Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Одной из наук, изучающих различные стороны общественной жизни, является экономическая теория.
Наряду с общим представлением об экономике экономическая теория призвана дать достаточно глубокие знания о функционировании хозяйственной жизни общества. Но только овладев основами экономической теории, уяснив предмет экономической теории, функции и методы экономического анализа, возможно более глубокое изучение этой науки.
Эта работа раскрывает предмет, показывает основные этапы развития и методы экономической теории.
Хотя это покажется очень странным, но предмет экономической теории, как науки в современном понимании, определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают различные взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в экономике и обновлялось даже название самой науки, а вместе с этим менялись и взгляды на ее предмет. К сожалению, задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Усилия экономистов за последние полтораста лет породили систему общих положений, правильность и важность которых может поставить под сомнение только невежда или упрямец. Однако единой точки зрения относительно сущности предмета всех этих обобщений не существует. В центральных главах всех трактатов по экономической теории с незначительными разночтениями излагаются одни и те же основные принципы этой науки. Но во вступительных главах, поясняющих предмет исследования, мы можем заметить значительные расхождения.
Все мы говорим об одном и том же, но до сих пор не решили, о чем именно Л. Роббинс. Поэтому первый вопрос данной работы способствует более глубокому пониманию предмета экономической теории, показывает путь формирования современного понимания предмета.
Рассмотрение основных этапов развития экономической теории необходимо еще и потому, что для изучения любой науки необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.
Цель курсовой работы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.
Первый вопрос курсовой работы посвящен общим проблемам определения предмета экономической теории и основным этапам развития экономической теории, некоторые школы и направления экономической мысли возникали на стыке веков, в переходные пе-риоды развития экономической теории и наконец находили своих сторонников на продолжении длительного периода времени, постоянно развивая и совершенствуя свои учения.
Шпаргалка по «Экономической теории»
... Самостоятельный предмет и метододологии науки не сформировались. Наиболее важные предпосылки науки в период раннего капитализма считается, что меркантимизм и физиократия являются первыми направлениями развития мысли. Физиократов., Меркантилизм. 5.Классики экономической теории Смит ...
Второй вопрос раскрывает методы экономического анализа.
В третьем рассматриваются главные направления развития современной экономической мысли.
-
Предмет и этапы развития экономической теории.
1.1.Предмет экономической теории.
Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.
До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.
Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):
- экономия как набор знаний по организации хозяйства;
- политическая экономия как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
- экономика как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений.
С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.
Так, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии — национальное богатство из среды обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве.
Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживают-ся и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем — в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития.
Классическая политическая экономия
... новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии. Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации ( ... этапов) отнюдь не означает завершения политической экономии вообще, как науки. Напротив, как и во многих других науках, „классический этап” является лишь „высоким ...
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни явились лишь производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господство административно-командной системы хозяйствования.
Производственные отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в «Очерках политической экономии» В.Я.Железнов писал, что политическая экономия имеет предметом своего исследования общественные отношения людей, возникающие на почве их хозяйственной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как «науки об общественном хозяйстве совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.
При такой трактовке предмета экономической теории можно говорить о примате потребления.
Результатом развития марксизма в XX в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны производственные отношения и экономические законы новой хозяйственной системы — социализма. Практическая функция этого учения сводилась к обоснованию развитого социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. Политэкономия социализма носила чисто теоретический характер, в результате произошел отрыв теории от практики. Главный практический вывод — огосударствление экономики, совершенствование отдельных сторон, звеньев сложившейся системы хозяйствования (которая по существу была далека от теоретической модели социализма), реформирование этой системы в рыночную экономику.
Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод — обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.
А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
Предметом экономической теории согласно кейнсианской школе становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция видится в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод — необходимость стимулирования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.
Пол Самуэльсон, осуществивший синтез микро- и макроэкономики в своем учебнике «Экономикс», известном всему миру, среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывает, что экономике — это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.
В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучения «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая экономия — это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П.Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные потребности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.
И все же, принимая во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, следует напомнить, что экономическая теория имеет своей целью исследование закономерностей развития хозяйственной деятельности общественного развития в различных экономических системах и ее основных этапов.
Таким образом, экономическая теория — это общественная наука, которая изучает хозяйственную деятельность в различных экономических системах при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью), что порождает конкуренцию за их использование на различных уровнях.
Схематично эволюцию взглядов на предмет экономической теории можно представить следующим образом (табл.1):
Предмет экономической теории.
№ п/п |
Основные направления и школы экономической мысли |
Предмет |
1 |
Меркантилизм Физиократы Классическая политическая экономия |
Национальное большинство |
2 |
Марксизм |
Производственные отношения |
3 |
Историческая школа |
Национальное хозяйство ‘ в целом |
4 |
Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика) |
Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей |
5 |
Кейнсианство (макроэкономика) |
Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого |
6 |
Институционально-социологическое направление |
Институты и институциональные изменения |
7 |
Теория неоклассического синтеза (экономике) |
Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов |
8 |
Экономическая теория |
Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях |
Характеристика предмета общей экономической теории как изучение поведения людей и их групп не означает отказ от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается на объект отношений — человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентированного рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.
Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступление их в обмен образуют экономический рост общества. Общественный рост — показатель и источник экономической динамики. Экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление производства и его экономический рост происходит на уровне отдельного предприятия(фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).
Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).
Экономическая теория — одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, наука права — другую, наука нравственности — третью и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требовать проверки положений экономической теории на фактах действительности.
Курс экономической теории — это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на монополию истины.
1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки.
Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древего Востока — колыбели мировой цивилизации — Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы):
- Разделение умственного и физического труда;
- Выделение высших и низших слоев общества;
- Освобождение от рабства;
- Всеобщее равенство;
- Право частной собственности на землю.
Древняя Греция Ксенофонт, Платон.
Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы.
Аристотель: Основа оценки блага – полезность; Соизмерение благ на основе полезности, а не труда — Эквивалентность обмена; Физический труд непрестижен ; Разделял экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и христематику (искусство наживать богатство, делать деньги).
Древний Рим (Сенека, Калумелла, Лукреций Кар и др.):
- Фактическое разложение рабства;
- Проблема качества труда, ограничение возможности рабского труда
- Физический труд непрестижен;
Христианство (Апостол Павел):
- Социальная справедливость «Кто не хочет трудиться, тот не ешь».
Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках.
Меркантилизм : сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд – а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства.
Идейно близкой к меркантилизму являлся экономическая политика протекционизма (Ман, Юм, Норе и др.), направленная на защиту национальной экономика от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.
По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.).
Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии.
Физиократы: (Кене, Тюрго) выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Недостаток его учения в том, что он считал источником богатства труд только в земледелии.
Классическая школа : Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок.
Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823).
Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из «Капитала» Маркса.
В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса — К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.
В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).
Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».
В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласности ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С.Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумного государственного регулирования.
2. Методология исследований.
Для серьезного изучения экономических проблем вопросы методологии имеют первостепенное значение. Методология — это наука о методах.
Методология экономической теории — наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделить несколько главных подходов:
1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
2) неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
3) рационалистический;
4) диалектико-материалистический.
При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомо экономикуса»).
Поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе — потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику — экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику — экономические проблемы в масштабе общества.
Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Кенэ — вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории — изучение не человеческого повеления, а законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д.Рикардо).
Такой подход позволял признавать деление общества на классы, в отличие от субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам.
Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, — и в этом диалектика.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.
Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способы их разрешения.
Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.
Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
Широко используются также индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать.
Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить себе все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.
Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных.
3.Главные направления развития современной экономической мысли.
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:
- неоклассическое;
- кейнсианскос;
- институционально-социологическое.
Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К.Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 70—80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».
Современная политическая экономия, известная под названием «экономике», имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.
Курс «экономике» впервые начал читать в Кембриджском университете А.Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга А.Маршалла (1842—1924) «Принципы экономике», которая у нас переведена как «Принципы политической экономии».
Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Одним из наиболее популярных считается учебник П.Самуэльсона «Экономикс», который впервые был опубликован в 1948 г. и выдержал 13 изданий. Его автор подчеркивает, что «экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управления предприятием, но имеет специфический предмет».
Таким образом, экономике и политическая экономия в англоамериканской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль науки.
В нашей экономической литературе до недавнего времени термин «экономике» рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания этой науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно-командной системы.
При более внимательном изучении курса «экономике» можно отметить, что «экономике» — многозначное понятие, характеризующее:
- специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне;
- науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;
- цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
Современное изменение названия учебной дисциплины «политическая экономия» на «экономическую теорию» не означает отказа от политической экономии как науки. Некоторые объясняют изменения тем, что «политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию». Проявление другой крайности — желание во что бы то ни стало сохранить термин «политическая экономия». Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономике» и «экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но все они по существу являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимосвязи и взаимозависимости.
Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла. Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.
Американский ученый-экономист М.Фридмен (род. в 1912 г.) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США.
В России с монетаристской теорией связывают имя Е.Гайдара.
Неолиберализм — это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.
Главными теоретиками концепции либерализма XX в. являются америанский экономист австрийского происхождения Л. фон Мизсс (1881-1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992).
По мнению Л.Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, ибо цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. «Регулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика — либерализм; абсолютными основаниями цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен.
К новой классической экономике относятся также «теория рационального ожидания» (Дж.Мут, Р.Лукас, Т.Сарджент, Н.Уоллес и др.), «экономика предложения» (А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс, М.Фелдстайн и др.), а также «теории общественного выбора» (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон, Д.Мюллер, Р.Толлисон и др.).
Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж.М.Кейнс (1883—1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.
Неокейнсианцы (Р.Харрод, Е.Домар, Э.Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П.Самуэльсона.
Посткейнсианцы (Дж.Робинсон, П.Сраффа, Н.Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д.Рикардо. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.
Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы.
Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т.Веблен), социально-правовой (Джон Р.Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К.Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.
В этом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному» (т.е. информационному) обществу.
Неоинституционализм характеризуется потходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р.Коуз, США), теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.
Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического соце-изма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному лишь для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономические законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.
Для нашего переходного времени вполне естественны разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, ибо все устаревшее в экономической теории быстро отмирает, но еще не умерло окончательно. Все это приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках которых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.
Заключение.
Развернувшийся процесс реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. Существовавшая в нашей стране школа экономической мысли, основанная на положениях марксизма, не выдержала проверки практикой. Сложившаяся экономическая ситуация заставила по-новому отнестись к достижениям современной мировой экономической теории, вызвала необходимость познания концепций различных теорий и школ. В результате сформировалось новое представление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения и принятия решений, как отдельного субъекта рыночных отношений, так и государственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формировании нового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации, предполагающего изучение основ современной экономической теории.
Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом (теория рыночных отношений, теория занятости, теория человеческого капитала, теория рационального потребительского поведения и др.)- Познание сущности данных теорий, полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.
Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы ценой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. Поэтому, осваивая курс экономической теории, можно создать определенный теоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин. В то же время, несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.
Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучают структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.
Общей методической базой этой системы является экономическая теория. Оставляя за собой такую специфику, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предмет исследования, который изучает характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровне национальной экономики.
Список используемой литературы.
- Борисов. Е.Ф., Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. -М., 2006. – 485с.
- Ермишин П.Г., Основы экономической теории. (Курс лекций).-М., 2008.
- Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика)- М., «ВЛАДОС», 2005. – 384с.
- Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. — М., 2007. – 652с.
- Курс экономической теории: учебник. — 4-е доп. и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. –М., «АСА», 2009. -447с.
- Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/ Под ред. С.И. Иванова. — В 2-х книгах. Книга 1. — М., Вита-Пресс, 2009. — 336 с.
- Экономическая теория. Учебник./ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2005. – 448с.
- Экономическая теория: Учебник./под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, Л.С. Тарасевича. – М., Инфра –М, 2008.– С.654
- Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М., 2007. — 550 с.
- Экономическая теория: Учеб. для вузов. — М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 520 с.
- Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. — М.: Республика, 2004. — 400 с.
- Экономика. Учебник/Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М., «ПРОСПЕКТ», 2006. — 792 с.
не сложно
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.