В последние годы в российской экономике произошло много изменений как положительных, так и отрицательных. И наше правительство, изучая экономическое становление многих зарубежных государств, видя их достижения и успехи, почему — то крайне мало уделяет внимания именно истории этого экономического становления, и в частности, трудностям и проблемам, связанным с этим. Не надо забывать о том, что процветающие и высокоразвитые страны не сразу стали такими. Им потребовалось много времени и сил, чтобы добиться таких значительных успехов, которыми они могут сейчас гордиться.
Франция как раз является одной из таких стран. В своей работе я изложу основные принципы, на которых держится вся экономика Франции. Познакомлю читателя с особенностями рынка Франции, со спецификой поддержания устойчивых связей с иностранными фирмами. У Франции накоплен богатый опыт внешнеэкономической деятельности. Я предоставлю сведения о законодательстве страны, которое необходимо знать иностранному предпринимателю при работе на рынке Франции; о деловых контактах этой страны с зарубежными партнерами, о выставках, конференциях, ярмарках; о рекламе.
Эта тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране.
Таким образом, в работе будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны (некоторые особенности ее развития) и ее политическом устройстве, коммерческих условиях работы на рынке, инвестиционном законодательстве, особенностям быта и деловой этики, а также статистические материалы, которые будут полезны для всех участников деловых контактов с Францией и для лиц, намеревающихся посетить страну в качестве туристов.
1. Общая характеристика страны.
1.1. Политическое и административное устройство., Местоположение и территория страны., Население.
Воспроизводство населения во Франции характеризуется очень плохой демографической ситуацией. Происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и его возрастной состав, растет доля пожилых людей. Такая демографическая ситуация привела к резкому изменению роли Франции в системе внешних миграций населения. Бывшая со времен великих географических открытий одним из главных очагов эмиграции, Франция в наши дни превратилась почти в главный мировой очаг трудовой миграции. Теперь здесь насчитывается 1600 тысяч человек иностранных рабочих, значительная часть которых находится на положении не граждан, а временных гостей — рабочих («гастар-байтеров»).
Контрольная работа «Экономика организации»
... фондов. Снятие с производства устаревших видов изделий , т.е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, и указать конкретные ... работы оборудования и загрузки оборудования. Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования (tф) к количеству часов работы по ...
Основные направления трудовой миграции исходят из таких стран, как Португалия, Испания, Марокко, Алжир, Тунис, Италия, Греция, Босния и Герцеговина. Их доля в общем числе занятых составляет до 10%.
На размещение населения во Франции наибольшее влияние оказывает урбанизация, уровень которой здесь очень высокий. Характерная черта урбанизации Франции — очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях: Париж — 8,5 млн. человек; Лион, Марсель — более 1 млн. человек. Однако в последние 2-3 десятилетия рост крупнейших городов замедлился или даже прекратился. Из центральных частей городов население стало мигрировать в пригороды, города-спутники. Это явление получило название субурбанизации.
Столица и крупнейшие города., Краткая история становления государства., Система институтов.
Высший законодательный орган — парламент, состоящий из 2 палат — Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 — от заморских департаментов и территорий), избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием (последние выборы были в 1993 г.) и сената (321 сенатор за сроком полномочий каждого — 9 лет), избираемого на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).
Правительство ответственно перед парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания (необходимо абсолютное большинство голосов всех депутатов).
Правительство, сформированное в марте 1993 г., возглавляет премьер-министр Э. Балладюр.
Французская социалистическая партия (ФСП), образовалась в 1971 г. на базе объединения партии СФИО (Французская секция рабочего интернационала), существовавшей в 1905 г., и ряда политических группировок (около 200 тысяч членов), входит в Социнтерн. В нее входило 160 тысяч членов (январь 1979), первый секретарь — Л. Жостен (с 1981).
В марте 1993 г. ФСП потерпела поражение на парламентских выборах и переживает кризис.
Левые и левоцентристские силы представлены следующими партиями. Французская коммунистическая партия (ФКП) — основана в 1920 г. (около 200 тысяч), в последние годы ее влияние и численность уменьшились. Генеральный секретарь — Ж. Марше. Движение левых радикалов (ДЛР), образовалась в 1972 г. в результате раскола партии радикалов и радикал — социалистов (около 30 тысяч).
Председатель — Э. Зюккарелли, генеральный секретарь — Ф. Валкер. Объединенная социалистическая партия (ОСП) — образовалась в 1960 г. Пользуется влиянием среди левацки настроенной интеллигенции и студенчества. Генеральный секретарь ОСП — Ж.К. Лескорнэ.
Наиболее влиятельными партиями в парламенте и правительстве после парламентских выборов в 1993 г. является голлистское объединение в поддержку республики (ОПР) и центристский СФД. ОПР образовалось в 1958 г., правительственная партия (около 900 тысяч).
Экономический и политический кризисы 1921 года
... И, наконец, завершающий этап новой экономической и политической политики. Борьба за лидерство. 1. Советское государство в первой половине 20-х годов ... кризис сбыта». Сельскому населению оказалось не по карману покупать остро необходимые промтовары, которые быстро заполнили все склады и магазины. Деревня забурлила, и начала ... стачек, число забастовщиков превысило 200 тыс. человек. Но самым неприятным ...
Председатель — Ж. Ширак, генеральный секретарь — А. Жюлле.
Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) (1,33 млн. членов), которые входят в ВФП. Национальный совет французских предпринимателей — существует с 1946 г., объединяет 130 профессиональных федераций промышленников и торговцев. Национальный союз студентов (ЮНСФ) — более 35 тысяч человек.
Система административно — территориального деления страны
1.2. Краткая экономическая характеристика., Сложившаяся экономическая ситуация, проблемы и достижения экономики.
Начало нового кризиса определялось особенностями кризиса 1990-1993 гг., который был самым продолжительным за период после второй мировой войны, а по глубине уступил лишь кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен. Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение промышленного производства составило 7,1%.
Сокращение занятости, давление на зарплату, рост налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению сбережений, а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и кредитная политика носила антикризисный характер. Однако эффективность правительственных мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению дефицита государственного бюджета была невысокой.
Разгар кризиса пришелся на середину 1993 г., но падение промышленного производства продолжалось до конца года. За счет уменьшения численности занятых и давления на зарплату удалось повысить общие издержки компаний. Стабилизировалась масса и норма предпринимательского дохода. За счет снижения объема капиталовложений и сокращений запасов нереализованной продукции компании высвободили достаточно средств для погашения задолженности. Удешевление кредитов способствовало оживлению жилищного строительства весной 1994 г.
В первом квартале 1994 г. экономика находилась в состоянии депрессии. Объем промышленного производства превышал кризисный уровень, но завершилась волна банкротств. Весной 1994 г. началось оживление. Однако хозяйство избавлялось от последствий кризиса крайне медленно. Закрывались нерентабельные предприятия и ликвидировались многие убыточные производства. Кратковременный, но сильный толчок к выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной Европы. На протяжении года оживление стимулировалось слабым повышением личного потребления и государственных заказов. В начале 1995 г. обозначился слабый подъем.
Главной заботой правительства (глава кабинета министров — Э. Балладюр) было состояние государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей — уменьшение дефицита госбюджета и долга. Кредитно-денежная и валютная политика была направлена на поддержание стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений частных лиц. Внутренний спрос в 1994 г. повысился на 2,9 %. В промышленности объем инвестиций снизился в 1994 г. на 5 %. Личное потребление в 1994 г. и первой половине 1995 г. увеличилось на 1,5 %. Замедление роста реальной зарплаты, снижение с 1994 г. выплат на медицинское обслуживание, пенсионерам и безработным уменьшили доходы населения. Рост занятости с 1994 г., ощутимое повышение в 1995 г. реальных ставок зарплаты сказались на настроении потребителей: норма сбережений понизилась до 13,4 %, личное потребление увеличилось.
В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным. С осени 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз (ЕС).
В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть европейского рынка. Относительно низкие издержки производства и доля прибыли в цене позволили сохранить невысокие экспортные цены. Французская промышленность с опозданием отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта стерлингов, лиры и песеты в 1992 г. Однако благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному обслуживанию французские товары сохранили конкурентоспособность на европейских рынках.
Но со второй половины 1994 г. доля и объем французского экспорта в европейской торговле начали снижаться. Импорт в 1994-1995 гг. рос быстрее, чем внутренний спрос. Активное сальдо внешней торговли уменьшилось до 84,5 млрд. фр. в 1994 г. Активное сальдо платежного баланса составило 54,5 млрд. фр.
В промышленности начался с первого квартала 1995 г. В целом уровень промышленного производства в начале лета 1995 г. был выше кризисного минимума на 8,3%, выпуск потребительских товаров — на 6,7%, полуфабрикатов — на 14,8%, оборудования — на 9,6%.
Антиинфляционная политика направлена на сдерживание зарплаты и доходов трудящихся, а также дефицита госбюджета и фондов социального страхования. Низкие цены на полуфабрикаты и импортные товары также сдерживали инфляцию. Потребительские цены увеличились в 1994 г. на 1,7%, а в 1995 г. — на 1,9%.
Темпы роста цен во Франции оставались одними из самых низких среди развитых капиталистических стран. Снижение в 1993-1994 гг. краткосрочных процентных ставок поддерживало экономическую активность в стране. Их повышение с конца 1994 г. связано с необходимостью привлечь капиталы в банковский сектор. Повышение ставок усложнило отношения между выжившими после кризиса компаниями и банками. Государство обеспечило поддержку пяти банков, но особое внимание уделялось «Креди лионне». План его спасения базировался на государственных гарантиях, которые позволили покрыть потери банка за длительный период.
Кредитно-денежная политика была направлена на поддержание стабильности франка по отношению к валютам европейских стран, сдерживание роста денежной массы в обращении, общие задолженности и среднесрочных ставок. Средний курс франка по отношению к немецкой марке в 1994 г. составил 0,29 марки, а по отношению к доллару США — 0,18 доллара.
Одной из острейших социально-экономических проблем остается безработица. Численность безработных увеличилась до начала 1994 г., затем стабилизировалась и весной 1995 г. составила 3,4 млн. человек. Спад производства привел к сокращению рабочих мест во всех отраслях и повышению уровня безработицы до 12,4% в начала 1994 г. Нынешняя безработица носит застойный характер. С 1990 г. по март 1995 г. число не имеющих работы более одного года увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.
В начале 1994 г. власти предложили субсидировать создание новых рабочих мест за счет сокращения минимальной зарплаты молодых рабочих, что вызвало волну протеста и не было осуществлено. Правительство А. Жюппе продолжило мероприятия по повышению занятости. Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям за наем молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала. [ ]
Основные экономические показатели, Таблица 1, Динамика основных показателей французской экономики
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
|
(в % к предыдущему году) |
|||
ВВП |
2,8 |
2,2 |
1,5 |
Потребление населения |
1,4 |
1,7 |
2,1 |
Инвестиции |
1,3 |
2,6 |
— 0,6 |
Импорт |
6,7 |
5,3 |
2,2 |
Экспорт |
6,0 |
6,0 |
3,6 |
Перемены на финансовых рынках оказали большее, чем ожидалось, воздействие на рост личного потребления населения. Так, в 1 полугодии 1996 г. он составил 1,5% против снижения потребления во 2 половине 1995 г. на 0,3%. Рост потребления в 1996 г. происходил при снижении покупательной способности населения. В результате уменьшения процентных ставок несколько сократилась среднегодовая норма сбережений. В 1995 г. она была на самом высоком за последние 10 лет уровне — 14,3% доходов населения. В 1 половине 1996 г. этот показатель снизился до 12,6%.
Однако этого было недостаточно для роста промышленного производства. Несмотря на то, что в 1 полугодии 1996 г. значительно улучшились финансовые условия для инвестирования (была снижена средняя стоимость инвестиционных кредитов на 1,5 пункта по сравнению со 2 полугодием; кроме того, снижение рыночных процентных ставок повысило доходность инвестиций), предприятия не воспользовались этими преимуществами. Они продолжали снижать уровень запасов, по-видимому из-за ожидания падения цен, и объем инвестиций сократился на 0,7%.
В 1997 г., по ожиданиям правительственных экономистов, во Франции должен был начаться процесс оживления экономики благодаря расширению капиталовложений. Предполагалось, что ВВП увеличится на 2,8%. Что касается проблемы занятости, то в 1996 г. предполагалось создать 150 000 новых рабочих мест (то есть уровень безработицы > 12 %), а в 1997 г. — 215 000 по сравнению со 141 000 в 1995 г.
В 1996 г. курс французского франка в отношении немецкой марки укрепился и вновь вошел в свой прежний узкий коридор в Европейской валютной системе.
Учетные ставки находятся сейчас на очень низком для Франции уровне, хотя они и выше германских. Однодневная банковская ссуда предоставляется в Париже под 4,5%, тогда как во Франкфурте-на-Майне — несколько выше 3,7%. Французские государственные займы сроком на 10 лет приносят годовой доход в 6,5%. Это на 0,65% выше, чем федеральные займы в ФРГ.
Для экономики Франции в последние годы характерен достаточно низкий уровень инфляции. В 1995 г. индекс роста цен составил лишь 1,7%. В связи с повышением в августе 1995 г. ставки НДС до 20,6% (с18,6%) темпы роста цен несколько ускорились. Однако с августа 1996 г., когда прекратилось механическое воздействие повышенной ставки НДС, индекс роста цен вернулся на годовой уровень 1,6 – 1,7%.
По мнению всех экономистов, постепенного ускорения роста французской экономики можно ожидать с начала 1998 года. Успешное претворение в жизнь прогнозов экономического развития Франции зависит от динамики трех важнейших факторов:
-
от конъюнктурной ситуации в мире;
-
от инвестиционной деятельности;
-
от потребления.
Прогнозы на 1998 г., сделанные правительством Франции, более оптимистичны. Правительство ожидает, что прирост ВВП составит 2,8%, экспорт продукции и услуг возрастет на 5,7%, инвестиционная деятельность предприятий – на 5,4%, потребление населения – на 1,9%. Правительство планирует добиться снижения дефицита бюджета до 2,8% ВВП, а также снизить уровень безработицы к концу 1998 г. до 12,6% активного населения страны. [ ]
Рельеф. Берега Атлантического побережья на севере и западе слабо расчлененные, невысокие; на северо-западе, в районе полуостровов Бретань и Котантен, бухтовые, частично риасовые; берега Средиземного побережья на западе низкие, местами заболоченные, на востоке крутые, скалистые. К Лигурийскому морю подступают отроги Приморских Альп. В западных и северных районах преобладают плоские или всхолмленные равнины (Гароннская низменность, Парижский бассейн) и низкогорья. В центре и на востоке — средневысокие горы (Центральный Французский массив, Вогезы, часть гор Юра).
По юго-западным и юго-восточным окраинам — высокие хребты и массивы Пиренеев и Альп (с наиболее высокой вершиной Франции и Западной Европы — горой Монб-Лан, 4807 м).
Основные полезные ископаемые
Климат. На большей части страны морской умеренный, на востоке переходный к континентальному; на побережье Средиземного моря субтропический средиземноморский с сухим летом и дождливой зимой; на остальной территории Франции осадки распределены более равномерно (их сумма на равнинах 600-1000 мм, в горах до 2000-2500 мм в год. Средняя температура января 1-50 C (на юге до 80 С), июля 17-220 С (на юге до 240 С).
Речная сеть густая, реки полноводны. Наиболее крупные реки: Сена, Рона с Соной, Луара, Гаронна, Рейн (по границе с ФРГ).
Преобладают бурые лесные почвы, местами выщелоченные и оподзоленные; на юге — коричневые почвы сухих лесов и кустарников, красноземы.
Большую часть страны занимают сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 26% территории Франции — в основном дуб, бук, каштан, сосна (в значительной степени искусственные насаждения), в горах — также ель, пихта. На юге — вечнозеленые леса и кустарники средиземноморского типа. Национальные парки — Экрен, Севенны, Вануаз и другие. [ ]
1.4. Отраслевая структура хозяйства., Оценка влияния различных факторов на отраслевую экономику., Нефтяная промышленность
Для страны характерна высокая концентрация производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности.
Сфера услуг
За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж — 13%, Канны, Ницца, Лион — 11%. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения. Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики.
Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международной специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой продукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами. Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире – после США, ФРГ, Японии. В 1996 г. внешнеторговые показатели Франции достигли высокого уровня: экспорт составил 1485,8 млрд. фр., импорт – 1363,5 млрд., а положительное сальдо возросло до 122,3 млрд. фр. Франции удалось добиться существенного улучшения внешнеторгового баланса за последние пять лет после длительного периода, характеризующегося дефицитом внешней торговли. [ ]
Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (около 65% всего оборота), особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии. Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель.
Необходимо отметить высокую концентрацию внешней торговли Франции в руках небольшого числа крупнейших компаний. 50% французского экспорта и импорта осуществляют соответственно 25 и 500 фирм. В то же время 70% французских компаний, участвующих во внешней торговле, обеспечивают всего лишь 1% ее оборота. 20 первых французских экспортеров контролируют 21% вывоза из страны, а 20 крупнейших импортеров – 18% ввоза.
В 1996 г. положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям Франции достигло 101 млрд. фр. Или 1,3% ВВП. В 1996 г. было отмечено повышение вывоза капитала над его ввозом. Отток капитала объясняется ростом прямых инвестиций французских предприятий за рубежом до 92 млрд. фр. Против 64 млрд. фр. В 1995 г. при сохранении в целом объема иностранных инвестиций во Франции на уровне 82 млрд. фр. Вывоз капиталов в форме портфельных инвестиций возрос до 276 млрд. фр.
Размер государственного долга к началу 1997 г. достиг 3538 млрд. фр. Таким образом, за три года (с 1993 г. по 1996 г.) государственный долг увеличился на 1000 млрд. фр. Золото-валютные резервы Франции в конце апреля 1997 г. составляли 318939 млн. фр., в том числе золото на сумму 159521 млн. фр., валютные резервы – 85940 млн. фр., резервы в ЭКЮ –54628 млн. фр., активы в МВФ – 18850 млн. фр. [ ]
1.5. Основные формы бизнеса., Мелкий и средний бизнес
Большое внимание во Франции уделяется экспорту. В 1994 г. все промышленные фирмы страны продали за границу продукцию обрабатывающих отраслей на сумму 630 млрд. фр., или около ¼ промышленного национального экспорта. Однако 16% мелких промышленных предприятий или экспортируют очень незначительную часть своей продукции (ниже 5%), или совсем не занимаются подобной деятельностью. Французское правительство постоянно осуществляет меры по стимулированию экспортного производства, особенно в отношении мелких и средних фирм. Создаются специальные фонды содействия экспортному производству, из которых выделяются среднесрочные и долгосрочные кредиты на льготных условиях при достижении этими фирмами определенного размера экспорта. С 1981 г. действует “Креди д’экипман де петит э муайен анреприз”, держателями акций которого являются государство и национализированные банки. Эта организация предоставляет на льготных условиях кредиты мелким и средним фирмам для развития производства, поддержки занятости, экономии сырьевых ресурсов.
Основным условием успеха в экспорте продукции является хорошее знание иностранных рынков. Но именно здесь у мелких и средних производителей возникают трудности. Речь идет о некомпетентности руководителей предприятий, которые мало знакомы с международной торговлей. Экспорт требует также серьезного подхода к оценке доходов и риска. Некоторые мелкие и средние предприятия начинают осуществлять экспорт без предварительной подготовки, т.к. испытывают трудности во Франции и надеются на успех на других рынках. Но они не учитывают того, что конкуренция на внешних рынках часто гораздо сильнее, чем на внутреннем.
Еще одной причиной недостаточно высокого уровня коммерческой деятельности мелких и средних фирм является устаревшая сбытовая система. Исследования, проведенные в 1993 г. Торгово-промышленной палатой Парижа, показали, что в течение предшествующих пяти лет 75% мелких и средних фирм выпустили на рынок новую продукцию, но лишь 20% проводили изучение рынка.
Существует несколько путей для выхода из трудностей, связанных с экспортной деятельностью.
-
Объединение ряда мелких фирм для совместного изучения рынка. Обследование 700 мелких и средних фирм-экспортеров показало, что сейчас каждая третья фирма объединяется с другими с указанной целью.
-
Создание совместных предприятий с партнерами из той страны, куда направляется продукция. В качестве примера можно привести французскую фирму “Эклатек” по производству осветительных приборов (140 наемных рабочих, 110 млн. фр. годовых продаж и 34,5% экспорта; третий производитель общественного освещения во Франции), поставляющую осветительные приборы в Москву, где им освещены крупные магистрали и мосты.
С 1979 г. журнал “Вестник международной торговли” ежегодно публикует список мелких и средних предприятий – “звезд экспорта”. Это предприятия с числом занятых от 20 до 500 наемных рабочих и объемом продаж, превышающим 30%. В 1979 г. таких предприятий было 885, а пятнадцать лет спустя – 1167.
Большинство мелких и средних фирм имеют длительные деловые связи с российскими партнерами. Ряд из них являются членами Франко-российской торговой палатой и имеют представительства в России. [ ]
Крупный бизнес
По сфере деятельности фирмы можно разделить на производственные и относящиеся к сфере услуг. Компании по своим размерам подразделяются следующим образом: крупные фирмы (с числом занятых более 500), средние (от 50 до 500 человек) и мелкие предприятия (менее 50 человек).
В 1995 г. во Франции было зарегистрировано около 3 тыс. крупных промышленных предприятий. Наибольшее количество крупных промышленных предприятий действуют в таких отраслях, как электронная и электротехническая промышленность (152 фирмы) и машиностроение (119).
На долю крупных промышленных предприятий приходилось в 1994 г. 57,5% продаж, 42,2% занятых, 73,1% экспортных продаж и 67,7% капиталовложений.
Важным фактором экономики и внешней торговли Франции является значительный вес государственного сектора. Некоторые предприятия во Франции были национализированы в 1946 г. (“Рено”) и имеют статус государственных предприятий. Вторая волна национализации пришлась на 1981 – 1982 годы. При этом национализированные фирмы действуют в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству либо непосредственно, либо через национализированные банки и финансовые организации. Государственные компании действуют в основном в отраслях, имеющих важное значение для экономики страны, или в отраслях, требующих больших капиталовложений и в которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства капитала: в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической промышленности, производстве вооружений, добыче и переработке нефти и газа, черной металлургии.
Ряд французских промышленных и торговых компаний являются членами Франко-российской палаты и имеют представительства в Москве.
Черная и цветная металлургия.
Лидером французской цветной металлургии является государственная компания “Пешинэ”, на долю которой приходится 93,2% всего производимого в стране алюминия (общий объем производства алюминия компанией в 1994 г. – 600 тыс. т).
Крупнейший французский экспортер цветных металлов (в 1994 г. на долю компании приходилось 75% экспортных продаж отрасли).
Автомобильная промышленность, Электротехническая промышленность.
химической промышленности
Среди парфюмерно-косметических фирм, которых на французском рынке действует около 300, абсолютным лидером является компания “Л’Ореаль”, входящая по величине консолидированных продаж (20,1 млрд. франков в 1995 г.) в число 10 крупнейших химических компаний страны.