Конспект по окружающему миру «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Конспект

Каменщик строит жилище, Пекарь сапожнику к сроку

Платье- работа портного, Сшить сапоги поручает

Но ведь портному работать Ну а сапожник без хлеба

Негде без теплого крова! Много ль нашьет, натачает?

Каменщик был бы раздетым, Стало быть так и выходит

Вовремя не смастерили Значит давайте трудиться

Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно. Объясните смысл пословиц.

— Без дела жить- только небо коптить( ответы детей: нельзя жить никому не принося пользы)

-К большому терпенью придёт и уменье.( ответы детей: Учебный труд, труд рабочего , инженера- это всегда большой напряжённый труд , научиться которому можно только в результате кропотливой работы.)

— По труду и награда. ( ответы детей: потрудишься- получишь хорошую отметку, заработаешь деньги).

Тема:

«Природные богатства и труд людей – основа экономики».

Цель:

Формирование представления о двух основных факторах, как основы существования экономики.

Задачи :

Познакомиться с понятиями «полезные ископаемые» и «труд людей», узнать какова их роль в экономике.

Развивать культуру речи.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам; уважительное отношение к чужому и собственному труду.

Тип урока:

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты

(предметные):

Знать понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; узнать о роли природных богатств в экономике; названия полезных ископаемых. 

Личностные результаты:

Учатся оценивать себя, расширяют кругозор.

Универсальные учебные действия

(метапредметные):


Регулятивные

:
Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи,  рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);


Познавательные

:
Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;


Коммуникативные:

 
определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль.

Образовательные ресурсы:

учебник Плешакова А. А. Окружающий мир. 3 класс по УМК «Школа России»

Этапы урока

Формы, методы, приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.
Мотивационно-целевой

Задача: настроить на тему

а) Организационный момент

б) Повторение

в) Игра

Словесная

Слово учителя

Игровой момент

Фронтальная

Парная

Индивидуальная

— Чтобы обо всём узнать,

Надо нам во всё вникать –

Это мы запомним впрок,

Начинается урок!

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете активны и внимательны.

— Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку: учебник, листок для игры, пенал, дневник.

-Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

— Что такое экономика?

-Сегодня мы продолжим изучение темы «Экономика». Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…»

 Правила игры:

Вы обсуждаете ответы в парах.

 

Экономика — это возможность заработать деньги  (-)
(искусство ведения хозяйства)

Мясо, хлеб, молоко – это услуги (-)
(товары)

Торговля — это товар(-)
(услуга)

Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)

Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)

Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)

Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров (+)

— В конце урока мы вернемся к этим утверждениям, а пока положите их по середине парты.

Приветствуют учителя

Ответы учащихся

Работают по утверждениям

Личностные: эмоциональ-

ный настрой учащихся на урок; Регулятивные:

подготавли-

вают рабо-

чее место;

Познаватель-

ные: повторяют тему прошлого урока.

2.
Ориентировочный

Задача: повторение. Подготовка к воспроизведению новой темы.

а) Загадка

б)Постановка учебной задачи

Фронтальная

Словесная

— Послушайте загадку: Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это… (кит).

— Три кита плывут по морю,

Три кита творят основу.

-Как вы думаете, о каких китах идёт речь?

-Откуда появилось образное выражение « Три кита»?

В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо.

— Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке.

— Верно, основу экономики. Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы  будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения:

Основа жизни – три кита —
Об этом помните всегда.
А в экономике основа —
Три важных и полезных слова:

Природные богатства, капитал и труд.

— Так что же составляет основу экономики? Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим только двух из этих китов: природные богатства и труд человека.

— Итак, тема сегодняшнего урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики».

— Какие цели вы перед собой поставите? Чему научитесь в течение сегодняшнего урока?

— Таким образом, сегодня мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека.

-Кит

Мнения учащихся

Формулируют учебную задачу.

Регулятивные:

Определяют тему урока и формулируют цель деятельности

3
.Поисково-исследоваельский

Задача: открытие новых знаний

а)работа в группах

б) Выступления групп

в) Физкультминутка

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

— Рассмотрим первый кита, на которого основывается экономика – это природные богатства.

— Как вы думаете, что такое природные богатства?

— Перед тем как начнем работать, разделимся на 5 групп.

1группа – расскажет о воздухе и скажет, для чего он нужен;

2 группа – вода;

3 группа – полезные ископаемые;

4 группа – земля (почва);

5 группа – растения и животные.

— Для того, чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам. Не забудьте вспомнить правила работы в группе, выберите одного выступающего. Во время выступления одного из члена группы, остальные заполняют таблицу в рабочих тетрадях, необходимо выделить, какое значение имеет то или иное богатство имеет для экономики. Поэтому слушайте друг другу внимательно. Для выполнения этого задания отводится 4 – 5 мин.

— Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать дальше.

— Итак, что же узнала 1 (2,3,4,5) группа? (выступления групп).

— Какое значение имеет воздух? Вода? Полезные ископаемые? Земля? Растения и животные? Как записали в таблице?

— К великому сожалению, многие природные богатства люди используют хищнически, ни о судьбе природы, ни о будущем человечества. Экологи предупреждают: долго это продолжаться не может. Богатства природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом. (появляется соответствующая наглядность)

Физкультминутка

Раз — подняться на носки и улыбнуться,

Два — руки вверх и потянуться,

Три — согнуться, разогнуться,

Четыре — снова всё начать,

Пять — поглубже всем вздохнуть,

Шесть — на пояс руки ставим,

Семь — повороты туловища начинаем,

Восемь — столько раз приседаем,

Девять — потягиваемся и отдыхаем,

Десять — урок наш продолжаем.

Делятся на группы, работают в группах.

Выступают перед классом, заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы

Выполняют физкультминутку.

Познаватель-

ные: определяют значения природных богатств;

Коммуника-тивные: владеют приёмом диалогичес-

кой речи, грамотно доносят свою позицию до сведения других;

Регулятивные: ведут своевремен-ные записи в рабочих тетрадях.

4.
Практический

Задача: применение знаний, формирование навыков.

а) Чтение текста

б) Работа по тексту

в) Игра

Фронтальная

Индивидуальная

Словесная

Беседа

— Природные богатства обеспечивают нас товарами и услугами, чтобы обеспечить наши потребности.

— Давайте вспомним что такое «товары», «услуги», «потребности». Какова главная задача экономики? В чем разница между товарами и услугами.

— Но что необходимо для того, чтобы добыть природные богатства? Могут ли природные богатства обеспечить нас товарами и услугами сами по себе? Что для этого нужно делать?

— Как вы думаете, для чего нужен труд людей? Какие профессии необходимы в экономике? Назовите какие товары или услуги они нам предоставляют. (изображения профессий, соответствующих товаров или услуг)

— Сейчас прочтем текст на с. 44, по одному предложению по цепочке.

— Найдите задание №3 в рабочих тетрадях. Ответьте на данные вопросы самостоятельно.

— Для чего необходим труд?

— Какой труд бывает? Что значит физический труд? Что значит умственный?

— От чего зависит успех труда людей?

— Можем ли сказать, что природные богатства и труд человека взаимосвязаны? В чем это проявляется? Какой вывод можно из этого сделать?

— Найдите задание №1 в рабочих тетрадях и, исходя из темы урока, подпишите изображения.

— Вернемся к игре «Верите ли вы, что…», которую провели в начале урока. Я буду зачитывать те же утверждения, после чего вы сравните, изменился ваш ответ или нет:

Экономика — это возможность заработать деньги  (-)
(искусство ведения хозяйства)

Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность (-)
(сельское хоз-во)

Торговля дает нам одежду, мебель, обувь (-)
(промышленность)

Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство (+)

Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей (+)

Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны (+)

Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров (+)


(после проведения производится проверка)

— поднимите руку те, у кого в таблице вначале урока были вопросительные знаки? Нашли ли вы на них ответы?

— Поднимите руку те, у кого все ответы верны; 1-3ошибки; больше 3.

— Поднимите руку те, у кого все ответы совпали?

— Я думаю, что ваш урок был полезен и вы узнали много нового, что помогло вам верно ответить на вопросы во второй раз.

Вспоминают понятие «товары», «услуги», «потребности»

Мнения учащихся.

Работают по тексту учебника.

Выполняют задание в рабочих тетрадях.

Работают по утверждениям.

Сравнивают результаты.

Познаватель-

ные:вспоми-нают понятия, определяют значение труда

Регулятивные: работают по тексту

Коммуника-

тивные: ведут диалог с учителем и со сверстниками, развивают умения выразительно-го чтения, умеют слышать и слушать других.

5.
Рефлексивно –оценочный

Задача: установление обратной связи.

Индивидуальная

— Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведем итоги.

— Что нового узнали? Достигли ли мы поставленной цели? Какие трудности возникали при работе?

— Оцените свою работу по следующим высказываниям:

Я сегодня узнал…

Мне было трудно…

Я научился…

Мне было интересно…

Подводят итог, проводят рефлексию.

Личностные: умеют оценивать свою работу и работу сверстников.

6.
Домашнее задание

Задача: осмысление домашнего задания.

Фронтальная

-Дома выполните задание №4 и №5 из рабочих тетрадей.

— На этом наш урок окончен. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: своевремен-ная запись домашнего задания