Инвестиции как фактор экономического роста

Курсовая работа

Динамика объема промышленного производства

В июле 1998г темпы снижения ВВП достигли 4,5% по отношению к июлю 1997г. при его месячном объеме в 214,1 млрд.руб., а темпы промышленного спада — 9,4% при объеме производства за месяц в 116 млрд.руб.

Объемы производства во всех отраслях топливно-энергетического комплекса России в первой половине 1998г. сократились по сравнению с первой половиной 1997г., за исключением газовой промышленности, где оно возросло на 1,6%. Темпы спада в нефтепереработке достигли 7,1%, в угольной отрасли — 4,3%, в нефтедобывающей промышленности — 0,5% и в электроэнергетике — 0,7%.

Теория динамики инвестиций базируется на принципе «мультипликатора».

Понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию в 1931 г. Английским экономистом Р. Каном. Он обратил внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимых администрацией Ф. Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывается более значительным, чем увеличение числа работ­ников, непосредственно привлекаемых к общественным рабо­там. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызыва­ют» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специ­ализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» сек­торе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потреб­ления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образую­щаяся таким образом цепная связь распространяется (по убы­вающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса.

Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта.

Мультипликатор – это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода.

Он помогает «почувствовать» эффект государ­ственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает це­почку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вто­рых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Чем выше доля потребления С , тем сильнее действует мультипли­катор. Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению — МРС) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений (предельная склонность к сбережению — МРS) находятся в обратной пропорциональной зависимости.

32 стр., 15958 слов

Инвестиции и доход

... увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций называется мультипликатором инвестиций. Мультипликатор инвестиций - это численный коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения автономных инвестиций. Если произойдет прирост объема инвестиций (например, увеличатся государственные ассигнования на общественные работы ...

Формула мультипликатора исходит из известного по­ложения, согласно которому доход Y равен сумме потребле­ния C и сбережений S . Если принять, что Y =1, то C +S =1. Поскольку мультипликатор показывает, в какой мере увеличи­вается (прирастает) доход под воздействием накопления, то коэффициент мультипликации KM может быть выражен как единица, деленная на предельную склонность к сбереже­нию (доля сбережений в любом изменении личного располагаемого дохода):

Инвестиции как фактор экономического роста 2

Другое выражение этой зависимости:

Инвестиции как фактор экономического роста 3

где Инвестиции как фактор экономического роста 4 – предельная склонность к потреблению.

Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧНП) от изменения инвестиций:

Изменение ЧНП = мультипликатор * изменение в инвестициях (3)

Явление мультипликатора связано с тем, что, во-первых, для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов, где расходы одних экономических субъектов являются доходами других. Во-вторых, любое изменение дохода повлечет за собой изменения и в потреблении, и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. Отсюда логически вытекает вывод о том, что исходное изменение величины расходов порождает своего рода цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению ЧНП.

Понятие мультипликатора может создать впечатление, что этот эффект положительно сказывается на экономике и следует стремиться к увеличению его значения. Однако, необходимо учитывать и обратные последствия мультипликативного эффекта –так называемый парадокс бережливости. Суть его состоит в том, что любое экзогенное уменьшение совокупных расходов, в частности инвестиций, приведёт к многократным, умноженным на мультипликатор, потерям для общества, т.е. снижению ЧНП. Таким образом, парадокс состоит в том, что попытки общества больше сберегать могут фактически привести к тому же или даже меньшему объёму сбережений. Поэтому для обеспечения стабильности экономики желательно иметь оптимальный (не столь высокий) уровень мультипликатора.

Увеличение объёмов инвестиций приводит к росту доходов в отраслях, производящих капитальные блага, и это обстоятельство вызывает увеличение потребительских расходов. Следовательно, увеличение инвестиций ведет к росту потребительского дохода. Однако, это может в свою очередь вызвать дальнейший рост инвестиций. Этот эффект известен под названием принципа акселерации.

Процесс наращивания дохода может (по крайней мере на короткое время) перейти границы, воздвигаемые мультипликатором. Это объясняется взаимодействием мультипликатора и акселератора. Первоначально происходит самостоятельное (автономное) возрастание инвестиций. Это приводит к увеличению дохода в умноженном размере в соответствии с величиной мультипликатора. Указанное увеличение дохода может, однако, вызвать дальнейшее увеличение инвестиций. Числовой множитель, на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации или просто акселератором.

17 стр., 8037 слов

Инвестиции и их место в экономике РФ

... какую роль они играют в рыночной экономике. Задачи курсовой работы: Рассмотреть понятие и виды инвестиций; Рассмотреть сущность сбережений как основного источника инвестиций. 3. Выявить проблемы инвестиций и главные пути их решения. 1. Инвестиции и их место в экономической системе., Инвестиции ...

Инвестиционный акселератор можно представить математически в виде отношения инвестиций периода t к изменению потребительского спроса или национального дохода в предшествующие годы:

Инвестиции как фактор экономического роста 5

где V – акселератор; J – чистые инвестиции в период t – год, когда были осуществлены инвестиции; Y — потребительский спрос, доход или реальный ВВП; t — 1 и t — 2 — предшествующие годы.

Прикладное значение рассмотренных теорий состоит в том, что, владея ими, можно более осмысленно разрабатывать экономическую политику государства, а также прогнозировать экономическую активность на различных фазах цикла. Среди прочего это способствует повышению эффективности инвестирования, снижению потерь факторов производства и повышению производительности их использования.

Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится иностранным капиталовложениям. На них возлагаются большие надежды. Хотя, по мнению некоторых специалистов, экономические реалии заставляют отказаться от иностранных капвложений в такой стране, как Россия. По размеру ВВП в долларовом выражении Россия и Китай весьма близки (ВВП в 1994 составлял около 500 млрд. долл. в Китае и около 450 млрд. — в России).

Таким образом, для того чтобы иностранные инвестиции сыграли в России столь же существенную роль, как и в Китае, приток иностранного капитала должен составлять не менее 20-30 млрд. долл. в год, то есть не менее 10% всего мирового потока вывоза капитала. По существу это означало бы настоящую революцию в географическом распределении инвестиций и в предпочтениях инвесторов. Как показывает исторический опыт, такие события не происходят в одночасье. Да и сама роль иностранного капитала в Китае хоть и была ключевой в технологическом плане, была далека от решающей в плане обеспечения необходимого уровня инвестиций. Напомним, что уровень внутренних сбережений в Китае в последние десятилетия составлял от 30 до 40%. Подобная ситуация объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране.

За все года проводимых экономических реформ в Россию поступило иностранного капитала на сумму, едва превышающую 13 млрд. дол.

На 1 июля 1996 г. уровень накопленных в России иностранных инвестиций достиг 6 млрд. долл. (сумма в масштабах России ничтожная), тогда как в Венгрии этот показатель составил свыше 11 млрд. долл., а в Китае — более 37 млрд.

Из этой суммы на прямые иностранные инвестиции приходится около 30%. В 1996 г. их объем составили чуть больше 2 млрд. долл. (уровень, близкий к 1995 г.).

Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время осуществляют стратегические инвесторы — то есть те, кого привлекает не окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.

4 стр., 1559 слов

Расчет коэффициента корреляции между притоком прямых иностранных ...

... инвестиций в экономику страны за последние 8 лет Сингапур входит в первую десятку стран мирового сообщества. В 2001 году Сингапур привлек прямых иностранных инвестиций на 202 млрд. ... всемерное привлечение иностранного капитала. Банковская система Сингапура тесно связана ... Сингапур, прежде всего, качественное и доступное оборудование, солидные зарплаты и хорошие перспективы спокойной научной работы. ...

Основная форма ввоза капитала в страну — банковские кредиты, в том числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.).

За последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО).

На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало — около 45 млн. долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.

Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры, однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 % ежегодного объема капитальных вложений.

Примерами иностранных инвестиций могут служить строительство в Санкт Петербурге заводов всеми известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России. Сейчас уже заканчиваются переговоры с представителями фирмы «General Motors» об осуществлении инвестиционных вложений в Волжский Автозавод. Компания «Flop Daniel», занимающаяся нефтепродуктами, вот уже несколько лет функционирует на российском рынке.

И, несмотря на все эти примеры, наблюдается явная концентрация иностранного капитала отдельными единичными инвесторами в той же топливной промышленности. Дисбаланс вложений иностранных инвестиций наблюдается и в региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по привлечению зарубежных финансовых средств остается Москва, на долю которой приходится более 30% от всех накопленных инвестиций.

Иными словами, картина иностранных инвестиций выглядит следующим образом: мизерные объемы накопленных инвестиций; наличие на российском рынке массы действующих на свой страх и риск (часто в нарушение правовых и этических норм и в ущерб интересам российских партнеров) мелких зарубежных предпринимателей с суммарным объемом вложенных капиталов порядка 10-15% от общего объема иностранных инвестиций; на другом полюсе — десяток-другой транснациональных корпораций и крупных финансовых и промышленных компаний, вкладывающих значительные средства (составляющие до 80-90% от общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику) в отдельные проекты и программы развития преимущественно сырьевых отраслей и минимизирующих свои риски правительственными гарантиями и межгосударственными соглашениями.

Инвестиционный климат в любой стране, в том числе и в России, зависит от факторов, характеризующих политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, уровень законодательного и организационно — инфраструктурного обеспечения, а также от наличия или отсутствия обусловленных этими факторами рисков.

При сохраняющейся все последние годы гипотетической привлекательности для иностранных инвесторов российского рынка в силу его масштабов и слабой освоенности, а также значительных сырьевых возможностей следует однозначно признать, что до сих пор эта привлекательность российской экономики явно уступает сумме имеющихся негативных факторов, сдерживающих и тормозящих приток иностранных капиталов в Россию.

3 стр., 1245 слов

Влияние иностранных инвестиций на экономику Китая

... с Россией. Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии и России в экономику Китая. Теоретико-методологической ... переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое ...

Более того, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая нестабильность, масштабы российских политических рисков вызывают значительную утечку капитала из России, которая существенно превышает приток иностранных инвестиций в Россию.

Поскольку большая часть таких операций является незаконной и не контролируется властями, существующие оценки неточны. Но даже официальная макроэкономическая статистика позволяет определить масштаб этой утечки, оцениваемой в 9,5 млрд. долл. в год. Специалисты склоняются к тому, что большая часть этой суммы представляет собой помещенный за границу российский капитал. Помимо этого немалая часть экспортной выручки остается на счетах оффшорных компаний. Только по отраженным в платежном балансе операциям утечка капитала составляет почти 14 млрд. — в 7 раз больше, чем прямые иностранные инвестиции. Оценки на 1996 аналогичны и составляют порядка 3% ВВП.

К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в Россию, можно отнести также следующие:

  • неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от коммерческих, так от политических рисков;
  • существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их представлении является прибылью.
  • приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не как средство привлечения иностранного капитала;
  • отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);
  • низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;
  • коррумпированность в системе государственного управления;
  • организованную преступность и т.д.

Важным моментом является сопоставимость российских законодательных актов с условиями, предлагаемыми другими пост социалистическими государствами Восточной Европы и странами СНГ.

Весьма существенным юридическим аспектом является тот факт, что изменения в условия инвестиционной деятельности могут вводиться не только путем принятия законов, но и указами Президента. Очевидно, такой подход не сообразуется с нормальным правовым режимом и вызывает негативную реакцию иностранных инвесторов. Однако нельзя не принимать во внимание наличие законодательного вакуума, который диктует необходимость принятия нормативных актов в пожарном порядке.

19 стр., 9328 слов

Работа «Внешнеэкономические связи России с государствами снг»

... Россией и странами СНГ; анализ динамики и структуры торгово-экономических отношений России со странами СНГ; анализ инвестиционных связей между Россией и странами СНГ; рассмотрение особенностей научно-технического сотрудничества между Россией и странами СНГ; оценка состояния и тенденций развития внешнеэкономических связей России и ее регионов со странами СНГ. ...

Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере.

Целесообразно обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции, а для совместных предприятий, кроме того, — величины и удельного веса иностранного капитала в уставном фонде. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

Что касается протекционистских мер, в частности, высоких импортных тарифов, то они оправданы в случае защиты новых для российской экономики производств или защиты стратегически важных для нее отраслей и производств, которые в силу возникших финансовых трудностей и необходимости технической модернизации не смогут какое-то время успешно конкурировать с импортной продукцией.

Но одновременно с импортными тарифами не должны вводиться ограничения на иностранные инвестиции. Напротив, тарифы призваны способствовать привлечению инвесторов с их капиталом и управленческим опытом вместо импортных товаров. Кроме того, тарифы не должны защищать производства и предприятия, не способные адаптироваться к рыночным условиям из-за своей слабой технической базы, низкого уровня внешнеторговой и инвестиционной политики.

Принципиально новой формой привлечения иностранных инвестиций в экономику России может стать лизинг, который достаточно широко используется на Западе (до 25-30% всех капвложений).

В широком понимании он представляет собой особую форму долгосрочной аренды. Получатели используют основные фонды, а компания остается их собственником — в этом и заключается базовый принцип лизинга. Задача получателя — эффективное использование взятых в аренду фондов. Лизинг представляет огромный интерес для подавляющего большинства мелких и средних российских предприятий, у которых не хватает средств для приобретения современных технологий и оборудования. Главными его преимуществами являются: размер платежей, который фиксируются на длительный срок; возможность полного финансирования производственных программ; ликвидность капитальных вложений и быстрое создание рабочих мест.

На сегодняшний день следует обратиться к опыту США, которые представляют собой самый крупный подобный рынок в мире объемом более 130 млрд. долл. Федеральная программа предусматривает, что к 2000 г. удельный вес капитальных вложений в России посредством этой формы привлечения инвестиций должен возрасти с 1 до 20%. Лизинг в значительной степени зависит от существующей в стране налоговой системы и чутко реагирует не ее изменения. Как правило, получатель может в целях определения налогооблагаемой базы снижать налогооблагаемый доход на размер лизинговых платежей, которые рассматриваются как производственные расходы. Все это следует учесть при совершенствовании налогового законодательства.

23 стр., 11234 слов

Оценка показателей экономической эффективности инвестиционного ...

... образуют функциональную подсистему управления. Различают техническую, экономическую, производственную, внешних хозяйственных связей и социальную ... и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных юридических лиц, граждан РФ в продукции ... 1. Рисунок 1 — Структура подразделений ОАО «СМУ ЖБК» . Краткая характеристика подразделений. Административно-Управленческий персонал (АУП) ...

Дополнительные возможности иностранных инвестиций связаны с вхождением России в международную систему правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Россия имеет более 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, а также присоединилась к Вашингтонской конвенции (1965 г.) о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами и Сеульской конвенции (1958 г.) об учреждении Агентства по гарантиям инвестиций.

В 1994 г. при правительстве РФ создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России с участием иностранных компаний и фирм, реализующих в стране инвестиционные проекты. Для постоянной работы между заседаниями совета созданы три рабочие группы: по улучшению имиджа России как страны, принимающей инвестиции; по налоговой, таможенной и валютной политике в России; по устранению торговых и неторговых барьеров на пути российского экспорта. По рекомендации совета создан Российский Центр содействия иностранным инвестициям при министерстве экономики. Основной его задачей являете сбор и накопление данных по инвестиционным проектам, предлагаемым российскими предприятиями.

За рубежом создается сеть дочерних агентств по продвижению доведению информации до потенциальных партнеров и проведении рекламных кампаний. Подобные агентства уже открыты в Париже, Лондоне, Милане. Все это подчеркивает то исключительное внимание со стороны государства, которое стало уделяться проблемам привлечения западного капитала с целью создания новых рабочих мест, преодоления технической отсталости России и ускорения развития экономики.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт, некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за использованием льгот.

Иностранные инвестиции во многом помогают разрешить социальные проблемы, существующие в нашем обществе.

Инвестирование иностранных средств в экономику России помогает решать проблему занятости населения. Как было продемонстрировано на примере проекта «Верфи Петербурга» предполагается создание 40000 новых рабочих мест. Иностранные инвестиции способствуют повышению производительности труда, (внедрение новых технологий), обеспечивают рост реальной заработной платы. Тем самым растет и уровень заинтересованности предпринимателей и работников в высокоэффективном использовании накопленного человеческого капитала, т.е. повышение качества жизни, что и является главной целью социальной политики государства.

Заключение

Добившись цели, поставленной нами в работе, исследовав и оценив текущее состояние инвестиционной ситуации в России, в заключение скажем немного и о том, зачем России необходима благоприятная инвестиционная ситуация.

Современное состояние нашей страны, пребывающей в условиях продолжающегося кризиса, заставляет задуматься о необходимости изменения структурной политики государства, как одного из условий выхода России из кризиса.

5 стр., 2460 слов

Определение цены и оптимизация структуры источников финансирования ...

... относятся показатели эффективности инвестиционного проекта, а также объем необходимых инвестиций и стоимость инвестиционного проекта. Но если методика определения показателей эффективности инвестиционных проектов устоялась и ... Средневзвешенная цена капитала показывает сложившийся на предприятии минимум возврата средств на вложенный в деятельность фирмы капитал, или его рентабельность. Экономический ...

Осуществить подобные крупномасштабные изменения без значительных капиталовложений, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора не представляется возможным.

В условиях кризиса для России инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала. Для привлечения инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от социальной и экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

Для осуществления инвестиционной политики существует определенный механизм, представляющий собой совокупность методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельностью.

Условно выделяют макроэкономические, микроэкономические и институциональные инструменты государственного регулирования инвестиционными процессами.

Социальная направленность осуществления инвестиционной деятельности государства заключается в следующем: финансирование объектов социальной сферы (жилищное строительство, медицина, наука, культура и т.д.); облегчение налогового пресса тем субъектам инвестирования, которые осуществляют инвестиционные вложения в производство, способствуют решению проблемы увеличения занятости, создавая новые рабочие места. Кроме того, необходимо освободить от налогообложения ту часть налогов, которая идет на благотворительные цели или на поддержку слабо обеспеченных слоев населения.

Государство должно заботиться о повышении уровня благосостояния населения, т.к. средства населения — один из основных источников финансирования капитальных вложений. Привлечение средств населения для финансирования инвестиций могли бы в значительной степени помочь реализации желаемой цели — установлению устойчивого экономического роста.

Для привлечения инвестиций необходимо также создать инвестиционную инфраструктуру, отвечающую мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны инвесторов и уровень инвестиций государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.

Немаловажную роль в российский экономике могут сыграть иностранные инвестиции, которые несут с собой современные технологии (а это значит — повышение производительности труда, создание новых социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты, опыт управления и т.д.).

Поэтому усилия государства необходимо также направить на привлечение иностранных инвестиций.

Таким образом, инвестиционная политика является одним из важнейших средств, используемых государством для установления устойчивого роста экономика и, соответственно, выхода страны из кризиса.

Список использованной литературы

  1. Заверюха А. Х., Ульянов Е. В., Меньшикова О. А. Концептуальные подхода к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер //Финансы — М., 2000-№1.
  2. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П.Подшиваленко и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  3. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  4. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004.
  5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003