По курсу «Макроэкономика»

Курсовая работа

введение

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделе­нием труда решающую роль играет собственность. Однако собст­венность обладает двуединым способом своего существования: экономическим и юридическим. Экономические и правовые отно­шения собственности тесно взаимосвязаны и взаимно друг друга обусловливают. Правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодатель­ных и нормативных актах экономических отношений. Можно ска­зать, что право собственности выступает как результат и как пред­посылка экономических отношений собственности. В качестве предпосылки оно выступает в связи с тем, что, вступая в экономи­ческие отношения, хозяйственные субъекты должны учитывать на­личие правового пространства, которое навязывает определенным образом линию их поведения. Устанавливая хозяйственные связи, субъектам следует помнить о закрепленных законами правах соб­ственности. Право собственности тем не менее, не может игнори­ровать реальные объективно изменяющиеся под воздействием на­учно-технического и социального прогресса и других факторов экономические отношения. Эти отношения на тех или иных этапах своего развития вынуждены выходить за рамки права, если послед­нее не отражает изменившейся ситуации и выступает тормозом экономического развития.

Например, в доперестроечные времена лица, осуществлявшие перепродажу товаров, могли привле­каться к ответственности за спекуляцию. Здесь налицо вступление в противоречие с правом собственности экономического отноше­ния присвоения, ибо закон предписывал возможность приобрете­ния в собственность блага исключительно с целью собственного

его использования и запрещал уступку права собственности на него путем перепродажи. Однако, игнорируя закрепленные законом правовые нормы, люди, исходя из сложившихся объективных эко­номических условий и потребностей, осуществляли присвоение дохода от перепродажи тех или иных товаров. Существующее ныне законодательство узаконило акты перепродажи благ и тем самым юридические закрепило правовую норму, разрешающую данную форму присвоения.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность собственности и охарактеризовать процесс реформации собственности в постсоциалистических странах.

При подготовке курсового проекта были использованы учебники, учебные пособия, монографии и научные статьи.

9 стр., 4262 слов

Реферат: Правовые и экономические основы организации туристской деятельности с учетом региональных особенностей

... правовые и экономические основы организации туристской деятельности; ; исследовать специфику деятельности туристских фирм в условиях рыночных отношений; ; рассмотреть особенности современных технологий продвижения и ... договора. Оснащение офиса является собственностью турагентства. Основные направления деятельности ООО ТА «Альфа-Тур ... (кроме случаев, когда фирма выступает в роли налогового агента, ...

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Собственность в рыночной экономике, 1. Собственность в рыночной экономике

1.1 Экономическое содержание и право собственности.

Собственность, в экономическом смысле этого слова, вы­ражает объективно складывающиеся экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Так, человек, обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма, присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Пред­приниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, при­сваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хо­зяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме: зара­ботной платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в той или иной форме дохода.

Право собственности закрепляет, фиксирует и регулирует отно­шения людей к вещам, и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в тоже время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения, ибо за­крепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической форме наращивания собственности, богатства. Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в от­ношениях распоряжения, владения и пользования [4, с 32].

Например, земельный собственник обладает исключительным правом на землю. Он свободен в отношении того, как ему распоря­диться своей землей, кроме ограничений, закрепленных законода­тельными актами в отношении нанесения ущерба обществу, дру­гим гражданам или хозяйственным субъектам. Арендатор земли обладает абсолютным правом, если его хозяйственная деятель­ность не ограничена никакими рамками, и он абсолютно свободен в выборе способа ведения хозяйства и в производстве продукции.

Но если арендатор, получив землю, ограничен определенными ус­ловиями ведения хозяйства, способа эксплуатации земли и других объектов, то он обладает относительным правом собственности, т.е. он не свободен абсолютно в отношении объекта хозяйство­вания.

В качестве реальных отношений абсолютного и относительного права могут служить лизинг (долгосрочная аренда машин, обору­дования, сооружений производственного назначения) и рейтинг (краткосрочная аренда машин и оборудования).

В первом случае арендатор обладает абсолютной свободой в отношении способов, форм и условий эксплуатации техники и сооружений. Во вто­ром — в связи с краткосрочностью передачи права пользования техникой собственник ограничивает абсолютное право арендатора определенными оговорками и предписаниями по эксплуатации техники. Следовательно, последний обладает только относитель­ным правом.

Необхо­димо подчеркнуть, что собственность выступает в единстве двух основополагающих сторон: отношений пользования и отношений присвоения, без которых нет собственности в экономическом смысле слова. Отношения пользования в экономическом смысле (не следует смешивать с правом пользования), то под ними следует понимать сам процесс взаимодействия труда со средствами произ­водства, в котором только и может происходить присвоение про­дуктов. Экономическое отношение пользования характеризуют сам процесс труда и процесс производства, которые становятся та­ковыми только благодаря тому, что человек пользуется веществен­ными факторами производства.

3 стр., 1158 слов

Конспект: Собственность как юридическая и экономическая категории

... : * как юридическая категория; * как экономическая категория. Собственность как юридическая категория – есть имущественные отношения . Она реализуется через систему правовых норм (право владения, право пользования, право распоряжения). Владение – это начальная или первичная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию собственности . Владение п ...

Присвоить можно только результат какого-то вида деятельнос­ти. Первоначально присвоение осуществлялось на основе единства отношений владения и распоряжения, которые были не обособле­ны друг от друга, а персонифицированы в одном и том же лице. Следовательно, не возникала и сама проблема выяснения владель­ца и распорядителя. Например, земледелец или ремесленник одно­временно являлся распорядителем и владельцем своих средств про­изводства, и присвоение осуществлялось исключительно через

пользование принадлежащими ему средствами производства и ра­бочей силой. Следовательно, все результаты, весь продукт деятель­ности полостью и безраздельно принадлежали только ему, ибо он одновременно реализовывал и отношения распоряжения, и отно­шения владения собственностью на средства производства и рабо­чую силу [13,с 45].

Однако в процессе развития торговых, денежных, земельных, кредитных отношений происходило все большее обособление от­ношений владения и отношений распоряжения, что обусловило раздвоение отношений присвоения. Но прежде чем проявилось обособление отношений владения и распоряжения, произошло отделение отношений пользования от присвоения. Это произошло на стадии отделения работника, носителя рабочей силы, труда, от средств производства. Отношения пользования средствами произ­водства реализовывал раб, крепостной крестьянин, наемный рабо­чий, а результат производственной деятельности присваивал соб­ственник средств производства. В условиях современного наемно­го труда отношения пользования средствами производства реали­зует работник по найму, и заработную плату он присваивает на основе собственности на рабочую силу, т.е. отношений владения ею. Продукт же производственной деятельности присваивает рабо­тодатель, предприниматель на основе отношений распоряжения рабочей силой и собственности на средства производства.

Как мы уже отметили, с прогрессом экономических отношений произошло отделение отношений владения от распоряжения собст­венностью. Так, еще в древние времена возникли арендные земель­ные отношения, кредитные отношения. Например, землевладелец сдал в аренду земельный участок крестьянину. Тот обрабатывает участок и получает определенный урожай, часть которого присва­ивает землевладелец в виде натуральной или денежной ренты. Это присвоение базируется на отношении владения землей. Крестья­нину остается продукт, который он присваивает на основе отноше­ний распоряжения (аренды) земельным участком, а также собст­венности на свою рабочую силу.

9 стр., 4453 слов

Реферат: Экономические объекты государственной собственности

... собственности и т. д. 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, 1. 1 Недвижимость, 1. 1. 1 Понятие и состав недвижимости детализации и расширения этого определения позволяют раскрыть и уточнить такие важные аспекты, как ... а также для управления имущественными отношениями в целом. По результатам таких ... возможны только при их предъявлении. Различают акции, облигации, векселя, чеки и иные ...

Если брать современные крупные земельные хозяйства, то можно заметить, что земельные собственники присваивают ренту как форму реализации отношений владения землей; предпринима­тель, ведущий сельскохозяйственное производство, присваивает прибыль как форму реализации отношений распоряжения землей и рабочей силой; наемный сельскохозяйственный работник, реализующий отношения пользования средствами производства и владения рабочей силой, присваивает заработную плату.

Проблема собственности получила самые разнообразные трактовки. Не вдаваясь в их толкование и интерпретацию, приведем наиболее распространенные из них. Собственность — это способ соединения факторов производства: работника — со средствами производства. Основным содержанием собственности является способ распределения. Собственность ха­рактеризуется формой участия в управлении производством. Нако­нец, для выражения собственности необходимо раскрыть всю сис­тему экономических отношений, т.е. она проявляет себя во всей совокупности экономических отношений.

Выбрать какое-то из этих определений в качестве истинного — задача непростая, ибо сторонники каждой из точек зрения настаи­вают только на своей интерпретации экономических отношений

собственности.

По нашему мнению, все эти точки зрения верны. Данное заклю­чение вытекает из следующего рассуждения.

Первое определение собственности относится только лишь к производству и, следовательно, оно характеризует отношения ра­ботника к средствам производства в самом процессе производства. Второе — ограничивается отношениями распределения, т.е. кто распределяет, тот и реализует отношения собственности. Третье — рассматривает отношения собственности через призму причаст­ности к управлению производством. Наконец, четвертое определе­ние подталкивает нас взглянуть на отношения собственности с точки зрения всех экономических отношений, в которые вступают хозяйственные субъекты.

Таким образом, каждая точка зрения отражает всего лишь какой-то срез экономических отношений собственности (в произ­водстве, распределении, управлении, экономике в целом), но каж­дая из них только дополняет, обогащает другие характеристики. Это в конечном счете находит свое выражение в последнем всеох­ватывающем определении. Однако из этого нельзя делать вывод, что именно данное определение верно, ибо в рамках анализа мы углубленно рассматриваем отдельно специфические стороны явле­ния (в данном случае собственности), и это обогащает нас новыми знаниями. Определение же собственности как всей системы экономических отношений — это синтез различных сторон отноше­ний все той же собственности. Именно такой подход к исследова­нию отношений собственности, с одной стороны, позволяет до ми­нимума свести дискуссии там, где они бесплодны, а с другой — открывает возможность рассматривать собственность в различных ракурсах ее существования и проявления [ 7, c 412 ].

1.2 Виды и формы собственности, 1.2 Виды и формы собственности.

Классификация собственности предполагает выделение следу­ющих двух разновидностей: частной и общественной собствен­ности.

5 стр., 2495 слов

Реферат: Акционерное общество

... организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении. Таким образом, акционерное общество, объединяя на ... акций, акционеры, являются так называемыми долевыми собственниками, а по сути совладельцами акционерного общества. Акционерное общество - юридическое лицо. Порядок его организации регламентируется российским законодательством. Права юридического лица акционерное общество ...

Мировая практика показывает, что определяющим видом соб­ственности является частная, которая выступает в трех основных формах: единичной, партнерской, корпоративной.

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование).

Речь идет об обособленных простых товаропроизводителях, которые одновре­менно являются собственниками и средств производства, и рабо­чей силы. Правда, здесь может использоваться труд членов семьи (например, фермерские семейные хозяйства).

Кроме того, единич­ная собственность может быть представлена в форме собственнос­ти отдельного частного лица, которое может использовать и наем­ный труд.

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринима­тельской деятельности. Здесь речь идет об образовании предпри­ятия на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей. Они могут создаваться на основе полной или ограниченной ответствен­ности.

При полной ответственности учредители общества несут перед своими кредиторами всю полноту ответственности всем своим имуществом, включая и то, которое не входит в партнерскую соб­ственность данного предприятия. Причем это еще и взаимная от­ветственность: недостаточность средств у одного из партнеров при расчете с кредиторами возмещается имуществом других партнеров. В партнерских предприятиях с ограниченной ответственностью его учредители несут ответственность перед своими кредиторами исключительно в размерах доли капитала (пакета акций), принад­лежащего каждому из них. Имущественная ответственность не рас­пространяется на объекты собственности его участников, которые не имеют отношения к собственности партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди их учре­дителей.

Корпоративная собственность базируется на функционирова­нии капитала, который формируется путем свободной продажи ти­тулов собственности — акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции об­ществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рын­ках. В связи с этим через отдельные периоды времени могут проис­ходить смены собственников акций — фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.

Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций (поэтому она и относится к частной собственности), тем не менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к общественной. Дело в том, что акционерный капитал, несмотря на свою раздробленность между владельцами акций, функционирует и вступает в хозяйственные отношения как единое целое, как об­щественный объединенный капитал. Отношения распоряжения реализуются не разрозненно, применительно к отдельным пакетам акций, а ко всему капиталу в целом. Реализация отношений распо­ряжения акционерным капиталом осуществляется теми, кто владе­ет контрольным пакетом акций. Владельцы контрольного пакета акций распоряжаются всем капиталом акционерного общества как единой собственностью.

11 стр., 5050 слов

Курсовая работа: Приватизация: этапы и последствия

... общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий. Экономическое содержание приватизации. Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности ... характера. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими: ...

Если рассматривать реализацию корпоративной собственности через отношения владения, то очевидно, что их осуществляют обо­собленные собственники акций в форме присвоения дивидендов (доходов на акции).

Это находит свое проявление в проводимой экономической, финансовой, организационно-управленческой, технологической политике общества, которая основывается на от­числениях от прибыли акционерного общества в фонд накопления, предназначенный для дальнейшего наращивания капитала, рас­ширения и улучшения хозяйственной деятельности [ 6, c 485-490].

В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

Коллективная собственность формируется путем ее распределе­ния среди членов коллектива, занятых на определенном предпри­ятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме ка­питала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или родственники умершего получают только возмещение стоимости акций в денеж­ной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предпри­ятия полностью обновится.

Данная форма собственности получает все большее распростра­нение на Западе. Например, в США таких предприятий насчиты­вается уже более 000. Они пользуются поддержкой государства в виде предоставления им кредитных и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника в собственника, когда от­ношения собственности и на рабочую силу, и на средства произ­водства становятся персонифицированными в одном и том же лице.

Относительно собственности общественных организаций следует заметить, что она представляет собой лишь ту или иную модифика­цию коллективной формы собственности.

Государственная собственность выступает в качестве собствен­ности всех членов общества. Однако реализация отношений при­своения через отношения владения осуществляется государствен­ным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональ­ных и социальных групп общества. Отношения распоряжения реа­лизуют хозяйственные субъекты государственной собственности, т.е. государственные предприятия, которые присваивают часть до­хода в форме прибыли на основе отношений распоряжения госу­дарственной собственностью.

Реализуя отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы при­вела к сбалансированности интересов различных слоев общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.

8 стр., 3624 слов

Реферат: «Права собственности. Приватизация.»

... не зависит от первоначального их распределения и спецификации прав собственности. В качестве доказательства ... право собственности и есть трансакционные издержки. С другой стороны, развивая теорему Коуза, можно предположить, что в долгосрочном периоде издержки взаимодействующих экономических агентов выравниваются, и ... или государственных правоохранительных организаций. Защита права собственности от не ...

Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпи­рования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах свое­го обогащения, или в таких формах, которые наносят экономичес­кий, социальный и экологический ущерб обществу.

Что касается общенародной собственности, в свое время за­крепленной Конституцией СССР, то она имела чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридичес­кой формы и экономического содержания. Фактически форма ока­залась без содержания.

Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одно­временно всем и каждому в отдельности. При этом отношения рас­поряжения реализовывало бы общество, тогда как отношения вла­дения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала ука­зывает первоначально на отрицание индивидуальной частной соб­ственности капиталистической частной собственностью, затем — на отрицание капиталистической частной собственности и уста­новление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это — отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достиже­ний капиталистической эры, кооперации и общего владения зем­лей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности. Практически реализовать полную свободу соединения каждого работника с любыми средствами производства, что предполагает общенародная собственность, невозможно, ибо уровень матери­ально-технической базы экономики и глубина разделения труда в обществе не позволяют осуществить свободную перемену труда из-за колоссального многообразия разнохарактерных видов трудовой деятельности. Кроме того, человек не в состоянии освоить все или хотя бы значительную часть современных видов трудовой деятель­ности, а общество не располагает необходимыми условиями и сред­ствами для обеспечения всестороннего развития личности. Наличие разнообразных форм собственности объективно обу­словливает необходимость экономической их реализации через продажу товаров и присвоение доходов в разнообразных опять-таки экономических формах (заработной платы, прибыли, ренты, про­цента).

Это в свою очередь ведет к установлению экономических взаимосвязей между обособленными собственниками — товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наи­более жизнеспособные формы собственности применительно к определенным отраслям и сферам хозяйственной деятельности на том или ином этапе социально-экономического развития общества.

При этом надо признать, что современное производство, до­стигшее высокого уровня обобществления, характеризуется вза­имной дополняемостью функционирования многих форм собст­венности. В частности, на основе корпоративной собственности функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно-торговые и другие виды объ­единений. Последние, несмотря на колоссальные масштабы своей хозяйственной деятельности, вынуждены прибегать к коопераци­онным соглашениям с предприятиями, базирующимися на инди­видуальной, партнерской, коллективной, государственной формах собственности, на поставку им тех или иных полупродуктов, полу­фабрикатов либо привлекать их к сотрудничеству в области про­движения товаров к потребителю, проведения тех или иных тех­нических, экономических или рыночных исследований. Поэтому современные социально-экономические системы базируются на смешанной экономике, способной к реализации ускоренных структурных сдвигов, достижений научно-технического прогрес­са, новых организационно-управленческих форм функциониро­вания различных видов хозяйственной деятельности. Наконец, развитие товарно-денежных отношений обусловлено не только многообразием форм собственности, но и наличием опосредованных форм реализации отношений присвоения через владение и распоряжение. Реализация отношений собственности предполагает развертывание коммерческих отношений между кре­диторами и заемщиками, землевладельцами и арендаторами, между владельцами и распорядителями ценных бумаг. Вне отноше­ний владения и распоряжения невозможно объяснить многие эко­номические отношения современного общества.

10 стр., 4941 слов

Реферат: Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми

... имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности. Посредством этих правовых норм собственность как экономическое отношение ... форма собственности (например, государственная), а сочетание различных типов и видов ее. Отношения собственности не тождественны ни правовым, ни чисто экономическим отношениям. Понятие собственности как экономической категории уже, чем понятие экономических отношений ...

2. Реформирование государственной собственности в постсоциалистических странах, 2. Реформирование государственной собственности в постсоциалистических странах

Несмотря на значительное сходство «стартовых» условий в странах Восточной Европы и СНГ, в каждой из них есть свои особенности по ре­формированию государственной собственности, которые условно можно разделить на две группы:

  • страны, использующие модель приватизации, одним из принципов которой является передача части государственного имущества всем граж­данам безвозмездно;
  • страны, осуществляющие приватизацию путем продажи государ­ственного имущества в основном за денежные средства.

Подавляющее большинство постсоциалистических стран использо­вало чековую модель приватизации, но темпы и подходы ее реализации существенно различаются.

В Российской Федерации реформаторы поставили целью провести приватизацию в максимально короткие сроки («обвальная» приватизация) и не привели никаких веских аргументов. Этот вариант реформирования ничего не дал ни гражданам, ни государству и стал одной из главных при­чин неэффективности экономики, обнищания масс, масштабной корруп­ции, вывоза капитала, падения общественной морали и как следствие — резкое снижение международного авторитета России.

Ваучерная приватизация в России была осуществлена за три года и завершилась в июне 1994 г. Декларируемая идея социальной справедливо­сти должна быть реализована путем наделения граждан приватизационны­ми ваучерами, дающими права на часть государственного имущества. Од­нако изначально ваучерная система имела ряд недостатков.

Во-первых, при отсутствий соответствующей инфраструктуры ис­пользование приватизационных чеков (ПЧ) как платежного средства при приватизации предприятий оказалось труднореализуемым. Обладание им — еще не гарантировало участия в разделе госсобственности из-за срочности действия чеков, изъянов информационной инфраструктуры, организационных неурядиц, криминальных действий и слабости разъяснительной ра­боты с населением.

10 стр., 4906 слов

Курсовая работа: Система собственности в современной экономике

... экономическая категория; изучить виды и формы собственности; рассмотреть процесс движения собственности в современной экономике; выявить основные направления совершенствования отношений собственности. Тема курсовой работы достаточно освещена в литературе. Для написания своей работы я буду использовать статьи ...

Во-вторых, приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничений, что привело во многих случаях к концентрации капитала в виде слияния ПЧ уже на деприватизационной стадии. И как результат этого — мелким покупателям на чековых аукционах доставалось до 10% акций, а при продаже наиболее привлекательных предприятий — до 2%, ос­тальное — коммерческим структурам и трудовым коллективам. Отличи­тельной чертой многих чековых аукционов стало участие в них иностран­ных инвесторов, которые, как правило, действовали через подставные фирмы. Фактически была дискредитирована сама идея бесплатной прива­тизации, которая Должна была обеспечить максимально равные условия для участия граждан России в приватизации предприятий.

Основное достижение ваучерной приватизации — формирование институционных основ рыночной экономики. Уже в 1993 г. операции с при­ватизационными чеками на фондовом рынке занимали 65% от стоимости проданных ценных бумаг, а ликвидность ваучеров примерно в 2,5 раза превысила ликвидность акций. Этому во многом способствовали чековые инвестиционные фонды, обслуживающие оборот приватизационных чеков. Становление их шло исключительно быстрыми темпами и к 1994 г. этот процесс практически завершился. Итогом ваучерной приватизации явилось реформирование более 70% предприятий, подлежащих преобразованию.

В руки частных владельцев перешло более 50% российской про­мышленности и более 80% в сфере торговли и услуг. Однако эти результа­ты не привели к росту эффективности экономики, ибо объем промышлен­ного производства в стране снизился на 60%. Принятые на начало процес­са реформирования законодательные документы позволили на 75% приватизированных предприятий сохранить контрольные пакеты акций в трудовых коллективах, что явилось основой дальнейшего передела капи­тала. К концу 1995 г. доля внутренних акционеров снизилась, а внешних возросла в два раза. В процесс приватизации в России было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стали 90% госу­дарственного имущества, чего не знала история денационализации. В этом специфика приватизации в России на ваучерном этапе. Коротко итоги этого этапа можно изложить следующим образом: к 1995 г. в России было создано млн. акционерных обществ, акциями предприятий владели млн. акционеров, 10% акций принадлежали иностранным инвесторам, не­государственный сектор произвел более 50% ВВП.

Второй этап приватизации действует в России с 1995 г., при котором платежным средством при покупке государственного имущества являются только деньги. Основная цель денежной приватизации — пополнение госу­дарственного бюджета и инвестиционная поддержка приватизированных

компаний. Акции предприятий должны выставляться на денежные аук­ционы, процедура проведения которых во многом повторяет чековые аук­ционы. Однако предложенная схема не, заработала эффективно по сле­дующим причинам:

  • на заключительном этапе ваучерной приватизации были выставле­ны на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных компа­ний;
  • появилась альтернатива для инвесторов — рынок государственных ценных бумаг;
  • низкие темпы денежной приватизации предполагали поступление денежных средств в бюджет, а не инвестиций.

В 1995-1996 гг. недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет от приватизации было значительным. На некоторое время эту негативную тенденцию удалось переломить с помощью новой для России (и нетипич­ный в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов. По этой схеме правительств получает от коммерческих банков кредит под за­лог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять эти­ми акциями в течение всего времени залога. Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных, предпри­ятий под частное управление.

Начиная с 1997 г., основной акцент делается на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства, причем существенно сокращены льготы трудовым коллективам. Сделаны первые шаги по изме­нению методов оценки стоимости государственного имущества — совокуп­ная оценка на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыноч­ной стоимости. Продажа крупных государственных пакетов, как правило, проводится по индивидуальным проектам, остальные — по стандартным схемам на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусматривается продолжение практики сдачи федерально­го имущества в аренду. Все эти мероприятия должны улучшить ситуацию с бюджетными доходами от приватизации.

Приватизация государственной собственности в России породила многочисленные социально — экономические проблемы. Анализ опыта дру­гих стран свидетельствует о том, что и в России при продуманной тактике действий приватизация могла быть проведена с меньшими социальными потерями и при большем экономическом эффекте.

По пути «обвальной» приватизации не пошли большинство стран Центральной и. Восточной Европы,, а также СНГ. Как и в России невоз­можность проведения приватизации только на платной основе предопре­делила передачу значительной части государственной собственности гра­жданам этих стран бесплатно.

На Украине право гражданина на долю государственной собствен­ности подтверждает имущественный сертификат. Общая сумма этих Цен­ных бумаг составляет 70% стоимости имущества, подлежащего приватиза­ции. Первоочередной приватизации подлежат объекты торговли, общест­венного питания, бытового обслуживания, а также убыточные предприятия других отраслей, законсервированные объекты или такие, где нормативные сроки строительства истекли.

Приватизацию на Украине можно разделить на несколько этапов. Первый этап (1992-1994 гг.).

Имущественные сертификаты сущест­вовали в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда госу­дарственных предприятий с последующим выкупом. Это объясняется тем, что аренда стала единственным способом (при отсутствии внутренних ка­питалов) накопления необходимых средств для последующего выкупа имущества и она предоставляла предприятиям экономическую свободу. В результате к 1995 г. путем выкупа в частный сектор перешло около 6,5 тыс. предприятий. Однако преимущества членов трудовых коллективов при выкупе арендованного имущества с использованием приватизацион­ных сертификатов нарушали принцип социальной справедливости и право граждан, не занятых в сфере производства и обслуживания. Это вызвало необходимость корректировки законодательной базы и перехода к сле­дующему этапу.

Второй этап (1995-1999 гг.) характеризуется введением в оборот наличных именных сертификатов как средства платежа за объекты прива­тизации. Продажа акций приватизируемых предприятий физическим и юридическим лицам осуществлялась на сертификатных аукционах. Преоб­разованию в ОАО подлежали средние и крупные предприятия. В «малой приватизации» арендаторам предлагалось выкупить на льготных условиях имущество в течение шести месяцев. В противном случае объекты выстав­лялись на аукцион. В 1997 г. фактически завершилась малая приватизация и в частную собственность перешло более 90% предприятий торговли, сервиса и общественного питания. Во многих отраслях была ликвидирова­на монополия государства и созданы условия для перераспределения соб­ственности. Негативный результат этого этапа — преобладание некоммер­ческих комплексов над коммерческими при приватизации средних и круп­ных предприятий и фактическое самоустранение граждан от участия в приватизации в связи с отсутствием денежных средств. А за сертификаты было продано менее 4,5% имущества.

С 2000 г. начался третий этап приватизации — денежный. Он пред­полагает индивидуальный подход к приватизации крупнейших предприятий или продажу пакетов акций предприятий-монополистов. Цель этого этапа -концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятий, а также привлечение иностранных инвестиций.

По пути купонной приватизации пошел и Казахстан, причем купоны регистрировались за индивидуальными владельцами и не подлежали пере­даче или продаже. Они могли быть вложены только в инвестиционные фонды, которые приобретали акции приватизированных предприятий на купонных аукционах. На первом этапе (1991- 992 гг.) в основном продавались объекты торговли и сферы услуг, а также шла передача государственной собственности трудовым коллективам предприятий. На втором этапе (с 1996 г.) были выделены следующие направления приватизации:

  • продажа мелких предприятий на аукционах;
  • массовая приватизация средних и крупных предприятий с исполь­зованием купонов;
  • приватизация крупных предприятий по индивидуальным проектам, причем предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление;
  • приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки сельхозпродукции.

В процессе массовой приватизации и по индивидуальным проектам, как правило, предприятия преобразовываются в ОАО с государственным пакетом акций не более 39%, через купонные аукционы для инвестицион­ных фондов реализовывается % акций.

Литва, Латвия, Эстония также использовали чековую модель прива­тизации, но подходы к ее реализации в каждой из них имели свои особен­ности, которые в некоторой мере можно объяснить производственными, демографическими и этнокультурными особенностями республик.

Если в Латвии и Эстонии доминирующая роль была отведена рынку, то в Литве на процесс приватизации активное влияние оказывало государство.

Литовская модель приватизации является наиболее социально ори­ентированной. Здесь не использовалась напрямую процедура банкротства, а основной акцент делался на реструктуризацию государственных пред­приятий до начала приватизации. На начальном этапе реформирования экономики работники предприятий имели возможность участвовать в при­ватизации средних и крупных предприятий путем использования чеков. Это позволило более 75% работникам иметь свою долю в капитале пред­приятия. Большая часть крупных и средних предприятий была приватизи­рована уже к концу 1994 г.

Ваучерный этап продолжался до конца 1996 г. что позволило насе­лению реально участвовать в процессе разгосударствления. В результате в республике было реформировано почти 6000 хозяйственных субъектов, причем для крупных и средних использовалась открытая подписка на ак­ции, для малых — аукционы. Удельный вес частного сектора в Литве соста­вил 68% с высокой долей работников-акционеров. Начиная с 1997 г. ос­тавшаяся часть государственной собственности приватизируется за наличные деньги, право на участие в приватизации получили и иностранные ин­весторы, доля которых в уставном капитале не превышает 49%.

На первом этапе реформирования экономики в Эстонии для безвозмездной передачи части государственного имущества использовались облигации народного капитала, обращение их было завершено в 1994 г. К этому времени практически завершилась «малая» приватизация. Отличи­тельная черта эстонской модели реформирования экономики — жесткое и бескомпромиссное соблюдение закона о банкротстве. Предприятия, ока­завшиеся на грани банкротства, практически не имели поддержки со сто­роны государства, как это нередко происходило в Литве и Латвии.

На начальном этапе преимущество при покупке предприятий с чис­ленностью до 450 человек (это около 80% всех предприятий республики) отдавалось трудовому коллективу. Но уже с 1992 г. приоритетное право получают на тендерах иностранные покупатели, инвестирующие средства в реконструкцию и развитие предприятий. Основными странами-инвесторами стали Финляндия, Швеция, США, Германия.

В настоящее время иностранным инвесторам принадлежит полно­стью или частично большинство крупных и средних фирм, более 85% ак­ций эстонских банков. Эстония оказалась единственной республикой быв­шего СССР, в которой подавляющая часть государственной собственности продана иностранным владельцам. Приток иностранного капитала позво­лил обеспечить финансирование социальных программ, что значительно ослабило социальное напряжение в обществе, вызванное экономическим кризисом 1990-1993 гг.

Приватизация в Латвии началась в 1991 г. реформированием мелких предприятий и в течение двух лет. Для безвозмездной передачи части госу­дарственного имущества вся муниципальная собственность практически перешла в частный сектор. Ваучерный рынок образовался в 1994 г. и об­ращение чеков постоянно продлевается. В Латвии по сравнению с Эстони­ей, промышленные предприятия более крупные, что потребовало учета со­циальных факторов. Не оправдались надежды на большой приток ино­странного капитала, хотя уже в первые годы приватизации был принят Закон «Об иностранных инвестициях в Латвийской Республике», согласно которому предоставлялись определенные льготы по налогообложению для иностранным инвесторам. Республика в числе немногих стран пошла на закрытие некоторых промышленных объектов, причем большая часть ра­ботающих на них была этническими русскими. Безработица и нехватка средств на финансирование социальных программ создали достаточно за­метное напряжение в обществе. Пик приватизации крупных предприятий пришелся на 1997 г., а к концу 1998 г. было проведено свыше тысячи тен­деров, охвативших 96% государственных предприятий. Удельный вес ча­стной собственности в народном хозяйстве превысил 73%.

Отличительной чертой процесса приватизации в странах Балтии яв­ляется достаточно широкая гласность. Не вызвал в обществе широкого ре­зонанса и пересмотр итогов реформирования некоторых объектов в 2000-2002 гг., приватизированных с нарушениями законодательства. Возвраще­ние этих объектов государству способствовало снижению социальной на­пряженности. Следует отметить, что процесс реформирования экономики в странах Балтии шел значительно медленнее, чем в России, но при реаль­ном общественном контроле и в рамках правовой базы.

Приватизация в Польше и Чехии. Значительную роль в процессе приватизации в Польit и Чехии сыграли инвестиционные фонды, аккуму­лирующие приватизационные чеки (сертификаты в Польше, купоны в Че­хии).

Пользуясь широкой поддержкой государства, инвестиционные фон­ды сконцентрировали большую часть акций реформируемых предприятий, что дает им право управления созданными на базе государственных пред­приятий открытыми акционерными обществами.

Национальные инвестиционные фонды в Польше созданы консор­циумами с участием польских и зарубежных фирм. Это позволило при­влечь международные финансовые организации, предоставившие креди­ты на развитие предприятий и оказывающие помощь в развитии новых технологий и выходе на рынки сбыта. Граждане, получившие сертифика­ты, могут обменять их только на акции инвестиционных фондов. Начиная с 1994 г., основное направление приватизации в Польше — улучшение по­ложения реформированных предприятий и увязывание приватизации с реструктуризацией.

Частный сектор занимает прочные позиции в торговле, сельском хо­зяйстве, грузовых перевозках. В настоящее время набирает темпы прива­тизация во внешней торговле и строительстве. Несколько другое положе­ние в промышленности, где пока большая часть предприятий принадлежит государству. Здесь используется льготная продажа средних по размеру предприятий трудовым коллективам. В 1995 г. в Польше был пересмотрен антимонопольный Закон, который позволил санкции к монополисту с до 40% объема продаж в отрасли. Это позволяет вывести многие предпри­ятия энергетики, телекоммуникаций, транспорта из-под действия этого за­кона и решить вопрос их реструктуризации и приватизации.

Примером успешной реализации модели чековой приватизации мо­жет служить Чехия, где к началу реформ практически отсутствовал част­ный сектор. За пять лет посредством купонной приватизации в частные руки перешло более 80% государственной собственности. К началу 1995 г.. был практически сбалансирован государственный бюджет, стал относи­тельно низким уровень инфляции (не выше 10% в год), безработица — на уровне 3%, промышленное производство (которое в 1991 г. сократилось на 24,4%) в 1994 г. выросло на 6%. Ситуация в стране находится под контролем, развивается рынок ценных бумаг, идет вторичная продажа акций. Чтобы иметь надежные инвестиционные фонды, чехи позволили сущест­вующим государственным банкам образовывать и управлять приватизаци­онными фондами. Это помогло во многом процессу пройти гладко, и 70% акционеров решили вложить свои ваучеры в фонды.

Проведение платной (денежной) приватизации возможно только при наличии капитала в частном секторе, а также возможности предоставления льготных кредитов гражданам для покупки государственного имущества.

Приватизация в Венгрии. Примером страны, осуществляющей денеж­ную приватизацию служит Венгрия. Ситуация здесь к началу приватизации существенно отличалась в лучшую сторону от положения в других странах, этому способствовал длительный период экономических реформ, начиная с 1968 г. Однако даже здесь развитие рынка оказалось лишь в начальной ста­дии. Приватизация значительной доли государственного имущества по ры­ночным ценам стала возможной благодаря привлечению иностранного ка­питала, что позволило создать приватизационный фонд, предоставляющий гражданам льготные кредиты для покупки государственного имущества. В рамках «малой» приватизации иностранный капитал был исключен из числа конкурентов.

Поощрялось привлечение зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, в котором более эффективна отдача вложенных финансовых средств за счет использования новых технологий. Спонтанная приватизация в 1987-1990 гг. проводилась через Советы предприятий в пользу управлен­цев. Распродажа государственной собственности по заниженным ценам привела к обострению социальной напряженности. Поэтому начиная с 1991 г. государство усилило свое вмешательство не только в приватизацию круп­ных и средних предприятий, но и в «малую» приватизацию. К концу 1995 г. в стране было приватизировано более 80% государственной собственности, что способствовало развитию свободной рыночной экономики.

Самое существенное достижение Венгрии — создание благоприятно­го инвестиционного климата. Иностранные инвесторы теперь могут выво­зить капитал в твердой валюте. Снят контроль над ростом заработной пла­ты и перетоком капитала. Созданы основы финансовой системы, в том числе брокерские конторы, товарная биржа и более банков. Политиче­ская стабильность делает страну привлекательной для иностранных инве­сторов. Страна смогла привлечь почти половину капитала, хлынувшего в бывшие коммунистические страны Восточной Европы. Было создано бо­лее тыс. совместных предприятий.

Подводя итог краткому обзору реформ, проводимых в постсоциали­стических странах, отметим, что приватизация в этих странах осуществля­ется поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками перво­начальных программных целей. Практически повсеместно началу приватизации в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватиза­ции, который во многих случаях вызывал социальную напряженность в обществе.

Если передача новым собственникам малых и части средних пред­приятий через аренду, продажу и реституцию прошла довольно успешно, то приватизация крупных предприятий столкнулась с существенными трудностями. Принятые чековые модели приватизации на практике стали осуществляться только к середине 90-х годов (за исключением Чехии, Сло­вакии и России), когда возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В сферу ваучерной приватизации попали предприятия, которые го­сударство не могло продать, а для населения они также были малопривле­кательны.

Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватиза­ции в Восточной Европе являются Чехия и Словакия (в 1992-1994 гг.).

Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако в отличие от России чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили суще­ствование после завершения приватизации, а превратились в собственни­ков бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах поло­жение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эф­фективное управление приватизированными предприятиями.

Годы, прошедшие с начала проведения экономических реформ в постсоциалистических странах, показали, что использование чековой мо­дели приватизации не должно носить длительный характер, ибо это не способствует привлечению инвестиций и практически утверждает реаль­ное положение приватизированных предприятий, которые и после рефор­мирования практически остаются со всеми своими проблемами — низкой рентабельностью, технологической отсталостью и неплатежеспособно­стью, Основным методом приватизации должна стать продажа государст­венных предприятий по рыночной стоимости, что конечно потребует ин­дивидуального подхода к каждому объекту, поиску инвестора и накопле­нию капитала в частном секторе. Только появление собственников, заин­тересованных в эффективной работе предприятий, позволит создать усло­вия для повышения эффективности экономики как на микро -, так и на макроуровне.

3. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь, 3. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь

Республике Беларусь принимались иные подходы при утверждении концептуальных положений реформирования отношений собственности. Приступая к приватизации, правительство рассчитывало на активизацию рыночных сил, развитие конкуренции, расширение инвести­ционных возможностей, сокращение бюджетного дефицита. И хотя опре­деленные результаты в расширении сферы и ускорении темпов приватиза­ции были достигнуты, существенных сдвигов в этом процессе не произош­ло. Приватизация не приобрела массовый характер. Фактически процесс приватизации государственного имущества в Республике Беларусь начался в 1991 г. и осуществлялся как на возмездной (денежной), так и безвоз­мездной (за чеки имущество») основе. На первом этапе (1991-1992 гг.) приватизация осуществлялась только за денежные средства и в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые кол­лективы предприятий обращались в органы приватизации со своими пред­ложениями о выкупе государственного имущества. Среди них: минская фабрика «Милавица», солигорский трест «Шахтспецстрой», завод «Метромаш» (г. Минск) и другие предприятия, которые после приватизации пре­образовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества.

Второй этап приватизации начался с 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках» и характери­зовался главным образом тем, что при продаже каждого объекта в процессе приватизации 50% стоимости оплачивалось деньгами и 50% — чеками «Иму­щество». В июне 1993 г. была принята Государственная программа привати­зации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промыш­ленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые ак­ционерные общества. На конкурсы и аукционы предлагалось выставлять ма­лые предприятия коммунальной собственности (торговли, бытового обслу­живания и общественного питания), а также объекты незавершенного строи­тельства Это позволило значительно активизировать процесс приватизации. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только предприятие, то в 1993-1996 гг. осуществлено преобразование государственной собственности на 513 предприятиях. В числе преобразованных в акционерные общества бо­лее таких крупных предприятий, как Мозырский нефтеперерабатываю­щий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пин­ский деревообрабатывающий комбинат, Минский часовой завод, минский завод холодильников «Атлант» и другие [ 9, 180-192].

По состоянию на 1 января 1997 г. наиболее динамичные показатели приватизации отмечены на предприятиях промышленности (212 предпри­ятий), строительства (104 предприятия), агропромышленного комплекса (69 предприятий), транспорта (46 предприятий).

Общая численность рабо­тающих на приватизированных предприятиях республиканской собствен­ности составила 356 тыс. чел. Вместе с тем существенным недостатком «чекового» этапа приватизации явилась непопулярность для привлечения инвестиций со стороны как отечественных, так и внешних инвесторов, по­скольку приобрести контрольный пакет акций одному инвестору было практически невозможно.

Предложения по реформированию промышленных предприятий рес­публики. Предложено активизировать процессы преобразования в акцио­нерные общества всех средних и крупных государственных предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации. Создание акционерных обществ на базе государственных предприятий имеет ряд преимуществ и обеспечивает большую гибкость. Во-первых, такая трансформация по­зволяет ввести на предприятии корпоративное управление вместо адми­нистративных методов. Во-вторых, на сумму уставного фонда выпуска­ются акции предприятия, что позволяет сделать его фонды достаточно гибкими для функционирования в условиях рынка, несмотря на то, что в течение некоторого времени собственник в лице государства остается прежним. И, наконец, в-третьих, удается развести во времени «разгосу­дарствление» и собственно «приватизацию».

При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества необходимы: принятие устава, занесение в реестр, создание на­блюдательного совета, назначение коммерческого руководства, составле­ние вступительного баланса, разработка концепции развития предприятия.

Активизация процессов акционирования средних некрупных госу­дарственных предприятий, по нашему мнению, позволит, с одной стороны, предотвратить хищение государственного имущества, а с другой — создать предпосылки для последующей продажи пакетов акций предприятий эф­фективным собственникам. В конечном итоге это существенно ускорит крайне необходимый в настоящих условиях процесс привлечения инвести­ций в промышленность.

Характерной чертой приватизации является ее антимонопольная на­правленность. В частности, нам представляется нецелесообразной прива­тизация концернов, ассоциаций, объединений и других структур как еди­ного целого. Государственные предприятия, входящие в объединения, должны приватизироваться самостоятельно. При приватизации, объедине­ний необходимы: реструктуризация, разукрупнение предприятий, выделе­ние частей предприятия, способных действовать самостоятельно.

Не менее сложной, чем реструктуризация, выступает проблема сана­ции, особенно крупных предприятий микроэлектроники, химической промышленности, машиностроения, станкостроения. Сейчас в Беларуси создано около консалтинговых фирм, способных разработать для каждого кон­кретного предприятии концепцию, обеспечивающую его жизнедеятельность после приватизации. Однако неразрешенными остаются вопросы финансовой поддержки таких предприятий с использованием многочисленного инстру­ментария: погашение задолженности по старым кредитам, предоставление льготных займов для формирования собственного капитала, оплата процен­тов по старым кредитам, направление части средств, полученных от привати­зации, на инвестирование приватизированных предприятий [ 16, c 160 ].

Считаем возможной одновременную продажу акций открытых ак­ционерных обществ работникам предприятия и приравненным к ним ли­цам за деньги и именные приватизационные чеки на льготных условиях, а также крупных пакетов акций на конкурсах с оплатой деньгами и под вы­полнение определенных условий по сохранению численности рабочих мест, вложению инвестиций для необходимой реконструкции производст­ва. Определенное количество предприятий необходимо полностью либо частично акционировать за именные приватизационные чеки «Имущество» с целью удовлетворения запросов граждан по обмену чеков «Имущество» на акции предприятий. Такой подход, с одной стороны, гарантирует каж­дому гражданину Республики Беларусь возможность участвовать в про­цессе приватизации государственной собственности, а с другой — будет способствовать привлечению инвестиций в постиватизационный период развития предприятий. Участие в приватизации иностранных инвесторов регулируется законами «О разгосударствлении и приватизации государст­венной собственности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвести­циях» и др. В последнее время несколько снизились инвестиции в эконо­мику Беларуси. Объяснить это можно, во-первых, тем, что экономика За­падной Европы переживает известные трудности, а во-вторых, высокой конкуренцией бывших социалистических стран, желающих получить фи­нансовую помощь зарубежных инвесторов. Кроме того, сомнительным представляется факт капиталовложения инвестором в госпредприятия того вида, в каком они существуют ныне. Вместе с тем уже есть десятки приме­ров в различных отраслях, когда после акционирования или приватизации инвесторы не только проявляют интерес, но и вкладывают средства в раз­витие, создавая совместные предприятия или покупая пакеты акций (швейная фирма «Миловица», Могилевский металлургический завод, Пин­ский деревообрабатывающий комбинат, Ошмянская кофейная фабрика и др.).

Законы Республики Беларусь дают существенные льготы иностран­ным инвесторам. Так, предприятия, в уставном капитале которых ино­странные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий и до­полнительных разрешений экспортировать продукцию собственного про­изводства и импортировать продукцию для собственной хозяйственной деятельности. Вся выручка таких предприятий освобождается от уплаты налога на прибыль в течение трех лет с момента объявления прибыли; кроме того, ставка налога может быть уменьшена еще на 50% в последующие три года. Государство гарантирует иностранным инвесторам защиту от реквизи­ции, незаконных действий государственных органов; возможность беспре­пятственного перевода доходов и иных сумм в иностранной валюте. В случае законодательного ухудшения условий для иностранных инвесторов к ино­странным инвестициям в течение 5 лет применяется законодательство, дей­ствовавшее на момент регистрации предприятия с иностранными инвести­циями. Вместе с тем необходимо расширять диапазон льгот и создавать усло­вия для привлечения иностранных инвестиций, в частности: уменьшать налог на прибыль при условии дополнительного создания рабочих мест, продавать в собственность участок земли, находящийся под приватизируемым объек­том, и др.

Концепция перехода от чеково-денежной к денежной приватизации. Исследования показывают, что наиболее эффективным для экономики го­сударства в целом и предприятий промышленности в частности является подход к разгосударствлению и приватизации, при котором государствен­ное имущество должно продаваться только за денежные средства. При этом формируется реальный собственник — хозяин, вложивший в выкуп объекта свои деньги. Средства от приватизации в первую очередь предлагается ис­пользовать для реструктуризации и санации предприятий с целью произ­водства конкурентоспособной продукции, создания новых рабочих мест.

Существующая концепция реформирования собственности в нашей республике, в соответствии с которой государственное имущество в про­цессе приватизации продается за деньги и чеки «Имущество», по нашему мнению, является препятствием для повышения экономической эффектив­ности приватизируемых предприятий, Практические результаты деятель­ности предприятий в постприватизационньй период показывают, что они будут более эффективно работать, если на этапе реформирования привлечь денежные инвестиции.

В этой связи предлагается концепция поэтапного перехода от чеко­во -денежной к денежной приватизации по следующей схеме:

  • законодательно определяется перечень социально значимых для республики предприятий, остающихся на ближайшие годы в государст­венной собственности (железная дорога, предприятия телефонной, теле­графной связи, метрополитен, городской электротранспорт, предприятия водопроводно-канализационного хозяйства и др.) — примерно 1/3 от всех предприятий;
  • затем определяются финансово устойчивые предприятия, акциони­рование которых предполагается осуществить полностью либо частично за чеки «Имущество», в пределах начисленных непосредственно гражданам республики. Акции этих предприятий в короткий срок предлагается обме­нять на начисленные гражданам именные приватизационные чеки. Впоследствии для юридических и физических лиц, которые приобрели чеки другим способом, проводятся чековые аукционы;
  • все остальные объекты госсобственности при необходимости под­лежат реструктуризации, санации, акционированию, продаже в целом или по частям исключительно за денежные средства.

Реализация концепции позволяет существенно ускорить процесс приватизации и обеспечить его эффективность, создать условия для инте­грации экономики Республики Беларусь с экономикой России и других стран.

Заключение, Заключение

1. Собственность в экономическом смысле выражает собой экономи­ческие отношения, в которых реализуется присвоение материальных, ду­ховных благ или доходов.

Если экономические отношения собственности выражают отношения между субъектами в части присвоения того или иного объекта, то юриди­ческие отношения собственности выражают отношение субъекта к объек­ту, т.е. отношения людей к «вещам».

2. Экономическое содержание собственности находит свое проявление в единстве отношений пользования и присвоения. В отличие от правового отношения пользования в экономическом смысле оно означает соедине­ние (взаимодействие) человека со средствами производства. В условиях господства частной собственности на средства производства и наемного труда отношения пользования реализуют работники, а отношения при­своения — собственники.

3. С развитием арендных и кредитных отношений отношения присвое­ния стали опосредоваться отношениями владения и распоряжения. Это было вызвано отделением отношений владения от отноше­ний распоряжения. В частности, человек, давший в кредит определенную сумму денег, присваивает доход в форме процента на основании отноше­ний владения этими деньгами, а человек, получивший кредит, присваива­ет доход в форме прибыли в результате распоряжения этими деньгами в реальном секторе экономики. Подавляющая часть доходов в развитой ры­ночной экономике присваивается именно на основе обособившихся отно­шений распоряжения и владения по отношению к одной и той же собст­венности.

4. Собственность выступает в двух своих разновидностях: частной и общественной. Частная собственность, в свою очередь, нашла свое вопло­щение в трех формах: единичной, партнерской и корпоративной. При единичной форме собственником выступает единственное физическое или юридическое лицо, при партнерской — имеет место объединение иму­щества нескольких юридических или физических лиц, при корпоратив­ной — собственником может стать любое лицо на основе владения титулом собственности — акцией. Общественная собственность также функцио­нирует в трех формах: коллективной, государственной и общенародной. Коллективная собственность характеризуется тем, что она неделима и принадлежит только трудовому коллективу конкретного предприятия, го­сударственная — принадлежит государству, общенародная — принадле­жит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.

5. Наряду с разделением труда собственность является основополагаю­щей предпосылкой товарного производства и рыночных отношений, так как только наличие обособленных собственников на средства производст­ва и произведенный продукт вынуждает их вступать в отношения обмена.

6. Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномер­но. Отсутствие правового поля приватизации обусловило ее низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускорять­ся, а с 1996 г. наблюдается постоянное сниже­ние количества приватизированных предприятий. По состоянию на 1 декабря 2005 г. в республике приватизировано бо­лее 40% государственных предприятий, при этом в промышленности ре­формировано 39,5% государственных субъектов хозяйствования данной от­расли, в агропромышленном комплексе — 45, в строительстве — 31,5%.

7. Задачами преобразования госсобственности в Республике Беларусь являются: формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повышает их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, необходимыми для структурной перестройки; повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий; формирование среднего класса собственников; развитие рынка ценных бумаг; создание системы мотивов и стимулов к трансформации отношений собственности.

Литература, Литература

  1. Базылев Н.И. Собственность и система экономических отношений Вестник БГЭУ. 1998. № 4. с. 6-7.
  2. Бокун И.А., Михневич Л.А. Процессы приватизации в постсоциалистических странах Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2001. № 6. с. 89-92.
  3. Ванькевич А. И. Формы производства и собственности: монография. – Мн., 2009. – 308 с.
  4. Васильев А.М. Приватизация: Сравнительный анализ: Россия, Центральная Азия, арабские страны. – М., 2002. – 312 с.
  5. Васина Е. В. Основы приватизации: Учебно-методическое пособие. – Мн., 2007. – с.
  6. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс: учебник. – М., 2008. – 610 с.
  7. Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. – М., 2007. – 861 с.
  8. Даниленко В.В. Проблемы управления государственным имуществом Республики Беларусь в условиях создания Союзного государства Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2002. № 12. с. 42-47.
  9. Драчев В.К. Приватизация в Беларуси. – Гомель, 2002. – 258 с.
  10. Приватизация и формирование рынка капитала в странах с переходной экономикой. Вестник БГЭУ. 1999. № 2. с. 67-71.
  11. Мельников О.В. Приватизация в Республике Беларусь: основные принципы и приоритеты. Управление собственностью. 2003. № 1. с. 56-65.
  12. Океанова З. К. Экономическая теория: учебник. – М., 2009. – 652 с.
  13. Пыко В.Т., Крум Э.В. Малая приватизация: сущность, тенденции, пути ускорения. – Мн., 2001. – с.
  14. Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы, результаты. Белорусский экономический журнал. 2001г. № 3. с. 97-105.
  15. Собственность и социально-экономические отношения. Монография /Под ред. В. И. Жукова. – М., 2005 – 408 с.
  16. Титович А.Н., Сычев А.М. Разгосударствление и приватизация в Беларуси: опыт, проблемы, перспективы. – Мн., 2002. – 216 с.
  17. Шаханович С. В. Основы приватизации: учебно-методическое пособие. – Витебск. – 2006. – с.
  18. Чигирь В.Ф. Разгосударствление и приватизация государственной собственности Вестник Молодёжного научного общества. 2002г. № 1. с. 78-95