Исследование нарушений таможенного законодательства, связанных с классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД России

Курсовая работа

Введение

В настоящее время экономическое и научно-техническое сотрудничество между странами характеризуется быстрыми темпами роста международной торговли, появлением на рынке все новых и новых товаров, повышением доли их наукоемкости и технической сложности, повышением требования потребителей к их качеству и надежности.

Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью и сельским хозяйством разных государств и поступающих на мировой рынок, насчитывает сотни тысяч всевозможных видов и разновидностей, которые невозможно достаточно полно изучить каждый в отдельности, если не применять систему их группировки и не систематизировать по отдельным группам однородных товаров.

В практике внешнеторговой деятельности в Российской Федерации для классификации и кодирования экспортных и импортных товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — это общероссийский классификатор, который основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).

ГС — это товарный классификатор, принятый в международной практике (в странах Европейского союза) в качестве товароведческой составляющей для публикации таможенных тарифов и статистики внешнеторговой деятельности.

Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификация и кодирование товаров являются важными составными элементами таможенного дела. От правильного определения кода того или иного товара зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей.

Иными словами, в соответствии с ч.1 ст. Таможенного кодекса РФ при декларировании таможенным органам товары «подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности», для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ.

Статья 124 Таможенного кодекса РФ относит классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности к основным сведениям, подлежащим указанию в таможенной декларации (п. 4 ч.3 ст. 124 ТК РФ).

Ответственность за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств предусмотрена частью второй статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

53 стр., 26493 слов

Внешнеэкономическая и внешнеторговая политика государства

... функционирования внешнеторговой политики в Республике Казахстан. Предмет исследования- внешнеэкономические связи Республики Казахстан, способствующие устойчивому формированию национальной экономики. Структура ... внешнеторговой политики Республики Казахстан, значение интеграционных процессов в выработке внешнеторговой стратегии, предложены перспективные направления развития внешнеторговой деятельности ...

Как показывает статистика, недостоверное заявление кода товара — одно из наиболее часто встречающихся правонарушений в практике таможенных органов России.

В этой связи можно говорить о большой значимости и актуальности поднимаемых в данной работе вопросов, так как знания в области изучения классификационных идентификационных признаков однородных групп товаров, правил классификации товаров, особенностей и характерных примеров правонарушений, связанных с недостоверным заявлением кода товаров, позволят должностным лицам таможенных органов на более высоком профессиональном уровне решать задачи однозначной классификации товара в соответствие с ТН ВЭД, определять достоверность заявленного кода товара, его качество и коммерческую ценность, своевременно выявлять и пресекать противоправные факты в области административного и уголовного законодательства.

Целью данной работы является анализ нарушений таможенного законодательства, связанных с классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

. Раскрытие понятия классификации товаров, сферы применения, построения классификационной системы ТН ВЭД России.

2. Рассмотрение примеров нарушений таможенного законодательства в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

. Анализ судебной практики по делам о правонарушениях, связанных с классификацией товаров.

С целью освещения спектра проблем, составляющих содержание темы, в данной курсовой работе будет проведен анализ теоретической составляющей изучаемого аспекта дисциплины ТН ВЭД России. В первой главе курсовой работы будут рассмотрены сущность, сфера применения, построение классификационной системы ТН ВЭД России, что особенно важно для развития понятийного аппарата и понимания сути проблемы в современных условиях функционирования механизма таможенного дела.

Анализ нарушений таможенного законодательства в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России будет являться целью для рассмотрения во второй главе курсовой работы.

1. Классификация товаров: сущность, сфера применения, построение классификационной системы ТН ВЭД России, .1 Понятие классификации, общие принципы и правила

товар таможенный правонарушение законодательство

«Классификация (от лат. classic — разряд, класс и facere — делать, раскладывать) — система соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов)».

Классификацией в общетеоретическом смысле называется систематизированное разделение множества объектов на подмножества в соответствии с установленными правилами и принципами.

Системы классификации и кодирования товаров необходимы в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах хозяйственной деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов, справочников и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

13 стр., 6460 слов

«Классификация товаров по ТН ВЭД ТС»

... Объектом курсовой работы выступила ТН ВЭД ТС. Предметом – применение ТН ВЭД ТС. Цель курсовой работы – исследовать особенности применения ТН ВЭД ТС при таможенном декларировании и таможенном контроле. Задачи: Рассмотреть особенности классификации товаров по ТН ВЭД. Изучить признаки ...

В сфере таможенного дела классификация товаров занимает одно из ключевых мест, без которой невозможно формирование товарной номенклатуры, эффективное применение и осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ.

Классификация товаров подчинена ряду общих принципов, среди которых необходимо выделить: определение цели классификации, выбор метода и установление числа классифицируемых признаков.

Существует также система признаков и правил классификации.

Под признаком понимают свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).

Из упомянутого выше определения классификации, как систематизированного разделения множества объектов на подмножества, вытекает понятие метода классификации, которым называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод характеризуется жесткой структурой классификации, построенной на принципе субординации, т.е. классификационные группировки низших ступеней строго подчинены группировкам высших ступеней.

Иерархическая система классификации имеет несколько ступеней, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т.е. количеством используемых признаков.

Среди преимуществ иерархического метода выделяют: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокую информационную насыщенность. К недостаткам относят: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

Фасетный метод характеризуется тем, что при делении образуются независимые классификационные группировки; одна и та же совокупность товаров делится многократно и независимо по набору признаков, называемых фасетами.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству и каждая из них характеризует одну из его сторон.

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами. Использование же фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

4 стр., 1597 слов

Классификация экономической информации

... толкования единиц информации в любых экономических системах. Классификация - упорядочение некоторого множества объектов (материалов, изделий, балансовых счетов, видов операций и т.д.) в соответствии с установленными признаками их сходства ... идентификационный код (БИК), структура которого следующая: РР ББББ ККК, где Р - код России, Б - код банка в пределах РКЦ, К - код РКЦ. Достоинствами поразрядной ...

Преимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели, как в вопросах декларирования товара, так и в сфере борьбы с таможенными правонарушениями.

Для классификации товаров используют четыре группы признаков:

) функционально-целевые, отражающие назначение товаров, выполняемые ими функции, цели применения и способы использования;

) генетические, характеризующие происхождение товаров, исходные материалы и сырье;

) технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки, отделку и способы декорирования;

) специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегатное состояние, химический состав, особенности строения, геометрические параметры и размеры, конструкцию, особенности формы, фасоны, модели, марки.

Методы классификации и кодирования находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире.

Классификатор — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Внешнеторговая деятельность России в современных условиях связана с перемещением огромного количества товаров широкого ассортимента. Для осуществления государственного регулирования экспорта и импорта этих товаров в России применяется классификатор товаров отличный от классификаторов используемых в народном хозяйстве внутри страны — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ).

ТН ВЭД РФ утверждается Правительством Российской Федерации и представляет собой систематизированный перечень, товаров, включающих наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения и количества товаров, а также примечания и Основные правила интерпретации.

В основу его построения заложен опыт международной торговли и главным образом положения Конвенции о гармонизированной системе описании и кодировании товаров.

1.2 Сфера применения классификации и построение классификационной системы ТН ВЭД России

Классификация имеет важное значение в вопросах управления качеством и ассортиментом товаров, товародвижения, а также при любых подходах к решению задач систематизации товаров, помогает упорядочению данных, установлению отношений между объектами классификации и общими свойствами этих объектов, изучению структуры и выявлению результатов.

ТН ВЭД — это общероссийский классификатор товаров, применение которого предусмотрено таможенным законодательством, представляющий собой систематизированный определенным образом перечень товаров, обращающихся во внешней торговле. В этом «сборнике» представлена система классификации товаров, предназначенная для их кодирования и идентификации при таможенной обработке.

14 стр., 6542 слов

Применение базисных условий поставки во внешнеэкономических расчетах

... иначе данный вопрос будет решаться на основе норм применяемого права. 1.2 Классификация базисных условий поставки товаров В коммерческой работе внешнеторговых организаций обычно возникает необходимость детального рассмотрения ... в таможенную очистку и осуществление таможенных платежей по терминам FAS и DEQ, а также обязанности по погрузке-разгрузке по термину FCA.Базисные условия поставок товаров в ...

ТН ВЭД включает в себя классификационную систему, состоящую из перечня кодов и наименований товаров международной торговли, расположенных особым способом, примечания и основных правил интерпретации, кроме того, для корректного поиска места товара в номенклатуре и присвоения ему правильного кода разработаны вспомогательные публикации к ТН ВЭД: пояснения к ТН ВЭД, алфавитно-предметный указатель к ТН ВЭД.

В ТН ВЭД России выделяют семь уровней классификации товара:

— разделы;

— группы;

подгруппы;

— товарные позиции;

— подпозиции;

— субпозиции;

— подсубпозиции.

Разделы обозначаются римскими цифрами, они не участвуют в формировании цифрового кода товара, а созданы для удобства пользования номенклатурой. Они включают в себя обширную товарную область.

При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ТН ВЭД в таможенных тарифах, а также указывает значение товара в международной торговле.

Некоторые группы в ТН ВЭД имеют подгруппы. Однако они не принимают участие в формировании кода товара, обозначаются римскими цифрами и созданы лишь для удобства пользования номенклатурой.

Группы делятся на товарные позиции, они также имеют свое имя и цифровое обозначение, состоящее из четырех арабских цифр.

Для более полной характеристики товара, в целях дальнейшей детализации товарная позиция (или позиция) делится на субпозиции, которые также имеют свое имя и цифровое обозначение, состоящее из шести цифр.

При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, но из всей совокупности можно выделить следующие: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, назначение товара в мировой торговле, сезонность, форма, размеры и т. д.

Для последующей детализации используется следующий уровень — подсубпозиции, которые имеют свое наименование и десятизначный код товара, получаемый прибавлением четырех знаков к цифровому обозначению субпозиции.

Таким образом, из сказанного следует, что цифровой десятизначный код товара в соответствии с ТН ВЭД России имеет следующую структуру:

— два первых знака обозначают группу, в которой находится товар;

четыре первых знака обозначают товарную позицию;

шесть первых — субпозицию;

десять знаков — подсубпозицию.

Указанный десятизначный код товара, определенный в соответствии с ТН ВЭД России является основой для:

определения ставки таможенной пошлины;

11 стр., 5350 слов

Таможенно-тарифное регулирование

... РФ). Особенности таможенно-тарифного регулирования 1. Таможенно-тарифное регулирование - форма и способ государственного воздействия на параметры внешней торговли, наряду с нетарифным регулированием, паратарифными платежами и т.д. 2. Таможенно-тарифное регулирование - всегда процесс. Непрерывность товарных потоков ...

применения мер нетарифного регулирования для данного вида товара;

— решения вопроса о начислении и взимании НДС, акциза;

— статистики внешней торговли и таможенной статистики;

— принятия решения компетентными органами, в случае таможенного правонарушения.

Подводя итог первой главе необходимо отметить, что «развитие торговых и экономических связей выдвинуло необходимость разработки стандартизированной таможенной номенклатуры товаров, способной обеспечить:

системную классификацию всех товаров, обращающихся в международной торговле;

международно-единообразную классификацию товаров на приемлемой основе;

принятие общего международного таможенного «языка», который мог быть однозначно понят, облегчая задачи импортеров, экспортеров, производителей продукции, перевозчиков и таможенных администраций;

простоту и определенность терминов при ведении переговоров, применении таможенных соглашений;

международное единообразие и сопоставимость данных для облегчения анализа и сравнения статистики мировой торговли».

Классификация товаров является одним из основных элементов, базовой основой функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования, применения нетарифных мер регулирования и ведения таможенной статистики. Профессиональный подход и глубокие знания в сфере применения товарной номенклатуры позволит сотрудникам таможенных органов на качественно высоком уровне выполнять возложенные на таможенные органы функции, в части касающейся контроля правильность кода, указанного участником ВЭД в таможенных документах, своевременно выявлять и пресекать таможенные правонарушения, связанные с классификацией товаров.

2. Нарушения таможенного законодательства в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, .1 Анализ материалов дел об административных правонарушениях, связанных с недостоверным заявлением кода товара по ТН ВЭД

Анализ деятельности таможенных органов России в первом полугодии 2009г. свидетельствует о росте практически всех показателей правоохранительного блока таможенных органов по линии административного производства. «С января по июнь 2009 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 44428 дел об административных правонарушениях, что на 16,9% больше аналогичного показателя прошлого года (38021)». В том числе отмечен рост административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», по которой, как правило, квалифицируют правонарушения связанные с недостоверным заявлением кода товара по ТН ВЭД. Предметами правонарушений в первом полугодии 2009 года чаще всего являлись автотранспортные средства, текстильные материалы и текстильная продукция, электрические машины и оборудование, продукты питания и напитки.

Практику действий таможенных органов России, связанных с расследованием административных правонарушений, затрагивающих сферу применения ТН ВЭД, рассмотрим на некоторых примерах.

Пример

17 стр., 8257 слов

По Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической Деятельности Российской Федерации q

... торговли? ТН ВЭД России предназначена для сбора статистических данных о внешнеэкономической деятельности и решения задач государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относятся: 1)декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; ...

Закрытое акционерное общество «Научно-технический центр Академии творчества «Форинтек» при декларировании в Московской южной таможне по ГТД в таможенном режиме для внутреннего потребления товара N 3 «растворитель для чернил для каплеструйного печатного оборудования без содержания олифы, не в аэрозольной упаковке, в пластиковых флаконах по 0,95 л. арт. 16-9005Q», товара N 4 «растворитель для чернил для каплеструйного печатного оборудования без содержания олифы, не в аэрозольной упаковке, в пластиковых флаконах по 0,95 л. арт. 16-8705Q», товара N 5 «растворитель для чернил для каплеструйного печатного оборудования без содержания олифы, не в аэрозольной упаковке, в пластиковых флаконах по 0,95 л. арт. 16-8645Q, арт. 16-7135Q», классифицировало его по товарной подсубпозиции 3814 900 0 ТН ВЭД.

Таможенный орган не согласился с заявленным кодом товара и по факту недостоверного декларирования сведений о товаре в части его квалификации по ТН ВЭД было возбуждено дело об административной правонарушении.

Согласно выводам эксперта ЦЭКТУ ФТС России ввезенные в адрес общества товары, именуемые в графе ГТД как «растворители для чернил» и заявленные в подсубпозиции 3814 900 0 ТН ВЭД России, представляют собой часть товара N 3 марки 16-9005Q — смесь этилового спирта 90% об., гидроксид аммония, краситель, часть товара N 5 марки 16-8645Q — смесь из этилового спирта 84% об., пропилацетат, смеси изомеров ксилола; часть товара марки 16-7135Q — этиловый спирт 87% об., пропилацетат 7%, изопропанол 6% и классифицируются в подсубпозиции 2207 000 0 ТН ВЭД России согласно тексту товарной позиции 2207 ТН ВЭД России, товар N 4 марки 16-8705Q — метиловый спирт 96% об., воды, тетрагидротиофен-1-оксид, классифицируется в подсубпозиции 2905 000 0 ТН ВЭД России согласно тексту данной подсубпозиции. Также отмечено, что товар марок 16-9005Q, 16-8645Q, 16-7135Q соответствует определению, данному этиловому спирту денатурированному в Пояснениях к товарной позиции 2207 ТН ВЭД России, т.к. в состав товара марки 16-9005Q входит краситель, марки 16-8645Q — ароматические углеводороды (изомеры ксилола), относящиеся к денатурирующим добавкам. При этом органическим соединением являются только этиловый и метиловый спирт. Вода и гидроксид аммония относится к неорганическим растворителям; тетрагидротиофен-1-оксид не используется в качестве растворителя и добавляется в качестве стабилизатора; смесь изомеров ксилолов, пропилацетат и изопропанол являются ароматическими углеводородами и производными изопропилового спирта, в связи с чем товар не может являться сложным органическим растворителем.

Согласно Правилу 1 Основных правил интерпретации названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.

В соответствии с ТН ВЭД России к товарной позиции 3814 900 0 относятся «Растворители и разбавители сложные органические, в другом месте не поименованные и не включенные; готовые составы для удаления красок или лаков», к товарной позиции 2207 000 0 — «Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта об. % или более; этиловый спирт и прочие спирты, денатурированные, любой концентрации».

7 стр., 3051 слов

Банковская система России: структура, этапы развития

... Федерации. Целью данной работы является исследование построения банковской системы, этапы ее развития и анализ проблем развития банковской системы России. ... по этой причин банк так и не начал функционировать. Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. В ... и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, которые были созданы в 1764 году для поощрения внешней торговли. ...

Таким образом, действия таможенного органа правомерны, общество привлечено к административной ответственности.

Пример

В ходе проверки грузовой таможенной декларации Магнитогорской таможней установлено заявление акционерным обществом «Таможенный брокер», действующего от имени декларанта — открытого акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», недостоверных сведений о коде ТН ВЭД кирпича огнеупорного, необожженного, содержащего МgО. Он был классифицирован обществом в подсубпозиции 6815 000 0 в соответствии с ТН ВЭД как «изделие из камня и других минеральных веществ, содержащее магнезит (МgОС 3
)» со ставкой таможенной пошлины 5%.

В ходе проверки таможня сделала вывод о том, что в ГТД указан недостоверный код товара ввиду отсутствия в нем магнезита. На основании указанных обстоятельств таможней вынесено решение о классификации данного товара в подсубпозиции 6815 900 0 ТН ВЭД «прочие изделия из камня и других минеральных веществ» со ставкой таможенной пошлины 15%.

Неправильное указание обществом классификационного кода повлекло занижение таможенных платежей, подлежащих уплате по представленной ГТД.

В ходе выяснения обстоятельств правонарушения, было установлено, что обществом самостоятельно на основании имеющихся документов при декларировании товара по ГТД был классифицирован указанный товар.

Согласно Правилу интерпретации ТН ВЭД N 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиции и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям. В описании товарной позиции понятие «магнезит» соответствует позиции 2519 ТН ВЭД и означает природный карбонат магния. Ссылка общества на то, что химический состав товара, названный в приложении к контракту, указан как плавленый магнезит, следовательно, обществом правильно классифицирован данный товар, несостоятельна. Из имеющегося в материалах дела заключения эксперта следует, что ввозимый товар не содержит магнезита, доломита и хромита. Также не состоятельна ссылка на содержание магнезита в химическом составе сырья, из которого был изготовлен товар, поскольку при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации имеет значение химический состав товара, а не сырья, из которого он изготовлен.

Таким образом, вывод о неправомерности отнесения товара обществом к коду 6815 000 0 в соответствии с ТН ВЭД сделан правильно.

Протокол об административном правонарушении явился основанием для вынесения таможней постановления по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пример /span>


ООО «Т» произвело таможенное оформление товара «полуфабрикаты в виде геля без содержания спирта и молочных продуктов» не для розничной продажи, используемого в кондитерской промышленности для декорации изделий, — мягкий гель «Белнап нейтральный», состав: вода — 29,3%, глюкоза — 7,6%, мальтоза — 22,6%, сахароза — 26,2%, желеобразователь: пектин (Е440), декстрин, регулятор кислотности, лимонная кислота (Е330), консервант сорбат калия (Е202), изготовитель «Ю». В графе «код товар» было заявлено, что декларируемый товар относится к товарной подсубпозиции ТН ВЭД России — 2106 980 9, ставка импортной пошлины — 15%. Также был оформлен товар «полуфабрикат для приготовления крема «Витала»: сливки для взбивания на растительной основе с добавлением сахара, без содержания спирта и молочных продуктов, используемый в кондитерской промышленности, заявленный в товарной подсубпозиции 2106 980 9 ТН ВЭД России со ставкой ввозной таможенной пошлины 15%. Товар был выпущен в режиме «для внутреннего потребления».

13 стр., 6451 слов

Экономический потенциал России и проблема конкурентоспособности ...

... места, которое занимает в настоящее время Россия в мировой экономике. Задачи работы: дать оценку экономического потенциала России; проанализировать предпосылки включения России в мировое хозяйство; проблемы интеграции России в мировую экономику; оценить потенциал российской конкурентоспособности, определить причины низкой ...

Декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование (графы 9, ГТД), является ООО «Ю». Таможенное оформление произведено таможенным брокером ООО «Т» на основании договора, что также подтверждается графой ГТД.

После выпуска товаров таможенным органом была проведена проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном ст. 361 ТК РФ, которая может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В ходе проведения проверочных мероприятий было установлено, что товар «сливки для взбивания «Витала» производства фирмы «М» (Болгария), в состав которого входит вода (60,8%), растительный жир (25%), молочный белок (казеинат натрия), сахар, эмульгаторы, стабилизаторы, ароматизаторы, классифицируется в подсубпозиции 1517 990 0 ТН ВЭД России. А исходя из состава изделия — мягкий гель «Белнап нейтральный», указанного в графе ГТД, товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 1704 510 0 ТН ВЭД России (ставка таможенной пошлины — 20%).

На этом основании таможня приняла решение о проведении специальной таможенной ревизии в отношении декларанта товара — ООО «Ю» по факту выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях и иных документах.

В рамках проведения специальной таможенной ревизии была осуществлена дополнительная проверка правильности классификации товара, оформленного по упомянутой ГТД.

Проверив представленную ГТД и приложенные к ней документы, таможня приняла решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России. Согласно решению товар, оформленный по ГТД, должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 1517 990 0 ТН ВЭД России — сливки для взбивания «Витала» и в товарной подсубпозиции 1704 510 0 ТН ВЭД России — мягкий гель «Белнап нейтральный». Согласно данным кодам ставка ввозной таможенной пошлины составляет 20%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, что, по мнению таможни, привело к занижению размера подлежащих уплате таможенных платежей.

Указанные обстоятельства послужили основаниями для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Т» по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

2.2 Особенности рассмотрения таможенных споров, связанных с применением Товарной номенклатуры ВЭД

Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, как правило, возможно лишь при условии уплаты декларантом таможенных платежей, к которым статья 110 Таможенного кодекса Российской Федерации относит таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы и различного рода таможенные сборы.

Вследствие этого, одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации, согласно пункту 6 статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, является взимание указанных платежей. Размер таможенных пошлин установлен на основании таможенного тарифа Российской Федерации, которым пункт 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» определен как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В зависимости от присвоенного перемещаемому через таможенную границу товару классификационного кода, таможенным органом применяется та или иная ставка таможенной пошлины и исчисляется ее размер. Различие подходов таможенных органов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, к определению классификационных кодов товаров, влияющих на сумму таможенной пошлины, является причиной возникновения значительного числа арбитражных споров.

«В зависимости от предмета спора их можно разделить на три группы:

) вытекающие из исков о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений на бесспорное списание неуплаченных в связи с неправильным определением классификационного кода товара таможенных платежей и пени;

) связанные с обжалованием постановлений таможенных органов о привлечении участников ВЭД к ответственности за заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости или стране происхождения товаров и транспортных средств, коде товара либо иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;

) связанные с обжалованием постановлений таможенных органов о привлечении участников ВЭД к ответственности за заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещение их под запрашиваемый режим».

Пример /span>


ЗАО «Кранэкс Лизинг» на основании контракта, заключенного с фирмой «Бофглиоли Ридуттори С.П.А.» (Италия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации редукторы механического привода гусеничного полноповоротного экскаватора и оформило их в Ивановской таможне Центрального таможенного управления ФТС РФ в режиме выпуска для внутреннего потребления.

В отношении ввезенного товара Общество заявило код по ТН ВЭД 8483 980 0 «прочие зубчатые передачи, кроме зубчатых колес, цепных звездочек и других отдельно поставляемых элементов передач; шариковые или роликовые винтовые передачи; коробки передач и другие варианты скорости, включая гидротрансформаторы», ставка ввозной пошлины 5 процентов.

В ходе осуществления таможенного контроля Ивановская таможня провела идентификационную экспертизу товара. В соответствии с заключением эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ввозимый товар соответствует наименованию «мотор-редуктор»; находящаяся в его составе гидравлическая часть (гидромотор) по выполняемой функции является основной.

На основании данного заключения таможенный орган определил код ввезенного товара 8412 910 0 «Двигатели гидравлические силовые», ставка ввозной пошлины — процентов, оформив классификационное решение. Уведомлением таможня сообщила декларанту о том, что в ходе проверки таможенной декларации было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров.

Общество скорректировало код товара и доплатило таможенные платежи в связи с чем, товар был выпущен в свободное обращение. ЗАО «Кранэкс Лизинг» не согласилось с решением таможенного органа о классификации товара по коду 8412 910 0 в соответствии с ТН ВЭД и обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о правомерной классификации таможней ввезенного Обществом товара по коду 8412 910 0 ТН ВЭД и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Из правила 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД следует, что классификация товара в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей классификация товара должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаний к ним.

В рассматриваемом случае Общество и таможенный орган классифицировали ввезенный Обществом товар по разным товарным позициям, которые входят в одну товарную группу и раздел XVI, которые имеют примечания.

Согласно пункту 3 примечания к разделу XVI ТН ВЭД комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, другие машины, предназначенные для выполнения двух и более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.

В силу пункта 4 указанного примечания, если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.

«Полно и всесторонне оценив представленные в дело доказательства, в том числе заключения экспертиз, суды обеих инстанций установили, что ввезенный Обществом товар является комбинированным, состоит из редуктора (зубчатой передачи) и гидромотора. Выполняемые данными устройствами раздельные функции последовательно дополняют друг друга. Данное изделие выполняет функцию передвижения экскаватора и входит в механизм передвижения. Гидромотор создает механическую энергию (вращательные движения) путем преобразования гидравлической энергии жидкости, редуктор изменяет скорость вращения. Основной и определяющей функцией товара является функция гидромотора». При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об обоснованной классификации таможенным органом ввезенного Обществом товара по коду 8412 910 0 ТН ВЭД и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Пример /span>


ЗАО «АР Картон» на таможенную территорию Российской Федерации ввезло картон типа «Мультиколор Спешиал» в рулонах, который задекларировало в Краснодарской таможне. Код ТН ВЭД указан в декларации 4810 900 1 «картон мелованный в рулонах».

В решении таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД указано, что ввезенный товар является многослойным мелованным картоном с одним белым наружным слоем из целлюлозы и оборотным слоем из небеленой древесной массы с добавлением макулатурной массы, код ТН ВЭД 4810 300 0.

Таможня выставила требование, в котором предложила обществу уплатить таможенные платежи и пени.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании решения таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД недействительным.

«При рассмотрении дела суд на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и материалов дела пришел к обоснованному выводу о достаточности представленных таможенным органом доказательств, позволяющих классифицировать ввозимый заявителем картон по коду 4810 300 0 ТН ВЭД России».

При декларировании товара обществом описание товара, содержащееся в графе ГТД, не соответствовало заявленному коду ТН ВЭД, что явилось основанием для перепроверки таможенным органом. Кроме того, впоследствии заявителем были оформлены еще две партии данного товара, но уже с наименованием товара (картон с одним беленым наружным слоем) в товарной субпозиции 4810 300 0. В связи с имеющимися противоречиями, а также различными ставками таможенных пошлин таможней было принято решение о направлении проб товара от партии, оформленной по аналогичной ГТД, на исследование в Экспертно-криминалистическую службу Южного таможенного управления.

Суд указал, что идентичность товара, отправленного на экспертизу, с товаром, оформленным по спорной ГТД, подтверждается, поскольку картон получен от одного производителя по одному контракту, одной марки. Заключением эксперта ЭКС ЮТУ установлено наличие одного беленого слоя данной партии картона. Согласно выводам эксперта проба картона идентифицирована как многослойный мелованный картон с одним беленым наружным слоем из целлюлозы и оборотным слоем из небеленой древесной массы с добавлением макулатурной массы.

В соответствии с группой «Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона» раздела Х «Таможенного тарифа Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.11.2001г. N 830 в товарной позиции 4810 «бумага и картон многослойные» к субпозиции 4109 000 относится товар только с одним беленым наружным слоем и пошлина составляет 15%, а в товарной субпозиции 4810 900 — прочие и пошлина составляет 5 %.

Таким образом, критерием отнесением картона к товарной субпозиции по коду ТН ВЭД 4810 300 0 является наличие в многослойном картоне одного наружного беленого слоя.

Общество в кассационной жалобе настаивает на том, что ввезенный им мелованный многослойный картон с одним наружным слоем, состоящим из волокон беленой целлюлозы, не может быть классифицирован по подсубпозиции 4810 300 0 ТН ВЭД России, поскольку не содержит в своем составе беленых слоев. Термин «беленый слой» не идентичен термину «состоящий из беленых волокон»; законодатель отдельно закрепил такие классифицирующие признаки товара как «беленый слой» и «беленые волокна».

Судами проверялись доводы заявителя относительно ошибочной классификации таможенным органом ввозимого картона, однако, они не нашли своего подтверждения.

Декларант не оспаривает, что наружный слой картона состоит из волокон беленой целлюлозы, т.е. целлюлозы, подвергнутой отбеливанию (белению).

Суд обоснованно указал, что в таком случае не имеет значение, кто произвел отбеливание целлюлозы — производитель картона или первоначальный производитель сортированной бытовой и промышленной макулатуры, с использованием которой в дальнейшем изготовлен картон.

Для идентификации картона по товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 4810 300 0 достаточно наличия в его составе одного наружного слоя, цвет которого обусловлен входящими в его состав отбеленными волокнами целлюлозы.

Суд оценил экспертное заключение и признал его соответствующим закону. Вопросы, поставленные эксперту, охватывают всю совокупность критериев, необходимых для однозначной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России. Основной целью проведения экспертизы явилось определение технических характеристик товара, необходимых для его классификации.

Вывод эксперта о том, что товар представляет собой многослойный мелованый картон с одним беленым наружным слоем из целлюлозы положен в основу переклассификации таможней товара в соответствии с ТН ВЭД России.

Суд установил все фактические обстоятельства по делу, всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, заявленные доводы общества и таможни, оценил их в соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признал правильной классификацию спорного товар. Общество не доказало правильность заявленного им при таможенном оформлении товара кода ТН ВЭД России 4810 900 1 «бумага и картон многослойные прочие».

Таким образом, суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Пример /span>


ООО «Читавнештранс» по контракту с фирмой «MLS AG, Switzerland» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и оформило по ГТД товар — «керамический пропант» — наполнитель для скважин.

При декларировании указанного товара в ГТД указан код товара, соответствующий товарной подсубпозиции ТН ВЭД — «глины прочие» (код по ТН ВЭД России 2508 000 0).

При осуществлении контрольных мероприятий Сибирское таможенное управление пришло к выводу о неправильной классификации товара. На основании пункта 3 статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, подпунктов 9, 32, Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной приказом ГТК России от 29.09.2004г. N 85, Управлением вынесено решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, согласно которой товар, задекларированный по спорной ГТД, классифицируется в товарной подсубпозиции — «керамические изделия, прочие» и соответствует коду по ТН ВЭД России 6914 Не согласившись с решением СТУ, ООО «Читавнештранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходил из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.

В соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации и приказом Федеральной таможенной службы России от 29.09.2004г. N «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России» таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном ТК РФ, после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Арбитражный суд Новосибирской области, принимая решение, исходил из учета анализа условий поставки импортированного товара, описания его характеристик и свойств, приведенных в таможенных, товаротранспортных документах, из которого следует, что поставленный в адрес ООО «Читавнештранс» из КНР и оформленный в таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления» по ГТД товар соответствует требованиям ГОСТ N 51761-2001 «Пропанты алюмосиликатные. Технические условия» и в действительности является пропантом.

Из материалов дела следует, что ООО «Читавнештранс» в качестве лица, перемещающего товар (покупателя), и декларанта, продекларировала по ГТД товар — «Керамический пропант» — наполнитель для скважин, фракция: 12/18,16/20 сферичность — 0,9; округлость — 0,9: растворимость в кислотах 3,18%, пропант производства КНР, применяется в нефтегазовой промышленности как наполнитель для нефтяных скважин при гидроразрыве. Керамический пропант, фракции 12/18: 120ТН — 120 мешков, 16/18: 120ТН — 120 мешков.

Одновременно, используя описание товара (в части его характеристик и свойств), приведенное в графе ГТД, как описание керамического пропанта, товар был классифицирован в графе ГТД товарной подсубпозицией 2508 000 0 ТН ВЭД России, относимый соответственно к глинам прочим.

Учитывая изложенное, в процессе контроля правильности классификации товара после завершения его таможенного оформления, СТУ сделан вывод о соответствии импортированного товара ГОСТ Р 51761-2001 «Пропанты алюмосиликатные. Технические условия».

Арбитражный суд, принимая решение, указал, что в соответствии с заключением эксперта ЭКС — регионального филиала ЦЭКТУ ФТС России керамика — изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и др. неорганических соединений. В заключении эксперта содержится вывод о том, что пропанты, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51761-2001, изготавливаются по вышеуказанной технологии получения керамических частиц и аналогичны по физическим и химическим свойствам керамическим пропантам, оформленным ООО «Читавнештранс».

В инвойсах, спецификациях, полученных от продавца и приложенных к каждой ГТД, наименование товара «РRОРАNТ» — пропант. В коммерческих предложениях, прилагаемых к ГТД, товар именуется как «наполнители для нефтяных скважин (керамический пропант)».

Примечания к группе ТН ВЭД России исключают классификацию в данной товарной группе минеральных продуктов, полученных смешиванием, обжигом или с использованием иных технологических способов обработки, если это прямо не указано в товарной позиции.

В соответствии с примечанием N 1 к группе ТН ВЭД России в данную группу включаются только «керамические изделия, подвергнутые обжигу после формовки».

Согласно указанным заключениям, суд подержал выводы таможенного органа о том, что товар, заявленный как керамический пропант, применяемый в нефтегазовой отрасли как наполнитель для нефтяных скважин при гидроразрыве, представляет собой «насыпную массу в виде множества гранул, светло-коричневого цвета, имеющих высокую прочность (сопротивление раздавливанию)».

На основании сведений о количественных и качественных характеристиках товара следует, что ввезенный товар изготовлен из глин, однако обладает дополнительными свойствами, не присущими глинам, а именно сферичность, округлость, регламентированный диаметр, прочность при раздавливании. Перечисленные свойства являются определяющими свойствами ввозимого товара (пропанта).

Эти свойства обусловлены наличием стадий формирования и последующего высокотемпературного обжига в процессе производства данных изделий. Такие изделия, полученные из глин и подвергнутые высокотемпературному обжигу после формовки, называются керамическими изделиями.

Таким образом, принимая решение, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что «на территорию Российской Федерации ввезен и продекларирован товар, поименованный керамическим пропантом; соответствующий по наименованию, физико-механическим характеристикам и свойствам, физико-техническим критериям (показателям), но гранулометрическому составу и форме, по области применения условиям контракта и ГОСТ Р 51761-2001 «Пропанты алюмосиликатные. Технические условия».

Пример /span>


Обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом СТК» в период с 01.01.2007г. по 03.07.2007г. во исполнение внешнеторговых договоров из Китая ввезены транспортные средства: тягачи седельные разных моделей в количестве штук и грузовые автомобили — самосвалы разных моделей в количестве 245 штук по грузовым таможенным декларациям.

Ввезенные транспортные средства классифицированы обществом по кодам ТН ВЭД России: 8701 101 2 для тягачей седельных, и 8704 910 4 для грузовых автомобилей — самосвалов, со ставками ввозных таможенных пошлин в 5%.

На основании решения начальника таможни Благовещенской таможней проведена специальная таможенная ревизия в отношении общества по вопросу достоверности сведений, заявленных в ГТД за период с 01.01.2007 по 03.07.2007, в ходе которой установлено, что заявленные сведения о величине выбросов вредных веществ в выхлопных газах, которые влияют на установление субпозиции при определении кода по ТН ВЭД России, и, соответственно, на размер ставок ввозных таможенных пошлин, не подтверждены документально.

В частности, таможенным органом установлено, что средства измерения, используемые Центром лабораторного анализа и технических изменений по Амурской области при оформлении протоколов измерения выбросов отработанных газов, не могут быть использованы для подтверждения соответствия двигателя автомобиля требованиям Правил ЕЭК ООН № 49.

Таможенным органом указано, что обществом при таможенном оформлении ГТД не подтверждены сведения о величине заявленных выбросов в выхлопных газах тягачей седельных и грузовых автомобилей — самосвалов, поскольку результаты по содержанию вредных веществ в отработавших газах автомобилей были получены филиалом ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» «ЦЛАТИ по Амурской области» с использованием циклов, отличных от циклов ESC, ERL и ETC, в связи с чем не могли являться основанием для классификации седельных тягачей в подсубпозиции 8701 101 2 ТН ВЭД России, а самосвалов — 8704 910 4 ТН ВЭД России.

Установив данные обстоятельства, таможенный орган вынес оспариваемые решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, которыми ввезенные транспортные средства классифицированы по кодам ТН ВЭД России: 8701 101 9 — прочие (для тягачей седельных), и 8704 910 9 ТН ВЭД России — прочие (для самосвалов), для которых предусмотрены ставки ввозных таможенных пошлин в 15% и 10% соответственно.

Не согласившись с вынесенными решениями таможенного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001г. № 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемым при осуществлении внешнеэкономической деятельности», к товарной позиции 8701 ТН ВЭД отнесены трактора, а к товарной позиции 8704 ТН ВЭД отнесены моторные транспортные средства для перевозки грузов. Указанные позиции подразделяется на ряд подсубпозиций, в том числе 8701 101 2 и 8704 910 4 — соответствующие техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах: оксидов углерода — не более 2 г/кВт.ч; углеводородов — не более 0,66 г/кВт.ч; оксидов азота — не более 5 г/кВт.ч. Требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания, установлены техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005г. № 609. Из приведенных нормативных положений следует, что классификация автомобильной техники в подсубпозициях определяется по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Пунктом вышеназванного регламента предусмотрено, что порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН. Порядок проведения замеров вредных веществ осуществляется в соответствии с процентами испытаний — ESC, ERL и ETC, установленными Правилами ЕЭК ООН № и ГОСТом Р.41.49-2003. Арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что обществом в подтверждение ввезенных транспортных средств техническим требованиям представлено: заключения филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» «ЦЛАТИ по Амурской области», выводы которых основаны на требованиях ГОСТ. Р 41.49-2003 и на результатах испытаний, изложенных в протоколах, где указаны параметры отработавших газов всех автомобилей: оксидов углерода — не более 1,5 г/кВт.ч; углеводородов — не более 0,46 г/кВт.ч; оксидов азота — не более 2 г/кВт.ч. Кроме того, обществом были представлены сертификаты соответствия, выданные ООО «Находкинский центр сертификации» на основании документальной экспертизы протоколов испытаний. Таким образом, арбитражные суды сделали правильный вывод о том, что общество должно было представить таможенному органу при таможенном оформлении транспортных средств достоверные документы, подтверждающие количественное содержание вредных веществ в отработавших газах автомобилей, в соответствии с процедурами испытаний ESC, ERL и ETC, установленными Правилами ЕЭК ООН № и ГОСТом Р.41.49-2003. «Поскольку соответствие ввозимых транспортных средств указанным позициям должен доказать декларант путем представления документов, подтверждающих соответствие ввозимой техники техническим требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах, документов, подтверждающих количественное содержание вредных веществ в отработавших газах транспортных средств, в соответствии с процедурами испытаний ESC, ERL и ETC, установленными Правилами ЕЭК ООН № и ГОСТом Р.41.49-2003, что обществом сделано не было, суды обоснованно пришли к выводу о законности решений таможни об отсутствии оснований для классификации седельных тягачей в субпозиции 8701 101 2 ТН ВЭД России, а самосвалов в субпозиции 8704 910 4 ТН ВЭД России».

В качестве выводов по второму вопросу следует отметить, что анализ правонарушений в таможенной сфере в России показывает об оказании значительного влияния на их характер за последние несколько лет ряда таких факторов как максимальное сближение российского законодательства с существующими в международной практике стандартами таможенного дела, определение четких и стабильных правил перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, обеспечение перехода от тотального таможенного контроля в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств к системе управления рисками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже неоднократно отмечалось в данной работе, правильное определение кода товара очень важно, так как является основой для применения в отношении того или иного товара мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В целом ряде случаев код товара может определить и особенности таможенного оформления (например, ограничения по местам декларирования) и таможенного контроля товара. Достаточно отметить, что в настоящее время действуют 9 Указов Президента Российской Федерации, более 200 постановлений Правительства Российской Федерации и более 500 нормативных актов ФТС (ГТК) России по различным вопросам внешнеэкономической деятельности, положения которых опираются на коды ТН ВЭД.

Последствия неверного определения кода для участника внешнеэкономической деятельности могут быть самыми неприятными. Например, может оказаться, что требуется уплатить существенно большую сумму таможенных платежей по сравнению с планируемой, или требуется представление разрешительных документов, которые не были вовремя получены участником внешнеэкономической деятельности, или даже встанет вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Исключить ошибки при классификации товаров можно, лишь хорошо владея теми принципами и правилами, которые заложены в ТН ВЭД, а это далеко не так просто.

«Основная сложность здесь заключается в том, что, критерии отнесения товаров к той или иной позиции ТН ВЭД не всегда достаточно четки. В таких случаях решающую роль играют прецеденты принятия таможенными органами решений по классификации тех или иных товаров, а также международная практика и, прежде всего, практика Всемирной таможенной организации».

Большое значение в решении возникающих проблем может оказать принятие предварительных решений о классификации и происхождении товаров.

Данный показатель характеризует деятельность таможенных органов, направленную на усиление контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и заявлением страны происхождения товаров.

Значение показателя планируется увеличить с 1100 единиц в 2006 году до 1250 в 2010 году, за счет широкого информирования участников ВЭД о практике применения процедуры принятия предварительных решений о классификации и происхождении товаров. Что в свою очередь выводит на качественно новый уровень выполнение одной из основных тактических задач таможенных органов России — смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также на этап после выпуска товаров в свободное обращение.

Решение указанной тактической задачи будет способствовать реализации стратегических целей развития таможенных органов:

повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Андреева Е.И. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. Москва.: РИО РТА, 2007. — 124 с.

2.Тимошенко И.В. Таможенное право России. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. — 512 с.

3.Таможенный кодекс Российской Федерации. [Электрон. ресурс]: Правовой портал КАДИС. Режим доступа: World Wide Web. URL:

.Постановление Правительство РФ №830 от 30.11.2001г. «О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2003г. N 718, от 28.07.2006г. N 468, от 16.11.2006г. N 695, от 27.11.2006г. N 718, от 23.12.2006г. N 795, от 30.12.2008г. N 1079, от 30.04.2009г. N 372).

[Электрон. ресурс]: Информационно-консультационная система «Виртуальная таможня». Режим доступа: World Wide Web. URL: =14&action=show&id=143

5.Приказ Центрального таможенного управления от 27.02.2004г. №118 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России в рамках системы управления рисками». [Электрон. ресурс]: Информационно-консультационная система «Виртуальная таможня». Режим доступа: World Wide Web. URL: =show&id=3982

6.Административная ответственность за недостоверное декларирование товаров и транспортных средств. Статья от 07.06.2008г.[Электрон. ресурс]: Правовой портал КАДИС. Режим доступа: World Wide Web. URL:

7.Чуков А.М. Практические аспекты классификации товаров для таможенных целей. Статья. [Электрон. ресурс]: Международная ассоциация по правовым и налоговым вопросам. Режим доступа: World Wide Web. URL:

8.Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2008 — 2010 годы. [Электрон. ресурс]: Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.customs.ru/common/img/uploaded/files/Lichkun_obzhalovaniya/Razdel_1.doc

9.Информация Главного управления таможенных расследований и дознания, Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов за первое полугодие 2009 года. [Электрон. ресурс]: Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/ru/right_def/investigations/detail.php?id286=6006&i286=1

10.Жиряева Е.В. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. [Электрон. ресурс]: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии. Режим доступа: World Wide Web. URL:

.Обзор Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа «Особенности рассмотрения таможенных споров, связанных с применением Товарной номенклатуры ВЭД». [Электрон. ресурс]: Объединенный юридический портал «Налоги, ВЭД, Таможня». Режим доступа: World Wide Web. URL: 2008/03/12/klassificakiia_190.html

12.Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от августа 2007 г. N А17-1634/2006. [Электрон. ресурс]: Объединенный юридический портал «Налоги, ВЭД, Таможня». Режим доступа: World Wide Web. URL: klassificakiia/2008/03/12/klassificakiia_175.html

13.Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от июля 2007 г. N Ф08-4415/07-1721А. [Электрон. ресурс]: Объединенный юридический портал «Налоги, ВЭД, Таможня». Режим доступа: World Wide Web. URL: sudpracttam/klassificakiia/2008/03/12/klassificakiia_176.html

14.Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от марта 2007 г. N Ф04-1763/2007(32816-А45-27).

Объединенный юридический портал «Налоги, ВЭД, Таможня». Режим доступа: World Wide Web. URL: sudpracttam/klassificakiia/2008/03/12/klassificakiia_179.html

15.Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 ноября 2008 г. № Ф03-4568/2008. Судебная практика. [Электрон. ресурс]: Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru/ru/activities/decisions12/detail.php?id286=605&i286=2