Проблема высшего образования вообще и экономического образования в частности многогранна. В то время как естественнонаучное образование менее подвержено изменениям из-за динамики социальной жизни, большинство гуманитарных наук более непосредственно реагируют на проблемы социального развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается полнотой и фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не унесет ветер перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.
Сегодня в Украине проблема методики преподавания экономики становится все более актуальной. Мы наблюдаем реформу системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.
Целью данного курса является изучение основ методики преподавания общеобразовательных и экономических дисциплин в частности, а также анализ основных тенденций развития высшего экономического образования в Украине.
1.Основы методики преподавания.
1.1 . Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.
Не секрет, что эффективность учебного процесса во многом определяется методами обучения. Широкое использование унифицированных методов и переход к исключительно письменному контролю за усвоением учащимися учебных предметов формально снижает роль учителя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения напрямую зависят от взаимодействия учитель-ученик.
В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. важно избегать так называемого обучения по трафарету, когда студентов учат решать определенный тип задач, а развитие их экономического мышления приносится в жертву количеству рассматриваемых задач. Студент должен научиться понимать не только моделируемые, но и реальные экономические процессы.
Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного исследования при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.
Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при определенных условиях Интернет будет активно внедряться в учебный процесс. При этом границы общения ученика и преподавателя расширяются как в пространстве, так и во времени.
Роль экономической науки в развитии общества
... общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов. 2. Возникновение и развитие экономической науки, основные экономические школы и их сущность Истоки экономической науки следует искать в ... указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, ...
Предложение курсов и факультативов не должно быть самоцелью. Во-первых, любой выбор должен соответствовать основной сути препарата. Во-вторых, элективные дисциплины должны выбираться одного уровня сложности и масштаба освоения, а также выступать в качестве альтернативных аспектов общего предмета.
Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются явления национальной экономики в целом или отдельного региона.
1.2.Сущность и содержание методики преподавания.
Понятие «методология» имеет древнегреческие корни и переводится как способ исследования, теории, обучения.
Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).
Методология была изолирована от учения — дидактической теории, которая впервые в полном объеме и с сохранением в ее основе до наших дней была обобщена великим мастером Яном Амосом Коменским в XVII веке.
В строгом смысле этого слова методика преподавания — это обучение методам преподавания и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке.
Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?
Объектом методики обучения является тренировочный процесс обучаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.
Отсюда ясно следует вывод о многоуровневом подходе методологии.
Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)
Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.
Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).
Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Таким образом, в методологии проявляется органическое и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного.
При этом роль и значение методологии в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом факторов.
Во-первых, практически все специалисты с высшим образованием выступают не только как исполнители, но и как творцы: следовательно, он должен уметь грамотно и четко донести свои идеи и идеи до подчиненных и коллег.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Учебно-методический ...
... индивидуальной работы в малых группах образовываются новые коллективы. Принцип объединения – по номерам (первые номера из каждой группы, потом вторые и т.д.). Получается 4 малых группы по 4 человека. 4. Обсуждается новая теория в ...
Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы
В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за собой.
В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из важнейших задач педагогики, а в частности — методики.
Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т. ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики; психология деятельности: коммуникационные процессы обучения; методика преподавания экономики.
Таким образом, методология — это не только научная и академическая дисциплина, но и реальный рычаг для понимания текущей экономической реальности.
1.3. Предмет методики.
Методология в точном смысле слова — это учение о методах обучения и воспитания. Тема методики обучения — это сам процесс преподавания данной учебной дисциплины. Его задача — изучить модели этого обучения и установить на их основе нормативные требования к деятельности учителей. Другими словами, методология — это набор определенных методов, с помощью которых достигаются требования к обучению.
Методика преподавания социальных наук разработана таким образом, чтобы обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгий научный подход, яркость и ясность изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методы обучения неразрывно связаны с содержанием изучаемой науки и ее методологией.
Многие примеры показывают взаимосвязь между методикой преподавания и методами обучения. Так, например, отсутствие разработки методики неизбежно и самым негативным образом сказывается на методическом уровне уроков и семинаров, и наоборот.
Методология как метод обучения преподаванию и воспитанию является частью общей теории воспитания и обучения — дидактики, которая разрабатывает весь спектр вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя выступает как органический компонент педагогики, целью которой является образование, обучение и воспитание людей.
Частные методы обучения отдельным дисциплинам являются звеньями в общей системе педагогических наук. Они понимают и используют основные принципы педагогики и обучения применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин.
Методология изучает законы преподавания и изучения определенной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.
B методике преподавания общественных наук следует различать общее, особенное и частное.
Все общественные науки преподаются на основе общих методологических требований. При этом преподавание каждой из этих наук требует своей особой методики, отражающей специфику содержания этой науки.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации ...
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с вопросами формирования экономики отдельных отраслей АПК. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации. Программой дисциплины предусмотрены ...
Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Следовательно, дидактическая методология каждой из социальных наук, действуя как особая по отношению к методам обучения всех социальных наук, в то же время является общей по отношению к частным методам.
Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:
- связи теории с практикой;
- систематичности и последовательности в подготовке специалистов;
- сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;
- соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
- сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
- прочности усвоения знаний;
- доступности научных знаний;
- единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.
Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы.
В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.
Ни одну из этих форм нельзя признать универсальной, способной заменить другие. Поэтому с методологической точки зрения нельзя признать правильным, когда одни кафедры идут по пути искусственного разделения отдельных звеньев образовательного процесса, необоснованно заменяя их другими.
Формы учебного процесса взаимосвязаны, взаимозависимы и логичны. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.
При этом следует учитывать, что пропорции и роль разных методов обучения могут различаться. Поэтому в последний год возрастает роль семинаров и самостоятельной работы студентов. На методы обучения влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.
1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.
Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.
Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
- она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
- вооружает студентов методологией изучения данной науки;
- лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
- органично сочетает обучение с воспитанием;
- нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.
Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений метод обучения превосходит все другие методы обучения и незаменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».
Студентов является необходимой составной частью усвоения учебного ...
... процессе широко используются такие методики как решение задач проблемно-логические задачи,, анализ конкретных хозяйственных ситуаций, деловые игры и другие активные методы изучения. 1 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. На самостоятельную работу студентов по изучению курса «Основы экономической теории» ...
Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние лектора на конкретного обучаемого.
Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.
Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что-
- во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;
- во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса:
- в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса
Это подтверждается тем фактом, что не менее 50% времени по каждой экономической дисциплине посвящено лекциям.
Современные образовательные уроки обычно делятся на три типа обзорных, проблемных и тематических. Если обзорная лекция направлена на восстановление прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового выхода из проблемы нет. его надо искать вместе и преподавателю, и студентам.
Тематический урок — это обычная часть курса урока, хотя он может содержать как проблемные элементы, так и отдельные точки наглядности.
В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно соединяются в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-заочников Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее качественном литературе.
Но какими бы разными ни были образовательные уроки по форме и форме, их объединяют общие требования.
1 Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении
2 Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и удачного учебника.
3 Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов
4. Лекция должна быть грамотной и логичной с точки зрения языка.
5 Лекция должна быть яркой и убедительной.
Таковы самые главные черты учебной лекции как ведущей формы учебного процесса и магистральные требования, предъявляемые к ней.
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент урок является основной формой образовательного процесса в высшей школе, определяющей его содержание. Лекция должна дать главным образом основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы.
1.5. Сущность и место в учебном процессе практических занятий.
Термин семинар имеет своим корнем древнее выражение «Seminarium» — рассадник знаний.
Самостоятельная работа по экономике решение. Методические рекомендации ...
Изучение студентами дисциплины «Экономика организации» помогает будущим специалистам в формировании экономического мышления. Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем в результате самостоятельной внеаудиторной работы студентов, которые должны способствовать формированию ...
Специфику и место семинара как формы в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами:
- во-первых, на семинарские, практические занятия отводится ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;
- во-вторых, из всех форм учебной работы семинары предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;
- в третьих, семинары — это та учебная форма, с которой начинается педагогическая деятельность молодых преподавателей;
- в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.
Исходя из этого, вопрос о функциях семинара, практического занятия и даже их подчиненности до сих пор остается дискуссионной проблемой для учителей, методистов и психологов.
Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так.
1. Учебно-познавательная функция — закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на уроках и в процессе самозанятости.
2. Обучающая функция — это школа публичных выступлений, развитие навыков отбора и обобщения информации.
3. Поощрительная функция — мотивация, основанная на анализе состояния подготовки к более активной и проактивной работе.
4. Воспитательная функция — формирование видения мира и убеждений, воспитание независимости, отваги, научные исследования, соревнование.
5. Функция контроля заключается в проверке уровня знаний и качества самостоятельной работы студентов. Скажем прямо, многие учителя и методисты считают эту функцию первостепенной.
Формы проведения семинаров и практических занятий чрезвычайно разнообразны. В ряде работ по методике их выделяют до 15. Рассмотрим наиболее распространенные.
Контрольно-обучающий семинар — это семинар, в ходе которого проводится лобовое расследование, письменные тесты на занятиях. Главная цель — максимальный охват обучаемых контролем.
Обучающий семинар — это семинар, на котором основное внимание уделяется независимым презентациям студентов, расширяющим и дополняющим материал урока. В этом случае темы выступлений могут быть распределены заранее — «фиксированные выступления». Это только улучшит информативность семинара и повысит его теоретический уровень.
Творческий семинар — это семинар, обеспечивающий максимальную творческую самостоятельность слушателей в форме обсуждения, пресс-конференции, дебатов, публичной защиты тезисов.
Наконец, практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения задач с помощью персонального компьютера, экскурсии или встречи с учеными, практиками, преподавателями и студентами других вузов.
Хотелось бы в заключении вопроса подчеркнуть, что каждая из перечисленных форм имеет свои достоинства; вместе с тем проведение каждой из них сопряжено с определенными трудностями.
Успех и эффективность любого семинара достигается только при упорной и тщательной подготовке. Поэтому подготовка к семинару включает в себя как подготовку учителя, так и подготовку слушателей.
Самостоятельная работа «Экономические системы»
... содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Самостоятельная работа по обществознанию «Экономические системы» Вариант № 2 1. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, ... 6) преобладание коллективных форм собственности 8. В стране N — командный тип экономической системы. Какие факты из приведённого ...
Педагогическая подготовка объединяет теоретические и методические направления. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (если он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы.
С методологической точки зрения он обязан хорошо разбираться как в общей методике проведения семинаров, так и в методологической характеристике следующих. Более того, его «совесть» не только сообщать студентам программу семинара, но и давать им такие методические рекомендации, которые гарантируют как эффективность, так и качество урока.
Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знании темы и программы семинара, понимании его концепции и методологических характеристик, а также в сборе материалов для презентаций. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации (групповые и индивидуальные) к преподавателю.
Итак, практическое занятие или семинар — это результат самостоятельного изучения рекомендованной литературы, он позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, узнать то, что еще не совсем понятно и усвоено. В свою очередь, успех семинара заключается в его тщательной и полноценной подготовке.
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризует:
Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.
Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по разнообразию методических приемов.
В-третьих, управление самозанятостью требует от учителя не только теоретических знаний и методических навыков, но и организационных качеств.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются
- частая смена экономических приоритетов;
- отсутствие современных стабильных учебников и пособий по экономическим наукам;
- слабость фонда библиотек по проблемам экономики;
- специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
- отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
В частности, не существует законодательно установленных стандартов для самозанятости, хотя на практике такие средние стандарты разработаны.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных, курсовых, выпускных и дипломных работ.
Роль преподавателя в организации и руководстве самостоятельной работой включает в себя:
1) обучение самостоятельной работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;
2) управление самостоятельной работой: разработка и доведение заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности и качества работы;
Технико-экономические показатели работы автотранспортного предприятия
... для последующего анализа производственной деятельности предприятия. Таблица 8.1 Сводная таблица технико-экономических показателей работы АТП Наименование показателей Величина 1. Производственная мощность предприятия: количество автомобилей, ед. грузоподъемность одного автомобиля, ...
3) контроль за самостоятельной работой: как непосредственный, так и опосредованный через контрольно-проверочные мероприятия;
4) коррекция самостоятельной работы: групповая и индивидуальная.
Подчеркивая педагогическую сущность самостоятельной работы в процессе учебы, К. Д. Ушинский отмечал: «Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Таким образом, только сочетание методических и организаторских усилий педагога, постоянная коллективная и индивидуальная забота и потребность обеспечат эффективную и качественную самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.
1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.
Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. К основным функциям контроля можно отнести такие:
- он обеспечивает необходимое наблюдение за степенью усвоения изучаемого;
- способствует приведению знаний в систему;
- помогает более глубокому уяснению как отдельных тем, так и учебного курса в целом;
- стимулирует сознательное и активное отношение к учебе, воспитывает чувство ответственности за достигнутые результаты;
- помогает развитию памяти и мышления у студентов;
- вызывает необходимость в работе с источниками, учебниками, приучает учиться использовать полученные знания для практической деятельности;
- дает материал преподавателю для совершенствования содержания и методики, а то и корректировки дальнейшей педагогической деятельности.
Наконец, анализ хода и итогов контроля дает возможность в известной мере судить о постановке учебно-воспитательного процесса в данном высшем учебном заведении.
Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему.
ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, а индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента.
СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.
По видам и формам контроль подразделяется на:
- текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа);
- промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен — если он не единственный);
- итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы).
По методике проведения контроль бывает:
- устным (методом устного опроса);
- письменным (путем письменных ответов);
- путем защиты разработанных рефератов;
- в виде деловой игры.
Таковы основные функции, виды, формы, методы контроля и требования, предъявляемые к нему.
Исследования. 2) проанализировать сущность экономической подготовки ...
... к экономике вообще, некоторые исследователи рассматривают экономическое образование как обязательный компонент воспитания школьников. Ретроспективный анализ и современное состояние экономической подготовки обучающихся Вопросы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали ...
Правильная методика проведения контроля побуждает студента изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.
2. Современные основы преподавания экономики в высшем учебном заведении.
2.1. Современная система высшего экономического образования.
События последних лет в Украине привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях. Для страны это породило не одну проблему.
Если исходить из устоявшегося содержания университетского образования, то, как обеспечить университетский уровень экономической подготовки во всех появившихся университетах, где есть или открылись экономические факультеты?
Поскольку университетская подготовка предполагает соответствующий кадровый потенциал преподавательского и научного персонала, постольку важно выяснить – каким образом и в какие сроки возможно формирование такого потенциала в новых университетах.
Фундаментальность экономического образования в университетах обеспечивается, как правило, основательностью изучения экономической теории. В этой связи следует ли считать университетской подготовку экономистов в “прикладных” университетах, где упор делается на отраслевые экономические дисциплины и по существу выпускаются специалисты узкого профиля.
Международное сообщество выработало ряд критериев для университетского образования, включая экономическое. Если учитывать эти критерии, то каким образом развивать международное сотрудничество в области экономического образования; насколько следует учитывать наряду с американским и европейским азиатский опыт в этой сфере.
Общегосударственное регулирование университетского экономического образования в современных условиях не исключает применения рыночных индикаторов для определения рейтинга университетов. Однако подобные процедуры не должны носить конъюнктурный или рекламный характер в своей основе.
2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика.
Во все времена существовала проблема взаимосвязи экономического образования и хозяйственной практики. Эта проблема особенно обострилась в Украине в последние годы.
Что положить в основу обучения – идеальную модель рыночной экономики или решение реальных хозяйственных вопросов? Возможно ли сочетание того и другого в учебном процессе и каково должно быть их оптимальное соотношение?
Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей, объективно повышает роль фундаментальной подготовки руководителей и профессионалов разного уровня в иерархии управления государственных и негосударственных структур.
Всеобщность рыночных принципов предполагает экономическую оценку или обоснование любых действий в обществе. Это означает, что существует своеобразная рыночная атмосфера формирования человека на всем образовательном пути: семья – школа – университет – работа. Важно, чтобы деформация рыночных преобразований в России не привела к деформации экономического образования.
2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.
Ключевым звеном экономического образования является освоение экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и рекомендаций экономической теории.
Современная экономическая теория – не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассчитывать о наиболее эффективном воздействии экономического образования на реальную экономическую политику.
Опыт реальной экономической политики в зарубежных странах и в России за длительный исторический период свидетельствует о том, что наибольшая результативность достигается тогда, когда политика опирается не на одну научную школу или направление, а на их сочетание. Подобное сочетание различно и зависит от конкретной страны и политической ориентации правительства. Одним из объяснений такой ситуации выступает факт развития смешанной экономики во всех развитых странах.
Кризисные явления в мировом хозяйстве в 1997-1999 годы вынуждают международные экономические организации искать решение многочисленных проблем также в сочетании различных теоретических подходов и взглядов. Всеобщность рыночных отношений в мире и все большее развитие глобализации объективно повышают роль экономической науки в формировании национальной и международной экономической политики на рубеже третьего тысячелетия.
Университетское экономическое образование по своему содержанию и форме позволяет в наибольшей мере быть готовым к современным вызовам на различных уровнях хозяйствования – корпоративном, национальном, международном.
Сегодня никого не следует убеждать в необходимости активного изучения и применения математики в экономическом образовании. Без математики не может обойтись фактически ни одна наука. Однако есть различия между математикой как одним из методов исследования в экономической теории и математикой как самостоятельной частью экономического образования вообще.
В экономической теории имеют место различного рода абстракции – аналитические и математические. Первые позволяют давать качественные характеристики объекта анализа, вторые – больше связаны с количественными параметрами. Преобладание одних или других не дает полной картины и только использование в необходимой мере обеих раскрывает экономическое явление в системном виде.
Экономика не развивается по шаблонам, хотя в хозяйственных процессах обнаруживается немало закономерностей, тенденций, существуют объективные экономические законы. Научные предпосылки анализа всегда в той или иной мере ограничивают объект исследования. Без подобных предпосылок не обходится ни одна модель, ни одна формула или функция. Важно осознавать эти ограничения математического подхода и не абсолютизировать его эффективность.
Изучение математических дисциплин организует мышление, способствует развитию четкости и лаконичности в изложении доводов и аргументов, дисциплинирует научные исследования и создает необходимую базу для понимания и сопоставления исследовательских работ и учебных дисциплин разных стран. Язык математики – это, образно говоря, язык музыки, которые могут в большинстве случаев понимать все без переводчика. Проблема состоит в том, чтобы отобрать те математические дисциплины, которые более всего необходимы как экономистам-теоретикам, так и экономистам-практикам.
Фундаментальность университетского экономического образования не исключает, а, наоборот, предполагает определенную специализацию студентов. Подобно тому, как в экономике продолжают образовываться новые отрасли, в системе экономических наук возникают новые отраслевые направления. Этот процесс особенно активизировался в Украине в ходе перехода к рыночным основам хозяйствования. Есть также специализация по страновым признакам и функциям тех или иных сегментов рыночного механизма.
Фундаментальность подготовки обеспечивается по всей вертикали обучения, а не означает изучение базовых дисциплин только на начальных курсах. В известном смысле оптимальному соотношению фундаментальной и специальной подготовки способствует трехуровневая система: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Три уровня подготовки в экономическом образовании отвечают самым разным требованиям рыночной экономики.
Бакалавриат дает базовую подготовку самому массовому кругу экономистов. На этом уровне подготовки специализация может происходить как по отраслевому принципу, так и по степени освоения и использования математических методов анализа экономики. При этом важно, чтобы было найдено оптимальное соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Не всегда обилие курсов по выбору дает наилучший результат. В свою очередь “усреднение” математики для всех студентов бакалавриата не позволяет иметь выпускников с углубленной математической подготовкой.
Продолжение фундаментальной подготовки в магистратуре уже напрямую связывается с целевой специализацией, закрепленной магистерской программой. На этом уровне обеспечивается специализация и по базовым дисциплинам. Тем самым создается возможность готовить магистров-экономистов-аналитиков не для страны или хозяйства в целом, а для отдельных сфер деятельности в соответствие с прогнозным рыночным спросом на профессионалов такого уровня.
Выпускник магистратуры при поступлении в аспирантуру углубляет свою специализацию уже в сфере научных исследований. Спрос на профессионалов такого рода имеет штучный характер в рыночной экономике. Только прочная и всесторонняя фундаментальная подготовка позволяет аспирантам сделать действительно актуальное и глубокое кандидатское исследование. Это обеспечивается специальной программой работы с аспирантами на факультете и кафедрах.
Подготовка бакалавров и магистров имеет еще и международный аспект. Если исходить из всемирного распространения рыночных принципов, а также из целевой задачи подготовки кадров для рыночной экономики, то общей системой такого образования выступает именно двухзвенная подготовка: бакалавр-магистр.
Заключение.
Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе высшего экономического образования в Украине и методике преподавания экономических дисциплин.
1. События последних лет в Украине привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях.
2. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.
3. Методика — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).
4. Тема методики обучения — это сам процесс преподавания данной учебной дисциплины.
5. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание.
6. Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.
7. Растет роль самостоятельной работы в системе высшего образования. Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.
роль самостоятельной работы в системе высшего образования.
7. Качественная организация контроля – залог стимулирования студента на получение необходимых знаний.
Список использованной литературы:
1. Андреев Е. Г. Педагогика в работе лектора. М., 1974.
2. Баранов С. П., Принципы обучения. М., 1975.
3. Бруннер Д. Процесс обучения. Пер. с нем. М., 1962.
4. Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанско-го, М., 1981.
5. Зиновьев С. И. Лекция в советской высшей школе. Изд. 3-е. М., 1968.
6. Зотов И. С. Некоторые вопросы методики чтения лекции по общественным наукам в вузе. М., 1971.
7. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.
8. Кожевников К. П. Методика подготовки лекции. Киев, 1988.
9. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л-д. 1961.
10. Методика преподавания общественных наук. / Под ред. С. Г. Луконина, В. В. Серебрянникова. М., 1975.
11. Основы педагогического мастерства: уч. пособ. для пед. уч. завед. / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989.
12. Савельев В. П., Туляков Ю. Т. Самостоятельная работа — важная составная часть учебного процесса. Симферополь, 1993.
13. Совершенствование форм и методов преподавания политической экономии. / Под ред. М. М. Макаренко. М. 1976.
14. Туляков Ю. Т. Основы методики преподавания. Симферополь, 1998.