ВВЕДЕНИЕ
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального функционирования. Экономическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности страны. В наше время – национальная, а в частности экономическая, безопасность – это сфера, которая требует особого внимания со стороны правительства.
Фрагмент работы для ознакомления
Ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;7. Создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;8. Территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;9. Международный терроризм;10. Ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;11. Активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;12. Резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющееей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны. [26]Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.Принятая в 1997 г.
и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 года, она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. [19]Подытожить все выше изложенные угрозы экономической безопасности страны можно, рассмотрев рисунок 1.Рисунок 1 – Угрозы экономической безопасности государства [29]Одним из важнейших элементов, оказывающим существенное влияние на методологию формирования системы экономической безопасности является характер угроз, под действиями которых понимается лишение доступа к различного рода ресурсам, дезорганизация хозяйственной деятельности, сопровождающаяся распадом экономической системы страны и потерей способности государства к управлению экономикой.
Нейросетевые технологии финансово-экономической деятельности ...
... деятельности человека в решении задач, в том числе управленческих, с использованием ИТ. Этапы развития информационных технологий ... на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых ... защиты и безопасности информации. По признаку преимуществ, предоставляемых использованием информационных технологий, выделяются три ...
Следствием возможного нанесенного ущерба могут выступать процессы, связанные с воздействием внешних и внутренних факторов, в ходе которых экономические субъекты могут получать убытки от сознательных или стихийных действий партнеров или обстоятельств, а также в связи с неспособностью субъектов хозяйствования противостоять конкуренции недобросовестных производителей из-за неудовлетворительной организации управления. При этом, сознательные действия конкурентов могут преследовать не только собственные внутренние цели, но и предполагать нанесение ущерба смежникам. Стихийные события в большинстве своем носят частный характер вследствие происходящих колебаний на отдельных рынках или дестабилизации в экономических отношениях целых систем.Так, угрозы экономической безопасности – это такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни. Угрозы безопасности представляют собой совокупность условий и факторов, представляющих опасность для жизненно важных интересов общества, государства и человека.Как реальные, так и потенциальные угрозы объектам безопасности, вытекающие из внутренних и внешних опасностей для жизненно важных интересов общества, государства и человеческой личности, предопределяют содержание и характер деятельности, нацеленной на обеспечение внутренней и внешней безопасности.1.4 Факторы экономической безопасности Российской ФедерацииЭкономическая безопасность представляет собой такое состояние национальной экономики, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечивает его экономическую независимость, стабильное и устойчивое развитие, прогресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, т. е. не позволяющую скатываться за критический предел, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.Таким образом, когда речь идет об экономической безопасности государства, то кратко мы можем сказать, что она состоит в способности национальной экономики развиваться в устойчивом расширенном масштабе; удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам. [16]В самом общем виде факторы, влияющие на экономическую безопасность государства, можно разделить на внешние и внутренние.Среди внешних факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность, можно выделить следующие группы:1. Политические факторы:
Гражданская оборона составная часть структуры безопасности государства
... состояния которой во многом зависят безопасность людей и устойчивое функционирование объектов экономики. Понимая важность этих задач, государство уделяет сегодня особое внимание решению вопросов гражданской обороны, разработке и внедрению новых технологий ...
- цивилизационный уровень развития сопредельных государств;
- развитость институтов международной и региональной безопасности;
- наличие и развитость международных институтов, вырабатывающих общие нормативно-правовые акты в различных сферах безопасности;
- участие страны в различных международных организациях;
- международный терроризм и другие социально опасные явления;
- транснациональная организованная преступность;
- распространение вооружений;
- международные конфликты;
- наличие и направленность деятельности военно-политических блоков;
- соблюдение (несоблюдение) международных договоренностей в различных сферах деятельности;
- разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации и т.
д. [31]2. Экономические факторы:2.1. торгово-экономические факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями взаимодействия национальных хозяйств различных государств в рамках торгово-экономических отношений. Основными факторами в рамках данной группы являются:
- структура импорта (доля продовольствия и высокотехнологичных товаров);
- структура экспорта (доля конкурентоспособных товаров);
- контроль над рынками сбыта отечественной продукции, в том числе военной, таможенный контроль над экспортно-импортными операциями;
- ограничения или препятствования развитию внешней торговли и экономического сотрудничества.
[22]2.2. валютно-финансовые факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями взаимодействия национальных хозяйств различных государств в рамках валютно-финансовых отношений. Основными факторами в рамках данной группы являются:
- состояние мирового финансового рынка, в том числе рынка ценных бумаг;
- основные направления финансовых потоков и характер расчетных отношений;
- уровень внешнего долга;
- конвертируемость национальной валюты;
- золотовалютные запасы страны;
- валютный контроль таможенной границы государства;
- мировые финансовые кризисы.
[34]2.3. маркетинговые факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в мире условиями продвижения товаров и услуг, производимых и оказываемых в рамках национальных хозяйств различных государств, в условиях глобализации, учитывающие:
- продвижение экспортных товаров на мировых рынках;
- конкурентоспособностью этих товаров;
- возможности по завоеванию рынков сбыта отечественных товаров и услуг.
[25]2.4. производственно-экономические факторы:
- прямая зависимость от какой-либо страны (или группы стран) в стратегически важных отраслях экономики;
- отставание в развитии передовых технологических укладов,– уровень импортозамещения по основным продуктам питания;
- усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы;
- уровень развития международного научно-технического обмена.
[34]3. Социально-демографические факторы:
Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
... являющаяся основополагающим фактором экономического роста, так как связана с выходом экономики на качественно иной виток своего развития. В рамках национальной экономики влияние факторов экономического роста ... что часть кредитов не будет возращена банкам; 2) уменьшение монополизации производственных и сбытовых рынков, стимулирующее предпринимательскую активность. В свою очередь, увеличением ...
- уровень развитости и направленность взаимоотношений между различными религиозными конфессиями на международном уровне;
- утечка квалифицированных кадров за рубеж– состояние мировой социальной сферы;
- направленность миграционных потоков.
[36]Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность, можно выделить следующие группы:1. Экономические факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями ведения национального хозяйства:
- эффективность общественного производства;
- конкурентоспособность экономики;
- технологическая база промышленного производства;
- структура национального хозяйства;
- уровень монополизации экономики;
- состояние финансовой системы;
- инвестиционная деятельность.
[17]2. Организационные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями управления национальным хозяйством:
- эффективность вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
- организация развития научно-технического прогресса на перспективных направлениях;
- состояние и эффективность системы управления национальным хозяйством;
- состояние объектов инфраструктуры;
- уровень организации разведки минерально-сырьевой базы;
- система выработки управленческих решений.
[15]3. Правовые факторы – факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве нормативно-правовыми рамками ведения и управления национальным хозяйством. К ним относятся:
- качество нормативно-правовой базы;
- правовая дисциплина и исполнительность;
- состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике;
- контрольная деятельность– качество нормативно-правовой базы;
- правовая дисциплина и исполнительность.
[32]4. Социальные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве социальными и социально-экономическими условиями функционирования национального хозяйства:
- исключение потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов;
- борьба с терроризмом;
- состояние здоровья нации, в т.
ч. распространение социально опасных заболеваний;
- обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности;
- предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан;
- недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов;
- пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость;
- сохранение и развитие самобытных культур, духовных ценностей граждан.
[6]В качестве особого фактора следует выделить теневую экономику. Масштабы и разнообразие форм существования теневой экономики в наши дни значительно больше. Она охватила практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира. Это связано с тем, что причины, ее порождающие, весьма разнообразны: экономические, политические, социальные, психологические, моральные, криминальные и т. д.В современных условиях существует ряд угроз, являющихся общими для безопасности большинства стран мира. Они представляют собой серьезные проблемы для эффективного функционирования всей мировой экономики.В начале XXI века наиболее значимыми угрозами экономической безопасности России стали:
Социально-экономическое развитие Анголы
... Обновления) — 8 мест; ФНЛА (Национальный фронт освобождения Анголы) — 3 места НД (Новая Демократия) — 2 места 2. Экономическое развитие Экономика Анголы базируется на добыче и экспорте нефти — 85 ... % ВВП. Благодаря нефтяной составляющей, экономика страны является самой быстрорастущей среди ...
- снижение производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов;
- наличие внешнего долга, опасность обострения финансового кризиса;
- низкая конкурентоспособность продукции;
- высокий уровень бедности населения и качества жизни большей части российского народа;
- утечка капитала.
[3]Чрезвычайно острой геополитической проблемой современной России является проблема обеспечения военной безопасности. Существовавшая в рамках Варшавского договора система обороны разрушилась. Россия практически не имеет (за исключением Белоруссии), союзников, на которых можно было бы опереться в военной области. Многие структуры обороны СССР после его распада оказались также нефункциональными. Разрушена единая система ПВО, в результате чего до настоящего времени ряд воздушно-космических направлений остается неприкрытым, полностью утрачена инфраструктура Черноморского флота, а сам флот оказался практически небоеспособным. Военно-политический союз НАТО вследствие увеличения своих членов за счет постсоциалистических государств значительно приблизился к границам России, укрепился в политическом и военном отношении, что не может не вызывать беспокойства у российского правительства и российских граждан. Особое беспокойство вызывают и участившиеся попытки со стороны НАТО принимать участие в решении международных проблем за счет использования военной силы без санкции ООН и ОВСЕ. [47]Совокупность всех выше указанных факторов, оказывая негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки, может дестабилизировать ситуацию и создать ряд реальных угроз безопасности нашей страны.2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА2.1 Основные положения стратегии экономической безопасности государстваНа современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.Так, 13 мая 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Данный план должен предотвратить кризисное положение в различных сферах страны, важным является недопущение снижения качества жизни россиян и усовершенствование механизма ответных мер, в случае возникновения новых западных санкций.В числе основных угроз названы дискриминационные меры против ключевых секторов экономики, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям, повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ, а также усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития и истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей.В качестве основных направлений государственной политики по обеспечению экономической безопасности определены развитие системы госуправления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения современных технологий, развитие национальной финансовой системы, стимулирование инвестиционного развития и развитие человеческого потенциала. Обращается внимание на необходимость сбалансированного развития российских регионов и использование конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики. Главными задачами развития системы государственного управления авторы стратегии видят, в частности, улучшение инвестиционного климата, деофшоризацию национальной экономики и повышение привлекательности России для бизнеса.Итогом реализации настоящей стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета РФ и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населенияВажными задачами подписанной стратегии экономической безопасности являются:
Экономическая безопасность предприятия в современной экономике
... Российской Федерации в сфере экономической безопасности; раскрыть основные направления обеспечения экономической безопасности предприятия; рассмотреть проблемы и перспективы развития экономической безопасности российских предприятий. Объект исследования – состояние экономической безопасности российских предприятий. Предмет курсовой - система экономических и организационно-управленческих отношений, ...
- предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах;
- повышение качества жизни жителей государства;
- совершенствование уровня ответных мер в случае введения санкций со стороны Запада;
- разработка в течении трех месяцев мер организационного, нормативно-правового и методического характера для реализации данной стратегии и обеспечение ее выполнения.
[37]Решение о разработке и подписании данной стратегии было принято в ответ на новые угрозы и вызовы национальным интересам России. Данный документ определил основные направления государственной политики в сфере экономической безопасности и механизмы решения ключевых задач.Кроме того, кабинет министров должен оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и ежегодно докладывать главе государства о мерах по ее укреплению. Корректировка данной стратегии предусмотрена каждые шесть лет.Стоит отметить, что предыдущая государственная стратегия экономической безопасности была принята в 1996 году. Решение о разработке нового документа было принято на заседании Совета безопасности (СБ) РФ в июле 2015 года. Данный документ выступает документом стратегического планирования, который разработан в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. В стратегии определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.На состояние экономической безопасности существенное влияние оказывают факторы, которые связаны с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.В качестве основных направлений государственной политики по обеспечению экономической безопасности определены развитие системы государственного управления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения современных технологий, развитие национальной финансовой системы, стимулирование инвестиционного развития и развитие человеческого потенциала. Обращается внимание на необходимость сбалансированного развития российских регионов и использование конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.
Понятие экономической безопасности
... определенная стратегия не предполагает быстрого удовлетворения экономических интересов разных субъектов экономической безопасности. Данная проблема не носит существенный характер, если экономическое положение субъектов экономической безопасности достаточно устойчиво. Главной составляющей экономической безопасности является финансовая безопасность. Правильная ...
Список литературы
1. Авдийский, В.И. Национальная экономическая безопасность в условиях глобализации: / Междунар. публ. и частное право. – 2012. – N 2. – С.9-10.
2. Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие: / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко – М.: Альфа М, ИНФРА-М, 2012. – 496 c.
3. Аникин, В.И., Борох, Н.В., Сурма, И.В. Россия в глобальной мировой экономике: конкурентные приоритеты и риски для национальной безопасности: / В.И. Аникин, Н.В. Борох, И.В. Сурма – М.: Восток-Запад, 2013. – 169 с.
4. Аникин, В.И., Сурма, И.В. Современная Россия: методологические аспекты стратегии политического и экономического развития: / В.И.Аникин, И.В.Сурма – М.: Национальная безопасность. №3 (20) – 2012. – с.4-16
5. Архипов, А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения : / Вопросы экономики. – 2008. – №6.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
*
Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.