Место и роль России в мировой экономике

Курсовая работа

Введение

Начало XXI века характеризовались увеличением масштабов хозяйственной
деятельности, расширением связей между различными странами, углублением
международного разделения труда. Нет стран, которые не взаимодействовали бы
между собой экономически, не были бы включены в систему производственных
отношений и взаимозависимостей. В настоящее время весь мир – арена взаимосвязанной
хозяйственной деятельности людей.

В экономической литературе и в повседневной речи широко используются
понятия «мировая экономика», «мировое (глобальное) хозяйство». Очевидно, что
мир при всей его сложности и противоречивости в экономическом отношении
представляет собой определенную целостность, единство.

Россия является не исключением и играет заметную роль на мировом рынке,
что и определяет актуальность выбранной темы курсовой работы

Объект исследования – Россия.

Предмет – Россия в мировой экономике.

Целью курсовой работы является выявление места и роли России в мировой
экономике.

Для достижения поставленной цели в ходе написания работы, решаются
следующие задачи:

рассматриваются особенности геополитического и экономико-географического положения России;

анализируется экономика России и ее конкурентоспособность на
мировом рынке, в том
числе место экономики России среди других стран мира, место России на
международном рынке товаров и услуг, место России в международном движении
капитала;

выявляются особенности включения России в мировые интеграционные
процессы.

1
Особенности геополитического и экономико-географического положения России, 1 .1 Оценка природных условий и ресурсов, экономических факторов для развития экономики

По географическому положению Россия – евразийская
страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть – в Азии
(Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17,1
млн. кв. км, протяженностью в меридиональном направлении 2,5-4 тыс. км, в широтном
– 9 тыс. км) Северной Евразии. Ее крайняя северная точка (77 ° 43′ с. ш.)
находится за полярным кругом (мыс Челюскин полуострова Таймыр), южная (41 ° 11′
с. ш.) – примерно на 40-й параллели северной широты (гора Базардюзю Главного
хребта Большого Кавказа, на границе Республики Дагестан с Азербайджаном),
западная (19 ° 38′ в. д.) – в Восточном полушарии, неподалеку от нулевого
меридиана (песчаная коса Гданьского залива Балтийского моря, около
Калининграда), а восточная (168 ° 40′ з. д.) – уже в Западном полушарии
(мыс Дежнева полуострова Чукотский).

12 стр., 5910 слов

Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики

... интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообще­ство достаточно сложна и многообразна. ... взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить значимость внешнеэкономических связей для ...

Территория России расположена в пределах
одиннадцати часовых поясов.

Пределы территории России очерчены в основном морскими
рубежами – из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км) более 2/3 морские
(44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км).

Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2
км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км) экономическая зона.

Наибольшую протяженность морские границы России имеют
на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по
меридианам, проходящим через крайние – западную и восточную – точки страны) с
расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная
Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и
американского (США) секторов.

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

На востоке граница России проходит по морям Тихого
океана: на северо-востоке по Берингову проливу она является разделительной
линией между Россией и США, а на юго-востоке по проливу Лаперуза (между
островами Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между островами Кунашир и
Хоккайдо) – между Россией и Японией.

Границы, проходящие по акваториям Балтийского, Черного
и Азовского и Каспийского морей, невелики по протяженности, но очень важны для
России не только с точки зрения ее присутствия здесь как морской державы, но и
возможных контактов со странами, расположенными в пределах и за пределами этих
бассейнов. В частности, по Балтийскому морю идет кратчайший путь в
Атлантический океан, пролегают самые удобные морские пути между Россией,
Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в Балтийское
море; по Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с Украиной,
Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией» а по выходу из него (через проливы
Босфор и Дарданеллы) – со средиземноморскими странами и др.; по Каспийскому
морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.

На западе и юге государственная граница страны
проходит в основном по суше. Сухопутная граница разъединяет Россию с 14
странами: на северо-западе – с Норвегией и Финляндией, на западе – с Эстонией,
Латвией, Литвой, Польшей (с последними двумя странами непосредственно граничит
Калининградская область – анклав России на Балтийском побережье) и Белоруссией,
на юго-западе – с Украиной, на юге – с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, на
юго-востоке – с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической
Республикой, Самая большая по протяженности сухопутная граница – с Казахстаном
(7 200 км), затем с Китаем (4 350 км) и Монголией (3 400 км), самая ко­роткая –
с КНДР (17 км).

Сухопутные границы проходят по естественным рубежам – равнинам,
горам, рекам и пр. Большая их часть (Русская или Восточно-Европейская равнина –
на границе со странами Балтии, Белоруссией, Украиной; Прикаспийская и
Западно-Сибирская низменность – на границе с Казахстаном; реки Уссури, Амур,
Аргунь и озеро Ханка – на границе с Китаем и др.) не создает преград для
перемещения людей и грузов, напротив, даже благоприятствуют этому. Небольшие
трудности в этом плане возникают у России с Грузией, Азербайджаном и Монголией,
границы с которыми в основном проходит по горной местности (по горам Большого
Кавказа, Алтая, Саянам, Яблоновому хребту).

37 стр., 18461 слов

Наращивание потенциала торгово-экономического сотрудничества ...

... Россия преимущественно ориентировалась на Запад, восточные направления внешнеэкономической деятельности были сильно ослаблены, что привело к потере позиций России в экономике Китая, Японии, КНДР, Индии, Монголии, Вьетнаме и странах ... 1989 году на совещании министров иностранных дел и финансов стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Сегодня АТЭС объединяет экономику, в том числе Россию (принято ...

Однако трудности эти легко
преодолимы – на этом участке границы проложены автомагистрали (Военно-Грузинская
дорога от Владикавказа через Крестовый перевал до Тбилиси; Чуйский и Кяхтинский
тракты, связывающие Россию с Монголией, и др.), железнодорожные линии
(Махачкала – Баку, Заудинский – Наушки и Борзя – Соловьевск для перевозки
грузов в Монголию и обратно и др.), а связь с Грузией и Азербайджаном удобно
поддерживать и морем. Не случайно Россия по всему периметру своих сухопутных
границ еще с давних времен активно взаимодействует с сопредельными странами.

Сухопутные границы России отличаются и по правовому
статусу. Границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР
закреплены международными договорами, в стадии оформления находится
установление государственных границ с Эстонией, Латвией и Литвой. Границы со
странами СНГ – Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном не оформлены
международными договорами и на их рубежах установлен только
погранично-таможенный контроль. Границы с Белоруссией – партнером России по
союзному государству – фактически отсутствуют и свободны для перемещения людей,
торговых потоков, грузов.

Восточные районы России, огромные по площади, но
слабозаселенные, отличаются мощным природно-ресурсным потенциалом, развитыми
отраслями тяжелой индустрии (в т. ч. производством военной техники, цветных
металлов, топлива, леса и других видов продукции, конкурентоспособной за
рубежом), обширным внутренним рынком с повышенным спросом на продукцию легкой
промышленности и наукоемких производств, отсутствием крупных внутренних
источников финансирования и др., т. е. являются во всех отношениях как бы
дополняющими азиатский субрегион. Это создает предпосылки для развития
экономического сотрудничества и политического сближения России со странами
Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение России
благоприятствует этому.

В пределах государственных границ страны особо
выделяют таможенное пространство. Таможенную территорию Российской Федерации,
согласно Таможенному кодексу, составляют сухопутная территория, территориальные
и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также
находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации
искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская
Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

9 стр., 4127 слов

Методические рекомендации по изучению экономических районов в ...

... методики обучения экономической географии с логикой. Использование логических процессов и законов в методических выводах – необходимое условие правильного мышления и, следовательно, познания действительности. Связь методики географии с географическими науками (по методологии и ...

За пределы национальной таможенной территории
Российской Федерации выводятся свободные таможенные зоны – местности, в
пространственных рамках которых вводится особый таможенный режим, т. е.
применяется определенная система стимулов и льгот (например, применение
пониженных ставок таможенного обложения при импорте товаров, предназначенных
для внутреннего рынка России; освобождение от налога; упрощенная процедура
въезда и выезда; свобода выбора источников финансовых операций и т. п.), не
используемая в других частях страны.

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

Такого рода территориальные образования, обособленные
от остальной части национального экономического пространства определенным
набором базовых стимулов и норм, различаются по направлению хозяйственной де­ятельности,
поставленным экономическим задачам и др.

Свободные таможенные зоны, являясь частью суверенной
государственной территории Российской Федерации, в силу своего
хозяйственно-правового статуса остаются за пределами таможенных границ, т, е.
рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а
также периметры свободных таможенных складов и зон являются таможенной границей
Российской Федерации.

Свободные таможенные зоны обычно представляют собой
небольшие по площади анклавы (не более 1-2 кв. км), их количество невелико и
непостоянно, поэтому размеры и границы таможенной и государственной территории
Российской Федерации практически совпадают.

На обширной территории России выделяется 11
экономических районов, различающихся по географическому положению, природным
условиям и ресурсам, численности населения и трудовым навыкам людей,
специализации и структуре хозяйства:

– Центральный. Площадь – 483 тыс. кв.
км, население – 29,4 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации:
машиностроение, химическая и текстильная промышленность, производство
льна-долгунца, картофеля, овощей, молочной продукции животноводства.
Экономико-географическое положение. Район расположен в центре Европейской части
России, на пересечении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных
дорог, рек и воздушных трасс, трубопроводов и пр. Центральное
транспортно-географическое положение способствует развитию экономики района.

– Центрально-Черноземный. Площадь –
167,7 тыс. кв. км, население – 7,8 млн. человек. Отрасли хозяйственной
специализации: добыча железной руды, черная металлургия, машиностроение,
химическая и пищевая промышленность, производство зерна, сахарной свеклы, мяса
и др. сельскохозяйственной продукции. Экономико-географическое положение. ЦЧР
расположен между промышленно развитыми Центральным, Донецко-Приднепровским
(Украина), Северо-Кавказским и Поволжским районами.

– Северо-Западный. Площадь – 196,5 тыс.
кв. км, население – 7,9 млн. человек. Плотность 40,3 чел. на 1 кв. км. Отрасли
хозяйственной специализации: точное машиностроение, судостроение, химическая и
текстильная промышленность, льноводство. Одна из важнейших хозяйственных
функций района – осуществление внешнеторговых связей.

5 стр., 2343 слов

Экономические районы России

... явл. "центральность" района, его близость ко всем важнейшим экономическим районам России и СНГ, район беден минеральными ресурсами ... близостью Волго-Уральской топливной базы, район индустриальный, на специализацию промышленности оказывают влияние: "сырьевой" Волго-Уральский ... Приднепровью транзитное положение на оси "Центр- Юг", сейчас - один из "западных" районов России, район ресурсный, однако ...

– Северный. Площадь – 1,5 млн. кв. км, население
– 5,8 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации: горнодобывающая,
химическая, лесная и пищевая промышленность, черная и цветная металлургия.
Экономико-географическое положение. Северный район имеет выход к Белому и
незамерзающему Баренцеву морям, граничит с экономически развитыми, но слабо
обеспеченными топливными и сырьевыми ресурсами Северо-Западным, Центральным и
Волго-Вятским районами,

– Северо-Кавказский. Площадь района –
355,1 тыс. кв. км, население – 17,6 млн. человек. Отрасли хозяйственной
специализации: пищевая, машиностроение, химическая, топливно-энергетическая
промышленность, сельское и курортное хозяйство. Экономико-географическое
положение. Район находится на пересечении путей из северных, центральных и
восточных районов России в республики Закавказья, граничит с разносторонне
развитыми Донецко-Приднепровским (Украина), Поволжским и Центрально-Черноземным
районами, имеет выход к Черному, Азовскому и Каспийскому морям.

– Волго-Вятский. Площадь района 265,4
тыс. кв. км, население – 8,4 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации:
точное и транспортное машиностроение, лесная и химическая промышленность,
скотоводство молочного и молочно-мясного направления. Экономико-географическое
положение. Местоположение района на Волге, между экономически развитыми
Центральным, Уральским и Поволжским районами, благоприятно сказывается на
развитии его производительных сил.

– Поволжский. Площадь района – 536 тыс.
кв. км, население – 16,9 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации:
транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, нефтяная, газодобывающая,
химическая и пищевая промышленность, электроэнергетика, производство зерновых,
технических, овощных и бахчевых культур. Экономико-географическое положение.
Район расположен по обе стороны Волги, вдоль среднего и нижнего течения реки.
Местоположение района благоприятно для хозяйственных связей как с соседними
(Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Уральский район и
Казахстан), так и с более удаленными районами.

– Уральский. Площадь района – 824 тыс.
кв. км, население – 20,3 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации:
горнорудная, лесная и химическая промышленность, черная и цветная металлургия,
машиностроение. Экономико-географическое положение. Урал расположен на «стыке»
высокоразвитых западных и богатых сырьевыми и энергетическими ресурсами
восточных районов федерации.

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

– Западно-Сибирский. Площадь района 2,4
млн. кв. км, население – 15 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации:
топливная, металлургическая, химическая и лесная промышленность, производство
зерна и животного масла. Экономико-географическое положение. Район соседствует
с индустриальным Уралом, богатыми минерально-сырьевыми ресурсами областями
Восточной Сибири и Казахстана.

– Восточно-Сибирский. Площадь района
4,1 млн. кв. км, население – 9,0 млн. человек. Отрасли хозяйственной
специализации: горно-добывающая, лесная и химическая промышленность,
электроэнергетика, цветная металлургия. Географическое положение. Восточная
Сибирь удалена на значительное расстояние от высокоразвитых западных районов,
часть ее территории находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты.

– Дальневосточный. Площадь района – 6,2
млн. кв. км, население – 7,3 млн. человек. Отрасли хозяйственной специализации:
горнорудная (добыча золота, олова и алмазов), пищевая (рыбная и рыбоконсервная)
и лесная промышленность. Экономико-географическое положение. Основные черты ЭГП
Дальнего Востока – значительная удаленность от западных районов, приморское
положение.

Каждый из них выполняет определенные хозяйственные
функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны, решает
конкретные хозяйственные задачи на международном уровне.

1.2 Политико-административное деление России

Российская Федерация – суверенная демократическая республика
(президентская) – имеет федеративную форму государственного устройства, что
отражено в новой конституции страны (от 12 декабря 1993 года) и федеративном
договоре.

Принципы построения федерализма России основываются на:

– добровольном объединении ее субъектов;

– принципе равноправия и самоопределения народов;

– национальном принципе и незыблемости ее демократических
основ.

Субъекты федерации (республики, области, края, автономные округа,
автономная область) состоят из самоуправляемых территориальных образов и
самостоятельно определяют свое территориально устройство.

Основное положение федерального договора предусматривает разграничение
полномочий между РФ и ее равноправными субъектами.

К ведению федеральных органов государственной власти относятся, например,
такие функции как: принятие и изменение конституции страны, защита прав и
свободы человека, финансовая, валютная, кредитная, таможенное регулирование,
бюджет, налоги, транспорт, внешняя политика и международные отношения, оборона,
защита границ, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.

В совместном ведении РФ и субъектов находятся вопросы пользования и
распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны
окружающей среды и экологической безопасности, установления общих принципов
налогообложения и др.

Субъекты федерации наделяются при этом широкими полномочиями для
самостоятельной хозяйственной деятельности, заключения между собой прямых
торговых соглашений, осуществления внешней экономической деятельности,
правового регулирования социально-экономического развития, в т. ч. Принятия
законов и иных правовых актов (в соответствии с основным законодательством РФ).

Новая конституция России и федеральный договор в корне изменили характер
взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, существенно расширив их
хозяйственную деятельность и создав тем самым благоприятные предпосылки для
вхождения на рынок.

Президент (гарант конституции) имеет широкие полномочия, но его власть
ограничена парламентом.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из 2-х
палат:

– верхней (Совет Федерации);

– нижней (Госдума).

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с
премьер-министром.

Федерация строится по национальному и территориальному принципу, который,
в значительной мере, определяет содержание и структуру государственного
устройства.

Национально-административное деление РФ имеет свои проблемы, связанные с
характером политического строя, формой правления, которые определяются
историческими условиями образования федеративной национальности – религиозным
составом, своеобразием культуры и быта России. Большинство населения Росси
составляют народы, исповедующие православную религию – 86%.

В Урало-Поволжье и Сибири проживают татары (5,5 млн.) и башкиры (1,3
млн.), составляющие наиболее многочисленную группу исламских народов,
находящихся в Центральной России.

Другой массив мусульманских народов – на Северном Кавказе. Наиболее
многочисленны чеченцы (900.000).

Всего мусульман в России проживает 3 млн.
человек. Православные осетины живут в центре Кавказа, образуя как бы
«христианский коридор» из русских районов России через горские народы в Грузию
и Армению.

Предгорье Северного Кавказа – один из неспокойных регионов России. Это
связано как со сложной экологической ситуацией, нехваткой сельскохозяйственных
земель, невысоким уровнем промышленного развития, высоким естественным
приростом. Так и с последствиями национальной политики России, начиная с
кавказских войн, и, заканчивая переселением некоторых народов. Эта практика
продолжалась в 20-е – 30-е годы (казаки были насильно переселены в Сибирь и
Казахстан) и годы ВОВ (чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки).

В 1956-1957 г.
высланному народу было разрешено вернуться. Отсюда, возникла масса конфликтных
ситуаций, часть из которых неразрешена до сих пор.

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

Буддизм исповедуют буряты и калмыки, а также тюрко-язычные тувинцы.

Иудаизм распространен незначительно, – главным образом, среди евреев,
проживающих в крупных городах европейской России. Кроме этого, православную
религию исповедуют народы, говорящие на финских языках (3 млн., из которых 1
млн. – мордва).

Представители этих народов легко ассимилируются русскими (чему
способствовали их ранняя христианизация, а также рассредоточенное расселение:
села этих народов находятся среди русских сел).

Рассредоточение многих народов на территории России (когда большинство
живет за пределами основного этнического ареала) и общая «перемешенность»
населения делает почти невозможным выделение «чистых» в этническом отношении
территорий. Отсюда, следует очень важный вывод для государственного устройства
России: все виды национальных автономий на ее территории должны иметь «мягкий»
характер и не ущемлять права представителей любого из народов, проживающего на
территории автономии. Видимо, в перспективе, ведущую роль должны играть не
автономные территории, а национально-культурные автономии.

В политико-административном делении России существуют следующие субъекты
Федерации:

– 21 республика:

– 6 краев;

– 49 областей;

– 1 автономная область;

– 10 автономных округов;

– 2 города федерального значения.

2. Экономика России и ее конкурентоспособность на мировом рынке, 2.1 Место экономики России среди других стран мира

Обычно этот показатель явно занижается, так как используются оценки нашего
ВВП в долларах по официальному валютному курсу. Между тем, адекватную картину
можно составить только исходя из паритета покупательной способности (ППС) рубля
и доллара.

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 – 10%, в 2001 – 5,7%, в
2002 – 4,9%, в 2003 – 7,3%, в 2004 – 7,2%, в 2005 – 6,4%, в 2006 – 7,7%, в 2007
– 8,1%, в 2008 – 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства,
строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности
населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007)
(рис1).

С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей
промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования – на
91%, текстильного и швейного производства – на 46%, производства пищевых
продуктов – на 64%.

Рис.1.
Динамика ВВП России в 1992 – 2009 годах

Объём ВВП в 2005 году составил 21 665,0 млрд. руб. и увеличился на 6,4%
по сравнению с предыдущим годом. Прирост промышленного производства в 2005 году
составил 4,0%, оборот розничной торговли – 12,0%, инвестиций в основной капитал
– 10,5%, грузооборота транспорта – 2,6%. Индекс потребительских цен составил
10,9%, дефлятор ВВП – 18,8%. Внешнеторговый оборот в 2005 году составил
$370,4млрд. Сальдо торгового баланса – $120,1млрд.

Объём
российского ВВП в 2006 году составил 26 621 млрд. рублей, или $979,1 млрд. по
средневзвешенному курсу за год (год назад – $763,2 млрд.), что в реальном
выражении на 6,7% больше. Налоговые поступления, перечисленные Федеральной
налоговой службой
<#”525688.files/image002.gif”>

В
марте 2010 года в докладе Всемирного банка
<#”525688.files/image003.gif”>

Основную роль играет движение предпринимательского капитала, когда
инвестиции идут непосредственно в зарубежное производство. Различают прямые и
портфельные зарубежные инвестиции. В первом случае речь идет о
капиталовложениях (учреждение новых фирм за рубежом либо приобретение
контрольного пакета акций ранее существовавшей зарубежной фирмы), дающих право
преимущественного контроля. Во втором случае инвесторы довольствуются
получением прибыли на свой капитал (дивидендов от акций).

Экспортом предпринимательского капитала первоначально занимались фирмы
исключительно высокоразвитых стран (даже сейчас они дают примерно 95% прямых
зарубежных капиталовложений).

В последние десятилетия в этот процесс начинают
включаться также некоторые развивающиеся государства – «новые индустриальные
страны» и богатые страны-нефтеэкспортеры. Что касается направлений экспорта
капитала, то и здесь пока доминируют страны «ядра»: примерно 20% экспортируемых
капиталов ввозится в США, примерно 40% – в Западную Европу, в развивающиеся
страны идет лишь 25%.

Россия тоже активно участвует как и в инвестировании в зарубежные страны,
так и привлечении инвестиций (табл.4).

Таблица 4 –
Инвестиции России в экономику зарубежных стран и инвестиции зарубежных стран в
экономику России (млн. долл. США)

Страна

Экспорт
капитала

Импорт капитала

1995

2000

2007

%

1995

2000

2007

%

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

216

15 074

23 146

100,00

2796

9944

26452

100,00

Австрия

12

50

0,22

72

77

378

Белоруссия

2

201

0,87

414

1,56

Великобритания

2

86

66

0,29

161

465

4406

16,66

Германия

167

393

1341

5,79

293

1 330

3961

14,97

Дания

5

149

0,64

2

54

68

0,26

Кипр

80

5938

25,65

24

1 221

2869

10,85

Китай

1

2

772

3,33

5

15

33

0,12

Литва

3

1222

5,28

5

4

0,02

Люксембург

196

0,85

2

196

2231

8,34

Нидерланды

69

91

0,39

83

1 130

1574

5,95

Швейцария

7

512

948

4,09

420

773

970

3,67

США

4

12 084

7400

31,96

812

1507

992

3,75

Франция

96

716

3652

13,81

Япония

75

116

999

3,78

Прочие

35

1826

4830

20,87

751

2339

3886

14,69

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

Российские компании инвестируют свои средства в
основном в экономику США, Кипра, Германии, Литвы, Швейцарии, Китая и Белоруссии
(77% экспорта капитала).

В Россию же наибольшие инвестиции в 2007 вложили
компании Великобритании, Германии, Франции, Кипра, Люксембурга, Нидерландов и
Японии (74% импорта капитала).

Международное движение капиталов стирает
границы между национальными хозяйствами различных стран. Особое значение для
этого имеет развитие прямых зарубежных инвестиций, что ведет к формированию
транснациональные корпораций (ТНК) – крупнейших фирм, чьи предприятия раскинуты
по многим странам, превращая тем самым международное разделение труда во
внутрифирменное.

Международное движение ссудного капитала –
это зарубежные займы, которые дают коммерческие банки, правительства и
международные экономические организации (например, Международный валютный фонд
– МВФ, другие международные банки и фонды), а также вклады в иностранные банки
физических и юридических лиц. Коммерческое движение капитала обусловлено,
прежде всего, разным уровнем прибыльности и надежности на финансовых рынках различных
стран, что важно для фирм и отдельных людей, желающих повысить свой доход.
Международные организации и правительства, дающие займы другим правительствам,
руководствуются в первую очередь заботой не о прибыли, а о стимулировании
бизнеса «своей» страны. Подобные международные займы, как правило, либо носят
связанный характер (правительство-заемщик обязано использовать займ строго
целевым образом – например, на закупку товаров у фирм страны-кредитора), либо
связаны с созданием определенных льгот для фирм страны-кредитора (например,
уменьшением импортных тарифов на их товары).

Степень привлекательности какой-либо
страны для иностранных частных капиталовложений называют ее инвестиционным
климатом. Факторами инвестиционного климата являются не только чисто экономические
показатели (дешевизна и качество местных трудовых и сырьевых ресурсов, уровень
инфляции, уровень налогообложения), но также политическая стабильность и
хозяйственная культура (уровень коррумпированности, враждебность или
благожелательность местного населения к иностранцам).

Так, следствием плохого
инвестиционного климата России 1990-х являлся слабый приток иностранных частных
инвестиций. Лишь в 2000-е инвестиционный климат России улучшился (табл.5), в
результате чего только за 2003-2009 иностранные инвестиции (главным образом, из
стран Западной Европы в форме кредитов) выросли почти в 3 раза (примерно с 11
млрд. почти до 30 млрд. долл.).

Таблица 5 – Динамика и структура иностранных инвестиций в
Россию

Показатели

1995

2009

млн. долл.

%

млн. долл.

%

А

1

2

3

4

Общий объем
инвестиций

29 83

100

29 699

100

в т.ч.

прямые
инвестиции

20 20

67,7

6 781

22,8

портфельные
инвестиции

39

1,3

401

1,4

прочие
инвестиции

924

31,0

22 517

75,8

из них

торговые
кредиты

187

6,3

2 973

10,0

прочие кредиты

493

16,5

19 220

64,7

прочее

244

8,2

324

1,1

Развитие мирового рынка ссудных капиталов
в условиях поляризации мира на высокоразвитое «ядро» и слаборазвитую
«периферию» привело к международному кризису неплатежеспособности.

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

В 2009 году интерес иностранных инвесторов
к вложениям в российскую экономику заметно вырос. Объем иностранных инвестиций,
поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов
денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая
рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в I квартале 2010 года
составил 24,5 млрд. долл., что в 2,8 раза превышает показатель I квартала 2009
года.

Благоприятным является тот факт, что
впервые объемы иностранных вложений в российскую экономику превысили инвестиции
из России за рубеж более чем в 2 раза.

В относительном и в абсолютном выражении
наибольший рост в I квартале текущего года отмечен в сегменте прочих
инвестиций, которые выросли в 3,1 раза (до 14,67 млрд. долл.) по сравнению с I
кварталом 2009 г. Прямые вложения за рассматриваемый период увеличились в 2,5
раза и достигли 9,76 млрд. долл. Портфельные инвестиции снизились на 14,2% до
197 млн. долл.

Поскольку темпы роста прямых инвестиций в
I квартале текущего года оказались ниже темпов роста общего показателя, их доля
в структуре совокупных вложений в российскую экономику снизилась.

Таблица 6 – Структура иностранных инвестиций, поступивших в
РФ в 2005-2009 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

А

1

2

3

4

5

Прямые
инвестиции

16,5%

31,9%

43,7%

39,5%

Портфельные
инвестиции

0,3%

1,4%

1,3%

2,6%

0,8%

Прочие
инвестиции

83,2%

74,6%

66,8%

53,6%

59,6%

Говоря о прямых инвестициях, следует
отметить, что в их структуре до 76,5% выросла доля кредитов, полученных от
зарубежных совладельцев организаций (2008 г. – 13,1%).

Взносы в уставный
капитал предприятий, находящихся на территории РФ, в структуре прямых
инвестиций составили по итогам 2009г. 20,6% (2008 г. – 46,0%).

Таблица 7 – Прямые иностранные инвестиции, поступившие в РФ в
2006-2009 годах

Показатели

В млн.долл.

Изменение в % к
соотв. периоду пред. года

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Прямые
иностранные инвестиции, всего

1476

1919

3845

9756

142,8

130,0

в 2 р.

в 2,5 р.

в том числе

– взносы в
уставной капитал

1058

1564

1768

2006

в 3,4 раза

147,8

113,0

113,5

– кредиты от
совладельцев предприятий

321

324

504

7463

76,3

101,0

155,6

в 14,8 р.

– прочие прямые
инвестиции

97

31

1573

287

32,0

32,0

в 50 р.

18,2

Угадайте какую оценку получите?

Выберите коробку: 1 из 3

Еще раз

В 2009 г. темпы роста иностранных вложений
в строительство, торговлю, транспорт и связь существенно превысили аналогичные
показатели других отраслей, что отразилось на увеличении их долей в отраслевой
структуре. Как и в предыдущие годы, наибольший объем иностранных вложений
направлялся в промышленность, хотя их доля в отраслевой структуре заметно
снизилась. Второе место по привлекательности для иностранных инвесторов
занимает торговля и общественное питание.

Таблица 8 – Отраслевая структура иностранных инвестиций в
российскую экономику в 2007-2009 гг.

Показатели

В млн.долл.

В % к итогу

Изменение в % к
периоду пред. соотв. период года

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Промышленность

3346

5214

11899

55,6

59,3

48,3

115,4

155,8

в 2,3 р.

Строительство

20

25

272

0,3

0,3

1,1

36,4

125,0

в 10,9 р.

Транспорт и
связь

781

701

2 740

13,0

8,0

11,1

в 4,8 р.

89,8

в 3,9 р.

Торговля и
общественное питание

1094

1635

7 895

18,2

18,6

32,1

56,6

149,5

в 4,8 р.

Коммерческая

деятельность по
обслуживанию

461

434

891

7,7

4,9

3,6

85,2

94,1

в 2,1 р.

рынка Финансы,
кредит, страхование, пенсионное обеспечение

261

689

821

4,3

7,8

3,3

110,6

в 2,6 р.

119,2

Прочие отрасли

58

792

106

1,0

9,0

0,4

17,0

в 13,7 р.

13,4

По итогам 2009 г. в связи с сохранением
высоких цен на нефть среди производственных отраслей, по-прежнему, наибольшей
популярностью пользовалась добыча топливно-энергетических ископаемых,
инвестиции в которую увеличились в 3,1 раза до 8,2 млрд. долл.

Рис.4. Отраслевая структура иностранных инвестиций в
промышленность в 2009 г. (в скобках приведены данные за 2008 г.)

Инвестиции в российский обрабатывающий
сектор по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза и составили 3,4 млрд. долл. Среди
обрабатывающих отраслей в 2009 г. наибольший объем инвестиций был направлен в
металлургию (987 млн.долл. или 29,3% совокупного объема иностранных инвестиций,
поступившего в обрабатывающие отрасли промышленности), пищевую (621 млн.долл.
или 18,5%) и химическую (360 млн.долл. или 10,7%) промышленность.

Структура иностранных инвестиций,
направленных в 2009 году в промышленность, отличается от аналогичной структуры
совокупных иностранных вложений в российскую экономику более высоким удельным
весом прямых инвестиций. Прямые инвестиции в промышленность выросли по
сравнению с 2008 года в 2,9 раза, в то время как прочие инвестиции в
промышленность увеличились на 62,7%.

Таблица 9 – Иностранные инвестиции в промышленность в
2005-2009 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

А

1

2

3

4

5

Прямые
инвестиции

27,0%

35,5%

43,2%

56,2%

70,3%

Портфельные
инвестиции

0,8%

0,3%

2,2%

3,5%

1,0%

Прочие
инвестиции

72,2%

64,2%

54,5%

40,3%

28,7%

Прямые инвестиции в промышленность в 2009
г. составили 85,8% совокупных прямых иностранных вложений в российскую
экономику (2008 г. – 76,2%).

Удельный вес в соответствующих совокупных
показателях для портфельных и прочих вложений в промышленность оценивается в
58,9% и 23,3% (2008 г. – 79,6% и 55,0%, соответственно).

В 2009 г. произошли изменения в
географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую
экономику за данный период. В первую пятерку стран-инвесторов в российскую
экономику вошла Ирландия, инвестиции которой оцениваются в 1,7 млрд. долл.
Около 80% вложений из Ирландии было направлено в сферу транспорта и связи.

Как и в 2007 г., Нидерланды заняли
лидирующую позицию в списке основных стран-инвесторов в РФ (по итогам 2008 г.
Нидерланды находились на 3-ей позиции).

Их вложения в 2009 г. выросли по
сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 7 раз и составили 7,76
млрд.долл. Из данной суммы 7,44 млрд.долл. (95,9%) пришлось на добычу
топливно-энергетических полезных ископаемых, что составляет 88,2% всех
иностранных инвестиций в данную отрасль.

Рис.5. Географическая структура иностранных инвестиций, поступивших в РФ
в 2009 г. (в скобках представлены данные за 2008 г.)

Наибольший рост инвестиций в 2009 г.
отмечен из Люксембурга (в 8,1 раза до 4,05 млрд. долл.).

Основная часть
совокупных инвестиций из Люксембурга в РФ в текущем году была направлена в
торговлю и общественное питание – 2,36 млрд. долл. (58,3% совокупных вложений в
РФ из Люксембурга) и связь – 1,13 млрд. долл. (28,0%).

При этом в сфере связи
на Люксембург пришлось 84,0% от совокупных иностранных вложений в данную
отрасль, в сфере торговли – 30%. В 2008 г. приоритетными отраслями для
инвесторов из Люксембурга были финансовая деятельность (39,9% от совокупных
вложений Люксембурга в РФ) и добыча полезных ископаемых (39,1%).

В добычу
полезных ископаемых в текущем году из Люксембурга было направлено только 4,7%
(192 млн. долл.).

Инвесторы из Великобритании увеличили в
2009 г. свои вложения в российскую экономику в 4,1 раза, отдав предпочтение
сфере торговли и общественного питания, инвестировав в данную сферу 2,67 млрд.
долл. или 85,5% инвестиций из Великобритании в РФ за 2009 г. (в 2008 г. в
торговлю было вложено 35,5%).

Доля Великобритании в совокупных инвестициях в
сферу торговли и общественного питания в 2009 г. составила 33,8%.

Единственным государством среди лидеров
стран-инвесторов в российскую экономику, сократившим свои вложения в РФ в
начале текущего года, стала Германия. Немецкие инвестиции в 2009 г. снизились
на 20,3% по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. и составили 666 млн.
долл.

В целом, по состоянию на конец декабря
2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в экономику России оценивается
в 151,5 млрд. долл., что на 33,1% выше показателя на конец декабря 2008 года.
Наибольший рост накопленных иностранных инвестиций отмечается из Нидерландов,
которые увеличились по отношению к данным на конец декабря 2008 г. на 51,7%.

Таблица 10 – Структура накопленных иностранных инвестиций по
основным странам-инвесторам

Показатели

Накоплено на
01.01.2008 г., млн. долл.

Изменение по
сравнению с 01.01.2009 г., %

Всего

Прямые

Портф.

Прочие

Всего

Прямые

Портф.

Прочие

А

1

2

3

4

5

6

7

8

США

6 754

3 576

502

2 676

87,7

77,9

99,0

102,8

Германия

10 000

3 141

43

6 816

81,6

94,6

2,5

94,0

Франция

3 651

761

0,4

2 890

98,7

71,9

100,0

109,4

Великобритания

11 610

2 616

161

8 833

98,4

90,0

95,3

101,2

Кипр

31 835

21 582

1193

9 060

98,6

94,7

87,8

111,5

Нидерланды

30 690

27 389

63

3 238

130,9

142,4

101,6

77,9

Люксембург

26 780

651

204

25 925

117,1

110,9

100,5

117,4

Прочие страны

30 149

13 310

602

16 237

104,4

99,4

66,0

111,5

Итого

151 469

73 026

2 768

75 675

106,0

107,6

56,5

107,9

Участие России в международном движении
капиталов весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капиталов как
импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом
приложения ссудного капитала.

Доля России в общемировой величине
иностранных инвестиций не превышает 1%. А это свидетельствует о следующих
тенденциях в привлечении иностранных инвестиций в России:

. Годовые объемы привлеченных
иностранных инвестиций незначительны и неадекватны огромным потребностям страны
и возможностям их продуктивного использования.

. Мизерно значение иностранных
инвестиций на душу населения.

. В структуре иностранных
инвестиций опережающими темпами растут прочие инвестиции по сравнению с прямыми
и портфельными, что само по себе фактор неблагоприятный, так как преобладающие
ресурсы являются возвратными и платными.

. В страновой структуре накопленных
в РФ иностранных инвестиций лидируют США, Германия, Франция, Великобритания,
Кипр, Италия. Традиционно крупнейшими прямыми инвесторами в российскую
экономику являются США, Кипр, Нидерланды, Германия и Великобритания. Наибольшие
«прочие» инвестиции поступают в РФ из Германии, Гибралтара, Швейцарии, Франции,
Нидерландов.

. Наиболее привлекательными для
иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, черная и
цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, добывающая
промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность,
торговля и общественное питание.

Дав характеристику экономики России и ее
конкурентоспособности на мировом рынке, перейдем к анализу особенностей
включения России в мировые интеграционные процессы.

3. Особенности включения России в мировые интеграционные процессы, 3.1 Приоритетные направления внешнеэкономического сотрудничества

Первое направление – обеспечение ведущих
позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в
соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере,
включая:

– обеспечение прорыва на
новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг ядерных технологий,
авиатехники, судостроения, космических услуг и космических аппаратов,
программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, а также
услуг в сфере туризма на основе успешной модернизации соответствующих секторов
российской экономики и умелого позиционирования в нишах мирового рынка;

– обеспечение
организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и
услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых
товаров в иностранных государствах;

– содействие привлечению
необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию и
создание альянсов с ведущими мировыми компаниями.

Второе направление – содействие экспорту и
достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы
услуг, включая:

– содействие созданию в
России производства конечной продукции с иностранным участием и локализацией
производства добавленной стоимости с использованием экономических таможенных
режимов;

– стимулирование
привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в
обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;

– поощрение формирования
кооперационных связей российских компаний с иностранными, обладающими выходом
на зарубежные рынки, в том числе с использованием преференциальных торговых
соглашений;

– содействие формированию
центров компетенции, интегрированных в отрасли обрабатывающей промышленности
России, в том числе с использованием преференциальных инвестиционных
соглашений;

– создание механизмов
комплексной поддержки экспорта продукции обрабатывающих отраслей, в том числе
идентификацию и устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние
рынки;

– рационализацию импорта и
его ориентацию, прежде всего на повышение технологического уровня российских
предприятий и приобретение высокотехнологичной продукции, сырья, материалов и
полуфабрикатов, необходимых для развития производства, с использованием
дифференцированной ставки таможенного тарифа (эскалация тарифа) и расширения
применения экономических таможенных режимов;

– превращение России в
одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна,
растительного масла, льна и других товаров, в том числе путем закрепления
позиций государства на переговорах по либерализации доступа на рынки
сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

– усиление позиций на
рынках сырьевых товаров с высоким уровнем переработки, превращение России в
крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и
переработкой сырьевых ресурсов, в том числе на основе инвестирования в сырьевой
сектор иностранных государств;

– развитие производственной
и иной инфраструктуры приграничных территорий, учитывающее потребности
экономики граничащих с Россией государств.

Третье направление – интеграция России в
глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской
экономики, включая:

– переориентацию
значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские
транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности
транспортных коридоров России;

– обеспечение стыковки
российских транспортных коридоров с транспортными системами сопредельных
государств и заключение международных соглашений с заинтересованными
государствами;

– формирование единого
транспортного пространства Содружества Независимых Государств.

Четвертое направление – повышение роли
России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее
позиций на рынке углеводородов, включая:

– расширение и
диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки;

– развитие экспорта услуг,
связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой
степенью переработки;

– осуществление инвестиций
в сети транспортировки и распределения энергии иностранных государств, в том
числе и на основе взаимного обмена активами;

– запуск биржевой торговли
нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли;

Пятое направление – формирование
интегрированного евразийского экономического пространства, включая:

– укрепление Союзного
государства, формирование Единого экономического пространства в рамках
Евразийского экономического сообщества, формирование общего энергетического
рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества и создание совместных
финансовых институтов развития;

– реализация системы
проектов по формированию совместной транспортной и энергетической
инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других важных для
государств – членов Содружества Независимых Государств сферах;

– создание механизма
содействия кооперации и взаимным инвестициям государств – членов Содружества
Независимых Государств;

– формирование условий для
свободного перемещения граждан в рамках Единого экономического пространства,
создание общего культурно-образовательного пространства с государствами –
членами Евразийского экономического сообщества и другими государствами на
евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).

Шестое направление – создание в России
международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную
валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте, включая:

– превращение России в один
из мировых финансовых центров, обладающий независимой национальной финансовой
инфраструктурой и обеспечивающий лидирующие позиции России на финансовых рынках
государств на евразийском пространстве;

– превращение российского
рубля в ведущую региональную резервную валюту на пространстве Содружества
Независимых Государств.

Седьмое направление – усиление роли России
в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка,
включая:

– обеспечение ведущих
позиций в многосторонних международных институтах («Группа восьми», Организация
Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая
организация, Организация экономического сотрудничества и развития и другие),
продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и
многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами;

– участие в развитии
системы правил регулирования международной торговли и инвестиций, разработке
международных стандартов с целью сближения национальной системы стандартов и
сертификации с международной, а также в решении глобальных проблем содействия
устойчивому развитию, в том числе проблемы глобальных климатических изменений;

– использование потенциала
региональных экономических объединений (форум «Азиатско-тихоокеанское
экономическое сотрудничество», Шанхайская организация сотрудничества, Совет
государств Балтийского моря, Черноморское экономическое сотрудничество и др.),
включая участие в них на ведущих ролях и развитие сотрудничества с другими
аналогичными объединениями (Европейский союз, Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии, Рынок стран Южного конуса и др.) в целях обеспечения
благоприятных условий деятельности российского бизнеса в соответствующих
регионах;

– формирование
национального механизма содействия международному развитию.

Реализация указанных приоритетных
направлений предполагает дальнейшее развитие институтов внешнеэкономической
деятельности по следующим направлениям.

Первое направление – приведение институтов
формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики
Российской Федерации в соответствие с потребностями российских участников
внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики, включая:

– идентификацию, мониторинг
и устранение регуляционных и административных барьеров для расширения
присутствия российских компаний на глобальных рынках, содействие разрешению проблем
антидемпинговых расследований в отношении экспорта российской промышленной
продукции;

– снижение и устранение
барьеров для внешнеэкономической деятельности российских компаний, в том числе
связанных с проведением ограничительной политики иностранными государствами;

– стимулирование имеющегося
или потенциального экспортно-ориентированного производства (приоритетных
отраслей промышленности и услуг) и обеспечение интегрированного подхода к
финансовой поддержке экспорта;

– содействие российским
инвестициям за рубежом, способствующим приобретению технологий и
бизнес-компетенций, а также облегчение доступа на международные рынки товаров и
услуг;

– создание системы
информационно-аналитического сопровождения выработки внешнеэкономической
политики и мер по ее реализации, оценки рисков и постоянного мониторинга ее
проведения, деятельность которой обеспечивается на основе
частно-государственного партнерства;

– создание системы
комплексной поддержки экспортной деятельности российских компаний, включая
выставочно-ярмарочную деятельность;

– эффективную защиту прав
интеллектуальной собственности в Российской Федерации и российских
правообладателей за рубежом;

– использование связанных
кредитов и механизмов международной помощи развитию для продвижения российских
товаров и услуг на рынки развивающихся государств;

– развитие институтов
участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической
политики;

– содействие
позиционированию российских компаний и регионов за рубежом (маркетинг регионов,
создание позитивного имиджа);

– проведение
целенаправленной государственной политики по привлечению к работе в России или
с российскими компаниями, университетами и научными учреждениями специалистов
российского происхождения, проживающих за рубежом, разработка в рамках программ
помощи развитию системы стимулов, в том числе финансовых, для обучения
иностранных граждан в российских вузах и активизации обменных программ с целью
налаживания экономических связей с государствами – участниками совместных
образовательных программ;

– создание на
правительственном уровне инфраструктуры юридического обеспечения участия
Российской Федерации в международных процедурах разрешения споров (как по
вопросам, связанным с доступом на рынки иностранных государств, так и в связи с
применением Российской Федерацией мер, ограничивающих доступ на российский
рынок иностранных компаний).

Второе направление – применение
инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях
рационализации импорта и привлечения новых технологий, включая:

– реализацию принципа
эскалации таможенного тарифа в целях рационализации импорта, снижения издержек
производителей и стимулирования организации производства конкурентоспособной
готовой продукции на территории России;

– постепенное уменьшение
значения фискальной функции таможенного тарифа;

– применение на временной
основе нетарифных мер и инструментов защиты внутреннего рынка;

– обеспечение конкурентных
условий на рынках путем применения специальных защитных антидемпинговых или
компенсационных мер в случаях импорта, осуществляемого на недобросовестных
конкурентных условиях;

– обеспечение стабильности
и транспарентности в применении правил внешнеэкономического регулирования;

– снижение издержек
бизнеса, в том числе путем обеспечения прозрачности и упрощения таможенных
процедур и внедрения новых прогрессивных технологий таможенного
администрирования.

Третье направление – создание институтов
участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической
политики, включая:

– создание эффективного и
гибкого механизма, обеспечивающего расширение участия предпринимательского
сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики, включая
получение информации о потребностях, связанных с осуществлением международных
сделок;

– создание современной
системы доведения до предпринимательских кругов актуальной информации о
возможностях и условиях торговли и инвестирования на рынках иностранных
государств на основе объединения информационных ресурсов загранпредставительств
России, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и бизнес-организаций.

.2 Проблемы и перспективы развития России в ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>,
созданная в 1995 году
<http://ru.wikipedia.org/wiki/1995_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> с целью
либерализации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>
международной торговли и регулирования торгово-политических отношений
государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и
торговле <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BC_%D0%B8_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5>
(ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически
выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений,
а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных
большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою
деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках
Уругвайского раунда
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B4>
и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по
глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой
торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса
наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения
к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР
является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной
торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о
присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в
ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем.
Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия
поддержала Киотский протокол
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB>.
Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет.
Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ
сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности.
Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.
Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое
(Вьетнам).

На сегодняшний день Грузия остается единственной страной,
выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую
группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке
блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России
необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в
организацию.

Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в
августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на
Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В
сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к
России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что
Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2010 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно
откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от
присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО
и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься
не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в
Москве премьер-министр России Путин В.В.
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%92.%D0%92.>
сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по
присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по
вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от
лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Но в ВТО могут
вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый
вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут
вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и
вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

октября 2010 года
<http://ru.wikipedia.org/wiki/2010_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> пресс-спикер
президента Грузии
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B8>
заявила, что позиция Грузии
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D1%8F> по
вопросу объединения России во Всемирную торговую организацию остается
«неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут
выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это
касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и
проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием
Грузии в связи с принятием России в ВТО было то, чтобы были бы легализованы два
нелегальных пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – Гантиади-Адлер
<http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%9F%D0%9F_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B8-%D0%90%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D1%80&action=edit&redlink=1>
(Абхазия
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F>)
и Роки-Нижний Заромаг <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%9F%D0%9F_%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%97%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3&action=edit&redlink=1>
(Цхинвальский регион
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD>).
В то же время агентство «Ройтер» передает, что на форуме Международного
экономического альянса 22 сентября в Нью-Йорке
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E-%D0%99%D0%BE%D1%80%D0%BA>,
в беседе с инвесторами и представителями правительственных кругов президент
Михаил Саакашвили
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%B0%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8>
заявил, что Грузия не является единственным препятствующим фактором на пути
принятия Российской Федерации в ВТО: «Между ними (ВТО) и Россией существует
много вопросов» – заявил Михаил Саакашвили – «Таким образом, не только мы
остались, и вы должны предоставить нам определенное время, пока мы станем
последними… Возможно мы и не станем последними. Именно сейчас стоит огромная
очередь стран».

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об
основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим
товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по
всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры
велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по
экономическим вопросам, включая ВТО.

В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна
внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров
предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на
промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на
потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не
снизятся (за исключением автомобилей и обуви).

В то же время, будут отменены
пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику
и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование.
Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9
млрд. долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако
размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической статье в журнале «Эксперт», «максимальная
теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России
к ВТО равна 23 млрд. долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно
прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90
млрд. долларов в год».

Существует мнение, что Российское правительство форсирует
вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближённым к
Кремлю – это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так
как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.