На сегодняшний день, главной задачей российской экономики представляется образование конкурентноспособных рынков России, таким образом и в области естественных монополий. Компании естественных монополий, которые вместе формируют производственную инфраструктуру страны, представлены основой с целью оживления и формирования нашей индустрии, формирования реального сектора экономики. В следствии этого, особенную значимость обретает цель обеспеченья их экономической стабильности и финансовой производительности.
Компании области естественных монополий подвергались влиянию негативных условий переходного этапа. После многих лет в обстоятельствах экономической реформы уменьшился промышленный потенциал, техническое положение многочисленных компаний естественных монополий упало.
Структурный и технологический монополизм был присущ социалистической директивной экономике, Российские естественные монополии никак не росли в рыночной сфере естественным посредством поочередных укрупнений и переключились в рынок в собственном первозданном варианте. В следствии этого для России они в наибольшей степени находились и остаются особым определением на стыке производственной технологии с макроэкономикой, в связи с чем у многочисленных политических деятелей и экономистов велик соблазн разрешать трудности обычными административными методами.
В настоящее время интерес профессионалов и широких слоев населения притягивают конкурентная борьба на товарных рынках и трудности монополизации хозяйственной жизни.
Актуальность темы исследования состоит в том, что от действия естественных монополий непосредственно находится в зависимости благосостояние и существование общества. Можно отметить Российскую Федерацию, где законодательная основа несовершенна и имеет довольно нестабильное социально-экономическое место. С целью обеспечения высокого уровня жизни и построения устойчивой экономики в стране, необходимо принимать во внимание фактор естественных монополий. Таким образом, следует верно регулировать действия экономических субъектов.
Объектом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России.
Предметом исследования является естественная монополия в частности на примере ОАО «РЖД».
Цель данной работы: проанализировать процесс действия естественных монополий и их роль в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое монополия и ее основные типы, виды;
Роль естественных монополий в российской экономике
... а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории; б) определить роль естественной монополии в экономике; в) проследить ретроспективу естественной монополии в России и перспективы развития; г) рассмотреть законодательные аспекты в отношении естественной монополии; д) рассмотреть реформирование естественной монополии на примере электроэнергетики, ...
2. Ознакомиться с историей и причинами возникновения естественных монополий;
3. Исследовать задачи и способы регулирования естественных монополий;
4. Проанализировать современное состояние естественных монополий в экономике России;
5. Изучить перспективы развития естественных монополий;
6. Рассмотреть, как государство регулирует естественные монополии.
Практическая значимость работы заключается в том, что она отражает роль естественных монополий не только в экономике России, но и в жизни каждого из нас, а проведенный анализ обосновывает необходимость регулирования.
Для написания работы были использованы следующие методы исследования:
Метод научной абстракции. Отрасль естественных монополий была рассмотрена как абсолютно уникальная и не попадающая под определение искусственных монополий.
Анализ. Проведен анализ современного состояния естественных монополий в экономике России.
Дедукция. Проведенные исследования доказывают необходимость регулирования данной отрасли.
Индукция. Были рассмотрены механизмы регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации, что доказало необходимость постоянно корректировать законодательную базу в этой отрасли.
В данной работе использованы источники, где изложены основы естественных монополий, например: «Курс экономической теории» под редакцией М.Н. Чепуриной, Е.А. Киселевой, «Микроэкономика: учебное пособие» Л.Н. Баренбаум, «Естественная монополия и ее регулирование: от теории к российской практике» Антипина О.Н., также использовались Интернет ресурсы.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается сущность естественных монополий, а также задачи и способы их регулирования. Вторая глава посвящена исследованию роли естественных монополий в экономике России.
Глава 1. Сущность естественных монополий
1.1 История и причины возникновения естественных монополий
Понятие о естественных монополиях, связанное с экономией масштаба, сложилось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в., основательно вступило в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению в течении множества лет. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы представляется нисходящей. Источник экономии — постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях весьма велики. С ростом объема выпуска они распределяются на наибольшее число продукта и, таким образом, средние издержки уменьшаются.
В соответствии с теорией, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только в том случае, когда для любых возможных объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной — единственной фирмы.
Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть:
- особенности технологии, владеющей положительным эффектом масштаба при всяком объеме выпуска;
- экономия на разнообразии у многопродуктовой компании, издающей разную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;
- недостаточная ёмкость рынка, которая не обеспечивает даже минимально эффективный выпуск продукции.
Основной причиной существования естественной монополии является экономия от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т.д.).
Естественные монополии и их роль в экономике России
... стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов. Предметом исследования является отрасль естественных монополий и их роль в экономике России. Объектом исследования является естественная монополия в частности ...
В качестве примера естественных монополий в России можно привести «Газпром», РАО «ЕЭС», железные дороги. Эти отрасли несли бы убытки, будь они конкурентными. С естественными монополиями связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами. [6; 3]
Таким образом, проанализировав историю и основные причины возникновения естественных монополий, можно сделать вывод, что естественная монополия существует благодаря экономии от масштаба.
Для более глубокого и детального изучения проблемы монополии необходимо рассмотреть сущность, типы и виды естественных монополий, которые являются неотъемлемой частью рыночной экономики.
1.2 Сущность, типы и виды естественных монополий
Понятие «естественная монополия» впервые было использовано в ситуации установления контроля за использованием природных ресурсов (откуда и пошло название).
Это явление изучал в 1838 г. А. Курно, приведший пример собственника источника, который имел возможность осуществлять контроль за потребление воды населением, живущим ниже по течению. Через десять лет, в 1848 г. Дж. Милль обозначил разницу между искусственной и естественной монополией: первая формируется государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее вероятное упразднение способствует увеличению национального богатства. В отличие от этого естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.
В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка. В следствии этого, чем больше предприятие, чем ближе оно к 100% — процентному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, таким образом, тем ниже затраты. В таком случае данные низкие затраты и являются естественным экономическим барьером для всех, кто стремится к вторжению в отрасль. В основе естественной монополии — особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Которые и делают изготовителя монополистом.
Естественными монополиями являются компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение, водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение.
Естественные монополии порождаются в тех отраслях, в каких используется большой объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается значимой экономией на масштабах выпуска. Разделение производства из числа 2-3 или большим количеством компаний бессмысленно и приведет к тому, что масштабы изготовления каждой будут неэффективно малы и присутствует более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что наиболее крупная фирма всегда владеет преимуществами в части издержек над своими конкурентами, а мелкие фирмы в этих обстоятельствах не готовы перенести конкуренцию и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут увеличить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. А формирование новой дополнительной компании в случае появления дополнительного спроса будет обходиться достаточно дорого.
В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. К примеру, системы водоснабжения либо электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования — трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оснащения, очистных сооружений и т.д. В случае уменьшения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях многократные затраты не уменьшатся, так как главные вложения капитала ранее совершены, однако при этом возрастут средние издержки. Если в отрасли будут действовать ряд фирм, в таком случае весь объем производства распределится среди них и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оснащение) средние издержки не достигнут своего наименьшего уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. Подобное можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.
Методы государственного регулирования естественных монополий
... чертами производства либо социально-экономическими критериями административного района, схожего с географическими границами этого локального товарного рынка. 1.2 Необходимость регулирования естественной монополии Необходимость регулирования ситуации естественной монополии имеет длительную историю. Концепция естественной монополии ...
Благодаря экономии от масштаба почти все отрасли являются естественными монополиями.
Для того, чтобы изучить этот случай, покажем на рисунке 1 кривые спроса и издержек для монополии, функционирующей в отрасли, в которой имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем больше объем выпуска, тем меньше средние издержки и, таким образом, предельные издержки ниже средних издержек при всех объемах выпуска.
Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка Е2, при данном объеме выпуска MR=MC. В точке Е2 монополия получает прибыль в размере заштрихованного участка (Рm — АСm)*Qm. В какой точке достигалось бы равновесие, если бы эта отрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, можно было бы взять кривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и найти на ней точку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Этой точкой является точка Е1 на рисунке 1. Однако эта точка не может быть точкой долгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, то средние издержки были бы больше цены, и имел бы место убыток, равный расстоянию CЕ1, от каждой проданной единицы блага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.
Существует следующие типы естественных монополий:
Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу. Государственными монополиями являются, например, «Газпром» и «РЖД».
Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия, связанная с инфраструктурой, например, водо-, газо- и электроснабжение. В качестве примера инфраструктурной монополии можно привести «РусГидро» — выработка электрической энергии на гидроэлектростанциях.
Экономика производства кормовых культур в полевых условиях
... на корма. Цель курсовой работы Углубить и расширить свои теоретические знания в экономике производства ... огромна и многообразна. Она является первой предпосылкой и естественной основой общественного производства и непременным условием ... использование поголовья животных, повысить их продуктивность. Поэтому темпы развития кормовой базы должны опережать темпы роста поголовья. С ростом производства кормов ...
Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса. Например, городские телефоны. [7; 8]
Виды естественных монополий:
- Однопродуктовая. Достаточное условие существования-
возрастающая отдача от масштаба на всем диапазоне спроса. Необходимое условие существования-субаддитивность функции издержек.
- Многопродуктовая. Необходимое и достаточное условие
существования-субаддитивность функции издержек. Наличие возрастающей отдачи от масштаба необязательно, поскольку экономия от разнообразия может превысить действие убывающей отдачи от масштаба. Пример: электроэнергия, поставляемая в пиковые и непиковые часы, пассажирские и товарные железнодорожные перевозки и т.п.
- Постоянная. Характеризуется возрастающей отдачей от
масштаба на всем диапазоне возможного объема производства.
- Временная. Характеризуется возрастающей отдачей от
масштаба только до определенного объема производства, превышение которого приводит к убывающей отдаче от масштаба (это открывает возможность для входа в отрасль новых фирм и развития конкуренции).[5]
Итак, рассмотрев сущность, виды и типы естественных монополий, график экономии от масштаба вывод получается следующий:
1) Существование естественной монополии безотносительно к усилиям государства и закона;
2) При естественных монополиях реальный размер рынка меньше оптимального размера предприятия;
3) Основа естественных монополий-особенности обслуживания потребителя и технологии производства;
— В связи с тем, что естественные монополии не могут существовать как простые конкурентные фирмы и должны регулироваться, то, следовательно, следующий параграф этому и будет посвящен.
1.3 Задачи и способы регулирования естественных монополий
Главной задачей регулирования деятельности естественных монополий является формирование барьеров с целью увеличения цен на производимые блага либо для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.
Право определять региональные границы деятельности естественного монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать, предоставлено правительству. Например, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов определяются государственными или муниципальными органами.
Основным условием снижения цен и повышения объема предложения товара в рыночной экономике является конкуренция. Однако в рассматриваемой ситуации экономия от масштаба представляется препятствием для включения механизма конкуренции. Естественные монополия в данных условиях является структурой, минимизирующей издержки производства. Потому что при наличии большого количества фирм отрасль утрачивает существующие плюсы. Средние издержки 2-х или более фирм были бы выше, так как объем производства каждой из них был бы меньше, чем у единственной фирмы. Из этого следует, что масштаб производства является фактором, который формирует барьеры для вхождения конкурента в отрасль. Если бы цена и выпуск продукции устанавливались конкурентным путем, то в этом случае объем производства каждой фирмы был бы на более низком уровне, а, следовательно, и с более высокими средними издержками. Таким образом, антимонопольное регулирование, мешающее образованию естественной монополии, увеличило бы общие издержки общества.
Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование
... естественных монополий будет дана ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение естественных монополий. Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в ... регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. ...
Рисунок 2 Чистые потери общества от естественной монополии.
Однако нерегулируемая монополия ограничивает выпуск продукции на уровне Q1 и тем самым создает чистые потери общества в размере заштрихованной площади E1EE3 на рис. 2. Таким образом, интересы эффективности требуют замены рыночных сил: монопольного производителя необходимо заставить производить более Q1 и назначить цену ниже Р1 или с помощью регулирования его деятельности, либо национализацией соответствующей отрасли.
Как и в условиях конкуренции, издержки должны минимизироваться, а цены формироваться на основе предельных издержек. Помимо этого, органы регулирования обязаны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя-естественного монополиста. В случае, если податься интересам потребителей и установить цены ниже издержек производства, это приведет к разорению и банкротству предприятий или потребует повышения налогов для возмещения убытков производства за счет государственных субсидий. Следовательно, основные правила регулирования деятельности естественных монополий состоят в следующем.
Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.
Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обусловливают повышение чистых потерь общества. В случае, если величина LMC ниже цены, в таком случае продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком большой. Но в естественных монополиях издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. Это означает, что LMC всегда ниже LAC. Установление цены на уровне пересечения LMC и кривой спроса D (точка Е3) означает производство продукции в объеме Q3 и соответствующий уровень цены Р3, которая в данном случае оказывается ниже величины LAC. Эта отрасль не получает нормальной прибыли на вложенный капитал. Таким образом, государство должно стремиться к установлению цен, максимально приближенных к предельным издержкам дли минимизации «мертвого убытка» общества, но, вместе с тем, обеспечивать получение дохода, необходимого для возмещения издержек фирмы-монополиста.
Использование двухкомпонентного тарифа является одним из способов, с помощью которого можно добиться такого баланса.
Двухкомпонентный тариф — это система ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а потом с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.
Такой тариф может быть установлен при предоставлении услуг телефонной связи или снабжения электроэнергией. К примеру, может быть установлена фиксированная плата за подключение к государственной электрической сети, а затем — отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Прибыль от фиксированной составляющей платы за услугу дает компании возможность компенсировать собственные издержки даже в том случае, если переменная составляющая равна предельным издержкам. Телефонные компании могут предусматривать возможность пользования услугами, например, городской сети по фиксированному тарифу, а междугородной связью за дополнительную плату.
Конспект «Монополия и конкуренция» по экономике для 9 класса
... по химическому составу); Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития. Характеристика ...
Фиксированный тариф может быть установлен за пользование определенным объемом услуг (время телефонного разговора, количество квт\час электроэнергии, куб. м газа и т.п.), сверх которого включается дополнительная плата за единицу услуги.
Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.
Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна гарантировать как минимум нормальный доход на капитал, включающий явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала.
Таким образом, ценовое регулирование отрасли естественного монополиста подразумевает, что государство определяет такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. Поэтому регулируемая цена устанавливается на уровне пересечения LAC и кривой спроса D. При этом потери общественного благосостояния минимизированы по сравнению с монопольным установлением цены на уровне Р1.
Существует две проблемы, связанные с ценообразованием на основе долгосрочных средних издержек.
1. При объеме выпуска Q2 продукции производится меньше, так как цена превышает долгосрочные предельные издержки. Величина потерь общества при этом соответствует затененной оббласти Е2СЕ3 на рис. 2.
2. Долгосрочные предельные издержки мнногих предприятий й естественных монополий, в частности, сферы коммунального обслуживания, имеют тенденцию к изменению в течении суток (день-ночь) или в зависимости от сезона (зима-лето).
Цены должны отражать эти изменения величиныLMCво времени. Цены, базирующиеся на LAC, такого изменения затрат обычно не отражают.
Если цена установлена выше LAC, то тем самым увеличивается прибыль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества возрастают. Следовательно, государственные регулирующие органы не выполняют свою задачу по защите потребителя услуг отрасли и сокращению потерь общества.
Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.
Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации издержек.
Итак, появляется еще одна задача регулирования-проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек-установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях сокращение издержек приводит к повышению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу.
Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом данного фактора. Чем более неопределенными, а, следовательно, более изменчивыми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще совершается пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические улучшения, способные снизить издержки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкиваются с дилеммой: соблюдать за изменениями спроса и издержек или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода. [2, с.167]
Государственное регулирование цен
... регулирование или государственный контроль над ценами. Если в целом рассматривать государство в экономике, то мы можем отметить, что роль его велика. Государство ставит перед собой задачи: 1. минимизировать отрицательные последствия рыночного ... это рынок, где удовлетворяются условия совершенной конкуренции. На совершенно ... олигополия, монополия., 1.2 Особенности совершенно конкурентного рынка В ...
Подведя итог, можно сказать, что использование экономического регулирования нужно для: обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и контролируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); стимулирования предприятий к уменьшению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.; определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на для различных типов потребителей; формирования условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Также следует отметить, что естественная монополия-это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживет себя, пока существуют отрасли, потребность населения в продукции которых столь велика, и пока существует дифференциация общества.
В этой главе мы рассмотрели сущность естественных монополий, во второй главе мы изучим роль естественных монополий в экономике России.
Глава 2. Роль естественных монополий в экономике России
2.1 Анализ современного состояния (положения) естественных монополий в экономике России на примере холдинга «РЖД»
Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно подвижными. Это значит, что согласно главным чертам естественной монополией можно охарактеризовать многие отрасли экономики. Однако официально данные сферы формируются только на уровне закона.
В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские транспортировки дальнего следования осуществляет один и тот же оператор.
Холдинг «Российские железные дороги» является основной железнодорожной компанией России и одной из наиболее крупных акционерных компаний в мировом транспортном секторе.
ОАО «РЖД» выполняет 44,5% грузооборота и 30,6% пассажирооборота всей транспортной системы страны, обеспечивает формирование 1,7% ВВП России, 1,5% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, около 4% от общего объема капитальных вложений в России.
ОАО «РЖД» входит в ТОП-5 крупнейших компаний России, занимает лидирующие позиции из числа мировых акционерных компаний в области транспорта:
- 2 место в мире и 1 место в Европе по протяженности инфраструктуры в собственности, протяженности электрифицированных линий;
- 2 место в мире и 1 место в Европе по грузообороту;
- входит в 10 крупнейших в мире и 3 крупнейших в Европе транспортных компаний по пассажирообороту;
— относится к наиболее успешным железнодорожным компаниям по основным показателям эффективности: интенсивности использования инфраструктуры, производительности локомотива, себестоимости перевозок, удельным расходам топливно-энергетических ресурсов на перевозки.
За время своего формирования компания прошла нелегкий путь становления и развития корпоративного управления. С 2003 года в ходе структурного реформирования отрасли было учреждено 85 дочерних и зависимых обществ, сформирована система корпоративного управления в соответствии с требованиями международных стандартов, обеспечено эффективное взаимодействие с другими акционерами обществами. В то же время в целях развития рыночных отношений и конкуренции в отрасли, ОАО «РЖД» реализовало акции ДЗО на сумму 250 млрд. рублей.
Банковская система России: структура, этапы развития
... так и не начал функционировать. Развитие экономики ... и политикой денежно-кредитного регулирования. ... и краткосрочных кредитных учреждений. Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 году - полная ее реорганизация. Была декларирована монополия ... России проанализировать тенденции и проблемы развития банковской системы России. 1. Банковская система РФ: структура и ...
Холдинг является одним из наиболее привлекательных заемщиков на российском и зарубежном рынках капитала. ОАО «РЖД» имеет стабильные кредитные рейтинги на уровне не ниже суверенных, проводит активную работу по раскрытию информации, свободно взаимодействует с инвесторами, что дает возможность привлекать кредиты и займы на рекордных для российских компаний условиях.
ОАО «РЖД» обеспечивает 1,3% численности занятых в экономике страны (Холдинг — более 1,6%), еще около 1% занятости в стране осуществляется за счет его регулярных заказов и инвестиций. Деятельность Холдинга на всех стадиях структурного реформирования и развития основывается на принципах общественной ответственности и партнерства между работодателем и трудовым коллективом. Обеспечение конкурентоспособности заработной платы сотрудников и согласованного Коллективным договором уровня социальной поддержки являются приоритетами проводимой социальной политики.
Холдинг «РЖД» представляется одним из крупнейших инвесторов в экономику России, размер инвестиций Холдинга за период 2004-2012 гг. превысил 3 трлн. рублей в ценах соответствующих лет. Реализованные капитальные вложения смогли увеличить перевозки грузов в международном сообщении более чем на 150 млн. тонн в год, обеспечить более чем на 40% больший, чем в 2004 г. грузооборот, запустить процедуру обновления главных фондов, модернизации пути, осуществить многие нереализованные инфраструктурные проекты. [10]
По оперативным данным, в 2013 году на инфраструктуре ОАО «РЖД» перевезено 1 млрд 80,8 млн пассажиров. Из них в дальнем следовании перевезено 110,7 млн пассажиров, в пригородном сообщении — 970,1 млн.
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» в 2013 году снизился на 4,2% к уровню предыдущего года и составил 138,5 млрд пасс-км, в том числе в дальнем следовании — 105,7 млрд (-6,4%), в пригородном сообщении — 32,7 млрд (+3,6%).
В декабре 2013 года, по оперативным данным, перевезено 89,2 млн пассажиров, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в пригородном сообщении отправлено 80,9 млн пассажиров (+4,5%), в дальнем следовании — 8,3 млн (-8,1%).
Пассажирооборот в декабре 2013 года составил 9,8 млрд пасс-км, что на 4,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. [10]
Итак, проанализировав положение естественных монополий на примере «РЖД» можно сделать вывод, что в настоящее время ОАО «РЖД» является уникальной компанией, занимающей стратегические позиции в транспортном комплексе Российской Федерации, оказывающей значительное влияние на многие аспекты социально-экономического развития государства.
В этом параграфе мы провели анализ естественных монополий на примере «РЖД», для более глубокого изучения роли естественных монополий в экономике России, в следующем параграфе рассмотрим перспективы развития естественных монополий.
2.2 Проблемы и перспективы развития естественных монополий в национальной экономике
В настоящее время естественные монополии являются ядрообразующим элементом национальной экономики. По оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), ФСК РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и РЖД обеспечивают 13,5 % ВВП и 16 % всей прибыли страны, а на этих предприятиях задействовано более 4 % занятых в экономике. Под влиянием усиливающихся глобализационных процессов естественные монополии становятся ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы в целом. Политика тарифообразования естественных монополий и объемы производственного потребления продукции реальным сектором экономики проявляют непосредственное влияние на интенсивный рост национальной экономики и устойчивость ее развития. Например, в условиях снижения уровня платежеспособного спроса и дефицита денежных средств именно рост тарифов на продукцию естественных монополий способствовал снижению объемов производства во всех отраслях экономики страны. В результате в конце 1990-х гг. газовая отрасль, электроэнергетика и железнодорожный транспорт сыграли роль фактически основных доноров российской экономики, при этом переживая кризис неплатежей и недоинвестирования в свои основные фонды. Рост платежеспособного спроса в начале 2000-х гг. способствовал восстановлению национальной экономики, в том числе и отраслей естественных монополий. Естественные монополии были вынуждены повышать тарифы, которые в этот период устойчиво опережали динамику промышленных цен в целом, спровоцировав рост инфляции в начале 2000-х гг. При этом, незначительный рост тарифов в газовой отрасли стал возможен благодаря субсидированию «Газпромом» внутренних цен за счет внешних. Одновременно с ростом тарифов на товары и услуги естественных монополий в последнее десятилетие наблюдается значительный по сравнению с другими отраслями экономики рост численности занятых в отраслях естественных монополий, заработной платы, удельного веса монополий в инвестициях и др. Однако, в условиях усиливающихся глобализационных процессов, многие российские производители оказались вытеснены с внешнего и внутреннего рынка, будучи не в состоянии противостоять иностранным конкурентам, что связано с низким уровнем технологического оснащения и соответственного неудовлетворительного качества продукции. В результате изменилась роль предприятий естественных монополий в отечественной экономике. Так, развитие топливно-энергетического комплекса предопределило экспортно-сырьевую направленность развития экономики России в ущерб развитию других отраслей реального сектора.
Быстрому развитию газовой отрасли в нашей стране способствует формирование рынка сжиженного природного газа. Согласно прогнозам экспертов, к 2020 г. его ввоз может увеличиться до 104 млрд м3 в год — прежде всего за счет увеличения доли потребления газа в электроэнергетике. Поставки сжиженного газа танкерами, по сравнению с трубопроводной поставкой, обладают некоторыми преимуществами для тех стран, которые находятся на больших расстояниях от ресурсов газа в других странах. Наряду со стабильным, бесперебойным и экономически эффективным удовлетворением внутреннего спроса на газ основной целью развития газовой отрасли является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики и реализация политических интересов страны в Европе, где российский газ занимает доминирующее положение, а также в США и Азиатско-Тихо-океанском регионе. В настоящее время Россия является одним из крупнейших мировых производителей минерального сырья — 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, треть из которых введена в эксплуатацию. Российские месторождения составляют более 10 % мировых запасов нефти, одну треть газа, 11 % угля и более одной четверти запасов железных руд, являясь основным поставщиком энергоносителей в Европу. По оценкам экспертов, стоимость разведанных минеральных ресурсов составляет 28,5 трлн долл., а прогнозных — 140 трлн долл. Помимо этого, в последние годы обозначилась положительная тенденция повышения объема поставок электроэнергии и газа заграницу. При этом, поменялась и сама структура экспорта. За минувшие два десятилетия почти в шесть раз уменьшились объемы экспорта электроэнергии в страны ближнего зарубежья, в то время как в четыре раза они возросли в страны дальнего зарубежья. В первую очередь данная ситуация связана с попытками стран ближнего зарубежья обеспечить себе энергонезависимость от России за счет диверсификации внешнеэкономической деятельности в области электроэнергетики и увеличения генерирующих мощностей на территории страны. Необходимо заметить, что главными покупателями продукции естественных монополий электроэнергетической сферы сейчас являются Финляндия, Литва, Казахстан и Китай, потребляющие более 94 % от общего объема экспортных поставок. В настоящее время сохраняются возможности наращивания поставок в Китай, Японию и страны АТР. Помимо этого, потребление российского газа в Европе каждый год возрастает, что обусловлено понижением собственной добычи. Таким образом, в 2015 г. Евросоюз должен импортировать 75 % потребляемого им природного газа, тогда как в 2005 г. данный показатель составлял 57 %. Тем не менее, рост экспорта сырья из России сопровождается снижением объема потребления на внутреннем рынке, усиливая диспропорции между внутренним потреблением и производством, обуславливая экпортно-сырьевую направленность национальной экономики. Следует отметить, что под влиянием глобализационных процессов, в системе экономических отношений естественные монополии представляют особую значимость, способствуя чрезмерной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Излишняя эксплуатация, а также недофинансирование инвестиционных программ естественных монополий государством усиливают проблемы износа основных фондов. Таким образом, степень износа основных фондов в газовой сфере доходит до 58 %. Более критичная ситуация сформировалась в области транспортировки газа по магистральным и распределительным сетям. В связи с этим, следует обновить и модернизировать основные фонды главных предприятий естественных монополий. Согласно анализам специалистов, для модернизации основных отраслей естественных монополий (электроэнергетика, газовая, железнодорожная) в ближайшие 15 лет нужно более 50 млрд долл. Однако, сейчас эти потребности удовлетворяются всего на 65-70 % и за счет собственных средств предприятий субъектов естественных монополий, либо за счет повышения тарифов на электроэнергию. [4]
Таким образом, развитие национальных естественных монополий является результатом влияния двух противоречивых тенденций: с одной стороны, естественные монополии сохранили ряд специфических черт и особенностей функционирования, заложенные еще в советский и ранний постсоветский период (устаревшее оборудование, несовершенная структура собственности, отсутствие адекватных современным условиям механизмов контроля за их деятельностью); с другой — модернизационный потенциал данного сектора российской экономики очень велик (естественные монополии выступают ядрообразующим элементом развития национального хозяйства, обеспечивая 13,5 % ВВП, а также способствуют развитию смежных отраслей и видов деятельности, неся дополнительную социальную нагрузку).
Итак, рассмотрев проблемы и перспективы развития естественных монополий, нужно узнать, как государство регулирует естественные монополии, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.
2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ
Предприятия естественной монополии при отсутствии регулирования становятся олигополиями, уменьшают объемы производства, определяют монопольные цены, что порождает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому методы регулирования естественных монополий выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.
Естественные монополии должны обслуживать всех клиентов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти информацию, которая для других предприятий является коммерческой тайной. Цена на продукцию регулируется государством, и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидироваться без разрешения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.
Наиболее жесткой формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов потребителей и производителей.
В России регулирование естественных монополий осуществляют ФАС России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России).
ФАС России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220).
Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.
Методы регулирования естественных монополий:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Организациям, которые добывают нефть и зарегистрированным в установленном порядке и также организациям которые являются основными обществами по отношению к организациям, добывающим нефть, предоставляется право доступа к российской системе магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории России.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары, содержащий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Государственное регулирование цен на товары субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с применением централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры исполняется в соответствии с федеральными законами.
Цены и тарифы на их продукцию представляют собой основной объект регулирования в естественных монополиях. В мировой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, либо закрепляет договорной уровень цен и тарифов в интересах и производителей и потребителей.
В прежней системе цены на продукцию естественных монополий рассчитывались на основе калькуляции издержек, т.е. затратным методом, и сознательно занижались. После либерализации экономики они моментально стали повышаться, вызвав внезапное удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к раскручиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экспансии зарубежных поставщиков. Регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий получило общенациональное значение.
Правительство РФ утверждает список товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке могут регулироваться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены используются всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
С целью нейтрализации затратного механизма ценообразования
контролируются издержки предприятий, включается предельный уровень цен с параллельным ограничением отдельных статей затрат и пересмотром начальных нормируемых показателей.
ФЭС России и ФЭК России устанавливают цены (тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий) исходя из обоснованных затрат на их изготовление с учетом:
- налогов и других платежей;
- стоимости основных производственных фондов;
- потребности в инвестициях для воспроизводства;
- амортизационных отчислений;
- прогнозируемой прибыли;
- удаленности потребителей от места производства продукции (услуг);
- соответствия качества продукции (услуг) спросу потребителей;
- государственных дотаций и других мер господдержки субъектов естественных монополий;
- социальной значимости услуг;
- темпов инфляции.
С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти антимонопольные органы оценивают экономические итоги деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги).
Он не должен быть выше индекса цен на промышленную продукцию.
Организации, не соблюдающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении — взыскание в двойном размере.
Другим направлением государственного регулирования естественных монополий является осуществление их структурной перестройки. Она предусматривает разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются сопутствующие производства, которые по существу монополиями не являются. К примеру, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.
Межведомственная комиссия по подготовке проектов структурной реформы естественных монополий исследует деятельность федерального и региональных рынков продукции (услуг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формирование тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений).
Комиссия получает необходимые сведения от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.
МВФ и иные финансовые организации, кредитующие Россию, настаивают на своих рекомендациях, которые предусматривают расчленение ведущих естественных монополий РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром». В электроэнергетике государству предложено регулировать только передающие сети, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения приватизировать. Это не соответствует государственным интересам России.
Совокупность мер регулирования составляют: определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением отдельных видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них, учет затрат раздельно по монопольной и конкурентной деятельности. Субъекты естественных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных потребностей.
Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.
ФЭК России ведет Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и надзор. Включение субъекта естественной монополии в Реестр не зависит от его доли на рынке. Этот Реестр ведется отдельно от реестра, предусмотренного Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также от реестра энергоснабжающих организаций. [9;1]
Следовательно, можно сделать вывод, что естественные монополии не смогут существовать без государственного регулирования. Это регулирование осуществляет ФЭС и ФЭК России, а также различные нормативные документы.
Заключение
Подводя итоги можно с уверенностью заявить, что в современной России, естественные монополии проявляют большое воздействие на качество жизни населения. А необходимость их регулирования многократно доказана в прошлом и неоднократно будет подтверждаться в будущем. В зависимости от того, какой метод регулирования выберет государство, также качества проведения антимонопольной политики будут зависеть тарифы (в отрасли естественной монополии) и качество предлагаемого продукта. Безусловно, регулирование должно быть направленно не только на благо производителя этой продукции, но и на пользу потребителя.
Таким образом, можно сделать выводы, что монополия предполагает такую отрасль, где вся информация сосредоточена «в руках» одной фирмы производителя, у которой продукция является уникальной, а препятствия, стоящие на пути проникновения являются непреодолимыми.
Сущность естественных монополий состоит в том, что их дробление никому не выгодно, так как предельные издержки ниже средних издержек, происходит экономия от масштаба, то есть монополия является “естественной” в том значении, что она является рыночной структурой, которая минимизирует издержки за счет роста производства. Способы регулирования должны охватывать всю отрасль, начиная с производства и заканчивая установлением «потолка» цен, конечно, предварительно необходимо учесть, что цена должна покрывать все издержки производства.
Основной причиной возникновения естественных монополий является наиболее эффективное удовлетворение спроса при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Анализ естественных монополий на примере ОАО «РЖД» показал, что на сегодняшний день ОАО «РЖД» является основной железнодорожной компанией России и одной из крупнейших акционерных компаний в мировом транспортном секторе.
Из всего перечисленного выше следует, что отрасль естественных монополий одна из самых важных и сложных, противоречивых, но необходимых.
Список изученной литературы
1. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // «Российская газета» от 24 августа 1995 г. N 164 ст. 3426.
2. Курс экономической теории»: учебник/под ред. Чепурина М.Н., Киселева Е.А.- Киров: АСА, 2011.-573 с.
3. Баренбаум Л.Н. Микроэкономика: учебное пособие. СПБ: Юрайт, 2010. — 342 с.
4. Жучков А.Ю. Проблемы и перспективы развития естественных монополий в национальной экономике//Социально экономические явления и процессы.-2013.№10.С.60-62.
5. Естественная монополия и ее регулирование: от теории к российской практике. Антипина О.Н.
6. Понятие и причины возникновения естественных монополий: http://www.macro-econom.ru/economs-3522-1
7. Виды естественных монополий: http://econteor.ru/mikroekonomika/opebr.php?pgh=11xx1
8. Естественная монополия и ее регулирование: http://www.ekportal.ru/page-id-1048
9. Регулирование естественных монополий: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-6/73
10. ОАО «Российские железные дороги»: http://rzd.ru/