Введение
Первоосновой могущества любого государства является не экономическое благосостояние, не военная мощь, не обилие техники и технологий, а его граждан. При этом важно не только качество населения, то есть, здоровье, уровень образования, профессионализм и так же, с какой целью, с какими установками люди реализуют имеющийся у них потенциал. Иначе говоря, важно народное мировоззрение, народное сознание, определяющее цели деятельности каждого отдельного человека и народа в целом: будет ли их труд служить интересам других людей, общества, мирового сообщества, или только личным потребностям, собственным меркантильным интересам, то в конечном итоге может привести к разрушению государства, общества и нанести вред каждому отдельному человеку. Следовательно, от того, в какой степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины, насколько они готовы вносить свой вклад в общее дело, с какими чувствами они это делают вынужденно и под давлением, либо добровольно и с радостью, зависит и благополучие страны, благополучие каждого ее представителя. А искреннее стремление принести пользу Родине, понимание личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. А каким будет общество, государство, состоящее из таких людей.
Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно актуальным. Причины этого называет профессор В.О.Троицкий: антипатриотическая среда, откровенно антипатриотическая работа СМИ, сокращение и изменение содержания школьных программ по русскому языку, литературе, отечественной истории и самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству, интервенция антикультуры.
Классификация экономических систем общества: история и современность
... на ее главные вопросы, полезно оглянуться назад и проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа ... рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества. Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться ...
В данном контексте патриотическое воспитание молодежи становится сегодня одним из важнейших направлений в системе российского образования. Решаться она должна всеми кто любит свой народ, свою Родину — не только педагогами, но и родителями, работниками СМИ, государственными служащими всех уровней.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.
Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.
Поэтому тема нашей курсовой работы «Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства» актуальна.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Цель:
определить методы патриотического воспитания у учащихся.
На основании цели выдвигаются следующие
задачи
исследования:
1.
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по патриотическому воспитанию у учащихся.
.
Определить методы, приемы и принципы, применяемые на уроках изобразительного искусства.
.
Разработать план-конспект на тему:«Башкирский национальный костюм».
Объект исследования:
Предмет исследования:
Гипотеза исследования:
Курсовая работа может быть использована студентами художественно — графического отделения педагогического колледжа на педагогической практике, учителями изобразительного искусства
в школе.
Глава I. Теоретический аспект изучения проблемы патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, .1 Патриотическое воспитание в психолого — педагогических исследованиях
Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего, состояние души, сложно духовно-психологическое состояние человека. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему и обусловливает, мотивирует поведение и деятельность людей, направленные на благо Родин [9,82].
Особенности нравственного воспитания младших школьников на х ...
... основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания ... воспитания., 2.Рассмотреть возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников., .Изучить актуальное состояние педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках ... общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)" [14, ...
На наш взгляд, трудность проблемы состоит в том, что ее решение должно осуществляться взаимосвязано: снизу — системой образования в первую очередь, школой и семьей, сверху — государственной властью и СМИ, которые обязаны выполнять функции проводников государственной политики. Пока же государственные законопроекты и программы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказываются оторванными от их непосредственных исполнителей школьной воспитательной системой. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы патриотического воспитания учащихся(отсутствием координации в воспитательной деятельности различных государственных институтов, Образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений) несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по патриотическому воспитанию учащихся и т.д. [11,..].
Отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в патриотическом воспитании подрастающего поколения, создание целостной системы патриотического воспитания — и в первую очередь, в рамках общеобразовательной школы. Поэтому актуальным является выявление условий формирования патриотического сознания и моделирование школьной системы патриотического воспитания учащихся.
Патриотизм можно рассматривать как нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего парода. Под сознанием понимается свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине[12,29].
Основной функцией патриотического сознания является целеполагание в отношении Родины, планирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной, их регулирование. К свойствам патриотического сознания относятся: построение отношений, касающихся всего многообразия мира Родины, познание всех аспектов этого мира, в том числе — нравственных норм отношения к Родине, переживание патриотических чувств относительно своей Родины.
Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков; знания о возможностях школьников в реализации патриотического поведения и деятельности, о конкретных потребностях в патриотических действиях — в региональном и временном аспектах[10,..].
Нравственное воспитание младших школьников на х чтения
... мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы. Исходя их вышесказанного тема «Нравственное воспитание младших школьников на ... сознания и духовности, о чем внесена поправка в Закон РФ «Об образовании». Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, ...
Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа — это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Человек находится в состоянии целенаправленной активности, ценностному освоению подвергаются каждая область его взаимодействия с окружающим миром, в том числе, Родины. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом — важнейший элемент патриотического воспитания.
Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активностью. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и другое. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоциальных мотивов, в том числе — мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.
В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение — это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.
Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный когнитивно — содержательный и мыслительно — операцональный элементы, мотивационный нравственно — нормативные, эмоционально — отношенческие и социально — личностные мотивы, эмоциональный — система позитивных и негативных эмоций, с вязанных с отношением личности к своей Родине, аксиологический — ценность Родины и ценность патриотизма, поведенческий — волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.
Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотическою сознания школьников:
нулевой (практически не сформирован), либо сформирован на низком уровне,
умозрительный — сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о патриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека,
формально поведенческий, либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих — то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения — знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере),
Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
... дипломной работы поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы экономического воспитания младших школьников. 2. Изучить возрастные особенности экономического воспитания младших школьников. 3. Изучить психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников. 4. Рассмотреть приемы экономического воспитания младших школьников. 5. ...
убежденческий — патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер.
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.
Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно — политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, и ценности общества, практические виды учебно — познавательной, творческой, общественно — полезной и т.д. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников.
В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий и объектные — работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Работа с семьей в контакте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.
В работе с учащимися выделяются следующие направления: создание ученического коллектива, учебная — урочная, внеучебная — внеурочная и внеклассная работа. К урочным формам патриотического воспитания относится информационно — массовая работа, в первую очередь, программные уроки. Среди внеурочных форм ведущее значение, наряду с информационно — массовыми, имеют действенно — практические формы: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазеты, беседы, диспут, круглый стол, викторины и конкурсы, агитбригада и индивидуальная работа в виде бесед, поручений. Внеклассная работа строится, преимущественно, на основе сенектических форм, таких как экскурсии, поисковая и краеведческая работа, сотрудничество с общественными объединениями, шефская работа — выступления агитбригады, концерты, тимуровская работа. Основными средствами воспитания выступают: информация, ее носители — литература, СМИ, педагоги, родители, эмоции педагога, общение и деятельность.
Социально-педагогическая деятельность по адаптации старших подростков ...
... лицея необходима грамотная, квалифицированная организация этого процесса. Актуальность исследования определена также социально-экономическими условиями, предполагающими необходимость развития в ... деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Наиболее остро проблема адаптации к новому коллективу стоит у учащихся ...
С целью формирования структурных компонентов патриотического сознания следует комплексно использовать традиционные методы и приемы воспитания, наполнив их адекватным содержанием. Так, для развития мотивационного компонента следует использовать следующие методы: метод создания неопределенных ситуаций, метод ориентирующих ситуаций, организация социально и личностно значимой деятельности школьников, метод эмоционального переноса и др. Среди методологических условий развития интеллектуального компонента можно выделить следующие: обоснование личностной и социальной значимости осваиваемых пропатриотических знаний, деятельностный подход к процессу обучения, создание благоприятной психологической атмосферы, гуманистически направленного общения между учащимися, забота педагога о личности учащихся, интересе к их проблемам.
Эмоциональное развитие школьников должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями осуществления которого учащимися являются создание благоприятной эмоциональной обстановки — свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со сторон окружающих на его проявления. В данном контексте будет эффективным использование педагогом методов эмоционального заражения и эмоционального воздействия, а также использование яркого фактического материала и эмоционально — интеллектуальная насыщенность мероприятий, занятий[6,140].
Освоению школьниками патриотических ценностей способствует воспитание на патриотических традициях российского народа, включающее разъяснение, обсуждение этих традиций на исторических и современных примерах жизни нашего общества.
Для развития поведенческого компонента патриотического сознания необходима организация деятельности, в которой учащиеся могут приобрести положительный опыт взаимодействия с различными объектами и явлениями Родины, которой могут реализоваться патриотические ценности. Это общественно полезная деятельность — обустройство территории школы, микрорайона, города; шефская помощь и природоохранная, краеведческая, поисковая работа, и вовлечение школьников в художественно — творческую деятельность — агитбригады, конкурсы народного искусства, конкурсы патриотической песни, театральные постановки патриотической направленности и др.
При формировании патриотического сознания учащихся следует опираться на следующие принципы: комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.
Под педагогической культурой человека понимается усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога в отношении к себе в процессе работы, к другим людям, к детям. Ведущая роль в овладении педагогической культурой принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога», которая формируется у будущего специалиста в процессе его обучения в условиях учебного заведения и получает развитие в период его профессиональной деятельности. Одной из важнейшей составляющей педагогической культуры является гражданственность и патриотизм.
Экономическая деятельность в сфере культуры
... сферой культуры и искусства как сферой экономической деятельности[1]. Сфера культуры, как и вся социальная сфера, имеет ряд индивидуальных экономических особенностей: 1. Сфера культуры не может функционировать на ... прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе 92.32 Деятельность концертных и театральных залов 92.33 Деятельность ярмарок и парков с аттракционами ...
Патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
.2 Воспитание патриота, гражданина России на уроках изобразительного искусства
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
б) формирование духовно-нравственных качеств личности;
в) воспитание патриотов земли России;
г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
е) формирование трудолюбия;
ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков изобразительного искусства;
з) воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание будет успешным, если в образовательном учреждении создана и постоянно совершенствуется воспитательная среда. Городской историко-краеведческий музей, школьные музеи, залы трудовой и боевой славы должны быть максимально использованы для гражданского патриотического воспитания школьников. Школьники участвуют в создании «Книги памяти», благоустраивают мемориальные памятники и могилы погибших, заботятся о ветеранах и их семьях. Экскурсии в музеи, на выставки, на заводы, в театр способствуют углублению знаний и пониманию учащихся о том, как основывался их город, как образовалась республика[22,..].
Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Воспитание любви к Родине — одна из главных задач уроков изобразительного искусства. Для этого подойдут уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с учащимися о крае, его природе, о башкирских художниках, ученых и деятелях культуры РБ, об истории и культуре народов республики. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина русского государства. Задача — вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине; познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина»[25,63].
Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических ...
... работ по результатам исследований собственной научно-методической системы. Продуктами (результатами) методической деятельности ... взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и ... обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в профессиональных ... Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках. Педагогическая деятельность, осуществляемая в ...
На уроке рекомендуется использовать изображение Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя на уроке можно начать его с прослушивания песни «С чего начинается Родина» (слова М.Матусовского, музыка П.Баснера).
На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они — граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины — города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город — часть большой страны, а дети — жители России — граждане страны. Гражданин -житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. На уроке возможен небольшой рассказ о земляке — жителе родного города (села) — прославившем свой край успехами в труде или в бою, в науке или искусстве.
Ведущая роль в воспитании у учащихся любви к родному краю отводится педагогу. Поэтому очень важен личный пример учителя, его отношение к культурно-историческому наследию.
Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках ИЗО необходимо выделить следующие:
планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;
развитие национального самосознания;
изучение и углубление знаний родного языка;
изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки, как органической части общечеловеческого опыта;
ознакомление с мировой художественной литературой;
изучение художественной культуры своего края;
развитие интереса, уважения к другой культуре;
воспитание мужества, чувство локтя, любви к Отчизне;
содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения;
приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотической традиции Вооруженных сил России[9,27].
Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у учащихся патриотизма, на уроках должны найти место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Вместе с тем следует отметить, что патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность учащихся, но и на их эмоциональную сферу.
Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на х технологии
... уроках технологии; Спроектировать уроки технологии, направленные на повышение познавательного интереса учащихся. Новизна бакалаврской работы заключается в разработке уроков: "Домашняя экономика", ... процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (А.А.Гордон); активное познавательное ( ... содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, ...
Особенно большой силой эмоционального воздействия на учащихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности. Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей урока. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения учащихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения[20,57].
При выборе методов обучения необходимо учитывать функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности учащихся, уровень методической подготовки учителя, место данного урока в системе уроков. Патриотическая направленность методов обучения предполагает проявление в деятельности учащихся таких мотивов и психических состояний, которые отражают структуру готовности к защите Родины.
При анализе возможностей урока в патриотическом воспитании учащихся целесообразно учитывать следующие критерии:
. Связь урока со всей системой патриотического воспитания учащихся данного класса. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы учитель продумал возможности и место своего предмета, данной темы в военно-патриотическом воспитании учащихся, учел этапы формирования у них готовности к защите Родины, уже имеющийся у школьников опыт военно-патриотической деятельности, обеспечил преемственную связь с ранее изученным материалом, другими предметами.
. Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком.
Учителю следует решить, достаточно ли раскрываются в объяснительной записке к программе вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием, нужно ли их дополнить, чтобы обеспечить влияние обучения на личность учащегося как патриота.
Знания, получаемые учащимися, должны обладать:
. идейно-нравственным содержанием;
. школьники должны осознавать необходимость изучаемого материала
. усваиваемые учащимися знания должны иметь патриотическую направленность, т. е. молодым людям важно осознать естественнонаучные основы многих военных профессий [17,..].
.3 Национальное воспитание в Республике Башкортостан
Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (Родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, должно способствовать воспитанию ребёнка как будущего гражданина своего государства. Акцент делается на приобщение ученика к мировым духовным ценностям.
Национальное самосознание представляет собой не просто отнесение людьми себя к той или иной национальности, а более сложное самоопределение человека, которое включает и национальный образ мышления и жизни, и представления о территории, традиционной культуре, языке, самобытности судьбы народа и его исторического существования в мире.
Овладение знаниями о культуре, обычаях, традициях своего народа, выявление в ней общечеловеческих ценностей являются основой формирования культуры межличностного, межнационального общения. «Только межнациональная терпимость и доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям могут привести все человечество к взаимопониманию и подлинно цивилизованному общению», — отмечает М. Г. Тайчинов [2,200].
Задача приобщения детей к своей национальной традиционной культуре может решаться через различные виды учебной и внеклассной воспитательной работы:
проводить национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники;
отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев;
организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре;
организовывать конкурсы национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;
организовывать совместные социально-полезные, созидательно-добротворческие, трудовые дела совместно с родителями;
развивать художественные промыслы и ремесла.
Истоками национального воспитания выступают семья, природа, климат, нравственные устои, духовные ценности, культура, историческая память народа, жизненные испытания, религия.
Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе учета культурных, социоисторических, эколого-демографических и этнопсихологических особенностей населения, способствует развитию этнического самосознания, усвоению элементов национальной культуры: языка, музыкально-танцевального и прикладного творчества, одежды, кулинарии; создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения, чем достигается формирование этностереотипного поведения[4,92].
Характерными формами и средствами народного воспитания являются традиции, обычаи, обряды, общественное мнение.
Патриотические традиции башкирского народа не ограничиваются узкими рамками своей национальности, а включают в себя дружбу и уважение, сочувствие к представителям других народов. У народов, населяющих Башкирию — башкир, русских, татар — очень много сходных сказочных сюжетов, возникших на основе многолетней совместной жизни, отражающих их стремления, борьбу, имеющих общих героев, образов, что объясняется сходными экономическими условиями, историческими судьбами[5,50].
На занятиях дети приобретают нравственные, морально-психологические качества: дисциплинированность, инициативность, упорство, мужество, любовь к Родине, смелость, выносливость, ловкость, силу, волю к победе, доброту, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества[18,6].
Таким образом, стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием ПАТРИОТ.
ПАТРИОТ — это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счете оказаться победителем как злой стихии, так и врага. Военно-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся[14,..].
Выводы по 1 главе
Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию патриотизма, мы выяснили, что патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Так же в первой главе были рассмотрены методы, приемы, применяемые на уроках. Методы обучения рассматриваются в дидактике как способы совместной деятельности учителя и учащихся, которая ведет к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения, развитию способностей, патриотическому воспитанию. Более подробно остановились на национальном воспитании в Республике, что способствует толерантному отношению народов, населяющих ее.
Глава II. Разработка конспекта урока
2.1 План — конспект урока на тему: «Башкирский народный костюм»
Тема
: «Башкирский народный костюм».
Цель:
Выполнить поисковую работу в цвете,
Задачи:
а)
Формирование художественной культуры, где традиции республики Башкортостан представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России, возрождение в школьниках чувства национального самосознания, знакомства детей с народным костюмом, познакомить детей с основными элементами башкирского костюма, орнамента.
б)
Развить, как умение находить общие черты в костюмах и традициях республики и страны, так и умение выделять особенности, присущие только данной местности, развивать творчество и фантазию, научить их приемам выполнения элементов башкирского орнамента.
в)
Воспитать чувство патриотизма, культуру межнационального общения, воспитать интерес к народному искусству башкирского народа.
Оборудование для учащихся:
Оборудование для учителя:
План урока:
1.
организационный момент (1-2 мин)
2.
объяснение нового материала (8-10 мин)
.
подведение итогов урока (2-3 мин)
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие учащихся
.
. Объяснение нового материала
Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
А нам с вами, ребята, повезло, так как мы живем в Башкирии, которую воспевает в своих стихах поэт. Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с национальным костюмом башкир. Складывался башкирский костюм, ребята, в течении многих веков. Традиционный костюм — яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно были обусловлены хозяйственно — бытовым укладом народа, его культурно историческим развитием. Народный костюм — ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи и метала.
Костюм людей молодого и среднего возраста отличается у башкир яркостью. Отдавалось предпочтению красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.
Основу башкирского женского костюма составляет платье — кулмек из домотканой ткани, покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя — ыштан. На платье надевался камзол, расшитый монетами. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат — елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами. На голове девушки носили головной убор — кашмау. Кашмау представлял собой своеобразную шапочку, которая закрывала лоб девушки и ее косу.
Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из
овчины.
Головным убором для башкир служила тюбетейка. Чаще всего были бархатными, черными и нарядно украшались нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда и серебряным шитьем. Башкирский орнамент включал в себя знаки — обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки. В башкирском национальном костюме нашли применение самые разнообразные приемы: это узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, нашивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение на коже. При этом ни один узор не повторяется, так как рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение, так же использовались шумящие подвески для отпугивания злых духов.
Кускар («рога барана») — является символом кочевого скотоводческого народа.
Ромб («поднос») — символ земледелия, плодородия.
Солярный знак — символ солнца, охранитель от злых сил.
Сердечко — этот элемент является символом гостеприимства. Еще очень часто встречаются в башкирском орнаменте х-образные и s-образные элементы.
патриотический воспитание искусство костюм
Башкирский орнамент яркий и разноцветный — красный, черный, зеленый, желтый, иногда встречаются синий, голубой, оранжевый, алый, лиловый. А особое значение имеет красный цвет, так как он считался наиболее торжественный и использовался в основном в праздничной одежде.
3.
Практическое задание.
Как вы
думаете, ребята, какая же тема нашего урока?
«Башкирский народный костюм».
Правильно, а сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать поисковую работу в цвете. Скоро наступит национальный башкирский праздник — сабантуй. Нам нужно будет изобразить людей на празднике. Поэтому сегодня мы закрепим наши знания о башкирском народном костюме. В этот день люди стараются нарядиться в свои лучшие одежды. Так давайте постараемся выразить всю красоту башкирского наряда в своем рисунке. Вам нужно будет изобразить женскую или мужскую фигуру человека в национальном башкирском костюме. Большое внимание постарайтесь уделить выявлению характерных особенностей костюма, а так же соблюдению пропорциональных размеров ног, рук по отношению к размеру головы и других частей тела. Давайте вспомним построение и пропорции фигуры человека: Каким способом можно определить рост человека и размеры его частей тела?
«Выбираем размер головы — это будет модуль фигуры. В высоте фигуры человека помещается восемь модулей. На втором модуле сверху отмечаем грудную клетку; на третьем — локтевые суставы; четвертый — таз; пятый — кончики пальцев рук; шестое — коленные суставы; седьмое — от коленных суставов до середины голени; восьмое — от середины голени до основания ступни.
Сосредотачивать свое внимание на прорисовании частей лица и рук не требуется. Главной задачей вашей работы должна стать передача цвета и орнамента, характерного для башкирского костюма. Приступая к работе, не спешите, выполняйте аккуратно. Ведь башкирская пословица гласит: «Кто делает спешно — тот делает дважды».
Критерии оценок:
.
Правильное построение фигуры человека;
.
Определение цветовой гаммы костюма;
.
Задействование основных элементов башкирского орнамента в костюме;
4. Подведение итогов:
Учащиеся ознакомились с элементами башкирского орнамента, выполнили работу. Затем проанализировали свои работы.
Выводы по второй главе
Конспект предлагается для проведения урока изобразительного искусства в седьмом классе. Возрастные особенности данного контингента школьников позволяют ориентировать патриотическое воспитание на формирование и развитие основных патриотических чувств, взглядов, отношений, и на побуждение учащихся к деятельностному проявлению патриотического сознания.
Семиклассники могут показать глубокое знание истории Башкортостана не только в пределах программы, но и вне ее, продемонстрировать интерес к своему прошлому, к истории и культуре. Они могут осознать патриотические ценности и нормы поведения, руководствоваться ими в своей деятельности, быть активны в текущей работе. Патриотические эмоции и ценности, чувство долга и ответственности, желание стать полезными и достойными гражданами России, постоянно ощущать собственную патриотичность станут ведущими мотивами поведения и деятельности учащихся.
Заключение
Воспитание патриотов, мужественных и убежденных борцов, готовых к защите отечества, начинается со школы. Оно осуществляется всем педагогическим коллективом. Каждый педагог-не только преподаватель определенной дисциплины, но и воспитатель. И перед ним, как перед воспитателем, возникает большой круг вопросов. Среди них главный, с которого мы начали — патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в школе с помощью искусства превращается в подлинные уроки мужества и героизма, о значении различных жанров в этом благородном деле, об организации и координации действий педагогического коллектива и т. д.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
На становление и развитие личности — равно как и общества влияют различные факторы: макросреда — можно сказать, государство со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами; микросреда — семья, школа, трудовой коллектив, ближайшее окружение и т.д.; природная среда, в которой живет человек; характер ведущей деятельности. Все это — объективные условия, имеющие опосредованно — воспитательный характер, поскольку их воздействие на личность осуществляется не напрямую, а посредством иных условий и факторов, том числе, микросреды. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Патриотическое воспитание школьников должно опираться на принципы комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников. В его содержании выделяются три блока: учебный — представлен содержанием большинства учебных дисциплин, социально — педагогический — основывается на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях, включает важнейшие духовно — нравственные, деятельностные, пропатриотические качества, патриотические нравственные нормы.
Результаты работы, во — первых, подтвердили нашу гипотезу о необходимости целенаправленной, систематичной и последовательной работы всей школьной воспитательной системы для того, чтобы у учащихся эффективно формировалось патриотическое сознание в совокупности знаний, мотивов, чувств и деятельностных проявлений, во — вторых, доказали эффективность функционирования разработанной нами школьной системы патриотического воспитания. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Курсовая работа может быть использована студентами художественно — графического отделения педагогического колледжа на педагогической практике, учителями изобразительного искусства
в школе.
Список литературы
1. Алгазин, Д. А. Воспитание юных патриотов: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979.
. Андреева, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1995. — 195 с.
. Батурина, Г. И. Условия эффективности воспитания в многонациональном социуме: (нац. шк.) Научные труды Государственного научно — исследовательского института семьи и воспитания. — М.: Гос.НИИ семьи и воспитания. — 2004. — Т.1. — 60-65 с.
. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высших Педагогических Учебных Заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
. Бобахо, В.А. Левикова С.И. » Культурология» -М.: Фаир — Пресс, 2000. — 400 с.
. Бублик, Л. А. Основы военно — патриотического воспитания: учеб. О-75 пособие для студентов пед. ин — тов. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
. Воспитание детей и учащейся молодежи в региональной системе образования./ О. Заславская, Е. Сагапова, А. Григорьева и др. Воспитательная работа в школе. — 2004. — № 1. — С. — 52.
. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись -2-е изд. — М.: Академия, 1988.
. Косминская, В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. — М.: Просвещение, 1981.
. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983.
. Лихачев, Б. Педагогика. Курс лекций. — М.: «Юрайт», 1999.
. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура: учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 288 с.
. Мухина, В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2000.
. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство. 1983.
. Неменский, Б. М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл. — М.: Просвещение, 1992.
. Педагогика/ Под ред. Бабанского, Ю. К. — М.: Просвещение, 1983.
. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С. А. Смирнов,
И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. инст — тов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: АГАР, 1998. — 256 с.
. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. С. Исаев, А. И. Мищенко, Е. А. Иванов ; под общ. ред. В. А. Сластенина. — М. : Школа-Пресс, 1998. — 635 с.
. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 368 с., ил.: ил.
. Троицкий, В. Ю. О патриотическом воспитании. В. Ю. Троицкий Русский вестник. — 2004. — № 16-64. — 29-30 с.
. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2004. — 520 с.
. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1997.
. Шапарь, В. Г. Новейший психологический словарь. — Ростов на Дону.: Феникс, 2005.
. Шпикалова, Т.Я., Кузин В.С. Программы для общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев. Москва: Дрофа. 2001 г.