставка;


Кв

— коэффициент владения земельным участком, который применяется для исчисления налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода (коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом периоде;


К2

— коэффициент 2, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства (исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости);


Кл

— коэффициент налоговой льготы (определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц).

2.2 Характеристика зарубежных налоговых систем

налог земельный имущество

Налоговая система Германии

Главные положения налогообложения в Германии регулируются Законом «Порядок взимания налогов» — Abgabenordnung, который можно назвать «Налоговой конституцией Германии». Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».

Налоговая система Германии характеризуется как персонифицированная, динамическая, а также обладающая яркой социальной направленностью. Общая сумма налоговых поступлений в Германии определяется следующим образом: федерация -12, федеральные земли — 13, общины — 16. Существует также церковный налог и таможенная пошлина, которая рассматривается как одна из разновидностей налогов. По объектам налогообложения разделяются 3 основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).

Налоговые сборы в Германии обеспечивают около бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

Налог на покупку в Германии составляет 3,5% (и 4,5% составляет для Берлина) от стоимости недвижимости, указанной в нотариально договоре купли-продажи объекта недвижимости. Ставка нотариуса и юриста, составляет от 1,5% до 3% от стоимости, указанной в нотариально удостоверенном договоре купли-продажи недвижимости.

Подоходный налог на физических лиц

Подоходный налог, дающий 40% налоговых поступлений Германии взимается с физических лиц. Его разновидностями являются налог на доходы с капитала и налог на заработную плату. Налоговый субъектом подоходного налога в Германии является физическое лицо, где его налогооблагаемыми доходами являются: доходы от коммерческой деятельности, доходы от сельского или лесного хозяйства, доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности (врач, дантист, адвокат, инженер и т.п.), доходы по заработной платы, доходы от капиталовложений (выплата дивидендов, процентов по ценным бумагам), доходы от аренды земли и помещений и земли, пенсии и пр. Ставки подоходного налога (для отдельных лиц) при годовом доходе:

·
— 7.835 — 52.551 евро взимается подоходный налог 14%-42% по прогрессивной шкале

·
— 52.551-250.401 евро взимается подоходный налог в размере 42%

·
— свыше 250.401 евро взимается подоходный налог 45%.

Есть некоторые уточнения в законодательстве: для одиноких необлагаемый налогом минимум составляет в Германии размер 5.616 евро в год и 11.232 евро в год для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8.153 евро в год и 16.307 евро в год для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Потом уже налог взимается по прогрессивной шкале, в частности более 120.041 евро в год-51%, для одиноких и для тех, кто состоит в браке с доходом более 240.083 евро в год-51%. В Германии однако, есть налоговые льготы для несовершеннолетних детей, возрастные льготы, льготы по таким обстоятельствам, как болезнь или несчастный случай, престарелых людей (у лиц, которые достигли возраста года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3.700 евро).

Земельный налог на владение земельными участками в Германии подразделяется на участки в сельском или лесном хозяйстве и незастроенные (застроенные) и участки земли. Расчёт земельного налога производится следующим образом:

Условная (кадастровая) стоимость данного участка умножается на процентную ставку 2,6-3,5% и умножается на ставку земельного налога установленную общиной федеральной земли, например, в Гамбурге это 540% (для застроенных и незастроенных участков), в Берлин это 810% (тип В)

Собственник имущества (домовладения) может выставить уплату земельного налога полностью в счёт арендатору. В среднем за жилые дома налог составляет 1,5-2 тыс.евро в год, за участки 0,5-4 га под производство в промышленных районах Германии налог составляет 2-6 тыс.евро в год.

Налог на доход от сдачи недвижимости в аренду уплачивается резидентами и нерезидентами непосредственно в Германии. Однако у нерезидентов есть выбор страны для уплаты такого налога. Налоговая ставка составляет 15%. В Германии действует принцип списания затрат, реально уменьшающий данный налог в натуральном выражении (к таким затратам могут быть отнесены: налог на покупку, комиссионные агентства недвижимости, как стоимость Ваших билетов на самолёт и т.д.).

Если брать не Берлин, то не европейские нерезиденты должны заплатить с арендной платы налог в размере 26,3 % от общей суммы за вычетом всех связанных с содержанием недвижимости расходов (отчисления на капитальный ремонт дома, амортизация объекта в размере 2-2,5% и др.).

Ежегодный налог на недвижимость при исчислении налога на жилой дом для индивидуального проживания объединяется вкупе с земельным налогом и составляет 0,5-1,5% ее стоимости, в среднем — 50-100 евро сотку земли, на которой находится объект — жилой дом. Базовая же ставка общего налога на имущество, находящееся у физических лиц составляет 1% от стоимости объекта недвижимости. Не облагается налогом имущество стоимостью до 120.000 евро. Промышленные предприятия и компании платят 0.6%. Необлагаемый налогом на имущество минимум для предприятий Германии 20.000 евро. Переоценка имущества для физических и юридических лиц Германии (для исчисления налоговой базы) производится 1 раз в 3 года.

Расходы на содержание недвижимости в Германии: Электричество — 0,15 евро за кВт; газовое отопление — 0,06 евро за куб.м.; вода — 2,73 евро за куб.м; вывоз мусора, уборка территории и другие услуги 1,5-2 евро за м2.

Налоговая система Германии предусматривает следующие виды налога на прибыль (доход):

Einkommensteuer (подоходный налог)

Körperschaftssteuer
(корпоративный налог)

Gewerbesteuer (промысловый налог)

Корпоративный налог

Корпоративный налог также является налогом на доход, который уплачивают юридические лица, и который взимается с годового дохода юридического лица. Двойное налогообложение распределённой прибыли и подлежащей к уплате не допускается. Распределённая прибыль облагается по ставке 36%.

Налог на добавленную стоимость (налог с оборота).

Удельный вес НДС в доходах Германии на 2012 год составляет 33%. Объектом НДС в Германии является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара, его приобретение. Можно сказать, что такой налог в Германии это общий акциз в отношении общественного и частного массового потребления. Такой налог включается в цену каждого товара с обязательным его обозначением в счете на товар. Общая ставка этого налога в Германии составляет %, но ряд продовольственных товаров и журнальной продукции облагаются по ставке 7 %.

Налог на наследование и дарение в Германии взимается на недвижимость, приобретенную путём наследования или по договору дарения. Для расчёта налога производится оценка недвижимости, как и во всех других странах определение его размера зависит от степени родства приобретателей и собственника имущества и собственно размера стоимости имущества и составляет в Германии 7%-50%. [4]

Налоговая система Великобритании

Налоговая система Великобритании <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> построена на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&action=edit&redlink=1>).

Местное правительство содержится за счет государственных грантов, налогов на коммерческую недвижимость, местного налога и, особенно в последнее время, за счет таких прибылей, как плата за парковку на улицах. Содержание центрального правительства происходит в основном за счет подоходного налога, выплат по обязательному национальному страхованию <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&action=edit&redlink=1>, НДС, корпоративных налогов и акцизных налогов на топливо, табак и алкоголь.

Любая прибыль, полученная на территории Соединенного Королевства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB:%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, облагается налогом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3> независимо от местопроживания или формального резидентства лица или страны регистрации компании.

Подоходный налог <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&action=edit&redlink=1>[en] <https://en.wikipedia.org/wiki/Income_tax_in_the_United_Kingdom> является основным налогом, собираемым государством. Налог является прогрессивным, то есть зависит от суммы дохода. Первоначальная сумма дохода налогом не облагается для всех частных лиц. В 2009-10 году эта сумма составит £6 475[1] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8>. В 2008-09 году ставка % была отменена, кроме доходов от сберегательных вкладов, если остальные доходы меньше £2 320 в год. В 2009-10 году эта сумма повышена до £2 440.

Налоговые ставки в 2010

Уровень налоговой ставкиДоход от дивидендовДоход с накопительных банковских вкладовДругие доходыУровень дохода в фунтах (сверх первоначальной суммы, не подлежащей налогообложению)Начальный уровень0 %10 %0 %0-2 440Базовый уровень10 %20 %20 %2 441-37 400Максимальный уровень32,5 %40 %40 %свыше 400

Налоговые ставки в 2014-2015

Уровень налоговой ставкиДоход от дивидендовДоход с накопительных банковских вкладовДругие доходыУровень дохода в фунтах (сверх первоначальной суммы, не подлежащей налогообложению)Начальный уровень10 %20 %20 %
£10,000 — £41,865[3] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8>Базовый уровень32,5 %40 %40 %£41,866- £150,000Максимальный уровень37,5 %42,5 %45 %свыше £150,000



Приростом капитала называется прибыль от продажи капитальных активов. Капитальными активами могут быть как недвижимость, так и финансовые активы (акции, облигации и т. д.).

Налог на прирост капитала <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0> взимается по маржинальной ставке <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0&action=edit&redlink=1> с чистого прироста капитала (после вычетов затрат и убытков).

Уровень налога зависит от периода времени, в течение которого актив находился в собственности и общего уровня доходов, подлежащих налогообложению.

Для частных лиц налог исчисляется несколько иначе, чем для компаний и зависит, помимо прочего, от назначения актива — коммерческий или частный. Налогоплательщикам предоставляется налоговая скидка: определенная первоначальная сумма прироста капитала налогом не облагается. В 2007-2008 эта сумма будет составлять £9,200 в год.

Для компаний налоговой скидки на первоначальную сумму не существует. Вместо зависимости уровня налога от длины периода владения активом, определенные скидки могут быть предоставлены в соответствии с индексом розничных цен <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%86%D0%B5%D0%BD>.

Налоговый год (Tax Year или Fiscal Year) в Великобритании начинается 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года.

Выбор странных дат для налогового года уходит корнями в прошлое. В 1752 году Англия перешла с Юлианского календаря <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C>, по которому новый год, равно как и налоговый, начинался марта, на Григорианский календарь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C> с началом нового года 1 января. Два календаря отличались на дней, и правительство, не желая терять налоги за эти дни, перенесло начало налогового года на 5 апреля, а в 1800 году на 6 апреля.

Второй основной источник финансирования государства — это обязательные выплаты по национальному страхованию. Этот налог платится как самими налогоплательщиками, так и работодателями. Существует несколько уровней выплат по национальному страхованию для разных категорий налогоплательщиков. Для работающих по найму налогоплательщиков этот уровень составляет % от зарплаты, плюс работодатель обязан платить 12,8 % за каждого наемного работника. Лица, занимающиеся собственным бизнесом, замужние неработающие женщины и лица, занимающиеся благотворительностью, также обязаны выплачивать по национальному страхованию.

Налог на добавленную стоимость (НДС, -VAT Value added tax <https://en.wikipedia.org/wiki/Value_Added_Tax_(United_Kingdom)>) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. НДС является третьим важным источником доходов государства и составляет 17,5 %. С ноября 2008 года был снижен до %. С января 2011 Великобритания повысила НДС до %.

Четвёртый источник финансирования государства — корпоративный налог (Corporation Tax <https://en.wikipedia.org/wiki/United_Kingdom_corporation_tax>), которым облагаются прибыль и доходы компаний.

С 2006 существуют два уровня корпоративного налога. Налог в % платится компаниями, доход которых превышает 1.5 миллиона фунтов. Для компаний с меньшим доходом уровень налога составляет %.

Компании, занимающиеся нефтяными разработками, платят дополнительный корпоративный налог в размере %

Гербовый сбор в размере 0,5 % взимается при покупке/продаже акций и определённых ценных бумаг. Гербовый сбор при покупке недвижимости <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8)> зависит от стоимости недвижимости[4] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8> и может достигать 7 %.

Акциз <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B7>, один из видов косвенного налога, налагается на такие вещи, как бензин, алкоголь, табак, азартные игры и средства передвижения.

Налог на наследство — прямой налог, которым облагается имущество и/или денежные средства покойного. Плательщиком данного налога является наследник покойного.

Налогом облагаются:

·
Имущество покойного, включая недвижимость, денежные накопления, ценные бумаги и т. д.

·
Подарки, сделанные покойному меньше, чем за семь лет до смерти

·
Некоторые активы, не находившиеся в непосредственном владении покойного, но статус которых изменился после его смерти (наиболее распространенный пример — пожизненное право на доходы с капитала, технически не принадлежавшего покойному).

Первые
£300 000 наследства налогом не облагаются (2007-2008 год).

Все, превышающее это сумму, облагается налогом в %. Переход имущества от умершего супруга к оставшемуся супругу налогом на наследство не облагается.[5]

Глава 3. Пути совершенствования налогообложения физических лиц в РФ

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законов. Высокие налоги — это, безусловно, негативное явление, которое порождает спад производства в целом, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов, что приводит к нарушению целостности системы налогообложения. В это же время высокий дефицит государственного бюджета требует постоянного пополнения доходной части бюджета путем увеличения налоговых поступлений. Данная ситуация присуща современной действительности в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.

Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Рассмотрим его более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [1].

В общем можно констатировать, что методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты — конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в России до сих пор этот налог является предметом острых дискуссий и споров.

Также как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет следующие основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога — это формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Её основное предназначение — это обеспечение и защита конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счёт сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферы.

С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции — это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [10].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью этого должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы, предполагается использование основных принципов налогообложения:

) Принципа справедливости — распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода;

Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству.

) принципа определенности — уплачиваемый налог, должен быть, прежде всего, точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

) принципа удобности — налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

) принципа экономии — должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [8].

Несмотря на богатую историю данного налога, он далёк от совершенства, поэтому крайне необходимо его реформирование, с целью улучшения системы обложения в целом.

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой НК РФ. Единая ставка, утверждённая 1-го января 2001 года, составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [7].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2011-2013гг:

Таблица 1.Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2011-2013гг.

Бюджет2011г2012г2013гКонсолидированный бюджет РФ, %212222Консолидированный бюджет субъекта федерации, %38,239,141,9
Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным данным в таблице, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее осложнена, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

. Низкий уровень доходов населения нашей страны, по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция — регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ую собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13-ти процентная плоская ставка, введённая ещё в 2001 году. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 года. Прогрессивная ставка налогообложения — это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода.

Несмотря на то, что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, всё же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмём в пример Японию. НДФЛ уплачивается по прогрессивной шкале, которая, в свою очередь, имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 иен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всём при этом, есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает, прежде всего, семейное положение человека, также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [8].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [9].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:

введение прогрессивной ставки налога;

введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 000 рублей);

увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);

совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;

применение всевозможных льгот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена вопросу изучения российской налоговой системы и зарубежных стран.

Была достигнута поставленная в курсовой работе цель, а именно: изучение систем налогообложения России и некоторых экономически развитых стран, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

В теоретической части работы была исследована общая характеристика налоговой системы. Во второй части работы были изучены характеристики налоговых систем зарубежных стран и РФ. Из этого можно сделать вывод, что налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом. Далее в нашей работе были выявлены недостатки налогообложения доходов физических лиц и предложены пути его совершенствования.

Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 05.08.2000 № 117-ФЗ КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».

2.Аксенов С. Налоги и налогообложение./ Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И — Курск: РФЭИ; 2010. — 356 с

3.Налоги и налогообложение / Ред. Майбуров И.А. 4-е изд. — М.: 2011. — 558 с

4.Налоги в Германии [Электронный ресурс] : <http://www.finestgroup.ru/page_info.php?pages_id=50>

5.Налоговая система Великобритании <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> [Электронный ресурс]: <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8>

6.Артемьева Ю.А. К вопросу о способах толкования налоговых норм Глобальный научный потенциал. 2013. — № 8. — С. 128-132.

7.Законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «КонсультантПлюс».

8.Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом М.,2003г.- С. 140.

9.Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации Глобальный научный потенциал. 2014. — № 5 (38).

— С. 63-65.

10.Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. — № 5. — С. 9-16.