Банковское дело : : Внешнеэкономическая деятельность

Курсовая работа

Введение

Представительство России на мировом рынке как независимого го­сударства, ориентированного на рыночные отношения и стремящего­ся к интеграции в мировое хозяйство, существенно изменило подход к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и процессам ее ре­гулирования. Усилия последних лет сводились к либерализации ВЭД при необходимости сохранения государственного влияния и попыткам формирования механизма регулирования с преимущест­венным использованием экономических инструментов.

Либерализация ВЭД в среднесрочной перспективе является одним из ключевых направлений экономической политики Рос­сии, способствующих преодолению кризисных явлений, улучше­нию положения в системе международного разделения труда, рас­ширению рынков сбыта российской продукции. В сложный для России период проведения экономических реформ ВЭД может обеспечить поддержание национальной экономики и стабилиза­цию промышленного экспорта за счет поставок продукции на внешние рынки, размер которых до середины 1998 г. достигал 20% от ВВП. Очевидно, что без динамичного изменения объемов, структуры и качественных характеристик российского экспорта дальнейшие усилия по преодолению экономического кризиса могут быть неоправданны.

В то же время в России до сих пор отсутствует четкая внешне­торговая политика с учетом национальных интересов и потенци­альных возможностей страны, опирающаяся на приоритеты в экс­портной стратегии и стабильные, стимулирующие экономико-пра­вовые условия для российских участников ВЭД, без которых работа на зарубежных рынках практически невозможна.

Одновременно с этим членство России во Всемирной торговой организации (ВТО) позволит избежать дискриминационных дей­ствий в отношении доступа российской конкурентоспособной продукции на зарубежные рынки, из-за чего прямые экспортные потери и упущенные выгоды для российских экспортеров достига­ют в последнее время 1—1,5 млрд долл. в год.

Однако для скорейшей реализации проекта вступления в ВТО России необходимо не только расширить рамки процессов либера­лизации ВЭД, но, кроме того, выполнить ряд обязательств по пра­вовой гармонизации для обеспечения ее совместимости с междуна­родным законодательством, адаптации к утвердившимся на мировых товарных и финансовых рынках правилам рыночной эко­номики, отмены национальных мер регламентирования, которые противоречат общепринятым мировым стандартам, нормам и тор­говой стратегии, утвердившимся на протяжении полувека в прак­тике ГАТТ и теперь ВТО.

21 стр., 10020 слов

Курсовая работа: Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса

... : изучить теоретические основы конкуренции – понятие, теории, виды; - рассмотреть роль конкуренции в рыночной экономике; проанализировать особенности конкуренции в России; выделить особенности ценовой и неценовой конкуренции на российском рынке. 1 Конкуренция как элемент рыночного механизма, 1.1 Понятие конкуренции Конкуренция – (от лат. concurrere ...

Характерно, что наиболее серьезным препятствием для совре­менной международной торговли служат расхождения в принципах функционирования национальных систем внешнеторгового регла­ментирования. Тем не менее для большинства стран внешняя тор­говля имеет решающее значение: за последнее десятилетие экспорт товаров и услуг возрос с 17% до 24% общих объемов производства. Этот рост был обеспечен в основном за счет либерализации между­народного рынка.

Данное обстоятельство усиливает необходимость углубления понимания теоретико-методологических и организационно-прак­тических вопросов, связанных с анализом мировой практики, де­лает их актуальными для продвижения России к равноправной ин­теграции в мировое хозяйство.

1. Содержание внешнеэкономической деятельности


Внешнеэкономическая деятельность

представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стра­тегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

ВЭД осуществляется на уровне производст­венных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренни­ми, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с произ­водством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомствен­ной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспорт­ных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем ва­лютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД, как любой хозяйствующий субъект на россий­ском рынке, может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультива­лютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в не­скольких видах валют позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных финансовых расходов, которые сопровождают процесс обменных валютных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии), также относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах, что требует заключения соответствующего договора между банком и предприятием. По вкладам на депозитных счетах начисляются про­центы в счет увеличения размеров валютных средств, а кроме того, имеются преимущества на пользование банковским кредитом и ин­новационным финансированием. Размер комиссии (начисления процента) принимается либо на основе договора между уполномо­ченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответ­ствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств, на международном межбанковском рынке по типам валют.

3 стр., 1287 слов

Реферат: Понятие, сущность, виды финансовых рынков

... и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации. В этом реферате мы рассмотрим сущность и структуру финансового рынка. Финансовый рынок ...

В момент открытия валютного счета потенциальным участни­ком ВЭД ему открываются сразу два вида счета: транзитный и те­кущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, посту­пающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутрен­нем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валют­ный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на те­кущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валю­та, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертво­вания и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничений могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка наличной валюты, ранее полученной ими в соответствующем уполномоченном банке для оплаты наличной валютой расходов, связанных с выездом и пребы­ванием за границей командированных работников, и другие со­ставляющие в рамках, допустимых Центральным банком России.

Что касается транзитного счета, то на имеющиеся на нем валют­ные средства проценты не начисляются. На валютные средства, хра­нящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачи­вают проценты только по тем валютам, по которым они имеют до­ходы от их размещения на международном валютном рынке.

Ответственность за результаты ВЭД лежит на самом предпри­ятии не только в части экспортных поставок, но и импортных заку­пок для развития экспортного и импортозамещающего производ­ства, технической реконструкции.

Виды ВЭД

Экспортная стратегия предприятия, как и формы его присутст­вия на внешнем рынке, реализуется через виды ВЭД. Различают следующие
виды ВЭД:

· внешнеторговая деятельность;

· производственная кооперация;

· международное инвестиционное сотрудничество;

· валютные и финансово-кредитные операции.   

     В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД).


Внешнеторговая деятельность —

это предпринимательство в об­ласти международного обмена товарами, работами, услугами, ин­формацией и результатами интеллектуальной деятельности.


Международное инвестиционное сотрудничество

предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на ос­нове объединения усилий финансового и материально-техничес­кого характера. Целями такого сотрудничества являются расшире­ние базы развития и выпуска экспортной продукции, ее системати­ческое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совмест­ного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последую­щим распределением программ выпуска продукции и ее реализа­ции, а также в форме образования и функционирования концес­сий, консорциумов, акционерных компаний, международных не­правительственных организаций и т.п.

14 стр., 6619 слов

Курсовая работа: Валютный рынок. Динамика валютных курсов, её последствия для национальной экономики

... . Объектом исследования является процесс развития и функционирования валютных систем, рынков, валютных курсов, их контроль и регулирование. Предмет - колебание валютных курсов в Республике Беларусь и его последствия для национальной экономики, а так же ...


Производственная кооперация

в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между ино­странными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс
разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основ­ным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внеш­них рынках до доведения ее до конечных потребителей.

Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвес­тиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнеров в рамках производствен­ной кооперации достигается путем:

• взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

• прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и ма­териалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

• организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотруд­ничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.


Валютные и финансово-кредитные операции

в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением плате­жа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания кур­совых потерь.

Однако как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внут­ренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.

Наряду с рассмотренными понятиями в мировой практике ут­вердился термин «предпринимательская деятельность», удовлетво­ряющий критериям реализации и рациональности, который имеет более универсальную категорию — «деловые отношения», озна­чающий любую деятельность в сфере частного права, осуществляе­мую фирмами и направленную на извлечение прибыли (в праве ряда западноевропейских стран — Бельгии, Германии, Франции, Испании — употребляется термин «коммерческая деятельность»).

Договоры, оформляющие деятельность такого рода, именуются
предпринимательскими договорами,

концепции которых были сфор­мулированы Институтом права и международной предпринима­тельской практики, созданным Международной торговой палатой в 1979 г.

Элементы ВЭД

Внешнеторговая деятельность сопровождается значительным числом сопутствующих операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставле­нию различного рода внешнеторговых услуг (транспортных, экспе­диторских, страховых, банковских); по осуществлению платежно-расчетных операций; по прохождению таможенных процедур, а также изучением коммерческой информации о конъюнктуре внешних товарных и валютно-финансовых рынков.

4 стр., 1735 слов

Практическая работа: По «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности»

... и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, руб. = По данным расчетам можем сделать вывод, что экспорт данной продукции для предприятия не выгоден так как показатель ... Ээкс и Ээкс1. Увеличится оборачиваемость авансированного капитала. Задание 2. На российский рынок предполагается импортировать два вида товаров производственного назначения (А и Б). Используя ...

В состав
первой группы

внешнеэкономических функций входят выбор экспортной стратегии предприятия, установление связей с внутренними партнерами, обеспечение производства экспортной продукции. Это достигается в процессе комплексного изучения внешних рынков, результаты которого экспортеры закладывают в основу текущих и долгосрочных программ своей деятельности.

Прогнозируются динамика внутрипроизводственных ресурсов, переменные составные в источниках их пополнения, внешние ус­ловия деятельности предприятий экспортеров, намечается степень их деловой активности. Прогноз будущего состояния внешних ус­ловий хозяйствования строится на оценке предстоящих изменений конъюнктуры рынков сбыта, а также смежных рынков материалов, комплектующих изделий, транспортных, страховых, финансовых и подобных услуг.

Далее происходит выбор товарных позиций и определяется ас­сортиментная структура в соответствии с кодом товарной номен­клатуры ВЭД. Производится оценка конкурентоспособности това­ра, т.е. расчет комплексного показателя, предусматривающего многоступенчатость оценок критериев характеристики товара в за­висимости от возможностей экспортера адаптироваться к условиям рынка.

Наиболее значительными моментами в этом процессе являются формирование требований к экспортному товару, выбор парамет­ров товара, расчет единичных и групповых показателей цены пред­ложения, технико-экономических нормативов и требований.

Проведение подобного анализа и расчетов позволяет вырабо­тать решения по обеспечению конкурентоспособности товара и произвести оценку затрат. Базой для анализа служит работа по сбору информации о зарубежных товарных рынках, потенциаль­ных покупателях и конкурентах.

Базовой основой ВЭД предприятий, объединений и организа­ций является производство экспортной продукции. Дальнейшее продвижение экспортной продукции на внешний рынок обеспечи­вается в рамках осуществления внешнеторговой деятельности как самим предприятием-экспортером, так и посредником.


Вторая группа

внешнеэкономических функций предприятия-экспортера организационно-экономические — нацелена на поиск и выбор форм и методов работы на внешнем рынке, изучение процедур в составе технологического процесса выхода на внешний рынок и обстоятельств присутствия на рынке в стране своего зарубежного партнера, на планирование внешнеторговой операции и организацию рекламы.

Выбор форм и методов работы на внешних рынках осуществля­ется в рамках избранной экспортной стратегии предприятия, суще­ствующих возможных видов ВЭД, организационных форм между­народной торговли в зависимости от специфического характера то­варов и утвердившихся традиций в мировой практике.

Технологический процесс выхода на внешний рынок, входящий в состав организационно-экономических функций, — это вся совокупность действий, совершаемых участниками ВЭД по собственной инициативе с целью реализации экспортной продук­ции иностранному партнеру, но в рамках установленной государ­ством регламентации.

42 стр., 20588 слов

Реферат: Регулирование рынка труда в Амурской области

... рынка труда в Амурской области; изучить стратегию государственного регулирования рынка труда в области, выявить её негативные стороны; рассмотреть влияние социального партнёрства на регулирование рынка труда в регионе; предложить рекомендации по совершенствованию регулирования рынка труда в Амурской области ...

Он включает определенную последовательность прохождения процедур внутри страны до момента непосредственной реализации внешнеторговой сделки:

• ознакомление с механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России через нормативно-техническую документацию и законодательные акты;

• открытие валютного счета в уполномоченном банке;

• изучение системы федеральных органов и организаций, зани­мающихся рассмотрением и оформлением документов, необ­ходимых для прохождения процедур нетарифных ограниче­ний вывоза и ввоза продукции;

маркетинговую оценку конъюнктуры внешнего рынка и под­готовку конкурентного листа;

• расчет экспортной цены и поиск необходимой для этого ин­формации;

• поиск иностранного партнера и проведение переговоров;

• подготовку проекта контракта и согласование его коммерчес­ких и валютно-финансовых условий.

Планирование внешнеторговой операции также базируется на результатах маркетинговых оценок внешнего рынка, изучения цен, сторон деятельности своего будущего партнера, оценки его финан­совой платежеспособности и репутации на рынке. Кроме того, дан­ный процесс требует знания всех этапов подготовки и совершения типовой международной коммерческой сделки, сопровождающих­ся подготовкой и оформлением стандартных проформ и докумен­тов: товарных, транспортных, страховых, финансовых и т.п.


Третья группа

функций в составе ВЭД — это оперативно-ком­мерческие функции предприятия: подготовка, а затем исполнение внешнеторговой сделки и всех сопутствующих ей процессов.

2. Международная практика государственного регулирования.

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через
механизм государственного регулирования,

который представляет собой вмешательство адми­нистративных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм и методов преимущественно эко­номического характера.


Целевое значение государственного регулирования

как рыночной категории условно можно выразить формулой:

Кmax + Mmin = Эopt

где Кmax — максимальный уровень конкуренции на рынке;

 Mmin минимальная степень влияния на состояние активности рынка;

Эopt

оптимальное соотношение и сочетание конкурентного и организующего фактора в рыночном механизме.

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в мо­дели современного механизма рынка. Основной
предпосылкой ста­новления

этого процесса послужила высокая степень зрелости ин­дустриальной рыночной системы в странах Запада и необходи­мость ее регламентации с целью устранения монополизма, по­скольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консерва­тивную, антисоциальную направленность, исключающую конку­ренцию.

Главной причиной развития средств производства (автомати­зация технологических процессов, роботизация, использование биотехнологии) и качественных изменений в квалификации ра­бочей силы (квалификационное усложнение и повышение роли научного интеллектуального труда) становится демонополизация системы экономических отношений с ее инструментами и инсти­тутами.

Получила повсеместное распространение акционерная форма взаимоотношений множества самостоятельных, независимых то­варопроизводителей, изменившая многие процессы развитие организационных форм собственности и производственной систе­мы, долгосрочных кооперационных связей, управление крупными комплексами и т.д. Однако их конкурентное поведение отличается суверенными, обособленными, часто несогласованными, во многом непредсказуемыми действиями, направленными на обес­печение собственных интересов. Здесь и проявилась необходи­мость и роль государственного регулирования всей совокупности экономических функций в целях упорядоченности поведения и оп­ределенного единообразия действий на рынке.

23 стр., 11164 слов

Реферат: Регулирование рынка образовательных услуг в экономике знаний: теория, методология

... ученых в области экономики знаний, организации отраслевых рынков, рынков ресурсов, теории прогнозирования, синергетики, экономики образования, экономики сферы услуг, теории государственного регулирования экономики. При проведении исследования ... сектора в условиях формирования основ современной экономики знаний ведет к сдерживанию экономического развития страны, а в долгосрочной перспективе – к ...


Государственное регулирование в международной практике

имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспо­собность национального капитала на мировом рынке обеспечива­лась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой по­литики. Также отмечается эпизодический характер государствен­ного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии меха­низма государственного регулирования в западных странах обозна­чился после Второй мировой войны.

Способы государственного регулирования

Современной практике известно множество
способов государст­венного регулирования —

долгосрочноепрогнозирование и средне­срочное индикативное планирование, краткосрочное оператив­ное, которые обеспечиваются с помощью экономических инстру­ментов, мер кредитного и фискального характера, административ­ных и организационно-правовых форм, демонополизации рыноч­ной конкуренции.


Долгосрочное

государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели
фор­мирования стратегии и приоритетов в развитии национальных от­раслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной про­дукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономи­ческого роста; структурной перестройки и модернизации нацио­нального хозяйства; решения социальных проблем.

Использование методов долгосрочного регулирования харак­терно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позво­ляет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли состав­ляет: США — 14,5%, Германии — 11%, Японии — 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно раз­витых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на миро­вом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у ос­новных стран-продуцентов превышает 40% (США) — 65% (Япо­ния).

Эволюцию механизма государственного регулирования и этапы его становления можно проследить на примерах отдельных госу­дарств.

Так, во Франции, где в развитии процессов регулирования про­слеживаются три этапа, принципиальную роль сыграло долгосроч­ное прогнозирование экономики, изменение целей которого отра­жало общие направления перемен в экономической стратегии го­сударства.

9 стр., 4107 слов

Реферат: Развитие внешней торговли между странами в истории экономических учений

... , анализ применения инструментов регулирования внешней торговли с помощью стандартной модели показал, что применение импортных пошлин приводит к улучшению условий внешней торговли страны и к потерям других стран в международной торговле. В случае ...

Идея прогнозирования заключалась в выборе приоритетных на­правлений развития — определении базового экономического сек­тора, технологии производства и рынков сбыта.

Для реализации этих целей на начальном послевоенном этапе во Франции был принят план модернизации и реконструкции эконо­мики — «план Моне» (1946 г.), которым предусматривалось использование методов
дирижизма,

т.е. жесткой разрешительной системы государственного финансирования инвестиций.

Превратившись с помощью национализации наиболее крупных банков в основного банкира, государство изыскивало также и дру­гие возможности накопления, аккумулируя в своих руках средства населения путем создания крупных фондов сбережений (депозитно-сберегательные кассы, кассы взаимопомощи и др.) для выбо­рочного финансирования капиталовложений, обеспечения «не­рентабельных» инфраструктурных инвестиций, содействия обнов­лению основного капитала.

К середине 50-х гг. Франция отказалась от дирижизма и пере­шла на индикативное планирование. Последнее получило широкое развитие и в других странах.


Среднесрочное

государственное регулирование реализуется через индикативное планирование,
направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительст­во, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каж­дые 3—5 лет необходимые объемы промышленной продукции, раз­меры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плано­вых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объеди­няются в общую государственную программу. С недавнего времени стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами.


Индикативный план

носит рекомендательный характер, но пред­усматривает для участвующих в его выполнении предприниматель­ских структур различные привилегии — льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана — это борьба за высокую норму при­были.

Индикативный принцип регулирования экономики сохраняет­ся: в 1993 г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Совре­менный этап государственного регулирования во Франции пред­ставляет собой в основном стратегическое планирование в общеевропейских масштабах, направленное преимущественно на региональное развитие.


Краткосрочное

государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.


Экономические

методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное
воздействие (рыночное, опосредствованное актом купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные экономически процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредст­вом изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того -налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструмен­тов, системы страхования и стимулирования экспортного произ­водства. Экономические методы в зарубежной практике государст­венного регулирования базируются на законодательной основе.

4 стр., 1984 слов

Контрольная работа: ЮАР, как наиболее сильная страна Африки

... г), когда сюда хлынули авантюристы со всего света. Сейчас в стране кроме добывающих отраслей экономики сильно развиты машиностроение и транспортная система, телекоммуникационная и строительная индустрии, финансовый ... индустрии, по-прежнему располагается в Йоханнесбурге. Здесь же функционирует самая большая в Африке биржа. Во II квартале 2007 г. больше всего подорожало жилье в центральных ...

Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое
административное

вмешательство в эконо­мику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нор­мативных актах правительства или управленческих решениях (ис­ключающее отношения эквивалентности).

Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной эконо­микой) имеет место регулирование, основанное на командно-ад­министративной распределительной системе хозяйствования. В основе его — использование контрольных цифр и заданий, гос­заказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государст­венного кредитования, в том числе в иностранной валюте, исполь­зование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

Антимонопольное регулирование

Помимо названных методов государственного регулирования в мировой практике существуют также и
организационно-правовые

методы, куда относится и антимонопольное
регулирование. Они по­строены на законодательной основе, определяющей права различ­ных предпринимательских структур (фирм, акционерных компа­ний, трестов, консорциумов и т.п.) и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов произ­водителей и потребителей от ограничительных акций монополий.


Механизм антимонопольного регулирования

в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды.

Кроме того, антимонопольное регулирование дает возможность не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на на­циональном рынке, но и оказывать влияние на экономические процессы в других странах.

Принятие первых антимонопольных законов относится к про­шлому столетию: в Канаде— 1889г., в США— 1890г. (Закон Шермана).

К настоящему времени система демонополизации рыноч­ной конкуренции, благодаря обновлению законодательства о кон­куренции, создана в Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Финляндии, Италии, Канаде и в других странах. Отличительной ее чертой стал универсальный характер всех видов ограничительной деловой практики, а также тенденция к распространению конку­ренции на те сферы деятельности, которые ранее подпадали под го­сударственное регулирование (энергетика, транспорт и др.).

Следует также заметить, что монопольно-ограничительный ме­ханизм может быть основан на одном из двух принципов: амери­канском и европейском. Характерная особенность первого за­прещение определенных видов монопольной практики, которое идет от Закона Шермана и используется в Канаде, Аргентине, Гер­мании и ряде других государств, в том числе и развивающихся.

В антимонопольном законодательстве других стран — членов ЕС и Японии — действует принцип контроля и регулирования, что не исключает возможности создания монополий и договоров мо­нопольного характера, если они не нарушают свободу конкурен­ции. В этом случае механизм антимонопольного регулирования предусматривает критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии запрещения ее соответствующими госу­дарственными органами. Одним из критериев считается (во Фран­ции, Германии, Японии, Великобритании) чрезмерный объем (сверх допустимого) реализации товаров и услуг конкретным объ­единением.

В Римском договоре (п. 1, ст. 85), регулирующем свободу конку­ренции внутри ЕС, такими критериями являются: «установление прямо или косвенно покупных или продажных цен или других, от­носящихся к сделке условий; ограничение или контроль над про­изводством, сбытом, технологическим развитием или капитало­вложениями; распределение рынков или источников снабжения; применение к торговым партнерам неравного подхода при равных условиях, ставящего их тем самым в неблагоприятное положение при конкуренции».

Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и на рын­ках других стран. Так, Закон Шермана распространяется на участ­ников экспортных операций в случае недобросовестных методов конкуренции и их последствий для внутри- и внешнеторговых опе­раций. К примеру, в Германии принят закон об ограничении кон­куренции, который предусматривает запрещение экспортных кар­телей, если они нарушают международные обязательства государ­ства или способствуют сужению конкуренции на внутреннем рынке.

3. Экспорт и импорт.

В странах развитой рыночной экономики особое место в систе­ме регулирования внешней торговли принадлежит
методам стиму­лирования национальных экспортеров,

направленным на обеспече­ние приоритетов и различного рода привилегий. Эти методы разнообразны, соотношение многочисленных элементов достаточно подвижно, что придает гибкость всей системе, которая изменяется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и состояния мировых рынков.


Отличительной особенностью

современного механизма стиму­лирования экспорта является его комплексный характер, включаю­щий одновременное использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товара и создание возможности беспрепятст­венного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства. Причем этот механизм реализуется как внутри страны, так и за рубежом.

Мероприятия по стимулированию промышленного экспорта в России впервые были обозначены в государственной программе развития ВЭД на ближайшую перспективу, принятой в мае 1992 г. К сожалению, сырьевая направленность российского экспорта не только сохраняется, но и продолжает усиливаться, несмотря на то, что экспорт машинотехнической продукции (кроме вооружения) сегодня практически не ограничивается ни квотированием, ни ли­цензированием, ни экспортными пошлинами.

Видимо, этих мер недостаточно для улучшения структуры внешней торговли. Мировой опыт свидетельствует, что ключевым направлением в политике структурных изменений в экономике является поддержка тех областей национальной экономики, кото­рые могут стать основой экспортоориентированного экономичес­кого роста.

В немалой степени этому способствует система поддержки со стороны государства, а также такая форма организации промыш­ленного производства, которая позволяет концентрировать ресурсы (материальные, финансовые, технологические) в точках его роста.

Сохранение тенденции к падению экспорта машинотехнической продукции в настоящее время обусловлено прежде всего фак­торами долгосрочного характера.

Во-первых, изменившаяся в мире расстановка сил отразилась на географии распределения экспорта в пользу развитых государств, переориентация на рынки которых, однако, пока не может компен­сировать сокращения объема поставок России на прежние восточ­но-европейские рынки машин и оборудования.

Кроме того, отказ России от технико-экономического содейст­вия другим странам, как одного из способов продвижения машинотехнической продукции на зарубежные рынки, на долю которого приходилось около одной трети всего объема экспорта данной группы, привел не только к снижению (более чем на 58%) объемов поставок, но и сокращению финансирования в счет государствен­ных кредитов.

Наконец, либерализация цен и ВЭД в России резко увеличила интерес к вывозу сырья, не требующего особых затрат, профессио­нальных знаний внешних рынков, маркетинговых исследовании и других параметров.

Для наращивания выпуска отечественной конкурентоспособ­ной продукции с высокой степенью переработки прежде всего не­обходимо финансирование производства путем кредитования вы­пуска экспортного оборудования.

Кроме того, важно пробудить материальный интерес экспорте­ра-производителя путем ускорения процедуры возврата НДС и рублевого эквивалента за принудительно обмененную часть валют­ной выручки.

Подобная задержка означает применение дополнительного скрытого налога на экспорт в условиях постоянного роста инфля­ции. В современных условиях крайне необходимо ускорить созда­ние информационной инфраструктуры в сфере ВЭД.

Помимо отсутствия у большинства российских экспортеров опыта оценки своих конкурентных преимуществ, они лишены пол­ноценной информации о внешних рынках сбыта, финансовых, та­моженных нормах и правилах, мерах нетарифного ограничения, действующих в странах потенциальных партнеров.                                                                               

Поддержка развития промышленного экспорта в России со сто­роны государства предполагает прежде всего создание системы кредитования и страхования экспорта с одновременным восста­новлением государственного кредитования экспортных проектов, в первую очередь в инвестиционной сфере. В связи с этим образо­ваны Межведомственная комиссия по стимулированию экспорта и Российский экспортно-импортный банк.

В числе организационных форм стимулирования экспорта зна­чатся такие, как поддержка кооперации технологически связанных производств по выпуску конкурентоспособной экспортной про­дукции путем акционирования предприятий, создания специали­зированных трастовых компаний с передачей им контрольных па­кетов акций конкурентоспособных производственных комплексов через Фонд госимущества в доверительное управление, содействие в акционировании конкурентоспособных производителей-экс­портеров и специализированных ВО МТ РФ.

Особо важна организация финансово-промышленных групп технологически связанных конкурентоспособных производств, научно-исследовательских организаций, специализированных торговых фирм, банков и инвестиционных фондов с привлечением иностранного капитала с целью обеспечения устойчивости экс­портного воспроизводства технологических комплексов по выпус­ку технически сложной конечной продукции.

Необходимо также усилить поддержку лизинговой деятельнос­ти специализированных компаний за рубежом, то есть деятельнос­ти по внешнеторговым арендным операциям с оборудованием и техникой и связанного с ней стимулирования экспорта услуг по мо­дернизации эксплуатируемого оборудования, информационных услуг, а также услуг банковско-страхового характера.

Средства поощрения экспорта


Основными средствами поощрения экспорта

становятся: субсиди­рование, кредитование и страхование экспортно-импортных опе­раций, налоговые льготы, а также стимулирование вывоза и ввоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочные капиталовложения в экспортное производство.

Все более важное значение в связи с расширением международ­ной торговли сложными и дорогостоящими товарами приобретает
финансовое содействие

экспортерам. Оно обеспечивается путем предоставления фирмам-экспортерам различных финансовых услуг, а также средств из государственного бюджета. Несмотря на за­преты международных организаций, некоторые страны прибегают к выдаче экспортерам субсидий из госбюджета
для покрытия разни­цы между высокой внутренней ценой и низкой на аналогичную про­дукцию на мировом рынке. Субсидии дают возможность экспорте­рам снижать цены на вывозимые товары и таким путем расширять свой экспорт, а частным фирмам — проникать на труднодоступные рынки. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции. Поэтому подписавшие их страны ищут другие способы.

Одним из способов субсидирования экспорта национальных то­варов является поддержание заниженного курса национальной ва­люты, которым периодически успешно пользуется Япония для за­воевания зарубежных рынков. Точно так же многие страны уходят от прямого субсидирования экспортных поставок и переносят сти­мулирование в сферу производства с высокой экспортной ориентацией, обеспечивая развитие научных исследований и их использование в промышленных отраслях.

Широко распространено государственное субсидирование уст­ройства и проведения экспозиций путем обеспечения экспортеров выставочными средствами и площадями, организации постоянно действующих торговых центров за границей.

Формы государственного кредитования

Особое место в экспортном стимулировании занимают различ­ные
формы государственного кредитования,

в том числе и льготного. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру как среднесроч­ных, так и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения (с участием государства), а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кре­дитам на основе соответствующих законов, имеющихся во всех раз­витых странах. Последнее означает, что государство берет на себя все риски — как экономические, так и политические (как правило, по крупным контрактам), покрывающие 80—90% стоимости экс­портного кредита.

Страхование экспорта

Важной особенностью стимулирования экспорта является его
страхование,

связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками, усилившимися в международной деловой практике. Роль страхования в последние годы возросла, особенно в связи с тяжелым валютно-финансовьм положением многих стран, непогашением кредитов, отсрочкой платежей, многочисленными военными действиями в отдельных регионах мира, политической нестабильностью государств.

В большинстве стран страхованием занимаются государствен­ные и полугосударственные организации (страховые общества).

Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков (например, политических) и связанных с ними убытков (ввиду ука­занных выше причин), страховые общества большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрица­тельно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций. Поэтому основной путь, по которому идут страховые организации США, Японии и Западной Европы, расширение объемов и видов стра­хования, совершенствование системы определения платежеспо­собности покупателей и т.п.

Налоговые и иные льготы

Методами стимулирования экспорта являются различные
нало­говые льготы.

Суть их чаще всего состоит в освобождении постав­щиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операций; в предоставлении льготных условий амортизации; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва раз­вития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестиро­вания за границей.

Довольно широко в экспортной международной практике сти­мулирования применяется
метод финансовых льгот,

основанный на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при им­портировании сырья для нужд экспортного производства, и осво­бождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы.

Большинство западных государств в целях стимулирования на­ционального экспорта идут на государственное финансирование на основе различных
правительственных программ помощи развива­ющимся странам,

поставок вооружения, вывоза сельскохозяйст­венной продукции и других, что делается в основном из политичес­ких интересов, но также в соответствии с программами междуна­родных организаций.

     В центре внимания развитых государств в последнее десятиле­тие находится вопрос о поддержке притока производственных мощностей из-за рубежа. Развитые страны, сами являясь активными экспортерами капитала, принимают меры по стимулированию притока иностранных инвестиций.

Чаще всего это относится к производствам, нацеленным не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на экспорт большей части продукции. Например, в Великобритании наиболее значимую поддержку получают иностранные фирмы, работающие в области робототехники, биотехнологии, волоконной оптики, микроэлектроники, программного обеспечения ЭВМ.

Для дальнейшего привлечения технологий и иностранных ин­вестиций с целью увеличения экспортного потенциала в этих госу­дарствах создаются беспошлинные таможенные территории, кото­рых в мире сейчас более пятисот.

Даже Япония, внешнеторговая политика которой до 1980 г. от­личалась оборонительным характером по отношению к иностран­ным инвестициям, принятием Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей перешла «от запрещения с разреше­нием как исключение» к «разрешению с запрещением как исклю­чение» по отношению к иностранным инвестициям.

Организационно-техническое содействие

В условиях ужесточившейся конкуренции на мировом рынке возрастает роль
организационно-технического содействия государ­ства

национальным фирмам в освоении новых рынков и расшире­ния масштабов экспортных операций. В механизм организацион­ного содействия вошли такие способы, как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информа­ции, представление интересов частных экспортеров в правительст­венных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. Многие правительственные министерства зарубежных государств имеют специальные подразделения для оказания помощи экспор­терам в получении крупных заказов, снабжении их информацией о проведении международных торгов и их условиях, в поиске контр­агентов на зарубежных рынках.

     Стремясь обеспечить решение задачи поддержания и стимули­рования экспорта, зарубежные страны активно вовлекают в этот процесс государственные органы и госаппарат на всех уровнях уп­равления. В процессе выявления новых приоритетов в области внешнеторговой деятельности создаются специальные органы, способные обеспечить и реализовать меры по финансированию, страхованию, кредитованию экспортеров-производителей.

Импортная политика

Практика государственного регламентирования импорта в за­падных странах опирается прежде всего на