введение
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Однако собственность обладает двуединым способом своего существования: экономическим и юридическим. Экономические и правовые отношения собственности тесно взаимосвязаны и взаимно друг друга обусловливают. Правовые отношения собственности выступают формой выражения, существования и закрепления в законодательных и нормативных актах экономических отношений. Можно сказать, что право собственности выступает как результат и как предпосылка экономических отношений собственности. В качестве предпосылки оно выступает в связи с тем, что, вступая в экономические отношения, хозяйственные субъекты должны учитывать наличие правового пространства, которое навязывает определенным образом линию их поведения. Устанавливая хозяйственные связи, субъектам следует помнить о закрепленных законами правах собственности. Право собственности тем не менее, не может игнорировать реальные объективно изменяющиеся под воздействием научно-технического и социального прогресса и других факторов экономические отношения. Эти отношения на тех или иных этапах своего развития вынуждены выходить за рамки права, если последнее не отражает изменившейся ситуации и выступает тормозом экономического развития.
Например, в доперестроечные времена лица, осуществлявшие перепродажу товаров, могли привлекаться к ответственности за спекуляцию. Здесь налицо вступление в противоречие с правом собственности экономического отношения присвоения, ибо закон предписывал возможность приобретения в собственность блага исключительно с целью собственного
его использования и запрещал уступку права собственности на него путем перепродажи. Однако, игнорируя закрепленные законом правовые нормы, люди, исходя из сложившихся объективных экономических условий и потребностей, осуществляли присвоение дохода от перепродажи тех или иных товаров. Существующее ныне законодательство узаконило акты перепродажи благ и тем самым юридические закрепило правовую норму, разрешающую данную форму присвоения.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность собственности и охарактеризовать процесс реформации собственности в постсоциалистических странах.
При подготовке курсового проекта были использованы учебники, учебные пособия, монографии и научные статьи.
Правовые и экономические основы организации туристской деятельности ...
... правовые и экономические основы организации туристской деятельности; ; исследовать специфику деятельности туристских фирм в условиях рыночных отношений; ; рассмотреть особенности современных технологий продвижения и ... договора. Оснащение офиса является собственностью турагентства. Основные направления деятельности ООО ТА «Альфа-Тур»: ... (кроме случаев, когда фирма выступает в роли налогового агента, ...
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Собственность в рыночной экономике, 1. Собственность в рыночной экономике
1.1 Экономическое содержание и право собственности.
Собственность, в экономическом смысле этого слова, выражает объективно складывающиеся экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Так, человек, обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма, присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме: заработной платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в той или иной форме дохода.
Право собственности закрепляет, фиксирует и регулирует отношения людей к вещам, и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в тоже время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения, ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической форме наращивания собственности, богатства. Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в отношениях распоряжения, владения и пользования [4, с 32].
Например, земельный собственник обладает исключительным правом на землю. Он свободен в отношении того, как ему распорядиться своей землей, кроме ограничений, закрепленных законодательными актами в отношении нанесения ущерба обществу, другим гражданам или хозяйственным субъектам. Арендатор земли обладает абсолютным правом, если его хозяйственная деятельность не ограничена никакими рамками, и он абсолютно свободен в выборе способа ведения хозяйства и в производстве продукции.
Но если арендатор, получив землю, ограничен определенными условиями ведения хозяйства, способа эксплуатации земли и других объектов, то он обладает относительным правом собственности, т.е. он не свободен абсолютно в отношении объекта хозяйствования.
В качестве реальных отношений абсолютного и относительного права могут служить лизинг (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений производственного назначения) и рейтинг (краткосрочная аренда машин и оборудования).
В первом случае арендатор обладает абсолютной свободой в отношении способов, форм и условий эксплуатации техники и сооружений. Во втором — в связи с краткосрочностью передачи права пользования техникой собственник ограничивает абсолютное право арендатора определенными оговорками и предписаниями по эксплуатации техники. Следовательно, последний обладает только относительным правом.
Необходимо подчеркнуть, что собственность выступает в единстве двух основополагающих сторон: отношений пользования и отношений присвоения, без которых нет собственности в экономическом смысле слова. Отношения пользования в экономическом смысле (не следует смешивать с правом пользования), то под ними следует понимать сам процесс взаимодействия труда со средствами производства, в котором только и может происходить присвоение продуктов. Экономическое отношение пользования характеризуют сам процесс труда и процесс производства, которые становятся таковыми только благодаря тому, что человек пользуется вещественными факторами производства.
Отношение собственности в рыночной экономике
... условия производства и собственность на рабочую силу обеспечивают равенство факторов производства в рыночной экономике в том смысле, что они не могут существовать один без другого в процессе производства. Отношения собственности охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования, владения ...
Присвоить можно только результат какого-то вида деятельности. Первоначально присвоение осуществлялось на основе единства отношений владения и распоряжения, которые были не обособлены друг от друга, а персонифицированы в одном и том же лице. Следовательно, не возникала и сама проблема выяснения владельца и распорядителя. Например, земледелец или ремесленник одновременно являлся распорядителем и владельцем своих средств производства, и присвоение осуществлялось исключительно через
пользование принадлежащими ему средствами производства и рабочей силой. Следовательно, все результаты, весь продукт деятельности полостью и безраздельно принадлежали только ему, ибо он одновременно реализовывал и отношения распоряжения, и отношения владения собственностью на средства производства и рабочую силу [13,с 45].
Однако в процессе развития торговых, денежных, земельных, кредитных отношений происходило все большее обособление отношений владения и отношений распоряжения, что обусловило раздвоение отношений присвоения. Но прежде чем проявилось обособление отношений владения и распоряжения, произошло отделение отношений пользования от присвоения. Это произошло на стадии отделения работника, носителя рабочей силы, труда, от средств производства. Отношения пользования средствами производства реализовывал раб, крепостной крестьянин, наемный рабочий, а результат производственной деятельности присваивал собственник средств производства. В условиях современного наемного труда отношения пользования средствами производства реализует работник по найму, и заработную плату он присваивает на основе собственности на рабочую силу, т.е. отношений владения ею. Продукт же производственной деятельности присваивает работодатель, предприниматель на основе отношений распоряжения рабочей силой и собственности на средства производства.
Как мы уже отметили, с прогрессом экономических отношений произошло отделение отношений владения от распоряжения собственностью. Так, еще в древние времена возникли арендные земельные отношения, кредитные отношения. Например, землевладелец сдал в аренду земельный участок крестьянину. Тот обрабатывает участок и получает определенный урожай, часть которого присваивает землевладелец в виде натуральной или денежной ренты. Это присвоение базируется на отношении владения землей. Крестьянину остается продукт, который он присваивает на основе отношений распоряжения (аренды) земельным участком, а также собственности на свою рабочую силу.
Если брать современные крупные земельные хозяйства, то можно заметить, что земельные собственники присваивают ренту как форму реализации отношений владения землей; предприниматель, ведущий сельскохозяйственное производство, присваивает прибыль как форму реализации отношений распоряжения землей и рабочей силой; наемный сельскохозяйственный работник, реализующий отношения пользования средствами производства и владения рабочей силой, присваивает заработную плату.
Муниципальная собственность
... "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". В соответствии с ...
Проблема собственности получила самые разнообразные трактовки. Не вдаваясь в их толкование и интерпретацию, приведем наиболее распространенные из них. Собственность — это способ соединения факторов производства: работника — со средствами производства. Основным содержанием собственности является способ распределения. Собственность характеризуется формой участия в управлении производством. Наконец, для выражения собственности необходимо раскрыть всю систему экономических отношений, т.е. она проявляет себя во всей совокупности экономических отношений.
Выбрать какое-то из этих определений в качестве истинного — задача непростая, ибо сторонники каждой из точек зрения настаивают только на своей интерпретации экономических отношений
собственности.
По нашему мнению, все эти точки зрения верны. Данное заключение вытекает из следующего рассуждения.
Первое определение собственности относится только лишь к производству и, следовательно, оно характеризует отношения работника к средствам производства в самом процессе производства. Второе — ограничивается отношениями распределения, т.е. кто распределяет, тот и реализует отношения собственности. Третье — рассматривает отношения собственности через призму причастности к управлению производством. Наконец, четвертое определение подталкивает нас взглянуть на отношения собственности с точки зрения всех экономических отношений, в которые вступают хозяйственные субъекты.
Таким образом, каждая точка зрения отражает всего лишь какой-то срез экономических отношений собственности (в производстве, распределении, управлении, экономике в целом), но каждая из них только дополняет, обогащает другие характеристики. Это в конечном счете находит свое выражение в последнем всеохватывающем определении. Однако из этого нельзя делать вывод, что именно данное определение верно, ибо в рамках анализа мы углубленно рассматриваем отдельно специфические стороны явления (в данном случае собственности), и это обогащает нас новыми знаниями. Определение же собственности как всей системы экономических отношений — это синтез различных сторон отношений все той же собственности. Именно такой подход к исследованию отношений собственности, с одной стороны, позволяет до минимума свести дискуссии там, где они бесплодны, а с другой — открывает возможность рассматривать собственность в различных ракурсах ее существования и проявления [ 7, c 412 ].
1.2 Виды и формы собственности, 1.2 Виды и формы собственности.
Классификация собственности предполагает выделение следующих двух разновидностей: частной и общественной собственности.
Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности является частная, которая выступает в трех основных формах: единичной, партнерской, корпоративной.
Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование).
Акционерное общество
... в работе друг друга организаций, связанных отношениями собственности и правом участия в управлении. Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех ... наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли. Владельцы акций, акционеры, являются так называемыми долевыми собственниками, а по сути совладельцами акционерного общества. Акционерное общество - ...
Речь идет об обособленных простых товаропроизводителях, которые одновременно являются собственниками и средств производства, и рабочей силы. Правда, здесь может использоваться труд членов семьи (например, фермерские семейные хозяйства).
Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать и наемный труд.
Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности. Здесь речь идет об образовании предприятия на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей. Они могут создаваться на основе полной или ограниченной ответственности.
При полной ответственности учредители общества несут перед своими кредиторами всю полноту ответственности всем своим имуществом, включая и то, которое не входит в партнерскую собственность данного предприятия. Причем это еще и взаимная ответственность: недостаточность средств у одного из партнеров при расчете с кредиторами возмещается имуществом других партнеров. В партнерских предприятиях с ограниченной ответственностью его учредители несут ответственность перед своими кредиторами исключительно в размерах доли капитала (пакета акций), принадлежащего каждому из них. Имущественная ответственность не распространяется на объекты собственности его участников, которые не имеют отношения к собственности партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди их учредителей.
Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности — акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи с этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций — фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.
Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций (поэтому она и относится к частной собственности), тем не менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к общественной. Дело в том, что акционерный капитал, несмотря на свою раздробленность между владельцами акций, функционирует и вступает в хозяйственные отношения как единое целое, как общественный объединенный капитал. Отношения распоряжения реализуются не разрозненно, применительно к отдельным пакетам акций, а ко всему капиталу в целом. Реализация отношений распоряжения акционерным капиталом осуществляется теми, кто владеет контрольным пакетом акций. Владельцы контрольного пакета акций распоряжаются всем капиталом акционерного общества как единой собственностью.
Если рассматривать реализацию корпоративной собственности через отношения владения, то очевидно, что их осуществляют обособленные собственники акций в форме присвоения дивидендов (доходов на акции).
Понятие и способы приватизации по законодательству России и зарубежных стран
... огромного богатства. Степень научной разработанности темы подтверждается трудами Автомоновой М.В. «Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий», Гуляева Г.Ю. «Приватизация», Каратеева Д.О. «Приватизация: исследование перераспределения прав собственности на основе опыта ...
Это находит свое проявление в проводимой экономической, финансовой, организационно-управленческой, технологической политике общества, которая основывается на отчислениях от прибыли акционерного общества в фонд накопления, предназначенный для дальнейшего наращивания капитала, расширения и улучшения хозяйственной деятельности [ 6, c 485-490].
В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.
Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или родственники умершего получают только возмещение стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновится.
Данная форма собственности получает все большее распространение на Западе. Например, в США таких предприятий насчитывается уже более 000. Они пользуются поддержкой государства в виде предоставления им кредитных и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника в собственника, когда отношения собственности и на рабочую силу, и на средства производства становятся персонифицированными в одном и том же лице.
Относительно собственности общественных организаций следует заметить, что она представляет собой лишь ту или иную модификацию коллективной формы собственности.
Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества. Отношения распоряжения реализуют хозяйственные субъекты государственной собственности, т.е. государственные предприятия, которые присваивают часть дохода в форме прибыли на основе отношений распоряжения государственной собственностью.
Реализуя отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.
Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обогащения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.
Основные направления реформирования российской экономики: предпринимательство, ...
... приватизации в России (так называемой «чековой приватизации») требует оценки его итогов и выявления особенностей. Переход к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий. Весной 1994г. была утверждена Государственная ... Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, ...
Что касается общенародной собственности, в свое время закрепленной Конституцией СССР, то она имела чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без содержания.
Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношения распоряжения реализовывало бы общество, тогда как отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем — на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это — отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности. Практически реализовать полную свободу соединения каждого работника с любыми средствами производства, что предполагает общенародная собственность, невозможно, ибо уровень материально-технической базы экономики и глубина разделения труда в обществе не позволяют осуществить свободную перемену труда из-за колоссального многообразия разнохарактерных видов трудовой деятельности. Кроме того, человек не в состоянии освоить все или хотя бы значительную часть современных видов трудовой деятельности, а общество не располагает необходимыми условиями и средствами для обеспечения всестороннего развития личности. Наличие разнообразных форм собственности объективно обусловливает необходимость экономической их реализации через продажу товаров и присвоение доходов в разнообразных опять-таки экономических формах (заработной платы, прибыли, ренты, процента).
Это в свою очередь ведет к установлению экономических взаимосвязей между обособленными собственниками — товаропроизводителями. Рыночные механизмы позволяют выявить наиболее жизнеспособные формы собственности применительно к определенным отраслям и сферам хозяйственной деятельности на том или ином этапе социально-экономического развития общества.
При этом надо признать, что современное производство, достигшее высокого уровня обобществления, характеризуется взаимной дополняемостью функционирования многих форм собственности. В частности, на основе корпоративной собственности функционируют многочисленные производственные, научно-производственные, производственно-торговые и другие виды объединений. Последние, несмотря на колоссальные масштабы своей хозяйственной деятельности, вынуждены прибегать к кооперационным соглашениям с предприятиями, базирующимися на индивидуальной, партнерской, коллективной, государственной формах собственности, на поставку им тех или иных полупродуктов, полуфабрикатов либо привлекать их к сотрудничеству в области продвижения товаров к потребителю, проведения тех или иных технических, экономических или рыночных исследований. Поэтому современные социально-экономические системы базируются на смешанной экономике, способной к реализации ускоренных структурных сдвигов, достижений научно-технического прогресса, новых организационно-управленческих форм функционирования различных видов хозяйственной деятельности. Наконец, развитие товарно-денежных отношений обусловлено не только многообразием форм собственности, но и наличием опосредованных форм реализации отношений присвоения через владение и распоряжение. Реализация отношений собственности предполагает развертывание коммерческих отношений между кредиторами и заемщиками, землевладельцами и арендаторами, между владельцами и распорядителями ценных бумаг. Вне отношений владения и распоряжения невозможно объяснить многие экономические отношения современного общества.
Приватизация в странах с развитой рыночной экономикой
... результат, высокий уровень жизни в странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, процесс приватизации является важным и необходимым этапом для перехода к рыночной экономике В связи со всем выше указанным можно с уверенностью говорить о том, ...
2. Реформирование государственной собственности в постсоциалистических странах, 2. Реформирование государственной собственности в постсоциалистических странах
Несмотря на значительное сходство «стартовых» условий в странах Восточной Европы и СНГ, в каждой из них есть свои особенности по реформированию государственной собственности, которые условно можно разделить на две группы:
- страны, использующие модель приватизации, одним из принципов которой является передача части государственного имущества всем гражданам безвозмездно;
- страны, осуществляющие приватизацию путем продажи государственного имущества в основном за денежные средства.
Подавляющее большинство постсоциалистических стран использовало чековую модель приватизации, но темпы и подходы ее реализации существенно различаются.
В Российской Федерации реформаторы поставили целью провести приватизацию в максимально короткие сроки («обвальная» приватизация) и не привели никаких веских аргументов. Этот вариант реформирования ничего не дал ни гражданам, ни государству и стал одной из главных причин неэффективности экономики, обнищания масс, масштабной коррупции, вывоза капитала, падения общественной морали и как следствие — резкое снижение международного авторитета России.
Ваучерная приватизация в России была осуществлена за три года и завершилась в июне 1994 г. Декларируемая идея социальной справедливости должна быть реализована путем наделения граждан приватизационными ваучерами, дающими права на часть государственного имущества. Однако изначально ваучерная система имела ряд недостатков.
Во-первых, при отсутствий соответствующей инфраструктуры использование приватизационных чеков (ПЧ) как платежного средства при приватизации предприятий оказалось труднореализуемым. Обладание им — еще не гарантировало участия в разделе госсобственности из-за срочности действия чеков, изъянов информационной инфраструктуры, организационных неурядиц, криминальных действий и слабости разъяснительной работы с населением.
Во-вторых, приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничений, что привело во многих случаях к концентрации капитала в виде слияния ПЧ уже на деприватизационной стадии. И как результат этого — мелким покупателям на чековых аукционах доставалось до 10% акций, а при продаже наиболее привлекательных предприятий — до 2%, остальное — коммерческим структурам и трудовым коллективам. Отличительной чертой многих чековых аукционов стало участие в них иностранных инвесторов, которые, как правило, действовали через подставные фирмы. Фактически была дискредитирована сама идея бесплатной приватизации, которая Должна была обеспечить максимально равные условия для участия граждан России в приватизации предприятий.
Система собственности в современной экономике
... экономическая категория; изучить виды и формы собственности; рассмотреть процесс движения собственности в современной экономике; выявить основные направления совершенствования отношений собственности. Тема курсовой работы достаточно освещена в литературе. Для написания своей работы я буду использовать статьи ...
Основное достижение ваучерной приватизации — формирование институционных основ рыночной экономики. Уже в 1993 г. операции с приватизационными чеками на фондовом рынке занимали 65% от стоимости проданных ценных бумаг, а ликвидность ваучеров примерно в 2,5 раза превысила ликвидность акций. Этому во многом способствовали чековые инвестиционные фонды, обслуживающие оборот приватизационных чеков. Становление их шло исключительно быстрыми темпами и к 1994 г. этот процесс практически завершился. Итогом ваучерной приватизации явилось реформирование более 70% предприятий, подлежащих преобразованию.
В руки частных владельцев перешло более 50% российской промышленности и более 80% в сфере торговли и услуг. Однако эти результаты не привели к росту эффективности экономики, ибо объем промышленного производства в стране снизился на 60%. Принятые на начало процесса реформирования законодательные документы позволили на 75% приватизированных предприятий сохранить контрольные пакеты акций в трудовых коллективах, что явилось основой дальнейшего передела капитала. К концу 1995 г. доля внутренних акционеров снизилась, а внешних возросла в два раза. В процесс приватизации в России было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стали 90% государственного имущества, чего не знала история денационализации. В этом специфика приватизации в России на ваучерном этапе. Коротко итоги этого этапа можно изложить следующим образом: к 1995 г. в России было создано млн. акционерных обществ, акциями предприятий владели млн. акционеров, 10% акций принадлежали иностранным инвесторам, негосударственный сектор произвел более 50% ВВП.
Второй этап приватизации действует в России с 1995 г., при котором платежным средством при покупке государственного имущества являются только деньги. Основная цель денежной приватизации — пополнение государственного бюджета и инвестиционная поддержка приватизированных
компаний. Акции предприятий должны выставляться на денежные аукционы, процедура проведения которых во многом повторяет чековые аукционы. Однако предложенная схема не, заработала эффективно по следующим причинам:
- на заключительном этапе ваучерной приватизации были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных компаний;
- появилась альтернатива для инвесторов — рынок государственных ценных бумаг;
- низкие темпы денежной приватизации предполагали поступление денежных средств в бюджет, а не инвестиций.
В 1995-1996 гг. недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет от приватизации было значительным. На некоторое время эту негативную тенденцию удалось переломить с помощью новой для России (и нетипичный в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов. По этой схеме правительств получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять этими акциями в течение всего времени залога. Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных, предприятий под частное управление.
Начиная с 1997 г., основной акцент делается на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства, причем существенно сокращены льготы трудовым коллективам. Сделаны первые шаги по изменению методов оценки стоимости государственного имущества — совокупная оценка на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Продажа крупных государственных пакетов, как правило, проводится по индивидуальным проектам, остальные — по стандартным схемам на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусматривается продолжение практики сдачи федерального имущества в аренду. Все эти мероприятия должны улучшить ситуацию с бюджетными доходами от приватизации.
Приватизация государственной собственности в России породила многочисленные социально — экономические проблемы. Анализ опыта других стран свидетельствует о том, что и в России при продуманной тактике действий приватизация могла быть проведена с меньшими социальными потерями и при большем экономическом эффекте.
По пути «обвальной» приватизации не пошли большинство стран Центральной и. Восточной Европы,, а также СНГ. Как и в России невозможность проведения приватизации только на платной основе предопределила передачу значительной части государственной собственности гражданам этих стран бесплатно.
На Украине право гражданина на долю государственной собственности подтверждает имущественный сертификат. Общая сумма этих Ценных бумаг составляет 70% стоимости имущества, подлежащего приватизации. Первоочередной приватизации подлежат объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также убыточные предприятия других отраслей, законсервированные объекты или такие, где нормативные сроки строительства истекли.
Приватизацию на Украине можно разделить на несколько этапов. Первый этап (1992-1994 гг.).
Имущественные сертификаты существовали в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом. Это объясняется тем, что аренда стала единственным способом (при отсутствии внутренних капиталов) накопления необходимых средств для последующего выкупа имущества и она предоставляла предприятиям экономическую свободу. В результате к 1995 г. путем выкупа в частный сектор перешло около 6,5 тыс. предприятий. Однако преимущества членов трудовых коллективов при выкупе арендованного имущества с использованием приватизационных сертификатов нарушали принцип социальной справедливости и право граждан, не занятых в сфере производства и обслуживания. Это вызвало необходимость корректировки законодательной базы и перехода к следующему этапу.
Второй этап (1995-1999 гг.) характеризуется введением в оборот наличных именных сертификатов как средства платежа за объекты приватизации. Продажа акций приватизируемых предприятий физическим и юридическим лицам осуществлялась на сертификатных аукционах. Преобразованию в ОАО подлежали средние и крупные предприятия. В «малой приватизации» арендаторам предлагалось выкупить на льготных условиях имущество в течение шести месяцев. В противном случае объекты выставлялись на аукцион. В 1997 г. фактически завершилась малая приватизация и в частную собственность перешло более 90% предприятий торговли, сервиса и общественного питания. Во многих отраслях была ликвидирована монополия государства и созданы условия для перераспределения собственности. Негативный результат этого этапа — преобладание некоммерческих комплексов над коммерческими при приватизации средних и крупных предприятий и фактическое самоустранение граждан от участия в приватизации в связи с отсутствием денежных средств. А за сертификаты было продано менее 4,5% имущества.
С 2000 г. начался третий этап приватизации — денежный. Он предполагает индивидуальный подход к приватизации крупнейших предприятий или продажу пакетов акций предприятий-монополистов. Цель этого этапа -концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятий, а также привлечение иностранных инвестиций.
По пути купонной приватизации пошел и Казахстан, причем купоны регистрировались за индивидуальными владельцами и не подлежали передаче или продаже. Они могли быть вложены только в инвестиционные фонды, которые приобретали акции приватизированных предприятий на купонных аукционах. На первом этапе (1991- 992 гг.) в основном продавались объекты торговли и сферы услуг, а также шла передача государственной собственности трудовым коллективам предприятий. На втором этапе (с 1996 г.) были выделены следующие направления приватизации:
- продажа мелких предприятий на аукционах;
- массовая приватизация средних и крупных предприятий с использованием купонов;
- приватизация крупных предприятий по индивидуальным проектам, причем предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление;
- приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки сельхозпродукции.
В процессе массовой приватизации и по индивидуальным проектам, как правило, предприятия преобразовываются в ОАО с государственным пакетом акций не более 39%, через купонные аукционы для инвестиционных фондов реализовывается % акций.
Литва, Латвия, Эстония также использовали чековую модель приватизации, но подходы к ее реализации в каждой из них имели свои особенности, которые в некоторой мере можно объяснить производственными, демографическими и этнокультурными особенностями республик.
Если в Латвии и Эстонии доминирующая роль была отведена рынку, то в Литве на процесс приватизации активное влияние оказывало государство.
Литовская модель приватизации является наиболее социально ориентированной. Здесь не использовалась напрямую процедура банкротства, а основной акцент делался на реструктуризацию государственных предприятий до начала приватизации. На начальном этапе реформирования экономики работники предприятий имели возможность участвовать в приватизации средних и крупных предприятий путем использования чеков. Это позволило более 75% работникам иметь свою долю в капитале предприятия. Большая часть крупных и средних предприятий была приватизирована уже к концу 1994 г.
Ваучерный этап продолжался до конца 1996 г. что позволило населению реально участвовать в процессе разгосударствления. В результате в республике было реформировано почти 6000 хозяйственных субъектов, причем для крупных и средних использовалась открытая подписка на акции, для малых — аукционы. Удельный вес частного сектора в Литве составил 68% с высокой долей работников-акционеров. Начиная с 1997 г. оставшаяся часть государственной собственности приватизируется за наличные деньги, право на участие в приватизации получили и иностранные инвесторы, доля которых в уставном капитале не превышает 49%.
На первом этапе реформирования экономики в Эстонии для безвозмездной передачи части государственного имущества использовались облигации народного капитала, обращение их было завершено в 1994 г. К этому времени практически завершилась «малая» приватизация. Отличительная черта эстонской модели реформирования экономики — жесткое и бескомпромиссное соблюдение закона о банкротстве. Предприятия, оказавшиеся на грани банкротства, практически не имели поддержки со стороны государства, как это нередко происходило в Литве и Латвии.
На начальном этапе преимущество при покупке предприятий с численностью до 450 человек (это около 80% всех предприятий республики) отдавалось трудовому коллективу. Но уже с 1992 г. приоритетное право получают на тендерах иностранные покупатели, инвестирующие средства в реконструкцию и развитие предприятий. Основными странами-инвесторами стали Финляндия, Швеция, США, Германия.
В настоящее время иностранным инвесторам принадлежит полностью или частично большинство крупных и средних фирм, более 85% акций эстонских банков. Эстония оказалась единственной республикой бывшего СССР, в которой подавляющая часть государственной собственности продана иностранным владельцам. Приток иностранного капитала позволил обеспечить финансирование социальных программ, что значительно ослабило социальное напряжение в обществе, вызванное экономическим кризисом 1990-1993 гг.
Приватизация в Латвии началась в 1991 г. реформированием мелких предприятий и в течение двух лет. Для безвозмездной передачи части государственного имущества вся муниципальная собственность практически перешла в частный сектор. Ваучерный рынок образовался в 1994 г. и обращение чеков постоянно продлевается. В Латвии по сравнению с Эстонией, промышленные предприятия более крупные, что потребовало учета социальных факторов. Не оправдались надежды на большой приток иностранного капитала, хотя уже в первые годы приватизации был принят Закон «Об иностранных инвестициях в Латвийской Республике», согласно которому предоставлялись определенные льготы по налогообложению для иностранным инвесторам. Республика в числе немногих стран пошла на закрытие некоторых промышленных объектов, причем большая часть работающих на них была этническими русскими. Безработица и нехватка средств на финансирование социальных программ создали достаточно заметное напряжение в обществе. Пик приватизации крупных предприятий пришелся на 1997 г., а к концу 1998 г. было проведено свыше тысячи тендеров, охвативших 96% государственных предприятий. Удельный вес частной собственности в народном хозяйстве превысил 73%.
Отличительной чертой процесса приватизации в странах Балтии является достаточно широкая гласность. Не вызвал в обществе широкого резонанса и пересмотр итогов реформирования некоторых объектов в 2000-2002 гг., приватизированных с нарушениями законодательства. Возвращение этих объектов государству способствовало снижению социальной напряженности. Следует отметить, что процесс реформирования экономики в странах Балтии шел значительно медленнее, чем в России, но при реальном общественном контроле и в рамках правовой базы.
Приватизация в Польше и Чехии. Значительную роль в процессе приватизации в Польit и Чехии сыграли инвестиционные фонды, аккумулирующие приватизационные чеки (сертификаты в Польше, купоны в Чехии).
Пользуясь широкой поддержкой государства, инвестиционные фонды сконцентрировали большую часть акций реформируемых предприятий, что дает им право управления созданными на базе государственных предприятий открытыми акционерными обществами.
Национальные инвестиционные фонды в Польше созданы консорциумами с участием польских и зарубежных фирм. Это позволило привлечь международные финансовые организации, предоставившие кредиты на развитие предприятий и оказывающие помощь в развитии новых технологий и выходе на рынки сбыта. Граждане, получившие сертификаты, могут обменять их только на акции инвестиционных фондов. Начиная с 1994 г., основное направление приватизации в Польше — улучшение положения реформированных предприятий и увязывание приватизации с реструктуризацией.
Частный сектор занимает прочные позиции в торговле, сельском хозяйстве, грузовых перевозках. В настоящее время набирает темпы приватизация во внешней торговле и строительстве. Несколько другое положение в промышленности, где пока большая часть предприятий принадлежит государству. Здесь используется льготная продажа средних по размеру предприятий трудовым коллективам. В 1995 г. в Польше был пересмотрен антимонопольный Закон, который позволил санкции к монополисту с до 40% объема продаж в отрасли. Это позволяет вывести многие предприятия энергетики, телекоммуникаций, транспорта из-под действия этого закона и решить вопрос их реструктуризации и приватизации.
Примером успешной реализации модели чековой приватизации может служить Чехия, где к началу реформ практически отсутствовал частный сектор. За пять лет посредством купонной приватизации в частные руки перешло более 80% государственной собственности. К началу 1995 г.. был практически сбалансирован государственный бюджет, стал относительно низким уровень инфляции (не выше 10% в год), безработица — на уровне 3%, промышленное производство (которое в 1991 г. сократилось на 24,4%) в 1994 г. выросло на 6%. Ситуация в стране находится под контролем, развивается рынок ценных бумаг, идет вторичная продажа акций. Чтобы иметь надежные инвестиционные фонды, чехи позволили существующим государственным банкам образовывать и управлять приватизационными фондами. Это помогло во многом процессу пройти гладко, и 70% акционеров решили вложить свои ваучеры в фонды.
Проведение платной (денежной) приватизации возможно только при наличии капитала в частном секторе, а также возможности предоставления льготных кредитов гражданам для покупки государственного имущества.
Приватизация в Венгрии. Примером страны, осуществляющей денежную приватизацию служит Венгрия. Ситуация здесь к началу приватизации существенно отличалась в лучшую сторону от положения в других странах, этому способствовал длительный период экономических реформ, начиная с 1968 г. Однако даже здесь развитие рынка оказалось лишь в начальной стадии. Приватизация значительной доли государственного имущества по рыночным ценам стала возможной благодаря привлечению иностранного капитала, что позволило создать приватизационный фонд, предоставляющий гражданам льготные кредиты для покупки государственного имущества. В рамках «малой» приватизации иностранный капитал был исключен из числа конкурентов.
Поощрялось привлечение зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, в котором более эффективна отдача вложенных финансовых средств за счет использования новых технологий. Спонтанная приватизация в 1987-1990 гг. проводилась через Советы предприятий в пользу управленцев. Распродажа государственной собственности по заниженным ценам привела к обострению социальной напряженности. Поэтому начиная с 1991 г. государство усилило свое вмешательство не только в приватизацию крупных и средних предприятий, но и в «малую» приватизацию. К концу 1995 г. в стране было приватизировано более 80% государственной собственности, что способствовало развитию свободной рыночной экономики.
Самое существенное достижение Венгрии — создание благоприятного инвестиционного климата. Иностранные инвесторы теперь могут вывозить капитал в твердой валюте. Снят контроль над ростом заработной платы и перетоком капитала. Созданы основы финансовой системы, в том числе брокерские конторы, товарная биржа и более банков. Политическая стабильность делает страну привлекательной для иностранных инвесторов. Страна смогла привлечь почти половину капитала, хлынувшего в бывшие коммунистические страны Восточной Европы. Было создано более тыс. совместных предприятий.
Подводя итог краткому обзору реформ, проводимых в постсоциалистических странах, отметим, что приватизация в этих странах осуществляется поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных целей. Практически повсеместно началу приватизации в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации, который во многих случаях вызывал социальную напряженность в обществе.
Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла довольно успешно, то приватизация крупных предприятий столкнулась с существенными трудностями. Принятые чековые модели приватизации на практике стали осуществляться только к середине 90-х годов (за исключением Чехии, Словакии и России), когда возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В сферу ваучерной приватизации попали предприятия, которые государство не могло продать, а для населения они также были малопривлекательны.
Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе являются Чехия и Словакия (в 1992-1994 гг.).
Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако в отличие от России чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
Годы, прошедшие с начала проведения экономических реформ в постсоциалистических странах, показали, что использование чековой модели приватизации не должно носить длительный характер, ибо это не способствует привлечению инвестиций и практически утверждает реальное положение приватизированных предприятий, которые и после реформирования практически остаются со всеми своими проблемами — низкой рентабельностью, технологической отсталостью и неплатежеспособностью, Основным методом приватизации должна стать продажа государственных предприятий по рыночной стоимости, что конечно потребует индивидуального подхода к каждому объекту, поиску инвестора и накоплению капитала в частном секторе. Только появление собственников, заинтересованных в эффективной работе предприятий, позволит создать условия для повышения эффективности экономики как на микро -, так и на макроуровне.
3. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь, 3. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь
Республике Беларусь принимались иные подходы при утверждении концептуальных положений реформирования отношений собственности. Приступая к приватизации, правительство рассчитывало на активизацию рыночных сил, развитие конкуренции, расширение инвестиционных возможностей, сокращение бюджетного дефицита. И хотя определенные результаты в расширении сферы и ускорении темпов приватизации были достигнуты, существенных сдвигов в этом процессе не произошло. Приватизация не приобрела массовый характер. Фактически процесс приватизации государственного имущества в Республике Беларусь начался в 1991 г. и осуществлялся как на возмездной (денежной), так и безвозмездной (за чеки имущество») основе. На первом этапе (1991-1992 гг.) приватизация осуществлялась только за денежные средства и в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества. Среди них: минская фабрика «Милавица», солигорский трест «Шахтспецстрой», завод «Метромаш» (г. Минск) и другие предприятия, которые после приватизации преобразовались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии — в акционерные общества.
Второй этап приватизации начался с 1993 г. после принятия законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках» и характеризовался главным образом тем, что при продаже каждого объекта в процессе приватизации 50% стоимости оплачивалось деньгами и 50% — чеками «Имущество». В июне 1993 г. была принята Государственная программа приватизации, в соответствии с которой средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобразоваться в открытые акционерные общества. На конкурсы и аукционы предлагалось выставлять малые предприятия коммунальной собственности (торговли, бытового обслуживания и общественного питания), а также объекты незавершенного строительства Это позволило значительно активизировать процесс приватизации. Если в 1991-1992 гг. негосударственным стало только предприятие, то в 1993-1996 гг. осуществлено преобразование государственной собственности на 513 предприятиях. В числе преобразованных в акционерные общества более таких крупных предприятий, как Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Минский часовой завод, минский завод холодильников «Атлант» и другие [ 9, 180-192].
По состоянию на 1 января 1997 г. наиболее динамичные показатели приватизации отмечены на предприятиях промышленности (212 предприятий), строительства (104 предприятия), агропромышленного комплекса (69 предприятий), транспорта (46 предприятий).
Общая численность работающих на приватизированных предприятиях республиканской собственности составила 356 тыс. чел. Вместе с тем существенным недостатком «чекового» этапа приватизации явилась непопулярность для привлечения инвестиций со стороны как отечественных, так и внешних инвесторов, поскольку приобрести контрольный пакет акций одному инвестору было практически невозможно.
Предложения по реформированию промышленных предприятий республики. Предложено активизировать процессы преобразования в акционерные общества всех средних и крупных государственных предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации. Создание акционерных обществ на базе государственных предприятий имеет ряд преимуществ и обеспечивает большую гибкость. Во-первых, такая трансформация позволяет ввести на предприятии корпоративное управление вместо административных методов. Во-вторых, на сумму уставного фонда выпускаются акции предприятия, что позволяет сделать его фонды достаточно гибкими для функционирования в условиях рынка, несмотря на то, что в течение некоторого времени собственник в лице государства остается прежним. И, наконец, в-третьих, удается развести во времени «разгосударствление» и собственно «приватизацию».
При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества необходимы: принятие устава, занесение в реестр, создание наблюдательного совета, назначение коммерческого руководства, составление вступительного баланса, разработка концепции развития предприятия.
Активизация процессов акционирования средних некрупных государственных предприятий, по нашему мнению, позволит, с одной стороны, предотвратить хищение государственного имущества, а с другой — создать предпосылки для последующей продажи пакетов акций предприятий эффективным собственникам. В конечном итоге это существенно ускорит крайне необходимый в настоящих условиях процесс привлечения инвестиций в промышленность.
Характерной чертой приватизации является ее антимонопольная направленность. В частности, нам представляется нецелесообразной приватизация концернов, ассоциаций, объединений и других структур как единого целого. Государственные предприятия, входящие в объединения, должны приватизироваться самостоятельно. При приватизации, объединений необходимы: реструктуризация, разукрупнение предприятий, выделение частей предприятия, способных действовать самостоятельно.
Не менее сложной, чем реструктуризация, выступает проблема санации, особенно крупных предприятий микроэлектроники, химической промышленности, машиностроения, станкостроения. Сейчас в Беларуси создано около консалтинговых фирм, способных разработать для каждого конкретного предприятии концепцию, обеспечивающую его жизнедеятельность после приватизации. Однако неразрешенными остаются вопросы финансовой поддержки таких предприятий с использованием многочисленного инструментария: погашение задолженности по старым кредитам, предоставление льготных займов для формирования собственного капитала, оплата процентов по старым кредитам, направление части средств, полученных от приватизации, на инвестирование приватизированных предприятий [ 16, c 160 ].
Считаем возможной одновременную продажу акций открытых акционерных обществ работникам предприятия и приравненным к ним лицам за деньги и именные приватизационные чеки на льготных условиях, а также крупных пакетов акций на конкурсах с оплатой деньгами и под выполнение определенных условий по сохранению численности рабочих мест, вложению инвестиций для необходимой реконструкции производства. Определенное количество предприятий необходимо полностью либо частично акционировать за именные приватизационные чеки «Имущество» с целью удовлетворения запросов граждан по обмену чеков «Имущество» на акции предприятий. Такой подход, с одной стороны, гарантирует каждому гражданину Республики Беларусь возможность участвовать в процессе приватизации государственной собственности, а с другой — будет способствовать привлечению инвестиций в постиватизационный период развития предприятий. Участие в приватизации иностранных инвесторов регулируется законами «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях» и др. В последнее время несколько снизились инвестиции в экономику Беларуси. Объяснить это можно, во-первых, тем, что экономика Западной Европы переживает известные трудности, а во-вторых, высокой конкуренцией бывших социалистических стран, желающих получить финансовую помощь зарубежных инвесторов. Кроме того, сомнительным представляется факт капиталовложения инвестором в госпредприятия того вида, в каком они существуют ныне. Вместе с тем уже есть десятки примеров в различных отраслях, когда после акционирования или приватизации инвесторы не только проявляют интерес, но и вкладывают средства в развитие, создавая совместные предприятия или покупая пакеты акций (швейная фирма «Миловица», Могилевский металлургический завод, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Ошмянская кофейная фабрика и др.).
Законы Республики Беларусь дают существенные льготы иностранным инвесторам. Так, предприятия, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственной хозяйственной деятельности. Вся выручка таких предприятий освобождается от уплаты налога на прибыль в течение трех лет с момента объявления прибыли; кроме того, ставка налога может быть уменьшена еще на 50% в последующие три года. Государство гарантирует иностранным инвесторам защиту от реквизиции, незаконных действий государственных органов; возможность беспрепятственного перевода доходов и иных сумм в иностранной валюте. В случае законодательного ухудшения условий для иностранных инвесторов к иностранным инвестициям в течение 5 лет применяется законодательство, действовавшее на момент регистрации предприятия с иностранными инвестициями. Вместе с тем необходимо расширять диапазон льгот и создавать условия для привлечения иностранных инвестиций, в частности: уменьшать налог на прибыль при условии дополнительного создания рабочих мест, продавать в собственность участок земли, находящийся под приватизируемым объектом, и др.
Концепция перехода от чеково-денежной к денежной приватизации. Исследования показывают, что наиболее эффективным для экономики государства в целом и предприятий промышленности в частности является подход к разгосударствлению и приватизации, при котором государственное имущество должно продаваться только за денежные средства. При этом формируется реальный собственник — хозяин, вложивший в выкуп объекта свои деньги. Средства от приватизации в первую очередь предлагается использовать для реструктуризации и санации предприятий с целью производства конкурентоспособной продукции, создания новых рабочих мест.
Существующая концепция реформирования собственности в нашей республике, в соответствии с которой государственное имущество в процессе приватизации продается за деньги и чеки «Имущество», по нашему мнению, является препятствием для повышения экономической эффективности приватизируемых предприятий, Практические результаты деятельности предприятий в постприватизационньй период показывают, что они будут более эффективно работать, если на этапе реформирования привлечь денежные инвестиции.
В этой связи предлагается концепция поэтапного перехода от чеково -денежной к денежной приватизации по следующей схеме:
- законодательно определяется перечень социально значимых для республики предприятий, остающихся на ближайшие годы в государственной собственности (железная дорога, предприятия телефонной, телеграфной связи, метрополитен, городской электротранспорт, предприятия водопроводно-канализационного хозяйства и др.) — примерно 1/3 от всех предприятий;
- затем определяются финансово устойчивые предприятия, акционирование которых предполагается осуществить полностью либо частично за чеки «Имущество», в пределах начисленных непосредственно гражданам республики. Акции этих предприятий в короткий срок предлагается обменять на начисленные гражданам именные приватизационные чеки. Впоследствии для юридических и физических лиц, которые приобрели чеки другим способом, проводятся чековые аукционы;
- все остальные объекты госсобственности при необходимости подлежат реструктуризации, санации, акционированию, продаже в целом или по частям исключительно за денежные средства.
Реализация концепции позволяет существенно ускорить процесс приватизации и обеспечить его эффективность, создать условия для интеграции экономики Республики Беларусь с экономикой России и других стран.
Заключение, Заключение
1. Собственность в экономическом смысле выражает собой экономические отношения, в которых реализуется присвоение материальных, духовных благ или доходов.
Если экономические отношения собственности выражают отношения между субъектами в части присвоения того или иного объекта, то юридические отношения собственности выражают отношение субъекта к объекту, т.е. отношения людей к «вещам».
2. Экономическое содержание собственности находит свое проявление в единстве отношений пользования и присвоения. В отличие от правового отношения пользования в экономическом смысле оно означает соединение (взаимодействие) человека со средствами производства. В условиях господства частной собственности на средства производства и наемного труда отношения пользования реализуют работники, а отношения присвоения — собственники.
3. С развитием арендных и кредитных отношений отношения присвоения стали опосредоваться отношениями владения и распоряжения. Это было вызвано отделением отношений владения от отношений распоряжения. В частности, человек, давший в кредит определенную сумму денег, присваивает доход в форме процента на основании отношений владения этими деньгами, а человек, получивший кредит, присваивает доход в форме прибыли в результате распоряжения этими деньгами в реальном секторе экономики. Подавляющая часть доходов в развитой рыночной экономике присваивается именно на основе обособившихся отношений распоряжения и владения по отношению к одной и той же собственности.
4. Собственность выступает в двух своих разновидностях: частной и общественной. Частная собственность, в свою очередь, нашла свое воплощение в трех формах: единичной, партнерской и корпоративной. При единичной форме собственником выступает единственное физическое или юридическое лицо, при партнерской — имеет место объединение имущества нескольких юридических или физических лиц, при корпоративной — собственником может стать любое лицо на основе владения титулом собственности — акцией. Общественная собственность также функционирует в трех формах: коллективной, государственной и общенародной. Коллективная собственность характеризуется тем, что она неделима и принадлежит только трудовому коллективу конкретного предприятия, государственная — принадлежит государству, общенародная — принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.
5. Наряду с разделением труда собственность является основополагающей предпосылкой товарного производства и рыночных отношений, так как только наличие обособленных собственников на средства производства и произведенный продукт вынуждает их вступать в отношения обмена.
6. Развитие приватизационного процесса в Беларуси осуществлялось крайне неравномерно. Отсутствие правового поля приватизации обусловило ее низкие темпы в 1991-1992 гг. Начиная с 1993 г. этот процесс начал ускоряться, а с 1996 г. наблюдается постоянное снижение количества приватизированных предприятий. По состоянию на 1 декабря 2005 г. в республике приватизировано более 40% государственных предприятий, при этом в промышленности реформировано 39,5% государственных субъектов хозяйствования данной отрасли, в агропромышленном комплексе — 45, в строительстве — 31,5%.
7. Задачами преобразования госсобственности в Республике Беларусь являются: формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повышает их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, необходимыми для структурной перестройки; повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий; формирование среднего класса собственников; развитие рынка ценных бумаг; создание системы мотивов и стимулов к трансформации отношений собственности.
Литература, Литература
- Базылев Н.И. Собственность и система экономических отношений Вестник БГЭУ. 1998. № 4. с. 6-7.
- Бокун И.А., Михневич Л.А. Процессы приватизации в постсоциалистических странах Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2001. № 6. с. 89-92.
- Ванькевич А. И. Формы производства и собственности: монография. – Мн., 2009. – 308 с.
- Васильев А.М. Приватизация: Сравнительный анализ: Россия, Центральная Азия, арабские страны. – М., 2002. – 312 с.
- Васина Е. В. Основы приватизации: Учебно-методическое пособие. – Мн., 2007. – с.
- Войтов А. Г. Экономика. Общий курс: учебник. – М., 2008. – 610 с.
- Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. – М., 2007. – 861 с.
- Даниленко В.В. Проблемы управления государственным имуществом Республики Беларусь в условиях создания Союзного государства Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2002. № 12. с. 42-47.
- Драчев В.К. Приватизация в Беларуси. – Гомель, 2002. – 258 с.
- Приватизация и формирование рынка капитала в странах с переходной экономикой. Вестник БГЭУ. 1999. № 2. с. 67-71.
- Мельников О.В. Приватизация в Республике Беларусь: основные принципы и приоритеты. Управление собственностью. 2003. № 1. с. 56-65.
- Океанова З. К. Экономическая теория: учебник. – М., 2009. – 652 с.
- Пыко В.Т., Крум Э.В. Малая приватизация: сущность, тенденции, пути ускорения. – Мн., 2001. – с.
- Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы, результаты. Белорусский экономический журнал. 2001г. № 3. с. 97-105.
- Собственность и социально-экономические отношения. Монография /Под ред. В. И. Жукова. – М., 2005 – 408 с.
- Титович А.Н., Сычев А.М. Разгосударствление и приватизация в Беларуси: опыт, проблемы, перспективы. – Мн., 2002. – 216 с.
- Шаханович С. В. Основы приватизации: учебно-методическое пособие. – Витебск. – 2006. – с.
- Чигирь В.Ф. Разгосударствление и приватизация государственной собственности Вестник Молодёжного научного общества. 2002г. № 1. с. 78-95