Урок в 8 классе по теме: «Производство-основа экономики»

Презентация

«
Производство – основа экономики
».


Автор: Поминова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа 19(25)» города Рязани


Цель урока

: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышению производительности труда.

1.Показать, что производство выполняет важнейшую роль в обществе – создание экономических благ.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать документы, делать выводы

3.Воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои способности и возможности.


Оборудование

: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, учебник


Основные понятия и термины

: производство, товар, потребительная и меновая стоимость, факторы производства, разделение труда, специализация, производительность, услуги


Планируемые образовательные результаты

:


Научатся

:
определять роли производства в экономике; характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства.


Получат возможность научиться

:
осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем


Этапы урока


Время


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Универсальные учебные действия (УУД)


1. Организационный этап

1 мин.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к занятию.

Приветствуют учителя.

Готовят рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм


2

.Актуализация знаний.

3 мин.


Вопросы:

1).

Как соотносятся затраты и прибыль? 2).Как различаются свободные и экономические блага?

3).

Как решается вопрос: что и как производить?

Отвечают на вопросы


Коммуникативные

: слушают друг друга; владеют монологической и диалогической формами речи


3. Постановка учебной задачи

4 мин.


Слайд № 1.

Учитель сообщает тему и цели урока.

Тема нашего урока: «Производство – основа экономики».


Вопрос

: Предположите, о чём пойдёт речь на этом уроке?

Нам предстоит выяснить роль производства в экономике, определить, что способствует повышению производительности труда, а также познакомиться с новыми терминами и понятиями.

План урока.

1.Главный источник экономических благ.

2.Товары и услуги

3.Факторы производства

4.Разделение труда и специализация

Рассматривают слайд № 1.

Формулируют учебную задачу.

Записывают тему и план урока в тетрадь.


Регулятивные

:

принимают учебную задачу.


4.Усвоение новых знаний


1).

Главный источник экономических благ.

22 мин.


Вопросы:

1).

Что такое потребности?

2).

Как человек может удовлетворить свои потребности?


Вопрос

: Что такое производство?


Производство

– это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие. Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям.


Слайд № 2.


Отрасль экономики

– совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.


Вопрос:

А какие отрасли экономики вы знаете?


Слайд № 3.

Отрасли экономики:

1.Производящие материальные блага
(

промышленность, сельское хозяйство, строительств)

2. Производящие услуги
(

транспорт, образование, медицина, наука)

Следят за рассказом учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы товарищей.

Отвечают на вопрос.

Проводят словарную работу с новым термином.

Следят за рассказом учителя.

Читают текст на слайде.

Проводят словарную работу с новым термином.

Высказывают свои предположения.

Следят за рассказом учителя.


Личностные:

понимают значение знаний.


Регулятивные

:

планируют решение учебной задачи, корректируют свою деятельность.


Познавательные

:

владеют умением смыслового восприятия познавательного рассказа.


Коммуникативные:

слушают и понимают речь других.


2).Товары и услуги.


Вопрос

: Что такое товар?


Слайд № 4.

Свойства товара:

1.
Потребительная стоимость

(
полезность товара

, его способность быть полезным, нужным людям – т.е. товар как предмет потребления)

2.
Меновая стоимость

(
способность товара обмениваться на другие товары в количественном отношении)


Вопрос

: Чем товар отличается от продукта труда?


Слайд № 5.


Продукт

– это материальные блага и услуги, созданные в результате работы


Товар

– это продукт труда, созданный для обмена


Слайд № 6.

Товар:

1.Средства производства


(здание, оборудование, станки, машины)

2.Предметы потребления


(продукты, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.)


Вопрос:

Как отличить товар от услуги?


Слайд № 7.

В экономике: 1).

производятся товары

2).

оказываются услуги

Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу

Отвечают на вопрос.

Читают текст на слайде.

Словарная работа с новыми терминами.

Отвечают на вопрос.

Проводят словарную работу с новыми терминами.

Следят за рассказом учителя.

Воспринимают материал, уточняют.

Отвечают на вопрос.

Воспринимают материал, уточняют.

Слушают учителя.


Познавательные

: владеют навыками смыслового чтения.


Коммуникативные:

владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.


Коммуникативные

: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других, допускают существование

общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения
.

различных точек зрения, приходят к общему решению.


3

) .Факторы


Производства


Слайд № 8.


Факторы производства

: земля, труд, капитал, предпринимательские способности.


Земля

как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.


Труд

— это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.


Капитал

как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. 


Предпринимательские способности —

это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела. 


Слайд № 8.

Производительность

– количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов


Учебник

,

стр. 120 — ситуация

Во второй половине XX века стал очевиден еще одни источник богатства —
информация

.
Информация настолько важный в современном обществе ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Читают текст на слайде.

Проводят словарную работу с новым термином.

Следят за рассказом учителя.

Проводят словарную работу с новым термином.

Выполняют задание.


Регулятивные

: принимают и сохраняют учебную задачу.


Коммуникативные:

слушают и понимают речь других.


Познавательные

: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения задания


4).Разделение труда и специализация.


Слайд № 9.


Разделение труда

– разделение процесса производства на ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками.


Специализация

— сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.


Работа учащихся с документом

«Фрагмент труда А.Смита» (учебник, стр.121)


Вопрос

: Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?


Слайд № 10.


Подумайте:

1. Почему
разделение труда

способствуют повышению производительности труда?

2. Почему
специализация

способствуют повышению производительности труда?

Делаем вывод: специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников.

Проводят словарную работу с новыми терминами.

Выполняют задание

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения.


Познавательные

: владеют навыками смыслового чтения, осуществляют поиск нужной информации, выдвигают гипотезы и обосновывают их.


Коммуникативны

е: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.


5. Первичное осмысление и закрепление знаний

10 мин.


Слайд № 11

. Выберите правильный ответ.


Специализация приводит:

1. к росту цен на продукцию

2. к снижению производительности труда

3. к усилению экономической взаимозависимости

4. к равномерному распределению доходов


Слайд № 12.


Задание.

1.Объясните
экономический

смысл строчек из басни И.Н.Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

2.«Каждое новое поколение техники экономит всё больше ресурсов».

Так ли это? Приведите примеры.

Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий комментарий.

Выполняют задания слайдов № 11 – 12.

Отвечают.

Слушают ответы одноклассников.


Познавательные

:

строят логическую цепь рассуждений.


Коммуникативные

: полно и точно выражают свои мысли; слушают и понимают речь других.


6. Рефлексия

4 мин.


Слайд № 13.

«Подводим итоги».

Учитель предлагает выполнить задание:

1).

Выбрать ответ из предложенных:


Мне всё понятно!


— Не всё понял, но хочу разобраться.


— Было трудно. Ничего не понял.

2).

Продолжить предложения:


— На этом занятии я узнал….


— Я задумался…

Записывают на листочке ответы.

По окончании занятия, выходя из класса, прикрепляют листочки на доску.


Личностные:

оценивают собственную учебную деятельность, развивают способность к самооценке


7. Информация о домашнем задании.

1мин.

Учебник
,

§ 15.

Вопросы и задания к параграфу.

Воспринимают задание.

Записывают в дневник.


Регулятивные:

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.