Там, где есть экономическая деятельность, всегда есть проблема собственности. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?
общепризнанно, что вопрос собственности является одним из важнейших вопросов, определяющих существование и развитие человеческого общества. Благополучие и очень часто само существование каждого общества зависит от того, как и кем оно создается, решается и регулируется в данный момент, даже в данный исторический период.
Собственность — одно из тех понятий, вокруг которых на протяжении многих веков пересекались лучшие умы человечества.
Собственность как экономические отношения начала формироваться еще на заре становления человеческого общества. Все важнейшие формы неэкономического и экономического принуждения к труду основаны на монополизации различных объектов собственности.
Экономическое принуждение к работе проистекает из владения капиталом.
Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равенству всех граждан, а с другой — к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.
Государство как социальное явление существует более тысячелетия. В этот период он оказался эффективным средством организации жизни людей. Помимо политических и социальных функций, у государства есть еще и экономическая функция. Государство может осуществлять прямой контроль над компаниями и некоторыми особо важными секторами национальной экономики. Здесь он выступает как владелец средств производства, производитель материальных благ.
В данной курсовой работе рассматривается именно государственная собственность, проводится исследование и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; рассматриваются формы государственной собственности; изучается взаимодействие государственной и частной собственности.
1. Определение понятия собственности и ее сущности
Собственность — одна из самых сложных экономических категорий. Ее анализ включает целый круг вопросов, среди которых следующие: содержание собственности, экономический механизм ее реализации, формы собственности в пространственно-временном или историческом и логическом аспектах, правовое оформление отношений собственности, спецификация прав собственности.
Отношения экономической собственности — это, прежде всего, отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности в отношении определенных товаров. При этом в первую очередь учитываются фактические отношения: кто контролирует объект собственности, владеет полной информацией о нем, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределения прибыли.
СОДЕРЖАНИЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
... формой, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов, намечаемыми перспективами роста и другими факторами макро- и микросреды. Кроме того, необходимо учитывать, что структура, а самое главное, содержание отдельных разделов бизнес-плана ...
Следует обратить внимание на то, что во второй половине XX в. новыми экономическими школами, а особенно занявшим доминирующее положение неоинституционализмом, было обращено внимание не только и не столько на сами блага (ресурсы), сколько на возможности извлечения из них различного рода полезностей путем распоряжения или пользования ими. Классические отношения собственности — это предоставление средств производства рабочим в пользование их владельцем.
Можно заметить, что утвердившееся суждение о том, что правовая природа собственности производна от экономической, означает, что право опосредует некие «экономические отношения собственности», закрепляет их.
В экономике затрагиваются не столько отношения между людьми, сколько правовые формы этих отношений, то есть экономическая концепция собственности включает необходимую юридическую составляющую. В целом признано, что именно права собственности (пусть даже несколько специфически понимаемые) являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения спроса-предложения. Мы говорим не об «экономических отношениях собственности», термине экономической и социальной теории Карла Маркса, а об «экономической теории прав собственности», которая долгое время лежала в основе современной экономической теории.
Целостное рассмотрение генезиса собственности, как с юридической, так и с экономической точки зрения, является традиционным. Право собственности — это не только вид актива, но и пакет прав на использование этого актива. В частности, «право собственности — важнейшая экономическая категория», что позволяет некоторым авторам говорить о примате юридической ипостаси собственности над ее экономическим отражением. Кроме того, в современной экономической теории используется перечень, раскрывающий этот «пакет прав», который был подготовлен британским юристом А. Оноре и является расширенным (по сравнению с классической отечественной триадой) перечнем правомочий собственника, состоящим из 11 элементов:
1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;
2) право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;
3) право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4) право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу благ в наследство;
8) право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде;
10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Право собственности практически «идеальное» право собственности, оно полностью воплощает природу права собственности. Реальные права, как следует из их названия, — это права, связанные с вещью, опосредующие определенные отношения человека с вещью. Юридически собственность очень строго определяется только через традиционную совокупность составляющих ее полномочий. Собственнику, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Экономические блага: экономическая ценность и альтернативная стоимость
... отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будет уделено основное ... Экономические блага T--------+---T--------------¬ редкость ограниченность дефицитность дискриминация Редкость ресурсов и благ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкость - это отношение ...
Фактически, даже в римском праве, которое является стандартом для каждого юриста, не было определения собственности. Несмотря на все старания позднейших комментаторов, в особенности средневековых, относящихся к возрожденному iuris civilis как к сакральному своду знания, попытки отыскать единое определение собственности (своего рода философский камень цивилиста) не увенчались успехом. Наиболее аутентичным пониманием собственности остается представление о ней как о наиболее полном праве (власти) на свою вещь.
Согласно одной точке зрения, права собственности не ограничиваются полномочиями, перечисленными в триаде, точно так же, как любая система не тождественна набору элементов. Как указывают некоторые авторы, можно выделить два момента в правах собственника: объективный (возможность совершать любые, с известными ограничениями, действия по отношению к имуществу) и субъективный (возможность совершать их по собственному усмотрению).
Перечисление полномочий можно объяснить как следованием законодателю традиции российского гражданского права, так и необходимостью как-то дать более общее понятие о содержании собственности. При таком подходе считается важным не принимать объяснительно-структурное суждение для аподиктического, а тем более для основания и сущности свойства. Следовательно, собственность — это право наиболее полной власти над своей вещью.
Отношения собственности возникают только при наличии двух субъектов. Примером может служить известный Робинзон Крузо. Он не был собственником, хотя у него были вещи для собственного пользования, потому что не с кем было вступать в отношения их отчуждения. А когда дело было отправлено ему в пятницу, это просто так: оно лишает его права на юридическую и экономическую независимость, делая его членом общей семьи. правда, собственность как отношение отчуждения-присвоения может исчезнуть и в общественном производстве. Это возможно, когда все члены этого общества в равной степени могут потреблять совместно полученный продукт, то есть когда совместное производство заканчивается не личным присвоением и потреблением общественного продукта, а совместным производством. Так было в древнем примитивном сообществе, где, имея ограниченные материальные блага, они распределялись в равных частях для поддержки каждого члена сообщества. Поэтому и не существовало собственности в их понимании. Это также может произойти, когда цивилизация достигает уровня избыточного материального богатства и исчезает потребность в личном присвоении.
Для возникновения отношений собственности необходимо наличие контрагентов этих отношений, то есть лиц, вещей, услуг, на основе которых могут возникать отношения между лицами по их присвоению. То есть отношения собственности должны характеризоваться субъектами и объектами.
Субъекты собственности — физические, физические лица, которые в процессе отчуждения — присвоения материальных благ и услуг могут вступать в отношения друг с другом по этому поводу. Это, как правило, юридически независимые и экономически независимые участники общественного производства: отдельные работники, трудовые коллективы, государственные органы и ведомства.
Объекты собственности: они могут служить всем разнообразием национального богатства, включая землю с ее недрами, водными и воздушными пространствами, а также произведениями интеллектуального труда.
1.1 Типы, формы и виды собственности
По мере развития общества отношения собственности улучшались, принимая самые разнообразные виды и формы. Под типом собственности понимается качественно особый этап развития собственности, а по ее форме — специфика принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства к ее основным субъектам. Существует взаимосвязь между типами и формами собственности это можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь между типами и формами собственности
Типы собственности |
Формы собственности |
|
Первобытнообщинная Рабовладельческая (азиатская, античная) Феодальная Капиталистическая Социалистическая |
Государственная Коллективная (муниципальная) Частная индивидуальная |
|
Вид и форма собственности напрямую зависят, предопределены конкретно-историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической системы, традиционно такая классификация видов собственности называется формирующей, хотя полностью с ней не совпадает. Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат частным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т.е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Государственная собственность — это общая собственность, принадлежность определенных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:
1. национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);
2. строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;
3. покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.
Выделяют следующие виды государственной собственности:
1. Федеральное государственное имущество — находится в ведении центральных органов государственной власти.
2. Областная государственная собственность находится в ведении региональных органов власти: республик, краев, областей и других субъектов государства.
3. Муниципальная собственность — находится в ведении органов местного самоуправления. Объектом коммунальной собственности могут быть предприятия местной промышленности, коммунального хозяйства, бытового обслуживания, местный транспорт.
Также можно выделить смешанную собственность: ею одновременно управляют физические и государственные учреждения разного уровня с разными долями участия.
1.2 Отношения между государственной и частной собственностью
Рассмотрение системы имущественных отношений позволяет ответить на вопрос в интересах того, кто осуществляет хозяйственную деятельность.
Система отношений собственности включает, прежде всего, два полярных отношения: присвоение и отчуждение. Присвоение как элемент системы отношений собственности выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения со своим владельцем. Отчуждение — это лишение данного лица возможности использовать тот или иной предмет в потреблении, которое происходит в процессе продажи предмета собственности. К этим полюсам внутренней структуры отношений собственности относятся отношения собственности, пользования и распоряжения. Собственность — это неполное присвоение, которое позволяет собственнику присваивать часть дохода, получаемого от использования средств производства, которые ему не принадлежат. Использование собственности — это использование средств производства в процессе производства. Под отчуждением недвижимого имущества понимается управление использованием имущества, которое в настоящее время является прерогативой управляющих.
В разных странах и в разные исторические периоды отношения между частной собственностью и государственной собственностью различаются и постоянно развиваются в процессе национализации и приватизации.
Национализация — это переход собственности из частной в государственную. В частности, применяется, когда значительно повышается стратегическая значимость для государства объектов данной собственности, когда частные собственники не могут обеспечить производство необходимого для государства и общества продукта или когда они в результате преступного или небрежного руководства разрушают предприятия, производящие необходимый государству и обществу продукт.
Приватизация — это процесс перехода от государственной собственности к частной через покупку или передачу собственности государственных предприятий трудовым коллективам, отдельным гражданам с одновременной передачей в акционерные общества, коллективы, частные предприятия. Целью приватизации может быть повышение эффективности экономической системы и облегчение нагрузки на руководящие органы государства за счет создания и расширения частной собственности на средства производства и класса собственников. Критериями приватизации и передачи предприятия в конкретные руки, в частности, могут быть максимальная уплачиваемая будущим собственником цена и сохранение или повышение показателей эффективности предприятия, таких, как: объем выпуска и качество продукции, величина издержек, объем уплачиваемых в государственный бюджет налогов, число занятых, модернизация предприятия, уровень заработной платы работников.
Согласно одной точке зрения, свободный доступ всех к ресурсам общества означал бы расточительное и неэффективное использование. Отношения собственности необходимы, потому что ресурсы компании ограничены. Ограниченность ресурсов требует, чтобы у них были конкретные хозяева, т.е. собственники. Собственник или субъект собственности — это, прежде всего хозяин, т.е. тот, кто ценит ресурсы выше других и поэтому способен наиболее эффективно использовать их и извлекать из них максимальную пользу. И с этой точки зрения более значительная и заметная роль отводится частной собственности на средства производства.
Выделяя отдельные элементы исторического опыта, некоторые авторы считают, что, когда экономическая система функционирует на базе государственной собственности на средства производства, ее эффективность ниже, чем в том случае, когда основу составляет частная собственность на средства производства. В настоящее время не существует экономических систем, основанных на одном виде собственности. Каждый из этих видов необходим и играет определенную роль.
Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, в том числе иностранной и смешанной с совместным российским и иностранным участием.
О соотношении форм собственности в современной российской экономике, можно судить по данным приведенных в таблице 2.
Таблица 2. Государственная и негосударственная собственность в России (%)
Форма собственности |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
1999 |
|
Государственная собственность |
91 |
53 |
42 |
9,5 |
7,3 |
|
Негосударственная собственность |
9 |
47 |
58 |
90,5 |
92,7 |
|
Отсюда следует, что государственная собственность за период с 1991 по 1999 год стала негосударственной почти на 80%. Однако, как и в целом по стране, смена форм собственности не привела к увеличению эффективности народного хозяйства.
2. Роль и значение государственной собственности в России
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
2.1 Проблемы эффективного использования государственной собственности в России
С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.
Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции, во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.
Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рыночные отношения страна вступила не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.
В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация . Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.
Второй этап — ваучерная приватизация. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. был объявлен третий — денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
1. 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
2. Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
3. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
Результаты приватизации: в 1993 году из 86 тыс. предприятий приватизировано 39 тыс. предприятий, путем акционирования — 31%, продажи — 69%, общей стоимостью 753 млрд. рублей. На сегодняшний день контрольный пакет акций остался у государства в 4,1% предприятий.
К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т.е. новый этап приватизации и переприватизации. Система неплатежей, в которую «вползли» практически все отрасли реального сектора экономики, после резкого повышения масштаба цен с 1992 г. привела к тому, что большинство предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом.
В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
Несмотря на то, что пройдены крупные этапы в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности.
Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности. Между тем существуют эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в Китайской Народной Республике и в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание влияния государственной собственности на экономику страны, может повлечь тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный сектор.
В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных, в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.
Между тем, развитие государственной собственности возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной формы собственности. Статус предприятия как народного предполагает, что народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией).
Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия.
В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.
Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.
Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это происходит через коммерциализацию деятельности государства. Разгосударствление собственности — это процесс перевода государственной собственности в иные формы, в том числе и частные. Перевод государственной собственности в частную собственность называется приватизацией. Таким образом, приватизация — составная часть разгосударствления. Исторический опыт дает факты, которые свидетельствуют о сильной растянутости приватизации во времени, и аргументацию в защиту постепенности. Главный из этих аргументов состоит в том, что скорость справедливой приватизации обязана соотноситься с возможностями накопления денежных капиталов, в частности, сбережений населения. А они таковы, что выделение на это мероприятие более 1-2% национального дохода в год нарушает стабильность экономики. Учитывая, что общая стоимость накопленных зданий, сооружений и оборудования в стране обычно значительно больше годового национального дохода, продажа всех основных фондов легко может растянуться на многие десятилетия. Теперь не трудно понять причину сложившийся критической ситуации в России после попытки в кратчайшие сроки уничтожить громадный государственный сектор экономики. Очевидно, что политики, которые решили покончить с полным огосударствлением экономики и которые полагают, что только всеохватывающая приватизация поможет создать эффективную систему хозяйствования, оказываются перед трудным выбором: или растянуть переход от одного экономического режима к другому или раздать средства частным лицам бесплатно. Или же, наконец, создать условия для принудительного перераспределения дохода из фонда потребления в фонд накопления. В России ожидалось, что приватизация изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Но этого не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном механическая передача государственного имущества физическим и юридическим лицам.
2.2 Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека.
Преобладание же государственной формы собственности в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.
Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике
Важная проблема в развитии государственной собственности — преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы — не более чем 50%, 4-5 — не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.
Заключение
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
В социально-экономической литературе, в том числе и юридической, широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.
В настоящее время в отечественной экономике наблюдается недостаток опыта практического использования органами государственной власти возможностей регулирования экономических процессов в новых условиях с применением системы мониторинга, прежде всего в той части национального богатства, которая находится в Федеральной собственности или собственности субъекта Федерации. Государство не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использовании метода проб и ошибок. Поэтому органы государственного управления предпринимают попытки организации наблюдения за объектами, находящимися в федеральной и региональной собственности. Например, в Комитетах по управлению государственным имуществом субъектов РФ проводится работа по формированию реестра объектов, находящихся в собственности последних, а также обобщению экономических показателей эффективности деятельности государственных предприятий, осуществляется систематическая работа по оценке результативности труда и руководителей и т.д.
В итоге работы был рассмотрен такой важный вопрос как: приватизация, рассмотрев его поэтапно, а также был использован опыт зарубежных стран. Можно сделать вывод, что приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Хотелось бы отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, но, если весь этот трудный путь будет пройден до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.
Список литературы
1. Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Собственность в XXI столетии — М.: Экономика, 2008. С. 32.
2. Лазаренко Л. Теоретические основы отношений собственности в экономике рыночного типа // Предпринимательство. 2007. №4. С. 164-166.
3. Гражданское право. Учебник. / В.П. Мозолин, А.И. Масляев. — М: Юристъ, 2008. — Т. I. — С. 362.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, (с изменениями от 17 июля 2009 г.) // СПС Гарант
5. Жураховская И.М. Влияние отношений собственности на процесс формирования рыночной экономики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2007. №2. С. 3-12.
6. Зарембо Ю. О собственности в современной экономике. // Экономист, 1996, №7.
7. Резников Л. Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? «Российский экономический журнал» — №5, 2000 г. с. 42.
8. Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: «АСА», 2001. — с. 75-87
9. Основы экономики. Учебник. под ред. Райзберга Б.А.М.: Инфра-М, 2002 г. — с. 84-104
10. Экономическая теория (для экономических вузов): Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
11. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. — М: Юрист, 2001. 71-74 с.; 663-669 с.
12. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. Методическое пособие.
13. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. М: Литера, 2000. — с. 67-75
14. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мичерного С.В. и др. М.: При, 2000. — с. 131-150
15. «Где начало того конца?» Капелюшников Р.И., Вопросы экономики. №1, 2001 г. с. 156.
16. «О собственности в современной экономике» // Экономист, 1996, №7. Зарембо Ю.О.
17. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность. Журнал «Вопросы экономики» Радыгин А., Архипов — №11, 2000 г. — с. 114
18. «Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? « «Российский экономический журнал» Резников Л. — №5, 2000 г. с. 42
собственность частный государственный