Монополизм, его сущность, последствия и антимонопольное регулирование

Курсовая работа

Тема монополизма довольно актуальна на сегодняшний день. Это связанно с тем, что на рубеже XIX – XX вв. монополизация рыночного пространства получила быстрое и широкое распространение по ряду причин. В XV – XVII вв. в Средневековой Европе увеличивается количество ремесленников, которые в последствии объединяются в цехи. Они защищали своих членов от конкуренции со стороны диких мастеров и боролись за доступ к правительству с высшими классами города. Но в XVIII – XIX вв. был совершен решительный переход от цеховой монополии ремесленников к свободной конкуренции, это было вызвано неспособностью цехов совершенствовать продукцию, расширять производство, обучать высококвалифицированный персонал. Но конкурентное противостояние неизбежно приводит к тому, что сильнейшие соперники побеждают самых слабых, двигаясь в сторону монополизации торговли. Рыночным отношениям свойственно движение от одной оппозиции к другой: от монополии к конкуренции и от конкуренции к монополии. Отсюда возникает вопрос: можно ли контролировать это движение, да и нужно ли?

Я выбрал эту тему еще и потому, что в истории России был период экономики административного управления, главной чертой которого является монополизация рынка, обобществление собственности. Это привело к колоссальным последствиям, из которых российская переходная экономика пытается найти выход. В 1991г. появился закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренции. Создан федеральный антимонопольный орган исполнительной власти для развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля над соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей и рекламе, регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Однако в настоящее время в России существует комплекс проблем в области регулирования государственной монополии и обеспечения добросовестной конкуренции.

В данной курсовой работе я попытался проанализировать обоснование необходимости антимонопольного регулирования. Затем я дал описание основных направлений антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой и антимонопольной политики переходной экономики России. Для достижения этой цели я изучила сущность монопольного явления, причины монополизации рыночного пространства, виды монополий, поведение монополистов на рынке, последствия монополизма (как положительные, так и отрицательные).

22 стр., 10505 слов

Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

... руке”, которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма. Необходимо определиться, что же ... Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И ...

Я проводил исследование с использованием позитивных, нормативных, логических, исторических методов, метода сравнения, абстракции, анализа, синтеза, дедукции.

1. Сущность монополизма., Монополия

Рис. 1. Формы рыночного господства

Рис. 1. Формы рыночного господства

Так, например, если в небольшом городе единственное «серьезное» предприятие – скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы).

С другой стороны, не исключено, что эта же пекарня находится во власти олигополистов: две-три соседних мельницы снабжают ее мукой. Монопсония может быть государством, которое является единственным покупателем определенных видов оружия или работы офицеров. Я уделил пристальное внимание монополии, потому что те же принципы будут работать в условиях монополии.

К основным признакам монополии следует отнести следующие:

  1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом
  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
  3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Криваяспроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену» (price-searcher).

  4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
  5. Существуют ограничения на доступность информации, такой как технология, когда компания держит в секрете технологию производства своей продукции.

По происхождению выделяют такие виды монополий, как:

  1. Естественная монополия. Отрасль — это естественная монополия, когда производство любого объема продукции одной фирмой дешевле, чем производство двух или более фирм. Основная причина существования естественной монополии – экономия от масштаба производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т.д.).

    В качестве примера естественных монополий в России можно привести «Газпром», РАО «ЕЭС», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, полагающиеся на владение уникальными природными ресурсами. Естественная монополия возникает и существует естественным образом в объективных условиях. Например в отраслях (автомобильная, газовая, алюминиевая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение, связь), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Наконец, монополия естественна при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п. Такой монополией, например, обладает историческая область Шампань (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».

    6 стр., 2670 слов

    Монополия, ее виды и социально-экономические последствия

    ... подъемом их на интернациональный уровень. Большинство рынков занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией. В то же ... данных условий следует важная отличительная особенность монополии - фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах ... стран мира изобретения защищены с помощью той или иной патентной системы. Патент обычно представляет собой исключительное право ...

    Или взять фабрику «Северная чернь» в Великом Устюге (Вологодская область) – старинном, многоглавом, уютном городе, достойно избранном родиной российского Деда Мороза. Эта фабрика является естественным монополистом в оригинальном чернении серебра, которое оформилось в 18 веке и теперь известно не только у нас на родине, но и за ее пределами.

  2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищенные от конкуренции:
  • патентная система. Патент – свидетельство, выданное физическим и юридическим лицам, которое удостоверяет их авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
  • авторские права. В законодательном порядке регулируются отношения, связанные с использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнителей, постановок, передач, организация эфирного или кабельного вещания (смежные права);
  • товарные знаки. Законодательная дисциплина отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой защитой и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и обозначений происхождения.

В некоторых источниках их называют закрытой монополией: Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так шло становление всемирно известных фирм «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, право на торговлю оружием или телевещание).

  1. Искусственные монополии. Объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Это «рукотворная» монополия, намеренно созданная путем концентрации определенных видов экономической деятельности в чьих-то руках. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей сильные компании или подавляют своих конкурентов (с помощью скажем демпинга) или осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); или добровольно объединяются друг с другом (обычно путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы уже не конкурировать, а упорядоченно и выгодно владеть рынком совместно.

Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты (таб.1).

Основные различия между ними — в широте договоренностей между участниками и в «плотности» их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространенная форма – картель. Его участники (производящие однородную продукцию – нефть, сахар, кофе, бананы и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает).

При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность – как производственную, так и коммерческую (торговую).

Яркий пример картеля международного масштаба – Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК (аббревиатура английского наименования:Organization of Petroleum Exporting Countries) – основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся проводить единую политику в области добычи и экспорта нефти. Созданная в 1960 году ОПЕК в конце 20-го века насчитывала 11 стран-членов: Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. В последние годы Россия также принимала участие в работе Организации в качестве наблюдателя.

Особенно успешно (для себя) ОПЕК действовал в 1970-х годах (да и позднее).

За счет переговоров о квотах и ​​ценах на добычу его участники доминировали на мировом рынке нефти и накопили значительные суммы «нефтедолларов» на своих счетах в западных банках.

Таблица 1 — Основные формы монополистических союзов

Формы союзов

Происхождение названия

Главные пункты соглашений

Самостоятельность участников

Картель

от итал. carta – документ

о разделе рынков

о квотах продаж

об уровне цен

и производственная, и коммерческая

Синдикат

от греч. syndikos – действующий сообща

о торговых квотах и ценах

о совместном сбыте продукции и закупках сырья

только производственная

Трест

от англ. trust — доверие

полное объединение предприятий

теряют всякую самостоятельность

Однако цивилизованный мир стремится ограничить картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).

Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (аббревиатура от нем. Badische Anilin & Soda Fabrik – Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла наружу, и компаниям пришлось выплатить миллионы штрафов и компенсаций по многочисленным искам ограбленных граждан.

Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости». Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (скажем принтер и краска к нему) устанавливается «система связанных цен»: на основной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования сбыта), а на сопутствующий (краску) – завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли).

Еще пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным «ценам снятия сливок» (для «избранных», богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные «цены проникновения» — для завоевания кошельков широкой публики.

Вторая, более тесная форма союза – синдикат. Как и в картеле, он обычно объединяет производителей аналогичной продукции. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть (коммерческая самостоятельность участников, стало быть, здесь утрачивается).

Например, производители йогуртов, создавшие профсоюзы, могут ослабить конкуренцию друг с другом, снизить цену на молоко, закупаемое фермерами, и в то же время продавать свою продукцию по более высокой цене. В результате они перераспределяют доходы поставщиков и потребителей в свою пользу.

Наконец, третий и наиболее тесный монополистический союз – трест. Входящие в него компании полностью объединены под единым управлением. Именно эти гигантские сверхмонополии были характерны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жестким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и доминировали над потребителями. Трасты являются самым мощным и антиобщественным проявлением монополии, поэтому сегодня они запрещены в большинстве стран мира.

Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн (от англ. concern – фирма, предприятие) – это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.

Их объединение вокруг себя обеспечивает особый институт – так называемый холдинг (от англ. hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность.

Многие компании полагаются на плотную сеть малых и средних предприятий и достигают высокой эффективности, в основном за счет гибкости маневрирования капитала и его направления в наиболее прибыльные секторы экономики. В то же время в некоторых проблемных областях может развиться монополия.

В заключение важно упомянуть и такую особую форму экономических союзов, как консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество).

Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера, космической станции и т.п.).

Итак, в этом разделе я обнаружил, что монополия — это доминирование фирмы на рынке. В экономике существует четыре варианта монопольного положения фирм: монополия, олигополия, монополия и олигопсония. Монополия существует, когда компания является единственным производителем определенного продукта. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по сути, диктует потребителям свою цену и другие условия. А экономическая мощь и эффективность его недорогого производства делают практически невозможным выход в отрасль других компаний. Монополия бывает трех видов: естественная (удовлетворение спроса на продукцию эффективнее при отсутствии конкуренции), легальная (образуются на законном обосновании) и искусственная (объединения, создаваемые ради получения монопольных выгод).

Основные формы монопольных союзов: картель, союз, трест, концерн. Цивилизованный мир стремится ограничить эти союзы, поскольку последствия монополизации рынка могут быть очень катастрофическими.

2. Последствия монополизма.

Суть своекорыстных действий

  • монополиста сводится к тому, что намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. В последние годы монопольные фирмы в России и других странах, производящих и продающих бензин, часто резко сокращали продажу моторного топлива, чтобы поднять цену предложения в случае увеличения спроса.
  • монопсонист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены. Монополия западных стран уже давно закупает дешевое сырье у компаний и мелких производителей сырья в Азии, Африке и Латинской Америке. Низкие цены устанавливались на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, какао-бобы).

Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых ножниц цен. Это монопольно высокие и монопольно низкие цены, уровни которых отличаются друг от друга. Это движение цен основано на расширении областей избытка и дефицита товаров. это типично для многих производственных фирм, которые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены на свою готовую продукцию во много раз выше, чем рост цен в добывающих отраслях.

Во второй половине ХХ в.с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и др. западных странах ножницы цен стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельского хозяйства.

В нашей стране ценовые ножницы особенно широко использовались в период индустриализации народного хозяйства. Государство, играя роль монополиста и монополиста, устанавливало относительно высокие цены на промышленную продукцию и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что нанесло серьезный ущерб сельской экономике.

Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои pro et contra (рис.2).

[pro et contra – про эт контра с лат. за и против]. Так, положительные, или позитивные, стороны монополии (от лат. positivus — положительный) проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, как уже отмечалось, в некоторых отраслях он более эффективен и рентабелен. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами) у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что конкурирующие небольшие фирмы, как правило, очень ограничены в финансовом отношении и в первую очередь озабочены текущей прибыльностью, а не потенциальными будущими выгодами от инноваций. кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. С другой стороны, крупные монополистические фирмы имеют большие финансовые возможности, и вся прибыль от инноваций идет их авторам.

В то же время «любая монополия и любое погоня за прибылью — это плохо», — компетентно говорит Форд. Поэтому обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства (от лат. negativus – отрицательный).

Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывая обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Это нарушает рыночный механизм регулирования эффективности экономики за счет работы в конкурентной среде.

Рис. 2. Основные плюсы и минусы монополии

Рис. 2. Основные плюсы и минусы монополии.

Многие мелкие фирмы лишены свободного и более рационального выбора, не могут противостоять давлению экономически необоснованных монопольных цен, сокращают деловую активность или даже разоряются. В результате производство падает, безработица и инфляция растут, а экономические потрясения усиливаются. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном распределении ресурсов на конкурентном рынке.

Например, в длительной стагнации сельского хозяйства России в 1990-е годы очень велика доля вины монополистов в топливно-энергетическом, машиностроительном, химическом, банковском и других секторах.

В странах с развитой демократией (США, Франция, ФРГ) рыночной рациональности угрожает еще один своеобразный вид монополии – монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижению платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка труда и тормозит рост производительности труда.

Второй минус монополизма – усиление неравенства в доходах в обществе. Оно также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

Возьмем для примера российский Сбербанк – почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года).

Достаточно посмотреть на дорогие офисные здания этого заведения, сравнить зарплаты его сотрудников и, например, учителей, врачей, чтобы убедиться, что они получают монопольные сверхприбыли. Через заниженный депозитный и завышенный кредитные проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.

Более того, монополисты «грабят» не только рядовых потребителей, но и своих «младших собратьев» по ​​бизнесу. Ведь каждый дополнительный рубль, отобранный, к примеру, у пассажиров метро (сверхмонополист в большом городе!), уже не будет истрачен на покупку, допустим пряников, меда или молока и не пополнит выручку кондитера или фермера.

Следующий негативный момент монополизма – экономический застой и торможение НТП. это возможно, потому что монополисты не находятся под давлением конкурентов и часто могут иметь высокую прибыль и без дополнительных усилий благодаря своей рыночной власти. Это не заставляет их рационализировать производство, искать резервы повышения эффективности, улучшать качество продукции, расширять ассортимент, развивать научно-технический прогресс и уделять внимание интересам потребителей.

«Для предприятия неизменно вредно, — со знанием дела пишет Форд, — если отпадает необходимость напрягаться. Никогда предприятие не бывает таким большим, как когда оно, как курица, должно самостоятельно находить часть еды». Если все делается слишком легко, подрывается основа основ бизнеса – нацеленность на «удовлетворение клиентуры»: здесь уже не «клиент оказывает честь продавцу своими заказами», а, наоборот, «продавец оказывает честь клиенту, исполняя его заказы»; некоторые же вообще готовы «гнать публику к черту». «В деловой жизни, — заключает Генри Форд, — это зло»

Кроме того, против ПНТ действует и следующий факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании рабочего оборудования, а внедрение новых машин грозит его быстрым устареванием и необходимостью замены физически пригодного оборудования. Отсюда следует вывод, что в отношении научно-технического прогресса в монополистическом секторе существуют две противоположные «борющиеся» тенденции: одна — в сторону его развития, другая — в сторону замедления.

Наконец, последний из негативных аспектов монополии — это опасность для демократии как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программы для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.

Рынок отвечает на это дешевыми, часто бракованными «пиратскими» товарами, страдают потребители. «Как бороться с «пиратством»?» — притворно вопрошают иные монополисты, будто не зная, что «секрет» успеха «пиратской» продукции – ее дешевизна. Прежде всего, умерьте свои аппетиты, откажитесь от непомерной прибыли, снизьте цены, сделав свою продукцию доступной для широкого круга потребителей. И тогда вы экономно задушите «пиратов» своей мощной продукцией и получите изрядную прибыль на увеличении объемов продаж.

Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные компании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.

Замена конкуренции монополией приводит к повышению цены и сокращению выпуска продукции, вследствие чего возникают социальные издержки, т. е. монопольное равновесие не является эффективным с точки зрения общества.

Монополии могут назначать различные цены для разных категорий покупателей, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Например, в музеях устанавливается низкая стоимость билета для школьников, студентов и пенсионеров (их спрос более эластичен, чем у остальных посетителей) и очень высокая – для иностранцев (их спрос совершенно неэластичен).

Примером ценовой дискриминации является установление высокой цены за первые показы фильма с последующим ее снижением, когда фильм поступает в крупные розничные сети.

Различные формы ценовой дискриминации часто используются предприятиями для увеличения прибыли.

Также хочу отметить, что отраслевая организация хозяйствующих субъектов зависит не только от совершенствования законодательства, но и от исторических, социальных, политических и экономических факторов.

В отличие от США и развитых европейских стран, крупнейшие компании в нашей стране создавались таким образом с самого начала и не возникли в результате накопления капитала или слияния нескольких компаний. В условиях административно-командной системы экономики, данные предприятия не могли в полной мере реализовать себя, как монополисты в условиях господства государственной собственности. Но с началом разгосударствления экономики стал в полной мере проявляться структурно заложенный в них монополизм.

«…Они становились гибридными монстрами, не заинтересованными в планировании своего долгосрочного экономического развития, в интенсификации своей деятельности, во внедрение достижений НТП, а стремящиеся к извлечению моментальных больших прибылей».

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что, несмотря на положительные стороны, монополизм ведет к деформации равновесного рыночного состояния экономики, что влечет за собой пагубные воздействия как на экономику, так и на общество. Вместе с тем существуют необходимые – естественные формы монополий, уничтожение которых приведет к увеличению производственных затрат и росту цен. Это толкает государственную власть к проведению антимонопольной политике: мер, направленных на пресечение монополизации рынка, сохранение конкуренции и естественных монополий.

2. Антимонопольное регулирование.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовским законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной.

Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое – разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.

К примеру, американский опыт показывает благотворность подобных разукрупнений. Так, после раздела монополистического гиганта AT&T («American Telephone and Telegraph Company») в 1980-х годах новообразованные из него компании сразу же осуществили ранее тормозившееся новшества и вдвое снизили цены.

Основные направления антимонопольной политики:

  1. Ограничивается монополизация рынка. При этом над монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.
  2. Признается незаконным слияние конкурирующих компаний.
  3. Запрещается установление монопольных цен.
  4. Сохраняется и поддерживается конкуренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, обладающие монопольной властью. Оно создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство, помогают в создании новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее. Еще в 1908 г. в России была принята попытка создания антимонопольного законодательства. Но принятие законодательного акта было сорвано организацией российских предпринимателей. Только в 1991 г. появился закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией.

Антимонопольная политика 1990-х годов была главным образом направлена не против злоупотреблений монополистов (электрических, газовых, транспортных и других компаний) в завышении цен, а всего лишь на то, чтобы заставить последних сполна делиться с государством полученными сверхприбылями. Но это было первым шагом по разработке и применению антимонопольного законодательства.

В настоящее время к основным законодательным актам по антимонопольному регулированию в России относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О естественных монополиях» июль 1995г., Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999г., Федеральный Закон «О защите конкуренции» июль 2006г., указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ. Например, в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35 процентов». Федеральным органом исполнительной власти, т. е. федеральным антимонопольным органом, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

До 2004г. – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В Законе «О конкуренции», в частности, устанавливается:

  • запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
  • запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
  • подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией. К ней в частности относятся:
  • распространение ложных сведений о товарах и фирмах конкурентов;
  • обман покупателей относительно реальных свойств и качества товара;
  • незаслуженное принижение в рекламе качества товаров конкурентов;
  • незаконное использование чужих названий и товарных знаков, а также копирование формы, упаковки и внешнего оформления товаров конкурентов;
  • похищение у конкурентов их коммерческих секретов, а также технической, производственной и торговой информации.

Предметом регулирования Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на данном сегменте рынка. ФАС, проводя государственную антимонопольную политику, осуществляет управление в области предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. ФАС создана для развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и рекламе, регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Для этого созданы следующие законодательные акты: Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992г.), Закон РФ «об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993г.), Закон РФ «о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992г.).

Однако в настоящее время в России существует следующий комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Недостатки антимонопольного регулирования политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действительных механизмов пересечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены; отсутствуют четкие и научно обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы).

    Вследствие этого растет инфляция издержек и ценовые диспропорции, подрывающие финансовое положение предприятий обрабатывающей промышленности, сферы услуг и агропромышленного комплекса.

  2. Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать очень высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортного производства.
  3. Процессы концентрации собственности также остаются вне поля зрения органов антимонопольного регулирования. Вследствие этого формируется крупные горизонтальные монополии, контролирующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль устанавливается зарубежными компаниями, которые скупают акции российских предприятий, в том числе оборонной промышленности.

Новой формой отраслевой монополизации в РФ стало создание холдингов. Особенно явно это прослеживается на примере отраслей тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Холдинг определяет сбытовую политику входящих в него предприятий. При таких условиях конкуренция на этих рынках возникнуть не может.

В рамках осуществления национального проекта развития сельского хозяйства развернула свою деятельность государственная корпорация РОСАГРОЛИЗИНГ. Сохранение в долгосрочном периоде только государственной схемы финансового лизинга для технического перевооружения сельского хозяйства не может повлечь за собой повышение конкурентоспособности продукции тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, и не способствует повышению конкуренции в сфере сельского хозяйства.

На рынке продуктов питания существует проблема монопольного ценообразования. Главной ее причиной является горизонтальное слияние предприятий одной отрасли (например, в форме треста).

Примером может служить МОССЕЛЬПРОМ. Также получают распространение картельные соглашения.

На рынках товаров текстильной, кожевно-обувной промышленности, а также в косметологии сложилась ситуация господства импортных товаров над отечественными, которые остаются вне конкуренции.

Число предприятий, входящих в рынок легковых автомобилей и бытовой техники, увеличилось за счет открытия заводов по сборке импортной бытовой техники и зарубежных моделей легковых автомобилей. Так на настоящий момент только 60% легковых автомобилей, которые собираются в России, это – автомобили Российских марок. Ведущим заводом остается АвтоВАЗ. Но и его акционерный капитал уже на 25% принадлежит иностранной компании Renault.

Из сказанного выше следует, что, современная антимонопольная политика прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии и одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. Несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства и регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его использования. Для успешного перехода к развитому рынку в нашей стране важно правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений; создать рынок, как социальный институт; оптимально сочетать допустимую монополизацию и конкуренцию в их цивилизованных и эффективных формах; полностью развить всю систему специализированных рынков.

Заключение., Монополия

Несмотря на положительные стороны, монополизм ведет к деформации равновесного рыночного состояния экономики, что влечет за собой пагубные воздействия как на экономику, так и на общество. Вместе с тем существуют необходимые – естественные формы монополий, уничтожение которых приведет к увеличению производственных затрат и росту цен. Это толкает государственную власть к проведению антимонопольной политике: мер, направленных на пресечение процесса централизации капитала.

Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и на недопущение или ограничение искусственной монополии и одновременно стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. Несмотря на предпринимаемые в России меры по антимонопольному регулированию, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого предпринимательства и регулированию деятельности естественных монополий, сохраняется актуальность совершенствования антимонопольного законодательства и повышения эффективности его использования.

Список литературы:

1

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 544с.

2

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая Экономическая энциклопедия. – С.-П., ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 509с.

3

Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие — М., 2001 – 208с.

4

Государственное регулирование экономики: учебное пособие. Под ред. Т.Г.Морозовой – М 2001

5

Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 400 с.

6

Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – М., 1999, — 751с.

7

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблема, политика. В 2х т. – М.: Республика, 1992 – т.1 – 399с., т.2 – 400с.

8

Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. – М., 2002 – 544с.

9

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: «БИНОМ» «Лаборатория Базовых Знаний», 1997 – 800с.

10

Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство МГУ, 1995 – 410с.

11

Экономическая теория: Краткий курс : учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – 384 с.

12

Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 592 с.: ил.

13

Ю.Меркулова // Общество и экономика 2009г. №5 стр26


не сложно

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.