40
2.1.Сущность приватизации.
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
- переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
- полная продажа государственных предприятий частным лицам;
- продажа части активов;
- передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
«Права собственности. Приватизация.»
... зависит от первоначального их распределения и спецификации прав собственности. В качестве ... право собственности и есть трансакционные издержки. С другой стороны, развивая теорему Коуза, можно предположить, что в долгосрочном периоде издержки взаимодействующих экономических агентов выравниваются, и ... охранных или государственных правоохранительных организаций. Защита права собственности от ...
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;
— Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
- приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
- приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
- изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
- обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
- каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
Основные концепции приватизации.
Приватизация и национализация природа и современные тенденции ...
... произведена. На данный момент актуальность приватизации и национализации заключается в следующем: процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью; качественное улучшение государственного регулирования и поддержке инновационного ...
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.
Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность).
Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Экономическое содержание приватизации.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.
Собственность экономический и юридический аспект
... государственной собственности в пользу частных лиц. Россия стремится с помощью приватизации ускорить процесс формирования полноценного частного сектора экономики, вовлечь факторы свободной инициативы и личной заинтересованности. Борисов Е.Ф. Основы экономической ... собственности имеет юридический (правовой) и экономический аспекты. В данной работе я рассмотрю оба вышестоящих аспекта. Собственность в ...
При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.
Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
2.1.Формы и способы приватизации.
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Муниципальная собственность
... "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". В соответствии ...
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
- продукция — услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией — услугами других предприятий;
- при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
- при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
- в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями — поставщиками.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.
Понятие и способы приватизации по законодательству России и зарубежных стран
... научной разработанности темы подтверждается трудами Автомоновой М.В. «Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий», Гуляева Г.Ю. «Приватизация», Каратеева Д.О. «Приватизация: исследование перераспределения прав собственности на основе опыта Великобритании, стран Балтии и России»; ...
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
3.1. Необходимость приватизации собственности в России.
Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период).
Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
- приватизация собственности;
- самостоятельность субъектов рынка;
- система социальной поддержки населения;
- право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
- устойчивость рубля и денежного обращения;
- демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
- система социальной поддержки населения;
- наличие конкуренции;
- независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
- право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
- развитие внешнеэкономических связей;
- формирование у людей рыночных норма поведения.
В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.
Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:
- преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
- преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
- стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
- изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административ-ного механизма управления экономикой.
3.2. Этапы приватизации.
Два этапа проведения приватизации
3.2.1. Чековый этап.
Концепция проведения приватизации госу-дарственной собственности в Российской Фе-дерации предусматривала два этапа ее реализа-ции: чековый (ваучерный) и денежный. Времен-ные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватиза-ции — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:
ь мас-совое разгосударствление российской экономи-ки, перераспределение и закрепление прав част-ной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
- ь форми-рование слоя частных собственников, содей-ствие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
- ь обеспечение условий для повышения эффективности функциониро-вания российских предприятий;
- ь создание не-обходимых законодательных и организацион-ных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
- ь содей-ствие процессу стабилизации финансового по-ложения в Российской Федерации;
- ь создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
- ь рас-ширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных ин-вестиций в российскую экономику.
Начало реализации чековой модели прива-тизации осуществлялось в следующих услови-ях:
- ь а) избранный вариант экономической рефор-мы требовал незамедлительного разгосударств-ления и высоких темпов проведения привати-зационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к зна-чительным организационным и иным пробле-мам;
- ь б) Россия не располагала квалифицирован-ными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качествен-ного решения задач приватизации государствен-ной собственности;
- ь в) в стране практически полностью отсутствовали необходимые финан-совые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного иму-щества, а также отсутствовал платежеспособ-ный спрос населения;
- ь г) в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципаль-ных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их раз-государствление;
- ь д) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к при-ватизации в России.
Перечисленные условия определили сле-дующие характерные черты российской моде-ли приватизации:
1) массовый характер прива-тизации обеспечивался за счет применения же-стких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
2) форсирова-ние приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпро-граммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации; 3) отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной соб-ственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам
Процесс приватизации в России качествен-но отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударств-ления социалистической экономики поставил более глубокие и масштабные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собствен-ности, но и формирования класса частных соб-ственников.
Для законодательного обеспечения процес-са приватизации в кратчайшие сроки была раз-работана и утверждена правовая база, включаю-щая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», государственные программы при-ватизации, указы Президента Российской Фе-дерации, постановления Правительства Россий-ской Федерации и распоряжения Госкомимуще-ства России. Формы, конкретные пути и вари-анты приватизации были определены Государ-ственной программой приватизации государ-ственных и муниципальных предприятий в Рос-сийской Федерации на 1992 г. Программа пре-дусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с пра-вом выкупа, акционирование.
B качестве основного инструмента прива-тизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем рос-сийским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возмож-ности:
1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. че-ков); 2) участвовать в чековом аукционе; 3) ку-пить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков); 4) продать чек (всего было продано около чет-верти выданных чеков).
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестици-онных фондов. На чековых аукционах продава-лись акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были про-даны акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукци-она составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовле-чено практически все население России.
Чековый этап приватизации позволил до-биться существенного разгосударствления эко-номики, поскольку большая часть объектов ма-лой приватизации к середине 1994 г. была пе-редана в частные руки (свыше 85 тыс. мага-зинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта).
На базе средних, мелких и крупных го-сударственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению соб-ственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быст-рый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не проис-ходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производствен-ного капитала.
В условиях высокой инфляции, характерных для периода проведения чековой приватизации, когда инвестирование в реальное производство сопровождалось высокими рисками, процесс приватизации оказался в какой-то степени изо-лированным от других элементов экономичес-кой политики (от структурных реформ и мак-роэкономической стабилизации).
Это стало до-полнительным фактором отсутствия масштаб-ного повышения эффективности реального сек-тора российской экономики в рассматриваемый период.
На этапе чековой приватизации практичес-ки не была решена задача привлечения в рос-сийскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из ос-новных целей этого этапа. В частности, к кон-цу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.
Такой малый объем участия помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсут-ствие политической стабильности, неблагопри-ятный инвестиционный климат, высокий уро-вень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобрете-нием пакета акций, позволяющего реально вли-ять на положение дел на предприятии; законо-дательная неопределенность положения ино-странного инвестора в ходе приватизации, вы-нуждавшая большинство иностранных инвес-торов действовать через посредников, что за-трудняло их прямое участие в процессе прива-тизации.
3.2.2. Денежный этап.
Главная цель денежного этапа приватиза-ции, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имуще-ство в руки реально ответственных (эффектив-ных) собственников.
Денежный этап приватизации должен обес-печить выполнение трех стратегических задач:
сформировать инвесторов, владеющих зна-чительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвести-циях;
обеспечить приватизируемые пред-приятия наличными средствами, необходимы-ми для их структурной перестройки;
способ-ствовать решению фискальных задач, т.е. попол-нению доходной части госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «мед-ленной» приватизации. В интересах привлече-ния стратегических инвесторов, которые ори-ентируются на контроль и управление пред-приятием, предполагалось выставлять на де-нежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не ме-нее 15—25% уставного капитала предприятия.
К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государ-ственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизиро-ванных предприятий и недвижимость.
Первоначально на новом этапе предполага-лось использовать следующие методы привати-зации:
1) безвозмездную передачу акций работ-никам;
2) продажу акций работникам по закры-той подписке;
3) продажу акций по инвестици-онному конкурсу;
4) продажу акций по коммер-ческому конкурсу;
5) продажу акций на аукцио-не, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
6) продажу акций на специализированном аукционе;
7) про-дажу предприятий на аукционах;
8) продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
9) продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;
10) выкуп арендованного имущества;
11) продажу предприятий товариществам по особым льготам;
12) продажу имущества (ак-тивов) действующих, ликвидируемых и ликви-дированных предприятий;
13) продажу объек-тов незавершенного строительства (особые про-цедуры);
14) продажу предприятий-должников (особые процедуры).
Главной отличительной чертой современно-го этапа приватизации является действие Фе-дерального закона «О приватизации государ-ственного имущества и об основах приватиза-ции муниципального имущества в Российской Федерации» (далее—«Закон о приватизации»).
Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффек-тивность, в Закон о приватизации не вошли без-возмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.
В ходе приватизации было образовано око-ло 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных пред-приятий в начале приватизации. Изменение структуры распределения приватизированных предприятий по формам собственности в 1994—1997 гг. представлено в табл.
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
||
Число прива-тизированных объектов, всего |
21905 |
10152 |
4997 |
3353 |
|
По формам собственности: муниципальная |
11108 |
6960 |
3354 |
1362 |
|
субъектов РФ |
5112 |
1317 |
715 |
340 |
|
федеральная |
5685 |
1875 |
928 |
1651 |
|
К основным результатам денежной прива-тизации следует отнести:
1) выведение значи-тельной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;
2) форми-рование основ рынка недвижимости, в том чис-ле рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной привати-зации состоят также в ее бюджетном эффекте:
в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впер-вые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.
Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вноси-мых победителями конкурсов: в 1997 г. эти сред-ства составили 578 млрд. руб.
Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997 г. не при-несла бы бюджетного эффекта:
ь а) снижение политических рисков в связи с отсутствием ка-ких-либо выборов (что вызвало повышение ак-тивности фондового рынка и увеличение числа продаж);
ь б) низкая доходность по государствен-ным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное состояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными бумагами 80—90% средств);
ь в) совершенствование нормативной базы приватизации.
Денежная приватизация имела положитель-ное значение с точки зрения привлечения ино-странных инвесторов. Сам факт перехода к де-нежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привыч-ных средств платежа.
В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение про-тиворечий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумев-шая приспособиться к новым условиям хозяй-ствования (более жесткие бюджетные ограни-чения), по-прежнему характеризуется склонно-стью к государственному патернализму и вооб-ще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приори-тетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможнос-тями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания ин-вестируемых средств директоратом предприя-тия, прокручивания денег на счетах дружествен-ных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются фи-нансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным иму-ществом задачи не были решены в полном объе-ме.. При этом:
1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
2) структурная перестройка экономики не при-вела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;
3) привле-ченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производствен-ного, технологического и социального развития предприятий;
4) в ряде отраслей не удалось со-хранить конкурентное положение предприятий отечественном и мировом рынках.
4.1.Последствия первого этапа:
В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либералтизации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в- третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.
4.2.Последствия второго этапа:
Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.
Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило. Становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.
В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало жить хуже. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), вычисляемый с 1990 г. экспертами ООН в рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м. Похожа ситуация наблюдалась в других бывших советских республиках.
Помимо показателя ИРПЧ есть другой показатель, так называемый «децильный» коэффициент, который показывает соотношение доходов в 10% самого богатого и самого бедного слоев населения страны. По официальным данным, в СССР в 1990г. от составлял 4,4, т.е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. По данным «Доклада о развитии мира в 2000-2001гг.», подготовленного экспертами Всемирного банка, этот показатель в России за 1998г. составил 22,7. В нашей стране за годы реформ проводилась наиболее социально жесткая политика. В результате произошел самый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной Европы.
Приватизация в естественном смысле этого слова — то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки — была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам.
Во-первых, такая приватизация — дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.
Во-вторых, такая приватизация — дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.
Наконец, в-третьих — и это препятствие неодолимее всех остальных — в стране попросту не было достаточного количества денежных средств.
Так, например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в «ходе приватизации были допущены многочисленные нарушения прав субъектов федерации и местных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ», что «способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органов власти с субъектами федерации».
Однак ………..
Страницы: [1] | |