Развитие патриотизма на х изобразительного искусства

Курсовая работа

Введение

Первоосновой могущества любого государства является не экономическое благосостояние, не военная мощь, не обилие техники и технологий, а его граждан. При этом важно не только качество населения, то есть, здоровье, уровень образования, профессионализм и так же, с какой целью, с какими установками люди реализуют имеющийся у них потенциал. Иначе говоря, важно народное мировоззрение, народное сознание, определяющее цели деятельности каждого отдельного человека и народа в целом: будет ли их труд служить интересам других людей, общества, мирового сообщества, или только личным потребностям, собственным меркантильным интересам, то в конечном итоге может привести к разрушению государства, общества и нанести вред каждому отдельному человеку. Следовательно, от того, в какой степени люди осознают свою ответственность за благополучие своей Родины, насколько они готовы вносить свой вклад в общее дело, с какими чувствами они это делают вынужденно и под давлением, либо добровольно и с радостью, зависит и благополучие страны, благополучие каждого ее представителя. А искреннее стремление принести пользу Родине, понимание личной ответственности за ее судьбу присуще только тем, кого мы называем патриотами, у кого сформировано патриотическое сознание. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Личность развивается в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма — это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. А каким будет общество, государство, состоящее из таких людей.

Сегодня, не смотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о возрождении патриотизма у российских граждан остается чрезвычайно актуальным. Причины этого называет профессор В.О.Троицкий: антипатриотическая среда, откровенно антипатриотическая работа СМИ, сокращение и изменение содержания школьных программ по русскому языку, литературе, отечественной истории и самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству, интервенция антикультуры.

3 стр., 1424 слов

Курсовая работа: Классификация экономических систем общества: история и современность

... на ее главные вопросы, полезно оглянуться назад и проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации. В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа ... организация распределения ограниченных ресурсов общества. Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться ...

В данном контексте патриотическое воспитание молодежи становится сегодня одним из важнейших направлений в системе российского образования. Решаться она должна всеми кто любит свой народ, свою Родину — не только педагогами, но и родителями, работниками СМИ, государственными служащими всех уровней.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи.

Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.

Поэтому тема нашей курсовой работы «Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства» актуальна.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.


Цель:

определить методы патриотического воспитания у учащихся.

На основании цели выдвигаются следующие
задачи

исследования:

1.
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по патриотическому воспитанию у учащихся.

.
Определить методы, приемы и принципы, применяемые на уроках изобразительного искусства.

.
Разработать план-конспект на тему:«Башкирский национальный костюм».

Объект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза исследования:

Курсовая работа может быть использована студентами художественно — графического отделения педагогического колледжа на педагогической практике, учителями изобразительного искусства
в школе.

Глава I. Теоретический аспект изучения проблемы патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства, .1 Патриотическое воспитание в психолого — педагогических исследованиях

Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего, состояние души, сложно духовно-психологическое состояние человека. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему и обусловливает, мотивирует поведение и деятельность людей, направленные на благо Родин [9,82].

61 стр., 30189 слов

Выпускная квалификационная работа: Воспитание гражданской позиции старшеклассников на х обществознания

... уроков обществознания по воспитанию патриотизма у школьников старших классов. Объект исследования - образовательный процесс на уроках обществознания. Предмет исследования - особенности воспитания патриотизма у учащихся старших классов на уроках обществознания. Задачи исследования: 1. Изучить содержание патриотического воспитания ...

На наш взгляд, трудность проблемы состоит в том, что ее решение должно осуществляться взаимосвязано: снизу — системой образования в первую очередь, школой и семьей, сверху — государственной властью и СМИ, которые обязаны выполнять функции проводников государственной политики. Пока же государственные законопроекты и программы, связанные с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, оказываются оторванными от их непосредственных исполнителей школьной воспитательной системой. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: недостаточной разработанностью теоретико-методологической базы патриотического воспитания учащихся(отсутствием координации в воспитательной деятельности различных государственных институтов, Образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений) несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по патриотическому воспитанию учащихся и т.д. [11,..].

Отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в патриотическом воспитании подрастающего поколения, создание целостной системы патриотического воспитания — и в первую очередь, в рамках общеобразовательной школы. Поэтому актуальным является выявление условий формирования патриотического сознания и моделирование школьной системы патриотического воспитания учащихся.

Патриотизм можно рассматривать как нравственный принцип отношения к своей Родине человека, неравнодушного к ее судьбе и к судьбе своего парода. Под сознанием понимается свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине[12,29].

Основной функцией патриотического сознания является целеполагание в отношении Родины, планирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной, их регулирование. К свойствам патриотического сознания относятся: построение отношений, касающихся всего многообразия мира Родины, познание всех аспектов этого мира, в том числе — нравственных норм отношения к Родине, переживание патриотических чувств относительно своей Родины.

Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков; знания о возможностях школьников в реализации патриотического поведения и деятельности, о конкретных потребностях в патриотических действиях — в региональном и временном аспектах[10,..].

43 стр., 21033 слов

Выпускная квалификационная работа: Управление образовательной деятельностью в Егорьевском муниципальном районе

... и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов ...

Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа — это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции. Человек находится в состоянии целенаправленной активности, ценностному освоению подвергаются каждая область его взаимодействия с окружающим миром, в том числе, Родины. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом — важнейший элемент патриотического воспитания.

Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активностью. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и другое. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоциальных мотивов, в том числе — мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.

В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение — это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.

Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный когнитивно — содержательный и мыслительно — операцональный элементы, мотивационный нравственно — нормативные, эмоционально — отношенческие и социально — личностные мотивы, эмоциональный — система позитивных и негативных эмоций, с вязанных с отношением личности к своей Родине, аксиологический — ценность Родины и ценность патриотизма, поведенческий — волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.

Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотическою сознания школьников:

нулевой (практически не сформирован), либо сформирован на низком уровне,

умозрительный — сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о патриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека,

формально поведенческий, либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих — то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения — знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере),

44 стр., 21765 слов

Дипломная работа: Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

... младших школьников с ЗПР. Предмет исследования -, Цель исследования В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи: ... нравственного, патриотического, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания ... для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. ... и методической литературы по проблеме исследования. На ...

убежденческий — патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер.

Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.

Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно — политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, и ценности общества, практические виды учебно — познавательной, творческой, общественно — полезной и т.д. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников.

В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий и объектные — работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Работа с семьей в контакте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.

В работе с учащимися выделяются следующие направления: создание ученического коллектива, учебная — урочная, внеучебная — внеурочная и внеклассная работа. К урочным формам патриотического воспитания относится информационно — массовая работа, в первую очередь, программные уроки. Среди внеурочных форм ведущее значение, наряду с информационно — массовыми, имеют действенно — практические формы: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазеты, беседы, диспут, круглый стол, викторины и конкурсы, агитбригада и индивидуальная работа в виде бесед, поручений. Внеклассная работа строится, преимущественно, на основе сенектических форм, таких как экскурсии, поисковая и краеведческая работа, сотрудничество с общественными объединениями, шефская работа — выступления агитбригады, концерты, тимуровская работа. Основными средствами воспитания выступают: информация, ее носители — литература, СМИ, педагоги, родители, эмоции педагога, общение и деятельность.

С целью формирования структурных компонентов патриотического сознания следует комплексно использовать традиционные методы и приемы воспитания, наполнив их адекватным содержанием. Так, для развития мотивационного компонента следует использовать следующие методы: метод создания неопределенных ситуаций, метод ориентирующих ситуаций, организация социально и личностно значимой деятельности школьников, метод эмоционального переноса и др. Среди методологических условий развития интеллектуального компонента можно выделить следующие: обоснование личностной и социальной значимости осваиваемых пропатриотических знаний, деятельностный подход к процессу обучения, создание благоприятной психологической атмосферы, гуманистически направленного общения между учащимися, забота педагога о личности учащихся, интересе к их проблемам.

12 стр., 5533 слов

Реферат: Роль факультетов по экономике в экономическом воспитании школьников

... в активную экономическую деятельность. Экономическое воспитание– это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, ...

Эмоциональное развитие школьников должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями осуществления которого учащимися являются создание благоприятной эмоциональной обстановки — свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со сторон окружающих на его проявления. В данном контексте будет эффективным использование педагогом методов эмоционального заражения и эмоционального воздействия, а также использование яркого фактического материала и эмоционально — интеллектуальная насыщенность мероприятий, занятий[6,140].

Освоению школьниками патриотических ценностей способствует воспитание на патриотических традициях российского народа, включающее разъяснение, обсуждение этих традиций на исторических и современных примерах жизни нашего общества.

Для развития поведенческого компонента патриотического сознания необходима организация деятельности, в которой учащиеся могут приобрести положительный опыт взаимодействия с различными объектами и явлениями Родины, которой могут реализоваться патриотические ценности. Это общественно полезная деятельность — обустройство территории школы, микрорайона, города; шефская помощь и природоохранная, краеведческая, поисковая работа, и вовлечение школьников в художественно — творческую деятельность — агитбригады, конкурсы народного искусства, конкурсы патриотической песни, театральные постановки патриотической направленности и др.

При формировании патриотического сознания учащихся следует опираться на следующие принципы: комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Под педагогической культурой человека понимается усвоенный и повседневно проявляемый уровень искусства педагога в отношении к себе в процессе работы, к другим людям, к детям. Ведущая роль в овладении педагогической культурой принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога», которая формируется у будущего специалиста в процессе его обучения в условиях учебного заведения и получает развитие в период его профессиональной деятельности. Одной из важнейшей составляющей педагогической культуры является гражданственность и патриотизм.

22 стр., 10887 слов

Курсовая работа: Формирование основ экономической культуры дошкольников

... исследования - процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования - формирование основ экономической культуры дошкольников. Методы исследования: ; ... критерии, показатели и уровни экономической воспитанности детей. Теоретической базой В последние годы появились работы, посвященные экономическому воспитанию дошкольников, таких как А.Д. ...

Патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

.2 Воспитание патриота, гражданина России на уроках изобразительного искусства

Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;

б) формирование духовно-нравственных качеств личности;

в) воспитание патриотов земли России;

г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;

е) формирование трудолюбия;

ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков изобразительного искусства;

з) воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание будет успешным, если в образовательном учреждении создана и постоянно совершенствуется воспитательная среда. Городской историко-краеведческий музей, школьные музеи, залы трудовой и боевой славы должны быть максимально использованы для гражданского патриотического воспитания школьников. Школьники участвуют в создании «Книги памяти», благоустраивают мемориальные памятники и могилы погибших, заботятся о ветеранах и их семьях. Экскурсии в музеи, на выставки, на заводы, в театр способствуют углублению знаний и пониманию учащихся о том, как основывался их город, как образовалась республика[22,..].

Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Воспитание любви к Родине — одна из главных задач уроков изобразительного искусства. Для этого подойдут уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с учащимися о крае, его природе, о башкирских художниках, ученых и деятелях культуры РБ, об истории и культуре народов республики. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина русского государства. Задача — вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине; познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина»[25,63].

40 стр., 19672 слов

Курсовая работа: Внешнеэкономическая деятельность России и состояние платёжного баланса

... примеры из опыта других стран; 3. для анализа внешнеэкономической деятельности России необходимо рассмотреть экспорт и импорт страны для анализа поведения страны на мировом рынке; 4. так ... – через Внешэкономбанк СССР. Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается с 1986 года. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок ...

На уроке рекомендуется использовать изображение Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя на уроке можно начать его с прослушивания песни «С чего начинается Родина» (слова М.Матусовского, музыка П.Баснера).

На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они — граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины — города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город — часть большой страны, а дети — жители России — граждане страны. Гражданин -житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. На уроке возможен небольшой рассказ о земляке — жителе родного города (села) — прославившем свой край успехами в труде или в бою, в науке или искусстве.

Ведущая роль в воспитании у учащихся любви к родному краю отводится педагогу. Поэтому очень важен личный пример учителя, его отношение к культурно-историческому наследию.

Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках ИЗО необходимо выделить следующие:

планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;

развитие национального самосознания;

изучение и углубление знаний родного языка;

изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки, как органической части общечеловеческого опыта;

ознакомление с мировой художественной литературой;

изучение художественной культуры своего края;

развитие интереса, уважения к другой культуре;

воспитание мужества, чувство локтя, любви к Отчизне;

содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения;

приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотической традиции Вооруженных сил России[9,27].

Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у учащихся патриотизма, на уроках должны найти место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Вместе с тем следует отметить, что патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность учащихся, но и на их эмоциональную сферу.

18 стр., 8784 слов

Курсовая работа: Нравственное воспитание младших школьников на х чтения

... младших школьников…………….............. 2.3 Методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках чтения в начальной школе………………………………. Введение На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической ... умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности. В педагогической литературе ...

Особенно большой силой эмоционального воздействия на учащихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности. Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей урока. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения учащихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения[20,57].

При выборе методов обучения необходимо учитывать функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности учащихся, уровень методической подготовки учителя, место данного урока в системе уроков. Патриотическая направленность методов обучения предполагает проявление в деятельности учащихся таких мотивов и психических состояний, которые отражают структуру готовности к защите Родины.

При анализе возможностей урока в патриотическом воспитании учащихся целесообразно учитывать следующие критерии:

. Связь урока со всей системой патриотического воспитания учащихся данного класса. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы учитель продумал возможности и место своего предмета, данной темы в военно-патриотическом воспитании учащихся, учел этапы формирования у них готовности к защите Родины, уже имеющийся у школьников опыт военно-патриотической деятельности, обеспечил преемственную связь с ранее изученным материалом, другими предметами.

. Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком.

Учителю следует решить, достаточно ли раскрываются в объяснительной записке к программе вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием, нужно ли их дополнить, чтобы обеспечить влияние обучения на личность учащегося как патриота.

Знания, получаемые учащимися, должны обладать:

. идейно-нравственным содержанием;

. школьники должны осознавать необходимость изучаемого материала

. усваиваемые учащимися знания должны иметь патриотическую направленность, т. е. молодым людям важно осознать естественнонаучные основы многих военных профессий [17,..].

.3 Национальное воспитание в Республике Башкортостан

Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (Родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, должно способствовать воспитанию ребёнка как будущего гражданина своего государства. Акцент делается на приобщение ученика к мировым духовным ценностям.

Национальное самосознание представляет собой не просто отнесение людьми себя к той или иной национальности, а более сложное самоопределение человека, которое включает и национальный образ мышления и жизни, и представления о территории, традиционной культуре, языке, самобытности судьбы народа и его исторического существования в мире.

Овладение знаниями о культуре, обычаях, традициях своего народа, выявление в ней общечеловеческих ценностей являются основой формирования культуры межличностного, межнационального общения. «Только межнациональная терпимость и доброжелательное отношение к другим народам, их культуре, достижениям, традициям могут привести все человечество к взаимопониманию и подлинно цивилизованному общению», — отмечает М. Г. Тайчинов [2,200].

Задача приобщения детей к своей национальной традиционной культуре может решаться через различные виды учебной и внеклассной воспитательной работы:

проводить национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники;

отмечать памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев;

организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре;

организовывать конкурсы национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;

организовывать совместные социально-полезные, созидательно-добротворческие, трудовые дела совместно с родителями;

развивать художественные промыслы и ремесла.

Истоками национального воспитания выступают семья, природа, климат, нравственные устои, духовные ценности, культура, историческая память народа, жизненные испытания, религия.

Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе учета культурных, социоисторических, эколого-демографических и этнопсихологических особенностей населения, способствует развитию этнического самосознания, усвоению элементов национальной культуры: языка, музыкально-танцевального и прикладного творчества, одежды, кулинарии; создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения, чем достигается формирование этностереотипного поведения[4,92].

Характерными формами и средствами народного воспитания являются традиции, обычаи, обряды, общественное мнение.

Патриотические традиции башкирского народа не ограничиваются узкими рамками своей национальности, а включают в себя дружбу и уважение, сочувствие к представителям других народов. У народов, населяющих Башкирию — башкир, русских, татар — очень много сходных сказочных сюжетов, возникших на основе многолетней совместной жизни, отражающих их стремления, борьбу, имеющих общих героев, образов, что объясняется сходными экономическими условиями, историческими судьбами[5,50].

На занятиях дети приобретают нравственные, морально-психологические качества: дисциплинированность, инициативность, упорство, мужество, любовь к Родине, смелость, выносливость, ловкость, силу, волю к победе, доброту, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества[18,6].

Таким образом, стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием ПАТРИОТ.

ПАТРИОТ — это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счете оказаться победителем как злой стихии, так и врага. Военно-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся[14,..].

Выводы по 1 главе

Изучив психолого-педагогическую литературу по формированию патриотизма, мы выяснили, что патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям, воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

Так же в первой главе были рассмотрены методы, приемы, применяемые на уроках. Методы обучения рассматриваются в дидактике как способы совместной деятельности учителя и учащихся, которая ведет к овладению знаниями, умениями и навыками, формированию мировоззрения, развитию способностей, патриотическому воспитанию. Более подробно остановились на национальном воспитании в Республике, что способствует толерантному отношению народов, населяющих ее.

Глава II. Разработка конспекта урока

2.1 План — конспект урока на тему: «Башкирский народный костюм»


Тема

: «Башкирский народный костюм».


Цель:

Выполнить поисковую работу в цвете,


Задачи:


а)

Формирование художественной культуры, где традиции республики Башкортостан представлены как неотъемлемая часть духовной культуры России, возрождение в школьниках чувства национального самосознания, знакомства детей с народным костюмом, познакомить детей с основными элементами башкирского костюма, орнамента.


б)

Развить, как умение находить общие черты в костюмах и традициях республики и страны, так и умение выделять особенности, присущие только данной местности, развивать творчество и фантазию, научить их приемам выполнения элементов башкирского орнамента.


в)

Воспитать чувство патриотизма, культуру межнационального общения, воспитать интерес к народному искусству башкирского народа.

Оборудование для учащихся:

Оборудование для учителя:

План урока:

1.
организационный момент (1-2 мин)

2.
объяснение нового материала (8-10 мин)

.
подведение итогов урока (2-3 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учащихся
.

. Объяснение нового материала

Башкирия моя! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!

А нам с вами, ребята, повезло, так как мы живем в Башкирии, которую воспевает в своих стихах поэт. Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с национальным костюмом башкир. Складывался башкирский костюм, ребята, в течении многих веков. Традиционный костюм — яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно были обусловлены хозяйственно — бытовым укладом народа, его культурно историческим развитием. Народный костюм — ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи и метала.

Костюм людей молодого и среднего возраста отличается у башкир яркостью. Отдавалось предпочтению красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.

Основу башкирского женского костюма составляет платье — кулмек из домотканой ткани, покрой платья был туникообразным. Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаровары тюркского покроя — ыштан. На платье надевался камзол, расшитый монетами. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат — елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой, монетами. На голове девушки носили головной убор — кашмау. Кашмау представлял собой своеобразную шапочку, которая закрывала лоб девушки и ее косу.

Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи, штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из
овчины.
Головным убором для башкир служила тюбетейка. Чаще всего были бархатными, черными и нарядно украшались нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда и серебряным шитьем. Башкирский орнамент включал в себя знаки — обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки. В башкирском национальном костюме нашли применение самые разнообразные приемы: это узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, нашивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение на коже. При этом ни один узор не повторяется, так как рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение, так же использовались шумящие подвески для отпугивания злых духов.

Кускар («рога барана») — является символом кочевого скотоводческого народа.

Ромб («поднос») — символ земледелия, плодородия.

Солярный знак — символ солнца, охранитель от злых сил.

Сердечко — этот элемент является символом гостеприимства. Еще очень часто встречаются в башкирском орнаменте х-образные и s-образные элементы.
патриотический воспитание искусство костюм

Башкирский орнамент яркий и разноцветный — красный, черный, зеленый, желтый, иногда встречаются синий, голубой, оранжевый, алый, лиловый. А особое значение имеет красный цвет, так как он считался наиболее торжественный и использовался в основном в праздничной одежде.


3.

Практическое задание.

Как вы
думаете, ребята, какая же тема нашего урока?

«Башкирский народный костюм».

Правильно, а сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать поисковую работу в цвете. Скоро наступит национальный башкирский праздник — сабантуй. Нам нужно будет изобразить людей на празднике. Поэтому сегодня мы закрепим наши знания о башкирском народном костюме. В этот день люди стараются нарядиться в свои лучшие одежды. Так давайте постараемся выразить всю красоту башкирского наряда в своем рисунке. Вам нужно будет изобразить женскую или мужскую фигуру человека в национальном башкирском костюме. Большое внимание постарайтесь уделить выявлению характерных особенностей костюма, а так же соблюдению пропорциональных размеров ног, рук по отношению к размеру головы и других частей тела. Давайте вспомним построение и пропорции фигуры человека: Каким способом можно определить рост человека и размеры его частей тела?

«Выбираем размер головы — это будет модуль фигуры. В высоте фигуры человека помещается восемь модулей. На втором модуле сверху отмечаем грудную клетку; на третьем — локтевые суставы; четвертый — таз; пятый — кончики пальцев рук; шестое — коленные суставы; седьмое — от коленных суставов до середины голени; восьмое — от середины голени до основания ступни.

Сосредотачивать свое внимание на прорисовании частей лица и рук не требуется. Главной задачей вашей работы должна стать передача цвета и орнамента, характерного для башкирского костюма. Приступая к работе, не спешите, выполняйте аккуратно. Ведь башкирская пословица гласит: «Кто делает спешно — тот делает дважды».

Критерии оценок:

.
Правильное построение фигуры человека;

.
Определение цветовой гаммы костюма;

.
Задействование основных элементов башкирского орнамента в костюме;

4. Подведение итогов:

Учащиеся ознакомились с элементами башкирского орнамента, выполнили работу. Затем проанализировали свои работы.

Выводы по второй главе

Конспект предлагается для проведения урока изобразительного искусства в седьмом классе. Возрастные особенности данного контингента школьников позволяют ориентировать патриотическое воспитание на формирование и развитие основных патриотических чувств, взглядов, отношений, и на побуждение учащихся к деятельностному проявлению патриотического сознания.

Семиклассники могут показать глубокое знание истории Башкортостана не только в пределах программы, но и вне ее, продемонстрировать интерес к своему прошлому, к истории и культуре. Они могут осознать патриотические ценности и нормы поведения, руководствоваться ими в своей деятельности, быть активны в текущей работе. Патриотические эмоции и ценности, чувство долга и ответственности, желание стать полезными и достойными гражданами России, постоянно ощущать собственную патриотичность станут ведущими мотивами поведения и деятельности учащихся.

Заключение

Воспитание патриотов, мужественных и убежденных борцов, готовых к защите отечества, начинается со школы. Оно осуществляется всем педагогическим коллективом. Каждый педагог-не только преподаватель определенной дисциплины, но и воспитатель. И перед ним, как перед воспитателем, возникает большой круг вопросов. Среди них главный, с которого мы начали — патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в школе с помощью искусства превращается в подлинные уроки мужества и героизма, о значении различных жанров в этом благородном деле, об организации и координации действий педагогического коллектива и т. д.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.

На становление и развитие личности — равно как и общества влияют различные факторы: макросреда — можно сказать, государство со своей господствующей идеологией, политикой, экономикой, правом, моралью, различными социальными институтами; микросреда — семья, школа, трудовой коллектив, ближайшее окружение и т.д.; природная среда, в которой живет человек; характер ведущей деятельности. Все это — объективные условия, имеющие опосредованно — воспитательный характер, поскольку их воздействие на личность осуществляется не напрямую, а посредством иных условий и факторов, том числе, микросреды. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Патриотическое воспитание школьников должно опираться на принципы комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников. В его содержании выделяются три блока: учебный — представлен содержанием большинства учебных дисциплин, социально — педагогический — основывается на позитивных мировоззренческих взглядах и позициях, включает важнейшие духовно — нравственные, деятельностные, пропатриотические качества, патриотические нравственные нормы.

Результаты работы, во — первых, подтвердили нашу гипотезу о необходимости целенаправленной, систематичной и последовательной работы всей школьной воспитательной системы для того, чтобы у учащихся эффективно формировалось патриотическое сознание в совокупности знаний, мотивов, чувств и деятельностных проявлений, во — вторых, доказали эффективность функционирования разработанной нами школьной системы патриотического воспитания. Однако, наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Курсовая работа может быть использована студентами художественно — графического отделения педагогического колледжа на педагогической практике, учителями изобразительного искусства
в школе.

Список литературы

1. Алгазин, Д. А. Воспитание юных патриотов: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979.

. Андреева, В. И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для студентов. — М.: Просвещение, 1995. — 195 с.

. Батурина, Г. И. Условия эффективности воспитания в многонациональном социуме: (нац. шк.) Научные труды Государственного научно — исследовательского института семьи и воспитания. — М.: Гос.НИИ семьи и воспитания. — 2004. — Т.1. — 60-65 с.

. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высших Педагогических Учебных Заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.

. Бобахо, В.А. Левикова С.И. » Культурология» -М.: Фаир — Пресс, 2000. — 400 с.

. Бублик, Л. А. Основы военно — патриотического воспитания: учеб. О-75 пособие для студентов пед. ин — тов. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.

. Воспитание детей и учащейся молодежи в региональной системе образования./ О. Заславская, Е. Сагапова, А. Григорьева и др. Воспитательная работа в школе. — 2004. — № 1. — С. — 52.

. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись -2-е изд. — М.: Академия, 1988.

. Косминская, В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. — М.: Просвещение, 1981.

. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1983.

. Лихачев, Б. Педагогика. Курс лекций. — М.: «Юрайт», 1999.

. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура: учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 288 с.

. Мухина, В. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 2000.

. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство. 1983.

. Неменский, Б. М. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл. — М.: Просвещение, 1992.

. Педагогика/ Под ред. Бабанского, Ю. К. — М.: Просвещение, 1983.

. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов высш. и средн. учеб. заведений / С. А. Смирнов,

И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.

. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. инст — тов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: АГАР, 1998. — 256 с.

. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. С. Исаев, А. И. Мищенко, Е. А. Иванов ; под общ. ред. В. А. Сластенина. — М. : Школа-Пресс, 1998. — 635 с.

. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 368 с., ил.: ил.

. Троицкий, В. Ю. О патриотическом воспитании. В. Ю. Троицкий Русский вестник. — 2004. — № 16-64. — 29-30 с.

. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2004. — 520 с.

. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. — М.: Юристъ, 1997.

. Шапарь, В. Г. Новейший психологический словарь. — Ростов на Дону.: Феникс, 2005.

. Шпикалова, Т.Я., Кузин В.С. Программы для общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев. Москва: Дрофа. 2001 г.