«особенности изучение стран юго-восточной азии в

Курсовая работа

Введение

Роль страноведения как составной части курса социально-экономической географии в обществе определяется, прежде всего, его просветительским и мировоззренческим значением. Оно помогает человеку преодолеть отчуждение, крайнюю форму, которой так хорошо охарактеризовал Андрей Платонов в повести «Город Градов»: «Проезжие люди жили так, будто они ехали по чужой планете, а не по отечественной стране». Или так точно выразил подобную мысль Осип Мандельштам: «Мы живем, под собою не чуя страны». Конечно, причины отчуждения человека от своей страны или малой родины лежат глубже, однако страноведение может внести свой существенный вклад в преодоление этого отчуждения и сформировать знания о других государствах.

Актуальность темы работы заключается в том, что страноведение участвует в создании географической картины мира, вырабатывая «визитные карточки» стран и районов. Тем самым оно вводит географию «общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры»1. Задача учителя понимать особенности преподавания курса страноведения в школе.

Объект исследования – страноведения как средство формирования географических знаний у учащихся 10 – 11 классов.

Целью курсовой работы является – рассмотрение особенностей изучения стран юго-восточной Азии в курсе социально – экономической географии мира.

Для достижения данной цели необходимо выдвинуть следующие задачи:

1. Изучить структуру курса социально-экономическая география Баранский Н. Н. Становление советской экономической географии. М., 1980. С. 50. 2. Рассмотреть особенности курса страноведение как составной части социально-экономической географии

3. Изучить методы исследования в методике обучения географии

4. Привести практические примеры применения курса страноведения в школьной географии

Основная часть

Рассмотрим рабочую программу курса «Экономическая и социальная география мира»2:

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-9 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне.

4 стр., 1663 слов

Экзамен: Перечень вопросов к у по курсу «Социально-экономическая статистика»

... 2. Высшая математика; 3. Теория вероятностей и математическая статистика 4. История экономических учений Содержание курса Раздел: Социально-экономическая статистика. Тема 1. Основы социально-экономической статистики. Социально-экономическая статистика как одна из важнейших частей статистической науки. ...

Изучение данного курса продолжает, а для большинства учащихся завершает формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах. Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» – [Электронный ресурс]: &name=geografija_1011_kl.pdf &lang=ru&c=585e3b622dcb Спецификой этой программы является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

2.1. Цель и задачи курса

Главной целью данного курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира: целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства мира, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре народов стран мира; развитие географического мышления.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

11 стр., 5364 слов

Самостоятельная работа: Очное обучение заочное обучение курс 1 1 триместр 1.2 1.2 лекции 10 6 практические (семинарские) занятия

... освоения дисциплины «Эконометрика (продвинутый курс)» является обучение студентов магистерской подготовки ... самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Имеет отличные знания по основам эконометрики. ... (91 – 100 баллов) явлений, поставленной цели и задачи ... R 2 , мостоятельные работы скорректированный коэффициент детер минации. ...

2.2. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе: либо по 2 часа еженедельно в классе, либо по 1 часу еженедельно в 10 и 11 классах. Предлагаемая программа ориентирована на базовый уровень среднего (полного) общего образования по географии.

Тема 3. Зарубежная Азия (6 часов) Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Основные районы и направления сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Субрегионы зарубежной Азии их специфика. Страны Азии. Япония. Китайская Народная Республика. Республика Индия.

2.3. Методы исследования в методике обучения географии3.

Каждый учитель должен обладать знаниями и умениями исследовательской работы по методике учебного предмета. Это необходимо для оценки результатов собственной работы, изучения опыта других учителей, самообразования и творческого поиска. Исследовательской работой в области педагогики сегодня занимаются не только научные работники, но и творчески работающие учителя и студенты педагогических вузов.

Всеобщим методом исследования является диалектический метод, который определяет общий подход к рассмотрению явлений во всех областях научного знания.

Диалектика – это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Важнейшими категориями диалектики являются: «противоречие», «качество и количество», «случайность и необходимость», «возможность и действительность» и др., лежащие в основе таких законов, как «единство и борьба противоположностей», «переход количественных изменений в качественные», «отрицание отрицаний». Дмитрук Н.Г. Методика обучения географии: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев, С.В.Васильев. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. С. 18 — 23. Реализация методологических принципов диалектического метода в исследованиях по методике обучения географии означает, что осуществляется материалистический анализ изучаемых явлений, процесс обучения в целом и отдельные явления обучения, развития и воспитания школьников рассматриваются с точки зрения их всеобщей связи, перехода количественных изменений в качественные, раскрытия внутренних противоречий; к изучаемым явлениям подходят исторически, рассматривая их в постоянном движении, развитии и преобразовании.

В методике обучения географии далее выделяются 1) теоретические и 2) практические методы познания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ исследования направлены на создание обобщений, установление и формулировку закономерностей изучаемых явлений и процессов. Примерами теоретических методов, используемых в методике обучения географии, являются:

2 стр., 979 слов

Дипломная работа: Что такое методы исследования в дипломной работе

... Теоретические методы исследования Теоретические методы чаще всего и являются общими или универсальными средствами исследования. Эти методы помогают систематизировать информацию, которую вы собрали в своей дипломной работе. Анализ. Самый популярный порядок теоретического исследования. Применим ...

1) системно-структурный,

2) личностно-деятельностный,

3) типологический,

4) культурно-исторический,

6) функциональный,

7) экологический подходы.

Каждый из указанных подходов представляет собой частную научную методологию.

1. Системно-структурный подход состоит в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящий из взаимосвязанных элементов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействия между ними. В соответствии с этим при исследовании процесса обучения географии упор делается на выявление связей между деятельностью учителя и ученика (т.е. преподаванием и учением), между целями, содержанием, методами и средствами обучения, между усвоением знаний, развитием и воспитанием школьников и т.д. Системно-структурный подход предполагает согласованное определением целей урока, отбор содержания, методов и средств обучения с учетом этих целей, оценку эффективности урока также исходя из поставленных целей. Системно-структурный подход проявляется и в том, что учителю теперь рекомендуется планировать и разрабатывать сразу несколько уроков по той или иной теме программы, определяя функции каждого урока и их связи друг с другом по целям, содержанию и методам обучения, по характеру познавательной деятельности школьников.

2. Личностно-деятельностный подход исходит из положения о том, что любое личностное качество (равно как и личность в целом!) в деятельности не только проявляются, но и в ней формируются. Эта частная научная методология утверждает, что чтобы для того чтобы сформировать у ребенка то или иное личностное качество или свойство необходимо найти и построить для этого ребенка соответствующую данному качеству (свойству) деятельность.

3.Типологический подход в методических исследованиях предполагает группировку изучаемых объектов и явлений, выделение существенных признаков каждой группы. Этот подход находит свое применение при исследовании самых разных педагогических явлений и процессов. Так, например, разработке проблемы содержания географического образования помогает различие в нем таких основных компонентов, как знания, умения, мировоззренческие идеи и опыт творческой деятельности, которые должны быть представлены в каждом курсе географии. Исследование проблемы методов и форм организации обучения включает классификацию методов обучения географии, выделение типов самостоятельных работ учащихся, типов уроков. Работа по созданию системы средств обучения не может быть эффективной без определения типов этих средств обучения и т.д.

4. Культурно-исторический подход исходит из признания решающей роли социальной, культурной среды в развитии ребенка и утверждает, что именно «среда определяет развитие ребенка через переживание среды» (22, т.4, с.383).

Этот подход раскрывает сущность и генезис становления и развития высших психических функций, объясняет глубинные механизмы формирования понятийного мышления, рассматривает речевую деятельность в качестве одного из ведущих факторов обучения, воспитания и развития личности ребенка, ориентирует педагогов-практиков на организацию педагогически целесообразного общения школьника, рассматриваемого в системе разнообразных социальных связей и взаимодействий.

4 стр., 1600 слов

Презентация: «Экономическая и социальная география в системе географических наук»

... в Учебно-Методический Совет по географии УМО по классическому университетскому образованию Секция экономической и социальной географии. Почетный профессор МПГУ, входит в ученый совет вуза, заведующий кафедрой экономической и социальной географии географического факультета Московского педагогического ...

5. Функциональный подход акцентирует внимание на функциях какого-либо компонента в структуре целостной системы: например, роль научных понятий или пространственных представлений в процессе формирования географического мышления школьников на уроке географии.

К числу теоретических методов исследования относится также исторический метод. Суть его состоит в том, что все исследуемые явления рассматриваются в развитии и изменении во времени. С помощью этого метода данные историко-методических исследований привлекаются при изучении проблем современной методики обучения географии. Обращение к зарубежному опыту при разработке проблем отечественной методической науки связано с использованием сравнительного метода исследования.

Большую роль в современных методических исследованиях играют математические методы. Их значение не ограничивается проведением расчетов. Главная функция этих методов – выявление и объяснение сложных взаимосвязей и закономерностей педагогических явлений.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ4. К эмпирическим методам относятся, прежде всего, те, которые направлены на изучения непосредственной школьной практики и опыта работы отдельных учителей. Например, методы изучения опыта школы применяются в целях регистрации и выявления того, что уже существует в практике. Знание реальной школьной практики имеет очень большое значение для совершенствования программ и учебников, оказания научно-методической помощи учителямпрактикам, изучения и распространения передового опыта. К числу наиболее известных методов изучения школьного опыта относятся: наблюдение процесса обучения, анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, рейтинг, изучение школьной документации, собеседования, письменные проверочные работы и т.д.

В реальном педагогическом исследовании обычно применяется несколько методов, причем доля каждого из них зависит от задач изучения практики. Так, например, если требуется получить сведения о состоянии знаний, умений и навыков учащихся, то главная роль принадлежит письменной проверке, но наряду с ней осуществляются наблюдения на уроках, анкетирование учителей, собеседование с учащимися, изучение школьной документации и др.

Педагогический эксперимент. Ведущим и, пожалуй, наиболее специфичным методом методического исследования является эксперимент в двух своих основных формах – 1) констатирующий эксперимент и 2) формирующий эксперимент. Там же. С. 24 — 29. Констатирующий эксперимент направлен на получение реальной картины состояния того или иного педагогического объекта или явления (например, уровень знаний учащихся, эффективность действующих программ и учебников и т.д.).

Формирующий эксперимент направлен на создание нового педагогического опыта. Чаще всего он используется для того, чтобы определить:

-доступен ли для учащихся тот учебный материал, который исследователь считает нужным впервые включить в содержание курса географии;

-эффективны ли предлагаемые новые приемы изучения тех или иных вопросов школьной географии, новые наглядные пособия или их сочетания.

Эффективный эксперимент должен удовлетворять целому ряду условий и требований. Первое условие успешного проведения эксперимента состоит в наличии глубоко продуманной гипотезы или научного предположения, подлежащего доказательству и проверке. В методических исследованиях гипотеза чаще всего включает, во-первых, определение круга знаний и умений, которые, по мнению исследователя, должны быть усвоены учащимися, и, во-вторых, установление наиболее рациональных методов, форм и средств обучения, которые должны обеспечивать высокое качество усвоения этих знаний и умений. Так, имеется основание для предположения о том, что уровень усвоения знаний о географической оболочке будет выше, если в реальном процессе обучения географии обеспечивается преемственность и взаимосвязь индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной деятельности, а основной упор делается на самостоятельную деятельность учащихся.

7 стр., 3468 слов

Пояснительная записка: География — 11 класс — Региональный образовательный портал Псковской области

... Итоговый тестовый контроль по теме «География мировой экономики» (Урок-зачет) стр.121-145 Тема 2. Регионы и страны (24 часа) 6. Как поделить земное пространство. §31 7. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности §32 8. Соединенные ...

Другое необходимое условие проведения эксперимента – создание учебнометодических материалов в соответствии с положениями выдвинутой гипотезы или сделанного предположения (учебных текстов, вопросов и заданий для учащихся, раздаточного дидактического материала и т.д.), с помощью которых ведется экспериментальное обучение. При этом следует учитывать, что главный критерий ценности новых методических предложений (прежде всего – по совершенствованию содержания, методов и средств обучения) – это положительные сдвиги в знаниях и умениях учащихся, развитии их познавательных интересов и самостоятельной деятельности. Поэтому к числу важнейших условий эксперимента относится создание проверочных заданий для учащихся, позволяющих установить и по возможности измерить эти сдвиги.

Наиболее распространенной формой организации формирующего эксперимента является выделение экспериментальных и контрольных классов. В этом случае в одном классе (экспериментальном) вводится новый учебный материал (или новые приемы его изучения), в другом же классе (контрольном) обучение ведется без изменения, то есть обычным, традиционным способом. При этом чрезвычайно важно, чтобы контрольные и экспериментальные классы были примерно равными по уровню подготовки и успеваемости учащихся.

Для современного этапа развития методической науки характерно все более широкое применение эксперимента, что повышает достоверность полученных выводов и научно-практическую значимость рекомендаций.

Обычно теоретические и эмпирические методы исследования применяются во взаимосвязи. Любое теоретическое обобщение опирается на факты, а изучение опыта школы и постановка эксперимента всегда сочетаются с использованием теоретических методов. Все методы исследования осуществляются с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д. Анализ – это расчленение (мысленное или реальное) объекта на составляющие его элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез всегда связан с анализом.

Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе или общему утверждению; различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов.

Дедукция – цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования; началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»).

3 стр., 1385 слов

Шпаргалка: Текст книги «Экономическая география России: «

... районах России колеблется от 1–2 месяцев в Краснодарском крае, до 260 дней – на Таймыре. 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ... большое внимание рынкам сбыта продукции. Теория экономического районирования Леша базируется на рыночных пространствах, которые ... глобальных моделей, также отрицающих существование геостратегического единства мира. Одна из наиболее известных – концепция геостратегических ...

Абстрагирование – отвлечение от частных свойств и связей объекта и выделение существенных свойств и связей этого объекта.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области реальной действительности.

Сравнение – вычленение в сопоставляемых объектах признаков их общности и различия.

Отбор методов исследования и их успешное применение предполагают хорошее знание литературы по избранной теме – учебной, психологопедагогической, географической, экологической, философской. 2.4. Особенности курса страноведение.

Страноведение – старейшая ветвь географии, возникшая еще в античном мире и вызванная к жизни практическими потребностями людей в познании различных стран. В течение тысячелетий, начиная с Геродота и Страбона, это знание носило универсальный характер, включая сведения о природе, истории, населении, экономике, культуре и политике. Термин «страноведение» существует в русском и немецком языках. В географической терминологии на других языках обычно используют понятие «региональная география». До настоящего времени нет общепризнанного определения страноведения, чаще всего страноведение рассматривается как часть географической науки5. В узком смысле страноведение понимается как область географии, занимающаяся комплексными характеристиками стран6. Единого взгляда на содержание страноведения как научной дисциплины нет, но можно выделить такие его трактовки: ;

  • наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии; ;
  • лаборатория, предназначенная для проверки теорий и гипотез, вырабатываемых частной географией; ;
  • наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории; ;
  • комплексная синтезирующая наука; ;
  • организационная форма объединения различной информации об определенной стране или районе7.

Сапожникова Е. Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. С.21. Гохман В. М. Проблемное страноведение и география мирового хозяйства // Вопросы географии. 1981. № 116. С. 60–69. Мироненко Н. С. Тенденции развития мирового хозяйства в условиях глобализации // Глобальная социально-экономическая география: сборник научных трудов памяти Н. В. Алисова; под ред. Н. А. Слуки. М.; Смоленск: Ойкумена, 2011. С. 43–52.

Термин «страноведение» долгое время не фигурировал в советском научном обиходе, им иногда пользовались как упрощенно-разговорным выражением, реже для обозначения учебного предмета. Впервые после войны понятие «страноведение» ввел в оборот Н. Н. Баранский (1946 г.).

С 1954 г. термин был узаконен в качестве наименования рубрики реферативного журнала «География», позднее он появился в статьях В. А. Анучина (1955 г.).

На II съезде Географического общества СССР академик И. П. Герасимов упомянул «региональную физическую географию (физическое страноведение)», «страноведческие работы экономико-географического характера». Слово «страноведение» отсутствовало в первом издании БСЭ. Во втором издании 1956 г. было дано очень краткое определение, которое открывало возможность различного понимания.

5 стр., 2500 слов

Реферат: По географии «Типы стран мира по уровню их экономического развития» (10 класс)

... выхода в море. Их около 40. . Страны мира различаются не только по размерам, численности населения и географическому положению. Прежде всего они различны по уровню ... В границах территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с различными социально экономическими укладами — от примитивной присваивающей экономики, натурального хозяйства, до современных индустриальных. ...

Позднее этим термином пользовались многие ученые (Э. М. Мурзаев, 1957 г.; С. Н. Рязанцев, 1957 г.; С. В. Калесник, 1959 г.).

Однако и по сей день в термин вкладывают разные смыслы8.

Развитие науки страноведения, особенно в XX в., привело к быстрому росту систематических географических наук и усилению в них обобщающего аспекта. Это создало условие для повышения научного уровня страноведения. Вместе с тем резко обособилась физическая и экономическая география. Это привело к созданию двух самостоятельных направлений – физико-географического и экономико-географического, – исходивших из различия закономерностей, присущих природе и обществу, и несовместимости сеток природного и экономического районирования.

Цель страноведения – изучить каждое конкретное государство мира.

Объект страноведения – страны как основные единицы социальнополитической организации мира, их крупные части (районы) и региональные группировки.

Задачи страноведения: ;

  • создание образа территории, выявление ее своеобразия; Трешников А. Ф. Географический энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292. •раскрытие пространственной организации (структуры) страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера; ;
  • познание мира.

Задачи изучающего страноведение: ;

  • сравнивать свою страну с другими, показывая ее положение относительно внешнего мира; ;
  • вскрывать ее внутреннюю пространственную структуру (главные части, фокусы, оси);

;

  • изучать стыки внутреннего и внешнего миров и возможные структуры, возникающие на этих стыках. Предмет страноведения – единая территориальная макроструктура страны (географическая территория, очерченная государственными границами)9.
  • 2.5. Путь страноведения в школьной географии.

Школьное географическое страноведение на протяжении длительного времени занимало важное место в русской и советской учебной географии. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с капитальным исследованием Н.Н. Баранского, в котором он подробно анализирует страноведческие учебники Г.И. Иванова, Э. Лесгафта, «московской четверки» и десятки других, издававшихся как до революции, так и после нее10. Сам Н.Н. Баранский в основу первого советского учебника по экономической географии положил, как известно, региональнострановедческий принцип, рассмотрев по областям Госплана всю триаду: природу, население и хозяйство11. Тот же принцип лежал в основе хорошо известных учебников Г.И. Иванова и А.С. Доброва по географии частей света Анучин В. А. География, страноведение и системный подход // Вопросы географии. 1981. № 116. С. 36–50. Баранский, Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934) / Н.Н. Баранский. — М. Географгиз, 1998. С.77. Там же. С.78. и С.В. Чефранова по географии CСCР, написанных после известного постановления от 15 мая 1934 г. о преподавании географии в школе, а также более поздних учебников П.Н. Счастнева и П.Г. Терехова, К.Ф. Строева 12. Эти страноведческие курсы сочетались с отдельными курсами физической и экономической географии.

Страноведческий подход обладает особой привлекательностью для школьного предмета «География». Это объясняется тем, что подобный подход позволяет самым простым и естественным образом синтезировать сведения о природе, населении и хозяйстве той или иной территории (регион, страна, район, местность), изучать постоянный «обмен веществ» между обществом и природой. Он открывает самые благоприятные возможности для образного изложения и эмоционального восприятия учебного материала, формирования, в сущности, самого главного — «образа места»13. Во второй половине 60-х годов при переходе советской школы на новое содержание образования комплексно-страноведческие курсы в 6-м и 7-м классах были заменены курсами физической географии, так как это — создавало лучшие условия для привнесения в преподавание основ географической науки. Вот почему пожертвовали комплексным страноведением в пользу физической географии и в какой-то мере физико-географического страноведения; соответственно, в следующих классах закрепилось экономикогеографическое страноведение. Такое решение вопроса вызвало довольно резкую критику со стороны известных ученых, таких как И.П. Герасимов, А.И. Климов, А.В. Даринский и др. Так, И.П. Герасимов предлагал в 7-м классе изучать комплексный курс географии СССР, а в 8-м классе — курс зарубежного страноведения. А.И. Климов предлагал комплексный курс географии материков и океанов, а в 7-м и 8-м классах — такой же

Там же. С. 81.

Трешников А. Ф. Географический энциклопедический словарь. М., 1983. С. 63. комплексный курс географии СССР14. А.В. Даринский тоже предлагал вернуться к комплексно-страноведческим курсам материков и Советского Союза. Но тогда по целому ряду причин этого осуществить не удалось. Теперь же такая возможность предоставляется.

Теоретическим фундаментом для развития нашего учебного страноведения на новом уровне может послужить книга Я.Г. Машбица, написанная непосредственно для учителей географии15. Выделяя три основных класса страноведения (физико-географическое, общественно-географическое и комплексное), Я.Г. Машбиц убедительно показывает преимущества комплексного страноведения, обеспечивающего своего рода «высший синтез» всей упомянутой выше триады. Такой подход вовсе не умаляет значения физической и экономической географии и полностью соответствует высказыванию Н.Н. Баранского о том, что страноведение выдвигается им не взамен физической и экономической географии, а в дополнение к ним.

Изучение зарубежного опыта со всей очевидностью показывает, что — несмотря на некоторое сокращение — основой школьной географии в младших классах средней школы остаются комплексное родиноведение и зарубежное страноведение16. При этом региональные разделы по своей стране рассматриваются обычно по единым природно-административноисторико-хозяйственным районам (например, в Германии и Австрии по землям) — и это несмотря на несовместимость сеток природного и хозяйственного районирования. Зарубежное страноведение основано на выделении культурных регионов мира с дальнейшим рассмотрением в их пределах «ключевых» стран. Баранский, Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934) / Н.Н. Баранский. — М. Географгиз, 1998. С. 70. Машбиц Я. Г. Основы страноведения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999. С. 38. Вольский А. В. «Социально- экономическая география зарубежного мира» — М.:КРОН- ПРЕСС, 1998. С. 22.

Нельзя особо не отметить, что комплексное родиноведение и зарубежное страноведение полностью «очеловечены» и стремятся ответить на главный вопрос — о том, как живут люди в различной природной, историкокультурной и хозяйственной среде. К тому же, особенно в США, оно в значительной мере, так сказать, персонифицировано. То есть в текст вводятся небольшие персональные зарисовки того, как живут и учатся школьники в других странах. Например, можно прочитать о мальчике, живущем в сельской местности в Эльзасе (Франция), или о девочке, живущей в районе фавел в одном из городов Перу. Это и есть попытка показать жизнь «через человека»17.

2.6. Изучение страноведения в школе в рамках географических дисциплин

Страноведческий курс завершает изучение всей географии и предполагает:

  • повторение ранее изученного материала;
  • систематизация географических знаний;
  • развитие познавательного интереса к общепланитарным процессам, явлениям;
  • овладение системой географических знаний за полный курс;
  • формирование пространственного представления о природных, социальных и экономических системах;
  • умение выполнять операции на мыслительную деятельность; Гохман В.

М. Проблемное страноведение и география мирового хозяйства // Вопросы географии. 1981. С. 31. Страноведческий курс связывает все содержание географии, т.к. в 7 – 10 классах содержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся уже в комплексе знакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых авторских программ все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение некоторых цивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий образ мыслей и жизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе и т.д.).

Такой подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и желание познавать мир.

В документе Министерства образования «Оценка качества подготовки выпускников основной школы» в перечне обязательного минимума содержания основного общего образования по географии уже присутствует раздел под названием «Страноведение». В целом при изучении курса данного курса перед учащимися стоят следующие задачи:

  • систематизировать знания за весь курс географии;
  • рассмотреть важнейшую роль международных организаций во внешнеэкономических связях Всемирного хозяйства;
  • сформировать взгляд на современную политическую карту мира, как динамично развивающуюся картину мира;
  • формировать пространственное мировоззрение;
  • познакомиться с наиболее интересными странами мира;
  • уметь давать характеристику страны в соответствии с планом;
  • утверждение определенных взглядов на мир, планету, человечество.

Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Целью обучения является удовлетворение познавательного интереса по географии с использованием компьютера18.

Содержание школьной географии (географического образования) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т.д.), интеллектуальных и практических умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии. Содержание образования определяется, во-первых, состоянием (достижениями) науки; во-вторых, психолого-возрастными и познавательными особенностями учащихся; втретьих, общими тенденциями социально-экономического развития той или иной страны и мирового сообщества в целом.

Разработка содержания всякого учебного предмета – сложная научная проблема, поскольку в школу нельзя механически переносить содержание научного познания, внести в него только некоторые сокращения. К.Д. Ушинский писал по этому поводу, что «научное и педагогическое изложение науки две вещи разные» и что «педагоги всех стран деятельностно трудятся над переработкой научных систем в педагогические»19.

Непрерывное совершенствование содержания образования есть непреходящая, постоянно развивающаяся проблема. Любые серьезные открытия в науке или революционные изменения в социальноэкономической или политической жизни страны получают отражение в содержании школьного образования и обусловливают пересмотр действующих программ и учебников. Основными направлениями совершенствования содержания современного географического образования являются:

Багров Н.В. География в информационном мире. – К.: Лыбидь, 2005. С. 10.

Ушинский К.Д. Избр. соч. — М., 1945. — С. 514. 1.Усиление научных основ содержания географического образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной географии.

2.Увеличение удельного веса теоретических знаний (элементы научных теорий, мировоззренческие идеи, научные понятия и т.д.) и определение оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.

Содержание географического образования соотносится с такими проблемами, как охрана природы, биоразнообразие, здоровье, здоровый образ жизни, права человека, справедливость, независимость, безопасность, терпимость по отношению к политическим, религиозным и социальным особенностям различных людей и народов. И в этом плане содержание школьной географии является подлинно междисциплинарным и системным.

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного географического образования, является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных курсов по физической и социально-экономической географии. Для этого необходима и уже проводится серьезная перестройка содержания школьной географии, и создаются новые комплексно-страноведческие курсы по этой учебной дисциплине. При изучении географии в современных условиях особое внимание рекомендуется уделять страноведческой составляющей содержания и реализации комплексного страноведческого подхода.

Концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования предлагает следующую логику построения предмета: землеведение — страноведение — география России (отечествоведение) — география мира. Содержание всех новых курсов школьной географии строится на основе комплексного страноведения в сочетании с доступной для учащихся основной школы научной популяризацией географических знаний20.

Современная география комплексно рассматривает среду обитания человечества, используя при этом системный географический подход к познанию окружающего мира. Содержание школьной географии также нуждается в дальнейшем «очеловечивании» и интеграции содержания физической и социально-экономической географии в единых страноведческих курсах21.

2.7. Значение комплексного страноведения

Страноведческий курс географии «Страны мира» предназначен для учащихся 10 – 11 классов. В основе данного направления лежит концепция совершенствования содержания и структуры школьного географического образования, которая рассматривает курс школьной географии на основе комплексного страноведения. Необходимость введения преподаваемого курса вызвана изменениями в обществе: с политической карты мира ушла социалистическая система, идеология; открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, все больший вес в обществе приобретают деловые поездки и встречи с интересными людьми. Многообразие жизни на Земле (природы, народов и их хозяйственная деятельность) можно познать через изучение страноведческого курса.

Современное комплексное страноведение выступает по утверждению Я.Г.Машбица, одного из ведущих страноведов, в качестве интеграции содержания физической и социально – экономической географии в единый

Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение. 1990. С. 98.

Анучин В. А. География, страноведение и системный подход // Вопросы географии. 1981. С. 54. страноведческий курс, создает фундамент целостной географии 22. Комплексное страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов мира, поможет учащимся в наибольшей степени понять причины разнообразия природы стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволят учащимся видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном изучении разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации. У учащихся данного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и к событиям общественной жизни, усиление способностей рассуждать на основе общих знаний, стремление к познанию, расширение области интересов. Страноведческий подход к построению содержания курса позволяет расширить историко – географическую основу знаний, будет знакомить школьников с изменениями политической карты, особенностями практики природопользования в различных регионах мира, с решением мировых проблем23.

Комплексное страноведение создает надежный фундамент целостной географии, служит ядром всестороннего изучения отдельных территорий мира.

Во всех странах мира при изучении географии особое внимание обращают на проблемы культуры межнациональных отношений, усиливают внимание к воспитательным возможностям предмета. Гуманистический и культурологический потенциал географии возрастает при непосредственном Машбиц Я. Г. Основы страноведения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999. С. 23. Герман В. Б. Страноведение: Учебное пособие – 2-е изд. Переработанное и дополненное. – Симферополь: ИСВА ЧВУЗ «МСУ», 2006. С. 135. изучении на уроках разнообразия жизни и деятельности людей в пространстве, роли человека и человечества в географической среде, вклада людей в развитие мировой цивилизации. Такие подходы к содержанию географического образования согласуются с основной идеей 29-го Географического конгресса Международного географического союза — «Жизнь в многообразии»24 (Сеул, август 2000 г.).

Комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Содержание географического образования отличается широким спектром своего воспитательного воздействия. В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, рационально и эмоционально. Очень важно использовать на уроках географии данные из смежных наук (астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать материал об исторически сложившихся нормах и правилах отношения человека и природы.

Комплексное страноведение, которое соединяет изучение географии с изучением материальной и духовной культуры народов мира, помогает учащимся понять причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понять людей другой культуры, исповедующих другую религию, осознать свое место в жизни. Страноведческие знания позволят школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой25.

В центр комплексных страноведческих характеристик новых учебников географии необходимо поставить человека, народы материков и стран, их

Международный географический союз– [Электронный ресурс]:

Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990. С. 28. образ жизни, материальную и духовную культуру, особенности хозяйственной деятельности в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов.

Выбор стран, изучаемых на уроках географии, целесообразно проводить с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, особенностей хозяйственной деятельности и региональных проблем взаимодействия человека и природы.

Практическая часть

Япония. Конспект урока

Цели:

Образовательная: сформировать представление о территории, экономико географическом положении, природе, хозяйстве страны. Выявить особенности социально экономического развития экономики Японии.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, и закреплять навыки

самостоятельной работы.

Воспитательная: способствовать формированию общегеографической культуры,

через знакомство с обычаями, традициями населения и его хозяйственной деятельностью,

через изучения страны пропагандирующий здоровый образ жизни, формировать

нравственные ценности и эстетическое отношение к природе как к источнику жизни,

красоты, духовной культуры японского народа.

Средства обучения: Учебник – Максаковский В.П. География 10 класс. М., 2012, атлас

Форма занятия: комбинированный урок

Технология сотрудничества. 10 класс

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность

учеников

Организационный Проверка готовности рабочего места учеников, Подготовка своего момент приветствие: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы рабочего места,

продолжаем изучение азиатских стран и для того, чтобы приветствие учителя

узнать о какую страну мы сегодня будем изучать

послушайте четверостишье»

Мотивация Страной Восходящего Солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из-за моря здесь Солнце

Садится за горы оно. (эпиграф)

Ответы учеников – речь идет о Японии

По каким признакам вы смогли определить страну? Отвечают на вопросы

Какие географические объекты помогли вам в этом?

Узнаем ассоциации учеников:

У каждого ученика на столе лежит карточка, задача –

написать три слова, которые ассоциируются с Японией.

Сравнить получившиеся результаты с предыдущим Выполняют задание

годом (после урока) Изучение нового Составим визитную карточку Японии, откроем форзац материала учебника

Визитная карточка – это лицо страны. Используя

информацию форзаца учебника, заполним опорный

конспект — « Визитная карточка Японии».

(Используя форзац учебника, обучающиеся определяют

площадь, численность населения, форму правления,

учитель дополняет материал)

 Древнее название страны – Ямато.

 Японцы называют её Ниппон или Нихон, т. е.

страна восходящего солнца.

 Национальный японский флаг белого цвета с

красным кругом – солнцем в середине.

 Круглая хризантема – национальный цветок

Японии.

 Площадь — 372 тыс. км² (определение по форзацу)

 Население — 128 тыс. человек (определение по

форзацу)

 Столица Японии – Токио, что означает

«Восточная столица», расположена на острове

Хонсю

 По форме правления Япония – конституционная

монархия с мая 1947 года. С 1989 года

императором Японии является Акихито –

«символ государства и единства народа».

 Государство разделено на 47 префектур.

Работа по группам

Класс делиться на группы (зависит от количества

учеников, 2-3, работу можно организовать по вариантам

или рядам)

В каждой группе выбирается по одному ученику,

который будет освещать положительные и

отрицательные стороны (заполнять таблицу) по одному

из вопросов: особенности экономико-географического

положения, природные ресурсы, население, хозяйство,

+культурный аспект

Работа выполняется при помощи: атласа (основной

Подведем итог: выделим положительные и

отрицательные стороны работы только с учебником и

только с атласом

Вывод: для получения разносторонней характеристики

страны необходимо использовать учебник и карту

атласа параллельно

Закрепление Блиц – опрос: Выполняют задание – знаний письменно каждый

1. 99% населения Японии составляют… (Японцы) ученик отвечает на

блиц-опрос

2. Выращивание карликовых деревьев (Бонсай)

3. Столица Японии (Токио)

4. Национальный цветок Японии (Хризантема)

5. Как японцы называют свою страну (Ниппон)

6. Национальная одежда японцев (Кимоно)

7. Денежная единица (Йена)

8. Священная гора (Фудзияма)

9. Искусство составление цветов (Икебана)

10. Что означает Токио? (Самая восточная столица)

11. Религия, проникшая в Японию из Индии (Буддизм)

12. На каком острове расположен Токио (о. Хонсю)

13. Японская система верований (Синтоизм)

14. Число жителей, проживающих на территории

Японии (127млн.) Домашнее Сообщение (презентация) о культуре Японии Записывают задание домашнее задание

Примерный план ответов групп (памятка для учителя)

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.

(ответы учеников по группам)

План Описание Вывод: исследования 1группа 1. Япония – страна – архипелаг, состоящая из 4 Возможность морского Особенности ГП крупных островов (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю,) и сообщения с другими (географическое 4 тыс. мелких островов. регионами и развитием положение) 2. Береговая линия составляет 30 тыс. км! морского хозяйства,

3. Омывается Тихим океаном с востока, с запада – открывающим

Японским морем возможности для

участия в Особенности 1. Размещение на островах – возможность морского международном ЭГП сообщения с другими регионами и развитием морского разделении труда (Экономико- хозяйства (МГРТ) географическое 2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатскоположение) тихоокеанского региона, открывающим возможности

для участия в международном разделении труда

(МГРТ) 2группа 1. Рельеф: Япония — это страна гор. Много Природные ресурсы Природные действующих и потухших вулканов. Самая известная разнообразны, условия и гора – Фудзияма (3776 м).

Часты землетрясения. расположены ресурсы (катастрофические землетрясения, цунами) неравномерно.

2. Агроклиматические ресурсы: на севере — Нехватка территории.

умеренный, на юге — субтропический, муссонный,. Землетрясения.

Средние температуры января от — 10 С, июля 24 С. Ресурсами моря

Осадков на севере 1700-2000, на юге до 4000 мм в год, богата.

осенью — тайфуны. Достаточно тепла и влаги. Незначительное

3. Лесные ресурсы: свыше 2/3 территории занято количество полезных

лесами (хвойные, субтропические вечнозеленые леса) и ископаемых

кустарники. Наибольшее значение имеют леса на о. подтолкнуло

Хоккайдо проводить политику в

4. Полезные ископаемые: дефицит ресурсов, небольшие экономике основанную

запасы каменного угля, несколько месторождений на ресурсосбережении,

медной, полиметаллических, марганцевых руд и серы. внедрении новейших

5. Гидроэнергетические ресурсы. Ими обладают технологий.

небольшие стекающие с гор реки Японии.

6. Ресурсы геотермальной энергии стали

использоваться шире.

7. Богата ресурсами моря. 3группа 1. Численность населения – 128 млн. чел. Национальные Население 2. Воспроизводство – 1 тип, средняя традиции (трудолюбие, Японии продолжительность жизни – 80 лет! «Старение нации» самодисциплина,

3. Этнический состав однородный. 99% — японцы. стремление к

4. Религии – буддизм, синтоизм. постоянному

население неравномерно. Основная часть населения совершенствованию);

сосредоточенна на приморских низменностях и в Большими

долинах рек. Средняя плотность населения составляет капиталовложениями

340 чел. на 1 км2, но фактическая — значительно выше. в науку в настоящее

6. Япония – страна с высоким уровнем урбанизации. время. Высоко

Доля городского населения составляет 77%. развитой системой

Насчитывается 200 больших городов, из них 12 городов образования;

– миллионеров. Формируются агломерации вокруг сочетанием

Токио, Осаки и Нагои. Агломерации образуют образования, науки и

мегалополис Токайдо (70 млн. чел.).

производства.

7. Особенности ментолитета: высокая культура,

сплошная грамотность, обучению и воспитанию