Список использованных источников: 35
Республика Корея
Территория —, Население —
Что немаловажно заметить, РК является членом ООН.
Вместе с США Япония является одним из основных торгово-экономических партнеров Казахстана. Основные проблемы в двусторонних отношениях связаны с последствиями японского колониального господства в Корее и напряженностью в торговой сфере.
(ссылка: http :// www . turizm . ru / south _ korea /)
В течение четырех десятилетий (с момента провозглашения РК) сохранялся диктаторский режим. Сначала его олицетворял Ли Сын Ман (свергнут в апреле 1960 г.), затем Пак Чжон Хи (убит в октябре 1979 г.).
В 1980—87 гг. президентское кресло занимал Чон Ду Хван. Проведенный в октябре 1987 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 25 ноября 1988г. Конституция ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собрании, демонстраций. Под давлением оппозиции в конституцию было включено положение о нежелательности военного участия в политике.
показатель | мужчин | женщин | всех |
средняя продолжительность жизни (лет) | 70,8 | 78,5 | 74,4 |
уровень грамотности
(1995 год) |
99,3% | 96,7% | 98,0% |
В годы, последовавшие за падением военной диктатуры, в Республике Казахстан были проведены либерально-демократические реформы. Деятельность оппозиции ограничивается рамками парламента.
Согласно конституции Республики Казахстан, это парламентская республика, возглавляемая президентом. Высшим исполнительным органом является Государственный совет, возглавляемый президентом. РК — динамично развивающаяся индустриально-аграрная страна. Он занимает одну из лидирующих позиций среди так называемых новых индустриальных стран. За последние 20 лет ежегодные темпы экономического роста составили около 8%. а в 1986—1988 гг. — в среднем 12%. В последние годы темпы экономического роста несколько замедлились.
Горнодобывающая промышленность не играет важной роли в экономике страны, большая часть потребляемого промышленного сырья импортируется из-за рубежа. В РК создана мощная энергетическая база, при этом 50% ее производства обеспечивается на АЭС.
Использование земель
(1993 год) |
|
Площадь пашни: | 21,0% |
Территория пастбищ: | 1% |
Площадь лесов: | 65% |
Реки и озера: |
0,29% |
Ведущая роль в экономике принадлежит обрабатывающей промышленности. РК занимает одно из первых мест в мире по производству судов, стали (26 млн. т), легковых автомобилей (3 млн. шт.), выпуску продукции электроники и электротехники (цветные телевизоры — 13 млн. шт., видеомагнитофоны — 8,3 млн. шт.).
В стране реализуется программа развития аэрокосмической отрасли; активные научно-технические разработки ведутся в области биотехнологии, генной инженерии, лазеров и создания композиционных материалов.
В результате процесса монополизации южнокорейские компании постепенно становятся все более серьезными конкурентами крупных западных компаний.
В сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве занято около 18% населения Южной Кореи. На долю продукции этих отраслей приходится 8% ВНП. Основные сельскохозяйственные культуры: рис (свыше 50% пахотных земель) и ячмень, а также батат, овощи, соя и др. Преобладает мелкое землевладение. В последние годы эти отрасли экономики столкнулись с некоторыми трудностями.
Длина железных дорог в стране — 6, 46 тыс. , автодорог — 54 тыс. км.
Цель данной курсовой работы – рассказать о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание
основным чертам хозяйственного механизма. Здесь я расскажу о трудовых отношениях, роли крупнейших экономических групп в стране: Чебол или Чиптан. Структура работы также предполагает подробное освещение экономической роли Республики Кореи в современной мировой экономике, перспектив дальнейшего ее расширения; экономической интеграции и, безусловно, делового партнерства с нашей страной.
Работа состоит из двух основных разделов. В соответствии с методическими требованиями к работе первый раздел содержит общую информацию о стране, экономических и географических ресурсах. Второй раздел будет непосредственно затрагивать основную тему курсовой работы, структуру экономики, основные характеристики хозяйственного механизма страны и другие не менее важные вопросы.
1.1. Общие сведения
Урбанизация | |
городское население | 81% |
сельское население | 19 |
Изменение численности
(на 1000 человек в 2000 году) |
|
Количество новорожденных: | 15,12 |
Количество умерших: | 5,85 |
Количество мигрантов: | 0 |
Годовой прирост населения: | 0,93% |
Распределение численности
(июль 2000 года, тыс. чел.) |
|||
возраст | мужчин | женщин | всего |
от 0 до 14 лет | 5 472 | 4 868 | 21,8% |
от 15 до 64 лет | 17 155 | 16 662 | 71,2% |
более 65 лет | 1 275 | 2 039 | 7,0% |
Прогноз численности
(по данным ООН) |
|
2025 год | 52 533 тыс. чел. |
2050 год | 51 275 тыс. чел. |
Официальный язык —
(источник текста:
Примечание: материалы для табличек в этом и предыдущем разделе взяты с веб-сайта «Всемирная География WWG» — http://www.wwg.lgg.ru/ , ссылка — http://www.wwg.lgg.ru/asia/kor.html ).
1.2. Краткая историческая справка
В начале н.э. сложилось 3 раннефеодальных корейских государства — Пэкче, Силла и Когуре. В конце 10 века Корейский полуостров был объединен под властью государства Коре. В конце 16 века Корейский народ отразил 2 вторжения японских феодалов. В 1976 году Япония, а затем ряд других капиталистических государств наложили на Корею неравноправные договоры. После русско-японской войны 1904–1905 годов Япония установила протекторат над Кореей и аннексировала ее в 1910 году, превратив ее в колонию. В начале 1930-х годов национально-освободительная борьба приняла форму партизанского движения против японских захватчиков. Разгром японского империализма во 2-й мировой войне, в котором решающую роль сыграл СССР, положил конец японскому господству в Корее; увенчалась успехом длительная борьба корейских патриотов. После Второй мировой войны в Северной Корее произошла народно-демократическая революция. Созданные в Северной Корее органы новой демократической власти — народный комитеты провели под руководством Трудовой партии (созданной в 1945 году) в 1946 коренные демократические преобразования: земельную реформу, национализацию промышленности и др.
В Южной Корее, где с осени 1945 года действует военная администрация США, реакционные силы при поддержке военных властей США подавили демократическое движение и встали на путь раскола страны. В этих условиях в сентябре 1948 Верховное народное собрание, избранное абсолютным большинством населения как Северной, так и Южной Кореи, выработав конституцию, провозгласило создание Корейской Hародно — Демократической Республики (КHДР).
1.3. История и особенности экономического развития
Качественные сдвиги в положении Южной Кореи в мировой экономике произошли буквально на глазах у целого поколения. Южная Корея — часть Кореи, которая была освобождена от японской колонизации и разделена после Второй мировой войны. В середине 1950-х годов по уровню экономического развития он относился к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долларов.
В развитии экономики Южной Кореи можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948—1961гг., второй период — с 1961г. до середины 70-х годов, а третий — с конца 70-х до 90-х годов. В первый период в хозяйстве страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953—1960 гг.
Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза — до 14,6%. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров — «самбэк-коноп» (три белых производства).
Это помол муки, производство сахара и переработка хлопка, которые обеспечивали большую часть промышленного производства.
Этот период характеризовался аграрным и товарным хозяйством, низким уровнем развития и отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950—1952гг., раскола страны. Основные мощности горнодобывающей и обрабатывающей промышленности были сосредоточены на севере.
подъем местной промышленности и снижение импорта
Чтобы доминировать над спросом населения на деньги, были приняты протекционистские меры. В рамках политики импортозамещения предусматривалось приоритетное развитие ключевых отраслей, что через сеть прямых связей и обратной связи привело к росту смежных отраслей. Это направление стало более последовательно реализовываться после военного переворота и установления военно-государственного режима в 1962 году.
Затем были поставлены задачи по достижению независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики с помощью государственного аппарата. Эти установки были реализованы в рамках идеологической доктрины «победы над коммунизмом в экономическом соревновании».
Традиционный способ, согласно которому ряд развивающихся стран поднимал уровень экономического развития, не подходил Южной Корее. Она не обладала. значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности.
экспортной модели развития.
Роль первопроходца на зарубежных рынках возложена на текстильную и обувную промышленность. Переход к экспортно-ориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения и нехваткой иностранной валюты. Причина этого явления заключалась в том, что при осуществлении импортозамещения для развития отечественного производства товаров народного потребления ежегодно приходилось импортировать значительное количество товаров промышленного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт—замещения.
Создание экспортно-ориентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Таким образом, они стремились достичь положительного платежного баланса и высоких темпов роста, чему препятствовал небольшой размер внутреннего рынка.
Любая развивающаяся страна сможет развивать свою промышленность и поддерживать высокий экономический уровень. рост, если сможет экспортировать трудоемкие товары на зарубежные рынки.
На практике только некоторые развивающиеся страны оказались способны осуществить это. Для Южной Кореи эта способность обусловлена политическими причинами: она служила форпостом США против социализма. США и Япония обеспечили необходимые рынки сбыта.
Структурные сдвиги в хозяйстве.
В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до 43% ВВП за 1950—1994 гг.
Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
В последующий период, связанный с экспортной ориентацией, интенсивно развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли: черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы.
С конца 1970-х годов в основном развивались наукоемкие отрасли: электротехника, средства массовой информации и автомобильная промышленность. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3%, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники.
Сельское хозяйство остается обязательным фактором экономического развития. После аграрной реформы и ликвидации феодальных остатков система землевладения и землепользования осталась в малом масштабе. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены.
В хозяйствах площадью 2-3 га сосредоточено только 17% посевных площадей. В этих условиях сельское хозяйство объективно может рассчитывать только на государственную поддержку и льготы. В конце 1980-х годов страна была на 39% самообеспечивалась пшеницей, но на 65% — продуктами питания.
(Радионова И. Н., Экономическая география избранных зарубежных стран, М., Московский лицей, 1997)
Источники экономического роста.
В этих условиях важную роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и крупномасштабное привлечение иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 1950-1960-е годы капитальные вложения значительно превышали объем внутренних сбережений.
(В.И. Шипаева «Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства», Мир, Москва, 1994; В.К. Ломакин «Мировая экономика», Финансы, М, 1998).
Таблица 1., Сбережения и капиталовложения, % к ВВП
1976 | 1980 | 1985 | 1990 | 1995 | |
Сбережения | 24, 0 | 25, 6 | 32, 2 | 35, 0 3 | 36, 2 |
Накопления | 27, 1 | 32, 8 | 30, 3 | 6, 2 | 37, 5 |
Источник : Balassa В ., Wlliamson J. Adjusting to Success: Balance of Payments Policy in the East Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9.
Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных секторов и поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 — в 1971-1975, 14,2 — в 1976 -1980, 15,2% — в 1981-1984 гг.
заимствование иностранной технологии.
В частности, активный обмен в области науки и технологий позволил Южной Корее заложить основы атомной отрасли. В стране действуют 10 ядерных реакторов, производящих более половины всей выработки электроэнергии.
развитие собственных НИОКР.
В нем приняли участие крупные компании из ведущих отраслей, получившие финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется мелкосерийное экспериментальное производство, ведется разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется серийное производство новой продукции.
В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем отражено развитие разработок в области микроэлектроники и чистой химии, информационных технологий и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. В плане обозначены некоторые перспективы исследований в области аэронавтики и космических технологий. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.
Доля расходов на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню основных западных стран. Большая часть ассигнований идет на разработку приложений.
Общий уровень технологического развития Южной Кореи оценивается в 40% от среднего уровня промышленно развитых стран Запада.
количество и качество рабочей силы
Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.
Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.
При этом за последнее десятилетие доля затрат на рабочую силу снизилась, а роль технологий возросла. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре экономики Южная Корея приблизилась к капиталистическим странам среднего уровня развития.
В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.
(Радионова И. Н., Экономическая география избранных зарубежных стран, М., Московский лицей, 1997.)
Экономика Республики Корея — двенадцатая экономика в мире по величине ВВП.
С 1979 г. Корея проводит политику экономической открытости для иностранных инвесторов, что привело к крупным американским, японским и западноевропейским инвестициям. В конце 1980-х годов корейские конгломераты начали серьезно конкурировать с западными транснациональными корпорациями. Страна, начав, как и Япония, заимствовать иностранные технологии не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом смысле державу, производящую наукоемкую продукцию и запускающие спутники. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронатом государства. В 1999 — 2003 гг. Сеул планирует инвестировать около 110 миллиардов долларов в отрасль знаний и технологий, а также в развитие наукоемких промышленных центров. дол.
Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, и ВНП на душу населения в 1998 и 1999 гг.
1998 | 2000 | |
ВНП (в млн. дол. США). | 398 825 | 397 910 |
ВВП (в млн. дол. США). | 320 748 | 406 940 |
ВНП на душу населения (в дол. США) | 8 600 | 8 490 |
Несмотря на некоторый прогресс в развитии, экономика Республики Корея в настоящее время испытывает серьезные проблемы. Фирмы-конгломераты, так называемые чеболи, чрезвычайно диверсифицировали свою деятельность, что привело к разбросу финансовых ресурсов и снижению конкурентоспособности в широком диапазоне отдельных сегментов бизнеса. Экономия на масштабе, используемая чеболями, перестала работать из-за появления большого количества отечественных и зарубежных конкурентов и затоваривания запасов на международных рынках. Чеболи, теряя прежнюю прибыль, начали разваливаться и терпеть неудачу. Заработная плата в корейской высокотехнологичной отрасли превысила европейский уровень, что сделало невозможным конкуренцию на основе экономии средств. Стабильность курса национальной валюты негативно повлияла на дальнейший рост корейского экспорта.
Дополнительный удар по Республике Корея нанес валютно-финансовый кризис 1997 г., который привел к накоплению у предприятий значительных внешних долгов в результате девальвации вона. Растущий платежный баланс и торговый дефицит снизили конкурентоспособность корейского экспорта, в то время как потребность в импорте иностранных технологий и капитальных товаров снизилась. Безработица, которой не было в период быстрого развития Республики Корея, достигла почти 3% активного населения. Снизились темпы экономического роста.
Причины кризиса кроются в проводимой ранее политике форсирования экономических показателей. Практически все силы были брошены на подержание высоких темпов роста. Экспортно-ориентированная экономическая модель не ставила перед собой задачи поиска внутренних резервов роста, используя только внешние факторы. Корея нуждается в разукрупнении монополий, их специализации на конкретных сегментах рынка. МВФ, оказывая Республике Корея помощь, поставил именно такие задачи.
1.4. 2.1. Структура экономики
2.1.1. Сельское хозяйство и рыболовство
В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%. Государственные чиновники ожидали, что в дальнейшем урбанизация и индустриализация уменьшат число сельскохозяйственных рабочих до 20% к 2000 г.
Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея — гористая страна, 22% которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса. Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы (составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.
По сравнению с промышленным сектором и сектором обслуживания, сельское хозяйство осталось самым вялым сектором экономики. В 1988 г. вклад сельского хозяйства в ВНП составлял только около 10.8%, что на 12.3% ниже, чем в предыдущий год. Большинство экономистов пришло к выводу, что сельские районы страны получили больше, чем вложили в индустриализацию. Однако, рост сельскохозяйственной продукции, которая составляла в среднем 3,4% в год в период между 1945 и 1974 гг., 6,8% в период между 1974 и 1979 гг., и 5.6% в период между 1980 и 1986 гг., был очевиден. С другой стороны, общий рост сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в 1987 г. составлял только 0,6% по сравнению с промышленным сектором, который возрос на 16% в течение 1986 и 1987 гг. За первую половину 1989 г. сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство выросло до 5,9%.
Сельское хозяйство составляет небольшой процент ВВП. В нем занято 1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы 1948 г. значительная часть крупных хозяйств была реструктурирована, в настоящее время в стране преобладают небольшие семейные фермы. Основная культура — рис, составляет 2/5 стоимости всей производимой продукции. Правительство закупает большую часть урожая по стабильным ценам. Кроме риса выращиваются ячмень, пшеница, соя, картофель, овощи. Свиньи и рогатый скот — основа семейных ферм. При правительственной поддержке в последнее время выдвинулось на первые роли рыболовство. Эта отрасль полностью обеспечивает потребности населения, а излишки рыбы и морепродуктов экспортируются. Республика Корея выдвигается на лидирующие места в мире, как страна, ведущая глубоководный лов рыбы.
Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:
Основные сельскохозяйственные показатели республики Корея в 1995 — 2000 гг. (в тыс. тонн)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Рис | 6 387 | 7 121 | 7 312 | 6 779 | 7 270 | 7 067 |
Ячмень | 392 | 401 | 258 | 256 | 336 | 336 |
Пшеница | 10,2 | 10,9 | 7,4 | 4,7 | 4,8 | 5,0 |
Соя | 159 | 160 | 156 | 140 | 116 | 135 |
Картофель | 591 | 731 | 637 | 561 | 678 | 678 |
2.1.2. Индустрия
Рост индустриального сектора был основным стимулом экономического развития. В 1987 г. производственные отрасли промышленности составляли приблизительно 30% валового национального продукта (ВНП) и 25% рабочей силы. Извлекая выгоду из мощной внутренней поддержки и иностранной помощи, сеульские промышленники быстро совместили современные технологии с устаревшими или недавно созданными средствами обслуживания, увеличили производство товаров потребления — особенно тех, которые пользовались спросом на зарубежных рынках — и вложили доходы в дальнейшее индустриальное развитие. В результате, промышленность изменила общую картину страны, привлекая миллионы чернорабочих к городским производственным центрам.
Спад в южнокорейской экономике в 1989 г., вызванный резким снижением экспорта и иностранных заказов, сильно отразился на индустриальном секторе. Министерство Торговли и Промышленности заявило, что плохая экспортная работа следует из структурных проблем, заложенных в национальную экономику, включая чрезмерно твердую вону, увеличенную заработную плату, высокие трудовые затраты, частые забастовки и высокие процентные ставки. Результатом было увеличение наличных запасов и серьезное сокращение производства электроники, автомобилей и текстильной продукции, а также сокращение деятельности мелких фирм, поставляющих детали. Были введены фабричные системы автоматизации, чтобы уменьшить зависимость от рабочей силы, повысить производительность и конкурентоспособность. Было подсчитано, что две трети промышленников Южной Кореи потратили более половины своих капиталов на автоматизацию.
В 1990 г. южнокорейские промышленники планировали существенные изменения в будущих планах производства отраслей промышленности с высокой технологией. В июне 1989 г. группа специалистов правительственных должностных лиц, ученых и деловых лидеров провели сессии планирования производства таких товаров как новые материалы, мехатроники — включая индустриальную робототехнику, микроэлектронику, химическую промышленность тонкого органического синтеза и космос. Это изменение в направлении, однако, не означало немедленный спад в тяжелых отраслях промышленности типа автомобилестроения и судостроения, которые господствовали в экономике в 1980-х гг.
Кроме горной промышленности, большинство отраслей промышленности было расположено в городских областях северо-запада и юго-востока. Тяжелые отрасли промышленности, как правило, были расположены на юге страны. Фабрики в Сеуле составляли более, чем 25% от всей производственной добавленной стоимости в 1978 г. Фабрики Сеула и провинции Кёнги в том году произвели 46% продукции от всего производства. На этих фабриках работало 48% рабочего класса.
2.1.3. Транспорт, инфраструктура
Дороги. Транспортная система Южной Кореи заметно улучшилась в 1980-е гг. и это было очевидно во всех секторах. В 1988 г. страну охватывали около 51 000 км. шоссе, 46,3% которых было вымощено. Автострады облегчали переезды между главными городами, а их длина в 1988 г. достигала 1 539 км. (в 1967 г. она составляла 86.8 км.).
1980-е гг. отмечаются увеличенным мощением дорог и строительством ультрасовременных шоссе вокруг Сеула (особенно около Олимпийских стадионов) и между Сеулом и такими крупными городами, как Пусан и Тэгу. В 1989 г. правительство объявило о начале строительства девяти новых скоростных автомагистралей с общей длиной 1 243 км. В 1996 г., когда строительство скоростных автомагистралей и двух дополнительных проектов, как ожидалось, будут закончены, Южная Корея будет иметь двадцать одну скоростную автомагистраль с общей длиной 2 840 км.
Метро и железные дороги.
Южная Корея имеет превосходную сеть железных дорог. Первая железная дорога, которая связывала Сеул и Инчхон, была открыта в сентябре 1899 г. Другие главные линии были проложены японцами во время колониального периода; они включали линии, начинающиеся в Мокпхо, Масане и Пусане. Эти линии связывали с Сеулом и с Синыйджи в Северной Корее, где они примыкали к транссибирской железной дороге. Сеть железных дорог была сильно повреждена во время Корейской войны, но позже она была восстановлена.
В 1970-е и 1980-е гг. Корейская Национальная Железная дорога, государственная корпорация при содействии Министерства транспорта, отвечала за метро и продолжала электризовать и класть дополнительные рельсы. Как и в 1987 г. общая длина сети железных дорог страны была приблизительно 6 340 км, включая приблизительно 761 800 км. двухрельсовых железных дорог и 1 023 км. электрических железных дорог. Пригородные линии были электрифицированы и связаны с сеульской системой метро. Подвижной состав включал 459 дизельных локомотивов, 90 электрических локомотивов, 133 моторных вагона и 370 автомобилей с электрическим приводом. В 1989 г. Сеул объявил, что он разрабатывает проект создания высокоскоростной железнодорожной системы, как в Японии и во Франции.
Железные дороги в 1980-х были нужны прежде всего для перевозки грузов, хотя они были не менее важны и для пассажирских перевозок вокруг Сеула и в тяжело проходимом коридоре, связывающем столицу с южным портом Пусан. Хотя система железной дороги немного расширилась за 1980-е гг. (в 1980 г. рельсы были проложены на 5 600 км.), за счет прокладки рельсов — увеличенной электрификации рельсов, замены старых рельсов и дополнения подвижного состава – все это позволяло осуществлять железнодорожные перевозки. Некоторые из самых перегруженных линий к югу от Сеула, связывающие столицу с Пусаном и Мокпхо, были трех- или четырехрельсовыми. 1980-е гг. отличительны появлением высокоскоростных поездов, идущих от Сеула до Пусана, Чонджу, Мокпхо и Кёнджу. Известный » Синий Поезд » доезжал от Сеула до Пусана (через Тэджон и Тэгу) всего за четыре часа и пятьдесят минут и предлагал два класса обслуживания: первый и высший. В 1987 г. железнодорожная система перевозила около 525 млн. пассажиров и 59 280 млн. метрических тонн.
Гражданская авиация., Телефонная связь, Радио- и телевизионные станции в 1990-х гг.
1987 | 2000 | |
Радиостанции | ||
Длинноволновые | 79 | 106 |
Коротковолновые | 0 | 6 |
FM-диапазон | 46 | 97 |
Телевизионные станции | 256 | 121 |
Число интернет-провайдеров — 11.
Длина железных дорог в 1995 — 1998 гг. (в км.)
1995 | 1996 | 1999 | |
Всего | 6 763 | 3 101 | 6 240 |
Со стандартной колеей | 6 716 | 3 081 | 6 240 |
С узкой колеей | 47 | 20 | … |
Длина автомобильных дорог в 1990-х гг. (в км.).
1993 | 1995 | 1996 | 1999 | |
Всего | 61 296 | 74 235 | 83 400 | 86 990 |
Из них с твердым покрытием | 51 918 | 56 419 | 63 467 | 64 808 |
Из них хайвэев | 1 550 | 1 824 | 1 920 | 1 996 |
2.2. Влияние государственного сектора в экономике Кореи
Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорториентированной экономики.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.
Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994г. были переданы министерству промышленности.
Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.
Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.
Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались «коллективы совместной обработки земли».
Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.
Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности.
Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием.
Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно-конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.
Структура ВВП страны в 1994 — 1999 гг. (в процентах ВВП)
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство | 6,5 | 6,2 | 5,8 | 5,4 | 4,9 | 2,7 |
Горнодобывающая отрасль | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Промышленность | 29,0 | 29,4 | 28,9 | 28,9 | 30,7 | 32,3 |
Энергетика | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Строительство | 11,2 | 11,3 | 11,6 | 11,6 | 10,1 | 8,9 |
Торговля, рестораны и отели | 12,6 | 12,5 | 12,0 | 11,4 | 10,6 | 11,0 |
Транспорт и связь | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,9 | 7,4 |
Финансовые и бизнес услуги | 17,7 | 18,1 | 18,6 | 19,1 | 19,6 | 20,2 |
Коммунальные и социальные службы | 4,5 | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 5,0 | 5,6 |
Правительственные службы | 7,6 | 7,4 | 7,6 | 7,6 | 8,0 | 7,5 |
Оборона и государственный аппарат | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,3 | 4,5 | 4,2 |
Общественно-социальные службы, здравоохранение | 3,3 | 3,2 | 3,3 | 3,3 | 3,5 | 3,2 |
Остальные правительственные службы | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | 0,1 | 0,1 |
Непрофилирующие домашнехозяйственные службы | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,5 |
Пошлины на импорт | 2,8 | 3,1 | 3,2 | 3,4 | 2,8 | 3,0 |
ВВП | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
2.3. Роль финансово-промышленных групп (Чеболь)
Чеболь:
Это перевод на корейский язык японского слова зайбатзу или деловой конгломерат, т.е. группа специализированных в той или иной области компаний с взаимосвязанным управлением.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами.
Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны (1964 г. — шесть объединений).
В их число входят «Хёндэ», «Самсунг» «Дэу», «Лакки-Голдстар», «Тэу». Особенность развития производства крупных объединений состояла в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения прибылей, а преследовали цели сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от одного сектора производства к более высокому в технологическом отношении.
Если в конце 40-х — начале 50-х годов они сосредоточивали свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара, текстильных изделий, то в конце 50-х — в начале 60-х годов — черных металлов, нефтепродуктов, судов и т. д.
По мере экономического развития эти корпорации постепенно выходили на международные рынки. Их значение в экономике страны возрастало. Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20% продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов — уже 23% по добавленной стоимости. В 1983 г. 50 ведущих чеболь производили порядка 25, а 100 — 47% ВВП страны.
В кредитной сфере доминируют три банка — «Бэнк оф Сеул энд траст», «Кориа ферст бэнк», «Коммершел бэнк».
В создании и развитии крупных объединений большую роль сыграло правительство, действовавшее по принципу «сделать мощным государство».
Рост чеболь во многом поддерживался благодаря созданному для них льготному финансированию. На них приходилось приблизительно 75% всей суммы банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов.
Кроме того, государство само вкладывало капитал в эти группы. В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских стран имеет менее здоровую концентрацию экономической мощи, которая создает двойственную структуру внутреннего рынка.
Промышленные группы контролируются семейным капиталом. Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют конкуренцию в стране.
За 1970—1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до 30%, а олигопольных производителей увеличилась с 35 до 50%. По отдельным оценкам, к концу 80-х годов доля последних понизилась до 40%.
Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.
В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57% рабочей силы и около 30% промышленной продукции.
Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.
В общем машиностроении субконтрактная система охватывает свыше 30% малых и средних предприятий.
(В.И. Шипаева «Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства», Мир, Москва, 1994; В.К. Ломакин «Мировая экономика», Финансы, М, 1998).
Крупнейшие Южнокорейские Финансово-Промышленные Группы:
№№
п/п |
Финансово-Промышленные
Группы |
Основные отрасли
специализации |
Количество компаний | Объём
годовых продаж млрд.долл. за 1995 год. |
1 | Хёнде | Электротехническая промышленность, автомобилестроение, судостроение, электроника, строительство | 45 | 63,00 |
2 | Самсунг | Электроника, машиностроение, химическая промышленность | 55 | 52,53 |
3 | Лаки
Голдстар |
Электроника, нефтехимия, строительство | 54 | 39,15 |
4 | Дэу | Машиностроение, автомобилестроение, судостроение, транспорт, электроника. | 22 | 33,80 |
5 | Санкёнг | Нефтехимия, текстильная промышленность, транспорт | 32 | 22,09 |
6 | Ханджин | Машиностроение, строительство, транспорт | 9,25 | |
7 | Ссанъёнг | Нефтехимия, цветная металлургия, автомобилестроение | 15,25 | |
8 | Киа | Автомобилестроение, черная металлургия | 8,43 | |
9 | Ханхва | Нефтехимия, транспорт | 8,25 | |
10 | Лотте | Пищевая промышленность, химическая промышленность, транспорт |
2.4. Трудовые отношения
Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности.
Только с четвертого пятилетнего плана (1977—1981гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение абсолютной бедности.
Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 1987 г.).
Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г.
Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза.
После 1987 г. рабочие получили новые возможности при заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3, 5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих.
Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной — на уровне региона.
Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней комиссии, причем оказывает решающее воздействие. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты от одного до четырех раз в год, которые в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников.
В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы.
При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе.
За 70—80-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е годы. В 1976г. коэффициент Джини составлял 0,3908, а в 1990г. — 0,3226.
Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часов).
На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.
В «Дэу» до середины 80-х годов рабочий день равнялся 12 часам при 6-дневной рабочей неделе. Эти данные помогают объяснить тот факт, что южнокорейцы не всегда разделяют восхищение иностранцев достижениями их страны. Модель экономического развитая привела к результатам за счет жертв и ограничений.
Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об «угрозе с Севера» и концепция «чучхесон» (национальной самобытности).
Последняя послужила важным элементом теорий «национальной и кореизированной демократии», которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазной эволюции общества.
Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше.
Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности.
Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов.
По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960—1989гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.
С 1987 г. сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования, предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных производителей экономики.
Основными сдвигами в характере экономической политики явились отказ от повсеместной поддержки крупных объединений и усиление поддержки мелкого и среднего предпринимательства, уменьшение роли государства в регулировании учетных ставок, усиление роли частного капитала в кредитной сфере.
2.5. Южная Корея в мирохозяйственных связях
Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.
среднегодовой прирост экспорта
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях.
До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки.
Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.
доля в мировом экспорте
Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот.
Экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. — 1, 1%; 1980 г. — 30, 1%) и несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась.
Экспорториентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
структуре внешней торговли.
Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.
Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. Так, за 1976—1990гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 1,3 до 2,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов — с 1,25 до 2,1%, оборудования для дальней связи — с 1,7 до 3%, оргтехники — с 0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта.
До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.
В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта.
(Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы», 1993).
Внешняя торговля страны в 1994 — 1999 гг. (млрд. дол. США).
1994 | 1995 | 1996 | 1998 | 2000 | |
Экспорт | 96,2 | 125,4 | 130,9 | 133 | 144 |
Импорт | 102,3 | 135,1 | 150,2 | 94 | 116 |
География экспорта
1994 | 1995 | 1996 | 1998 |
США 26% | США 19% | США 17% | США 17% |
Япония 17% | Япония 14% | ЕС 13% | Япония 9% |
ЕС 14% | ЕС 13% | Япония 12% | Китай 9% |
Гонконг 7% | |||
Тайвань 4% |
География импорта
1994 | 1995 | 1996 | 1998 |
Япония 26% | Япония 24% | США 22% | США 22% |
США 24% | США 22% | Япония 21% | Япония 18% |
ЕС 15% | ЕС 13% | ЕС 13% | Китай 7% |
Австралия 5% | |||
Саудовская Аравия 5% |
По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда — 15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран.
В структуре импорта
(Радионова И. Н., Экономическая география избранных зарубежных стран, М., Московский лицей, 1997)
круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти
Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.
В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.
На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской.
Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
торговыми партнерами
На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.
Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США.
Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта.
Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах.
Внешняя задолженность страны (млрд. дол.)
1993 | 1995 | 1996 | 1998 | 1999 |
44,1 | 77 | 93 | 154 | 142 |
На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.
При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г.
ссудный капитал.
Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспорториентированной политики, основное место занимали государственные займы. Так, за 1962—1971гг. из 2122 млн. долл., полученных Южной Кореей, 89% пришлось на государственные займы, 6,8% — на частные кредиты и только 1,4% — на прямые инвестиции.
В последующие годы возросла доля частных кредитов и прямых инвестиций (в 1976—1988гг. — соответственно 46,8%, 16 и 10,7%, на долю краткосрочных займов приходилось 26,4%).
С конца 70-х годов доля государственных займов значительно сократилась.
Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, которая увеличилась с 3,5 млрд. в 1972 г. до 44 млрд. долл. в 1985 г. Страна занимала четвертое место среди развивающихся стран по объему внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. После сокращения внешней задолженности во второй половине 80-х годов ее абсолютные и относительные показатели возросли — ее объем в 1997 г. превысил 120 млрд. долл. при высокой краткосрочной компоненте.
движение прямых капиталовложений.
По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве страны, в 1981—1990 гг. — 0, 54%.
Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии.
С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем.
В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные капиталовложения в основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г. для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г. производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1% ВВП).
экспортера капитала.
Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн. долл., а с 1981 по 1989гг. она достигла 1,7 млрд. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.
Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции.
Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.
(Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы», 1993).
рабочей строительные услуги и миграция силы.
В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии. В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли.
Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов — 6,1% контрактов.
Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность внутренней стабилизационной политики.
Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла.
Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали механизм валютного контроля.
(Радионова И. Н., Экономическая география избранных зарубежных стран, М., Московский лицей, 1997)
В двух основных разделах курсовой работы я постарался дать подробную информацию об экономической роли данной страны в системе международного разделения труда, внутренних экономических особенностях и возможных перспективах. На мой взгляд, опыт «экономического чуда» Республики Корея очень интересен. Отсталая аграрная азиатская страна за половину прошедшего столетия смогла осуществить головокружительный экономический рост и выйти в число богатых, цивилизованных государств. Некоторые экономисты по ряду экономических показателей предлагают записать РК в число экономически развитых государств, хотя и существует еще ряд причин, объективно препятствующих этим доводам. Безусловно, без финансовой поддержки США на начальных этапах становления современной корейской экономики трудно представить ее нынешнее состояние. Однако очень важна экономическая стратегия правительства, направленная на развитие наукоемких, конкурентоспособных производств, поддержку развития крупных производственно-экономических объединений-конгломератов – Чиптан, помноженная на традиционное трудолюбие азиатских народов. Как видим, сейчас Южная Корея имеет за собой место крупного мирового производителя различных наукоемких производств, продуктов обрабатывающей промышленности, и др. Всем известны корейские автомобили «Хендэ», телевизоры корпорации «Самсунг», «Дэу», «Эл-Джи», бытовая техника, автомобильные масла и многое другое. В мире РК также широко известна как крупнейший производитель морских судов и специального портового оборудования.
Какие деловые перспективы имеет Республика Корея по развитию делового сотрудничества с Российской Федерацией? Перспективы его очевидны. Безусловно, торговый оборот России с данной страной значительно меньше, чем, скажем, с Китаем или Японией. В значительной степени это обусловлено тем, что Китай – страна с огромным трудоспособным населением и достаточно лояльной политикой к развитию деловой активности, Япония же уже много лет держит первые места в мире в сфере товарообмена и торговли, но экономика Республики Корея набирает обороты и, несмотря на некоторый экономический спад и кризисы последних лет, имеет все шансы на первые места среди торговых партнеров страны. Почему? К примеру, жители Приморья уже давно и очень тесно сотрудничают с предпринимателями изучаемой страны. Да и в остальной части России все активнее продаются, к примеру, корейские автомобильные масла под маркой «ЗИК», автомобили корейских фирм; корпорация «Дэу» даже пыталась организовать сборочные производства на территории нашей страны. Несмотря на крах этой идеи по причине нестабильного экономического положения в России, и в самой Республике Корея, большие трудности у компании «Дэу», специалисты склонны рассматривать сотрудничество между двумя странами как весьма перспективное, тем более, что в последнее время благосостояние населения в России стабилизировалось после экономического кризиса в 1998-99 годах, и наблюдаются устойчивые тенденции к его росту; также Россия представляет собой огромный рынок для сбыта корейской продукции, еще недостаточно освоенный зарубежными компаниями в силу различных причин. Россия же, в свою очередь, традиционно предлагает продажу сырья: лес, уголь, металл, алюминий. Горячо обсуждаются предложения по торговле газом и электроэнергией. На основании перспектив сотрудничества учебные заведения, как и наш Иркутский Государственный Технический университет, в частности, факультет Экономики и Востоковедения, готовят высококвалифицированные трудовые ресурсы для делового взаимодействия двух стран. Знание экономики и языка играют здесь ключевую роль.
При написании курсовой работы я постарался подойти к этому несколько творчески: работа богата цветными таблицами, подробными экономико-географическими картами, цветными иллюстрациями. На мой взгляд, работа получилась несколько с экономическим уклоном, так как подавляющее большинство найденных источников были именно экономического характера. Традиционно наиболее свежие сведения и таблицы с данными я нашел во Всемирной информационной сети Интернет (источники я указал как включениями в тексте, так и в нижеследующем разделе), попутно отметив большую перспективность этого способа получения информации, его большую оперативность.
В завершение сказанному хочется подвести итог: экономика Кореи при грамотной политике имеет достаточные перспективы для дальнейшего роста и улучшения качества продукции. Для нас же изучение экономики и языка этой страны необходимо в связи с перспективами дальнейшей взаимоинтеграции и расширения делового сотрудничества.
1. Малая Советская Энциклопедия, — М., 1959
2. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1996
3. Максаковский В. П., Географическая карта мира, ч. 1, Общая характеристика мира, — Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1996
4. Радионова И.Н., Экономическая география отдельных зарубежных стран, — М.: Московский лицей , 1997
5. Шипаева В. И., Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства, — М.: Мир, 1994
6. В.К. Ломакин «Мировая экономика», — М, Финансы, 1998
ссылки на Веб-сайты
www
8 . http://www.stodorog.ru/country/stories.asp?id_country=kr
9. http :// www . rambler . ru / db / news / msg . html ? mid =1517542
10. http://asiatimes.narod.ru/country/south_korea/south_korea_pol1.htm
11. http://bilet.ru/country/kr/map.asp
12. http :/ www . turizm . ru / south _ korea /
13. «Всемирная статистика» http://allworld.wallst.ru/