Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Начинают появляться новые исследования, уже более сбалансированные. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне иррациональная, фундаментально деформированная экономическая система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформации и ненормальности этой системы является чрезмерное господство капитала над трудом, слияние денег и власти.
В этой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далеко не такой, каким он должен быть на гражданском рынке. Это затрудняет изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в процессе формирования. По мере развития рыночных отношений и повышения уровня их зрелости, при более полной активации движущих сил рыночного механизма, государственное регулирование экономики также претерпит изменения. Экономические функции государства будут все больше сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на наиболее полной реализации все возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.
Сегодня справедливо подчеркивается необходимость совершенствования государственной системы регулирования рыночной экономики. Нынешняя система сформировалась в чрезвычайных обстоятельствах разрыва устаревших экономических и социальных отношений. Она оказалась неэффективной. Его слабость и хрупкость связаны с установлением криминально-бюрократического режима, по сути недемократического и подлежащего реформированию в направлении, отвечающем вызовам, стоящим перед обществом, и особенностям ситуации в России.
После почти 10 лет радикальных рыночных преобразований начинает осознаваться необходимость усиления экономической роли государства. Но это усиление должно идти не в сторону продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении радикальной коррекции рыночных преобразований.
Государственное регулирование отношений собственности
... государственной собственностью в условиях становления рыночной экономики — вот главные цели одобренной государственной политики, осуществляемой Минимуществом РФ. В условиях перехода к рыночной экономике наиболее важным условием построения здоровых экономических отношений является сохранение государственного регулирования ...
Ключевым звеном в государственной реформе должна быть идея глобального укрепления государства и его институтов, увеличения их роли и влияния на социальную, политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства станут эффективными и авторитетными только тогда, когда их социальной опорой станет все общество, а не интересы отдельной, хотя и очень активной части представителей частных предприятий. Но, к сожалению, в России нет гражданского общества, и государственным чиновникам дана возможность контролировать себя. Если не учитывать этого обстоятельства и предлагать усилить роль государства в условиях современной России, то в отсутствие структур гражданского общества это неизбежно означает лишь дальнейшее экономическое и политическое укрепление позиций политико-финансовых групп и государственной бюрократии со всеми возможными негативными последствиями.
Государство должно гарантировать надежное соблюдение законодательства, дать гарантии его стабильности и предсказуемости, а также сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, компания должна обеспечить прозрачность управления финансовыми потоками, предоставить социальные гарантии сотрудникам. Уже одно это может значительно улучшить ситуацию в рыночной экономике.
Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.
Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:
Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
желательно рассмотреть причины вмешательства государства в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
С развитием рыночной экономики возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые нельзя было решить автоматически на основе частной собственности. Возникла потребность в значительных инвестициях, маргинальных или невыгодных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальном масштабе.
Отраслевой и общеэкономический кризисы, массовая безработица, нарушения денежного обращения, усиление конкуренции на мировых рынках требовали национальной экономической политики.
На сегодняшний день никто не оспаривает необходимость этих функций, добавились и новые. Но особенно важно то, что центральные власти сегодня также вмешиваются в процесс ценообразования. Конечно, в рыночной экономике цены на отдельные товары напрямую не устанавливаются, как при централизованном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен.
Предпринимательство и его инновационная функция. Роль предпринимателя ...
... Й. Шумпетер определил предпринимателя, как новатора, функция которого состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии экономики, в обеспечении экономического роста. Английский экономист Ф. ... сделать это можно исключительно за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. Инновационная функция предпринимательства связана с такой важной составляющей ...
В рыночной экономике рынок является основным регулятором экономических масштабов. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. он построен по принципу «необходимости»: только в тех сферах, где регуляторы рынка неэффективны по разным причинам, государственное регулирование является законным и целесообразным.
Как уже отмечалось, представления различных экономистов и политиков о том, какие процессы могут регулироваться государством, а какие — рынком, не совпадают. Следовательно, степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночной экономикой. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования.
Государственное регулирование экономики решает различные проблемы, возникающие в данный период. Речь идет, например, о стимулировании экономического роста, регулировании занятости, поощрении прогрессивных изменений в отраслевой и региональной структуре, поддержании внешнеэкономического равновесия путем активизации или ограничения экспорта или импорта различных товаров или капитала.
Глава 2. Экономические функции государственного регулирования.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение общей цели: благополучие человека, его моральное и физическое благополучие, максимальную правовую и социальную защиту личности.
Как правило, государство исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и с которыми оно либо не справляется, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества между предпринимателями, за эффективную конкуренцию и за ограничение власти монополий. Он также занимается производством достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии адекватно удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем фактом, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что это очень рискованно для предпринимателей, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрого дохода. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Он активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Экономические функции современного государства довольно разнообразны и сложны. Каждая функция государства имеет субъектно-политическую характеристику. Его содержание показывает, каков объект деятельности государства, какие средства оно использует для достижения определенной цели.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
- а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
- б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.
А теперь рассмотрим эти функции подробнее.
Биржа труда и ее роль в регулировании рыночной экономики
... работы – изучить особенности работы биржи труда и ее роль в регулировании рыночной экономики. На пути поставленной цели были определенны следующие задачи: изучить историю становления центров занятости населения; выявить цели, задачи ...
2.1 Стимулирование сбалансированного экономического роста
Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. С помощью системы определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается выйти из кризиса, сократить производство и снизить инфляцию. С этой целью он стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковские проценты и налоговые ставки. В целом, чтобы сгладить циклические колебания в период экономического спада, государство проводит политику активизации всех экономических процессов, а в период его подъема пытается ограничить экономическую активность.
2.2 Обеспечение занятости
Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Рыночный механизм не реализует автоматически право на работу для тех, кто может и хочет работать.
для эффективного функционирования рынка необходима оптимальная рабочая сила. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. как известно, рыночная экономика не гарантирует полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%).
Безработица является не только серьезной социальной проблемой, но и побочным продуктом валового национального продукта, снижением потребительского спроса и налоговых поступлений, а также увеличением государственных расходов на субсидии. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
2.3 Регулирование цен
В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значение этой функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру экономики, инвестиционный процесс, стабильность национальной валюты и социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены с помощью различных методов воздействия, проводить определенную ценовую политику. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Нередко государство предоставляет производителям социально значимых товаров ценовые субсидии, специальные доплаты, устанавливает так называемые предельные цены, определяя только их максимальные пределы.
2.4 Создание правовой основы
Одна из основных функций государства — создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы.
Распределение доходов в рыночной экономике
... поступления доходов в рыночной экономике. В этом разделе затрагиваются самые принципиальные отношения общественной жизни: отношения собственности, материального благосостояния, уровня жизни и качества жизни. С ними напрямую связаны вопросы социальной справедливости, социального ...
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе такого регулирования первостепенное значение имеют «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
- жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
- поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)
- антимонопольную экспертизу принимаемых законов
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:
- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;
- или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
- или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
2.5 Распределение ресурсов
Рыночные механизмы не обеспечивают рационального с социальной точки зрения распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления ограничений и административных правил, налогов и специальных субсидий, финансирования производства общественных благ или прямого управления их производством. Через регулирование инвестиций государство влияет на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовые и денежные механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, для стимулирования частных инвестиций через ссуды государство покрывает часть процентов по ссуде за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестиционными проектами.
Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов.
Государство организует производство товаров и услуг, которые не находятся в ведении частного сектора. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.
Система распределения регулируется через государственные закупки и потребительское кредитование, что достаточно развито в рыночной экономике. Система потребительского кредитования расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
2.6 Регулирование рынка труда
Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Он отражает основные тенденции разделения труда, мобильности рабочей силы, масштабов и динамики безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
Проблема неравенства в распределении доходов в экономике: мировая ...
... производства, условия труда. Прежде чем обратиться к проблеме измерения неравенства в распределении доходов, надо сказать что, располагаемый доход - это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства ... сделать вывод о том, что равенства распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так как рыночная система - это беспристрастный механизм. Она «не ...
2.7 Обеспечение социальной защиты
Особым направлением государственного регулирования рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все участники рынка, в том числе предприниматели, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их активов, право свободно распоряжаться доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.
В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.
2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).
3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.
Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.
Например, одно из наиболее распространенных несовершенств — недостаточная занятость населения. Эту проблему государство можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).
Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные).
Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов.
Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
Роль сферы потребительских услуг в экономике государства
... сфере услуг в целом. Методологической базой исследования стали различные методы исследования сферы услуг, такие как сбор данных, аргументов и их анализ. Эмпирическая база исследования – различные учебные пособия по экономике, ... и престарелыми»[16]. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ 50646-94 Услуги населению определяет услугу как « Большая часть услуг выполняется людьми, поэтому ...
Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.
Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.
2.8 Реализация национальных интересов
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.
К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.
Государственное финансовое регулирование экономики
... государственного регулирования. Она функционировала, однако экономисты не спешили ставить государственное регулирование в "ранг" системы. Государственное финансовое регулирование экономики характеризуется как процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового ... субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой ...
В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества — ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.
Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.
Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.
Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
3.1.Требования к методам регулирования экономики
Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
По экономике. «Малый бизнес в рыночной экономике»
... ] Роль малого бизнеса в рыночной экономике Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что это не побочная сфера экономики. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в ...
Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.
В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
3.2 Воздействие на рыночный механизм
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:
1) свои расходы,
2) налогообложение,
3) регулирование,
4) государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение.
Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Однако возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. (
Государственное регулирование осуществляется в различных формах – законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Примером законодательной формы регулирования является антимонопольное законодательство.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).
Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.
Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.
Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольна весома.
Заключение
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.
Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы
(материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.
На данный момент человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
Список литературы
- Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. Москва: Финансы и статистика, 2008.
- Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Москва: РАГС, 2007.
- Лившиц Л. И. Государственное регулирование рыночной экономики. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет государственного управления. Москва: Дело, 2006.
- Сапир Ж. Структурные аспекты реформы/Мировые экономические и международные отношения, № 12, 2007.
- Кучуков Р., Савка А. Экономический журнал «Экономист». Государственное регулирование: нацеленность на результаты. №9, 2006.
- Ябалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. Москва: Экономика, 2006.
- Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2007.
- Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике / Под ред. И. И. Столярова. М.: Агент, 2007.
- Бусыгин В. П., Кокович С. Г., Цыплаков А. А. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка. Новосибирск, 2006.
- Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2008.
- Государственное регулирование экономики в современных условиях. М.: ИЭ РАН, 2007.
- Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие, 2007.
- Колтунова В. М. Основы рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 2008.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 2003.
- Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 2005.
- Национальное богатство в условиях формирования рыночных
- Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 2007.
- Рыночная экономика. Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.: «Соминтек», 2006.
- Современная экономика. / Под ред. Мамедова О. Ю. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. М.: Русская деловая литература, 2009.
не сложно
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.